Какие способы хранения пищевых продуктов используются человеком

Какие способы хранения пищевых продуктов используются человеком thumbnail

Другое

Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.

1) Для фотосинтеза необходимы лучи красной и синей части спектра

2) В клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза

1) Орешек – плод покрытосеменных растений;

2) У голосеменных, к которым принадлежит сибирская сосна, нет плодов, поэтому название «кедровые орешки» условно из-за плотного деревянистого покрова.

В пищевом рационе человека рекомендуется использование морской капусты – ламинарии. Какое значение имеет её употребление в нормализации функций организма?

1) Морская капуста обладает свойством накапливать химический элемент йод;

2) Йод необходим для нормального функционирования щитовидной железы.

Объясните, каковы основные причины «цветения воды» в водоёмах.

1) Интенсивное освещение и прогревание воды приводит к бурному размножению водорослей;

2) Загрязнение водоёмов сточными водами приводит к массовому размножению синезелёных (цианобактерий).

Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трёх причин.

1) Непосредственно повреждают органы и ткани растений;

2) Загрязняют почву, уменьшают плодородие;

3) Понижают продуктивность растений.

Предположим, что на Земле исчезнут все организмы, за исключением высших растений. Смогут ли они существовать на Земле? Ответ поясните. Приведите не менее 4-х обоснований.

Высшие растения не смогут существовать одни на Земле, так как:

1) Для фотосинтеза необходим углекислый газ, поставщиком которого являются организмы всех царств живой природы, выделяющие его при дыхании;

2) При отсутствии редуцентов (бактерии, грибы, черви) не будет происходить минерализация органических остатков, прекратится биогеохимический круговорот веществ;

3) Растения не способны усваивать азот атмосферы, который фиксируют и превращают в доступные соединения прокариоты;

4) Многие растения существуют в симбиозе с грибами, образуя микоризу;

5) Многие животные опыляют и распространяют растения.

Почему без растений жизнь в современном виде на Земле была бы невозможна?

1) Растения в процессе фотосинтеза образуют органические вещества – пищу для других организмов;

2) Они поддерживают постоянство газового состава атмосферы, выделяя кислород на свету и поглощая углекислый газ.

Запасы нефти, газа и угля на Земле небезграничны. Потребление этих полезных ископаемых в качестве источника энергии непрерывно возрастает, в связи с чем учёные пытаются найти новые источники энергии. Одним из таких источников является водородное топливо. В настоящее время учёные пытаются смоделировать световую фазу фотосинтеза, в ходе которой происходит фотолиз воды и образование водорода. Если данный способ получения водорода как топлива удастся реализовать, то укажите, какие преимущества может дать этот вид топлива по сравнению с традиционными энергоносителями и в чём преимущества этого способа его получения.

1) Горение водорода сопровождается образованием молекул воды, которая не загрязняет среду и может быть вновь использована для получения водорода;

2) Расщепление молекул воды происходит под действием энергии солнечного света, постоянно поступающей на Землю;

3) Источником водорода в процессе фотосинтеза являются молекулы воды, имеющейся на Земле в больших количествах.

Какие способы хранения пищевых продуктов используются человеком и на чем они основаны?

1) способы хранения: консервирование, пастеризация, стерилизация, соление, квашение

2) способы хранения: сушка, замораживание и т.д.

3) способы хранения основаны на создании неблагоприятных условий для гетеротрофных бактерий и грибов, питающихся пищевыми продуктами

Источник

Консервирование — способ консервации пищевых продуктов (изготовления консервов), заключается в технической обработке продуктов питания для угнетения жизнедеятельности портящих продукты микроорганизмов. А также некоторые другие способы повышения срока хранения пищевых продуктов.

В широком смысле под консервированием подразумевается любой процесс, значительно удлиняющий сохранность продуктов в пригодном для употребления в пищу виде. Основная задача консервирования свести уровень активности воды до минимального уровня, что лишает вредные микроорганизмы среды обитания для дальнейшего развития и порчи продукта.

Методы консервирования и сохранения пищи[править | править код]

Консервирование делится на комплекс мер по изоляции продукта, уничтожению находящихся в нём бактерий и спор, изменение его состава и условий хранения для предотвращения развития в нём микроорганизмов, защита продукта от разрушения под воздействием высоких температур и солнечных лучей.

