Какие модели воспроизводят геометрические физические и другие свойства

Какие модели воспроизводят геометрические физические и другие свойства thumbnail

1. Могут ли разные объекты быть описаны одной моделью:
а) да +
б) нет
в) зависит от моделей

2. Построение модели исходных данных; построение модели результата, разработка алгоритма, разработка программы, отладка и исполнение программы, анализ и интерпретация результатов:
а) анализ существующих задач
б) этапы решения задачи с помощью компьютера +
в) процесс описания информационной модели

3. Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется:
а) планированием
б) визуализацией
в) формализацией +

4. Расписание движения поездов может рассматриваться как пример:
а) табличной модели +
б) натурной модели
в) математической модели

5. Математическая модель объекта:
а) совокупность данных, содержащих информацию о количественных характеристиках объекта и его поведении в виде таблицы
б) созданная из какого-либо материала модель, точно отражающая внешние признаки объекта-оригинала
в) совокупность записанных на языке математики формул, отражающих те или иные свойства объекта-оригинала или его поведение +

6. Натурное (материальное) моделирование:
а) моделирование, при котором в модели узнается какой-либо отдельный признак объекта-оригинала
б) моделирование, при котором в модели узнается моделируемый объект, то есть натурная (материальная) модель всегда имеет визуальную схожесть с объектом-оригиналом +
в) создание математических формул, описывающих форму или поведение объекта-оригинала

7. Система состоит из:
а) объектов, которые называются свойствами системы
б) набора отдельных элементов
в) объектов, которые называются элементами системы +

8. Может ли один объект иметь множество моделей:
а) да +
б) нет
в) да, если речь идёт о создании материальной модели объекта

9. Образные модели представляют собой:
а) формулу
б) таблицу
в) зрительные образы объектов, зафиксированные на каком либо носителе информации +

10. Какие модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме?
а) табличные
б) предметные +
в) информационные

11. Модель:
а) материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий существенные с точки зрения цели исследования свойства изучаемого объекта, явления или процесса +
б) материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий его пространственно-временные характеристики
в) любой объект окружающего мира

12. Описание глобальной компьютерной сети Интернет в виде системы взаимосвязанных следует рассматривать как:
а) математическую модель
б) сетевую модель +
в) графическую модель

13. Последовательность этапов моделирования:
а) цель, объект, модель, метод, алгоритм, программа, эксперимент, анализ, уточнение +
б) объект, цель, модель, эксперимент, программа, анализ, тестирование
в) цель, модель, объект, алгоритм, программа, эксперимент, уточнение выбора объекта

14. Моделирование:
а) формальное описание процессов и явлений
б) процесс выявления существенных признаков рассматриваемого объекта
в) метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей +

15. Сколько существует основных этапов разработки и исследование моделей на компьютере:
а) 5 +
б) 4
в) 6

16. На первом этапе исследования объекта или процесса обычно строится:
а) предметная модель
б) описательная информационная модель +
в) формализованная модель

17. Табличная информационная модель представляет собой:
а) набор графиков, рисунков, чертежей и диаграмм
б) последовательность предложений на естественном языке
в) описание объектов (или их свойств)в виде совокупности значений, размещенных в таблице +

18. Такие модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме:
а) материальные
б) информационные +
в) математические

19. Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой:
а) иерархические информационные модели
б) математические модели
в) графические информационные модели +

20. Географическую карту следует рассматривать скорее всего как:
а) вербальную информационную модель
б) графическую информационную модель +
в) математическую информационную модель

21. В качестве примера модели поведения можно назвать:
а) правила техники безопасности в компьютерном классе +
б) чертежи школьного здания
в) план классных комнат

22. Какой тип моделей применяется для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств:
а) сетевые информационные модели
б) табличные информационные модели +
в) иерархические сетевые модели

23. Информационной моделью части земной поверхности является:
а) глобус
б) рисунок
в) картина местности +

24. Модель отражает:
а) некоторые существенные признаки объекта
б) существенные признаки в соответствии с целью моделирования +
в) все существующие признаки объекта

25. При создании игрушечного корабля для ребенка трех лет существенным является:
а) точность
б) материал
в) внешний вид +

26. В информационной модели жилого дома, представленной в виде чертежа (общий вид), отражается его:
а) стоимость
б) структура +
в) надежность

