Какие бывают психические свойства личности

Какие бывают психические свойства личности thumbnail

Общие представления о психике

Психика представляет собой многогранную конструкцию, определяющую личность человека.В ней различают несколько звеньев:

  • Психические процессы. Это динамические показатели, которые являются критериями понимания мира, помогают брать и анализировать информацию из всего, что окружает человека, формируют его эмоции в конкретном эпизоде жизни, его поведение, цели и мотивы, а также регулируют общение, в зависимости от ситуации, изменяя жестикуляцию и позу, громкость и тональность голоса, мимику. В процессе развития личности они постоянно варьируются.
  • Психические свойства. К свойствам относят:
  1. темперамент, который закладывается при рождении;
  2. характер, который при исследовании личности оказался также во многом зависящим от наследственного фактора и лишь на 10 % от внешнего;
  3. способности, которые как заложены природой, так и формируются при развитии личности.

Свойства являются понятием статическим, однако подвержены относительной вариации при воздействии продолжительного раздражающего фактора.

  • Психические состояния. Определяет какие именно процессы и свойства человека проявятся в данной ситуации и какие из них будут преобладать над другими.

Это интересно

В истории развития психики существовало несколько теорий, объясняющих это понятие. Панпсихизм утверждал, что психика – это явление присущее всему природному, то есть душа есть у всего. Биопсихизм приписывал это понятие всем организмам: животным, растениям, людям. Нейропсихизм предполагал наличие психики лишь у тех, кто обладал нервной системой. И наконец антропопсихизм приписывал данное понятие лишь человеческому виду.

Психологические состояния, как основные критерии исследования личности

Личность человека в конкретной ситуации отображается с помощью психологического состояние, которое формирует ее ответ на раздражитель. То есть одни эмоции превалируют над другими, меняются жесты, изменяется поведение, иногда даже мотивация и другие процессы. Состояние является относительно статическим показателем, однако при длительно действующих одинаковых раздражителях меняющееся во времени состояние превращается в практически не вариативное свойство.

В процессе исследования личности выявили такие компоненты психического состояния:

  • Физиология (показатели физического плана, например, пульс);
  • Моторные функции (мимика, речь и т.д.);
  • Эмоции (в зависимости от ситуации как положительные, так и отрицательные);
  • Когнитивные процессы (возможность адекватного мышления, продумывания своих дальнейших действия, анализа ситуации);
  • Поведение (какие-либо действия, обусловленные конкретной ситуации);
  • Коммуникативность (возможность контакта и адекватного общения с человеком).

Все психологические состояния подразделяются на две группы: ситуативные и устойчивые (личностные). Каждая из групп имеет свою классификацию.

Ситуативные состояния характеризуются неустойчивостью и ответом личности на определенную нетипичную ситуацию. Они могут быть:

  • общефункциональными;
  • психического напряжения;
  • конфликтными.

Устойчивые, то есть те, которые сохраняются на длительное время, делятся на:

  • оптимальные либо кризисные;
  • различные пограничные состояния (малоумие, психопатии);
  • нарушения сознания.

Следует отдельно остановиться на кризисных состояниях, которые могут проявляться в виде:

  • негативизма (преобладание отрицательных эмоций даже в оптимальных условиях);
  • оппозиции (агрессивность в отдельных схожих ситуациях или к отдельным, но схожим по какому-то критерию личностям);
  • аутизм (полная социальная отчужденность).

Ю. В. Щербатых является основоположником другой классификации психических состояний. Классификация оформляется в виде таблицы и благодаря ей можно рассчитать формулу определенного состояния, например, страха или восхищения. В таблице рассматриваются 7 критериев, каждый из которых подразделяется на переходные и крайние варианты психического состояния.

Критерии сформировавшейся личности

Прежде чем проводить исследования личности, следует определиться с критериями, которым должна соответствовать сформировавшаяся целостная личность. Общего подхода к данному понятию нет, однако принято наиболее достоверными считать критерии В. В. Петухова, который утверждает, что личность:

  • должна быть способной к творчеству;
  • может быть множественной при одновременной целостности;
  • постоянно развивается.