Соление[править | править код]

Поваренная соль издавна применяется для сохранения мясных и рыбных продуктов. При посоле, в процессе осмоса, соль «вытягивает из продукта» влагу, сам продукт пропитывается раствором соли и благодаря снижению активности воды становится непригоден для развития большинства бактерий.

Квашение[править | править код]

Квашение является комбинацией биологической консервации кислотами и засолки. Молочнокислые бактерии утилизируют сахара (углеводы) и выделяют органические кислоты, препятствующие развитию плесеней.

Маринование[править | править код]

Маринование производят органическими кислотами, губительными для бактерий, но пригодными для потребления человеком. Обычно используются лимонная, уксусная, молочная и др. кислоты, создающие неблагоприятную для развития бактерий кислую среду.

Кандирование[править | править код]

При высокой концентрации сахара в результате осмоса бактерии не могут развиваться в продукте. Однако если кислотность продукта невелика — возможно развитие различных плесневых грибов.

Засахаривание происходит когда пропитанные сахарным раствором (сироп) продукты высушивают, пропитавший продукт раствор сахара кристаллизуется. Таким образом делают цукаты из фруктов.

Применение других консервантов[править | править код]

Добавка консервантов, разрешённых в пищевой промышленности, обеспечивает улучшение сохранности продуктов самого разного типа (напитки, консервы, пресервы).

Методы, связанные с уменьшением содержания воды[править | править код]

Сушка[править | править код]

Сушка является старейшим методом консервирования. В процессе сушки из продукта удаляется влага, что лишает микроорганизмы среды обитания для развития. Сушка может производиться как на открытом воздухе, на ветру для предотвращения загнивания, так и с помощью вакуума. Широко распространены засоленные и засушенные мясо и рыба.

Читайте также:  В каких продуктах большое содержание кальция и магния

Желирование[править | править код]

В этом методе также используется эффект снижения активности воды в пищевом продукте.

Для желирования используется желатин, альгинаты, пектин и крахмал. Желированная масса продукта является непроницаемой для большинства бактерий и плесени.

Наиболее известные продукты длительного хранения из этой категории — мармелад и пат.

Копчение[править | править код]

Копчение сочетает в себе частичное обезвоживание (иногда — совсем незначительное) и химическую консервацию. В процессе копчения продукт сушится и пропитывается дымом, ароматические углеводороды консервируют его и придают особый аромат.

Вяление[править | править код]

Вяление также сочетает обезвоживание продукта и, одновременно, его некоторую химическую консервацию поваренной солью.

Варенье, повидло, джем и пастила. Сиропы[править | править код]

Для получения фруктовых консервов широко используют варку в сахарном сиропе, или просто упарку сладких соков без добавления сахара.

Герметизация[править | править код]

Герметизация и вакуумная упаковка[править | править код]

Герметизация производится для предотвращения попадания в обработанный продукт микроорганизмов из воздуха. Применялась ещё в древности. Так, в Афганистане запечатывали гроздья винограда в конусы из глины — разбив которые, можно было получить свежие ягоды и месяцы спустя.

Вакуумная упаковка оставляет аэробные бактерии без кислорода и они погибают.

Вызывающая ботулизм бактерия не выделяет газы или различимые на вкус и запах вещества, и поэтому её развитие в консервах опасно для жизни.

Атмосферная консервация и замена газовой атмосферы[править | править код]

Содержащая кислород атмосфера в упаковке заменяется инертной, таким образом сохраняют продукт (например, салат), без нарушения его формы.

Заменяя кислород азотом, убивают содержащихся в продуктах насекомых.

Температурная обработка и криоконсервирование[править | править код]

Стерилизация и пастеризация[править | править код]

Продолжительное нагревание продукта до температуры в 60-70 °С называется пастеризацией, по имени Луи Пастера. В результате этого процесса бактерии погибают, но выживают их споры, для предотвращения развития которых пастеризованные продукты хранят в холоде. Метод дробной пастеризации заключается в том что после пастеризации продукт выдерживают при нормальной температуре достаточное для развития спор время, после этого подвергают повторной пастеризации, процесс может быть повторен несколько раз.

Для полной стерилизации бывает недостаточно прокипятить продукт при 100°С — уничтожение термостойких спор бактерий требует нагревания продукта до больших температур при повышенном давлении.

Пастеризация применяется в тех случаях когда не требуется длительное хранение консервированных продуктов, а стерилизацию применяют для получения стойких в хранении продуктов. Обычно продукты с достаточно высоким содержанием кислоты подвергают пастеризации, а с малой кислотностью — стерилизации.

