Что такое ромб квадрат какие их свойства

Что такое ромб квадрат какие их свойства thumbnail

У этого термина существуют и другие значения, см. Ромб (значения).

Ромб (др.-греч. ῥόμβος, лат. rombus, в буквальном переводе: «бубен») — это параллелограмм, у которого все стороны равны[1].

Этимология[править | править код]

Термин «ромб» происходит от др.-греч. ῥόμβος — «бубен». Если сейчас бубны в основном делают круглой формы, то раньше их делали как раз в форме квадрата или ромба. Поэтому название карточной масти бубны, знаки которой имеют ромбическую форму, происходит ещё с тех времён, когда бубны не были круглыми.

Слово «ромб» впервые употребляется у Герона и Паппа Александрийского.

Свойства[править | править код]

  1. Ромб является параллелограммом, поэтому его противолежащие стороны равны и попарно параллельны: АВ || CD, AD || ВС. Противоположные углы ромба равны, а соседние углы дополняют друг друга до 180°.
  2. Диагонали ромба пересекаются под прямым углом (ACBD) и в точке пересечения делятся пополам. Тем самым диагонали делят ромб на четыре прямоугольных треугольника.
  3. Диагонали ромба являются биссектрисами его углов (∠DCA = ∠BCA, ∠ABD = ∠CBD и т. д.).
  4. Сумма квадратов диагоналей равна квадрату стороны, умноженному на 4 (следствие из тождества параллелограмма).
  5. Середины четырех сторон ромба являются вершинами прямоугольника.
  6. Диагонали ромба являются перпендикулярными осями его симметрии.
  7. В любой ромб можно вписать окружность, центр которой лежит на пересечении его диагоналей.

Признаки[править | править код]

Параллелограмм является ромбом тогда и только тогда, когда выполняется хотя бы одно из следующих условий[2]:

  1. Две его смежные стороны равны (отсюда следует, что все стороны равны, ).
  2. Его диагонали пересекаются под прямым углом (ACBD).
  3. Одна из диагоналей делит содержащие её углы пополам.

Предположим, что заранее не известно, что четырёхугольник является параллелограммом, но дано, что все его стороны равны. Тогда этот четырёхугольник есть ромб[1].

Квадрат, как частный случай ромба[править | править код]

Из определения квадрата, как четырёхугольника, у которого все стороны и углы равны, следует, что квадрат — частный случай ромба. Иногда квадрат определяют, как ромб, у которого все углы равны.

Однако иногда под ромбом может пониматься только четырёхугольник с непрямыми углами, то есть с парой острых и парой тупых углов[3][4].

Уравнение ромба[править | править код]

Уравнение ромба с центром в точке и диагоналями, параллельными осям координат, может быть записано в виде:

где — половины длин диагоналей ромба по осям соответственно.

Длина стороны ромба равна Площадь ромба равна Левый угол ромба рассчитывается по формуле:

Второй угол дополняет его до 180°.

В случае a = b уравнение отображает повёрнутый на 45° квадрат:

где сторона квадрата равна а его диагональ равна Соответственно площадь квадрата равна

Из уравнения видно, что ромб можно рассматривать как суперэллипс степени 1.

Площадь ромба[править | править код]

  • Площадь ромба равна половине произведения его диагоналей.
  • Поскольку ромб является параллелограммом, его площадь также равна произведению его стороны на высоту.
  • Кроме того, площадь ромба может быть вычислена по формуле:

,

где  — угол между двумя смежными сторонами ромба.

  • Также площадь ромба можно рассчитать по формуле, где присутствует радиус вписанной окружности и угол :

Радиус вписанной окружности[править | править код]

Радиус вписанной окружности r может быть выражен через диагонали p и q в виде:[5]

В геральдике[править | править код]

Ромб является простой геральдической фигурой.

  • Червлёный ромб в серебряном поле

  • В червлёном поле 3 сквозных ромба: 2 и 1

  • Просверленный червлёный ромб в серебряном поле

  • В лазури левая перевязь, составленная из пяти вертикальных золотых ромбов

Симметрия[править | править код]

Ромб симметричен относительно любой из своих диагоналей, поэтому часто используется в орнаментах и паркетах.