Л. И. Божович подошел к вопросу проще, выделив для личности всего два критерия: умение расставлять приоритеты, жертвуя своим «хочу» ради «надо», а также умение руководить своими действиями, ставя перед собой цели и преодолевая препятствия.

Психологические исследования личности

Все методы исследования делятся на 4 категории, объединенные каким-то общим подходом к изучению личности.

  • Наблюдение. Основные способы оценки личности заключаются в осмотре, опросе как самого человека, так и его окружения, чтении истории болезни, если таковая имеется, чтении дневников или автобиографий. Последние два источника, как показывает практика, являются очень ценной информацией.
  • Эксперимент. Включает в себя различные исследования с помощью аппаратуры. Также возможны моделирования каких-то экстренных или имеющих значение для конкретного человека ситуаций для оценки его психического состояния.
  • Опросники и другие подобные методики. Позволяют оценивать множество критериев: мотивацию, целенаправленность, самооценку, силу воли и т.д.
  • Проектирование. С помощью методик данной области определяется личность в целом, без выделения ее отдельных критериев.

Однако в практике активно используются все 4 метода, которые к тому же могут перемешиваться, дополняя друг друга, поэтому их разделение является условным.

Это интересно

Экспериментальный метод подвержен массовой критике из соображений гуманности, однако его результаты всегда оказываются наиболее достоверными и интересными для науки. Например, Стенли Шахтер провел очень любопытный эксперимент, в ходе которого было выяснено, что в экстренной, угрожающей жизни ситуации человек предпочитает находиться не один, несмотря на понимание совместной гибели. Дальнейшее проведение исследования показало, что человек предпочитает находиться рядом с тем, кто переживает те же страхи или эмоции, что и он. То есть в угрожающей ситуации человеку нужен не просто друг, а «страдающий» друг.

Основываясь на проведенных исследованиях личности можно достоверно определить все критерии и показатели психики человека, чтобы составить целостный личностный портрет.

Читайте также:  Какими оптическими свойствами обладает двояковыпуклая линза

Источник

Исследование человека в рамках психологии предполагает системный анализ уровней человеческой организации. Наиболее подробно такая уровневая структура описана в работах Б. Г. Ананьева. Ученый представил детальное рассмотрение четырех взаимосвязанных уровней: индивид → личность → субъект деятельности → индивидуальность.

Индивид, биологические особенности человека

Отнесенность конкретного человека к его биологическому виду отражена в понятии «индивид», которое характеризует человека как носителя биологически обусловленных свойств и качеств.
Б. Г. Ананьевым также предложена и детально описана классификация биологических свойств человека, которая включает первичный уровень реализации свойств индивида, вторичный уровень и высший.
Первичный уровень включает:

  1. Класс половозрастных свойств:
  • возрастные особенности, которые последовательно раскрываются в процессе развития индивида;
  • структурное разделение биологических свойств человека в соответствии с половым диморфизмом, то есть разграничением двух качественно различных форм индивидов: мужской и женской. Проявление свойств личности, обусловленных половым диморфизмом, рассматривается в рамках психологии половых различий (гендерной психологии), где отмечается, что биологический пол индивида является лишь предпосылкой психологического пола, так как оформление половой идентичности происходит в процессе социализации человека.
  • Класс индивидуально-типических свойств индивида:
    • конституция: телосложение, отличительные особенности фигуры, биохимическая индивидуальность;
    • мозговая активность, особенности нейродинамики, функциональная организация деятельности мозга.

    Индивидные свойства вторичного уровня – это своеобразный итог взаимовлияния свойств первичного уровня, проявляющийся в потребностях человека и психофизиологических функциях: сенсорных, мнемических и др.

    Высший уровень индивидных свойств человека включает темперамент, характер, задатки (как предпосылку вырабатывания способностей). Данные свойства уже могут быть рассмотрены применительно к личности как субъекту деятельности.

    Личность и свойства психики

    Появляясь на свет в качестве индивида, человек почти сразу становится частью системы общественных взаимодействий, что приводит к формированию особого социального качества – он становится личностью. Причиной данного явления можно считать и тот факт, что человек выступает как субъект – носитель сознания, формируемого и проявляемого в процессе деятельности.

