Какие биохимические свойства используют для идентификации бактерий
Изучение микроорганизмов невозможно без распознавания принадлежности отдельных их колоний к тем или иным биологическим видам, типам, родам и т.д. Процесс аутентификации организмов является одним из самых важных и трудоемких этапов проведения биологических исследований. В бактериологии (раздел микробиологии) эта процедура носит название идентификация бактерий.
Методы проведения исследований по распознаванию микробов
Метод познания того или иного предмета представляет собой комплекс мер по решению определенной задачи. Методы идентификации различных микроорганизмов разрабатывались микробиологами и бактериологами на протяжении многих лет, и сегодня эти методы активно используются в науке, медицине, фармацевтике и даже в промышленном производстве (в том числе и продуктов питания). Основными методами распознавания бактерий являются:
- метод прямого прижизненного окрашивания различных проб воды, почв и осадков;
- прямые методы оценки метаболической активности клетки;
- метод молекулярного анализа;
- метод обратной транскрипции.
Перечисленные методы представляют собой основу для исследователей и являются базисом для большого количества методик, которые позволяют определять такие свойства бактерий, как:
- морфологические (особенности и индивидуальные свойства строения клеток);
- культуральные свойства (питание, дыхание, условия для роста бактериальной культуры);
- ферментативные (биохимические свойства, связанные со способностью бактериальной культуры расщеплять сахара, белки, разрушать эритроциты);
- антигенные (свойства, связанные с особенностями антигенов чистой бактериальной культуры).
Установление специфических свойств дает возможность исследователю составить максимально полное представление о выделенной культуре бактерий.
Стадии идентификации
Несмотря на вековую историю изучения микроорганизмов, микробиология и сегодня испытывает сложности в изучении бактерий. Причина тому – микроскопические размеры самих организмов и продуктов их жизнедеятельности. Трудности присутствуют на всех стадиях. Всего основных стадий пять:
- Выделение чистой культуры.
- Приготовление суспензии и инокуляция лунок.
- Инкубационный период.
- Фиксация результатов.
- Выводы и интерпретация результатов.
Порядок реализации каждой стадии зависит от того, идентификация на какие бактерии должна быть выполнена исследователем (аэробные, неферментирующие, грамотрицательные и т.д.).
Выделение чистой культуры
Идентификация любых бактерий невозможна без выделения чистой культуры. Это требование в микробиологии связано с тем, что присутствие микробов других родов и семейств во время проведения бактериологических исследований всегда существенно искажает результаты, вследствие чего исследователь производит неверные заключения. Для выделения чистой культуры используются различные методы, большинство из которых основано на бактериальных чашечных посевах:
- в чашки с различными питательными средами рассевают отобранные из собранных проб образцы;
- выращенные отдельные колонии (культуры) высевают на специально подобранных средах, чтобы по продуктам жизнедеятельности колонии в питательной среде изучать биохимические реакции, протекающие внутри бактериальной клетки и вне ее.
Так, например, для выделения чистой аэробной (кислородозависимой) культуры практикуется следующая методика:
- исследователь производит механическое дробление исследуемой пробы;
- одну каплю изучаемого материала растирают по поверхности мясо-пептонного агар-агара (МПА);
- тем же шпателем (только без нового материала) производят посев еще на нескольких чашках с таким же МПА.
Полученные образцы с аэробными сообществами могут изучаться в свете идентификации на бактерии определенных родов.
Проверка по Граму
Практически при каждом бактериологическом исследовании в микробиологии бактериолог проводит проверку культуры по Граму (так называемое окрашивание по Граму). Это исследование дает возможность выявить наличие в образце грамотрицательных микроорганизмов. Грамотрицательные бактерии имеют особым образом устроенную клеточную стенку, которая состоит из нескольких белковых слоев (белок муреин). Вследствие такого устройства клеточной стенки, в грамотрицательных бактериальных клетках транспорт веществ внутрь клетки и за ее пределы имеет свои специфические черты. Это обстоятельство является важным при изучении биохимической активности грамотрицательных микроорганизмов. Без изначального определения особенностей строения клеточной стенки невозможно правильно подобрать питательную среду для дальнейшего культивирования и изучения грамотрицательных бактерий.
Идентификация по ферментативной активности
В результате изучения ферментативной активности бактерии (синтез определенных ферментов) исследователи могут давать достоверные заключения о принадлежности микроорганизмов к тем или иным биологическим родам, семействам и даже видам. Ферментативная активность исследуется по пяти основным направлениям:
- Изучение изменения уровня кислотности питательной среды.
