Какие бывают свойства сознания
1. Сознание и его свойства. Виды сознания
В результате эволюции нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания – высшего уровня психического развития, присущего только человеку. Таким образом, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность, т. е. возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологического развития, наличие социального окружения и коллективный труд.
Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучают многие науки – философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.
С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:
1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;
2 сознанию присуща интенциональность[25], т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;
3) способность человеческого сознания к рефлексии[26], самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;
4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.
Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.
В психологии различают несколько видов сознания человека:
• житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
• проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
• научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;
• эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
• этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.
Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.
Лекция 4. Сознание
1. Сознание и его свойства. Виды сознания
В результате эволюции нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания – высшего уровня психического развития, присущего только человеку. Таким образом, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность, т. е. возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологического развития, наличие социального окружения и коллективный труд.
Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучают многие науки – философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.
С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:
1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;
2 сознанию присуща интенциональность[25], т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;
3) способность человеческого сознания к рефлексии[26], самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;
4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.
Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.
В психологии различают несколько видов сознания человека:
• житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
• проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
• научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;
• эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
• этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.
Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.
2. Самосознание. Структура сознания. «Я-концепция»
Необходимым и первым этапом в становлении сознания является самосознание, т. е. осознание себя самого, своей «самости». Самосознание проявляется как самопознание, самооценка, самоконтроль и самопринятие.
Самопознание – это нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание осуществляется через анализ результатов собственной деятельности, своего поведения и взаимоотношений с другими людьми, через осознание отношения к себе других людей и через самонаблюдение своих состояний, переживаний, мыслей, поступков.
Самопознание является основой для самооценки, которая включает в себя знание шкалы ценностей, по которой человек может оценить себя. Самооценка бывает адекватной (реальной) и неадекватной – либо завышенной, либо заниженной. Американскому психологу У. Джеймсу принадлежит формула самооценки человека[27]:
Л. Н. Толстой высказал мысль о том, что человек – это дробь, которая стремится к единице, но не достигает ее никогда. Числитель этой дроби – то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он о себе думает.
Самопознание является основой и для постоянного самоконтроля, который проявляется в осознании и оценке человеком собственных действий.
Результатом самопознания человека является его самопринятие – выработка им системы представлений о самом себе, или «образа Я», который определяет отношение индивида к самому себе, является основой построения взаимоотношений с другими людьми.
Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим состоянием, что определяет формирование у него индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. «Я-концепция» человека строго индивидуальна, так как разные люди по-разному оценивают происходящие события, одни и те же объекты реального мира, причем оценки одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны.
В психологии выделяют две формы «Я-концепции» – реальную и идеальную. Главное в реальной – такое представление личности о себе, которое соответствует действительности, а в идеальной – представление личности о себе в соответствии с желаниями, т. е. таким человек хочет быть. У большинства людей реальная и идеальная «Я-концепции» различаются. Эти расхождения могут приводить и к позитивным, и к негативным последствиям: с одной стороны, это может привести к внутриличностному конфликту, а с другой стороны, может стать источником самосовершенствования личности.
3. Соотношение сознания и бессознательного
Все психические явления можно разделить на две группы. Первые осознаются самим человеком. Проявление вторых не отражается в сознании человека – их называют неосознаваемыми процессами, или бессознательным. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых на свое поведение человек не отдает себе отчета. Здесь нет ни самоконтроля, ни самооценки.
Элементы бессознательного в той или иной степени представлены во многих психических процессах, например бессознательное ощущение равновесия, неосознаваемые образы восприятия, связанные с узнаванием ранее виденного. Бессознательное в личности человека – это те стороны личности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются непроизвольно.