    К свойствам, образующим психический склад личности, относятся: темперамент, характер, в том числе уровень развития качественных характеристик психических процессов, эмоциональные, нравственные и волевые особенности, мировоззрение и идеалы, способности и задатки личности.

    Темперамент и его типы

    К числу личностных индивидуально-психологических особенностей, которые проявляются в поведении и разной динамике психических процессов, в большей степени относится темперамент. Данное свойство психики обусловлено биологическими индивидными особенностями, не поддается тренировке и корректировке в онтогенезе. Темперамент проявляется в чувственной восприимчивости и реакциях на переживаемые события.

    Родоначальником учения о разных типах темперамента является древнегреческий врач Гиппократ (460–377 гг. до н. э.), который полагал, что в человеческом теле существуют четыре жидкости: кровь (с лат. «сангус»), лимфа (с греч. «флегма»), желчь (с греч. «схоле») и черная желчь ( с греч. «малас схоле»). При преобладании одной из жидкостей в организме проявляется сангвинический, флегматический, меланхолический или холерический темперамент. Позднее учение о темпераменте было рассмотрено в трудах римского врача К. Галена (ок. 130–200 гг.), а в ХХ веке русского физиолога И. Павлова (1849–1936), немецкого психиатра Э. Кречмера (1888–1964) и др.

    К настоящему времени понятие темперамента в психологии сводится к следующему.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
    Узнать стоимость

    Определение

    Темперамент – это индивидуальное свойство психики, характеризующее динамику психической активности личности, поведенческие особенности, уравновешенность и силу протекания реакций в различных жизненных ситуациях. Темперамент является врожденным, определяется взаимовлиянием качественных характеристик нервной системы.

    В психологии выделяют четыре типа темперамента.

    Сангвинический темперамент обусловливается стабильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в которой процесс торможения уравновешивает процесс возбуждения. Личности, обладающие сангвиническим темпераментом, отличаются высокими темпами психических процессов, быстрыми реакциями на внутренние и внешние раздражители. Такие люди общительны, обладают богатой мимикой, быстрыми и выразительными движениями, быстрым темпом речи. Им присущи высокая и осознанная дисциплинированность, обдуманные поступки, оптимизм и в то же время изменчивость чувств, интересов, взглядов и привязанностей. Они ярко выраженные экстраверты, в большей мере обращают внимание на внешние факторы, чем на субъективное представление о прошлом и будущем.

    Читайте также:  Виды алоэ какие из них лечебные свойства

    Флегматический темперамент характеризуется сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Личности с данным типом темперамента демонстрируют замедленную реакцию на раздражители, инертность; проявление эмоций всегда сдержанное, флегматика сложно вывести из состояния равновесия. Мимика, движения и взгляды в большинстве своем безэмоциональны, а лишь информативны.

    Люди с флегматическим темпераментом в меру общительны, ровны в отношениях с другими, необидчивы, малоразговорчивы, не любят вести абстрактные беседы, менять друзей, распорядок жизни и привычки, отличаются социальной пассивностью и являются яркими интровертами.

    Холерический темперамент соотносится с неуравновешенной нервной системой, отличающейся повышенной возбудимостью и преобладанием процесса возбуждения над процессами торможения. Неуравновешенность проявляется в поведении личности, сопряжена с высокой скоростью реакции на раздражители, что проявляется в резких движениях, нетерпеливости, вспыльчивости и необдуманности действий. В то же время личности с холерическим темпераментом обладают выразительными мимикой и жестами.

    Холерики легко вступают в контакт с окружающими, без особых затруднений адаптируются к новым условиям жизни и деятельности. При общении с другими склонны перебивать собеседников, в разговоре захватывают инициативу, горячо отстаивая свои взгляды и позиции.

    Меланхолический темперамент обусловлен слабостью процессов возбуждения и торможения, отсутствием равновесия между ними с преобладанием торможения и повышенной инертностью нервных процессов. Личность с меланхолическим темпераментом характеризуется восприятием даже слабых раздражителей как сильного воздействия, которое способно затормозить деятельность меланхолика вплоть до стрессового состояния.