- Изучение конститутивных ферментов (постоянно синтезируемых в бактериальной клетке). Этот метод позволяет идентифицировать микроорганизмы без создания специализированных условий для их роста. Так, например, производится идентификация на бактерии рода Bacillus, которые требуют особых условий для культивирования, поскольку являются анаэробами (среди представителей рода Bacillus есть также аэробные виды).
- Использование меченых источников углерода.
- Исследование конечных продуктов жизнедеятельности (метаболизма) бактерий в питательной среде.
- Идентификация на бактерии по визуальному выявлению признаков роста колонии (степень помутнения).
Интерпретация результатов проведенных исследований и тестов производится с соблюдением следующих трех принципов:
- Должно быть выявлено и изучено максимальное количество признаков.
- Ни один из признаков не является заведомо более весомым.
- Идентификация результируется как коэффициент соответствия признаков выделенной исследователем культуры свойствам эталонного штамма.
Эталонные штаммы чаще всего представлены на планшетах тест-систем, которые позволяют завершить идентификацию бактерий определенного рода по исследованным биохимическим признакам.
Идентификация неферментирующих аэробных грамотрицательных микроорганизмов
Для родов бактерий этого типа (НГОБ) разработаны специализированные тест-системы, позволяющие определить принадлежность микроорганизмов к определенным группам. Определяется присутствие НГОБ по биохимическому составу питательных сред, на которых выращивались исследуемые бактериальные колонии. Особенность неферментирующих микробов состоит в том, что они не разлагают молекулы глюкозы, а используют ее в качестве окислителя (гликолиз). К основным родам неферментирующих бактерий относятся аэробные Pseudomonas, аэробные Acinetobacter, аэробные Burkholderia, аэробные Stenotrophomonas. Идентификация на НГОБ позволяет определить наличие патогенных микроорганизмов в собранных образцах и вовремя предпринять меры по предотвращению распространения инфекции.
Серологическая идентификация
Этот вид распознавания микроорганизмов применяется для идентификации антигенов бактериальной культуры. Серологические исследования проводятся с использованием иммунной диагностической сыворотки, по которой изучаются иммунные реакции исследуемых микроорганизмов:
- агглютинации;
- преципитации;
- нейтрализации;
- с использованием меченых антител.
Реакция агглютинации заключается в констатации выпадения осадка (агглютината), который появляется в результате взаимодействия бактериальной клетки с определенными антителами. Серологическая реакция преципитации заключается в выявлении антигенов, вырабатываемых определенными микробами на антитела, с образованием характерного мелкозернистого осадка.
Опасность неидентифицированного многообразия
Колоссальное количество неидентифицированных микроорганизмов, которые постоянно окружают человека в быту, может нести потенциальную угрозу для здоровья и даже для жизни. Так, микробиологами было исследовано наличие представителей рода спорообразующих бактерий Bacillus в колбасных и мясных продуктах, которые реализуются с полок магазинов. Как выяснилось, патогенные Bacillus присутствуют во всех видах колбас и в обработанных мясных продуктах:
- В сырокопченых колбасах содержится более миллиарда представителей рода Bacillus на 1 г продукта.
- В фарше также присутствует восьмизначное количество Bacillus, возбудителя сибирской язвы.
- В сосисках и вареных колбасах Bacillus представлен только тысячей КОЕ на 1 г продукта.
- Более всего представителей рода Bacillus было обнаружено в ферментированных колбасах. Исследователи отмечают не только многочисленность бактерий рода Bacillus в этих продуктах, но и видовое разнообразие.
При этом не стоит упускать из виду, что спорообразующие аэробные Bacillus при возникновении благоприятных условий для роста и размножения являются самыми опасными возбудителями инфекционных заболеваний, а при неблагоприятных – образуют термоустойчивые споры и готовы ждать своего часа сколь угодно долго.
Работаю врачом ветеринарной медицины. Увлекаюсь бальными танцами, спортом и йогой. В приоритет ставлю личностное развитие и освоение духовных практик. Любимые темы: ветеринария, биология, строительство, ремонт, путешествия. Табу: юриспруденция, политика, IT-технологии и компьютерные игры.
ЦЕЛЬ
ЗАНЯТИЯ. Ознакомить студентов с основными
культуральными свойствами бактерий.
Продолжить выделение чистой культуры
бактерий (2-й день исследования).