А. Г. Асмолов предложил[28] объединить разнообразные проявления бессознательного в поведении человека в следующие группы:
¦ надиндивидуальные надсознательные явления – это усвоенные субъектом типичные для данной группы (общности) образцы поведения, влияние которых не осознается самим человеком. Эти образцы, усваиваясь через подражание, определяют социально типичные особенности поведения человека;
¦ неосознаваемые мотивы поведения – будучи вытесненными из сознания личности из-за конфликта с социальными запросами общества, скрытые влечения образуют скрытые комплексы, воздействующие на личность и проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидениях, оговорках, описках и т. д.). Такие бессознательные мотивы позволяет выявить метод психоанализа З. Фрейда;
¦ неосознаваемые резервы органов чувств – воздействие на поведение таких раздражителей, о которых человек не может дать себе отчета; такие явления были описаны еще И. М. Сеченовым как «шестое чувство»;
¦ неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операционные установки и стереотипы) – возникают в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных) и предопределяются прошлым опытом поведения в аналогичных ситуациях.
Психика в целом, сознание и бессознательное в частности обеспечивают приспособленность, адаптацию человека к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поведенческие акты совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознание и бессознательное – это качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.
С.
Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства
сознания:
*
переживание.
Сознание
является продуктом и результатом
деятельности систем, к которым относится
и индивид, и общество, а не только мозг.
Важнейшим свойством таких систем
является возможность создания недостающих
им функциональных органов, своего рода
новообразований, которые в принципе
невозможно редуцировать к тем или иным
компонентам исходной системы. Сознание
должно выступать в качестве «суперпозиции
функциональных органов».
Сознание не просто высшее личностное
образование, оно осуществляет три
взаимосвязанные функции: регуляцию
психических процессов, регуляцию
отношений и регуляцию деятельности
субъекта (С.Л. Рубинштейн).
А. Н. Леонтьев выделял три составляющих
в структуре сознания: чувственную ткань
образа; значение; смысл.
В. П. Зинченко добавляет еще один компонент
в эту структуру: биодинамическую ткань
движения и действия. Тогда можно
представить себе структуру сознания
схематично следующим образом:
Био. ткань – материал из которого
строятся целесообразные, произвольные
движения и действия.
Чув. ткань – выражается в безотчетном
переживании чувства реальности
(пространство, движение, цвет, модальность,
интенсивность переживания чувственного
образа).
Знач. – это единица сознания в которой
зафиксирован общественный опыт.
Общественно выработанный инвариант.
Л. С. – это значение для меня.
В.П. Зинченко попытался условно выделить,
презентированные в сознании миры и
соотнести с ними выделенные в структуре
сознания компоненты.
Однако Зинченко подчеркивает, что
рефлексивный слой сознания одновременно
является событийным, бытийственнным.
В свою очередь бытийный слой не только
испытывает на себе влияние рефлексивного,
но и сам обладает зачатками или исходными
формами рефлексии.
Сверхсознание
– это процессы длительной и напряженной
работы сознания, в результате которой
появляется некий интегральный итог в
виде новых отношений, чувств, поступков
ранее не осознававшихся (творчество,
интуиция, катарсис).
Самосознание
Самосознание возникает в ходе
развития сознания личности, по мере
того как она становится самостоятельно
действующим субъектом. Самосознание
есть не столько рефлексия своего Я,
сколько осознание своего способа жизни,
своих отношений с миром и людьми.
Личность в ее реальном бытии, в е
самосознании есть то, что человек,
осознавая себя как субъекта, называет
своим «Я». Я – это личность в целом, в
единстве всех сторон бытия, отраженная
в самосознании. Реальная личность,
которая, отражаясь в своем самосознании,
осознает себя как «я», как субъекта
своей деятельности, является общественным
существом, включенным общественные
отношения, выполняющим те или иные
общественные функции.
Самосознание – это динамическая
система представлений человека о самом
себе, осознания им своих физических,
интеллектуальных и других качеств,
самооценка качеств, а так же субъективное
восприятие влияющих на данную личность
внешних факторов (Л.М. Митина).