Низкие температуры[править | править код]

Охлаждение продуктов замедляет деятельность микроорганизмов и предотвращает развитие их зародышей, замораживание до нуля и ниже полностью останавливает жизнедеятельность бактерий.

Традиционным является метод хранения продуктов в подполах или подвалах. Сочетание низкого количества кислорода в воздухе и низкой температуры позволяет добиться длительных сроков хранения.

Облучение (радиационная стерилизация)[править | править код]

Облучение продукта рентгеном или гамма-излучением производится для уничтожения бактерий и плесени.

Биологическая консервация[править | править код]

Такие традиционные способы сохранения продуктов, как их специальная ферментация — сбраживание скоропортящихся веществ, с сопутствующим образованием консервантов — кислот и других микробных метаболитов — используются с незапамятных времён.

К ним относятся уже упоминавшееся квашение, брожение (в производстве вина и уксуса) и другие.

Примером биологической консервации может служить сыр. Бактерии, его сформировавшие, препятствуют развитию в нём других микроорганизмов.

См. также[править | править код]

  • Консервы
  • Пресервы
  • Консервирование (история)
  • Срок употребления
  • Маринованные грибы
  • Лиофилизация

Литература[править | править код]

  • Консервное производство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Консервы // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1959.
  • Консервирование с помощью стерилизации // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1959.
  • Кравцов И. Домашнее консервирование и хранение пищевых продуктов. — Одесса, Маяк, 1966. — Тираж 150000 экз. — 311 c.
  • Наместников А. Ф. Консервирование плодов и овощей в домашних условиях. — М., Пищевая промышленность, 1980. — Тираж 200000 экз. — 280 c.

Ссылки[править | править код]

  • Способы стерилизации банок.
  • Рецепты, заготовки, консервирование. Архивировано 30 ноября 2012 года.
  • Консервирование.
  • Консервирование в домашних условиях.

Источник

    Главная
    другой

BaXmr03
25 янв. 2014 г., 7:21:38 (6 лет назад)

Dubova1984

25 янв. 2014 г., 9:24:23 (6 лет назад)

Чтобы убить микробов и дольше сохранить продукты используют: нагревание варку (тушенка) и консервирование, замораживание ягод, сушку сухофруктов, добавление соли (сало), добавление уксуса — маринование, сквашивание молока (простокваши, йогурты), сбраживание соков (вино), добавление консервантов (но они вредны для организма человека)

Kayko123

25 янв. 2014 г., 12:20:12 (6 лет назад)

заморозка и вакуумная консервация или сушка например

Ответить

Другие вопросы из категории

Annita2012 / 18 янв. 2014 г., 20:32:55

выберите правильное утверждение.

А)Пресмыкающиеся размножаются в воде, их яйца бедны желтком
Б)Пресмыкающиеся размножаются в воде, их яйца крупные, богатые желтком
В)пресмыкающиеся откладывают на суше крупные, богатые желтком яйца
Г)пресмыкающиеся откладывают на суше мелкие, бедные желтком яйца

Читайте также

поляляля1233 / 13 нояб. 2013 г., 18:17:59

1, Какой способ деления клеток наблюдается во время роста организма?

Читайте также:  Какие продукты нужны для диабетиков

2. какой способ деления клеток предшествует образованию половых клеток?
3. какие процессы происходят в ядре в интерфазе?
4. почему телофазу называют » профазой наоборот»?
5. происходит ли после первого деления мейоза синтез днк?
6. что такое кроссинговер?

ElizavetaBl / 08 авг. 2013 г., 13:46:10

1)какой процесс в жизни цветковых растений назв опылением?

