Какие цены на продукты первой необходимости

Какие цены на продукты первой необходимости thumbnail

Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530
«Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения»

С изменениями и дополнениями от:

4 марта 2013 г., 17 сентября 2014 г., 21 марта 2016 г.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые:

Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости;

перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены;

перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения.

Председатель Правительства
Российской Федерации

В. Путин

Москва

15 июля 2010 г.

N 530

Правила
установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)

1. Настоящие Правила определяют порядок установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее — предельные розничные цены).

2. Предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее — продовольственные товары), реализуемых на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов.

3. Подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам еженедельного макроэкономического анализа состояния розничных цен на продовольственные товары.

Указанный анализ проводится на основании оценки данных федерального статистического наблюдения за средними розничными ценами на продовольственные товары и их изменениями по субъектам Российской Федерации, представляемых Федеральной службой государственной статистики, а также информации о причинах и условиях роста цен, получаемой от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых в течение 30 календарных дней подряд отмечается рост розничных цен на продовольственные товары не менее чем на 30 процентов, а также от хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

4. По результатам проведенного анализа Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или на территориях субъектов Российской Федерации, с указанием наименований продовольственных товаров, размеров предельных розничных цен на такие товары и сроков, на которые вводятся предельные розничные цены.

Перечень
отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)

Говядина (кроме бескостного мяса)

Свинина (кроме бескостного мяса)

Баранина (кроме бескостного мяса)

Куры (кроме куриных окорочков)

Рыба мороженая неразделанная

Масло сливочное

Масло подсолнечное

Молоко питьевое

Яйца куриные

Сахар-песок

Соль поваренная пищевая

Чай черный байховый

Мука пшеничная

Хлеб ржаной, ржано-пшеничный

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки

Рис шлифованный

Пшено

Крупа гречневая — ядрица

Вермишель

Картофель

Капуста белокочанная свежая

Лук репчатый

Морковь

Яблоки

Перечень
отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)

С изменениями и дополнениями от:

4 марта 2013 г., 17 сентября 2014 г., 21 марта 2016 г.

Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров) по ГОСТ 31962-2013 со сроком годности менее 10 дней

Молоко питьевое пастеризованное 2,5 — 3,2% жирности по ГОСТ 31450-2013 со сроком годности менее 10 дней

Хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки, ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки со сроком годности менее 10 дней

Абзац четвертый утратил силу

В отношении отдельной продукции могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. Причина — в течение 30 календарных дней в одном или нескольких регионах отмечен рост стоимости не менее чем на 30%.

Речь идет о социально значимых продовольственных товарах первой необходимости. К ним относятся говядина и свинина (кроме бескостного мяса), сливочное и подсолнечное масла, сахар-песок, рис, пшено, вермишель, картофель, репчатый лук, морковь и др.

Предельные розничные цены устанавливает Правительство РФ на срок не более 90 календарных дней.

Предложения установить предельные цены готовит Минэкономразвития России по результатам еженедельного макроэкономического анализа.

По соглашению сторон в цену договора поставки может включаться вознаграждение, выплачиваемое в связи с приобретением определенного количества товаров.

Определен перечень социально значимых продовольственных товаров, за приобретение которых такое вознаграждение не выплачивается. Это мясо кур (тушки кур, цыплят, в т. ч. бройлеров), молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности, хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной муки и ее смеси с пшеничной со сроком годности менее 10 дней.

Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения»

Читайте также:  С какого продукта начинать прикорм ребенка

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 26 июля 2010 г. N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 30 ст. 4103

Источник

Социально значимые продукты — те, которые пользуются наибольшим спросом у населения. На законодательном уровне устанавливается не только их перечень, но и механизм ценообразования. С учетом постоянно меняющейся социальной картины перечень товаров может как расширяться, так и сужаться.

социально значимые продукты

Как формируется перечень?

Список, в который входят социально значимые продукты, создается на уровне правительства и закреплен в законодательстве. Данный перечень был сформирован еще в 2010 году. С тех пор к нему добавились определенные пункты. Тем не менее для многих потребителей остается открытым вопрос о том, каким образом составляются подобные списки.

Данная функция возложена на социальные службы. Проводится анализ на предмет того, какие товары пользуются наибольшим спросом на рынках, в супермаркетах и других торговых точках. В результате составляется определенный список, в который входят социально-значимые продукты. Задачей правительства является сделать данную категорию товаров максимально доступной для всех слоев населения путем сдерживания цен.

