Какие существуют свойства занятий
Типы учебных занятий — это группы единиц учебных процессов, выделенные по определённым основаниям.
Содержание понятия «учебное занятие»[править | править код]
Учебное занятие — это целостный фрагмент учебного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи (цели), содержания образования, методов и средств обучения[1]. Оно ограничено рамками времени и осуществляется в рамках определённого первичного объединения (коллектива) обучающихся и педагогов: школьного класса, студенческой группы и т. п.
Понятие «учебное занятие» и понятие «форма организации обучения» относятся к разным группам понятий[2].
Понятие формы организации обучения односторонне отражает объект — процесс обучения, а понятие учебного занятия охватывает этот объект во многих его опосредствованиях и отношениях, то есть является логически конкретным образом целостной единицы учебного процесса.
Однако учебное занятие может рассматриваться не только как единица процесса обучения, но и как конкретная форма его организации, если отвлекаться от логически конкретного образа целостной единицы учебного процесса.[3]
Типологии учебных занятий[править | править код]
В дидактике существуют различные подходы к типологии учебных занятий.
Типология историко-педагогического происхождения[править | править код]
Традиционная типология учебных занятий имеет историко-педагогическое обоснование (учебные занятия назывались по мере возникновения их конкретных вариантов).
В традиционной типологии учебных занятий обычно выделяются:[4]
- урок,
- лекция,
- семинар,
- мастер-класс
- экскурсия,
- лабораторная работа,
- контрольная работа (экзамен, коллоквиум, зачёт…),
- конференция,
- др. виды учебных занятий.
Какой-либо системы общих оснований, по которой выделяются все эти виды учебных занятий, не существует. В основу выделения того или иного вида положены частные (отдельные) признаки: либо дидактические цели, либо состав обучающихся, либо место проведения, либо продолжительность, либо содержание деятельности преподавателя и учащихся, либо учебные средства.
Отсутствие единства в исходных основаниях приводит к многообразию номенклатур учебных занятий у разных авторов, поэтому такая типология имеет ограничения при объяснении имеющихся и проектировании новых явлений, связанных с обучением.
Эмпирическая типология учебных занятий[править | править код]
Учебные занятия разделяются на три группы на основе различий в коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся:
- индивидуальные занятия педагога с учеником, включая самообучение;
- коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных (уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры);
- индивидуально-коллективные занятия (погружения, творческие недели, научные недели, проекты)».[5]
Эта типология носит эмпирический характер.
Во-первых, слово «коллективные» употребляется в традиции, идущей от латинского «collektivus», что означает «собирательный». Его значение не вытекает из понятия коллектив как высшего уровня развития социальной группы, в основе которой совместная деятельность и сложные формы кооперации, включение каждого в управление.[6]
Во-вторых, во вторую группу попали разновидности занятий, основанных на общем фронте, в третью — все те, в которых он разрушается в той или иной мере. Однако практически невозможно по этому признаку различить конкретные виды занятий, отнесённые в разные группы, например, погружения и уроки.
Теоретическая типология учебных занятий[править | править код]
В теоретической типологии используются понятия, ухватывающие сущностные характеристики учебных занятий.[7]
Так, по такому существенному признаку, как структура занятия, они делятся на линейные и нелинейные.
- Если в любой момент времени на занятии практически все ученики охвачены повторением или контролем, или изучением нового материала и т. д., то оно имеет простую, или линейную структуру.
- Если же в одно и то же время разные группы учеников занимаются разным (например, одни пишут контрольную работу, а другие обсуждают способ конструирования модели), то занятие имеет параллельную, или сложную, или нелинейную структуру.[8]
На основе системы теоретических понятий всё многообразие учебных занятий разделяется на три группы:.[9]
- индивидуальные учебные занятия,
- групповые учебные занятия,
- коллективные учебные занятия.
Сущностные признаки учебных занятий[править | править код]
- Общий фронт — ситуация, когда все ученики класса делают одно и то же в данный промежуток времени, одним и тем же способом и одними и теми же средствами.
- Учебный маршрут — определённая последовательность освоения разделов и тем учебной программы.
- Врéменные кооперации обучающихся — непостоянные по составу группы или отдельные пары для выполнения какой-либо конкретной учебной задачи. Когда задание выполнено всеми членами временной кооперации, она прекращает своё существование, и образуются новые объединения.
