Какие органы чувств помогли определить свойства воздуха

Какие органы чувств помогли определить свойства воздуха thumbnail

Муниципальное образовательное учреждение

Непецинская средняя общеобразовательная школа

Коломенского муниципального района Московской области

Учитель начальных классов первой квалификационной категории

Левина Ирина Николаевна

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема: Свойства воздуха. Практическая работа.

Цель: расширить знания обучающихся о свойствах воздуха.

Предметные задачи.

Создать условия для развития у учащихся: навыков проведения несложных опытов  в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдения техники безопасности; измерения температуры воздуха; определение  основных свойств воздуха, его значение для растений, животных, человека.

Метапредметные задачи.

Создать условия для развития у учащихся: интереса к познанию окружающего мира; самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;  формулировать собственное мнение и позицию; навыков взаимоконтроля; использования таблиц, приведённых в учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Оборудование: школьная доска; карточки для учащихся; учебник – Дмитриева Н. Я., Казакова А. Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – 8-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,  2012.; экран; документ-камера; шары; духи; мяч и насос;

стакан с водой и соломинка; весы (металлические банки от напитков, палочки); модульная система экспериментов PROLOG.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Читает загадки.

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Дети: Воздух.

Учитель: А что вы уже знаете о воздухе?

Дети: Воздух состоит из смеси газов.

Учитель: Из каких смесей газов состоит воздух?

Дети: Кислород, азот, углекислый газ и другие газы.

Учитель: А для чего он нужен?

Дети: Он входит в состав всех живых организмов.

Учитель: Почему необходим кислород?

Дети: Он участвует в процессе дыхания всех обитателей Земли – растений, животных, человека.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о свойствах воздуха. И поможет нам в этом ещё один наш гость. Он будет главным героем нашего урока.

Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет любой на разный вкус.

Коль упустишь с поводка

 Улетит за облака.

Дети: Воздушный шарик.

Учитель: Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.

2. Основной этап. Опыты. Исследование свойств воздуха.

Учитель: Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

Есть ли он вообще? Может, его придумали?

Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос! А кто уже догадался, где мы найдём информацию, о том что нам необходимо сделать?

Дети: Учебник.

Учитель: Откройте учебник на стр. 26. И прочитайте, верно, ли определили тему нашего урока? И что же мы будем делать?

Учитель: А какие органы чувств вы знаете? Напомните мне их.

Дети: Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

Учитель: А какова цель нашей работы?

Дети: Определить свойства воздуха.(Дети записывают цель в тетрадь)

Опыт №1.  Цвет.

Учитель:  В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?

Открываем первое свойство воздуха.

Дети:  Воздух невидимый и бесцветный.

Опыт №2. Запах.

Учитель: А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?

Дети: Ничего.

Учитель: Пахнет чем-нибудь воздух? Закройте глаза. (Разбрызгивает духи или лимон.) А сейчас?

Дети: Запах духов.
Учитель: А какой орган чувств помог нам определить запах?

Дети: Обоняние. Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.

Учитель: Где вы чувствуете сильные запахи?
Дети: В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.
учитель Значит, какой вывод мы можем сделать?
Дети: Чистый воздух запаха не имеет.

Опыт № 3. Вкус.

Учитель:  Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем?

Дети:  Воздух не имеет вкуса.

Опыт № 4. Форма.

Учитель: Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?

Дети:  Нет.

Учитель: А теперь я прошу вас заполнить таблицу. Первые 4 опыта. Что вы узнали из наших исследований о воздухе?

Опыты демонстрирует учитель.

Опыт №5.  Сжимаемость. Упругость.

         

Учитель: Посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему?

Дети: В нём мало воздуха.

Учитель: Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как и первый? Что для этого нужно сделать?

Дети:  Добавить воздуха.

Учитель: Что происходит с шариком, когда мы добавляем воздух?

Дети:  Воздух сжимается. (Сжимаемость.)

Учитель: У кого из вас есть велосипед? Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда?

