К какому свойству живых организмов относится способность поддерживать

ВИДЕОУРОК

Биологическая система

– целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах. К биологическим системам относятся сложные системы разного уровня организации: биологические макромолекулы, субклеточные органеллы, клетки, органы, организмы, популяции.

Признаки биологических систем

– критерии, отличающие биологические системы от объектов неживой природы:

1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода.

2. Обмен веществ. К обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция – см. дальше), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ.
Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма и как следствие – постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте – ДНК, которая находится в родительских клетках.

4. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.

5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.

6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира называют эволюцией. 
На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается ростом – увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток. 
Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.

7. Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить. 
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).

8. Дискретность (от лат. discretus – разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования. 
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.

9. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.

10. Ритмичность – свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д. 
Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.

Читайте также:  Какое главное свойство руды

11. Энергозависимость. Биологические системы являются «открытыми» для поступления энергии. Под «открытыми» понимают динамические, т.е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне. Живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают из окружающей среды энергия и вещества в виде пищи. В большинстве случаев организмы используют энергию Солнца: одни непосредственно – этофотоавтотрофы (зеленые растения и цианобактерии), другие опосредованно, в виде органических веществ потребляемой пищи, – это гетеротрофы (животные, грибы и бактерии).

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 1.

1! Из клеток состоят:

а) растения

б) грибы

в) люди

г) горные породы

2! Питание – это поступление в организм:

а) воды

б) любых веществ

в) веществ, необходимых для роста

г) веществ, необходимых для жизни

3. Ядовитые, ненужные и лишние вещества организмы удаляют с помощью:

а) дыхания

б) выделения

в) питания

г) движения

4! В течение всей жизни растут:

а) люди

б) животные

в) грибы

г) растения

5! Найдите верные утверждения:

а) бактерии состоят из одной клетки

б) животные растут всю жизнь

в) животные двигаются всю жизнь

г) растения выделяют кислород

6! О развитии можно говорить, если:

а) семя превратилось в растение

б) щенок вырос в собаку

в) листья повернулись к свету

г) маленькое дерево стало большим

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 2.

1! Внутри много маленьких клеток у:

а) кошки

б) рябины

в) змеи

г) телевизора

2! Благодаря пище живые организмы получают:

а) энергию для жизни

б) вещества для «строительства» тела

в) вещества для «ремонта» тела

г) только вещества, необходимые для роста

3!* Ответные действия называют:

а) дыханием  

б) реакцией

в) движением

г) раздражимостью

4! Найдите верные утверждения:

а) все живые организмы состоят из клеток

б) растения питаются готовыми органическими веществами

в) все живые организмы размножаются

г) основной источник кислорода на Земле – растения

5. Животные больше двигаются чем растения потому, что:

а) им нужно больше пищи

б) им нужно больше энергии

в) они должны свою пищу поймать или найти

г) они состоят из клеток и размножаются

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 3.

1! Из невидимых глазом клеток построены:

а) Луна

б) ваши родители

в) кочан капусты

г) деревянная скамейка

2!* Живые организмы получают энергию благодаря:

а) питанию  

б) движению

в) дыханию

г) выделению

3! Двигаться могут:

а) микробы  

б) растения

в) животные

г) только листья растений

4! Найдите ошибочные утверждения:

а) бактерии состоят из одной клетки

б) животные растут всю жизнь

в) животные двигаются все время

г) растения выделяют кислород

5! Выделение помогает организму избавиться от:

а) лишних питательных веществ

б) ядовитых веществ

в) непереваренных веществ

г) лишней энергии

6. Найдите верные утверждения:

а) если двигается, то живое

б) дышат только животные

в) к выделению отходов способны только животные

г) если размножается, то живое

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 4.

1! Из клеток состоят:

а) горные породы

б) растения

в) люди

г) грибы  

2! Питание – это поступление в организм:

а) веществ, необходимых для жизни

б) веществ, необходимых для роста

в) любых веществ

г) воды   

3. Ядовитые, ненужные и лишние вещества организмы удаляют с помощью:

а) выделения  

б) дыхания

в) питания

г) движения

4! В течение всей жизни растут:

а) грибы  

б) животные

в) люди

г) деревья

5! Найдите верные утверждения:

а) бактерии состоят из одной клетки

б) растения выделяют кислород

в) дышат только грибы

г) животные растут всю жизнь

6! О развитии можно говорить, если:

а) маленькое дерево стало большим

б) семя превратилось в растение

в) листья повернулись к свету

г) щенок вырос в собаку

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 5.