27. В информационной модели облака, представленной в виде черно-белого рисунка, отражаются его:
а) форма +
б) размер
в) плотность

28. Модель человека в виде детской куклы создана с целью:
а) познания
б) продажи
в) игры +

29. Признание признака объекта существенным при построении его информационной модели зависит от:
а) цели моделирования +
б) стоимости объекта
в) размера объекта

30. При описании внешнего вида объекта удобнее всего использовать информационную модель следующего вида:
а) структурную
б) графическую +
в) математическую

Источник

Тырина Надежда Владимировна

Предварительный просмотр:

Тест по теме: «Моделирование и формализация»

  1. Объект, заменяющий реальный процесс, предмет или явление и созданный для понимания закономерностей объективной действительности называют …
  1. Объектом
  2. Моделью
  3. Заменителем
  4. Все вышеперечисленные варианты
  1. Моделирование – это …
  1. Процесс создания моделей
  2. Формальное описание процессов и явлений
  3. Метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей
  4. Наблюдение моделей
  1. Моделировать можно …
  1. Объекты
  2. Процессы
  3. Явления
  4. Все вышеперечисленные варианты
  1. Когда используют моделирование?
  1. Оригинал не существует или его сложно исследовать непосредственно
  2. Исследование оригинала дорого или опасно для жизни
  3. Интересуют некоторые свойства оригинала
  4. Все вышеперечисленные варианты
  1. Может ли, один и тот же объект иметь множество моделей?
  1. Иногда может
  2. Да
  3. Нет
  4. Нет правильного ответа
  1. Могут ли разные объекты описываться одной моделью?
  1. Иногда могут
  2. Да
  3. Нет
  4. Нет правильного ответа
  1. По способу представления модели делят на …
  1. Материальные (предметные) и информационные
  2. Знаковые и вербальные
  3. Материальные и вербальные
  4. Знаковые и информационные
  1. Все информационные модели делят на …
  1. Вербальные и специальные
  2. Знаковые и табличные
  3. Логические и вербальные
  4. Вербальные и знаковые
  1. Графические, табличные, математические, логические, специальные – это все … модели
  1. Материальные
  2. Вербальные информационные
  3. Знаковые информационные
  4. Нет правильного ответа
  1.  Какие модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме?
  1. Информационные
  2. Иерархические
  3. Предметные
  4. Все вышеперечисленные варианты
  1. Модели по фактору времени подразделяются на …
  1. Стохастические и динамические
  2. Статические и динамические
  3. Статические и детерминированные
  4. Нет правильного ответа
  1. Модели по характеру связей подразделяются на …
  1. Статические и динамические
  2. Вероятностные и динамические
  3. Вероятностные и детерминированные
  4. Нет правильного ответа
  1. Модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени, называются …
  1. Динамическими
  2. Статическими
  3. Предметными
  4. Нет правильного ответа
  1.  С помощью стохастических (вероятностных) моделей можно описать
  1. Движение тела с учетом ветра
  2. Движение тела без учета ветра
  3. Расчеты по известным формулам
  4. Нет правильного ответа
  1.  В детерминированных моделях  
  1. Связи между входными и выходными величинами жестко заданы
  2. При одинаковых входных данных каждый раз получаются одинаковые результаты
  3. Все вышеперечисленные варианты
  4. Нет правильного ответа
  1.  Какие программные средства помогают создавать табличные модели?
  1. MS Word
  2. Paint
  3. MS Excel
  4. MS Access
  1.   Информационной моделью какого типа является файловая система компьютера?
  1. Иерархического
  2. Табличного
  3. Сетевого
  4. Логического
  1.  Система – это …
  1. Набор отдельных элементов
  2. Совокупность взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы
  3. Совокупность отдельных множеств
  4. Нет правильного ответа
  1.  Важнейшим признаком системы является …
  1. Ее структура
  2. Взаимосвязанные объекты
  3. Целостное функционирование
  4. Слово «система»
  1.  Модели по структуре подразделяются на …
  1. Табличные, иерархические, сетевые
  2. Табличные, сетевые, графы
  3. Табличные, графы, специальные
  4. Нет правильного ответа
  1.  Расписание движения поездов можно  рассматривать как пример
  1. Графической модели
  2. Табличной модели