2)какое опыление называют самоопылением, а какое перекрёстным опылением?
3)какими способами осуществляется у растений цветковое опыление ?
4)в чём проявляется приспособленность цветковых растений к опылению насекомыми?
5)какие приспособления к перекрёстному опылению развиты у ветроопыляемых растений?
6)в каких случаях при выращивании растений проводят искусственное опыление?
7)каково строение пыльцевого зерна?
8)что происходит с пыльцевыми зёрнами , попавшими на рыльце пестиков?
9)что развивается из генеративной клетки внутри пыльцевой трубки?
10)где развивается в цветке зародышевый мешок и из чего он состоит ?
11)что такое оплодотворение и почему у цветковых растений его называют двойным?
12)что развивается в цветке из оплодотворённой яйцеклетки , а что -из оплодотворённой центральной яйцеклетки?
13)что входит в состав семени?
14)из каких частей цветка образуется околоплодник?
15)какие способы распространения плодов и семян наиболее часто бывают у растений в природе?
16)какие приспособления развились у растений к саморазбрасыванию семян?
17)что способствует распространению плодов одуванчика,бодяка,тополя,берёзы,при помощи ветра?
18)какие особенности строения плодов способствуют их распространению животными?
Всё!Ответ как можно скорее плз! своими словами плз( ну можно и не своими ну главное что бы не огромный текст)ПЛЗ ПЛЗ ПЛЗ КАК МОЖНО СКОРЕЕЕ! 20 БАЛЛОВ!!! плизки плизки плиииз!СРОЧНО!

Вы находитесь на странице вопроса «какие способы хранения пищевых продуктов используются человеком и на чём они основаны?«, категории «биология«. Данный вопрос относится к разделу «5-9» классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «биология«. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Источник

Íà ïðîøëîé íåäåëå Ñðåäíèé Óðàë ïîòðÿñëà òðàãåäèÿ: äâå æåíùèíû ïðîïàëè íà ñåâåðå Ñâåðäëîâñêîé îáëàñòè âî âðåìÿ âûëàçêè íà Ñóõîãîðñêèé êàìåíü, îäíó èç íèõ ñïàñàòåëè íàøëè ìåðòâîé. Êîððåñïîíäåíò «Ðû óçíàëà ó ýêñïåðòîâ, êàêèå îøèáêè äîïóñòèëè òóðèñòêè è êàê èçáåæàòü òàêèõ ñòðàøíûõ ×Ï.

19 ÿíâàðÿ ñ 8 äî 10 óòðà ãðóïïà èç ÷åòûðåõ æåíùèí è ÷åòûðåõ ìóæ÷èí ïðèïàðêîâàëà ìàøèíó ó òóðáàçû «Ñåðåáðÿíñêèé êàìåíü» è ðåøèëà óñòðîèòü êîðîòêóþ âûëàçêó íà âåðøèíó Ñóõîãîðñêîãî êàìíÿ. Îò áàçû äî âåðøèíû — 12 êèëîìåòðîâ.  15.30, íå äîéäÿ äî êîíå÷íîé òî÷êè êèëîìåòð, ãðóïïà ðàçâåðíóëàñü è ïîøëà îáðàòíî èç-çà íà÷àâøåãîñÿ ñíåãîïàäà. Ïî äîðîãå âíèç, íà 10-11-ì êèëîìåòðå, äâå òóðèñòêè, îáå Åëåíû, îòâëåêëèñü, à ïîñëå íå ñìîãëè íàéòè òðîïó, ïî êîòîðîé ñïóñêàëèñü èõ òîâàðèùè. Î ïðîïàæå ñòàëî èçâåñòíî â äåâÿòü âå÷åðà òîãî æå äíÿ. Ñïàñàòåëè ïðèñòóïèëè ê ïîèñêàì ÷åðåç 12 ÷àñîâ. Òóðèñòîê íàøëè ïðèìåðíî ÷åðåç 76 ÷àñîâ ïîñëå íà÷àëà ïîõîäà, ïðî÷åñàâ 115 êèëîìåòðîâ. Çà ýòî âðåìÿ îäíà èç íèõ ïîãèáëà, âòîðàÿ îáìîðîçèëà ñòóïíè, êîòîðûå âðà÷àì ïðèøëîñü àìïóòèðîâàòü.

Àëåêñàíäð Ïîäîëüñêèé, äèðåêòîð òóðèñòè÷åñêîé áàçû «Ñåðåáðÿíñêèé êàìåíü»:

— Âñå òðè äíÿ ó÷àñòâîâàë â ïîèñêàõ, îïðàøèâàë îñòàëüíûõ ó÷àñòíèêîâ ãðóïïû. Ó òóðèñòîâ áûëî äîñòàòî÷íî âðåìåíè, ÷òîáû çàñâåòëî äîáðàòüñÿ äî âåðøèíû, íî îíè ïî÷åìó-òî íà÷àëè ïîäõîäèòü ê íåé óæå â êîíöå ñâåòîâîãî äíÿ. Âîçìîæíî, äîëãî øëè, ìíîãî îòäûõàëè èëè ôîòîãðàôèðîâàëèñü, èëè ãîòîâèëè åäó. Ñîîòâåòñòâåííî, íåïðàâèëüíî ðàññ÷èòàëè âðåìÿ.  êîðîòêèå ïîõîäû ñòîèò áðàòü ñ ñîáîé ïåðåêóñ.

