Какие свойства былинного богатыря присущи ермаку
Анонимный вопрос · 7 декабря 2018
1,3 K
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
Богатырям в целом свойственный такие черты характера как мужественность, храбрость, отвага, доброта, отзывчивость, дружелюбие, патриотичность. А также каждому богатырю свойственна определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец — самый сильный и отважный русский богатырь. Добрыня еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость.
Какие черты характера были у Жилина?
Интересуюсь искусством, музыкой, литературой, в свободное время и компьютерные…
Он добрый и милосердный персонаж (помогает своей старенькой матери, мастерит кукол дочери того, кто его заточил), смелый и упрямый (повторяет свой побег, хоть тот и был провален в первый раз), оптимистичный и энергичный, но осторожный и внимательный, сильный и выносливый (не только физически), умный и сообразительный (начал учить татарский находясь в плену), надежный и благочестивый (не бросил своего товарища). Персонаж действительно замечательный и достоин уважения.
Прочитать ещё 4 ответа
Богатая мимика — это хорошо? От чего зависит ее развитость?
Красивое украшение на маминой шее
От чего зависит — не знаю, но сколько себя помню, всегда было при мне. Возможно, развилось из-за того, что в детстве успешно получалось манипулировать родственниками ради покупки вкусняшек и кукол 😀
И дар и проклятие, если честно. С приятными мне людьми помогает наладить контакт и расположить к себе, просто потому что по лицу всегда видно, что и в общении заинтересована, да и в человеке в целом. Но все прекрасно знают эти ситуации, когда нужно строить из себя паиньку и говорить как ты счастлив тут оказаться. Вот тут-то иногда и возникают проблемы: стоит не так улыбнуться или посмотреть — все — все летит во всем известную щель. В свое время очень помогла театральная студия. Если научиться правильно этим пользоваться — будет только играть на руку и выставлять вас в максимально выгодном для вас свете)
Если не обладаете — также театральная студия в помощь, всему научат и со всем помогут. Главное — желание.
Прочитать ещё 1 ответ
Какие приёмы помогают представить голову богатыря?
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
Если речь идет о голове богатыря в поэие «Руслан и Людмила», то прежде всего, это эпитеты, с помощью которых автор рисует перед читателем образ грозной и удивительной головы:
«…Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в темной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь. «
Кроме того, Пушкин использует гиепрболу, чтобы описать то страшное впечатление, которое производит голова на Руслана:
«…И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.»
«…В своей ужасной красоте
Над мрачной степью возвышаясь,
Безмолвием окружена,
Пустыни сторож безымянной,
Руслану предстоит она
Громадой грозной и туманной. ««…Тогда, от ярости немея,
Стесненной злобой пламенея,
Надулась голова; как жар,
Кровавы очи засверкали;
Напенясь, губы задрожали,
Из уст, ушей поднялся пар ….»
Какие черты русского национального характера подчеркнуты в Илье Муромце?
Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится.
Илья Муромец — воплощение национального характера русского народа. Он мужественный, добрый, и отважный. Силен не только телом, но и духом. Он настоящий патриот и глубоко верующий христианин. Илья спокойный, уравновешенный и уверенный в себе. Богатырь защищает простой народ и готов отдать жизнь за свою Родину.
Талант это врождённое или приобретенное?
Студентка-архитектор из МАрхИ, романтик, любитель всего завлекательного
Приобретённое. Все мои учителя говорят: талант-это 1% склонности к делу и 99% труда.
Вообще по мне, слово это неправильное какое-то. Оно социализированное и обобщенное. Как и слово «ум».
Кого мы называем талантливыми? Тех, кто выбился в определенной сфере. Почему, например, про молодого юношу, выступающего на конкурсе, говорят, что он талантлив? Наверное потому, что в детстве ему купили инструмент, он ходил в музыкальную школу и прилежно там учился. По мне, весь этот опыт и труд обозначать словом «талант» и придавать этому слову значение «одарённости», неправильно.
