Какая наука изучает человека как продукт биологической эволюции

Какая наука изучает человека как продукт биологической эволюции thumbnail

Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенно­стей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за­далась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по срав­нению с другими биологическими видами.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, ко­торые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое пове­дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива­ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя­нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Дете­ныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самосто­ятельным он становится только через несколько лет. Многие жи­вотные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога, когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо.

Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на при­роду? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, — существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе пер­сонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отно­шениях.

Выделение человека из мира животных заняло несколько мил­лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез— становление человека и социогенез— становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.

Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудий­ная деятельность человека. По словам американского просветите­ля Б. Франклина, человек — это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из ок­ружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятель­ности. Только человек может изготовлять орудия труда с помо­щью других орудий труда.

Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз­ложению инстинктивной основы поведения и появлению абст­рактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, на­пример за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение ору­дий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.

Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот­ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво­дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали при­чины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутристадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других груп­пах людей. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного че­ловеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в пер­вую очередь запреты (табу). Появились представления о проис­хождении своего племени от общего предка, в большинстве слу­чаев — от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и по­нятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми зна­ниями. Человек становился единственным существом, осознаю­щим межпоколенную связь, уважающим своих предков.

Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению от­личия человека от животных. Запреты касались всех членов об­щины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в живот­ном мире запреты существуют только для слабых. Поведение че­ловека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственно самоограничение и даже самопожертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от ста­да животных в первобытной обшине существовало требование под­держания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни.

Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языка. Язык — это процесс передачи информации с по­мощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно- практической деятельностью людей.

Важным шагом, еще более отдалившим человека от живот­ных, было использование огня как источника тепла, средства обо­роны от хищников, приготовления пищи.

С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все боль­ше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источ­ников существования привел в конечном итоге к неолитической революции — переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества про­должается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологических параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населя­ющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конк­ретным условиям среды обитания. Но несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями.

Читайте также:  В каких продуктах есть витамин в двенадцать

Наличие в человеке двух начал, биологического и социально­го, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возник­ли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с проти­воположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, ут­верждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.

Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходи­мость опеки над ними, регулирования их численности, а в неко­торых случаях и уничтожения.

Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарви­нисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социал-дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его инди­видуальность. Человек воспринимается как часть общества, вин­тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол­нению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достиже­ния определенного социального идеала.

В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно.Сейчас, в эпоху научно-технического про­гресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические пробле­мы, стрессы — все это отражается на здоровье людей.

Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке — это резуль­тат длительной эволюции.В условиях стремительно развивающей­ся технической цивилизации возможности адаптации человечес­кого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излу­чения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготов­ленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутаци­онным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения человека как биологического вида.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от животных?

2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как протекали эти процессы?

3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык?

4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?

5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека?

6. В чем проявляется единство биологического и социального в человеке?

7. Немецкий биолог Э.Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными… это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют… Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оце­ниваться совершенно по-разному».

В чем автор видит отличие человека от животных? Чем, по его мне­нию, отличаются высшие и низшие расы? Какую концепцию сущности человека представляет автор? Свой ответ объясните.

2.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции

Оценка

Источник

Концептуальному переводу понятия «трансцендентное», а также связанному с ним понятию «символ» посвящена эта статья. Трудность перевода этих понятий на язык современной культуры состоит в том, что для них возможно только описание, но не объяснение. Это, в свою очередь, связано с особым родом онтологии, которая отсылает к Платону. Символ, который имманентен и трансцендентен одновременно, будет проанализирован на примере философии Мераба Мамардашвили и кинофильмов Андрея Тарковского. Понимание символа Тарковским связано с философией искусства Павла Флоренского и богословием символа Псевдо-Дионисия Ареопагита.

Добавлено: 30 ноября 2012

Пасько Ю. В. В кн.: Гуманитарий. История и общественные науки. Сборник научных трудов. Вып. 5. М.: Московский педагогический государственный университет, 2003. С. 371-376.

В статье дается обобщение исследования некоторых аспектов культурологического анализа произведений Г. Гессе, посвященных теме Востока.

Добавлено: 25 июля 2012

Макаров С. Л., Макарова Т. Л., Полозок М. А. М.: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2017.

В монографии приведены результаты нового, оригинального исследования использования готических образов и символов в дизайне современного костюма. Впервые в теории дизайна выявлены образы и символы Готики, актуальные и перспективные для современного костюма; разработана классификация гармоничных и дисгармоничных готических образов в дизайне современного костюма; разработаны принципы создания гармоничного готического образа в дизайне современного костюма и практические рекомендации дизайнерам. Результаты исследования добавлены в компьютерную базу данных Макаровой Т. Л. и Макарова С. Л. по символам и образам в дизайне современного костюма для применения в учебном процессе. Полученные результаты будут полезны дизайнерам костюма для создания коллекций одежды и их эффективных продаж; графическим дизайнерам для разработки рекламных и социальных плакатов, фирменных стилей, фотосессий.