    Меланхолик отличается замкнутостью и необщительностью. Ему сложно сближаться с людьми, на это затрачивается много времени. В общении ведет себя настороженно, старается быть в «тени», при взаимодействии с новыми людьми смущается и теряется при установлении с ними контакта, застенчив и нерешителен. Для таких людей характерны сдержанная и неуверенная мимика, тихая речь и осторожные, несмелые движения.

    Характер

    Любой человек обладает наиболее выраженными чертами и свойствами, которые более или менее отчетливо проявляются в общении и в деятельности. Устойчивое соотношение таких свойств образует характер конкретного человека.

    Определение

    Характер (с греч. «черта», «печать») – это совокупность устойчивых черт человека, составляющих его индивидуальность и проявляющихся в отдельных психических состояниях, манере поведения, привычках, складе ума, эмоциональных и волевых свойствах. Такая совокупность черт определяет все стороны поведения человека, формирует устойчивое восприятие окружающего мира, других людей, труда, самого себя и выражает индивидуальное своеобразие личности в деятельности и общении.

    Данная совокупность представлена рядом черт, которые классифицируются по группам:

    • группа интеллектуальных черт (гибкость и логичность мышления, восприятие, воображение, наблюдательность, рассеянность и др.);
    • группа нравственных черт (чувство долга, коллективизм, честность, человечность, индивидуализм, лживость и др.);
    • группа эмоциональных черт (жизнерадостность, бодрость, уверенность, уныние, сарказм, пессимизм и др.);
    • группа волевых черт (инициативность, выдержка, самостоятельность, решительность, мужество, целеустремленность, пассивность, трусость, нерешительность и др.);
    • группа черт, связанных с темпераментом (экстраверсия – интроверсия; спокойствие – тревожность; сдержанность – импульсивность; лабильность – ригидность);
    • группа черт, определяющих поступки человека (рациональность, расчетливость, мировоззрение и идеалы).

    Эти черты проявляются в отдельных поведенческих актах, состояниях, привычках, манере поведения и в деятельности. Они выступают в качестве основы активного, целеустремленного, нерешительного или покорно-подражательного и другого поведения, могут составлять сильный или слабый, твердый или мягкий, тяжелый или легкий и другие характеры.

    Способности и задатки

    Свойства личности, зависящие как от врожденных качеств, так и от их тренировки, развития и совершенствования и влияющие на успешность выполнения деятельности человеком, рассматривают при помощи понятия «способности».

    Определение

    Способности – индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности, обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам работы (творчества), однако не сводимые к знаниям, умениям и навыкам.

    В психологии принято выделять:

    • общие способности – способности, определяющие успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь, тонкость и точность ручных движений, способности во взаимодействии с людьми);
    • специальные способности – способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, лингвистические, технические, оперативные и т. д.).

    Предпосылкой развития способностей являются задатки.

    Определение

    Задатки – морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

    В заключение необходимо охарактеризовать индивидуальность как последний уровень человеческой организации. Индивидуальность – это такое интегральное свойство человека, которое объединяет все свойства индивида (внешний облик, особенности телосложения) и психические свойства личности (темперамент, характер, способности и задатки), в том числе как субъекта деятельности.

    Читайте также:  Какими свойствами обладают оксиды металлов

    Источник

    Личность всегда выделяют, как субъект во взаимоотношениях с окружающими людьми, который способен на сознательную деятельность, при этом имеет индивидуальные социально значимые черты, свойства и качества. Только, родившись на свет, ребенок становится частью общественного взаимодействия, у младенца уже есть определенный генетический набор качеств или темперамент. Впоследствии, по мере взросления человек становится личностью, которому свойственен индивидуальный набор качественных характеристик, появляются нравственные и моральные устои, эмоциональные и волевые особенности.

    Основные психические свойства личности составляют фундаментальную основу каждого индивида. На формирование и развитие индивидуальных качеств воздействует, как внешнее (общество), так и внутреннее (семья, друзья) окружение. В связи, с чем свойства личности в психологии – это, как правило, совокупность всех черт, которые влияют на содержание индивидуальности.