Прочитать ещё 2 ответа
Сегодня я хочу немного отвлечься от основной темы моего блога и поговорить о, пожалуй, самой известной русской картине, изображающей русских воинов — «Богатырях» Виктора Михайловича Васнецова. Русский фольклор (совершенно незаслуженно забытый многими сегодня) — одна из важнейших тем в его творчестве, и Виктор Михайлович оставил после себя огромное наследие, достойное детального разбора.
А вот и виновник сегодняшней статьи!
В моем блоге мы говорим о вооружении на Руси. Так давайте разберем эту картину именно с точки зрения доспехов и оружия богатырей (забегая вперед скажу, что с этим у Васнецова всегда все было очень хорошо).
Илья Муромец.
Главный герой русского богатырского эпоса по праву занимает центральное место в композиции картины. Его вооружение, в отличие от других богатырей — чисто русское. Илья вооружен копьем и палицей, также видны стрелы, что позволяет нам говорить о том, что художник вручил ему еще и лук (что логично). Копье Ильи — вполне стандартное, а вот огромная литая стальная палица — явная гипербола, показывающая богатырскую силу героя (обычные палицы были поменьше и, конечно, стальной была лишь их боевая часть — этого более чем хватало, чтобы отправить врага на тот свет, невзирая на его доспехи).
Неплохой рисунок дробящего оружия, применяемого на Руси. Как видите, боевая часть не превышает размер кулака.
Богатырь носит кольчугу прямо поверх одежды (тоже вполне исторично), а на его голове невысокий сфероконический шлем. К сожалению, поза Ильи не позволяет нам говорить о форме его щита, но, судя по цвету, он стальной (еще одна гипербола).
Рисунки русских шлемов, основанные на археологических находках. Шлем Ильи Муромца весьма похож на Черниговский.
Подводя итог, можно сказать, что вооружение Ильи Муромца соответствует раннему средневековью (XI-XII века) и его социальному статусу (крестьянский сын не мог позволить себе богато украшенные доспехи и оружие).
Вот нашел кольчугу, похожую на изображенную на картине.
Отдельно стоит отметить богатырского коня Ильи — его размеры и мощь соответствуют силе героя, но явно противоречат историческим реалиям — кони на Руси не отличались большими размерами, зато были выносливыми и не требовали особого ухода (в отличие от коней западноевропейских рыцарей, больших и очень сильных, но крайне прожорливых и мало приспособленных к долгим переходам).
Добрыня Никитич.
Согласно былинам, Добрыня был сыном рязанского воеводы Никиты и служил киевскому князю Владимиру. В своей картине Васнецов ясно указал нам на высокий социальный статус богатыря, весьма интересно обыграв этот факт. Оружие Добрыни — первый пример его высокого положения в обществе. Мечи на Руси (как, впрочем, и везде) стоили очень дорого и, фактически, являлись статусным предметом. Кроме того, меч требует от своего владельца гораздо лучших навыков боя, чем копье и булава Ильи Муромца. Очевидно, что сын воеводы с детства готовился стать воином. Любопытно также и то, что меч является единственным оружием Добрыни (что не соответствует историческим реалиям).
Археологические находки русских мечей.
Еще больше положение богатыря в обществе отражают его доспехи. На голове Добрыни цилиндроконический шлем с полями. Подобные шлемы пришли на Русь из Византии, однако, были весьма редкими. Такие шлемы использовали воины Новгородской республики, но широкого распространения они так и не получили. Шлем Добрыни относится к XIII-XV веку и стоил в те времена целое состояние.
Фото цилиндроконического шлема с полями. Почти все из найденных шлемов богато украшены, что говорит о статусе их владельцев. На шлеме Добрыни на картине можно разглядеть позолоту — все соответствует историческим реалиям.
Самая странная часть вооружения знатного богатыря — его корпусный доспех. Судя по всему, это чешуйчатый доспех XIV-XV века с дощатой защитой рук от плеча до локтя, надетый поверх двух (!) кольчуг, причем нижняя кольчуга еще и с длинными рукавами. Весит подобное облачение порядка 30-35кг. Нужна воистину богатырская силушка (и соответствующая выносливость), чтобы сражаться в таких доспехах.