МАТЕРИАЛЬНОЕ
ОСНАЩЕНИЕ. Посевы, сделанные на предыдущем
занятии, культуры на МПБ (для демонстрации).
Лупы, стереоскопический микроскоп.
Питательные среды в пробирках: МПБ,
скошенный МПА. Бактериологические
петли, спиртовки, предметные стекла,
набор красок для окрашивания по Граму.
Микроскопы. Таблицы, схемы, рисунки.
У выделенных чистых
бактериальных культур изучают
культуральные свойства.
Культуральными
свойствами бактерий называют характер
их роста на плотных и жидких питательных
средах.
Изучение
культуральных свойств бактерий наряду
с другими – морфологическими,
тинкториальными, биохимическими,
серологическими (антигенными) и
патогенными – необходимо при проведении
бактериологической диагностики с целью
идентификации выделенных бактерий из
исследуемого материала.
9.1. Культуральные свойства бактерий на плотных питательных средах
На
этих средах бактерии растут в виде
колоний, которые подвергают изучению
(рис. 28).
1.
Макроскопическое изучение колоний в
проходящем свете проводится невооруженным
глазом. Чашку поворачивают дном к себе
на расстоянии лучшей видимости. При
наличии двух различных видов колоний
их нумеруют и описывают каждую в
отдельности. В протоколе отмечают
следующие данные:
а)
величина колоний (крупная – 4-5 мм в
диаметре и более, средняя – 2-4 мм, мелкая
– 1-2 мм, карликовая – не более 1 мм);
Рис 28.
Культуральные свойства бактерий на
плотных питательных средах:
1 — Круглые
с ровными краями; 2
– круглые,
выпуклые, блестящие, слизистой
консистенции; 3
– с неровными краями; 4
– круглые
с валиком по периферии; 5
– зернистые; 6
– плоские
листовидные; 7
— ветвистые; 8
— складчатые
б)
форма очертаний колоний (правильно и
неправильно округлая, розеткообразная,
ризоидная и др.);
в)
степень прозрачности (плотная –
непрозрачная, полупрозрачная, прозрачная).
В
отраженном свете рассматривают колонии
со стороны крышки, не открывая ее, и
отмечают:
а) цвет
колоний (бесцветная, пигментированная,
цвет пигмента);
б) поверхность
(гладкая, блестящая, влажная или
морщинистая, матовая, сухая и др.);
в)
положение колонии на питательной среде
(возвышающаяся над средой, погруженная
в среду, на уровне среды – плоская,
плотно прилегающая к среде – уплощенная).
2.
Микроскопическое изучение колоний.
Чашку устанавливают вверх дном на
предметном столике микроскопа, опускают
конденсор и объективом х8 изучают
структуру и края колоний:
а)
характер краев (ровные, волнистые,
зазубренные, бахромчатые и др.);
б) структура колоний
(гомогенная, аморфная, зернистая,
волокнистая и др.)
9.2. Культуральные свойства бактерий в жидких питательных средах
Рост
бактерий в жидких питательных средах
характеризуется следующими признаками.
Не встряхивая содержимое пробирки с
посевом, вначале обращают внимание на
поверхностный рост, который может быть
в виде пристеночного кольца или пленки
по всей поверхности среды. По своему
характеру пленка может быть нежная или
грубая, складчатая или ровная; по
консистенции – хрупкая, слизистая,
сальная.
Отмечают
также характер и степень помутнения
среды, которое может быть незначительное
(в виде опалесценции), слабое, умеренное
и интенсивное.
Многие
бактерии на жидких питательных средах
образуют на дне пробирки осадок, который
выявляется при легком встряхивании
пробирки. Он может быть незначительным
или обильным, зернистым, хлопьевидным,
слизистым, крошковидным и т.д.
Ряд
бактерий образует водорастворимые
пигменты, которые равномерно окрашивают
питательную среду в сине-зеленый,
ярко-красный и желтый цвета.
После
изучения культуральных свойств выделяемых
бактерий на плотной питательной среде
из отдельной колонии готовят мазок и
окрашивают по Граму. Проводят микроскопию.
Из этой же колонии делают пересев на
скошенный МПА и МПБ для выделения чистой
культуры бактерий (2-й день исследования).
Задания для
самостоятельной работы
1.
Изучить культуральные свойства кишечной
палочки, стафилококка и вакцинного
штамма сибиреязвенной палочки на МПА.
2.