Самосознание есть всегда сознание
самого себя как сознательного субъекта,
человека, реального индивида, а вовсе
не сознание своего сознания (И.И.
Чеснокова).
Большинство психологов рассматривают
самосознание как единство трех сторон
– самопознания, эмоционально-ценностного
отношения к себе и саморегулирования.
Сторонами внутреннего строения
самосознания является знание и отношение.
Знание о себе представлено в виде
представлений и понятий о себе. Знания
человека о самом себе, как реальном
субъекте различных видов деятельности,
является многообразным по своему составу
и по форме отражения. Оно может отражаться
как на непосредственно-чувственном
уровне, так и на абстрактно-логическом
уровне.
Отношение к себе выражается в
характеристиках эмоциональной сферы:
эмоциях, чувствах, в адрес собственного
«Я». В результате рефлексии формируется
понятие о самом себе или обобщенно-устойчивый
«Я-образ» (Я-концепция).
Структура самосознания
Действительно, различение «Я» как
субъекта активности и как объекта
самопознания традиционно для философского
мышления и усвоено психологией. В
психологический обиход это различение
было введено У.Джемсом в виде различения
«чистого Я» (познающего) и
эмпирического. «Я» (познаваемого).
Однако в самом этом различении кроются
по крайней мере две проблемы. Одна из
них – это относительность самого
различения, о чем писал уже Джемс. С его
точки зрения, эмпирическое и чистое «Я»
– две стороны самосознания, а не две
особые сущности, и следует с самого
начала признать их тождество.
И.И. Чеснокова в структуре самосознания
выделяет: самопознание, эмоционально-ценностное
отношение к себе и саморегулирование
поведения личности.
В.С. Мухина разработала структуру
самосознания, состоящую из пяти звеньев:
1 – эмоционально-ценностное отношение
к себе телесному, к своему имени и к
своему индивидуально-типическому
психическому Я; 2 – притязания на
признание; 3 – половая идентификация;
4 – психологическое время личности
(индивидуальное прошлое, настоящее и
будущее); 5 – социальное пространство
личности: права и обязанности
В общем виде самосознание выступает
как процесс, с помощью которого человек
познает себя и относится к самому себе,
и как продукт – представление о себе
(«Я-образ», «Я-концепция»). Рефлексия
выступает в качестве психологического
механизма самосознания. В
общем виде рефлексия – это способность
постигать свой внутренний мир и строить
субъективную картину своих состояний.
«Рефлексия … проявляется как
представленность в сознании человека
механизмов и форм произвольного контроля
над процессами генерации информации,
ее развития и функционирования. …
Способность к рефлексии можно понимать
как умение реконструировать и анализировать
понимаемый в широком смысле план
построения собственной или чужой мысли;
как умение выделять в этом плане его
состав и структуру, а затем объективировать
их, прорабатывать соответственно
ставящимся целям» А.В. Карпов. По этому
поводу А.В. Карпов отмечает: «Рефлексия
— это одновременно и свойство, уникально
присущее лишь человеку, и состояние
осознания чего-либо, и процесс репрезентации
психике своего собственного содержания».
В работах А.В. Карпова, И.Н. Семенова и
С.Ю. Степанова описывается достаточно
много видов рефлексии.Среди нихавторы содержательно выделяют два
вида рефлексии (по тому, на что конкретно
она направлена):
интеллектуальная
(интеллектуальные акты, познавательные
стратегии, предметные действия);личностная
(эмоциональные состояния, ценности,
моральные нормы, убеждения, мотивы,
намерения, образ «Я» и т.д.).
Я – концепция и ее структура.
«Я-концепция» — это система самовосприятий,
представлений о самом себе, включающих
убеждения, оценки, тенденции поведения,
выступающая как механизм, контролирующий
и интегрирующий поведение индивида,
обеспечивающий внутреннюю согласованность,
интерпретацию опыта, совокупность
ожидания относительно поведения (Роберт.
