Какая характеристика не является свойством пространства
В настоящее время исследователи категории пространства рассматривают различные его свойства, условно разделяя их на основные и специфические. Основные пространственные характеристики обнаруживаются на всех уровнях материи и неразрывно связаны с другими ее атрибутами, специфические — проявляются только на определенных уровнях и свойственны лишь некоторым классам материальных систем.
Р. А. Аронов к основным свойствам пространства причисляет метрические (количественные) и топологические (качественные) свойства[1]. Кратко представим топологические свойства пространства (трехмерность, непрерывность, протяженность, структурированность, бесконечность, единство со временем и движением), поскольку они относятся к когнитивным признакам изучаемой категории.
Трехмерность связывает пространство и тело, поскольку соответствует трем основным координатам тела. Три измерения — это тот необходимый и достаточный минимум для осуществления всех возможных взаимодействий материальных объектов, в которых проявляется бесконечность и неисчерпаемость пространства.
Непрерывность проявляется в способе перемещения тел и распространении физических действий через различные поля и означает отсутствие в пространстве каких-либо «разрывов». Вместе с тем «пространству свойственна относительная прерывность, проявляющаяся в раздельном существовании материальных объектов и систем, имеющих определенные размеры и границы, в существовании многообразных структурных уровней материи с различными пространственными отношениями»[2].
Протяженность связана со структурностью материальных объектов и вызвана их взаимодействием: один объект существует рядом с другим. Поскольку протяженность определяет ту долю пространства, которую занимает объект, непротяженные объекты не могут иметь структуру, внутренние связи и возможности изменяться.
Структурированность пространства предполагает координацию различных пространственных предметов и форм посредством таких топологических понятий, как «окружение», «соседство», «разграничение» и «последовательность».
Бесконечно пространство с точки зрения науки, но поскольку человек не может воспринимать и мысленно представлять себе бесконечную, ничем не ограниченную величину, бытовое его осознание требует некоторых пределов. Поэтому человеком создаются необходимые психологические опоры, границы, позволяющие ему очерчивать, отделять и замыкать пространство вокруг себя.
К специфическим свойствам пространства М. П. Титова относит следующие: «Конкретные пространственные формы и размеры
тел, их положение в пространстве по отношению друг к другу, на-личие у тел внутренней симметрии или асимметрии (молекула живого вещества обладает свойством пространственной асимметрии, которое характерно живому веществу), изотропность (равноправие всех направлений) и неоднородность (неравноправие всех точек, наличие выделенных точек) пространства»[3]. Кроме того, пространство обладает свойствами объективности, поскольку его существование не зависит от сознания и всеобщности, так как формы пространства присущи любым воплощениям материи на всех уровнях ее существования.
В современной науке в связи с все большим разграничением видов деятельности возникает тенденция к дифференциации пространства: «Разные виды деятельности человека формируют свои пространства, а сама человеческая деятельность формирует жизненное пространство как основу человеческого существования»[4]. Человек становится объектом и субъектом различных пространств, в том числе и культурного.
Пространство, объем, границы, размеры, форма, материя, движение, гуманизм, трехмерность, протяженность, структурированность, бесконечность.
- 1. Охарактеризуйте античные представления о пространстве и их выражение в архитектурных формах.
- 2. Каковы средневековые представления о пространстве?
- 3. Какие изменения в представлениях о пространстве произошли в эпоху Возрождения?
- 4. С чем связан процесс новой интерпретации пространства в Новое время и каково его влияние на архитектуру?
- 5. Охарактеризуйте представления о пространстве в немецкой классической философии.
- 6. С чем связано возникновение неклассического понимания пространства?
- 7. Назовите основные свойства пространства.
Специфика дизайна как компонента культурного пространства
До настоящего времени нет единой модели пространства и времени, применимой во всех областях естествознания. На каждом структурном уровне материи выявляются особенности пространственно-временных характеристик объектов. Поскольку пространство и время неотделимы от различных видов материи, правильнее было бы говорить о пространственно-временных свойствах и отношениях материальных систем. Однако при познании пространства и времени ученые часто абстрагируются от их материального содержания, рассматривая их как самостоятельные формы бытия.