Åùå îäíà îøèáêà — ðàçðîçíåííîñòü ãðóïïû. Ïëàíèðîâàëîñü, ÷òî íà íî÷åâêó îíè ðàçäåëÿòñÿ, ÷àñòü áóäåò ñïàòü â ïàëàòêå, ÷àñòü — â ãîñòèíèöå.

Äëÿ îáåñïå÷åíèÿ áåçîïàñíîñòè â ãðóïïå äîëæåí áûòü îäèí ðóêîâîäèòåëü è åùå îäèí-äâà îïûòíûõ òóðèñòà, ÷òîáû âåñòè è çàìûêàòü îñòàëüíûõ. Äóìàåòñÿ, ó ýòèõ ðåáÿò òàêîå ÿäðî íå ñëîæèëîñü. Êðîìå òîãî, íå áûëî ÷åòêîãî ïîíèìàíèÿ î íàâûêàõ äðóã äðóãà. Âî âðåìÿ îïðîñà ìóæ÷èíû âûðàçèëè ñîìíåíèå, ÷òî ïðîïàâøèå — îïûòíûå òóðèñòêè, îñòàëüíûå æåíùèíû óâåðÿëè â îáðàòíîì. Ñî ñòîðîíû ýòî íàïîìíèëî ïðîãóëêó ïî ïàðêó, ãäå êàæäûé ñàì çà ñåáÿ.

Êîììåíòèðóÿ ñèòóàöèþ, òóðèñòû ãîâîðÿò î òîì, ÷òî â ïîõîä íóæíî áðàòü ñïè÷êè, çàæèãàëêó, ðàñòîïêó. Ýòî äåéñòâèòåëüíî âàæíî, íî òîãî, êòî íå óìååò â ëåñó ðàçæèãàòü êîñòåð, ñïè÷êè íå ñïàñóò. Ãëàâíîå è ýëåìåíòàðíîå òðåáîâàíèå — óñòàíîâèòü â òåëåôîíå íàâèãàòîð è íàó÷èòüñÿ èì ïîëüçîâàòüñÿ. Åñëè áû ó äåâ÷îíîê áûë íàâèãàòîð, îíè áû ìîãëè ïîíÿòü, ãäå íàõîäÿòñÿ, è ïðèíÿòü ðåøåíèå, èäòè ïî íåìó èëè çâîíèòü ñïàñàòåëÿì è äèêòîâàòü êîîðäèíàòû. Âî âòîðîì ñëó÷àå âåðòîëåò ïðèëåòåë áû çà íèìè ÷åðåç ïîëòîðà ÷àñà.

Èëüÿ ßáëîíêî, ðóêîâîäèòåëü ïîõîäîâ òóðêëóáà «Óðàëüñêèå òðîïû»:

—  ñîâåòñêîå âðåìÿ òóðèçì ñ ãîðíûìè ìàðøðóòàìè è ïðîæèâàíèåì â ïàëàòêàõ áûë î÷åíü ðàçâèò. Êðîìå òîãî, ðàáîòàëà ñåòü çàâîäñêèõ, ãîðîäñêèõ, îáëàñòíûõ òóðêëóáîâ ñ îïûòíûìè èíñòðóêòîðàìè. Ëþäè øëè â ïîõîäû íå ñàìîñòîÿòåëüíî, à ïîä ýãèäîé òóðèñòè÷åñêèõ îðãàíèçàöèé. Ñåé÷àñ èíà÷å: ñîçäàëè ãðóïïó «ÂÊîíòàêòå» èëè íàïèñàëè îáúÿâëåíèå íà ôîðóìå, íàáðàëè íàðîä è ïîøëè ãóëÿòü â ãîðû. Òàê ìîæåò îêàçàòüñÿ, ÷òî âî âñåé ãðóïïå íåò íè îäíîãî îïûòíîãî òóðèñòà. Ðàíüøå áûëè òîëüêî êàðòà è êîìïàñ. Ñåé÷àñ — GPS-íàâèãàòîðû è ñîòîâàÿ ñâÿçü.  öåëîì ñíèçèëñÿ óðîâåíü âûæèâàåìîñòè è óìåíèÿ íàõîäèòüñÿ âíå öèâèëèçàöèè, íà ïðèðîäå.