Подобные доспехи носили воины Новгородской республики (конечно же это реконструкция).
Круглый щит Добрыни никак не соответствует его доспехам. Круглые щиты на Руси использовали до перехода на тактику конного боя, но тогда они были раза в два больше. Для всадника же такой щит неудобен.
Рисунок-реконструкция новгородского воина. Его щит типичен для восточной европы XV века.
Если не брать в расчет художественные преувеличения, то доспехи Добрыни Никитича соответствуют новгородским XIV-XV веков. Новгородская республика во все времена своего существования славилась богатством, а вооружение ее воинов было самым тяжелым и наиболее приближенным к «рыцарскому» на всей территории Руси. Потому-то, видимо, художник и «снарядил» богатыря подобным образом (былинный образ Добрыни Никитича максимально приближен к западноевропейскому идеалу рыцаря без страха и упрека).
Прекрасная фигурка новгородского воина. Подобные щиты также активно использовались.
А вот конь Добрыни явно уступает размерами Илюшиному. Думаю, здесь играет роль распределение богатырей по силе: Илья Муромец превосходит Добрыню в физической мощи (это прекрасно видно на картине), и конь ему нужен соответствующий.
Статья получилась немаленькой, и я решил разбить ее на две части. Спасибо!
Кто не знает народного героя, присоединившего Сибирь к России? Имя Ермака давно стало легендарным. Легендарным настолько, что уже трудно отделить реальность от вымысла. «Вокруг света» разоблачает мифы об атамане казаков, попавшие в его жизнеописания — фольклорные, летописные и даже научные
Ермак — покоритель Сибири
Действительно, в начале осени 1582 года отряд казаков под предводительством Ермака отправился через Уральские горы в поход на Сибирское ханство. 5 ноября (н. ст.) казаки разгромили войско сибирского хана Кучума, превосходившее их числом в несколько раз, заняли столицу — Кашлык, или Искер (в 17 километрах от современного Тобольска), — и начали облагать окрестные племена данью от имени русского царя. Следующим летом первопроходцы отправили в Москву посольство с докладом Ивану Грозному, что «его государевы люди, атаман Ермак Тимофеев с товарыщи, царъство Сибирское взяша и многих живущих ту иноязычных людей под его государеву царъскую высокую руку подвели».
На самом деле
Покорением Сибири поход 1582–1585 годов можно назвать с натяжкой. Казаки не продвинулись дальше Иртыша, а по итогам кампании победил все же хан Кучум. 16 августа (н. ст.) 1585 года Ермак был убит воинами Кучума в ночном сражении, когда возвращался с отрядом из вылазки к юго-восточным рубежам ханства. После этого казаки, которых осталось меньше сотни, решили, что дольше они в Сибири не продержатся, и ушли обратно за Урал. Сибирский хан вернул себе земли и столицу, однако его могущество было подорвано. Москва посылала в регион отряд за отрядом. Через полвека после гибели Ермака русский первопроходец Иван Москвитин добрался до берегов Тихого океана.
Ермак был выходцем из Ногайской орды
Истории о покорителе Сибири рассказывали не только на Руси. По тюркской легенде, Ермак происходил из Ногайской Орды и занимал там высокое положение, но все же не равное статусу княжны, с которой у него случился роман. Брат девушки разгневался, узнав об их связи, и Ермаку пришлось спасаться бегством на Волгу, где он и подался в казаки. В Новейшее время — в 1996 году — в журнале «Наука и религия» появилась экзотическая и не подтвержденная ни одним источником теория, что Ермак, которого якобы звали Ер-Мар Темучин, был, как и сибирский хан Кучум, потомком Чингисхана, а в Сибирь отправился отвоевывать полагавшийся ему по праву престол.
На самом деле
В русских письменных источниках ничего не сказано о восточном происхождении атамана. В летописях приводится несколько версий о месте его рождения в пределах Московской Руси. Вариантов настоящего имени Ермака насчитывается с десяток — Герман, Василий Аленин, Ермолай, Тимофей, Еремей…
Отряд Ермака отправился завоевывать Сибирь для царя
«Завоюем мы царство Сибирское, покорим его мы, братцы, царю белому» — так в исторической песне обозначили цель похода казаки.