Индивидуальные учебные занятия[править | править код]
Признаками индивидуальных учебных занятий являются отсутствие общего фронта, минимальный уровень коллективности (основой является работа учителя с каждым учеником по очереди и индивидуальная деятельность учащихся). Индивидуальные занятия положены в основу, например, педагогической системы М. Монтессори, Дальтон-плана.[10]
Разновидности индивидуальных учебных занятий определяются наличием одного учебного маршрута для всех учащихся или нескольких. В Дальтон-плане один маршрут для всех учащихся учебной группы, а в системе М. Монтессори — разные маршруты. Иногда в литературе бригадно-лабораторный метод, использовавшийся в 20-е годы XX века в советской школе, неправомерно считают модификацией Дальтон-плана. Однако в основе Дальтон-плана лежат индивидуальные учебные занятия, а в бригадно-лабораторном «методе» — групповые.
Групповые учебные занятия[править | править код]
Основным признаком групповых учебных занятий является общий фронт. Второй отличительный признак — одинаковый для всех учащихся учебный маршрут освоения учебной программы. Это следствие организации занятий общим фронтом. Разновидностью групповых учебных занятий является урок.
Понятие «групповые учебные занятия» обозначает не работу учащихся в малых группах, а охватывает деятельность учителя со всем классом (то есть групповым субъектом) как одним учеником, неважно при этом, делится ли класс на подгруппы или нет. Учителю приходится иметь дело именно с группой как совокупным учеником. Главенствует отношение «учитель — группа».
Коллективные учебные занятия[править | править код]
Коллективные учебные занятия характеризуются следующими сущностными признаками:
- обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты курса, используя разные способы и средства, затрачивая разное время, то есть отсутствует общий фронт;
- разные ученики осваивают общее содержание курса по разным учебным маршрутам;
- создаются врéменные кооперации обучающихся на местах пересечения их учебных маршрутов.
Термин «коллективные занятия» в этом случае является производным от понятия «коллектив» и его сущностных признаков как социально-психологического феномена, в основе которого лежит совместная деятельность и высшие формы кооперации.[11]
Групповые учебные занятия имеют линейную последовательность дидактических задач в отношении всех обучающихся.[12] А на коллективном учебном занятии такой линейной последовательности задач в отношении всего коллектива не прослеживается, здесь редки ситуации одновременного начала и окончания выполнения учениками какой-либо работы. Коллективное учебное занятие представляет собой систему многочисленных этапов, одновременно существующих по отношению к отдельным учащимся и их группам. Нет «отстающих» и «опережающих».
Между учащимися специально перераспределяются осваиваемое содержание и дидактические позиции (обучаемый, обучающий, проверяемый, проверяющий, тренирующий, организатор и т. п.). Здесь, как правило, одновременно действуют несколько коопераций, отличающихся темами, формами, методами работы, численностью учащихся. Например, в одно и то же время одни ученики работают в парах (постоянных или сменных), другие — в малых группах, а третьи — индивидуально. Когда задание выполнено всеми членами временной кооперации, она прекращает своё существование, образуются новые объединения. Иногда весь учебный коллектив может представлять собой одну временную кооперацию.
Организационная структура учебных занятий[править | править код]
Особенности разных типов учебных занятий во многом обусловливаются сочетанием и структурой базисных форм организации обучения. Для каждого типа учебных занятий характерно особое сочетание базисных форм организации обучения.
На индивидуальных учебных занятиях ведущей формой является парная («преподаватель-обучающийся»). Её сочетание с индивидуально-опосредованной формой позволяет обеспечить разные темпы, маршруты, способы освоения учебного материала.
В основе групповых занятий лежит сочетание групповой организационной формы обучения (взаимодействие «один говорит, делает — остальные слушают, наблюдают» в отношении всего коллектива одновременно и малых групп) и вспомогательных — индивидуально-опосредованной и парной («преподаватель-обучающийся», а иногда «обучающийся-обучающийся»). Благодаря использованию групповой формы организации обучения в качестве ведущей появляется общий фронт.
Расширение организационной структуры групповых учебных занятий работой коллективной (работой в парах сменного состава) не меняет сущности этих занятий, так как коллективная форма организации обучения объективно здесь может быть только вспомогательной, а её возможности очень ограниченными.
Коллективные занятия строятся на сочетании коллективной организационной формы (взаимодействия участников группы в парах сменного состава) со вспомогательными формами: индивидуальной, парной («преподаватель-обучающийся», «обучающийся-обучающийся») и групповой (в отношении малых групп, а иногда и всего коллектива). Это позволяет обеспечить разные учебные маршруты и врéменные кооперации обучающихся.