Отметить характерные колонии для
указанных видов бактерий, сделать из
них препарат, окрасить по Граму, провести
микроскопию. Из этой колонии произвести
пересев на свежие питательные среды:
на скошенный МПА и МПБ для выделения
чистой культуры бактерий (2-й день
исследования).
3.
Изучить культуральные свойства бактерий
на МПБ (демонстрационные культуры).
4. Полученные
результаты внести в бланки экспертизы.
Вопросы
для
самоподготовки и
контроля
знаний
1.
Что входит в понятие «культуральные
свойства бактерий»?
2.
Какие признаки принимают во внимание
при характеристике роста бактерий на
плотных и жидких питательных средах?
3.
Дайте характеристику роста кишечной
палочки, стафилококка, вакцинного штамма
сибиреязвенной палочки на плотных и
жидких питательных средах.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
óÒÅÄÉ ÓÌÏÖÎÙÈ ÓÒÅÄ ÍÏÖÎÏ ×ÙÄÅÌÉÔØ ÉÚÂÉÒÁÔÅÌØÎÙÅ ÉÌÉ ÜÌÅËÔÉ×ÎÙÅ ÓÒÅÄÙ. ïÎÉ ÐÒÅÄÎÁÚÎÁÞÅÎÙ ÄÌÑ ×ÙÄÅÌÅÎÉÑ É ËÕÌØÔÉ×ÉÒÏ×ÁÎÉÑ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÎÏÇÏ ×ÉÄÁ ÂÁËÔÅÒÉÊ ÉÚ ÍÁÔÅÒÉÁÌÁ, ÓÏÄÅÒÖÁÝÅÇÏ ÂÏÌØÛÏÅ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ÒÁÚÎÙÈ ×ÉÄÏ× ÍÉËÒÏÏÒÇÁÎÉÚÍÏ×. îÁÐÒÉÍÅÒ, ÄÌÑ ×ÙÄÅÌÅÎÉÑ ×ÏÚÂÕÄÉÔÅÌÑ ÔÕÂÅÒËÕÌÅÚÁ ÉÚ ÍÏËÒÏÔÙ ÂÏÌØÎÏÇÏ ÉÓÐÏÌØÚÕÀÔ ÓÒÅÄÕ ìÅ×ÉÎÛÔÅÊÎÁ-êÅÎÓÅÎÁ , ÓÁÌØÍÏÎÅÌÌ ÉÚ ÉÓÐÒÁÖÎÅÎÉÊ — ÓÒÅÄÕ ðÌÏÓËÉÒÅ×Á . ÷ ÓÌÏÖÎÏÍ ÓÏÓÔÁ×Å ÔÁËÉÈ ÓÒÅÄ ÓÏÄÅÒÖÁÔÓÑ ×ÅÝÅÓÔ×Á, ÉÎÇÉÂÉÒÕÀÝÉÅ ÒÏÓÔ ÐÏÓÔÏÒÏÎÎÅÊ ÍÉËÒÏÆÌÏÒÙ, ÎÏ ÎÅ ×ÌÉÑÀÝÉÅ ÎÁ ÖÉÚÎÅÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔØ ÉÓËÏÍÏÇÏ ×ÉÄÁ ÂÁËÔÅÒÉÊ. ôÁËÉÍÉ ×ÅÝÅÓÔ×ÁÍÉ ÍÏÇÕÔ ÂÙÔØ ÁÎÉÌÉÎÏ×ÙÅ ËÒÁÓÉÔÅÌÉ, ÖÅÌÞØ, ÈÌÏÒÉÓÔÙÊ ÎÁÔÒÉÊ × ËÏÎÃÅÎÔÒÁÃÉÉ ×ÙÛÅ 1%.
òÁÚÎÏ×ÉÄÎÏÓÔØ ÜÌÅËÔÉ×ÎÙÈ — ÓÅÌÅËÔÉ×ÎÙÅ ÐÉÔÁÔÅÌØÎÙÅ ÓÒÅÄÙ . ÷ ÉÈ ÓÏÓÔÁ× ×ÈÏÄÑÔ ÎÅ ÔÏÌØËÏ ×ÅÝÅÓÔ×Á, ÐÏÄÁ×ÌÑÀÝÉÅ ÒÏÓÔ ÏÔÄÅÌØÎÙÈ ÇÒÕÐÐ ÍÉËÒÏÏÒÇÁÎÉÚÍÏ×, ÎÏ É ÓÔÉÍÕÌÑÔÏÒÙ ÒÏÓÔÁ ÏÔÄÅÌØÎÙÈ ×ÉÄÏ× ÂÁËÔÅÒÉÊ.