На самом деле
Решение покорять новые земли от имени царя люди Ермака приняли на общем совете уже после первых успехов экспедиции. Скорее всего, казаков изначально наняли уральские солепромышленники Строгановы, чтобы нанести удар по хану Кучуму, чьи воины совершали набеги на их владения. А Иван IV сперва был даже против подобной внешнеполитической «самодеятельности». Наместник Чердыни, главной царской крепости в Пермском крае, Василий Пелепелицын написал государю донос на Строгановых, не приславших ему военную помощь в обороне от «сибирских людей», но при этом отправивших отряд в дальнюю экспедицию за Урал. Кляуза возымела действие: в послании промышленникам в ноябре 1582 года государь, грозя опалой, потребовал вернуть Ермака со товарищи из похода. Но когда царское письмо еще только запечатывали, казаки уже были далеко — осваивались в завоеванной столице Сибирского ханства.
Ермак ограбил персидское посольство к русскому царю и бежал за Урал, опасаясь казни
В фольклоре атаман выглядит этаким Робин Гудом — благородным разбойником, которого государь прощает за доблесть. Разбойником, только не благородным, представал любой вольный донской или поволжский казак в летописях, где пересказывалась история о том, как Ермак и его люди приняли послов персидского шаха, шедших по Волге, за купеческий караван, напали на них и взяли в плен. Потом, поняв ошибку, отпустили, но царь все равно приказал схватить виновных и повесить. И тогда Ермак «с дружиною», как сказано в Кунгурской летописи, «здумали бежать в Сибирь разбивать, обратя струги по Волге и по Каме вверх».
На самом деле
То скандальное нападение случилось уже после смерти Ермака. Однако его соратники, Иван Кольцо, Никита Пан и Савва Болдыря, за год до сибирской кампании участвовали в нападении на посольство Ногайской Орды. Иван Грозный, втянутый в то время в войну на западных рубежах, был заинтересован в мире с ногайцами, и трем товарищам Ермака действительно «светила» виселица, так что они, вероятно, были рады возможности отправиться в дальний поход.
С помощью военной хитрости Ермак помог царю в 1552 году взять Казань
«Ты позволь мне, Царь, Казань город взять. А возьму я Казань ровно в три часа». Сказители приписали народному герою участие в самой знаменитой победе Ивана Грозного. Согласно историческим песням, Ермак посоветовал царю сделать подкоп под вражеские укрепления и подорвать оттуда стены Казани. Сам же атаман и его отряд якобы пришли к татарам под видом наемников и предложили свои услуги. Когда казаков впустили в город, они захватили пушки и открыли ворота русским войскам.
На самом деле
Сведений об участии Ермака в казанской кампании нет ни в одном письменном источнике.
В войске, выступившем в поход на Сибирское ханство, было 5000 человек
Такую внушительную цифру приводит тобольский хронист рубежа XVII– XVIII веков Семен Ремезов, но это преувеличение, взятое из уральских легенд, которые собирал и использовал летописец в «Истории сибирской».
На самом деле
Людей, пошедших за Ермаком, было, как потом докладывали сами казаки в Москве, всего 540 человек (эта цифра, взятая из отчета, поданного в Посольский приказ, упомянута в «Погодинском летописце»). Строгановы, по данным из их архива, усилили отряд Ермака тремя сотнями своих людей. Однако специалист по истории Московской Руси, доктор исторических наук Руслан Скрынников отмечает, что солепромышленники, которым и самим не хватало бойцов для обороны от набегов из-за Урала, могли отправить с отрядом первопроходцев не более 50 человек — такую цифру приводит один из осведомленных летописцев.
