Какие функции темперамента являются основными исходя из его свойства

Какие функции темперамента являются основными исходя из его свойства thumbnail

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Свойства темперамента.

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека, которые мы рассмотрели в предыдущей главе учебника, обсуждая проблемы способностей.

Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению Реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров — активности и чувствительности — включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой, «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.

Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой — в медленном темпе.

От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.

В общении людей обсуждаемые свойства темперамента про-являются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т.е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа — малоактивных и обладающих невысоким темпом.

Читайте также:  Какие свойства у осины

Типы темперамента

И.Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический». Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность — меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.

  • Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к» тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.
  • Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойственен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.
  • Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
  • Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Источник

Темпера́мент (лат. temperamentum — «устойчивая смесь компонентов») — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими (то есть темпом, ритмом, интенсивностью психических процессов), а не содержательными аспектами деятельности[1][2]. Темперамент составляет основу формирования и развития характера. С физиологической точки зрения, он обусловлен балансом нейрохимических систем (моноаминов, нейропептидов, гормонов)[источник не указан 86 дней], и часто ассоциируется с типом высшей нервной деятельности. Темперамент относится к биологически-обусловленным индивидуальным различиям как человека, так и животных.

Теория темперамента по Гиппократу и Галену[править | править код]

Четыре темперамента, слева направо, сверху вниз: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик (гравюра Иоганна Лафатера, XVIII век)

В средиземноморской цивилизации привела к учению о четырёх темпераментах, в то время как на Востоке развивалась пятикомпонентная «система мира».

Слово «темперамент» (от лат. temperamentum) в переводе с латинского обозначает «смесь химических компонентов», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввели врачи античности Гиппократ и Гален. Они предположили, что существуют устойчивые индивидуальные различия в соотношениях между химическими системами, регулирующими поведение человека. Несмотря на то, что Гиппократ среди первых указал на роль мозга в общей регуляции поведения, наиболее устойчивые индивидуальные различия он приписывал различиям в смесях нейро-гуморальных жидкостей тела. В то время теории химических факторов (humors) описывали в основном климатические и природные факторы. В отличие от этих теорий Гиппократ предположил, а Гален объяснил темперамент как индивидуальное отношение внутренних химических систем человеческого организма, с преобладанием одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

  • Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком;
  • Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамоватым, «горячим» — холериком;
  • Преобладание крови (лат. sanguis, сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником;
  • Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. Одна из наиболее распространенных в отечественной литературе классификаций типов темперамента:

  • Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
  • Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
  • Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно. Если работа неинтересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
  • Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

Эта концепция до сих пор оказывает влияние на литературу, искусство и науку. Типы темперамента играли важную роль в психологии нового времени, в философии Иммануила Канта и Рудольфа Германа Лотце. Причина «живучести» теории Гиппократа-Галена может быть в том, что они впервые описали четыре типа поведения, действительно связанные с дисбалансом в нейротрансмиттерных (нейрохимических) системах, которые, при крайних дисбалансах, проявляются как психиатрические профили[источник не указан 80 дней]. Эти профили узнавались человечеством более 2500 лет и отражены в международных классификациях психических расстройств (DSM или МКБ)[источник не указан 80 дней]. Ниже представлен список пограничных состояний, которые наблюдаются при ярко выраженном темпераменте[источник не указан 80 дней].

Читайте также:  Благодаря какому свойству железа возможна перевозка

«Формула темперамента»[править | править код]

В 1971 году инженер А. Белов[3] предложил использовать «формулу темперамента» для определения процентного соотношения темпераментов у индивида[4]. Данная формула имеет следующий вид:

,

где:

В конечном итоге получится формула вида:

Современные экспериментальные исследования нейрофизиологии темперамента выделили более 4 типов темперамента и регуляционных систем.

Учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности (темпераментах)[править | править код]

Важным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение И. П. Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. Он доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности[3][5], определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе[6]. Павлов выделил 4 чётко очерченных типа высшей нервной деятельности, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов, которые он сопоставил с типами темперамента по Гиппократу[7][1]:

  • слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику;
  • сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу;
  • сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу;
  • сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.

Темперамент как прирожденный конституциональный вид нервной деятельности — генотип, под разнообразными влияниями окружающей среды превращается в фенотип, характер[8][9] (см. «Связь характера с темпераментом»).