  • Ромбический орнамент

  • Ромбические звёзды

  • Более сложный орнамент

См. другие примеры на Викискладе.

См. также[править | править код]

  • Дельтоид
  • Звезда (геометрия)
  • Ромбододекаэдр

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Выгодский М. Я. Справочник по элементарной математике. — М.: Наука, 1978.
  • Зайцев В. В., Рыжков В. В., Сканави М. И. Элементарная математика. Повторительный курс. — Издание третье, стереотипное. — М.: Наука, 1976. — 591 с.

Источник

Автор:

02 апреля 2019 08:28

Мы все учили в школе геометрию, но с годами многое подзабыли. Чтобы не попасть впросак, когда ваш ребенок спросит, чем ромб отличается от квадрата, почитайте эту статью и вспомните, казалось бы, давно забытое.

Источник:

Ссылки по теме:

Что такое ромб квадрат какие их свойства

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Источник

Конспект урока. 8 класс (учебник Л.С.Атанасян)

Тема урока: Ромб, квадрат и их свойства

Тип урока:

1) по основной дидактической цели: урок открытия нового знания.

2) по основному способу проведения: сочетание различных форм занятий.

3)по форме проведения: комбинированный урок.

Цели урока: Создание условий для усвоения учащимися понятий ромба, квадрата, их свойств.

Задачи урока:

1) образовательные:

Формировать:

-понятия ромба и квадрата как частных видов параллелограмма;

-умение формулировать свойства ромба, квадрата;

-умение построения ромба и квадрата;

-умения применять свойства ромба и квадрата при решении задач.

2) Развивающие:

-Развивать мышление, память, математический язык, осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

-Развивать умения систематизировать полученные знания.

-Развивать умение высказывать свое мнение, делать выводы;

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: доска, мультимедиа, карточки с заданиями, раздаточный материал с заданиями.

План урока:

I . Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

III. Формирование новых знаний

IV. Применение знаний, формирование умений и навыков.

V. Теоретическая самостоятельная работа.

VI. Постановка домашнего задания

VII. Подведение итогов урока

VIII. Рефлексия

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

II. Актуализация опорных знаний.

Мы с вами изучили свойства и признаки некоторых четырехугольников. Перед вами лист с четырехугольниками. Какие четырехугольники из изображенных на листе вы знаете? Для каких четырехугольников знаете точные определения и свойства? А какие известны по форме, но определения и свойств этих свойств не знаете? Да это квадрат и ромб, с понятием квадрата вы встречались ещё в начальной школе, да и ромб фигура- знакома.

Чтобы узнать их определения и свойства нам не обойтись без знаний полученных ранее. Мы их проверим, выполнив следующую работу. Возьмите лист № 1. На листе вопросы. Если вы согласны с предложением ставьте «да», если не согласны ставьте «нет». Ответы появятся на доске через 3 мин. Если появляются вопросы у учащихся, то на них отвечают или учащиеся или учитель. Приводятся примеры.

п/п

Вопрос

Данет

    Является ли прямоугольником параллелограмм, у которого есть прямой угол?

      Верно ли, что каждый прямоугольник является параллелограммом?

        Верно ли, что каждый параллелограмм является прямоугольником?

          Диагонали параллелограмма равны 4 и 5 дм. Является ли этот параллелограмм прямоугольником?

            Диагонали четырехугольника равны. Обязательно ли этот четырехугольник прямоугольник?

            6.

            Верно ли, что в каждом четырехугольнике сумма углов составляет 3600.

            7.

            Верно ли, что в каждом четырехугольнике сумма соседних углов равна 1800

            8.

            Верно ли, что в каждом четырехугольнике противоположные углы равны.

            III. Формирование новых знаний.

            Сегодня Вам предстоит самостоятельно изучить новый материал. Сейчас откроете учебник на стр.109. Читая текст, вы делает пометки на полях: слайд 4

            V – уже знал;

            + – новое;

            – – думал иначе;

            ? – не понял, есть вопросы.

            Затем вам предстоит заполнить таблицу, это лист №2. Записи делайте краткие, ключевые слова, фразы.