    Чтобы понимать особенности необходимо знать природу формирования основных параметров, поэтому к психическим свойствам личности относятся: направленность, темперамент, характер и способности.

    Психологические свойства личности: направленность

    Человек существо социальное, поэтому направленность деятельности неразрывно связано с обществом и окружающей средой, в которой находится индивид. Социум определяет жизненные установки, цели и мировоззрение, что характеризует направленность личности – психологическое свойство, выражающее потребности, мотивационные установки и мировоззрение.

    Потребности выражаются в нужде, которые определяют цели и идеи человека. При этом направленность деятельности может иметь множественный и меняющийся характер, т.к. в течение всей жизни появляются новые потребности, интересы и желания.

    Существует определенный комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации и характеризующий эмоциональную направленность деятельности. К ним относят:

    • влечение;
    • желание;
    • стремление;
    • интерес;
    • склонность;
    • идеал;
    • мировоззрение;
    • убеждения.

    В зависимости от особенностей потребности, побуждений и устойчивых волевых качеств индивида, данные характеристики становятся помощниками в достижении той или иной цели.

    Темперамент, как свойство личности

    Темперамент, согласно теории И. П. Павлова, это врожденные свойства личности, которые определяются наследственностью и становятся важными факторами для последующих процессов в формировании характера, поведения и мировоззрения. Характеристики темперамента относят к базовым, т.е. предусматривается биологическое объяснение при развитии индивидуальности.

    Многие ученые соглашаются с теорией И. П. Павлова о том, что индивидуальное проявление темперамента напрямую зависит от свойств центральной нервной системы человека и представляют три важнейшие характеристики:

    • сила, заключенная в возможности выдерживать раздражающий фактор, т.е. насколько индивид вынослив в эмоциональном плане;
    • уравновешенность – контроль над собственными эмоциями или соотношение процессов торможения и возбуждения;
    • подвижность – степень скорости смены нервных процессов.

    Эмоциональность и своеобразие личности приводят к тому, что еще в древности были выявлены четыре типа темперамента (меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик) на основании, которых создается психологический портрет индивида. При этом главной характеристикой типажей является сочетание психических свойств и активности.

    Характер, как психическое свойство личности

    Характер указывает на приобретенные свойства, которые зарождаются и проявляются в процессе какой-либо деятельности, в системе взаимоотношений человека и социума. Именно через характерные качества и непохожесть на других проявляется уникальность или индивидные свойства.

    Характер представляет собой совокупность и многообразие различных черт. В процессе общения с человеком мы можем судить о манере поведения, здесь проявляется воспитание и другие волевые качества.

    Темперамент и характер очень сильно переплетаются между собой. При этом в структуре характерных черт находится:

    • мировоззрение, которое формируется по мере общения и развития личности;
    • волевые качества;
    • отношение к себе, к коллективу и к выполняемой деятельности.

    Характер определяется индивидуально независимо от сознания и в большей степени указывает на приобретенные черты в процессе образования и воспитания. Кроме того, данное свойство тесно связано с потребностями, желаниями и интересами, а также занимает центральное место при уточнении портрета личности.

    Способности, как свойства личности

    Способности человека определяются, как характером, так и темпераментом. Эти свойства влияют на успешность деятельности, на скорость обучения и легкость в выполнении заданий.

    В психологии существуют несколько видов способностей, основные из них:

    1. Общие или врожденные способности характеризуются естественными или природными навыками и задатками. Такое свойство указывает на наличие задатков, которые в процессе обучения можно развить. Кроме того, коммуникативные свойства личности, влияющие на эффективность общения, также относятся к врожденным способностям и характеризуют темперамент.
    2. Специфические способности связаны с определенными навыками, которые сформировались вследствие существования определенной окружающей среды. Когда родители делятся особым опытом со своими детьми или, когда возникает необходимость для обучения особым способностям.

    Отдельным свойством личности можно назвать внимательность, которая проявляется в концентрации или, наоборот, в рассеянности. Данная характеристика отзывается на абсолютно всех сторонах жизнедеятельности индивида. Внимательность – основное условие для последующего строения логического мышления, последовательности действий, а также отражения умственной деятельности.

    Источник