Дети: Упругость.

Учитель: А где еще используется это свойство?

Дети: Свободные высказывания детей.

Опыт № 6. Воздух легче воды.

Учитель: Налейте  в стакан газированной  воды. Опустите кусочек пластилина. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили?

Дети: Воздух легче воды.

Учитель: Почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг? У кого из вас есть резиновая лодка? Почему вы не боитесь в ней плавать?

Дети: Воздух легче воды.

Опыт № 7. Масса воздуха.

Учитель: А может быть воздух совсем ничего ни весит, поэтому и всплывают шарик. Давайте проверим. Такие весы вы сможете сделать дома сами. (Взвешиваю два шарика). Что произошло?

Дети: Воздух имеет  массу.

Опыт №9. Теплопроводность.

Учитель: Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется?

Дети: Воздух — плохой проводник тепла.

Учитель: Почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают? На самом деле, что же греет землю, снег ли? Между снежинками — воздух, он не пропускает холод.

Учитель:  Как сидят птички, когда на улице мороз? Почему? А что происходит с мехом животных к зиме?

Дети: Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними.

Учитель: А как свойство теплопроводности использует человек?

Дети: Меховые шубы, шерстяная одежда ,валенки.

Опыт проводится по группам.

Опыт № 10. Горячий воздух легче.

       

Учитель: Измерьте температуру воздуха в помещении. Теплее у пола или под потолком?

Дети проводят эксперимент.

Учитель: Теперь вы можете объяснить, почему форточки делают в верхней части окна, а батареи отопления под окнами?

Учитель: Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Что происходит с горячим воздухом?

Учитель: Значит, в нашем кабинете, где находится более теплый воздух — у потолка или ближе к полу?

3. Рефлексия.

Учитель:  Какие открытия вы совершили сегодня за урок? Что еще вчера о воздухе вы не знали, а сегодня знаете?

Дети: Узнали свойства воздуха: бесцветный или прозрачный, без запаха, без вкуса, не имеет формы, сжимаемость, упругость, легче воды, проводит тепло плохо.

Учитель: Дома вы заполните табличку, которую вам дала я.

   

Учитель: Спасибо. Воздушные шарики в подарок. На каждом вы поставьте себе за работу на уроке оценку. За то, как вы слушали, как заполнили таблицу, всё ли поняли, за то, как старались.

Источник

Читайте также:  Какими свойствами обладают магниты

Тема:

«Свойства воздуха» (урок – исследование)

Цели:

Образовательные: Познакомить с некоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого планеты и его охраны. Расширить представление об использовании воздуха.

Развивающие: Развивать исследовательские навыки и умения: наблюдать, делать выводы, обобщать.

Воспитательные: 1.Воспитывать бережное отношение к природе, коммуникативные навыки.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование: оборудование для проведения опытов; презентация.

Ожидаемый результат:

  • Дети приобретают знания о воздухе, его составе и свойствах;

Оборудование и материалы:

  1. Учебники, рабочие тетради (№54)

  2. Название групп – визитки: медики, биологи, физики, химики, астрономы, метеорологи.

  3. Плакаты (молекулы воды и молекулы воздуха)

  4. 2 термометра (у пола, у потолка)

  5. барометр, тонометр

  6. насос, 1 мяч (сдутых)

  7. воздушные шары разной формы

  8. посуда разной формы

  9. колокольчик

Ход урока:

  1. Орг. момент.

— Ребята, сегодня вы представляете собой научно – исследовательскую группу, которая на глазах у многочисленной публики, должна произвести выдающиеся исследования одного известного вам вещества, с помощью которого мы

«Дышим просто и легко,

И пройдёмся далеко.

Лёгким нужен только вздох

Одолеем 100 дорог»

— Что это за вещество? (воздух)

  1. – Итак, вы представляете собой группы профессоров – учёных: медиков, биологов, химиков, физиков, метеорологов, синоптиков,. а я учёный – консультант.