  3. Компьютерной модели
  4. Математической модели
  1.  Какая из приведенных ниже моделей является имитационной?
  1.  График изменения температуры воздуха в течение дня
  2.  Математическое моделирование биологических систем
  3. История болезни
  4. Фотография
  1.  Сколько основных этапов разработки и исследования моделей на компьютера?
  1. 2
  2. 3
  3. 4
  4. 5
  1.  Инструментом для компьютерного моделирования является …
  1. Монитор
  2. Сканер
  3. Компьютер
  4. Принтер
  1.  Материальной моделью является …
  1.  Карта
  2. Макет самолета
  3. Диаграмма
  4. Чертеж
  1.  Знаковой моделью является …
  1. Диаграмма
  2. Глобус
  3. Детские игрушки
  4. Модель корабля
  1.  При изучении объектов реальной действительности можно создать …
  1. Одну единственную модель
  2. Несколько различных видов моделей, каждая из которых отражает те или иные существенные  признаки
  3. Одну модель, отражающую совокупность признаков объекта
  4. Нет правильного ответа
  1.   Процесс построения модели, как правило предполагает …
  1. Описание всех свойств исследуемого объекта
  2. Выделение наиболее существенных с точки зрения решаемой задачи свойств объекта        
  3. Выделение свойств объекта безотносительно к целям решаемой задачи
  4. Выделение не более трех существенных признаков объекта
  1.  Информационной моделью нельзя считать …
  1. Описание объекта-оригинала с помощью математических формул
  2. Другой объект, не отражающий существенных признаков и свойств объекта-оригинала
  3. Описание объекта-оригинала на естественном или формальном языке
  4. Совокупность  математических формул, описывающих поведение объекта-оригинала
  1.   К числу документов, представляющих собой информационную модель управления государством, можно отнести …
  1. Схему Кремля
  2. Список депутатов государственной Думы
  3. Географическую карту России
  4. Конституцию РФ
  1.  Табличная информационная модель представляет собой …
  1. Набор графиков, рисунков, чертежей, схем, диаграмм
  2. Описание объектов (или их свойств) в виде совокупности значений, размещаемых в таблице
  3. Систему математических формул
  4. Описание иерархической структуры  строения моделируемого объекта
  1.  Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой …
  1. Табличные  модели
  2. Математические  модели
  3. Графические  модели
  4. Иерархические  модели
  1.  В биологии классификация представителей животного мира представляет собой …
  1. Табличную модель
  2. Графическую модель
  3. Математическую модель
  4. Иерархическую модель
  1.  К числу самых первых графических информационных моделей следует  отнести …
  1. Наскальные росписи
  2. Карты поверхности земли
  3. Иконы
  4. Книги с иллюстрациями
  1.  Компьютерное имитационное моделирование ядерного взрыва не позволяет …
  1. Экспериментально проверить влияние высокой температуры и облучения на природные объекты
  2. Уменьшить стоимость исследований и обеспечить безопасность людей
  3. Получить достоверные данные о влиянии взрыва на здоровье  людей
  4. Получить достоверную информацию о влиянии ядерного взрыва на растения и животных в зоне облучения
  1.  С помощью компьютерного имитационного моделирования нельзя изучить …
  1. Демографические процессы, протекающие в социальных системах
  2. Тепловые процессы, протекающие в технических системах
  3. Процессы психологического взаимодействия учеников в классе
  4. Нет правильного ответа
  1.  Описание глобальной компьютерной сети Интернет в виде системы взаимосвязанных элементов следует рассматривать как …
  1. Табличную
  2. Графическую
  3. Сетевую
  4. Нет правильного ответа
  1.  Результатом процесса формализации является …
  1. Описательная модель
  2. Математическая модель
  3. Графическая модель
  4. Предметная модель
  1.  Генеалогическое дерево семьи является …
  1. Табличной моделью
  2. Иерархической моделью
  3. Сетевой моделью
  4. Словесной моделью
  1.  Упорядочение информации по определенному признаку называется …
  1. Сортировкой
  2. Формализацией
  3. Систематизацией
  4. Моделированием
  1.  Каково общее название моделей, которые представляют собой  совокупность полезной и нужной информации об объекте?
  1. Материальные
  2. Информационные
  3. Предметные
  4. Словесные