При характеристике пространства и времени выделяют их общие свойства как формы бытия материальных объектов.
К всеобщим свойствам пространства и времени относятся:
· объективность и независимость от сознания человека;
· неразрывная связь друг с другом и с движением материи;
· зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах;
Наряду с едиными характеристиками, которые в равной степени присущи как пространству, так и времени, им свойственны некоторые особенности, характеризующие их как различные, хотя и тесно связанные между собой, атрибуты материи.
Свойства пространства.
Сущностным свойством пространства является протяженность, понимаемая как рядоположенность, существование и связь различных элементов (точек, отрезков, объемов и др.). Протяженность пространства проявляется как единство прерывности и непрерывности в его структуре. Для пространства в целом характерно отсутствие каких-либо «разрывов» и нарушений в распространении взаимодействий в природе. Но для отдельных материальных тел свойственна относительная прерывность, которая проявляется в раздельном существовании материальных объектов и систем, имеющих определенные размеры и границы;
Трёхмерность пространства выражается в том, что для однозначного определения места точки в пространстве в фиксированный момент времени, необходимо и достаточно указать три ее координаты. В наиболее привычной прямоугольной декартовой системе координат это x,y,z — длина, ширина и высота; в сферической системе координат требуется указать радиус-вектор г и углы а и б; в цилиндрической системе — высоту h, радиус-вектор г и угол а.
Трёхмерность пространства является фундаментальным свойством Вселенной. Все материальные процессы и взаимодействия реализуются именно в пространстве трех измерений. В одномерном (линия) или двухмерном (плоскость) пространстве не могут происходить взаимодействия частиц и полей. Три измерения являются необходимым и достаточным минимумом, в рамках которого могут осуществляться все типы взаимодействий материальных объектов. В настоящее время не известно каких-либо форм движения и взаимодействия, которые требовали бы четырех- или пятимерного пространства, и возможность таких процессов не вытекает ни из каких установленных законов природы.
Однородность пространства выражается в том, что не существует выделенных в каком-либо отношении точек пространства. Все точки в пространстве равноправны, поэтому не существует преимущественной точки отсчёта, любую можно принять в качестве начальной.
Изотропность пространства означает, что все направления в пространстве равнозначны. Пространство называется изотропным, если поворот системы отсчета на произвольный угол не приведет к изменению результатов измерений. Физические явления в системе не должны изменяться при ее повороте в пространстве.
Обратимость пространства проявляется в том, что в каждую точку пространства можно снова и снова возвращаться.
Свойства времени.
Сущностным свойством времени является его длительность, которая выступает как последовательность сменяющих друг друга моментов или состояний, возникновение за каждым данным интервалом времени последующего. Длительность бытия объектов во времени выступает как единство прерывного и непрерывного. Общая непрерывность времени проявляется в постоянном переходе предшествующих состояний в последующие состояния. Но конкретные объекты материального мира имеют начало и конец, определенную длительность, т.е. существуют конечный период. Поэтому можно говорить о прерывности бытия конечных материальных объектов, хотя она и относительна, так как между всеми сменяющими друг друга качествами имеется внутренняя связь и непрерывный переход
Время одномерно: для определения времени достаточно задать одну координату. Если бы время имело не одно, а два, три измерения и больше, то это означало бы, что параллельно нашему миру существуют аналогичные и никак не связанные с нашим миром другие миры-двойники, в которых те же события разворачиваются в той же последовательности. Но для таких предположений нет оснований.
Однородность времени означает, что любые явления, которые происходят в одних и тех же условиях, но в разные периоды времени, протекают одинаково.
Анизотропность и необратимость времени.