Надеюсь, работать мы будем дружно и плодотворно.

Наши исследования будем проводить, опираясь на знания, приобретённые на предшествующих уроках. Приготовьтесь, товарищи учёные, изложить необходимую информацию.

Физики

— Определите, где располагается стакан с водой, а где пустой. Объясните, как об этом можно догадаться. Чем заполнен пустой стакан? (ил – ция молекул)

Метеорологи

— Поясните, что такое атмосфера и как воздух располагается в атмосфере? (рисунок на доске)

Химики

— Попрошу вас подробно рассказать о составе воздуха и о пользе каждого газа для живых организмов. (таблица «Состав воздуха»)

3. – Спасибо учёному совету за информацию. Хочу вам сообщить, что наши исследования во многом будут опираться на те органы чувств, которыми мы обладаем. И я попрошу медиков напомнить нам про эти органы чувств. (орг. чувств – список)

4. – Итак, вооружившись всеми этими знаниями, мы можем приступить к изучению свойств воздуха. Но прежде, по совету медиков, проведём

физминутку:

Глубокий вдох(через нос), руки поднимаем вверх; выдох (через рот), руки вниз – 2 раза.

-Что мы вдыхаем? Что выдыхаем?

5.- Обогатили свой мозг кислородом и переходим непосредственно к самим исследованиям.

— Открываем рабочие тетради стр.26, №54.

Будем вести подробные записи наших наблюдений.

Но сначала надо определить цель практической работы.

Доска: Изучить свойства воздуха. (дети пишут в тетради)

-В таблице перечислены некоторые свойства. Какие из них мы сможем определить при помощи органов чувств? (цвет, запах, вкус)

-Какие предметы помогут доказать имеет ли воздух форму или не имеет?

(мяч, воздушные шары разной формы, посуда разной формы)

6. – Каким образом мы можем исследовать 5-е свойство – сжимаемость?

(2 ученика при помощи насоса накачивают мяч.)

— Что находится внутри сдутого мяча? (воздух)

— Как располагаются молекулы газообразного вещества?

— Что происходит с ними при накачивании мяча? (сжимаются)

-Какие органы чувств помогли определить это свойство?

7. – Когда мячик, хорошо накачан воздухом, то при ударе об пол, что с ним происходит? Как называется это свойство? (упругость)

Физминутка:

Продемонстрируйте свойство упругости

Поднимайтеь девочки,

Поднимайтесь мальчики

Поднимайте плечики,

Прыгайте как мячики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Выше, выше, высоко,

Прыгай на ногах легко.

  1. – Есть у воздуха ещё несколько удивительных свойств, с которыми мы часто встречаемся в повседневной жизни. Попробуйте определить их.

Для начала закройте глаза и послушайте тишину. (включаю музыку)

Что услышали? Странно, магнитофона поблизости нет, а музыку вы слышите. Как это может быть? (предположения детей).

-Ещё один эксперимент.(звон колокольчика из соседней комнаты)

-Какое свойство воздуха помогает слышать звуки, даже если мы не видим источник звука? (проводит звук)

-Прочитайте об этом свойстве в учебнике стр.111.

9. – Показываю барометр и тонометр.

— Знаком ли синоптикам этот прибор?(барометр). А медикам, конечно, знаком этот прибор? (тонометр). Что общего у этих приборов? (служат для измерения давления)

Люди придумали эти приборы после того, как узнали о том, что воздух имеет массу.

(если возможно, то смотрим вф, или читаем о свойстве стр.111-112.)

  1. – Уважаемые господа учёные, прошу вас внимательно послушать доклады наших метеорологов и биологов, из которых вы узнаете, чем ещё примечательно такое вещество, как воздух. (Доклад о том, что воздух хорошо пропускает солнечные лучи. И о том, что воздух хорошо предохраняет Землю от промерзания- см.приложение 1,2 )

  2. – Слово предоставляется и синоптикам, которые, хорошо изучив свойства воздуха, научились предсказывать погоду. (см.приложение3)

Подумайте, где в помещении теплее: у пола или под потолком?(проверяем термометры). –Почему форточки делают в верхней части окна, а батареи отопления ставят внизу под окнами?