            Лист №2

            Определения

            Свойства, особые свойства.

            ромб

            1.

            2.

            3.

            4.

            5.

            6.

            квадрат

            1.

            2.

            3.

            4.

            5.

            6.

            Кстати: Ромб (от греч.) бубен. Если сейчас бубны делают круглой формы, то раньше их делали как раз в форме ромба. От тех времен дошли ромбики на картах.

            После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Даются определения, перечисляются свойства фигур (ромба, квадрата), находят общие свойства. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. ( Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.)

            Читайте также:  Какими свойствами обладают отруби

            Конечно, при решении задач на уроках так и в жизни используются свойства фигур.

            Например: Ромб, в котором проведены диагонали, считается одной из самых крепких и выносливых конструкций. Такую конструкцию очень широко используют для постройки мостов, зданий, и даже, для рамы мотоцикла.

            Вы выяснили, каким особым свойством обладают диагонали ромба, кроме того, что они точкой пересечения делятся пополам. Нам необходимо доказать это свойство. Работа в парах. Задача пар: прочитать доказательство, определить основную идею. Желающие доказывают у доски, остальные учащиеся следят за доказательством, задают вопросы.

            IV. Применение знаний, формирование умений и навыков.

            Теперь зная свойства ромба, решите задачу. Два ученика решают у доски.

            Задача1 .

            Найдите периметр ромба  ABCD, если ∟ В =120  ◦, а диагональ BD = 20 см. (Ответ: 20 см) рис.на доске. Наводящие вопросы:

            — Что называют периметром?

            — Как найти периметр ромба?

            — Каким свойством обладают диагонали ромба?

            — Свойства равностороннего треугольника?

            Задача 2. Найдите углы ромба, если его диагонали составляют с его стороной углы, один из которых на 300 меньше другого. Чертёж сделать самостоятельно. (Ответ: 300 и 600).

            После решения идет обсуждение решённых задач.

            V. Теоретическая самостоятельная работа.

             — Заполните таблицу, отметив знаки + (да) и – (нет).

            Лист № 3.

            параллелограмм

            прямоугольник

            ромб

            ввадрат

            1.

            Все стороны равны

            2.

            Все углы равны

            3.

            Противоположные стороны параллельны и равны

            4.

            Противоположные углы равны

            5.

            Сумма соседних углов равна 1800

            6.

            Все углы прямые

            7.

            Диагонали равны

            8.

            Диагонали пересекаются и точкой пресечения делятся пополам.

            9.

            Диагонали являются биссектрисами углов

            10.

            Диагонали взаимно перпендикулярны

            параллелограмм

            прямоугольник

            ромб

            квадрат

            1.

            Все стороны равны

            _

            _

            +

            +

            2.

            Все углы равны

            _

            +

            +

            3.

            Противоположные стороны параллельны и равны

            +

            +

            +

            +

            4.

            Противоположные углы равны

            +

            +

            +

            +

            5.

            Сумма соседних углов равна 1800

            +

            +

            +

            +

            6.

            Все углы прямые

            _

            +

            _

            +

            7.

            Диагонали равны

            _

            +

            _

            +

            8.

            Диагонали пересекаются и точкой пресечения делятся пополам.

            +

            +

            +

            +

            9.

            Диагонали являются биссектрисами углов

            _

            _

            +

            +

            10.

            Диагонали взаимно перпендикулярны

            _

            _

            +

            +

            Самостоятельную проверить и поставьте себе оценку.

            Критерии выставления оценки:

            Оценка «5» — все ответы верные.

            Оценка «4» — допущены 1, 2 ошибки.

            Оценка «3» — допущены 3-5 ошибки.

            Оценка «2» — допущены более 5 ошибок.

            VI. Домашнее задание: 1. п.п.47. Выучить определения и свойства ромба и квадрата. Уметь доказывать теорему, выражающую особое свойство ромба. №№ 406,407.

            VII. Подведение итогов урока

            Выставить оценки за работу на уроке наиболее активным учащимся и кто выполнил

            работу по уровням.

            VIII. Рефлексия.

            Важна ли сегодняшняя тема урока. Если да, то обоснуйте.

