Какие общие свойства характерны для митохондрий и хлоропластов егэ

Какие общие свойства характерны для митохондрий и хлоропластов егэ thumbnail

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание).

1

1

Рассмотрите схему «Структура нервной системы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Вариант 13

2

2

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие методы исследования используют в цитологии?

1. центрифугирование

2. культура ткани

3. хроматография

4. генеалогический

5. гибридологический

3

3

Сколько нуклеотидов составляют один кодон иРНК?

Ответ: ______

4

4

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики общих свойств митохондрий и хлоропластов. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. формируют лизосомы

2. являются двумембранными

3. являются полуавтономными органоидами

4. участвуют в синтезе АТФ

5. образуют веретено деления

5

5

Установите соответствие между характеристикой клетки и её типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А. отсутствие мембранных органоидов

Б. запасающее вещество — крахмал

В. способность к хемосинтезу

Г. наличие нуклеоида

Д. наличие хитина в клеточной стенке

ТИП КЛЕТКИ

1. бактериальная

2. грибная

3. растительная

6

6

Сколько типов гамет образует особь с генотипом АаВЬ при полном сцеплении исследуемых генов? Ответ запишите в виде числа.

7

7

Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используются для описания результатов анализирующего скрещивания особи с генотипом Аа. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. число потомков с рецессивным признаком составляет 75%

2. соотношение фенотипов составило 1 : 1

3. проявляется сцепление генов

4. вторая родительская особь имеет генотип — аа

5. среди потомков 50% имеют доминантный признак в фенотипе

8

8

Установите соответствие между особенностью онтогенеза и группой животных, для которой она характерна: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТЬ ОНТОГЕНЕЗА

А. образуют гаметы

Б. происходит эмбриогенез

В. материнский организм размножается путем митоза

Г. образуют цисты в неблагоприятных условиях

Д. развитие начинается с зиготы

ЖИВОТНЫЕ

1.одноклеточные

2. многоклеточные

9

9

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства Злаковые (Мятликовые)?

Вариант 13

1. плод семянка

2. стебель соломина

3. вставочный рост

4. сложные листья

5. сетчатое жилкование листьев

6. соцветие сложный колос

10

10

Установите соответствие между классом животных и типом, к которому его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КЛАСС ЖИВОТНЫХ

А. Головоногие

Б. Двустворчатые

В. Паукообразные

Г. Ракообразные

Д. Насекомые

Е. Брюхоногие

ТИП

1. Членистоногие

2. Моллюски

11

11

Установите последовательность этапов индивидуального развития шляпочного гриба, начиная с высыпания и прорастания спор. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. созревание в шляпке спор

2. образование гифов

3. прорастание спор

4. формирование плодового тела

12

12

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. При повышенной теплоотдаче в организме человека

1. усиливается секреторная функция печени

2. ускоряется процесс биосинтеза белка

3. изменяется количество тромбоцитов в плазме

4. усиливается приток крови к коже

5. усиливается испарение воды через потовые железы

6. увеличивается просвет капилляров кожи

13

13

Установите соответствие между характеристикой ткани человека и её типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А. осуществляет транспорт веществ в организме

Б. выполняет функцию опоры и питания

В. образует эпидермис кожи

Г. вырабатывает антитела

Д. состоит из тесно прилегающих клеток

Е. содержит много межклеточного вещества

ТИП ТКАНИ

1. эпителиальная

2. соединительная

14

14

Установите последовательность событий, происходящих в сердечном цикле после поступления в сердце крови. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. сокращение желудочков

2. общее расслабление желудочков и предсердий

3. поступление крови в аорту и артерию

4. поступление крови в желудочки

5. сокращение предсердий

15

15

Выберите из текста три предложения, в которых описываются палеонтологические доказательства эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. История развития органического мира на Земле сохранилась в виде ископаемых остатков. 2. Доказано, что у близкородственных групп организмов белки сходны по аминокислотному составу. 3. Например, гемоглобин у человека и шимпанзе идентичен, а между гемоглобином человека и гориллы отличия в двух аминокислотах. 4. Известно, что план строения наземных позвоночных одинаков у различных классов. 5. Обнаружены переходные формы от водорослей к высшим растениям — это псилофиты. 6. В царстве животных восстановлена эволюция многих групп, составлены филогенетические ряды.