12. – А теперь самое время подвести итоги нашей научной конференции.

Итог урока:- Какую цель мы преследовали на уроке? Достигли ли мы этой цели?

О каких свойствах воздуха вы узнали?

13. – А в заключении, предлагаю проверить вашу научную смекалку с помощью кроссворда. (дети отгадывают кроссворд- см.приложение 4)

Подумайте, какое погодное явление имеет отношение к воздуху? (ветер)

Да, ветер – это движущийся поток воздуха. О нём мы поговорим на следующем уроке.

А вы к тому уроку проведите ещё одно наблюдение за воздухом, описанное на стр.113 учебника.

Приложение 1 (сообщения готовят 2 ученика — метеорологи)

1)- Мы хотим сообщить вам, что воздух хорошо пропускает солнечные лучи. Поверхность Земли нагревается и её воздушная оболочка, как шуба, задерживает полученное от Солнца тепло и не даёт ему умчаться обратно в Космос. Так как воздух плохо проводит (отдаёт) тепло.

2)- А на естественном спутнике Земли – Луне нет атмосферы. Поэтому её поверхность днём очень сильно раскаляется, а ночью остывает до лютого мороза, при котором не может существовать ничто живое.

Приложение 2 (сообщения готовят 3 ученика — биологи)

1)- Я хочу вам рассказать о том, что воздух хорошо предохраняет зимой Землю от промерзания, и тем самым спасает животных и корни растений. Ведь пушистый слой снега, которым они укрыты, это снежинки, между которыми воздух.

2)- А теперь подумайте, почему к зиме многие животные меняют не только окраску шерсти, но и её густоту? Почему шерсть у них вырастает длинная, пушистая, густая и красивая? (ответы детей)

3)- И другой вопрос (надевает куртку) – как тёплая куртка или шуба бережёт нас от холода зимой? (ответы детей)

Приложение 3 (сообщения готовят 1 ученик- синоптик)

Воздух нагревается от поверхности разогретой Земли – как суши, так и океанов.

Нагретый воздух расширяется, расстояние между молекулами увеличиваются. Так появляется вертикальный ток воздуханачало всех ветров, которые дуют на Земле.

Приложение 4 (кроссворд)

Гром.

Я – вода, да по воде плаваю. Лёд

Читайте также:  Какие физические и химические свойства кислоты

Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. Снег.

Крашеное коромысло через реку повисло. Радуга.

Летит птица орёл,

Несёт в клюве огонь,

Огненные стрелы пускает,

Никто её не поймает. Молния.

  1. Голубой ковёр всю землю покрыл. Небо.

  1. Крупно, дробно зачастил

И всю землю напоил. Дождь.

  1. Неизвестно, где живёт,

Налетит – деревья гнёт,

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь. Ветер.

9.Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было,

Растворилось молоко,

Стало видно далеко. Туман.

10.То он клин, то он блин,

Ночью на небе один. Месяц.

11.Старик-шутник

На улице стоять не велит,

За нос домой тянет. Мороз.

12.Похож я с виду на горох,

Где я пройду – переполох. Град.

13.Красная девушка по небу ходит. Солнце.

14.Меня пьют,

Меня льют,

Всем я нужна.

Кто я такая? Вода.

15.Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. Облако.

Медики

Биологи

Химики

Физики

Метеоро-логи

Синоптики

Источник

Тема: «Свойства воздуха».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: создать условия для:

— формирования представления о свойствах воздуха;

— развития познавательного интереса, речи, наблюдательности, любознательности, эмоционального восприятия мира, общеучебных и коммуникативных умений, экологического мышления;

— развития умения исследовать свойства вещества экспериментальным способом;

— воспитания бережного отношения к окружающей среде.