В отличие от пространства для времени характерна анизотропность – наличие только одного выделенного направления или так называемой «стрелы времени»: все события развиваются от прошлого через настоящее к будущему.
Необратимость – свойство времени, означающее однонаправленное изменение от прошлого к будущему, невозможность вернуться в прошлое.
В природе мы постоянно сталкиваемся с необратимыми процессами.
Необратимость эволюции называется в биологии законом Л. Долло по имени бельгийского палеонтолога, сформулировавшего его: организмы, возвращаясь в процессе эволюции в среду обитания далеких предков, не могут стать абсолютно похожими на них.
Излучение энергии Солнцем и звездами являются однонаправленными процессами.
Распады неустойчивых частиц демонстрируют необратимость изменений в микромире.
Какие причины лежат в основе анизотропности и необратимости времени? Сегодня их связывают с процессами самоорганизации материи, Обратное движение времени означало бы обращение вспять всех процессов развития в мире.
В современном естествознании существует несколько научных подходов к объяснению этого свойства времени. Выделим некоторые из них.
Направление времени задается вторым началом термодинамики, согласно которому энтропия, то есть мера беспорядка в системе, в замкнутой системе всегда возрастает.
Необратимость времени связана с процессами эволюции Вселенной, начиная с момента её возникновения, что подтверждается фактом её расширения.
Необратимость времени есть следствие принципа причинности, так как причина должна предшествовать следствию.
Общие свойства пространства и времени проявляются на всех структурных уровнях организации материи. У некоторых классов материальных объектов проявляются дополнительные, локальные свойства пространства и времени.
Тесная взаимосвязь пространственно-временных свойств и природы взаимодействия объектов обнаруживается также и при анализе симметрии пространства и времени. Ещё в 1918 Э. Нётер (1882 —1935) было доказано, что однородности пространства соответствует закон сохранения импульса, однородности времени — закон сохранения энергии, изотропности пространства — закон сохранения момента количества движения. Таким образом, пространство и время взаимосвязаны с важнейшими законами сохранения.
По мере углубления знаний о материи и движении углубляются и изменяются естественнонаучные представления о пространстве и времени. Поэтому понять физический смысл и значение вновь открываемых закономерностей пространства и времени можно только путём установления их связей с общими закономерностями взаимодействия и движения материи.
Вопросы для самоконтроля.
1. Какие концепции пространства и времени были разработаны в физике?
2. В чём суть субстанциальной концепции пространства и времени?
3. Как понимаются пространство и время в реляционной концепции?
4. Как понимается время в причинной концепции?
5. Что понималось под абсолютным пространством и абсолютным временем в механике Ньютона? Каковы причины их введения?
6. Как представлялись основные свойства пространства и времени в классической физике?
7. Какие противоречия в классической науке потребовали пересмотра понятий пространства и времени?
8. Как был осмыслен отрицательный результат опыта Майкельсона?
9. Какие постулаты лежат в основе СТО?
10. Какие новые представления на пространство и время вводятся в СТО?
11. В чём заключается связь метрики пространства и времени с гравитацией в ОТО?
12. Каковы основные выводы ОТО?
13. Какие постулаты лежат в основе причинной механики Козырева?
14. Какие физические свойства времени выделяются в причинной механике?
15. Каковы основные положения концепции биологического пространства-времени Вернадского?
16. Что представляет собой хронобиология и какие свойства времени выделяют в ней?
17. Каковы всеобщие свойства пространства и времени как форм бытия материальных объектов?
18. Выделите и сопоставьте общие свойства пространства и времени.
Литература.
Аксенов Г.П. В.И.Вернадский о природе времени и пространства. – М.: Либроком, 2012.
Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюции, перспективы. — М.: Наука, 1982.
Ацюковский В.А. Критический анализ основ теории относительности . — М.: Научный мир, 2012
Баженов Л.Б. Проблемы пространства-времени // История и философия науки. Под ред. В.В.Миронова. – М.: Гардарики, 2006.
Борн М. Эйнштейновская теория относительности. — М.: Мир, 1972.