Теории темперамента XX века[править | править код]

С точки зрения психологии четыре темперамента — лишь одна из возможных систем для оценки психологических особенностей (существуют и другие, например типы Юнга, «интроверсия — экстраверсия» Ганса Айзенка). Описания темпераментов довольно сильно различаются у различных психологов и, по-видимому, включают в себя достаточно большое количество факторов. Предпринимались попытки подвести научно-экспериментальную базу под свои теории темпераментов (Г. Ю. Айзенк, Б. М. Теплов и другие), однако результаты, полученные данными исследователями, лишь частично совместимы друг с другом. Блюминой (1996) и Трофимовой[10][11]предприняты попытки сопоставить теорию темпераментов со всеми известными на тот момент (более 100) психологическими типологиями, в том числе с точки зрения методов определения данных типов. Современная наука видит в учении о темпераментах отголосок ещё античной классификации четырёх типов психического реагирования в сочетании с интуитивно подмеченными типами физиологических и биохимических реакций индивида.

Многие психологи, так же как было предложено Кантом в конце 18 века[12], Хеймансом в начале XX века[13] и Г. Ю. Айзенком в 1960-х[14] делят компоненты темперамента на 2 группы: «Активность» поведения и «Эмоциональность». Активность поведения характеризуется степенью энергичности, стремительности, быстроты, или наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.)[15][11].

Грей, проанализировавший работы российских психологов в области темперамента, предложил двухмерную модель, в которой четыре гиппократовских типа размещались на шкалах системы активации поведения и системы торможения поведения[16] Соотношение «высокого» и «низкого» уровней, для каждого из этих двух независимых параметров, даёт некую индивидуальную характеристику человека, и, как результат — формальное определение каждого из четырёх темпераментов. На смайликах можно интерпретировать улыбку, как лёгкость процессов торможения, а насупленные брови — как проявление лёгкости возбуждения.

Основные исследования в области темперамента проводились в областях детской психологии (Buss & Plomin, 1984; Chess & Thomas, 1996; Kagan & Snidman, 2009; Rothbart et al, 2000; Windle & Lerner, 1986), клинической психологии и психиатрии (Akiskal, 1998; Cloninger, 1986, 1994; Mehrabian, 1996; Panksepp et al, 1987; Zuckerman, 1994). В отношении темперамента взрослых, это понятие за рубежом сливается с понятием личности, и анализировалось как «биологически-основанные черты личности» (Cattel, 1965; Digman & Takemoto-Chock, 1981; Goldberg 1993; Guilford & Zimmerman, 1956; McCrae & Costa 1997; Norman, 1963). Такое слияние не рекомендуется, так как понятие личности относится к социо-культурным процессам, ценностям, установкам, личному опыту, самооценке и спектру отношений человека с другими людьми, в то время как темперамент, согласно начальному определению, относится к нейро-химическому балансу организма[источник не указан 86 дней].

Российские исследования темперамента[править | править код]

Российская традиция исследования темперамента началась в 1906 году, с исследований типов и свойств нервной системы в школе И. П. Павлова и продолжилась в исследованиях Лаборатории дифференциальной психофизиологии при Институте психологии АН СССР в исследованиях Б. М. Теплова (1963), В. Д. Небылицына(1972), В. М. Русалова (1979).

Б. М. Теплов дает отличное от И. П. Павлова определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть с быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой — с другой»[17].

В. Д. Небылицын и Русалов рассматривали темперамент аналогично Павлову: как формально-динамические свойства поведения — энергетические (такие, как выносливость), динамические (скорость интеграции акта — мобильность, темп), а также эмоциональность. В их лаборатории при Институте психологии АН СССР использовались измерения ЭЭГ, вызванные потенциалы, кофеиновые пробы, исследования абсолютных порогов восприятия в визуальной, слуховой и тактильной модальностях, силу возбуждения и мобильность в слуховой и визуальных модальностях, эффективность решения проблем в определённых (детерминистских) и неопределенных (вероятностных) условиях, и скорость выполнения различных тестов[18]. Русалов показал, что черты темперамента регулирующие разные типы активности имеют разные психофизиологические корреляты, то есть специфику в зависимости от типа активности.

На основе этих исследований был предложен Активностно-специфический подход к структуре темперамента. Этот подход предлагает разделять черты, относящиеся к трем специфическим аспектам деятельности — физическому, социально-вербальному и умственному. Эта идея была озвучена сначала В. Д. Небылицыным[19]. В полном масштабе этот подход был затем развит в дифференциальной психологии и психофизиологических экспериментах 1970—1990-е Русалов[18][20][21][10].