Читайте также:  Какие продукты можно есть чтобы не пучило

Âèêòîðèÿ Äèõîðü, ñïîðòèâíûé ïñèõîëîã, ïðåïîäàâàòåëü ÓðÔÓ:

— Ìíîãèå íîâè÷êè ïîïàäàþò ïîä âëèÿíèå «êàæóùåãîñÿ îïûòà»: ÷åëîâåê âûçûâàåò äîâåðèå, ðàñïîëàãàåò ê ñåáå è âñåëÿåò óâåðåííîñòü, çíà÷èò, îí îïûòíûé è íàäåæíûé. Ê ñîæàëåíèþ, çà÷àñòóþ òàê âûáèðàþò íå òîëüêî ñïóòíèêîâ, íî è èíñòðóêòîðà ïîõîäà.

Òóðèñòè÷åñêèé îïûò — ñóììà òåõíè÷åñêîãî îïûòà, ïðîôåññèîíàëüíîé êâàëèôèêàöèè è êîëè÷åñòâà ïîåçäîê è ïðîéäåííûõ êèëîìåòðîâ. Âàæíî, ÷òîáû âñå îíè áûëè ó èíñòðóêòîðà íà âûñîêîì óðîâíå.

Ïðîâåðèòü íàëè÷èå îïûòà ìîæíî, ïîïðîñèâ èíñòðóêòîðà ðàññêàçàòü ïàðó èñòîðèé èç ïîõîäîâ, î ñâîåì ñàìîì íåóäà÷íîì è ñàìîì ïðèÿòíîì ïóòåøåñòâèè. ×åì áîëüøå êîíêðåòíûõ äåòàëåé è ñòàòèñòèêè èñïîëüçóåò â ðå÷è èíñòðóêòîð, òåì áîëüøå ó íåãî îïûòà.

Íà çàìåòêó

Äåâóøêè äîïóñòèëè ñëåäóþùèå îøèáêè:

1 Äîâåðèëèñü íåîïûòíûì ëþäÿì (ðóêîâîäèòåëü ãðóïïû íå ñìîã îðãàíèçîâàòü äâèæåíèå ãðóïïû â ñëîæíûõ óñëîâèÿõ, íå íàñòîÿë íà íàëè÷èè ìèíèìàëüíîãî íàáîðà ñíàðÿæåíèÿ ó êàæäîãî ó÷àñòíèêà).

2 Íå èìåëè íåîáõîäèìîãî íàáîðà ëè÷íîãî ñíàðÿæåíèÿ äëÿ çèìíèõ ïîõîäîâ, ñðåäñòâ íàâèãàöèè è íàâûêîâ îðèåíòèðîâàíèÿ, íå «ïðèâÿçàëèñü» ê ìåñòíîñòè ïåðåä ïîõîäîì.

3 Óïóñòèëè èç âèäó ðóêîâîäèòåëÿ ãðóïïû, ïîòåðÿëè ñëåä òîâàðèùåé.

4 Íåïðàâèëüíî ñåáÿ âåëè, êîãäà ïîíÿëè, ÷òî íå ìîãóò íàéòè äîðîãó. Âìåñòî òîãî ÷òîáû æäàòü ñïàñåíèÿ â òîì ìåñòå, ãäå îíè ïîòåðÿëèñü, óøëè â äðóãîì íàïðàâëåíèè, îñëîæíèâ ïîèñêè.

5 Íå ñðàçó ñâÿçàëèñü ñî ñïàñàòåëÿìè, õîòÿ, ïî ñîîáùåíèÿì ÑÌÈ, âîçìîæíîñòü áûëà.

Êñòàòè

 ïîõîäå ëó÷øå èìåòü GPS-íàâèãàòîð äëÿ òóðèñòîâ (íàïðèìåð, Garmin) ñ çàãðóæåííûìè â íåãî êàðòàìè ìåñòíîñòè è íåñêîëüêèìè êîìïëåêòàìè çàïàñíûõ áàòàðååê. Òàêîé íàâèãàòîð íàäåæíåå, ÷åì â òåëåôîíå: îí óñòîé÷èâ ê ìîðîçó, äîæäþ, ìåõàíè÷åñêèì ïîâðåæäåíèÿì, â íåì ìîæíî çàìåíèòü áàòàðåéêè. Åñëè òàêîãî íàâèãàòîðà íåò, íóæíî èìåòü òåëåôîí ñ GPS-ïðèåìíèêîì è ïðèëîæåíèåì ñ êàðòàìè ìåñòíîñòè (íàïðèìåð, maps.me — âàæíî, ÷òîáû íàâèãàöèÿ ïî êàðòàì îñóùåñòâëÿëàñü, äàæå åñëè íåò ñîòîâîé ñâÿçè) è çàðÿæåííûé ïîðòàòèâíûé àêêóìóëÿòîð.