Монография будет полезна специалистам в области дизайна и рекламы, студентам (бакалавры и магистры), а также специалистам разных областей науки и практики, представителям фирм, которые интересуются дизайном и рекламой, новыми образами и символами, актуальными тенденциями и практикой применения перспективных решений в готическом стиле в дизайне и в рекламных кампаниях. На обложке монографии представлена работа Макаровой Т. Л. «Готика» (2017).

Читайте также:  Какие продукты содержат желе

Добавлено: 20 декабря 2017

Вопрос о взаимоотношении философии и теологии – очень давняя тема европейской мысли, которая в ХХ веке встала перед философами и теологами с небывалой остротой. Может ли философия оказаться секулярным изложением новозаветного понимания мира и человека или же Откровение (а вслед за ним и теология, исходящая из веры как события Откровения) преобразует философские понятия, свидетельствуя о возможности нового эсхатологического бытия, разрывая границы конечности, для философа непреодолимые? В протестантской теологии с конца 30-х годов ХХ века  эта тема получила название  «демифологизации» христианства. В 1930-е и 40-е годы она почти никого из протестантских теологов не оставила равнодушным. В большей или меньшей степени к ней обращались Р.Бультман, П.Тиллих, братья Райнхольд и Ричард Нибуры, Ф.Гогартен, Э.Бруннер, Г.Мерц, Э.Тургейзен, Ф.Делекат, Г.Книттермейстер, Э.Хирш и многие другие.  Были сторонники (Бультман, Тиллих) и ярые противники (Барт, Бруннер). Целью данного исследования является  сравнить взгляды двух теологов, которые были сторонниками демифологизации — Рудольфа Бультмана (1884-1976) и Пауля Тиллиха (1886-1965). Это представляется наиболее интересным, поскольку они оба опирались на фундаментальную онтологию Хайдеггера – Тиллих латентно, а Бультман явно.

Добавлено: 7 ноября 2012

Романова Т. В. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Филология. 2011. Т. 2-2. № 6. С. 584-588.

Анализируется содержание, формы воплощения социокультурного знака Соловки.

Добавлено: 19 июля 2012

Пасько Ю. В. В кн.: Сборник материалов по итогам научно-исследовательской деятельности молодых учёных в области гуманитарных, естественных и технических наук в 2003 году. М.: Прометей, 2004. С. 45-49.

В статье дается обобщение исследования некоторых аспектов культурологического анализа произведений Г. Гессе, посвященных теме Востока.

Добавлено: 25 июля 2012

Разрабатывать систему мотивации и стимулирования без учета конкретной ситуации невозможно, поэтому схема оплаты, используемая в одной компании, не годится для другой. Так что HR-менеджерам приходится заниматься индивидуальным «дизайном» системы. Но есть общие подходы, позволяющие выстроить зависимость доходов сотрудника от благополучия фирмы. Они изложены в данной книге.

Предназначение учебника — сформировать у бакалавров и магистров в области управления человеческими ресурсами целостное представление о природе и механизмах мотивации, стимулах трудового поведения и системах вознаграждения работников. В книге реализован  структурно-динамический и системный подход к анализу природы мотивации, методологические принципы, отраженные в теориях потребностей, в процессуальных теориях трудовой мотивации, теории справедливости. теории ожиданий, в личностных теориях.

Автор делает акцент на то, что современные рыночные экономические отношения формируют новые принципы управления мотивацией труда. Особенностью учебника является постановка задач и выделение формируемых компетенций в соответствии с практическими стандартами профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента, разработанными российским кадровым сообществом и утвержденными Национальным союзом кадровиков и Министерством труда и социальной защиты РФ.  

Добавлено: 13 мая 2015

Макарова И. С. В кн.: Вопросы изучения современных языков и культур: лингвистика, журналистика, методика преподавания иностранных языков. Вып. 3. СПб.: СПбГУСЭ, 2013. С. 110-113.

Мировое Древо или arbor mundi, иначе космическое древо, традиционно считается воплощением универсальной концепции мира, получившим наибольшее по сравнению с другими мифопоэтическими образами распространение в мировом искусстве. Дерево как один из компонентов триады художественных символов (наряду с розой и кораблем) зафиксирован практически повсеместно и представлен как в чистом виде, так и в многочисленных культурно-исторических вариантах. Образ мирового дерева служит, в первую очередь, созданию глобальной картины мирового пространства, сводя воедино его бинарные оппозиции.

Добавлено: 20 марта 2014

Книга «Философия и теология Пауля Тиллиха» является первой монографической презентацией в отечественной историко- философской литературе, где осуществлён целостный анализ его учения в качестве варианта религиозного экзистенциализма и протестантской неолиберальной теологии. Наследие Тиллиха является объектом постоянной полемики, порой ему даются противоположные оценки: одни считают его апологетом протестантского традиционализма, другие, напротив, уверены в том, что его концепция провоцирует внерелигиозные и вневероисповедальные толкования Писания и Предания. Противоречивость в оценках немецко-американского философа и теолога, казалось бы, подтверждается широким спектром его влияния на самые разнообразные направления религиозной и философской мысли ХХ столетия. Результатом работы, можно надеяться, стало прояснение антиномичности системы Тиллиха, а вовсе не её эклектичности и не противоречивости в традиционном понимании. Философско-теологическое учение Тиллиха антиномично по своей сути: он исходил из наличия в человеке и мире взаимопротивоположных и неразрывных полюсов – эссенциального (сущностного) и экзистенциального, определяющих трагический характер существования человека.