Преподаватель должен на каждый урок представить учебный план. Он включает:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Обобщение и систематизация изученного материала.
4. Заключительная часть.
5. Рефлексия содержания и деятельности на занятии.
Примечания[править | править код]
- ↑ См., например: Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами: учебное пособие. М.: Академия, 2002. С. 124—125.
- ↑ Различают три группы понятий: одни абстракции имеют чувственное содержание, другие — односторонне отражают объект (например, «энергия», «масса»), а третьи охватывают объект во многих его опосредствованиях и отношениях, являются логически конкретными образами объектов.
Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: Школа Культурной Политики, 1997. С. 27. - ↑ Например, под уроком понимается, с одной стороны, организационная форма обучения, не касающаяся содержания, способов усвоения, методов, а с другой — часть учебного процесса, в котором проявляются все признаки этого процесса: содержание, методы, этапы организации усвоения, их последовательность и разнообразие сочетаний (И. К. Журавлев, И. Я. Лернер).
Теоретические основы процесса обучения в советской школе / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. С. 281. - ↑ Педагогика профессионального образования: учебное пособие / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластёнина. М.: Академия, 2004. 368 с.
- ↑ Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. С. 298—299.
- ↑ «Следует различать деятельность в коллективе от коллективной деятельности. Не всякая работа, протекающая в коллективе, является по существу коллективной».
Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / под ред. И. Б. Первина. М.: Педагогика, 1985. С. 17. - ↑ Теоретические знания описывают и объясняют существенные стороны действительности и внутренние связи между ними, а также, обладая прогностической функцией, способны предсказывать, мыслить, проектировать новые явления.
В отличие от явления «сущность есть единство не любых, а определяющих элементов … которые способны породить и в какой-то мере определить природу и перспективу развития всех остальных производных элементов и структур, входящих в явление как целого».
Свидерский В. И. О диалектике отношений. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. С. 61. - ↑ Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. С. 54-55.
- ↑ Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения: монография. Красноярск, 2010.
Литвинская И. Г. Коллективные учебные занятия: принципы, фазы, технология // Экспресс-опыт: приложение к журналу «Директор школы». М., 2000. № 1. С. 21-26. - ↑ Учебное занятие является целостной единицей в системе учебных занятий. Поэтому следует рассматривать учебный процесс, достаточно продолжительный по времени. Рассматривая конкретный фрагмент учебного процесса, ограниченного например рамками пары часов, вне всего контекста, практически невозможно отнести учебное занятие к определенному типу. Его можно квалифицировать в цепочке занятий. В частности, общий фронт нужно определять в масштабе, выходящем за пределы одного-двух занятий. Это же положение относится и к остальным признакам.
- ↑ Платонов Ю. П. Психология коллективной деятельности (теоретико-методологический аспект). Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.
- ↑ Шамова Т. И., Нефедова К. А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1985. С. 21-22.
Литература[править | править код]
- Сайт общественно-педагогического движения по созданию коллективного способа обучения.
- Запятая О. В. Групповые и коллективные учебные занятия. Характерные признаки и отличия // Современное образование: науч.-метод. журнал. Красноярск, 2001. № 3. С. 21-22.
- Лебединцев В. Б. Коллективные учебные занятия как тип учебного процесса // Школьные технологии: науч.-метод. журнал. М., 2007. № 2. С. 56-67.
Методический бюллетень «Типы и виды учебных занятий в соответствии с ФГОС»
Помыкина Светлана Михайловна, методист
ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»
Современные классификации дидактических методов.
Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.
Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: словесные, наглядные, практические. В основе этой классификации лежит способ предъявления информации обучаемым. Если в основу классификации положить степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Существует также и классификация: объяснительно-иллюстративный, программированный, проблемный, модельный. Такие методы и принято сегодня называть интерактивными.