Планируемые результаты:

Личностные:

— осознание ответственного отношения к природе;

— умение собраться и настроиться на работу;

— устанавливать связь между целью и ее результатом;

— понимать поставленные цели и задачи на занятии и стремиться их выполнить;

— умение оценивать свою работу.

Предметные:

— формирование представления о свойствах воздуха.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

— планировать свои действия, правильно их оценивать, высказывать свои мысли;

— понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.

Познавательные УУД:

— учатся строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике.

Коммуникативные УУД:

— учится задавать вопросы, формулировать собственного мнения;

— уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников, умение сотрудничать.

Средства и оборудование: презентация, учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс, часть 2 (Дмитриева Н. Я.), воздушный шар, мяч, духи, разноцветные карточки, листочки с заданиями.

Ход урока:

1.Организационный момент

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, включение в учебную деятельность

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
 
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

Настраиваются на работу.

Л:

— умение собраться и настроиться на работу

2. Подведение итогов наблюдения

Цель: развитие наблюдательности, навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире

Ребята, а кто мне скажет какое сегодня число? День недели? Месяц? А что это за месяц такой?

В феврале, в феврале
Вьюга мчится на метле,
Заметает все пути,
Чтобы марту не пройти,
Не пройти – не придти
И весну не привести!..

Посмотрите видео. Скажите, о чем это видео? Какой месяц февраль?

В народе говорят: «Февраль — бокогрей». Как вы думаете, почему? Верно, это месяц не только снегопадов, злых вьюг, но и первого тёплого солнца.

Скажите, какая сегодня погода? (Температура воздуха, состояние неба, ветер) Молодцы, вы настоящие наблюдатели!

Что мы узнали о погоде февраля?

Отвечают на вопросы:

Двадцатое, пятница, февраль, последний месяц зимы.

Сегодня ….

Мы узнали, что в феврале переменчивая погода: может мести вьюга, а может таять снег

Л:

— понимать поставленные цели и задачи на занятии и стремиться их выполнить.

К:

уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников, умение сотрудничать.

3.Актуализация знаний

Цель: повторение опорных понятий и раннее усвоенных учебных действий

А сейчас, мы посмотрим, какие вы старательные, и как вы подготовили домашнее задание. Для этого вам нужно разгадать загадки:

1) Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?

2) Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

3) Из чего состоит воздух?

Почему необходим кислород?

4) Рассмотрите картинку и скажите, каким цветом обозначен кислород, азот, углекислый газ, прочие газы?

5) Кто может пересказать информацию со страницы 24 «Зачем люди изучают атмосферу»?

6) Отличается ли воздух в городе и в лесу? Почему?

Молодцы, ребята. Видно, что вы дома готовились! Скажите, что мы повторяли?

Атмосфера

Воздух

Азот, кислород, углекислый газ и прочие газы.

Он участвует в процессе дыхания всех обитателей Земли – растений, животных, человека.

В городе воздух загрязнен, в лесу свежий воздух.

Изученный материал.

Л:— умение оценивать свою работу.

К:

— уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников.

3.Целеполагание

Цель: выявление затруднений и постановка цели

Как вы думаете, все ли вы знаете о воздухе? Что вам неизвестно? Что можно еще узнать о воздухе?

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о свойствах воздуха. Как вы понимаете слово «свойство»?

Какова цель нашего урока? Что нам нужно сделать, чтобы выполнить цель урока?

Ставят цель урока.

Узнать свойства воздуха. Доказать. Провести опыты.

Л:

— устанавливать связь между целью и ее результатом.

Л:

— уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников, умение сотрудничать.

4.Планирование предстоящей деятельности

Цель: составление плана действий

Давайте спланируем нашу деятельность.

Я предлагаю лесенку успеха:

1 ступень – Узнаю

2 ступень Применю

3ступень – Оценю

Что нам поможет в достижении нашей цели?