Ермак распространял в Сибири христианство
В «Синодике Ермаковым казакам», чтением которого с XVII века поминали на церковных службах сибирских первопроходцев, сказано, что атаман с товарищами решились на трудный и опасный поход, в том числе горя желанием обратить в православную веру местных язычников и мусульман и «разорити их богомерская и нечестивая капища». Составить «Синодик…» распорядился в 1621–1622 годах Киприан — первый архиепископ Тобольска, одного из русских форпостов в Сибири. Иерей создавал местным народным героям репутацию мучеников за веру, чтобы укрепить позиции церкви в регионе.
На самом деле
Казаки добивались от местных жителей подчинения русскому царю, а вопросы религии их мало интересовали. Беря с данников клятву верности московскому государю, люди Ермака требовали от них целовать не крест, а по казацкому обычаю саблю. А Ермак, согласно Кунгурской летописи, даже обращался за предсказаниями к местному шаману.
У Ермака был двойник
Когда русские полки летом 1581 года атаковали принадлежавший польскому королю город Могилев, его комендант в отчете об этом событии упомянул и атамана Ермака Тимофеевича. Поскольку в некоторых летописях начало сибирского похода датируется сентябрем 7090 года от сотворения мира, то есть по современному летоисчислению 1581-го (учитывая, что год начинался 1 сентября), ряд историков предполагали, что в документах упомянуты две исторические персоны с одинаковым именем и отчеством, иначе непонятно, как Ермак мог почти одновременно оказаться в двух местах.
На самом деле
Как доказал Руслан Скрынников, экспедиция в Сибирь началась годом позже, в 1582-м, и атаману хватило времени дождаться на царской службе русско-литовского перемирия и потом уйти с западных рубежей на Урал искать новые источники дохода.
Ермак был колдуном, и воевать ему помогали черти
Этнограф XIX века Иоасаф Железнов пересказывал уральское предание о том, что атаман повелевал несколькими «бесами-шишигами»: «Где рати недоставало, там он и выставлял их». При этом Ермак считался «полезным» чародеем, так как употреблял свою власть над нечистыми духами на благие цели.
На самом деле
В народном фольклоре воинское искусство талантливых и удачливых исторических личностей часто объяснялось магией. Так, современник Ермака, казацкий атаман Миша Черкашенин, по легенде, был заговорен от пуль и сам умел заговаривать пушки.
Царь пожаловал Ермаку титул князя Сибирского
Эта легенда фигурирует и в народном фольклоре, и в летописях XVII века, откуда она, по-видимому, попала в современные энциклопедии.
На самом деле
Документы из архива Посольского приказа это не подтверждают. Иван Грозный вряд ли даровал бы титул атаману вольных казаков, ушедших в Сибирь по собственному почину, и тем более не доверил бы ему власть в регионе.
В награду за покорение Сибири Ермак получил две дорогие кольчуги, которые стали причиной его гибели
По преданиям, царь не ограничился пожалованием княжеского титула и послал героическому атаману шубу со своего плеча и драгоценные доспехи, отделанные золотом. Обе кольчуги якобы были на Ермаке во время его последней битвы. Когда предводитель казаков бросился в Иртыш, пытаясь доплыть до лодки, доспехи увлекли его на дно.
На самом деле
Как пишет Скрынников, «согласно документам из архива Посольского приказа, царь Иван Грозный в полном соответствии с разрядной практикой пожаловал казаков «многим жалованьем — деньгами и сукном», а Ермака и атаманов наградил золотыми (монетами). Вопреки поздним преданиям, Ермак не получил ни панцирей, ни шубы с царского плеча».
Тело Ермака нашли враги, и оно оказалось чудотворным
В Ремезовской летописи приводится легенда о том, как останки атамана выловил из Иртыша рыбак-татарин, и воины сибирского хана съехались посмотреть на труп поверженного врага, вонзали в него стрелы, «и кровь его течаше, яко из живаго». Потрясенные тем, что тело не разлагается шесть недель, да еще и обладает свойством исцелять больных, «бусурмане» якобы начали почитать Ермака как бога, похоронили с почестями и жертвоприношениями.
На самом деле
Никто не знает наверняка, что случилось с телом Ермака и есть ли у атамана могила.
Фото: Fine Art Images / Legion-Media (x4), iStock, RKLAW TON (CC-BY)
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2015