Традиционно выделяют три основных вида методов обучения:
1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
3) Интерактивные: от англ. (inter — “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Классификация методов обучения | ||||
По источнику передачи и восприятия учебной информации Н.М.Верзилин, Е.И.Перовский, Е.Я Голант, Д.О.Лордкипанидзе | По характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения М.А. Данилов, Б.П.Есипов | По уровню самостоятельности мышления и степени познавательной активности обучающихся И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин | По логике передачи и восприятия информации | По форме взаимодействия преподавателя и обучающихся Каунов А.М. |
Словесный (рассказ, беседа, лекция, объяснение, работа с технической и справочной литературой, инструктирование). Позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, ставить перед обучающимися познавательные проблемы, разъяснять пути их решения. Способствует развитию абстрактного мышления. | Сообщение новых знаний (объяснение, рассказ, лекция, демонстрация и др.). | Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) (объяснение, рассказ в сочетании с демонстрацией, показом, наблюдением). Применим в случаях, когда: учебный материал имеет преимущественно информативный описательный характер, достаточно сложный для самостоятельного усвоения, является принципиально новым; у обучающихся отсутствуют опорные знания и умения для самостоятельной поисковой деятельности. | Индуктивный метод от частного к общему. Применим в случаях, когда учебный материал носит преимущественно фактический характер или содержит понятия, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений (при изучении технических устройств, выполнении практических заданий, при решении многих математических и физических задач). Слабость: требует больше времени для изучения нового материала, в меньшей мере способствует развитию абстрактного мышления. | Пассивные методы: Словесные – рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, пересказ, теле и звукозапись. Наглядные – демонстрация наглядных пособий, наблюдение. Практические – упражнение, тренинг, опыты, самостоятельная работа по алгоритму. |
Наглядный (наблюдение, иллюстрации, демонстрации). Способствует развитию наглядно-образного мышления, возбуждает интерес к обучению, положительно влияет на эмоциональную сферу деятельности обучающихся. | Формирование умений и навыков, применение знаний на практике (опыты, эксперименты, упражнения, игра, трудовые действия). | Репродуктивный (упражнения, действия по алгоритму (инструкции). Обеспечивает ускоренное и прочное освоение учебного материала. Способствует быстрому формированию практических умений и навыков. Позволяет непосредственно управлять учебным процессом, выявлять типичные ошибки и оперативно ориентировать обучающихся на их устранение. | Дедуктивный метод – от общего к частному. Применим особенно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений. Способствует более быстрому прохождению материала, активнее развивает абстрактное мышление Слабость: сложен для усвоения учебного материала обучающимися с преобладающим наглядно-действенным или конкретно-образным мышлением. | Методы активного обучения неимитационные: проблемная лекция; проблемный семинар; диспут; дискуссия; имитационные: неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, имитационные тренинги); игровые (деловые, ролевые, дидактические организационно-деятельностные игры). |
Практический (опыты, ЛПР, эксперименты, упражнения, деловые учебно-производственные игры, выполнение учебно-производственных работ и решение других производственно-технических задач). Обеспечивает закрепление, совершенствование знаний, формирование умений и навыков их применения. Способствует укреплению связи теории и практики. | Проверка и оценка знаний, умений и навыков (индивидуальный и фронтальный опрос, устные и письменные зачёты и экзамены, тестовый контроль и т.д.). | Проблемно-поисковые: Проблемный (проблемное изложение). Применим в случаях, когда: 1) содержание учебного материала:
2) обучающиеся имеют опорные знания и умения, основу, базу для самостоятельных поисковых действий. Частично-поисковый (эвристический) (эвристическая беседа, анализ учебного материала, анализ конкретной ситуации). Исследовательский (исследовательские задания, индивидуальные и групповые проекты). Способствует более осмысленному и самостоят. овладению знаниями и усилиями, развитию творческого отношения к делу, активности, самостоят-ти, сознательности. | Интерактивные методы: практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций Рефлексивный (мини сочинения, эссе, самоанализ, самооценка). Мыследеятельностный (метод ассоциаций, мозговой штурм, аукцион идей). Смыслотворческий (кейс-метод, разбор ситуаций, интерактивная беседа). |
Типы и виды занятий в соответствии с ФГОС
Типы учебных занятий – это группы единиц учебных процессов, выделенные по определённым основаниям.
В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов занятий. Дидакты считают, что классифицировать типы занятий нужно по признаку ихосновной дидактической цели.Исходя из этого, можно указать следующие типы занятий и их структуру:
1. Усвоение новых знаний и способов действия
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Актуализация знаний и способов действия.
Первичное усвоение.
Первичная проверка понимания.
Первичное закрепление.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
2. Комплексное применение знаний и способов действия
(урок закрепления).
Организационный этап.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и способов действия обучающихся. Актуализация.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Первичное закрепление:
— в знакомой ситуации (типовые);
— в изменённой ситуации (конструктивные).
Творческое применение и добывание знаний и способов действия в новой ситуации (проблемные задания).
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
3. Актуализация знаний и способов действия
(урок повторения).