16

16

Установите соответствие между характеристикой вида Дикая свинья (кабан) и критерием вида, к которому эту характеристику относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А. Число поросят в выводке зависит от упитанности самки и её возраста.

Б. Свиньи активны днем.

В. Животные ведут стадный образ жизни.

Г. Окраска особей — от светло-бурой или серой до чёрной, поросята полосатые.

Д. Способ добывания пищи — рытьё земли.

Е. Свиньи предпочитают дубовые и буковые леса.

КРИТЕРИЙ ВИДА

1. морфологический

2. физиологический

3. экологический

17

17

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность растений, занесенных в Красную книгу?

1. разрушение среды их жизни

2. увеличение затенённости

3. недостаток влаги в летний период

4. расширение площадей агроценозов

5. резкие перепады температур

6. вытаптывание почвы

18

18

Установите соответствие между процессом и функциенй живого: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕСС

А. отложение кальция в раковинах моллюсков

Б. участие углекислого газа для синтеза глюкозы

В. превращение атмосферного азота в нитраты клубеньковыми бактериями

Г. накопление фосфора в эмали зубов человека

Д. клеточное дыхание

Е. получение энергии для хемосинтеза

ФУНКЦИЯ ЖИВОГО

1. концентрационная

2. окислительно-восстановительная

19

19

Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. популяционный

2. клеточный

3. видовой

4. биогеоценотический

5. молекулярно-генетический

6. организменный

20

20

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка

ОбъектРасположение в клеткеФункция
(А)цитоплазмахранение и передача наследственной информации
митохондрия(Б)биологическое окисление
рибосомацитоплазма, митохондрии, хлоропласты(В)

Список терминов:

1. ядро

2. рибосома

3. биосинтез белка

4. цитоплазма

5. окислительное фосфорилирование

6. транскрипция

7. лизосома

21

21

Проанализируйте график «Динамика численности зайцев и хищников». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

Вариант 13

Утверждения:

1. между хищниками происходит конкуренция

2. численность жертвы изменяет численность хищника

3. в 1946 году наблюдалась самая высокая численность хищников

4. численность хищников возрастает прямо пропорционально численности жертв

5. высота пиков популяционных волн жертв и хищника совпадают

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (22, 23 и т. д.), затем подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

22

Почему отношения гриба трутовика и берёзы считают примером паразитизма?

Показать ответ

Элементы ответа:

1) гриб питается органическими веществами, образующимися в организме берёзы;

2) гриб использует организм берёзы длительное время, не уничтожая его, но причиняя ему ущерб

23

К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Что обозначено буквами А и Б и в чём состоит роль этих структур в жизни животного?

Вариант 13

Показать ответ

Элементы ответа:

1) подцарство — Простейшие (Одноклеточные); тип — Саркожгутиковые (амёба);

2) А — сократительная вакуоль; Б — ядро;

3) функции: сократительная вакуоль выделяет избыток воды и продукты обмена веществ;

4) ядро хранит и передаёт наследственную информацию

24

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей биосферы. 4. Популяция — это элементарная единица эволюции. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоёме, представляют собой популяцию.

Показать ответ

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1) 1 — популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции;

2) 3 — популяция является структурной единицей вида;

3) 5 — личинки насекомых представляют собой части разных популяций, так как принадлежат к разным видам

25

Грызуны — самый крупный по числу видов и широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трёх причин.

Показать ответ

Элементы ответа:

1) обилие растительной пищи;

2) плодовитость и быстрая смена поколений;

3) приспособленность к различному образу жизни: наземному, древесному, полуводному

26

Объясните, как осуществляется регуляция численности насекомых, насекомоядных и хищных птиц в экосистеме смешанного леса, если численность насекомых возрастает.