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие модели воспроизводят геометрические физические и другие свойстваУрок «Моделирование кокеток» 8 класс

Обобщающий урок по разделу «Моделирование кокеток» в 8 классе коррекционной школы 8 вида. Целью данного урока является совершенствование умений и навыков моделирования, принципах раздвижки выкройки, н…

Какие модели воспроизводят геометрические физические и другие свойстваМоделирование фартук. 5 класс

Цели:ознакомить учащихся с понятием о моделировании, с приемами моделирования;сформировать навыки по моделированию фартука…

Презентация урока «Моделирование одежды» 7 класс

Тема раздела программы:Создание изделий из текстильных материаловТема урока:Моделирование плечевого изделияЦели:Продолжить формирование способности учащихся выбора моделей одежды, в зависимости от осо…

Презентация урока «Моделирование одежды» 7 класс

Тема раздела программы:Создание изделий из текстильных материаловТема урока:Моделирование плечевого изделияЦели:Продолжить формирование способности учащихся выбора моделей одежды, в зависимости от осо…

  • Мне нравится 

Источник

1.
Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей (на
примерах). Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения
электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования.

Человечество в своей
деятельности (научной, образовательной, технологической,
художественной) постоянно создает и использует модели окружающего
мира.

Модели позволяют представить в
наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного
восприятия (очень большие или очень маленькие объекты, очень быстрые
или очень медленные процессы и др.).

Наглядные модели часто
используются в процессе обучения. В курсе географии первые
представления о нашей планете Земля мы получаем, изучая ее модель —
глобус, в курсе физики изучаем работу двигателя внутреннего сгорания
по его модели, в химии при изучении строения вещества используем
модели молекул и кристаллических решеток, в биологии изучаем строение
человека по анатомическим муляжам и др.


Модели
играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных
технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических
цепей и т. д. Без предварительного создания чертежа невозможно
изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме.

Развитие науки невозможно без
создания теоретических моделей (теорий, законов, гипотез и пр.),
отражающих строение, свойства и поведение реальных объектов.

Все художественное творчество
фактически является процессом создания моделей. Более того,
практически любое литературное произведение может рассматриваться как
модель реальной человеческой жизни. Моделями в художественной форме
отражающими реальную действительность, являются также живописные
полотна, скульптуры, театральные постановки и пр.

Моделирование
— это метод познания, состоящий в создании и исследовании
моделей.
Каждый объект имеет большое количество различных
свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее
существенные для проводимого исследования свойства.

В процессе исследования
аэродинамических качеств модели самолета в аэродинамической трубе
важно, чтобы модель имела геометрическое подобие оригинала, но не
важен, например, ее цвет. При построении электрических схем —
моделей электрических цепей — необходимо учитывать порядок
подключения элементов цепи друг к другу, но не важно их
геометрическое расположение друг относительно друга и так далее.

Разные науки исследуют объекты
и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей.
В
физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в
химии — их химический состав, в биологии — строение и
поведение живых организмов и так далее. Возьмем в качестве примера
человека: в разных науках он исследуется в рамках различных моделей.
В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в
химии — как объект, состоящий из различных химических веществ,
в биологии — как систему, стремящуюся к самосохранению, и так
далее.

Модель —
это некий новый объект, который отражает существенные особенности
изучаемого объекта, явления или процесса.
Один и тот же объект
может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться
одной моделью. Так, в механике различные материальные тела (от
планеты до песчинки) могут рассматриваться как материальные точки,
т.е. объекты разные – модель одна.

Никакая модель не может
заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас
интересуют определенные свойства изучаемого объекта, модель
оказывается полезным, а подчас и единственным инструментом
исследования.

Классификация
моделей по временному фактору

Статическая
модель — это как бы одномоментный срез информации по объекту.
Например, обследование учащихся в стоматологической поликлинике дает
картину состояния их ротовой полости на данный момент времени: число
молочных и постоянных зубов, пломб, дефектов и т.п.

Динамическая
модель позволяет увидеть изменения объекта во времени. В примере с
поликлиникой карточку школьника, отражающую изменения, происходящие с
его зубами за многие годы, можно считать динамической моделью.