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — Москва: Наука, 1988.
Вернадский, В.И. Размышления натуралиста. В 2-х т. Пространство и время в неживой и живой природе. – М.: Наука, 1975. Т.1.
Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания. — М.: Изд-во МГУ,1980.
Козырев Н. А. Избранные труды. — Ленинград: Изд-во Ленинград. ун-та, 1991.
Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. — М.: Наука, 1990.
Тяпкин А.А. «Об истории возникновения теории относительности». — Дубна: ОИЯИ, 2004.
Хокинг С. Краткая история времени. От большого взрыва до черных дыр. СПб.: Амфора, 2001.
Уитроу Дж. Eстественная философия времени – М.: УРСС, 2003.
[1] См.: Физическая энциклопедия в 5-ти томах под ред. академика А.М.Прохорова. – М.: Советская энциклопедия. Т. 4.
[2] Ньютон И. Математические начала натуральной философии. // В кн.: Собрание трудов академика А. Н. Крылова. — М.- Л., Из-во АН СССР, 1936. С.30.
[3] Крылов А.Н. Указ. Соч. С.30.
[4] См.: Уиттекер Э. История теории эфира и электричества. Современные теории. 1900-1926 гг. – М.: Изд-во Института компьютерных исследований, 2004г.; Тяпкин А.А. «Об истории возникновения теории относительности». — Дубна: ОИЯИ, 2004; Логунов А.А. К работам Анри Пуанкаре «О динамике электрона» т – М .: Изд — во МГУ, 1988.
[5] Холтон Дж. Тематический анализ науки. — М.: Прогресс, 1981. С.88.
[6] См.: Эфирный ветер. Сб. статей. 2-е издание.//Под ред. В.А.Ацюковского. М.: Энергоатомиздат, 2011.
[7] Цит. по: Пайс А. Научная деятельность и жизнь Альберта Эйнштейна. — М.: Наука, 1989, стр. 161.
[8] См.: Баженов Л.Б. Проблемы пространства-времени // История и философия науки. Под ред. В.В.Миронова. – М.: Гардарики, 2006. С.107-108.
[9] Минковский Г. Пространство-время. Спб., «Физика» 1911. С. 26.
[10] См.: Эфирный ветер. Сб. статей. 2-е издание.//Под ред. В. А. Ацюковского. М.: Энергоатомиздат, 2011.
[11] Эйнштейн А. Собрание научных трудов. — М.: 1965-1967. Т. I I. С. 744.
[12] См.: Ацюковский В.А. Критический анализ основ теории относительности . — М .: Научный мир, 2012; Бриллюэн Л. Новый взгляд на теорию относительности – М: Наука, 1972; Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания. М., Изд-во МГУ,1980.
[13] См.: Козырев Н. А. Избранные труды. — Ленинград: Изд-во Ленинград. ун-та, 1991. С.365
[14] См.: https://filosfak.ru/biblio/барашенков-в-эти-странные-опыты-козыр/
[15] Вернадский В. И. Проблемы биогеохимии. /Труды Биогеохимической лаборатории. Т. XVI. М.: Наука. 1980. С. 262.
[16] Вернадский В.И. Указ. Соч. С.274.
[17]См.: Аксенов Г.П. В.И.Вернадский о природе времени и пространства. – М.: Либроком, 2012.
[18] Вернадский В.И. Указ. Соч. С.276.
[19] Уитроу Дж., Естественная философия времени. – М.: Наука, 1964, с.82.
[20] См.: «Биологические часы». – М.: Мир, 1964.
[21] См.: Уитроу Дж. Ука. Соч. С. 81-82.
[22] Уитроу Дж. Указ. Соч. С.85.
[23] Уитроу Дж. Указ. Соч. С.89.