Показать ответ

Элементы ответа:

1) при увеличении численности насекомых увеличивается численность насекомоядных птиц, что приводит к уменьшению численности насекомых;

2) увеличение численности насекомоядных птиц приводит к увеличению численности хищных птиц, что приводит в дальнейшем к сокращению численности насекомоядных птиц;

3) уменьшение численности насекомоядных птиц приводит в дальнейшем к возрастанию численности насекомых

27

Хромосомный набор соматических клеток дрозофилы равен 8. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК при овогенезе в ядре после телофазы мейоза I и в анафазе мейоза II. Объясните все полученные результаты.

Показать ответ

Элементы ответа:

1) в телофазе после мейоза 1 число хромосом — 4, число молекул ДНК — 8;

2) мейоз I — редукционное деление; число хромосом и число молекул ДНК уменьшаются в 2 раза;

3) в анафазе мейоза II число хромосом — 8, число молекул ДНК — 8;

4) в анафазе мейоза II к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы, хромосомы однохроматидные, поэтому число молекул ДНК равно числу хромосом

28

При скрещивании растения душистого горошка с усиками и яркими цветками и растения без усиков и с бледными цветками в F1 все растения были с усиками и яркими цветками. От скрещивания гибрида из F1 и растения с усиками и яркими цветками были получены растения с двумя фенотипами: с усиками и яркими цветками; с усиками и бледными цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в F1 и F2?

Показать ответ

Схема решения задачи включает:

1) 1-е скрещивание:

Вариант 13

3) в F1 проявляется закон единообразия гибридов; в F2 — закон независимого наследования признаков

Делитесь своими результатами или спрашивайте, как решить конкретное задание. Будьте вежливы, ребята:

Источник

Анонимный вопрос  ·  23 января 2018

2,7 K

НЛО прилетело и опубликовало эту запись здесь.

И то и другое — двумембранные органоиды, у которых внутренняя мембрана образует выросты. У хлоропластов эти выросты называются тиллакоидами, у митохондрий — кристами. А ещё те и другие имеют свои рибосомы и свою ДНК, и сами синтезируют свои белки. Существует теория о том, что они раньше были отдельными клетками, а потом стали симбионтами.

Что такое ферменты? Чем они отличаются от не органических катализаторов?

Инженер по поиску работы, люблю музыку, сладкое и настольный теннис

Ферменты — белковые вещества, изменяющие скорость проекания биохимических процессов в организме.

Вещества, подвергающиеся действию ферментов, называются субстратом.

Ферменты классифицируются на 6 классов, каждый класс еще делится на подклассы, подкласс — на подподклассы, внутри последних идет нумерация ферментов по списку.

Т.е. фермент пепсин 3.4.23.1 относится к классу гидролаз.

  1. Оксидоредуктазы — регулируют окислительно-восстановительные реакции (альдегиддегидрогеназа, алкогольдегидрогеназа).

  2. Трансферазы — регулируют перенос различных функциональных группировок атомов с одной молекулы субстрата на другую.

  3. Гидролазы — ускоряют гидролиз химических связей (амилаза, пепсин)

  4. Лиазы — распад связей без участия гидролиза, обратные реакции.

  5. Изомеразы — образование геометрических, структурных изменений в молекулах субстрата, т.е. изомерных форм.

  6. Лигазы (видел еще название Синтетазы) — отвечают за образование органических химических связей между атомами в субстрате.

Активность ферментов может ускоряться активаторами и замедляться ингибиторами.

Этот параметр является основным фактором саморегуляции обмена веществ в организме. Здесь часто действует обратная связь.

Активаторами могут быть ионы металлов, лекарства, различные соли и пр.

Ингибиторами то же самое, еще разные яды, токсины, отравляющие газы, блокирующие работу фермента частично или полностью, а также обратимо или необратимо.

Неорганические катализаторы — это в основном металлы, соли, а также значения давления и температуры.