При
строительстве дома рассчитывают прочность и устойчивость к постоянной
нагрузке его фундамента, стен, балок — это статическая модель
здания. Но еще надо обеспечить противодействие ветрам, движению
грунтовых вод, сейсмическим колебаниям и другим изменяющимся во
времени факторам. Это можно решить с помощью динамических моделей.

Предметные
и информационные модели

Все модели можно разбить на два
больших класса: модели предметные (материальные) и модели
информационные.


Предметные
модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства
объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели
кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.).

Информационные модели
представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.

Образные модели (рисунки,
фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов,
зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и
кинопленке и др.). Широко используются образные информационные модели
в образовании (учебные плакаты по различным предметам) и науках, где
требуется классификация объектов по их внешним признакам (в ботанике,
биологии, палеонтологии и др.).

Знаковые информационные модели
строятся с использованием различных языков (знаковых систем).
Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста
(например, программы на языке программирования), формулы (например,
второго закона Ньютона F = ma), таблицы (например, периодической
таблицы элементов Д. И. Менделеева) и так далее.

Иногда при построении знаковых
информационных моделей используются одновременно несколько различных
языков. Примерами таких моделей могут служить географические карты,
графики, диаграммы и пр. Во всех этих моделях используются
одновременно как язык графических элементов, так и символьный язык.

Формализация.

На протяжении своей истории
человечество использовало различные способы и инструменты для
создания информационных моделей. Так, первые информационные модели
создавались в форме наскальных рисунков, в настоящее же время
информационные модели обычно строятся и исследуются с использованием
современных компьютерных технологий.

Процесс построения
информационных моделей с помощью формальных языков называется
формализацией.

Естественные языки используются
для создания описательных информационных моделей. В истории науки
известны многочисленные описательные информационные модели. Например,
гелиоцентрическая модель мира, которую предложил Коперник,
формулировалась следующим образом:

  • Земля вращается вокруг своей
    оси и вокруг Солнца;

  • орбиты всех планет проходят
    вокруг Солнца.

С помощью формальных языков
строятся формальные информационные модели (математические, логические
и др.). Одним из наиболее широко используемых формальных языков
является математика. Модели, построенные с использованием
математических понятий и формул, называются математическими моделями.
Язык математики является совокупностью формальных языков.

Язык алгебры позволяет
формализовать функциональные зависимости между величинами. Так,
Ньютон формализовал гелиоцентрическую систему мира, открыв законы
механики и закон всемирного тяготения и записав их в виде
алгебраических функциональных зависимостей. В школьном курсе физики
рассматривается много разнообразных функциональных зависимостей,
выраженных на языке алгебры, которые представляют собой
математические модели изучаемых явлений или процессов.


матем. запись закона всемирного тяготения

Язык алгебры логики (алгебры
высказываний) позволяет строить формальные логические модели. С
помощью алгебры высказываний можно формализовать (записать в виде
логических выражений) простые и сложные высказывания, выраженные на
естественном языке. Построение логических моделей позволяет решать
логические задачи, строить логические модели устройств компьютера
(сумматора, триггера) и так далее.

В процессе познания окружающего
мира человечество постоянно использует моделирование и формализацию.
При изучении нового объекта сначала обычно строится его описательная
информационная модель на естественном языке, затем она формализуется,
то есть выражается с использованием формальных языков (математики,
логики и др.).

Визуализация

В процессе исследования
формальных моделей часто производится их визуализация. Для
визуализации алгоритмов используются блок-схемы: пространственных
соотношений между объектами — чертежи, моделей электрических
цепей — электрические схемы, логических моделей устройств —
логические схемы и так далее.

Так при визуализации формальных
физических моделей с помощью анимации может отображаться динамика
процесса, производиться построение графиков изменения физических
величин и так далее. Визуальные модели обычно являются
интерактивными, то есть исследователь может менять начальные условия
и параметры протекания процессов и наблюдать изменения в поведении
модели.

Основные
этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Использование компьютера для
исследования информационных моделей различных объектов и систем
позволяет изучить их изменения в зависимости от значения тех или иных
параметров. Компьютерное моделирование является одним из эффективных
методов изучения сложных систем. Часто компьютерные модели проще и
удобнее исследовать, они позволяют проводить вычислительные
эксперименты, реальная постановка которых затруднена или может дать
непредсказуемый результат.