Добавлено: 1 ноября 2012

Источник

Тема 2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Норматив по теме

  1. Теории происхождения человека
  2. Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.
  3. Атрибуты личности: воля, свобода, рассудок, разум (И. Кант)
  4. Сознательное и бессознательное (теория личности З. Фрейда)

Термины: человек, индивид, индивидуальность, личность, антропогенез, гоминид, феральный человек, психоанализ З. Фрейда. 

Теории происхождения человека 

Какая наука изучает человека как продукт биологической эволюции

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным  существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Теория происхождения человека получила свое название —антропогенез.

   Антропогенез — часть биологической эволюции,  которая привела к появлению человека разумного (Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид (человекообразных обезьян), процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека.

Род Homo отделился от австралопитеков или подобных им гоминид около 2 млн лет назад в  Африке.

Важнейшими этапами антропогенеза, отделившими человека от других гоминид и выделившими его из мира животных, были начало изготовления орудий труда, освоение огня, появление речи.

Начиная с Homo habilis, люди использовали каменные орудия, всё более искусно изготовленные.

Читайте также:  Какие продукты нельзя совмещать чтобы не отравиться

(Источник информации: https://ru.wikipedia.)

Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее

— членораздельной речью,

— сознанием,

— высшими психическими функциями (абст­рактно-логическое мышление, логическая память и т. д.),

— способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Какая наука изучает человека как продукт биологической эволюции

Биологи и философы назы­вают следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организ­ма, которые составляют биологическую основу де­ятельности человека как существа социального:

а) прямая   походка   как   анатомическая   особен­ность,   позволяющая   человеку   шире   охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и проти­вопоставленным   большим   пальцем,   позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий  видеть в трех  измерениях  и  лучше ориентироваться в пространстве;

г) большой мозг и сложная нервная система, даю­щие возможность высокого  развития  психической жизни и интеллекта;

д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифферен­цированных звуков;

е) длительная  зависимость  детей  от  родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и со­циализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потреб­ностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возмож­ность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения  —  все  это  способствует  развитию сложных образцов поведения и адаптирования к раз­личным условиям среды.

Какая наука изучает человека как продукт биологической эволюции

Личность обладает:

— самостоятельностью;

— способностью изменяться во времени;

— ответственностью и умением решать проблемы;

— контролем своего поведения, силой воли. 

Личность — это относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включения в социальный контекст.

Феральный человек — индивид, изолированный от социума («Маугли»)

Какая наука изучает человека как продукт биологической эволюции

Сознательное и бессознательное (теория З. Фрейда)

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание.

Какая наука изучает человека как продукт биологической эволюции

З. фрейд (1856- 1939) основатель психоанализа

Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний.

Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Не ограничившись изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что «психология — это и есть Фрейд». Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке — социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.

Бессознательное — это пласт психики больший, чем вся сознательная жизнь.

Теория З. Фрейда

   1.   Сверх-Я — НАД-сознательное («Нельзя»), представлено общественными запретами («табу»), парвилами поведения, их знает каждый, но не каждый исполняет.

     2.    Я — со-знательное (обладает рефлексией — оценкой, то есть, выбирает между НАД-сознательным (правилом поведения в обществе) и ПОД-сознательным (личными желаниями) — определяет поведение человека.

      3.   ОНО — ПОДсознательное (бЕСсознательное) («Хочу»)

       Фрейд вводит понятия: либидо (сексуальное влечение) и танатос (жажда смерти)

   Из всех бессознательных желаний Фрейд на первое место ставит именно либидо, как самое  не реализуемое в жизни человека. Объясняя причины стресса и агрессии неудовлетворенностью бессознательного.

Вывод: человек не может знать себя до конца, так как бессознательное не просвечивается разумом, оно как темный колодец.

Бессознательное может проявляться во сне, в оговорках.

Задания:

1. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

а) действие механизмов наследственности;

б) работа органов чувств;

в) обменные процессы;

г) творческая активность

2. Человек от животного отличается тем,что он

а) имеет природные инстинкты;

б) обладает наиболее совершенным слухом

в) не зависит от природных условий;

г) обладает членораздельной речью

3. И человеку и животному свойственна

а) трудовая активность;

б) забота о потомстве

в) познавательная деятельность

г) самореализация

4. Верны ли следующие суждения об отличие человека от животных?

А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.

Б. Человека от животных отличает способность трудиться

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу:

а) способность к совместной преобразовательной деятельности

б) стремление к самореализации

в) умение приспосабливаться к природным условиям

г) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

д) потребность в воде, пище, отдыхе

д) способность к самосохранению

Источник