социально значимые продукты питания

Социально значимые продукты: список

На законодательном уровне определен перечень товаров, цена и качество которых подлежат пристальному контролю. Это социально значимые продукты. Список и характеристика приведены в таблице ниже.

НаименованиеХарактеристика
1ГовядинаКроме бескостного мяса
2Свинина
3Баранина
4КурятинаЗа исключением обработанного мяса и окороков
5Замороженная рыбаНеразделанная
6МолокоЦельное, пастеризованное, жирностью до 2,5%
7Масло сливочноеЖирностью до 72,5%
8Масло подсолнечное
9ЧайЧерный байховый
10МукаТолько пшеничная
11Хлеб ржанойБез пищевых добавок и прочих примесей
12Хлеб пшеничный
13ЯйцаПервой категории
14СахарТростниковый, свекловичный, чистая сахароза в твердом виде
15СольКаменная поваренная
16РисШлифованный круглый
17Пшено
18Крупа гречневая
19ВермишельБез пищевых добавок и прочих примесей
20Картофель
21КапустаБелокочанная
22Морковь
23ЛукРепчатый
24ЯблокиОтечественных сортов

Грядущие изменения

Перечень социально значимых продуктов постоянно меняется. Одни наименования исчезают из списка, а другие пополняют его. В последнее время в Минпромторге обеспокоились ростом цены на кофе. Учитывая, что значительно подорожала доставка, для конечного потребителя стоимость выросла почти на 40% за год. Таким образом, есть предложения внести данный продукт в перечень социально значимых, чтобы иметь возможность замораживать цену в случае ее неконтролированного роста.

Цены на социально значимые продукты

Важнейшей задачей правительства является формирование механизмов обеспечения населения доступными и качественными товарами. Основной показатель, которым определяются социально значимые продукты питания, — цена. По данным последних статистических исследований, ситуация на рынке следующая.

НаименованиеКоличествоЦена (в российских рублях)
МинимумСредняяМаксимум
1Говядина1 кг250285320
2Свинина190245300
3Курятина112122,74141
4Замороженная рыба42,668,4382,8
5Молоко1 л2732,8739,5
6Масло сливочное1 кг266,6337,63444,8
7Масло подсолнечное1 л6377,2986
8Чай200 г51,464,772
9Мука1 кг18,123,7326,6
10Хлеб ржаной1 шт.20,122,7725,5
11Хлеб пшеничный1516,2119,8
12Яйца10 шт.4149,7853,9
13Сахар1 кг4349,654
14Соль7,698,47
15Рис0,8 кг3640,6748
16Крупа гречневая49,952,8356,1
17Вермишель1 кг2835,6342,5
18Картофель10,613,317
19Капуста9,512,8216
20Морковь13,214,9817,4
21Лук14,917,3619,9
22Яблоки59,970,5696

Немного о ценообразовании

Как ни странно, вопрос ценообразования на социально значимые продукты питания до сих пор остается открытым. Тем не менее Постановление Правительства устанавливает некоторые ограничения. Так, если в течение месяца стоимость той или иной группы товаров вырастет на 30% и более, органы власти могут заморозить ее на девяносто дней на территории всей РФ или отдельного региона. В этот период будет проведена специализированная проверка для выяснения существенных причин такого увеличения цен.

социально значимые продукты список

Перспективные решения

Вопрос о государственном регулировании цен ставился уже неоднократно, но единого решения по данному вопросу до сих пор нет. Есть основания полагать, что не будет установлено какого-то потолка цен на социально значимые продукты. Наценка, скорее всего, станет основным ограничительным инструментом. В зависимости от категории товаров она может варьироваться от 20 до 30%. При этом непонятно, будет она применяться к цене производителя или оптовой стоимости.

Исходя из законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», можно сказать, что, скорее всего, ограничения по наценке будут вводиться на продукцию какого-то конкретного производителя. При этом его доля на рынке должна быть как минимум 15%. Предлагается вводить государственное регулирование сроком на 180 дней.

продовольственные товары первой необходимости

Другие возможные ограничения

Ряд депутатов предлагает внести поправки в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». В соответствии с ними максимальная наценка на продовольственные товары первой необходимости не должна превышать 15%. Практика ограничения стоимости на отдельные группы продуктов широко распространена в мире. Подобные системы успешно действуют в Австрии, Норвегии, Дании и других странах.

Отсутствие такого механизма на отечественном рынке приводит к тому, что наценка составляет в среднем 50%, а в некоторых случаях достигает 100%. Для сравнения стоит отметить, что в ЕС этот показатель не выше 25%. А чтобы потребитель был уверен, что его не обманывают, предложено обязать конечного продавца указывать рядом с ценой товара его закупочную стоимость.