Планируют деятельность на уроке.

Р: — планировать свои действия, правильно их оценивать, высказывать свои мысли;

К:

— уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников, умение сотрудничать

5.Реализация плана

Цель: построение нового знания

-На какой ступени мы будем находиться?

Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может, его придумали? Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос! А кто уже догадался, где мы найдём информацию, о том, что нам необходимо сделать?

— Откройте учебник на стр. 26. И прочитайте задание, что же мы будем делать?

— Полную таблицу найдем в рабочей тетради на станице 28, упражнение 71. Изучите таблицу..

— Что расположено в первой столбике? Прочитайте свойства.

— Что расположено во втором столбике? Какие органы чувств вы знаете? Напомните мне их. Что будем писать во второй столбик?

— Что будем записывать в третий столбик?

Какова цель работы? Запишите

Опыт №1. Цвет.

Открываем первое свойство воздуха.

— В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух ? Проведем опыт, у меня в руке предмет (накрыт тканью). Вы не видите его из-за ткани, а если я ее уберу, сможете ли вы увидеть его через воздух.

Читайте также:  Какими свойствами обладают камень и резиновый жгут

Какой вывод можно сделать?

Заполним таблицу вместе. Далее проведем еще три опыта, и вы самостоятельно будите заполнять таблицу.

Опыт №2. Запах.

— А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? Пахнет чем-нибудь воздух? Закройте глаза. (Разбрызгивает духи или лимон.) А сейчас? А какой орган чувств помог нам определить запах?

Где вы чувствуете сильные запахи? Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.
— Значит, какой вывод мы можем сделать?

Опыт № 3. Вкус.

Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем?

Опыт № 4. Форма.

Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?

Какое свойство узнали?

— А теперь я прошу вас заполнить таблицу. Первые 4 опыта. Что вы узнали из наших исследований о воздухе?

Заполните таблицу. Проверьте.

Опыт № 5

Посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему?

Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как и первый? Что для этого нужно сделать?

Что происходит с шариком, когда мы добавляем воздух? Как называется это свойство?

Опыт № 6

У кого из вас есть велосипед? Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда? Мяч наполнен сжатым воздухом , сжатый воздух заставляет мяч подпрыгивать . Это свойство воздуха называется упругостью. Камеры колёс автомобилей также наполнены сжатым воздухом . Это позволяет автомобилю мчаться с большой скоростью и смягчает толчки при езде.

— О каких новых свойствах воздуха вы узнали? Дополните таблицу «Свойства воздуха». Где в современной технике человек используется свойства воздуха упругость и сжимаемость?

Мы присядем десять раз. Мышцы не болят у нас. (Приседания.)
Десять раз подпрыгнуть нужно, скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания.)
Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте.)
Подаёт учитель знак. Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты.)

Сколько свойств воздуха мы открыли? Эта далеко не все свойства. Мы можем выяснить и еще, но доказать это опытом у нас нет возможности. Но мы можем их определить.

— Как вы думаете, почему космонавты в открытом космосе переговариваются по радио?

В безвоздушном пространстве царит абсолютная тишина. Ученые доказали, что звук распространяется в воздухе, поэтому мы слышим друг друга. Какое свойство это воздуха? Верно, еще одно свойство воздуха – он проводит звук.

-Посмотрите на 28 странице учебника картинку. Как вы думаете, тяжело ли девочке? Почему?

Имеет ли воздух массу?

Воздух, как и всякое вещество, имеет массу. Она давит на нашу голову. Мы же это не замечаем, потому что наш организм приспособился к этому. Но иногда давление атмосферы становится больше или меньше, пожилые и больные люди это чувствуют.

— Ребята, скажите, когда теплее – когда солнечные лучи беспрепятственно попадают на Землю или когда солнце закрыто облаками, тучами? Почему?

Какое еще свойство мы можем можно назвать?

Верно, воздух хорошо пропускает солнечные лучи.