Бернс).
1) <образ
Я> — представление индивида о самом
себе;
2)
самооценку — эмоционально окрашенную
оценку этого представления;
3)
потенциальную поведенческую реакцию,
те конкретные действия, которые могут
быть вызваны <образом Я> и самооценкой.
Структура Я-концепции Р. Бернс.
Деятельность
Общее
понятие и характеристики Д. Соотношение
деятельности и активности.Суть
деятельностного подхода в психологии.Процессы
интериоризации и экстериоризации.Психологическое
строение индивидуальной деятельности.
Человек
есть существо не только сознательное,
но и деятельное.
В
психологии категория деятельность
рассматривается в двух аспектах: в
качестве объяснительного принципа и в
качестве предмета исследования.
А.Н. Леонтьев понимал деятельность как
содержательный процесс, в котором
субъект осуществляет преобразующие
действия с предметным миром. Посредством
деятельности индивид включается в
систему общественных связей и отношений.
(Расширение каталога деятельностей).
Как объяснительный принцип категория
деятельность была впервые применена в
отечественной психологии С.Л. Рубинштейном
в 1922 году: «Субъект в своих деяниях, в
актах своей творческой самодеятельности
не только обнаруживается и проявляется,
но в них созидается и определяется.
Поэтому тем, что он делает, можно
определить, что он есть». Категория
деятельности становится основой для
формирования предмета психологии, за
счет чего перестраивается вся система
общепсихологических понятий.
Л.П.
Буева: «Деятельность – это способ
существования и развития общества и
человека, всесторонний процесс
преобразования им окружающей природы
и социальной реальности (включая самого
себя)» в соответствии с его потребностями,
целями и задачами».
В качестве основных содержательных
характеристик деятельности
отечественными психологами рассматриваются:
предметность, субъектность,
осознанность, целенаправленность,
социальность.
Отдельную
проблему представляет вопрос соотношения
понятий активность и деятельность
(сравнительная таблица).
Суть
деятельностного подхода в психологии:
Деятельностный подход
(А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин,
П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.В. Давыдов
и др.).
Суть — рассмотрение любого психического
явления и процесса в его становлении и
функционировании сквозь призму категории
деятельности. Акцент на изучении
психологической структуры внешней и
внутренней деятельности, выделении ее
основных единиц и раскрытии закономерных
связей между ними. Доминирование идеи
опосредования психики, сознания и
личности индивидуальной и совместной
предметной деятельностью.
Психика, сознание «живет»
в деятельности, которая составляет их
«субстанцию»; сознание как образ
является «накопленным движением»,
т е свернутыми действиями, бывшими
вначале вполне развернутыми и «внешними»,
т е сознание не просто «проявляется
и формируется» в деятельности как
отдельная реальность — оно «встроено»
в деятельность и неразрывно с ней.
Субъектно-деятельностный подход
(С.Л. Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская,
А.В.Брушлинский, Е.В.Шорохова, И.И.Чеснокова,
Е.А. Сергиенко и др.).
Акцент на опосредовании деятельности
сознанием (любые внешние воздействия
преломляются через внутренние условия)
и ее принадлежности субъекту. Субъектность
рассматривается в таких характеристиках
как активность, способность к развитию
и интеграции, самодетерминации,
саморегуляции. Исследовательские усилия
направлены на поиск оптимальных условий
развития субъектной позиции личности
в ее жизнедеятельности, профессиональном
и личностном становлении.
А.Н.
Леонтьев рассматривал предметную
деятельность как процесс, внутри которого
в качестве необходимого ее момента
возникает психическое. Он исходил из
различения внутренней и внешней
деятельности.
Внутренняя
– это деятельность по оперированию
образами, представлениями о предметах
или идеальная деятельность сознания.
Она вторична: формируется на основе
внешней предметной деятельности. Процесс
перехода внешней предметной деятельности
во внутреннюю форму (психическую
деятельность) обозначается в психологии
термином «интериоризация».