перечень социально значимых продуктов

Мнение предпринимателей

Предприниматели имеют вполне обоснованные претензии к органам власти. Они состоят в том, что, пытаясь отрегулировать цены на некоторые виды продовольственных товаров, чиновники рассматривают вопрос поверхностно. Так, не учитывается постоянное подорожание топливно-энергетических ресурсов. А в связи с этим предприниматели предлагают в первую очередь оказать государственное влияние на стратегические отрасли. Это позволит торговцам получать максимальную прибыль при небольшой наценке.

Читайте также:  Какой продукт содержит фосфор

социально значимые продукты наценка

Общественное мнение

Подавляющая часть населения Российской Федерации жила во времена СССР, когда максимальная торговая наценка была равна 12%, а если речь шла о социально значимых товарах — 8%. Вполне понятно постоянно растущее недовольство нынешней стоимостью продовольственных товаров. В связи с этим на сайте «Российская общественная инициатива» было размещено следующее предложение об ограничении торговой наценки.

ПродавецБазовая ценаМаксимальная наценка
Производитель первичного сырьяСебестоимость производства40%
ПереработчикОтпускная цена производителя сырья15%
Организация оптовой торговлиОтпускная цена производителя товара10%
Организация розничной торговлиОтпускная цена производителя товара или оптового поставщика15%
Организация общественного питания

Основная проблема

Как уже отмечалось выше, социально значимые продукты должны быть доступны всем слоям населения. Это подразумевает установление порога цен и непрерывный контроль за его соблюдением. Тем не менее стоит понимать, что за доступность порой приходится платить качеством. На полках магазинов масса продуктов, которые по ряду признаков являются непригодными к употреблению. И это при том, что по отдельным категориям товаров предоставляется государственная компенсация части расходов на производство. Таким образом, становится вопрос не только контроля цены, но и непрерывного мониторинга качества.

Непродовольственные товары

Несмотря на всю важность регулирования цен на продукты питания, не стоит забывать и о роли непродовольственных товаров. До недавнего времени (пока не были внесены поправки в законодательство) к социально значимым относили такие хозяйственные принадлежности:

  • туалетное мыло;
  • хозяйственное мыло;
  • синтетические моющие средства;
  • зубную пасту;
  • зубные щетки;
  • бритвенные принадлежности;
  • канцелярские принадлежности (шариковые ручки, карандаши и тетради);
  • швейные принадлежности (нити и игла);
  • осветительные лампы накаливания (до 60 Вт);
  • постельное белье;
  • нижнее белье.

цены на социально значимые продукты

Негативные тенденции

Цены на социально значимые товары неуклонно растут. Учитывая отсутствие эффективного регулирующего механизма, стоит отметить следующие негативные тенденции:

  • покупка некачественных и контрафактных товаров;
  • замещение отечественных продуктов дешевыми импортными;
  • стремление населения к экономии, что приводит к застойным процессам в финансовой сфере.

Заключение

На данный момент проблема социально значимых продуктов проработана правительством еще недостаточно глубоко. Несмотря на то что на законодательном уровне обозначен их перечень, никаких конкретных мер по регулированию потолка цен по ним не прописано. На данный момент все находится на стадии законопроектов и гражданских инициатив. По данному вопросу важно учитывать международный опыт. Кроме того, не стоит забывать, что при разработке нормативно-правовых актов должны быть учтены интересы не только конечного потребителя, но также предпринимателей.

Источник

18 апреля 2020 года Михаил Мишустин подписал распоряжение № 1062-р, которое скорректировало распоряжение № 762-р от 27.03.2020 с перечнем непродовольственных товаров первой необходимости. Перечень продовольственных товаров первой необходимости существовал раньше.

В экономике товарами первой необходимости принято называть такие, потребление которых при изменении дохода существенно не меняется. То есть это товары, без которых человеку нельзя обойтись. Закон относит к ним хлеб, крупы и другую продукцию.

Если компания продает продукты первой необходимости, она должна учитывать:

  1. В каких случаях реализация подобных товаров вызовет интерес ФНС или антимонопольной службы.
  2. Когда Правительство вмешается в рост цен на товары первой необходимости.
  3. Какие действия вправе принимать местная администрация в сфере регулирования цен.
  4. Какие риски несет деятельность по распространению данных товаров.

Товары первой необходимости – это некоторые продукты. В законе нет определения, что относится к данной категории. Список продовольственных товаров привели в постановлении Правительства РФ от 15.07.2010 № 530. Правительство указало, что на данную продукцию устанавливают предельно допустимые розничные цены.