Date: 2015-09-03; view: 2050; Нарушение авторских прав
АнАзЁбА
Ученик
(232)
3 года назад
14. Какие из отношений, перечисленные ниже, не относятся к производственным? семейные отношения; да
2. Какие черты свойственны средневековой философии? провиденциализм. нет
21. Понятие «мировой воли» является центральным в философии: А. Шопенгауэра; да
23. Что такое движение с позиции диалектического материализма? всякое изменение вообще. да
24. Что такое самосознание? осознание, оценка человеком самого себя, своего знания, интересов, чувств, мотивов поведения; да
25. В чем наиболее полно выражен смысл сенсуализма? в абсолютизации роли чувственного познания, в стремлении вывести все содержание познания из деятельности органов чувств; да
28. Основоположником античного атомизма является: Демокрит; да
29. Обоснование доказательств бытия Бога в работе «Сумма теологий» принадлежит: Ф. Аквинскому; нет
30. Какая характеристика не отражает сущность философского гуманизма эпохи Возрождения? традиционализм. да
35. Термин «материя» в диалектико-материалистической философии означает: вещество; нет
43. Сциентизм – это мировоззренческая позиция, в основе которой лежит убеждение в том, что: научное знание является наивысшей культурной ценностью и основным средством ориентации человека в мире; да
44. Что такое дуализм? взгляд, согласно которому признается параллельное существование двух равноправных, не сводимых друг к другу начал: духовного и материального; да
45. Можно ли считать вакуум материальным? да, так как это тоже объективная реальность; нет
5. Основателями какой исторической формы материализма были К. Маркс и Ф. Энгельс? диалектического; да
53. Что такое пантеизм? учение о том, что Бог и мир тождественны. да
55. Представители какого направления русской философии XIX в. утверждали необходимость использования гегелевской диалектики для познания и революционного преобразования мира (как «алгебры революции»)?марксисты; нет
61. Какой исторической разновидности материализма был присущ механистический взгляд на мир? материализму Нового времени; да
62. В средневековом номинализме высказывалось утверждение о том, что: общие понятия суть только имена и образуются нашим умом; да
66. Выделите основные исторические типы философствования: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм; да
67. Какая характеристика не является свойством пространства как способа существования материальных объектов? объективностьнет
72. Формой мировоззрения, включающей в себя прежде всего повседневный опыт людей, является: жизненно-практическая; да
74. Выберите правильное определение средневековой схоластики: схоластика – это тип религиозной философии, основанный на формально-логическом доказательстве религиозной догматики; да
77. Кто из перечисленных мыслителей не является представителем славянофильства?. И. Герцен; да
78. Какие из этих вопросов философские? то есть истина? да
79. Кто такие атомисты с точки зрения философии? ыслители, выдвинувшие идею о существовании неделимых частиц (атомов) как первоосновы всего существующего; да
8. Какие из перечисленных свойств характеризуют время как форму бытия? необратимость (асимметричность); да
81. Выделите закон диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные; да
82. Как называется наука о нравственных аспектах человеческого бытия? этика; да
88. Кто из перечисленных русских философов являлся «западником»?И. В. Кириевский; нет
90. Что понимали под материей философы античности? вещественную первооснову всех вещей, явлений, процессов (атомы, воду, огонь и т. д.); да
Никита Джигурда
Ученик
(210)
2 года назад
16. Принцип «жэнь» (человеколюбия) относится к философии: конфуцианства; да
17. Учение об апейроне как бесформенном первовеществе, из которого состоят все вещи, создал: Анаксимандр; да
19. Натурфилософом эпохи Возрождения не является: Дж. Боккаччо. да
20. Непознаваемая сущность вещей в философии И. Канта отражена в понятии:» вещь в себе»;да
22. Этика – учение: о нравственном; да
24. Что такое самосознание? осознание, оценка человеком самого себя, своего знания, интересов, чувств, мотивов поведения; да
25. В чем наиболее полно выражен смысл сенсуализма? в абсолютизации роли чувственного познания, в стремлении вывести все содержание познания из деятельности органов чувств; да