äÉÆÆÅÒÅÎÃÉÁÌØÎÏ-ÄÉÁÇÎÏÓÔÉÞÅÓËÉÅ ÓÒÅÄÙ ÐÒÅÄÎÁÚÎÁÞÅÎÙ ÄÌÑ ÉÄÅÎÔÉÆÉËÁÃÉÉ ÂÁËÔÅÒÉÊ ÐÏ ÂÉÏÈÉÍÉÞÅÓËÉÍ Ó×ÏÊÓÔ×ÁÍ. ÷ ÏÓÎÏ×Å ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÑ ÜÔÉÈ ÓÒÅÄ ÌÅÖÁÔ ÒÁÚÌÉÞÉÑ × ÆÅÒÍÅÎÔÁÔÉ×ÎÏÍ ÓÏÓÔÁ×Å ÂÁËÔÅÒÉÊ É ÓÐÏÓÏÂÎÏÓÔÉ ÆÅÒÍÅÎÔÏ× ÒÁÓÝÅÐÌÑÔØ ÔÏÔ ÉÌÉ ÉÎÏÊ ÓÕÂÓÔÒÁÔ. óÕÝÅÓÔ×ÕÀÔ ÓÒÅÄÙ ÄÌÑ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÉÑ ÇÌÉËÏÌÉÔÉÞÅÓËÏÊ ÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ÂÁËÔÅÒÉÊ, × ÉÈ ÓÏÓÔÁ× ×ÈÏÄÑÔ ÏÄÉÎ (ÓÒÅÄÙ çÉÓÓÁ ), Ä×Á (ÓÒÅÄÙ òÅÓÓÅÌÑ ) ÉÌÉ ÔÒÉ (ÓÒÅÄÁ ëÌÉÇÌÅÒÁ ) ÓÁÈÁÒÁ. ðÒÏÔÅÏÌÉÔÉÞÅÓËÕÀ ÁËÔÉ×ÎÏÓÔØ ÂÁËÔÅÒÉÊ ÉÚÕÞÁÀÔ ÎÁ íðâ, ÓÒÅÄÁÈ Ó ÖÅÌÁÔÉÎÏÊ, Ó×ÅÒÎÕÔÏÊ ÓÙ×ÏÒÏÔËÅ. ÷ÏÚÍÏÖÎÏÓÔØ ÆÅÒÍÅÎÔÉÒÏ×ÁÔØ ÂÏÌÅÅ ÐÒÏÓÔÙÅ ÁÚÏÔÓÏÄÅÒÖÁÝÉÅ ÓÏÅÄÉÎÅÎÉÑ ÉÚÕÞÁÀÔ ÎÁ ÐÉÔÁÔÅÌØÎÙÈ ÓÒÅÄÁÈ Ó ÁÍÉÎÏËÉÓÌÏÔÁÍÉ, ÂÕÌØÏÎÅ Ó ÍÏÞÅ×ÉÎÏÊ.
óÐÏÓÏÂÎÏÓÔØ ÂÁËÔÅÒÉÊ Ë ×ÙÄÅÌÅÎÉÀ ÔÏËÓÉÎÏ× É ÆÅÒÍÅÎÔÏ× ÁÇÒÅÓÓÉÉ ÉÓÓÌÅÄÕÀÔ ÎÁ ËÒÏ×ÑÎÙÈ ÁÇÁÒÁÈ , ÖÅÌÔÏÞÎÏ-ÓÏÌÅ×ÏÍ ÁÇÁÒÅ , ÂÅÚÓÙ×ÏÒÏÔÏÞÎÏÍ ÆÏÓÆÁÔÎÏÍ ÁÇÁÒÅ É ÄÒÕÇÉÈ ÐÏÄÏÂÎÙÈ ÓÒÅÄÁÈ.