Åùå îäèí ïðèåì, êîòîðûé ìîæåò ñïàñòè æèçíü: âî ìíîãèõ ìåñòàõ ìîáèëüíûé èíòåðíåò íåñòàáèëåí èëè åãî íåò, íî ÑÌÑ-ñîîáùåíèÿ îòïðàâëÿþòñÿ. Åñòü ïðèëîæåíèÿ äëÿ ñìàðòôîíîâ, êîòîðûå ïîçâîëÿþò îòïðàâèòü ÑÌÑ-ñîîáùåíèå ñî ñâîèìè êîîðäèíàòàìè.

Ñîâåòû îò òóðêëóáà «Óðàëüñêèå òðîïû»

×òî íóæíî âçÿòü ñ ñîáîé â çèìíèé ïîõîä âûõîäíîãî äíÿ:

— ñðåäñòâà äëÿ ðîçæèãà êîñòðà (ëó÷øå è ñïè÷êè, è çàæèãàëêó èëè äâà êîìïëåêòà ñïè÷åê; âñå ïîëîæèòü â ãåðìåòè÷íîé óïàêîâêå â êàðìàí è ðþêçàê);

— íîæ (÷òîáû îòîäðàòü áåðåñòó, íàðåçàòü ñóõèõ ùåïîê äëÿ ðîçæèãà êîñòðà);

— òåðìîñ ñ ãîðÿ÷èì ÷àåì è ïåðåêóñ íà ïîëíûé õîäîâîé äåíü, ëó÷øå ñ çàïàñîì;

— òóðèñòñêèå áàõèëû ñ ãàëîøàìè èëè ãàìàøè, ÷òîáû çàùèòèòü íîãè îò ñíåãà è íàìîêàíèÿ;

— òåïëóþ êóðòêó (ïóõîâèê), ÷òîáû íàäåòü ïîâåðõ õîäîâîé îäåæäû íà îñòàíîâêàõ èëè ïðè ñèëüíîì âåòðå;

— âåòðîçàùèòíóþ ìàñêó (áàëàêëàâó);

— òåïëûå ðóêàâèöû, êîòîðûå äîëãî íå íàìîêàþò ïðè âçàèìîäåéñòâèè ñî ñíåãîì, ëó÷øå âçÿòü çàïàñíóþ ïàðó;

— íàëîáíûé ôîíàðèê è êîìïëåêò çàïàñíûõ áàòàðååê;

— ñðåäñòâà íàâèãàöèè: GPS-íàâèãàòîð, ñïåöèàëèçèðîâàííûé ëèáî âñòðîåííûé â òåëåôîí — äëÿ óäîáñòâà, îáÿçàòåëüíî áóìàæíóþ êàðòó è êîìïàñ, ïîñêîëüêó ýëåêòðîíèêà ìîæåò âûéòè èç ñòðîÿ;

— ñðåäñòâà äëÿ êèïÿ÷åíèÿ âîäû: èäåàëüíî — ãîðåëêó è êîòåëîê, íî ìîæíî îáîéòèñü êîòåëêîì èëè êðóæêîé/ìèñêîé.

Ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ â ïîõîäå:

— óìåòü îðèåíòèðîâàòüñÿ íà ìåñòíîñòè, çàðàíåå èçó÷èòü êàðòó è ìàðøðóò, çàïàñíûå ïóòè îòõîäà, «ïðèâÿçàòüñÿ» ê îñíîâíûì îðèåíòèðàì — äîðîãàì, ËÝÏ, íàñåëåííûì ïóíêòàì, ðåêàì è âåðøèíàì. Çàïîìèíàòü ïóòü, êîòîðûì âû øëè, ïîíèìàòü, ãäå íàõîäèòåñü, íå îòñòàâàòü îò òîâàðèùåé;