32. Понятие «богочеловечества» в русской религиозной философии конца XIX – начала XX в. означает: признание божественной и человеческой природы Иисуса Христа, соединение в человеке божественной и материальной сущности; нет
33. Внутренняя организация и упорядоченность объекта является предметом исследования: структурализма; да
35. Термин «материя» в диалектико-материалистической философии означает: объективная реальность, отражаемая нашим сознанием; да
36. Какова структура сознания? интеллект, воля, мотивация, самосознание, чувства, эмоции, бессознательное; нет
37. Какой характер носят философские методы (диалектический и метафизический)? всеобщий; да
39. Какая роль отводилась философии в средние века?» обслуживать» теологию, участвуя в разработке и доказательстве религиозных догматов; да
4. У кого из русских мыслителей XIX в. идея соборности является центральной? у славянофилов; да
43. Сциентизм – это мировоззренческая позиция, в основе которой лежит убеждение в том, что: научное знание является наивысшей культурной ценностью и основным средством ориентации человека в мире; да
44. Что такое дуализм? взгляд, согласно которому признается параллельное существование двух равноправных, не сводимых друг к другу начал: духовного и материального; да
51. Какое учение было характерно для средневековой философии? теология; да
56. Что являеися первым этапом в последовательности формирования мировоззрения человека? мировосприятие; нет
57. Какой «объект» не является материальным? замысел картины. да
58. Кто из философов Нового времени является основоположником эмпиризма? Ф. Бэкон; да
60. Какая проблема интересовала первых греческих философов прежде всего? поиск материального первоначала мира; да
61. Какой исторической разновидности материализма был присущ механистический взгляд на мир? материализму Нового времени; да
75. Кто из философов Нового времени является основоположником дуалистической философии? Р. Декарт; да
76. Какое содержание вкладывает И. Кант в понятие «трансцендентный идеализм»?чение о наличии в сознании каждого субъекта доопытных всеобщих форм познания. да
79. Кто такие атомисты с точки зрения философии? ыслители, выдвинувшие идею о существовании неделимых частиц (атомов) как первоосновы всего существующего; да
81. Выделите закон диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные; да
82. Как называется наука о нравственных аспектах человеческого бытия? этика; да
84. В древнеиндийской философии понятие «атман» определялось как: состояние слияния сознания индивида с духовным абсолютом путем угасания всех желаний; нет
85. Кто из античных философов является основоположником объективного идеализма? Платон; да
9. Что такое сознание с позиции диалектического материализма? высшая форма отражения, присущая человеку. да
Коньков Алексей
Ученик
(225)
2 года назад
10. Что такое агностицизм? учение, отрицающее возможность истинного познания действительности; да
11. Выделите философское определение понятия «объективные условия».факторы, условия, обстоятельства, не зависящие от воли, сознания и субъективных желаний людей; да
14. Какие из отношений, перечисленные ниже, не относятся к производственным? семейные отношения; да
27. Какая социально-философская позиция выражена в знаменитом высказывании Мишеля Монтеня «Души императоров и сапожников скроены по одному и тому же образцу»?идея естественного равенства людей; да
28. Основоположником античного атомизма является: Демокрит; да
29. Обоснование доказательств бытия Бога в работе «Сумма теологий» принадлежит: Ф. Аквинскому; нет
32. Понятие «богочеловечества» в русской религиозной философии конца XIX – начала XX в. означает: признание божественной и человеческой природы Иисуса Христа, соединение в человеке божественной и материальной сущности; нет
34. Как переводится термин «философия»?любовь к мудрости. да
37. Какой характер носят философские методы (диалектический и метафизический)? всеобщий; да
47. Какой из нижеперечисленных методов не является универсальным научным методом? метод спектрального анализа; да
48. В чем суть диалектико-материалистического понимания общества? общественное бытие определяет общественное сознание; да