ëÏÎÓÅÒ×ÉÒÕÀÝÉÅ ÓÒÅÄÙ ÉÓÐÏÌØÚÕÀÔ ÄÌÑ ÔÒÁÎÓÐÏÒÔÉÒÏ×ËÉ É ÈÒÁÎÅÎÉÑ × ÔÅÞÅÎÉÅ ÄÌÉÔÅÌØÎÏÇÏ ×ÒÅÍÅÎÉ ÍÁÔÅÒÉÁÌÁ, ÓÏÄÅÒÖÁÝÅÇÏ ÂÁËÔÅÒÉÉ. ÷ ÉÈ ÓÏÓÔÁ× ×ÈÏÄÑÔ ÇÌÉÃÅÒÉÎ, ÈÌÏÒÉÄ ÎÁÔÒÉÑ É ÆÏÓÆÁÔÎÏ-ÂÕÆÅÒÎÙÅ ÒÁÓÔ×ÏÒÙ.
ðÉÔÁÔÅÌØÎÙÅ ÓÒÅÄÙ ÓÔÅÒÉÌÉÚÕÀÔ × Á×ÔÏËÌÁ×ÁÈ ÐÒÉ ÒÁÚÎÙÈ ÒÅÖÉÍÁÈ, ËÏÔÏÒÙÅ ÚÁ×ÉÓÑÔ ÏÔ ÓÏÓÔÁ×Á ÓÒÅÄÙ ÉÌÉ, ÅÓÌÉ ÐÉÔÁÔÅÌØÎÙÅ ÓÒÅÄÙ ÓÏÄÅÒÖÁÔ ÔÅÒÍÏÌÁÂÉÌØÎÙÅ ËÏÍÐÏÎÅÎÔÙ, ÐÕÔÅÍ ÓÔÅÒÉÌÉÚÕÀÝÅÊ ÆÉÌØÔÒÁÃÉÉ.
æÅÒÍÅÎÔÙ ÂÁËÔÅÒÉÊ
ðÉÔÁÎÉÅ ÍÉËÒÏÏÒÇÁÎÉÚÍÏ× ÏÓÕÝÅÓÔ×ÌÑÅÔÓÑ ÂÌÁÇÏÄÁÒÑ ÎÁÌÉÞÉÀ × ËÌÅÔËÅ ÒÁÚÌÉÞÎÙÈ ÆÅÒÍÅÎÔÏ×, ËÁÔÁÌÉÚÉÒÕÀÝÉÈ ×ÓÅ ÖÉÚÎÅÎÎÏ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÙÅ ÒÅÁËÃÉÉ. æÅÒÍÅÎÔÙ — ÜÔÏ ÂÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÅ ËÁÔÁÌÉÚÁÔÏÒÙ ÂÅÌËÏ×ÏÊ ÐÒÉÒÏÄÙ. íÉËÒÏÂÎÁÑ ËÌÅÔËÁ, ÐÏÄÏÂÎÏ ËÌÅÔËÁÍ ×ÙÓÛÉÈ ÏÒÇÁÎÉÚÍÏ×, ÏÓÎÁÝÅÎÁ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ ÁËÔÉ×ÎÙÍ ÆÅÒÍÅÎÔÁÔÉ×ÎÙÍ ÁÐÐÁÒÁÔÏÍ. æÅÒÍÅÎÔÙ ÍÉËÒÏÏÒÇÁÎÉÚÍÏ× ÏÂÌÁÄÁÀÔ ÔÅÍÉ ÖÅ Ó×ÏÊÓÔ×ÁÍÉ É ÆÕÎËÃÉÑÍÉ, ÞÔÏ É ÆÅÒÍÅÎÔÙ ×ÙÓÛÉÈ ÏÒÇÁÎÉÚÍÏ×. ÷ ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÉÉ Ó ËÁÔÁÌÉÚÉÒÕÀÝÉÍÉ ÒÅÁËÃÉÑÍÉ ×ÓÅ ÆÅÒÍÅÎÔÙ ÒÁÚÄÅÌÑÀÔ ÎÁ ÛÅÓÔØ ËÌÁÓÓÏ×:
- ïËÓÉÄÏÒÅÄÕËÔÁÚÙ — ËÁÔÁÌÉÚÉÒÕÀÔ ÒÅÁËÃÉÉ ÏËÉÓÌÅÎÉÑ-×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÑ.
- ôÒÁÎÓÆÅÒÁÚÙ — ËÁÔÁÌÉÚÉÒÕÀÔ ÒÅÁËÃÉÉ ÐÅÒÅÎÏÓÁ ÒÁÚÌÉÞÎÙÈ ÇÒÕÐÐ ÏÔ ÄÏÎÏÒÁ Ë ÁËÃÅÐÔÏÒÕ.