Перечень продовольственных товаров первой необходимости по Постановлению № 530

  1. Говядина, свинина и баранина (кроме бескостного мяса).
  2. Куры (кроме куриных окорочков).
  3. Рыба мороженая неразделанная.
  4. Масло сливочное и подсолнечное.
  5. Молоко питьевое.
  6. Яйца куриные.
  7. Сахар-песок.
  8. Соль поваренная пищевая.
  9. Чай черный байховый.
  10. Мука пшеничная.
  11. Хлеб ржаной, ржано-пшеничный, а также хлеб и булочные изделия из пшеничной муки.
  12. Вермишель.
  13. Некоторые крупы (рис шлифованный, пшено, крупу гречневую – ядрицу).
  14. Некоторые овощи (картофель, капусту белокочанную свежую, лук репчатый, морковь).
  15. Яблоки.

18 апреля 2020 года в список непродовольственных товаров первой необходимости внесли дополнения

27 марта 2020 года Правительство выпустило распоряжение № 762-р, которым утвердило перечень непродовольственных товаров первой необходимости. 18 апреля в этот список добавили несколько позиций (распоряжение № 1062-р):

  1. Средства индивидуальной защиты.
  2. Средства дезинфицирующие.
  3. Антисептические средства.
  4. Салфетки влажные.
  5. Салфетки сухие.
  6. Мыло туалетное.
  7. Мыло хозяйственное.
  8. Паста зубная.
  9. Щетка зубная.
  10. Бумага туалетная.
  11. Гигиенические прокладки.
  12. Стиральный порошок.
  13. Подгузники детские.
  14. Спички, коробок.
  15. Свечи.
  16. Пеленка для новорожденного.
  17. Шампунь детский.
  18. Крем от опрелостей детский.
  19. Бутылочка для кормления.
  20. Соска-пустышка.
  21. Бензин автомобильный.
  22. Дизельное топливо.
  23. Газомоторное топливо (компримированный природный газ, сжиженный природный газ, сжиженный углеводородный газ).
  24. Зоотовары (включая корма для животных и ветеринарные препараты). 

В п. 2 распоряжения от 27 марта 2020 сказано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе дополнить перечень в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории Российской Федерации.

Мэр Москвы в приложение 1 к указу Мэра Москвы от 29 марта 2020 г. № 34-УМ утвердил свой перечень непродовольственных товаров

  1. Санитарно-гигиеническая маска.
  2. Антисептик для рук.
  3. Салфетки влажные.
  4. Салфетки сухие.
  5. Мыло туалетное.
  6. Мыло хозяйственное.
  7. Паста зубная.
  8. Щетка зубная.
  9. Бумага туалетная.
  10. Гигиенические прокладки.
  11. Стиральный порошок.
  12. Подгузники детские.
  13. Спички, коробок. 
  14. Свечи.
  15. Пеленка для новорожденного.
  16. Шампунь детский.
  17. Крем от опрелостей детский.
  18. Бутылочка для кормления.
  19. Соска-пустышка.
  20. Бензин автомобильный.
  21. Дизельное топливо.
  22. Сжиженный природный газ. 

Губернатор Московской области утвердил список непродовольственных товаров первой необходимости 26 марта 2020 года

26 марта 2020 года губернатор Московской области издал постановление № 144-ПГ, которое скорректировало постановление от 12.03.2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области». В приложении 2 к постановлению перечислены непродовольственные товары первой необходимости:

  1. Санитарно-гигиеническая маска.
  2. Антисептик для рук.
  3. Салфетки влажные.
  4. Салфетки сухие.
  5. Мыло туалетное.
  6. Мыло хозяйственное.
  7. Паста зубная.
  8. Щетка зубная.
  9. Бумага туалетная.
  10. Гигиенические прокладки.
  11. Стиральный порошок.
  12. Подгузники детские.
  13. Спички, коробок.
  14. Свечи.
  15. Пеленка для новорожденного.
  16. Шампунь детский.
  17. Крем от опрелостей детский.
  18. Бутылочка для кормления.
  19. Соска-пустышка.
  20. Бензин автомобильный.
  21. Дизельное топливо.
Читайте также:  Какие продукты для похудения лучше всего

Все, что нужно знать юристу про коронавирус

Минздрав рассказал, как диагностировать и вылечить коронавирус

Вправе ли компания заставить сотрудников взять больничный в связи с коронавирусом

В каком случае Правительство установит цены на продукты из перечня социально значимых товаров

Цены на продукты первой необходимости формируют на основании предложений Минэкономразвития. Ведомство проводит анализ макроэкономического состояния розничных цен по данным:

  • ФСГС, которая собирает сведения о средних розничных ценах;
  • хозяйствующих субъектов, которые занимаются поставкой и торговлей продовольственными товарами (п. 3 Правил, утв. постановлением № 530).