Ферменты же — органические вещества, состоящие из «органических» элеметов: углерода, водорода, кислорода, азота, фосфора + опционально ионов металлов, других группировок атомов, модифицирующих их биологическую активность.

Будет ли клетка жить, если заменить митохондрию на хлоропласт?

Студентка-биологиня, интересуюсь естественными науками и людьми.

Нет, поскольку митохондрии выполняют основную энергетическую функцию. У растений в том числе, а у животных и подавно. А вот внедрение хлоропластов помимо метахондрий пытаются сделать биотехнологи. Один слизняк так от природы научился, но только эти хлоропласты как бы не входят в одлигатный состав клеток, они могут только накапливаться, полученные от других организмов.

Что происходит в рибосомах в отличие от лизосом?

Популярный портал о науке: современных исследованиях и открытиях, новых изобретениях и…  ·  chrdk.ru

Это совсем разные органеллы. Рибосомы — это молекулярные комплексы из белков и РНК, которые синтезируют все клеточные белки. Лизосомы — это мембранные пузырьки (вакуоли), которые содержат пищеварительные ферменты и переваривают клеточную еду.

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

Клетка как биологическая система

Раздел в кодификаторе “ Система и многообразие органического мира”.

Задание относится к базовому уровню, при правильном выполнении можно получить за него 2 балла.

Темы, приведенные в кодификаторе:

4.1 Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. Вирусы – неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

4.2 Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

4.3 Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

4.4 Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма ( на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений.

4.5 Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.

4.6 Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.

4.7 Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

Разбор типовых заданий №4 ЕГЭ по биологии

Типы заданий можно поделить на 4 раздела:

Жизненный цикл клетки/митоз/мейоз

Количество ответов может быть как не указано, так и указано, внимательно читайте вопрос. На “решу ЕГЭ” задания без указания числа правильных ответов обычно имеют три ответа. Но это не правило, так что ориентироваться на эту цифру можно, но не 100%

Все, что касается митотического и мейотического деления нужно выучить, это не так сложно, как кажется.

Вариант А (без указания количества ответов)

Чем мейоз отличается от митоза?

  1. Образуются четыре гаплоидные клетки.
  2. Образуются две диплоидные клетки.
  3. Происходит конъюгация и кроссинговер хромосом.
  4. Происходит спирализация хромосом.
  5. Делению клеток предшествует одна интерфаза.
  6. Происходит два деления.

Следует понимать, что соматические клетки делятся путем митоза, а половые- мейоза. Опираясь на это. Возможно, будет легче запомнить. После митоза получится 2 клетки, идентичные материнской, они будут диплоидны. После мейоза- 4 клетки с гаплоидным набором, отличающимся от материнской.

Для того, чтобы дочерние клетки не были идентичны материнской, должны произойти конъюгация, то есть сближение хромосом, и кроссинговер- обмен гомологичными участками. Такие процессы характерны только для мейоза.

Из схемы видно, что митоз происходит за одно деление, а мейоз- в два этапа.

Таким образом, ответом на вопрос являются варианты 1,3,6.

Ответ: 136.

Вариант Б (с указанием количества ответов)

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания процессов происходящих в интерфазе. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. репликация ДНК
  2. синтез АТФ
  3. формирование ядерной оболочки
  4. синтез всех видов РНК
  5. спирализация хромосом

Интерфаза — фаза подготовки к делению. В клетке накапливается энергия, удваивается ДНК.

Синтез и удвоение — то, что характеризует интерфазу. Значит, варианты 1,2,4 подходят под ее описание, а 3 и 5 являются лишними

Ответ: 35.

Строение клетки

Здесь не указан тип клетки, так что встретить здесь можно вопрос и про растения, и про животных, и про бактерии, грибы.

Вариант А (текстовый вопрос без картинок)

Выберите структуры, характерные только для растительной клетки.