1! Внутри много маленьких клеток у:

а) окуня  

б) рябины

в) телевизора

г) змеи

2! Благодаря пище живые организмы получают:

а) только вещества, необходимые для роста

б) энергию для жизни

в) вещества для «ремонта» тела

г) вещества для «строительства» тела

3!* Ответные действия называют:

а) реакцией  

б) движением

в) раздражимостью

г) дыханием

4! Найдите верные утверждения:

а) растения питаются готовыми органическими веществами

б) все живые организмы размножаются

в) все живые организмы состоят из клеток

г) основной источник кислорода на Земле – растения

5. Животные больше двигаются чем растения потому, что:

а) им нужно больше пищи

б) они должны свою пищу поймать или найти

в) они состоят из клеток и размножаются

Читайте также:  Какими свойствами обладают буферные растворы внутри клетки и во внеклеточной жидкости

г) им нужно больше энергии

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 6.

1! Из невидимых глазом клеток построены:

а) ваши родители  

б) Луна

в) клубень картофеля

г) волк

2!* Живые организмы получают энергию благодаря:

а) питанию

б) дыханию

в) движению

г) выделению

3! Двигаться могут:

а) растения

б) только листья растений

в) насекомые

г) бактерии

4! Найдите ошибочные утверждения:

а) животные растут всю жизнь

б) бактерии состоят из одной клетки

в) растения выделяют кислород

г) вирусы имеют клеточное строение

5! Выделение помогает организму избавиться от:

а) непереваренных веществ

б) лишней энергии

в) лишних питательных веществ

г) ядовитых веществ

6. Найдите верные утверждения:

а) клетки растений имеют ядро

б) дышат только животные

в) к выделению отходов способны только животные

г) грибы способны активно передвигаться

Ответы:

вариант

1

2

3

4

5

6

в-1

а, б, в

в, г

б

в, г

а, г

а, б

в-2

а, б, в

а, б, в

б, г

а, в, г

в

в-3

б, в, г

а, в

а, б, в

б, в

б, в

г

в-4

б, в, г

а, б

а

а, г

а, б

б, г

в-5

а, б, г

б, в, г

а, в

б, в, г

б

в-6

а, в, г

а, б

а, в, г

а, г

а, г

а

Источник

ГАОУ СПО СО «Уральский колледж технологий и
предпринимательства»

СОГЛАСОВАНО

Председатель

методической комиссии 

общеобразовательных дисциплин

__________М. Н. Юдина

«___» _________» 2014 г.

Рубежная аттестация

ВАРИАНТ 
№ 1

Дисциплина:       Биология

для специальностей/профессий СПО

Курс:    1

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_________ Л.Л. Поздина

 «___» _________» 2014 г.

ВЫБЕРИТЕ
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. Способность живых организмов приобретать новые
признаки и свойства называется…

1) наследственность

2) изменчивость

3) онтогенез

4) филогенез

2. К какому признаку (свойству) живых организмов
относится их способность поддерживать постоянство своего химического состава и
интенсивность обменных процессов?

1) постоянный химический состав

2) обмен веществ и энергозависимость

3) саморегуляция

4) самовоспроизведение

3. Отличием живого от неживого является…

1) рост объекта

2) взаимодействие с окружающей средой

3) обмен веществ и энергозависимость

4) наличие углерода

4. Наука о тканях живых организмов называется…

1) цитология

2) гистология

3) эмбриология

4) материаловедение

5. На каком уровне организации живой материи
происходят процессы биосинтеза белка?

1) молекулярном

2) клеточном

3) организменном

4) биогеоценотическом

6. На каком уровне организации живой материи
происходит взаимодействие различных видов живых организмов?

1) организменном

2) популяционно-видовом

3) биогеоценотическом

4) биосферном

7. Как называется способность организмов
реагировать на определенные воздействия окружающей среды той или иной активной
реакцией, позволяющей им выживать?

1) гомеостаз

2) раздражимость

3) обмен веществ

4) питание

8. Какие организмы относятся к эукариотам?

1) вирусы

2) бактерии

3) грибы

4) синезеленые водоросли

9.
Кто открыл одноклеточные организмы?