- çÉÄÒÏÌÁÚÙ — ËÁÔÁÌÉÚÉÒÕÀÔ ÒÁÚÒÙ× Ó×ÑÚÅÊ × ÓÕÂÓÔÒÁÔÁÈ Ó ÐÒÉÓÏÅÄÉÎÅÎÉÅÍ ×ÏÄÙ.
- ìÉÁÚÙ — ËÁÔÁÌÉÚÉÒÕÀÔ ÒÅÁËÃÉÉ ÒÁÚÒÙ×Á Ó×ÑÚÅÊ × ÓÕÂÓÔÒÁÔÅ ÂÅÚ ÐÒÉÓÏÅÄÉÎÅÎÉÑ ×ÏÄÙ ÉÌÉ ÏËÉÓÌÅÎÉÑ.
- éÚÏÍÅÒÁÚÙ — ËÁÔÁÌÉÚÉÒÕÀÔ ÐÒÅ×ÒÁÝÅÎÉÑ × ÐÒÅÄÅÌÁÈ ÏÄÎÏÊ ÍÏÌÅËÕÌÙ (×ÎÕÔÒÉÍÏÌÅËÕÌÑÒÎÙÅ ÐÅÒÅÓÔÒÏÊËÉ).
- ìÉÇÁÚÙ ( ÓÉÎÔÅÔÁÚÙ ) — ËÁÔÁÌÉÚÉÒÕÀÔ ÐÒÉÓÏÅÄÉÎÅÎÉÅ Ä×ÕÈ ÍÏÌÅËÕÌ Ó ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÅÍ ÜÎÅÒÇÉÉ ÆÏÓÆÁÔÎÙÈ Ó×ÑÚÅÊ.
îÅÓÍÏÔÒÑ ÎÁ ÍÁÌÙÅ ÒÁÚÍÅÒÙ ÍÉËÒÏÂÎÏÊ ËÌÅÔËÉ, ÒÁÓÐÒÅÄÅÌÅÎÉÅ × ÎÅÊ ÆÅÒÍÅÎÔÏ× ÓÔÒÏÇÏ ÕÐÏÒÑÄÏÞÅÎÎÏ. æÅÒÍÅÎÔÙ ÜÎÅÒÇÅÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÏÂÍÅÎÁ É ÔÒÁÎÓÐÏÒÔÁ ÐÉÔÁÔÅÌØÎÙÈ ×ÅÝÅÓÔ× ÌÏËÁÌÉÚÏ×ÁÎÙ × ÃÉÔÏÐÌÁÚÍÁÔÉÞÅÓËÏÊ ÍÅÍÂÒÁÎÅ É ÅÅ ÐÒÏÉÚ×ÏÄÎÙÈ. æÅÒÍÅÎÔÙ ÂÅÌËÏ×ÏÇÏ ÓÉÎÔÅÚÁ Ó×ÑÚÁÎÙ Ó ÒÉÂÏÓÏÍÁÍÉ. íÎÏÇÉÅ ÆÅÒÍÅÎÔÙ ÎÅ Ó×ÑÚÁÎÙ Ó ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÎÙÍÉ ÓÔÒÕËÔÕÒÁÍÉ ËÌÅÔËÉ, Á ÎÁÈÏÄÑÔÓÑ × ÃÉÔÏÐÌÁÚÍÅ × ÒÁÓÔ×ÏÒÅÎÎÏÍ ×ÉÄÅ.
æÅÒÍÅÎÔÙ ÂÁËÔÅÒÉÊ ÐÏÄÒÁÚÄÅÌÑÀÔÓÑ ÎÁ ÜËÚ Ï- É ÜÎÄÏÆÅÒÍÅÎÔÙ . üÎÄÏÆÅÒÍÅÎÔÙ ÆÕÎËÃÉÏÎÉÒÕÀÔ ÔÏÌØËÏ ×ÎÕÔÒÉ ËÌÅÔËÉ. ïÎÉ ËÁÔÁÌÉÚÉÒÕÀÔ ÒÅÁËÃÉÉ ÂÉÏÓÉÎÔÅÚÁ É ÜÎÅÒÇÅÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÏÂÍÅÎÁ. üËÚÏÆÅÒÍÅÎÔÙ ×ÙÄÅÌÑÀÔÓÑ ËÌÅÔËÏÊ × ÓÒÅÄÕ É ËÁÔÁÌÉÚÉÒÕÀÔ ÒÅÁËÃÉÉ ÇÉÄÒÏÌÉÚÁ ÓÌÏÖÎÙÈ ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÉÈ ÓÏÅÄÉÎÅÎÉÊ ÎÁ ÂÏÌÅÅ ÐÒÏÓÔÙÅ, ÄÏÓÔÕÐÎÙÅ ÄÌÑ ÁÓÓÉÍÉÌÑÃÉÉ ÍÉËÒÏÂÎÏÊ ËÌÅÔËÏÊ. ë ÎÉÍ ÏÔÎÏÓÑÔÓÑ ÇÉÄÒÏÌÉÔÉÞÅÓËÉÅ ÆÅÒÍÅÎÔÙ, ÉÇÒÁÀÝÉÅ ÉÓËÌÀÞÉÔÅÌØÎÏ ×ÁÖÎÕÀ ÒÏÌØ × ÐÉÔÁÎÉÉ ÍÉËÒÏÏÒÇÁÎÉÚÍÏ×.