            Какие новые понятия изучили?

            Что узнали нового и чему научились на уроке?

            Чтобы хотели узнать ещё по данной теме?

            Источник

            3. Геометрия на плоскости (планиметрия). Часть I

            1. Вспоминай формулы по каждой теме

            2. Решай новые задачи каждый день

            3. Вдумчиво разбирай решения

            Сумма внутренних углов любого четырехугольника равна (360^circ).

            Что такое ромб квадрат какие их свойства

            Свойства ромба:

            (blacktriangleright) Те же, что и у параллелограмма:

            (sim) Противоположные стороны попарно равны;

            (sim) Диагонали точкой пересечения делятся пополам;

            (sim) Противоположные углы попарно равны, а сумма соседних равна (180^circ);

            (blacktriangleright) Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами углов ромба.

            Что такое ромб квадрат какие их свойства

            Признаки ромба.
            Если для выпуклого четырехугольника выполнено одно из следующих условий, то это – ромб:

            (blacktriangleright) все стороны равны;

            (blacktriangleright) диагонали взаимно перпендикулярны и он является параллелограммом;

            (blacktriangleright) диагонали являются биссектрисами углов и он является параллелограммом.

            Площадь ромба

            1. Т.к. ромб является параллелограммом, то для него верна та же формула площади. Таким образом, площадь ромба равна произведению высоты на основание, к которому эта высота проведена.

            Что такое ромб квадрат какие их свойства

            2. Площадь ромба равна половине произведения его диагоналей.

            Что такое ромб квадрат какие их свойства

            Задание
            1

            #2716

            Уровень задания: Легче ЕГЭ

            В ромбе (ABCD): (angle ACD = 26^{circ}). Найдите (angle ABD). Ответ дайте в градусах.

            Что такое ромб квадрат какие их свойства

            В ромбе диагонали перпендикулярны, тогда (angle CDB = 90^{circ} — angle ACD = 64^{circ}).

            (BC = CD), тогда (angle CBD = angle CDB = 64^{circ}).

            Так как диагонали ромба делят его углы пополам, то (angle ABD = angle CBD = 64^{circ}).

            Ответ: 64

            Задание
            2

            #2717

            Уровень задания: Равен ЕГЭ

            Найдите большую диагональ ромба (ABCD), если (AB = 2sqrt{3}), а острый угол равен половине тупого.

            Что такое ромб квадрат какие их свойства

            Так как сумма односторонних углов при параллельных прямых и секущей равна (180^{circ}), то сумма острого и тупого углов ромба равна (180^{circ}).

            Так как в данном ромбе острый угол равен половине тупого, то острый угол ромба (ABCD) равен (60^{circ}).

            Треугольник (ABD) – равнобедренный, один из углов которого равен (60^{circ}), тогда треугольник (ABD) – равносторонний и (BD = 2sqrt{3}).

            Читайте также:  Какими свойствами обладают жидкости и газы

            Пусть (O) – точка пересечения диагоналей ромба, тогда (OD = 0,5 BD = sqrt{3}), следовательно, по теореме Пифагора находим: (AO^2 + OD^2 = AD^2), тогда (AO^2 + 3 = 12), откуда находим (AO = 3). В ромбе, как и в любом другом параллелограмме, диагонали точкой пересечения делятся пополам, значит, (AC = 6).

            Ответ: 6

            Задание
            3

            #2715

            Уровень задания: Равен ЕГЭ

            Острый угол ромба (ABCD) равен (60^{circ}), одна из его сторон равна 10. Найдите меньшую из диагоналей этого ромба.

            Что такое ромб квадрат какие их свойства

            Пусть (angle A = 60^{circ}). В ромбе все стороны равны, тогда треугольник (ABD) – равнобедренный, у которого один из углов равен (60^{circ}), следовательно, треугольник (ABD) – равносторонний и (BD = 10).

            Треугольник (ABC) – тупоугольный. В треугольнике против большего угла лежит большая сторона, тогда (AC > AB = BD), значит, (BD) – меньшая из диагоналей.