— õîòÿ áû ïðèáëèçèòåëüíî îðèåíòèðîâàòüñÿ ïî ñîëíöó: çíàòü, ãäå îíî íàõîäèòñÿ â ðàçíîå âðåìÿ ñóòîê, è óìåòü èäòè â íóæíîì íàïðàâëåíèè, îðèåíòèðóÿñü ïî íåìó;

— ïîíèìàòü îñîáåííîñòè ïðîõîæäåíèÿ ìàðøðóòà â ñëîæíûõ ìåòåîóñëîâèÿõ: ïðè ïëîõîé âèäèìîñòè îðèåíòèðîâàòüñÿ ìîæíî òîëüêî ñ èñïîëüçîâàíèåì êîìïàñà èëè íàâèãàòîðà, îòêàçàòüñÿ îò âîñõîæäåíèé è ïðåîäîëåíèÿ äðóãèõ ïðåïÿòñòâèé, äåðæàòüñÿ ïëîòíîé ãðóïïîé, íå óïóñêàòü èç âèäà äàæå íà êîðîòêîå âðåìÿ ðóêîâîäèòåëÿ ãðóïïû;

— óìåòü ðàçæèãàòü êîñòåð â ìîðîç è â äîæäü, åñëè íåò îïûòà — îáÿçàòåëüíî ïîòðåíèðîâàòüñÿ ïåðåä ïîõîäîì; èìåòü çàðàíåå çàãîòîâëåííûé ðîçæèã (êóñîê áåðåñòû, îðãñòåêëà, ñóõîå ãîðþ÷åå);

 ñëó÷àå, åñëè òóðèñò îòñòàë îò ãðóïïû, çàáëóäèëñÿ:

— íå ïàíèêîâàòü, ñîáðàòüñÿ ñ ìûñëÿìè, âñïîìíèòü ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ â òàêèõ ñëó÷àÿõ è ïðèíÿòü âåðíîå ðåøåíèå;

— åñëè âû îðèåíòèðóåòåñü íà ìåñòíîñòè è óâåðåíû â ñåáå, ïîïûòàòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî íàéòè òðîïó ëèáî íàïðÿìóþ âûéòè ê äîðîãå èëè íàñåëåííîìó ïóíêòó;

— åñëè âû ïîíèìàåòå, ÷òî äî òåìíîòû íå âûéòè ê ëþäÿì, îðãàíèçîâàòü íî÷ëåã: âûêîïàòü ïåùåðó â ñíåãó, ñäåëàòü óêðûòèå èç ëàïíèêà èëè âàëåæíèêà, îáÿçàòåëüíî ðàçâåñòè êîñòåð;

— åñëè âû íå ìîæåòå ñîðèåíòèðîâàòüñÿ, íåçàìåäëèòåëüíî ñîîáùèòü äðóçüÿì èëè ñïàñàòåëÿì î òîì, ÷òî âû çàáëóäèëèñü, äàòü ìàêñèìóì îðèåíòèðîâ;

— ïîñòàðàòüñÿ âåðíóòüñÿ íà òî ìåñòî, ãäå âû áûëè âìåñòå ñ ãðóïïîé. Ïåðâîå, ÷òî ñäåëàåò ðóêîâîäèòåëü ãðóïïû èëè ñïàñàòåëü, — áóäåò âàñ èñêàòü â òîì ìåñòå, ãäå îí âàñ òî÷íî âèäåë;

— îáîçíà÷èòü ñâîå ìåñòîïîëîæåíèå ÿðêîé êóðòêîé èëè êóñêîì òêàíè, êîñòðîì è äûìîì, áîëüøèìè áóêâàìè, âûòîïòàííûìè íà ñíåãó, ñòðåëêàìè è íàäïèñÿìè èç êàìíåé è âåòîê. Ýòè çíàêè îñòàâèòü â ïðåäïîëàãàåìîì ìåñòå ïîèñêîâ. Òå, êòî õîäèò â ëåñ â êàìóôëÿæíîé îäåæäå, áîëüøå âñåõ ðèñêóþò, ÷òî èõ íå íàéäóò;

— åñëè íåò óêðûòèÿ, ïîñòîÿííî äâèãàòüñÿ, ïðûãàòü íà ìåñòå. Åñëè ÷åëîâåê îïóñòèò ðóêè, ïîääàñòñÿ õîëîäó — ýòî ñìåðòü.

Èñòî÷íèê «Ðîññèéñêàÿ ãàçåòà»

Источник