52. Кто являлся автором книги «Критика чистого разума»?И. Кант; да
55. Представители какого направления русской философии XIX в. утверждали необходимость использования гегелевской диалектики для познания и революционного преобразования мира (как «алгебры революции»)?славянофилы; нет
59. Как называется учение, согласно которому смысл жизни человека – наслаждение? гедонизм; да
61. Какой исторической разновидности материализма был присущ механистический взгляд на мир? материализму Нового времени; да
67. Какая характеристика не является свойством пространства как способа существования материальных объектов? обратимость. нет
72. Формой мировоззрения, включающей в себя прежде всего повседневный опыт людей, является: жизненно-практическая; да
78. Какие из этих вопросов философские? то есть истина? да
80. Выберите вариант определения, наиболее полно выражающий сущность языка: средство вербального общения между людьми; нет
81. Выделите закон диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные; да
83. Функция философии, связанная с разработкой возможных сценариев будущего, называется: рогностической; да
85. Кто из античных философов является основоположником объективного идеализма? Платон; да
88. Кто из перечисленных русских философов являлся «западником»?А. Герцен. да
90. Что понимали под материей философы античности? вещественную первооснову всех вещей, явлений, процессов (атомы, воду, огонь и т. д.); да
Илья Ударцев
Ученик
(166)
1 год назад
12. Кто из мыслителей XX в. развивал учение о «ноосфере»?Тейяр де Шарден, Леруа, В. И. Вернадский; да
13. Какой принцип соответствует пониманию смысла жизни в гедонизме? получение наслаждения; да
14. Какие из отношений, перечисленные ниже, не относятся к производственным? семейные отношения; да
15. Какой вывод соответствует истине? социальная революция – коренные преобразования в экономической, политической, социальной сферах общества; да
16. Принцип «жэнь» (человеколюбия) относится к философии: конфуцианства; да
20. Непознаваемая сущность вещей в философии И. Канта отражена в понятии:» вещь в себе»;да
21. Понятие «мировой воли» является центральным в философии: А. Шопенгауэра; да
28. Основоположником античного атомизма является: Демокрит; да
29. Обоснование доказательств бытия Бога в работе «Сумма теологий» принадлежит: П. Абеляру; нет
30. Какая характеристика не отражает сущность философского гуманизма эпохи Возрождения? традиционализм. да
35. Термин «материя» в диалектико-материалистической философии означает: объективная реальность, отражаемая нашим сознанием; да
38. По Пармениду, бытие – это: абстрактное понятие; нет
43. Сциентизм – это мировоззренческая позиция, в основе которой лежит убеждение в том, что: научное знание является наивысшей культурной ценностью и основным средством ориентации человека в мире; да
49. Какое из определений географического детерминизма более точно выражает его сущность? это учение, признающее географическую среду определяющим фактором развития общества; да
50. Какой мировоззренческий принцип лежит в основе античной философии? космологизм; да
52. Кто являлся автором книги «Критика чистого разума»?И. Кант; да
55. Представители какого направления русской философии XIX в. утверждали необходимость использования гегелевской диалектики для познания и революционного преобразования мира (как «алгебры революции»)?западники; да
6. Согласно З. Фрейду, определяющим началом в психике человека является: бессознательное; да
60. Какая проблема интересовала первых греческих философов прежде всего? поиск материального первоначала мира; да
65. Герменевтика – это: искусство и теория истолкования текста; да
67. Какая характеристика не является свойством пространства как способа существования материальных объектов? одномерность; да
68. Что такое отражение как понятие онтологии? универсальное свойство материальных тел изменяться в соответствии с характером взаимодействия и особенностями взаимодействующих объектов; да
69. Что такое скептицизм? чение, подвергающее сомнению возможность истинного познания действительности; да
71. Какая философская позиция в понимании человека выражена автором: «Человек – произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может – даже в мысли – выйти из природы» (П. Гольбах)? материалистическая; да