Организационный этап.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний и способов действия обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Актуализация знаний и способов действия:
— с целью подготовки к контрольному уроку;
— с целью подготовки к изучению новой темы.
Применение знаний и способов действия в новой ситуации.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
4. Систематизация и обобщение знаний и способов действия
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Актуализация знаний и способов действия.
Обобщение и систематизация знаний и способов действия (переформулированные вопросы).
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
5. Контроль знаний и способов действия
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Выявление знаний и способов действия, проверка уровня сформированности у обучающихся тех или иных компетенций. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
6. Комбинированное занятие.
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний и способов действия.
Первичная проверка понимания.
Первичное закрепление.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Вид занятия – это форма его организации (проведения).
На каждом этапе занятия формы организации учебной деятельности различны, поэтому, вид занятия определяется по той форме проведения, на которую отводится большее время. Формы организации учебной деятельности могут быть объединены. Например, беседа с элементами самостоятельной работы, лекция с демонстрацией наглядных пособий и т.д.
Основные виды учебных занятий:
Лекция (вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная).
Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий.
Беседа, дискуссия, обсуждение с элементами самостоятельной работы.
Семинар (семинар-беседа, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, семинар-диспут).
Конференция, пресс-конференция (тематическая, обзорная, заключительная).
Решение задач (познавательных, профессиональной направленности), выполнение упражнений.
Лабораторная, практическая, самостоятельная, контрольная работа.
Круглый стол.
Игра (деловая, ролевая).
Учебная экскурсия (вводная, текущая, заключительная).
Исследование (теоретическое, практическое) обучающихся.
Имитационно-ролевое моделирование.
Классификация и структура типов, видов занятия и методов обучения.
Типы занятий, их структура | Визы занятий (методы обучения) |
1. Структура занятия усвоения новых знаний и способов действия Организационный этап. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Актуализация знаний и способов действия. Первичное усвоение. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Рефлексия (подведение итогов занятия). | Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий (информационный) Беседа, обсуждение с элементами самостоятельной работы (репродуктивный) Беседа, объяснение (репродуктивный) Объяснение. |
2. Структура занятия комплексного применения знаний и способов действия (урок закрепления). Организационный этап. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и способов действия обучающихся. Актуализация. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Первичное закрепление: — в знакомой ситуации (типовые); — в изменённой ситуации (конструктивные). Творческое применение и добывание знаний и способов действия в новой ситуации (проблемные задания). Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Рефлексия (подведение итогов занятия). | Объяснение и самостоятельная работа с использованием наглядных пособий; упражнения (репродуктивный, частично поисковый с элементами исследования) Обсуждение, объяснение, дискуссия (информационный, репродуктивный) Объяснение |
3. Структура занятия актуализации знаний и способов действия (урок повторения). Организационный этап. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний и способов действия обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Актуализация знаний и способов действия: — с целью подготовки к контрольному уроку; — с целью подготовки к изучению новой темы. Применение знаний и способов действия в новой ситуации. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Рефлексия (подведение итогов занятия). | Беседа (репродуктивный) Изложение или объяснение, самостоятельной работы (информационный, поисковый) Самостоятельная работа, упражнения (репродуктивный, частично-поисковый) Обсуждение выполненных работ (репродуктивный) Объяснение |
4. Структура занятия систематизации и обобщения знаний и способов действия Организационный этап. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Актуализация знаний и способов действия. Обобщение и систематизация знаний и способов действия (переформулированные вопросы). Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Рефлексия (подведение итогов занятия). | Опрос (фронтальный, индивидуальный…) Объяснение и самостоятельная работа (лекции с фрагментами фильмов и др.) Беседа, дискуссия (репродуктивный, частично-поисковый) Объяснение |
5. Структура занятия контроля знаний и способов действия Организационный этап. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Выявление знаний и способов действия, проверка уровня сформированности у обучающихся тех или иных компетенций. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура. Рефлексия (подведение итогов занятия). | Беседа, объяснение (репродуктивный, информационный). Семинар, круглый стол, дискуссия, обсуждения, контрольная работа (репродуктивный, частично-поисковый, проблемный с элементами исследовательского) |
6. Структура комбинированного занятия. Организационный этап. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний и способов действия. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Рефлексия (подведение итогов занятия). | Беседа (репродуктивный) Беседа, обсуждение с элементами самостоятельной работы (репродуктивный) Различные сочетания словесного, наглядного и практических методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский) Объяснение |