— Откройте учебник на странице 28, прочитаем по цепочке.

О чем говорится в тексте учебника?

Какой вывод можно сделать? Что нового узнали?

Какие свойства можно выделить из прочитанного текста?

— Какие свойства воздуха вы узнали, а какие определили самостоятельно?

Узнаю

Учебник.

Определять свойства воздуха с помощью органов чувств, заполнять таблицу.

Зрение — глаза, слух-ухо, вкус-, обоняние-нос и осязание- кожа.

Определить свойства воздуха с помощью органов чувств.

Воздух невидимый и бесцветный.

Заполняют таблицу вместе с учителем.

Ничего.

Запах духов.

Обоняние.

В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.

Чистый воздух запаха не имеет.

Воздух не имеет вкуса.

Нет.

Воздух не имеет формы.

Заполняют таблицу

Сверяют со слайда.

В нём мало воздуха.

Добавить воздуха.

Воздух сжимается.

Сжимаемость.

Упругость.

Упругость и сжимаемость

Отдыхают.

6

Воздух проводит звук.

Нет.

Воздух имеет массу.

Воздух пропускает солнечные лучи.

Читают текст по цепочке.

Пересказывают, выделяют главное.

Воздух помогает удерживать тепло.

Л:

понимать поставленные цели и задачи на занятии и стремиться их выполнить.

Р:

понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.

П:

— учатся строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике.

6. Самостоятельная работа:

Цель: организация самостоятельной работы по выполнению заданий

— На какую ступень перейдем?

— На странице 29 учебника посмотрите на иллюстрацию. Кто изображен? Скажите, холодно ли снегирю?

Объясните соседу по парте, в полголоса: Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись? Почему люди зимой ходят в шубах, теплых пальто, надевают шерстяные свитеры?

Кто хочет поделиться своими выводами?

Посмотрите, ребята, на странице 29 в разделе «Веселая переменка» верно ли утверждение?

(-От чего зависит температура воздуха?

— От термометра!)

Применяю

4

Совещаются.

Делятся своими мыслями.

Нет.

Л:

— умение оценивать свою работу.

К:

умение формулировать собственное мнение.

7. Контроль и оценивание

Цель: обучение способам контроля и самооценки деятельности

И, на какой ступени вы сейчас окажетесь?

А теперь проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему.

У вас на столах лежат листочки, лежат карточки с пронумерованными пустыми клеточками. Я буду читать утверждения, а вы ставить «+» или «-».

1. Воздух не проводит звук.

2. Чистый воздух запаха не имеет.

3. Воздух сжимаемый.

4. Воздух не упругий.

5. Воздух не имеет вкуса.

6. Воздух имеет форму.

7. Воздух видимый.

Поменяйтесь с товарищем по парте, карточками и проверьте правильность. Есть ли у кого ошибки?

Посмотрите, какие ошибки совершили.

Ребятам, у которых есть ошибки, советую быть внимательнее.

Оценю

Самостоятельная работа.

+

+

+

Самопроверка.

Л:

— умение оценивать свою работу.

8. Рефлексия

деятельности

Цель: подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников

Какой опыт больше всего понравилось на уроке?

Какой опыт вызвал затруднения? Почему?

Что вспомнили? Что нового узнали на уроке? Какие свойства воздуха?

Самооценка

Кто оценит свою работу на уроке на “отлично и хорошо”? и кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке? — поднимите зеленную карточку.

Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы? – поднимите желтую карточку.

Кто ничего не понял и не усвоил – поднимите красную карточку.

Отвечают на вопросы. Подводят итог.

Оценивают работу на уроке.

Р:

— планировать свои действия, правильно их оценивать, высказывать свои мысли.

9. Домашнее

задание

Цель: развитие способностей

— А теперь откройте дневники для домашнего задания. Страница 26 – 29 читать. Уметь рассказать. Опыт

Роспись учителя:____________ Роспись методиста:______________

Источник