÷ ÚÁ×ÉÓÉÍÏÓÔÉ ÏÔ ÕÓÌÏ×ÉÊ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÑ ÆÅÒÍÅÎÔÏ× ÉÈ ÒÁÚÄÅÌÑÀÔ ÎÁ ËÏÎÓÔÉÔÕÔÉ×ÎÙÅ É ÉÎÄÕÃÉÂÅÌØÎÙÅ . ëÏÎÓÔÉÔÕÔÉ×ÎÙÍÉ ÎÁÚÙ×ÁÀÔ ÆÅÒÍÅÎÔÙ, ÓÉÎÔÅÚÉÒÕÅÍÙÅ ËÌÅÔËÏÊ ×ÎÅ ÚÁ×ÉÓÉÍÏÓÔÉ ÏÔ ÓÕÂÓÔÒÁÔÁ, ÎÁ ËÏÔÏÒÏÍ ÒÁÚ×É×ÁÀÔÓÑ ÂÁËÔÅÒÉÉ. îÁÐÒÉÍÅÒ, ÆÅÒÍÅÎÔÙ ÇÌÉËÏÌÉÚÁ. éÎÄÕÃÉÂÅÌØÎÙÅ ÆÅÒÍÅÎÔÙ ÓÉÎÔÅÚÉÒÕÀÔÓÑ ÔÏÌØËÏ × ÏÔ×ÅÔ ÎÁ ÐÒÉÓÕÔÓÔ×ÉÅ × ÓÒÅÄÅ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÇÏ ÄÌÑ ËÌÅÔËÉ ÓÕÂÓÔÒÁÔÁ-ÉÎÄÕËÔÏÒÁ. ïÎ ×ÚÁÉÍÏÄÅÊÓÔ×ÕÅÔ Ó ÒÅÐÒÅÓÓÏÒÏÍ, ÉÎÁËÔÉ×ÉÒÕÅÔ ÅÇÏ, × ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÞÅÇÏ ×ËÌÀÞÁÅÔÓÑ ÇÅÎÅÔÉÞÅÓËÉÊ ÁÐÐÁÒÁÔ ËÌÅÔËÉ É ÎÁÞÉÎÁÅÔÓÑ ÓÉÎÔÅÚ ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÕÀÝÅÇÏ ÆÅÒÍÅÎÔÁ. éÎÄÕÃÉÒÏ×ÁÎÎÙÊ ÓÉÎÔÅÚ ÆÅÒÍÅÎÔÏ× ÉÄÅÔ, ÐÏËÁ × ÓÒÅÄÅ ÐÒÉÓÕÔÓÔ×ÕÅÔ ÉÎÄÕËÔÏÒ. ðÒÉ ÜÔÏÍ ÆÅÒÍÅÎÔÙ ÓÉÎÔÅÚÉÒÕÀÔÓÑ ÚÁÎÏ×Ï ×Ï ×ÓÅÈ ËÌÅÔËÁÈ ÏÄÎÏ×ÒÅÍÅÎÎÏ. éÎÄÕËÔÏÒÁÍÉ ÂÉÏÓÉÎÔÅÚÁ Ñ×ÌÑÀÔÓÑ ÍÎÏÇÉÅ ÐÉÔÁÔÅÌØÎÙÅ ×ÅÝÅÓÔ×Á. ë ÉÎÄÕÃÉÂÅÌØÎÙÍ ÏÔÎÏÓÉÔÓÑ ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Ï ÇÉÄÒÏÌÉÔÉÞÅÓËÉÈ ÆÅÒÍÅÎÔÏ×.