74. Выберите правильное определение средневековой схоластики: схоластика – это тип религиозной философии, основанный на формально-логическом доказательстве религиозной догматики; да
76. Какое содержание вкладывает И. Кант в понятие «трансцендентный идеализм»?чение о наличии в сознании каждого субъекта доопытных всеобщих форм познания. да
78. Какие из этих вопросов философские? то есть истина? да
8. Какие из перечисленных свойств характеризуют время как форму бытия? необратимость (асимметричность); да
84. В древнеиндийской философии понятие «атман» определялось как: субъективное духовное начало человека, его «Я».да
88. Кто из перечисленных русских философов являлся «западником»?А. Герцен. да
Артур Бикбаев
Ученик
(203)
7 месяцев назад
Результат теста
ВопросОтветВерно
10. Что такое агностицизм? учение, отрицающее возможность истинного познания действительности; да
16. Принцип «жэнь» (человеколюбия) относится к философии: конфуцианства; да
2. Какие черты свойственны средневековой философии? теоцентризм; нет
20. Непознаваемая сущность вещей в философии И. Канта отражена в понятии:» вещь в себе»;да
21. Понятие «мировой воли» является центральным в философии: А. Шопенгауэра; да
23. Что такое движение с позиции диалектического материализма? всякое изменение вообще. да
24. Что такое самосознание? осознание, оценка человеком самого себя, своего знания, интересов, чувств, мотивов поведения; да
25. В чем наиболее полно выражен смысл сенсуализма? в абсолютизации роли чувственного познания, в стремлении вывести все содержание познания из деятельности органов чувств; да
26. Выделите философское определение понятия «субъекта».выдающаяся личность; нет
32. Понятие «богочеловечества» в русской религиозной философии конца XIX – начала XX в. означает: объединение людей на основе любви к Богу и христианской любви к ближнему; да
34. Как переводится термин «философия»?любовь к мудрости. да
35. Термин «материя» в диалектико-материалистической философии означает: объективная реальность, отражаемая нашим сознанием; да
36. Какова структура сознания? интеллект, воля, мотивация, самосознание, чувства, эмоции; да
37. Какой характер носят философские методы (диалектический и метафизический)? всеобщий; да
38. По Пармениду, бытие – это: то же, что и мысль о бытии; да
40. Кто из натурфилософов эпохи Возрождения впервые высказал идею «мировой души», заменяющей Бога? Дж. Бруно; да
41. Понятие «абсолютной идеи» является основным в философской концепции: Г. Гегеля; да
42. Кто из перечисленных философов не принадлежит к немецкому классическому идеализму? Ф. Ницше; да
5. Основателями какой исторической формы материализма были К. Маркс и Ф. Энгельс? диалектического; да
57. Какой «объект» не является материальным? замысел картины. да
64. Основоположником учения о биосфере и ноосфере являя¬ется: В. Вернадский; да
7. Что является предметом философии? мир как целое, человек как часть мира, отношение человека к миру; да
70. Какая идея выражена в следующем высказывании Ш. Фурье: «Порочен не человек, а общество, в котором он живет»?идея о роли социальной среды в формировании человека; да
73. Какой тип мировоззрения представлен в ранней античной философии? антропоцентризм; нет
79. Кто такие атомисты с точки зрения философии? ыслители, выдвинувшие идею о существовании неделимых частиц (атомов) как первоосновы всего существующего; да
80. Выберите вариант определения, наиболее полно выражающий сущность языка: механизм нашего мышления; нет
82. Как называется наука о нравственных аспектах человеческого бытия? этика; да
84. В древнеиндийской философии понятие «атман» определялось как: субъективное духовное начало человека, его «Я».да
87. Какое из следующих суждений является истинным? французские просветители придерживались материалистического понимания природы, но идеалистического понимания общества; да
9. Что такое сознание с позиции диалектического материализма? высшая форма отражения, присущая человеку. да
Количество правильных ответов: 26
Количество не правильных ответов: 4
Количество пропущенных вопросов: 0
Количество вопросов: 30
% правильных ответов: 86.67