Процесс разработки моделей и их
исследования на компьютере можно разделить на несколько основных
этапов:

  1. Построение описательной
    информационной модели (выделение существенных параметров).

  2. Создание формализованной
    модели (запись формул).

  3. Построение компьютерной
    модели.

  4. Компьютерный эксперимент.

  5. Анализ полученных результатов
    и корректировка исследуемой модели.

На первом этапе
исследования объекта или процесса обычно строится описательная
информационная модель. Такая модель выделяет существенные с точки
зрения целей проводимого исследования параметры объекта, а
несущественными параметрами пренебрегает.

На втором этапе
создается формализованная модель, то есть описательная
информационная модель записывается с помощью какого-либо формального
языка. В такой модели с помощью формул, уравнений, неравенств и пр.
фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными
значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на
допустимые значения этих свойств.

Однако далеко не всегда удается
найти формулы явно выражающие искомые величины через исходные данные.
В таких случаях используются приближенные математические методы,
позволяющие получать результаты с заданной точностью.

На третьем этапе
необходимо формализованную информационную модель преобразовать в
компьютерную на понятном для компьютера языке. Существуют два
принципиально различных пути построения компьютерной модели:

1) создание алгоритма решения
задачи и его кодирование на одном из языков программирования;

2) формирование компьютерной
модели с использованием одного из приложений (электронных таблиц,
СУБД и т. д.).

В процессе создания
компьютерной модели полезно разработать удобный графический
интерфейс, который позволит визуализировать формальную модель, а
также реализовать интерактивный диалог человека с компьютером на
этапе исследования модели.

Четвертый этап
исследования информационной модели состоит в проведении компьютерного
эксперимента. Если компьютерная модель существует в виде программы на
одном из языков программирования, ее нужно запустить на выполнение и
получить результаты.

Если компьютерная модель
исследуется в приложении, например в электронных таблицах, можно
провести сортировку или поиск данных, построить диаграмму или график
и так далее.

Пятый этап состоит в
анализе полученных результатов и корректировке исследуемой модели. В
случае различия результатов, полученных при исследовании
информационной модели, с измеряемыми параметрами реальных объектов
можно сделать вывод, что на предыдущих этапах построения модели были
допущены ошибки или неточности. Например, при построении описательной
качественной модели могут быть неправильно отобраны существенные
свойства объектов, в процессе формализации могут быть допущены ошибки
в формулах и так далее. В этих случаях необходимо провести
корректировку модели, причем уточнение модели может проводиться
многократно, пока анализ результатов не покажет их соответствие
изучаемому объекту.

Исследование
математических моделей.

На языке алгебры формальные
модели записываются с помощью уравнений, точное решение которых
основывается на поиске равносильных преобразований алгебраических
выражений, позволяющих выразить переменную величину с помощью
формулы. Точные решения существуют только для некоторых уравнений
определенного вида (линейные, квадратные, тригонометрические и др.)
поэтому для большинства уравнений приходится использовать методы
приближенного решения с заданной точностью (графические, числовые и
др.).

Графический метод. Построение
графиков функций может использоваться для грубо приближенного решения
уравнений. Для не имеющего точного алгебраического решения уравнения
вида f(x) = 0, где f(x) — некоторая непрерывная функция, корень
(или корни) этого уравнения является точкой (или точками) пересечения
графика функции с осью ОХ.

Числовой метод половинного
деления. Для решения уравнении с заданной точностью можно применять
разработанные в вычислительной математике числовые итерационные
методы решения уравнений. Если мы знаем отрезок на котором существует
корень, и функция на краях этого отрезка принимает значения разных
знаков, то можно использовать метод половинного деления.

Идея
метода состоит в выборе точности решения и сведении первоначального
отрезка [А;В], на котором существует корень уравнения, к отрезку
заданной точности. Процесс сводится к последовательному делению
отрезков пополам точкой С = (А+В)/2 и отбрасыванию той половины
отрезка ([А;С] или [С;B]), на котором корня нет.

Выбор
нужной половины отрезка основывается на проверке знаков значений
функции на его краях. Выбирается та половина, на которой произведение
значений функции на краях отрицательно, то есть где функция
пересекает ось абсцисс.