  1. митохондрии
  2. хлоропласты
  3. клеточная стенка
  4. рибосомы
  5. вакуоли с клеточным соком
  6. аппарат Гольджи

Однозначно хлоропласты, необходимые для фотосинтеза. Далее по списку клеточная стенка, которая так же характерна только для растений, состоит она из целлюлозы. Митохондрии, аппарат Гольджи, рибосомы- органоиды необходимые для жизнедеятельности и растительной, и животной клетки. А вот большая вакуоль с клеточным соком, в котором растворены ферменты для внутриклеточного пищеварения, есть только у растений. У животных для пищеварения в клетках есть лизосомы.

Ответ: 235.

Вариант Б (вопрос с картинкой)

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

  1. наличие ядрышка с хроматином
  2. наличие целлюлозной клеточной оболочки
  3. наличие митохондрий
  4. прокариотическая клетка
  5. способность к фагоцитозу

Чаще всего в заданиях с изображениями встречаются растительная или животная клетка, а не ,к примеру, клетка гриба или бактерии, что вполне возможно тоже. Следует познакомиться с изображениями каждой.

Бактериальная клетка

Клетка гриба

Клетка животного

Клетка растения

Первое, на что следует обратить внимание — наличие крупной центральной вакуоли — ее нет. Целлюлозной оболочки тоже. Перед нами животная клетка. Значит, второй вариант нам подходит, он характерен для растительной клетки. Животная клетка — эукариот, то есть имеет четко оформленное ядро, значит, 4 вариант — лишний.

Ответ: 24.

Метаболизм/Фотосинтез/Биосинтез/Энергетический обмен

Вариант А (выбрать варианты ответа)

Выберите ор­га­но­и­ды клет­ки и их структуры, участ­ву­ю­щие в про­цес­се фотосинтеза.

  1. лизосомы
  2. хлоропласты
  3. тилакоиды
  4. граны
  5. вакуоли
  6. рибосомы

В фотосинтезе принимают участие хлоропласты и митохондрии. Для ответа на вопрос необходимо ознакомиться с их строением:

Митохондрия

Хлоропласт

Нам сразу подходит вариант 2) хлоропласты. Тилакоиды входят в состав хлоропластов, а граны- митохондрий.

Ответ: 234.

Вариант Б (поиск двух лишних вариантов ответа)

Все при­ведённые ниже процессы, кроме двух, можно отнести к матричным реакциям в клетке. Определите два процесса, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

  1. синтез РНК
  2. биосинтез белка
  3. хемосинтез
  4. фотолиз воды
  5. репликацию ДНК

Раз “матричные реакции», то они связаны с ДНК и РНК. Не стоит забывать, что они являются белками. К матричным реакциям, в таком случае, относятся: синтез РНК, репликация ДНК, биосинтез белка. Хемосинтез и фотолиз воды отношения к этому не имеют.

Ответ: 34.

Химический состав клетки

Здесь нужно знать все про липиды, жиры, белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, состав ДНК и РНК, макро-и микроэлементы, тогда все будет хорошо.

Вариант А (выбрать варианты ответа)

Какие функции выполняют в клетке молекулы углеводов и липидов?

  1. информационную
  2. каталитическую
  3. строительную
  4. энергетическую
  5. запасающую
  6. двигательную

Пройдемся по всем функциям. Информационная- ДНК и РНК. Есть даже информационная РНК.

Каталитическая функция присуща белкам. Все ферменты- белки, но не все белки- ферменты.

Строительная- соответствует углеводам и липидам. Вспомните про билепидный слой мембраны.

Энергетическая- однозначно да. Углеводы и липиды- источник энергии.

Запасающая- близко к энергетической, снова да.

Двигательная- функция белков.

Ответ: 345.

Вариант Б (выбрать лишнее)

Все при­ведённые ниже хи­ми­че­ские эле­мен­ты, кроме двух, яв­ля­ют­ся макроэлементами. Опре­де­ли­те два элемента, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

  1. цинк
  2. селен
  3. магний
  4. хлор
  5. фосфор

Макро- и микроэлементы нужно просто выучить.

Магний, фтор и фосфор относятся к макроэлементам.

Ответ: 12.

Источник