Л.С.
Выготский: «Каждая
психическая
функция появляется
на
сцене
дважды
— сперва как коллективная, социальная
деятельность, а затем как внутренний
способ мышления ребенка».
Существует
и обратный переход – от внутренней
деятельности к внешней. Такой переход
обозначается термином «экстериоризация».
Как
процесс опредмечивания наших представлений.
Процесс,
в результате которого внутренняя
психическая жизнь человека получает
внешне выраженную (знаковую, предметную
социальную) форму.
Виды
деятельности:
Труд;
Учение;
Игра;
Общение
?
(некоторыми авторами общение
рассматривается как самостоятельная
форма активности)
Ведущая
деятельность
—деятельность,
в которой происходит возникновение и
формирование основных психологических
новообразований человека на той или
иной ступени его развития и закладываются
сновы для перехода к новой ведущей
деятельности.
Выделяют
следующие ведущие
деятельности:
1. Непосредственное
общение младенца со
взрослыми;
2. Предметно–манипулятивная
деятельность в раннем
детстве;
3. Сюжетно–ролевая
игра дошкольного возраста;
4. Учебная
деятельность
школьников; Это деятельность в рамках
которой происходит контролируемое
присвоение основ социального опыта,
прежде всего в виде основных интеллектуальных
операций
и теоретических понятий.
5. Профессионально-учебная
деятельность юности.
Психологическое
строение индивидуальной деятельности
(Рис.):
Потребность
– состояние человека, выражающее его
зависимость от материальных и духовных
предметов и условий существования,
находящихся вне индивида.
Мотив
– форма проявления потребности,
побуждение его к определенной деятельности,
тот предмет, ради которого осуществляется
данная деятельность. Это опредмеченная
потребность. Сложные виды деятельности,
как правило, побуждаются не одним, а
несколькими мотивами, они полимотивированы.
Цель
–
представляемый или мыслимый результат
деятельности.
Действие
выступает
как составная часть деятельности. Итак,
действие есть целевой акт поведения в
поле значений субъекта.
Операциями
называются способы осуществления
действия. Это преобразованные действия,
ставшие способами осуществления других,
более сложных действий.
Первый пласт деятельности (потребности,
мотивы, цели, условия) составляет ее
предметное содержание.
Второй пласт деятельности (отдельная
деятельность, действия, операции)
составляют ее структурные элементы.
В деятельности есть и третий пласт:
взаимные переходы и превращения ее
отдельных структурных элементов (мотива
в цель, деятельности – в действие, цели
– в условие ее реализации).
Механизм сдвига мотива на цель:
Действия, обогащаясь, «перерастают»
тот круг деятельностей, которые они
реализуют, и вступают в противоречие с
породившими их мотивами. В результате
происходит изменение иерархии мотивов
и рождение новых мотивов (Пр: школьник
– уроки ради прогулки, затем появление
интереса к самому учебному предмету).
Виды действий:
По произвольности: непроизвольные и
произвольные.
Непроизвольные
действия
совершаются в результате возникновения
неосознаваемых или недостаточно
отчетливо осознаваемых побуждений
(влечений, установок и т.д.). Они имеют
импульсивный характер, лишены четкого
плана.
Произвольные
действия
предполагают осознание цели, предварительное
представление тех операций, которые
могут обеспечить ее достижение, их
очередность.
Внутренний–внешний план.
Умственные действия. Разнообразные
действия человека, выполняемые во
внутреннем плане сознания без опоры на
какие то ни было внешние средства,
включая внешнюю, слышимую речь, что
отличает У.д. от других видов человеческих
действий.
Предметные действия. Направлены на
преобразование материальных объектов.
Перцептивные – действия
по построению и оперированию образами
восприятия.
Мнемические – действия по запоминанию,
хранению, воспроизведению информации.
16