Министерство учитывает статистические данные в сфере оборота таких товаров, если на территории субъекта:

  • 30 календарных дней увеличивались розничные цены на товары первой необходимости;
  • рост составил выше 30 %.

В указанной ситуации Правительство РФ вправе устанавливать в таком субъекте предельно допустимые розничные цены на данные товары. Закон позволяет регулировать стоимость на срок до 90 дней (п. 5 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ).

Решения органов местного самоуправления не могут диктовать цены компаниям 

Закон не позволяет органам местного самоуправления устанавливать лимит цен на социально значимые товары. Администрация может заключать об этом соглашения с компаниями. Но договоренности должны носить добровольный характер. Иначе ФАС расценит действия власти как нарушение антимонопольного законодательства.

В одном споре муниципалитет смог обжаловать подобное решение ФАС. Служба привлекла его к ответственности за незаконное установление правил торговли (ст. 15 закона № 381-ФЗ). ФАС сочла, что определение цен на продукты первой необходимости выходит за рамки полномочий муниципалитета. Таким правом обладает только Правительство.

На деле администрация предложила предпринимателям заключить соглашение о поддержании цен на отдельные виды продукции. Суды установили, что спорный договор – результат соглашения администрации с предприятиями торговли. Соглашение могли поддержать любые торговые компании, а также они могли выйти из соглашения. Договор имел социальную направленность, стороны заключили его в период финансового кризиса на непродолжительный срок. Действия муниципалитета не привели к установлению на рынке правил торговой деятельности в разрез с требованиями федеральных законов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.06.2013 по делу № А31-6608/2012).

На товары первой необходимости нельзя завышать цены

Если антимонопольный орган посчитает, что компании в результате согласованных действий устраняют конкуренцию на рынке, им грозит штраф. Чтоб оспорить постановление ФАС, придется доказывать:

  • объективные обстоятельства для роста цен,
  • отсутствие сговора,
  • возможность приобретать товар у других продавцов по иным ценам.

Такие ситуации происходят нечасто. Риски появляются, когда цены растут по причине неурожая.

Так, ФАС выявила, что цены на продукт первой необходимости (гречневую крупу) в одном субъекте РФ выросли на 126 %. Служба привлекла компании к ответственности. Она решила, что организации договорились между собой об установлении одинаковых цен на этот продукт и нарушили закон о защите конкуренции. Истцы смогли оспорить решение ФАС только в суде кассационной инстанции.

Компании подняли цены, поскольку повысилась оптовая и закупочная стоимость крупы. В свою очередь, поставка подорожала из-за неурожая гречихи вследствие засухи. Заявители подтвердили, что сформировали собственную методику ценообразования. Кроме указанных компаний, гречку распространяли другие поставщики, а значит, установить монопольные цены было невозможно. Суд пришел к выводу, что единообразия, синхронности, однотипности в действиях и поведении заявителей нет. ФАС неправомерно признал их нарушителями антимонопольного законодательства (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.12.2011 по делу № А38-231/2011).

 В другом деле администрация также ставила цель стабилизировать ситуацию на потребительском рынке. Она провела совещание с участием представителей предприятий розничной и оптовой торговли. Участники подписали соглашение об установлении торговой надбавки в размере не более 15 % на отдельные виды социально значимых товаров. Суды также пришли к выводу, что добровольное соглашение, из которого вправе выйти любое лицо, не нарушает антимонопольное законодательство (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.05.2013 по делу № А31-5216/2012).

При организации торговли учитывайте налоговые риски

Компания, которая реализует социально значимые товары, может рассчитывать на субсидии, если такие средства выделяет администрация. В такой ситуации проблемы могут возникнуть с налоговой инспекцией.

Например, компания представила в ФНС корректирующие налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость. Инспекция выявила нарушения и предложила доплатить налоги. С ее точки зрения, предприятие необоснованно исключило из базы по НДС суммы субсидий, которые поступили из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов по регулируемым сортам хлеба. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов налогоплательщика.

Суд не согласился с позицией ФНС. Он указал, что компания получила субсидии. Указанные средства не подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Администрация выделила средства не в счет увеличения доходов. Компания получила деньги, чтобы покрыть расходы, которые она несла в связи с производством регулируемых сортов хлеба. Спорные средства не включают в базу по НДС (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.09.2017 № Ф10-3730/2017 по делу № А35-805/2016).

Источник