После того, как Русалов предложил активностно-специфичную структуру темперамента, Ирина Трофимова, которая защищала диссертацию в его лаборатории, развила этот подход и предложила свою версию, основанную на русаловской модели, в виде компактной версии Опросника структуры темперамента (STQ-77)[10][22][23][24][25][26][27]. Поскольку этот подход сначала был разработан в исследованиях темперамента взрослых, и только потом применен к детям, он не был распространен в детской психологии на Западе.

Наиболее детальный анализ связи черт темперамента с нейрохимическими системами был проведен И. Трофимовой[11][28], в сотрудничестве с Тревором Роббинсом из университета Кембридж[29]. Этот анализ был взят за основу нейрохимической модели «функциональный ансамбль темперамента», которая описывает роль моноаминных нейромедиаторов, нейропептидов и гормонов в регуляции 12 черт темперамента.

Свойства и влияние темперамента в поведении[источник не указан 74 дня][править | править код]

От темперамента человека зависят формально-динамические аспекты поведения, не связанные с содержанием деятельности. Эти аспекты делят на две группы:

Читайте также:  Какие ягоды боярышника полезные свойства

  • группа эмоциональности, к ней относятся черты:
    • нейротицизм (избегание новых или неопределенных ситуаций, высокая потребность в социальной поддержке)
    • импульсивность (инициация действий, ведомая эмоциями, не подкрепленная предыдущими планами или рациональным решением)
    • самоуверенность (оптимизм в неопределенных условиях, уверенность в своих силах)
  • группа активности, к ней относятся черты:
    • выносливость, энергичность, способность выдерживать долгую и/или интенсивную деятельность. В моделях активностно-специфического подхода три типа выносливости — моторно-физическая, вербально-социальная и умственная (длительность сосредоточения внимания) — рассматриваются как отдельные свойства (шкалы);
    • скорость интеграции поведенческого акта, такие как пластичность (легкость переключения с одной деятельности на другую и адаптивность к изменениям в инструкциях или ситуациях), вербально-социальный темп.
    • поведенческая ориентация на определённый тип регуляторов поведения. К этой подгруппе относятся ориентация на впечатления, рисковые ситуации (черта поиска впечатлений), ориентация на других людей (черта эмпатии как чувствительность к чувствам и мотивации других людей) и чувствительность к причинно-следственным связям, вероятностным аспектам событий (мышление)

См. также[править | править код]

  • Типы высшей нервной деятельности
  • Характер
  • Темпераменты (юмореска) А. П. Чехова