1) Роберт Гук

2) Антонии ван Левенгук

3) Матиас Шлейден и Томас Шванн

4) Рудольф Вихров

10.
Клетки, каких организмов НЕ имеют клеточной стенки?

1) бактерий

2) грибов

3) растений

4) животных

11.
Какой из организмов относится к многоклеточным?

1) ламинария

2) инфузория-туфелька

3) молочнокислые бактерии

4) дрожжи

12.
В чем состоит отличие клеток животных от клеток бактерий?

1) в способности к делению

2) в наличии ядра

3) в способности расти

4) в способности накапливать запасные питательные
вещества

13. Какое запасное вещество характерно для клеток
животных?

1) крахмал

2) муреин

3) гликоген

4) пектин

14. Что является элементарной структурной и
функциональной единицей живой системы?

1) ДНК

2) организм

3) клетка

4) ядро

15. Какой из перечисленных организмов является
многоклеточным?

1) эвглена зеленая

2) кишечная палочка

3) амеба обыкновенная

4) гидра обыкновенная

16. В чем состоит сходство клеток грибов и клеток
бактерий?

1) в наличии пластид

2) в наличии ядра

3) в способе питания

4) в отсутствии рибосом

17. Какое из перечисленных положений является
основным положением клеточной теории?

1) клетка не является самостоятельной биосистемой

2) клетка – универсальная структурная единица
живого

3) клетки разных организмов существенно
отличаются по химическому составу

4) единицей развития и размножения живых
организмов является ген

18. Клеточной стенке, каких организмов прочность
придает хитин?

1) бактерий

2) грибов

3) растений

4) животных

19. Где осуществляется синтез белков в клетке?

1) в митохондриях

2) в пластидах

3) на гладкой плазматической мембране

4) на рибосомах

20. Содержание, какого химического элемента в
клетке больше, чем остальных, в % от сухой массы?

1) азота

2) углерода

3) водорода

4) кислорода

21. Какие органические соединения выполняют
функцию биокатализаторов?

1) нуклеиновые кислоты

2) белки

3) липиды

4) углеводы

22. Какое из перечисленных органических
соединений является биополимером?

1) крахмал

2) нуклеотид

3) глицерин

4) глюкоза

23. Сколько в среднем содержится воды (в %) в
клетках многоклеточных организмов?

Читайте также:  Какими общими свойствами обладают неметаллы

1) 10%

2) 80%

3) 95%

4) 50%

24. Какую функцию выполняет аппарат Гольджи?

1) формирование лизосом

2) синтез белков

3) синтез АТФ

4) расщепление веществ с помощью ферментов

25. Какой хромосомный набор содержат половые
клетки?

1) гаплоидный

2) диплоидный

3) триплоидный

4) не содержат хромосом

26. В результате, какого типа деления из одной
диплоидной клетки образуются четыре гаплоидные клетки?

1) митоз

2) мейоз

3) амитоз

4) эндомитоз

27. Какое количество хромосом содержится в
лейкоцитах человека?

1) 23

2) 46

3) 46 пар

4) 44

28. В какой фазе жизненного цикла клетки
происходит удвоение ДНК?

1) профаза

2) интерфаза

3) метафаза

4) анафаза

29.
В какой фазе мейоза происходит расхождение хроматид к противоположным полюсам
клетки?

1) анафаза 2

2) анафаза 1

3) профаза 1

4) метафаза 1

30.
Какие клетки и в каком количестве образуются в результате митоза?

1) две дочерние клетки с диплоидным набором
хромосом

2) две дочерние клетки с гаплоидным набором
хромосом

3) четыре дочерние клетки с диплоидным набором хромосом

4) четыре дочерние клетки с гаплоидным набором
хромосом

31.
Как называется процесс тесного и точного сближения гомологичных хромосом в
процессе мейоза?

1) кроссинговер

2) редупликация

3) овогенез

4) конъюгация

32.
Почкование у гидры относится:

1) к половому размножению

2) оогенезу

3) половому процессу

4) вегетативному размножению

33.
Партеногенез — это

1) размножение путем развития взрослой особи из
неоплодотворенного яйца;

2) размножение гермафродитов, имеющих
одновременно и семенники, и яичники;

3) размножение путем почкования;

4) искусственное оплодотворение яйцеклетки («в
пробирке»).