Процесс
продолжается до тех пор, пока длина отрезка не станет меньше
удвоенной точности. Деление этого отрезка пополам дает значение корня
х = (А+B)/2 с заданной точностью.

Пример.
Найти графическим методом корень уравнения 10sin(x)-2×2+5=0.

Формальная модель задана
уравнением, для нахождения корня уравнения разработаем компьютерную
модель используя электронные таблицы.

Построим таблицу значений
функции. Заполним столбец x значениями от -10 до 10. Значения y
будем вычислять по формуле: =10*SIN(A2)-2*A2*A2+5 (формула для ячейки
B2).

Построив график, найдем точки
пересечения графика с осью OX. Это и есть приближенное решение.

Приближенное решение уравнения:
-0.5 и 2.5.

OpenOffice.org
Calc


Microsoft Office Excel 2007


 

Исследование физических
моделей

Рассмотрим процесс решения
задачи на конкретном примере: Тело брошено с некоторой высоты с
начальной скоростью, направленной под углом к горизонту. Определить
угол при котором дальность полета будет максимальной.

Содержательная постановка
задачи. В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по
бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать
автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в
мишень определенного размера, находящуюся на известном расстоянии.

1) Описательная модель.
Сначала
построим качественную описательную модель процесса движения тела с
использованием физических объектов, понятий и законов, то есть в
данном случае идеализированную модель движения объекта. Из
условия задачи можно сформулировать следующие основные предположения:

  • тело мало по сравнению с
    Землей, поэтому его можно считать материальной точкой;

  • изменение высоты тела не
    велико, поэтому ускорение свободного падения считать постоянной
    величиной g
    = 9,8 м/с2
    и
    движение по оси OY можно считать равноускоренным;

  • скорость движения мала,
    поэтому сопротивлением воздуха можно пренебречь.

2) Формальная
модель.
Из курса физики известно, что описанное
выше движение является равноускоренным. Координаты тела в любой
момент времени можно найти по формулам:

Для формализации модели
используем известные из курса физики формулы равномерного и
равноускоренного движения. При заданных начальной скорости и и угле
бросания а значения координат дальности полета х и высоты у от
времени можно описать следующими формулами:

или

или

3) Компьютерная модель.
Преобразуем формальную модель в компьютерную с использованием
электронных таблиц. Выделим ячейки для ввода начальных данных: нач.
скорость, нач. высота, угол. Построим таблицу для вычисления
координат x и y.

Координата x:
=$B$1*COS($B$3*3,14/180)*A6
.

Координата y:
=$B$2+$B$1*SIN($B$3*3,14/180)*A6-9,8*A6*A6/2.

Визуализируем модель построив
график движения тела (зависимость y от x).

4) Исследуем модель и определим
искомый угол.

5) Проанализируем полученные
результаты.

OpenOffice.org
Calc

Microsoft
Office Excel 2007

Геоинформационные модели

Геоинформационное моделирование
базируется на создании многослойных электронных карт, в которых
опорный слой описывает географию определенной территории, а каждый из
остальных — один из аспектов состояния этой территории. На
географическую карту могут быть выведены различные слои объектов:
города, дороги, аэропорты и др.

Широкое распространение
получили интерактивные географические карты (мира, различных частей
света, России, Москвы и других городов) в Интернете. Такие карты
обычно реализуются с использованием векторной графики и поэтому дают
возможность пользователю выбирать нужный ему масштаб. Карты связаны с
базами данных, которые хранят всю необходимую информацию об объектах,
изображенных на картах.

Геоинформационные модели
позволяют с помощью географических карт представлять статистическую
информацию о различных регионах. Хранящаяся в базах данных информация
о количестве населения, развитии промышленности, загрязнении
окружающей среды и др. может быть связана с географическими картами и
отображена на них. Отображение информации может производиться
различными способами: закрашиванием регионов различными цветами,
построением диаграмм и так далее.

Например, на сайте
https://maps.yandex.ru/ можно сначала выбрать карту (например,
Москвы), а затем включить отображение условных обозначений
(гостиницы, театры, музеи…).

Во
время работы с картой можно менять масштаб (некоторые регионы можно
отобразить с точностью до дома).


Можно
отобразить не только карту Москвы, но и другого региона…

<