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Блейхер В. М., Крук И. В. Темперамент // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: МОДЭК, 1995. — ISBN 5-87224-067-8.
  2. ↑ Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) [1]
  3. 1 2 Банщиков В. М. О темпераменте человека: (Очерки из истории вопроса в соврем. состоянии) : (Материалы для симпозиума в февр. 1974 г.) / В. М. Банщиков, Г. Д. Новинский, О. М. Эфендиев ; Всерос. науч. мед. о-во невропатологов и психиатров. — Москва: 1973. — 276 с. [2]
  4. А. Белов. Формула темперамента // Знание-сила : журнал. — 1971. — Сентябрь (№ 9). — С. 54.
  5. ↑ Вторая Нобелевская попытка: за «работы о высшей нервной деятельности» // Российские нобелевские лауреаты: Иван Петрович ПАВЛОВ [3]
  6. ↑ Большая психологическая энциклопедия : самое полное современное издание : более 5000 психологических терминов и понятий / (А. Б. Альмуханова и др.). — Москва : Эксмо, 2007. — 542 с. [4]
  7. ↑ Психология. Иллюстрированный словарь : Более 600 ил. и 1700 ст. / И. М. Кондаков. — СПб.; М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 (М. : ПФ Красный пролетарий). — 508 с. [5]
  8. ↑ Большая медицинская энциклопедия: (в 30 т.) / гл. ред. акад. Б. В. Петровский; (Акад. мед. наук СССР). — 3-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, 1974—1989. Т. 25: Теннис — Углекислота. — 1985. — 544 с. [6]
  9. ↑ Физиология нервной системы: Избранные труды : В 4 вып. / И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский ; Под общ. ред. акад. К. М. Быкова. — Москва : Медгиз, 1952. С. 606 [7]
  10. 1 2 3 Rusalov V. M., Trofimova I. N. Structure of Temperament and Its Measurement. Toronto, Canada: Psychological Services Press.. — 2007.
  11. 1 2 3 Trofimova I. N. The interlocking between functional аспектах of activities and a neurochemical model of adult temperament. — In: Arnold M. C. (Ed.) Temperaments: Individual Differences, Social and Environmental Influences and Impact on Quality of Life. New York: Nova Science Publishers, Inc.. — 2016. — С. 77—147.
  12. ↑ Kant I. (1798) Anthropology from a pragmatic point of view (trans. Mary Gregor). The Hague: Martinus Nijhoff 1974 (Ak. VII)
  13. ↑ Heymans G. (1929) Inleiding tot de speciale psychologie. [Introduction to Differential Psychology, two volumes] Haarlem: De Erven F. Bohn.
  14. ↑ Eysenck H. J. (1967) The biological basis of personality. Springfield, III.
  15. Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов. — Москва, Санкт-Петербург: изд. Питер, 2005.
  16. ↑ Gray J. A. (1991) Neurophysiology of temperament. In J. Strelau & A. Angleitner (Eds.), Explorations in temperament. New York: Plenum. 105—128.
  17. Теплов Б. М., 1985.
  18. 1 2 Русалов В. М. Биологические основы индивидуальных различий. Москва, Наука.. — 1979.
  19. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. Собрание сочинений в память В. Небылицина. — М.: Наука.. — 1976.
  20. Rusalov V. M. Motor and communicative аспектах of human temperament: a new questionnaire of the structure of temperament.. — 1989. — Т. 10. — С. 817—827.
  21. Rusalov V. M. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. Руководство. — М.: Изд-во ИПРАН.. — 1997.
  22. Trofimova, IN. Questioning the «general arousal» models. — 2010. — Т. 4. — С. 1—8. — doi:10.2174/1874230001004010001.
  23. Trofimova I. N. An investigation into differences between the structure of temperament and the structure of personality. — 2010. — Т. 123(4). — С. 467—480. — doi:10.5406/amerjpsyc.123.4.0467.
  24. Trofimova I. N., Sulis W. H. The lability of behavior as a marker of comorbid depression and anxiety. Advances in Bioscience and Biotechnology. — 2010. — Т. 1(3). — С. 190—199. — doi:10.4236/abb.2010.13027.
  25. Trofimova I. N., Sulis W. Is temperament activity-specific? Validation of the Structure of Temperament Questionnaire — Compact (STQ-77). International Journal of Psychology and Psychological Therapy. — 2011. — Т. 11(3). — С. 389—400.
  26. Trofimova I. N. Exploration of the benefits of an activity-specific test of temperament.. — 2009. — Т. 105. — С. 643—658.
  27. Русалов В. М., Trofimova I. N. О представленности типов психической деятельности в различных моделях темперамента. Психологический журнал. — 2011. — Т. 32/3. — С. 74—84.
  28. Trofimova I. Functionality vs dimensionality in psychological taxonomies, and a puzzle of emotional valence. // Philosophical Transactions of the Royal Society, Biology. — 2018. — 26 февраля (т. 1744). — doi:10.1098/rstb.2017.0167.
  29. Trofimova, IN, Robbins, TW. Temperament and arousal systems: a new synthesis of differential психологии and functional neurochemistry // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. — 2016. — Т. 64. — С. 382—402. — doi:10.1016/j.neubiorev.2016.03.008.

Литература[править | править код]

  • Большая советская энциклопедия. — М.: «Советская энциклопедия», 1969—1978.
  • Chess S. (1997). Temperament: Theory and Clinical Practice. Harvard Mental Health Letter, 14(5), 5—7.
  • Davidson D. A. (2005). Psychosocial Issues Affecting Social Participation. In J. Case-Smith (Ed.), Occupational Therapy for Children (pp. 449—480). St. Louis: Elsevier Mosby.
  • Maziade M. (1983). Le tempérament de l’enfant, les différences individuelles et les forces environnementales. Santé mentale au Québec, 8(2), 61—67.
  • Olson L. J. (1999). Psychosocial Frame of Reference. In P. Kramer & J. Hinojosa (Eds.), Frames of Reference for Pediatric Occupational Therapy (pp. 323—375). Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins.
  • Zeanah C. H., Fox N. A. (2004). Temperament and Attachment Disorders. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, 33(1), 32—41.

Ссылки[править | править код]

  • Небылицын В. Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 153—159.
  • Четыре темперамента в комиксах Херлуфа Бидструпа
  • Noga A. (2007). Passions and Tempers: A History of the Humours
  • Helminen P. (1999). Discovering Our Potential: An Introduction to Character Types
  • Steiner R. (1909). The Four Temperaments
  • Психологические типы К. Г. Юнга
  • Методика «Формула темперамента» Белова
  • Structure of Temperament Questionnaire — история валидизации, формы для тестирования опросника, соответствующего этой модели (на 18 языках).

Источник