34.
Стадия эмбрионального развития, на которой зародыш представляет собой
двухслойную структуру, называется:

1) бластулой

2) нейрулой

3) морулой

4) гаструлой

35.Процесс
индивидуального развития организма называется:

1) филогенезом;

2) клеточным циклом;

3) онтогенезом;

4) эмбриогенезом.

36.
У кошки родятся котята, похожие на родителей, поэтому такой тип индивидуального
развития называется:

1) зародышевым;

2) послезародышевым;

3) прямым;

4) непрямым.

37.
Антикодону ААУ на тРНК соответствует следующий триплет на ДНК:

1) ТТА;

2) ААТ;

3) ААА;

4) ТТТ.

38.
Какую функцию выполняют белки, вырабатываемые в организме при проникновении в
него бактерий или вирусов?

1) регуляторную;

2) сигнальную;

3) защитную;

4) ферментативную.

39.
Размножение человека, животных, растений, при котором происходит слияние двух
специализированных клеток, называется:

1) почкованием;

2) партеногенезом;

3) бесполым;

4) половым.

40.
Основные стадии эмбрионального периода имеют такую последовательность:

1) бластула, зигота, гаструла, нейрула,
гистогенез, органогенез;

2) зигота, бластула, гаструла, нейрула,
гистогенез, органогенез;

3) гаструла, гистогенез, органогенез, бластула,
нейрула, зигота;

4) зигота, бластула, гистогенез, органогенез,
гаструла, нейрула.

41.
Благодаря свойству молекул ДНК воспроизводить себе подобных:

1) формируется приспособленность организма к
среде обитания;

2) у особей вида возникают модификации;

3) появляются новые комбинации генов;

4) наследственная информация передается от
материнской клетки к дочерним.

42.
Наследственная информация о признаках организма сосредоточена в молекулах:

1) тРНК;

2) ДНК;

3) белков;

4) полисахаридов.

43.
Стадия однослойного зародыша называется:

1) гаструла;

2) бластула;

3) морула;

4) нейрула.

44.
Бластула образуется в результате:

1) оплодотворения;

2) мейоза;

3) дробления зиготы;

4) миграции клеток.

45.
Половые клетки, малоподвижные и богатые питательными веществами, называются:

1) спорами;

2) яйцеклетками;

3) сперматозоидами;

4) спермиями.

46.
В организмах потомков объединяются признаки родителей, если происходит:

1) гаструляция в зародыше;

2) оплодотворение;

3) дробление зародыша;

4) размножение партеногенезом.

47.
Основные закономерности наследственности и изменчивости были впервые
установлены:

1) Т.Х.Морганом;

2) Г.Менделем;

3) К.Корренсом;

4) Э.Чермаком.

48.
Совокупность всех наследственных задатков клетки или организма – это:

1) генотип;

2) фенотип;

3) генофонд;

4) феном.

49.
Изменчивость – это свойство живых организмов, заключающееся:

1) в передаче наследственной информации от
родителей потомкам;

2) изменении строении в результате заболевания;

3) приобретения в течение жизни новых признаков и
свойств;

4) поступлении в организм веществ и энергии из
окружающей среды.

50.
При получении полиплоидов основным является следующий метод:

1) биохимический;

2) близнецовый;

3) гибридологический;

4) искусственного мутагенеза.

51.
Наиболее точно определить возможное генетическое отклонение у плода человека
помогает:

1) близнецовый метод;

2) генеалогический метод;

3) цитогенетический метод;

4) биохимический метод.

52.
Раздел биологической науки, изучающий закономерности наследственности и
изменчивости, называется:

1) цитология;

2) экология;

3) эмбриология;

4) генетика.

53.
Закон независимого наследования признаков был впервые сформулирован:

1) Т.Х.Морганом;

2) Г.Менделем;

3) К.Корренсом;

4) Э.Чермаком.

54.
Фенотип – это совокупность:

1) генов организма;

2) генов данной популяции или вида;

3) внешних и внутренних признаков организма;

4) внешних и внутренних признаков популяции или
вида.

55.
Ген, реализующийся в фенотипе первого гибридного поколения, называется:

1) сцепленным;

2) рецессивным;

3) мутантным;

4) доминантным.

56.
Метод биологического исследования, основанный на сопоставлении полученных
научных фактов, называется:

1) описательным;

2) сравнительным;

3) историческим;

4) опытным.

Источник