            Ответ: 10

            Задание
            4

            #1794

            Уровень задания: Равен ЕГЭ

            Расстояние от точки пересечения диагоналей ромба до одной из его сторон равно (3), а острый угол ромба равен (60^circ). Найдите большую диагональ ромба.

            Что такое ромб квадрат какие их свойства

            Пусть в ромбе (ABCD): (O) – точка пересечения диагоналей, (OH) – расстояние до стороны (AB), (angle DAB = 60^circ), тогда (angle
            OAB = 30^circ). Получаем, что (OH) – катет лежащий напротив угла в (30^circ), значит (AO = 2cdot OH = 6). Т.к. (AC) и есть большая диагональ, то (AC = 2cdot AO = 12).

            Ответ: 12

            Задание
            5

            #1757

            Уровень задания: Равен ЕГЭ

            Сторона ромба равна (4). Расстояние от точки пересечения его диагоналей до одной из сторон равно (1). Найдите площадь ромба.

            Что такое ромб квадрат какие их свойства

            Пусть в ромбе (ABCD): (O) – точка пересечения диагоналей, (OH) – расстояние до стороны (AB), тогда (S_{triangle ABO} = frac{1}{2}cdot 1 cdot 4 = 2). Диагонали ромба делят его на (4) равных прямоугольных треугольника (Rightarrow) (S_{ABCD} = 4cdot 2 = 8).

            Ответ: 8

            Задание
            6

            #2718

            Уровень задания: Равен ЕГЭ

            Периметр ромба равен (40), а диагонали относятся, как (3:4). Найдите площадь ромба.

            Половины диагоналей находятся в таком же отношении, как и диагонали, то есть в отношении (3:4). Зная периметр, найдем сторону ромба: (40
            : 4 = 10). Сторона и половинки диагоналей образуют прямоугольный треугольник (AOB).

            Что такое ромб квадрат какие их свойства

            Пусть (AO=4x), (BO=3x).
            Тогда по теореме Пифагора: ((3x)^2 + (4x)^2 = 10^2) (Rightarrow) (25x^2 = 100) (Rightarrow) (x^2 = 4) (Rightarrow) (x = 2). Диагонали равны (BD=2BO=12) и (AC=2AO=16) (Rightarrow) (S_{ABCD} =
            frac{1}{2}cdot12cdot16 = 96).

            Ответ: 96

            Задание
            7

            #2719

            Уровень задания: Равен ЕГЭ

            Что такое ромб квадрат какие их свойства

            Во сколько раз отличаются площади ромбов, имеющие по равному углу, у которых стороны относятся как (3:1)?

            Пусть (angle B) и (angle B_1) – равные углы ромбов. Так как стороны ромбов относятся как (3:1), то можно обозначить их за (3x) и (x) соответственно.

            Что такое ромб квадрат какие их свойства

            Тогда и (angle D=angle D_1) (так как у ромба противоположные углы равны). Следовательно, (triangle ABCsim triangle A_1B_1C_1) и (triangle ADCsimtriangle A_1D_1C_1) по двум пропорциональным сторонам и углу между ними, причем коэффициент подобия этих треугольников равен (3). Следовательно, их площади относятся как (9:1). А так как (S_{ABC}+S_{ADC}=S_{ABCD}) и (S_{A_1B_1C_1}+S_{A_1D_1C_1}=S_{A_1B_1C_1D_1}), то (S_1:S_2=9:1).

            Ответ: 9

            Геометрические задачи на тему «Свойства ромба» в обязательном порядке включаются в ЕГЭ по математике. Причем, в зависимости от условия задания, учащийся может давать как краткий, так и развернутый ответ. Именно поэтому на этапе подготовки к сдаче ЕГЭ школьникам непременно стоит понять принцип решения задач на применение свойств и признаков ромба.

            Еще раз повторить данную тему и восполнить пробелы в знаниях вам поможет образовательный проект «Школково». С помощью нашего сайта можно легко и эффективно подготовиться к ЕГЭ по математике.

            Чтобы успешно справляться с геометрическими заданиями, учащимся старших классов стоит повторить базовые понятия и определения: свойства углов ромба и других четырехугольников, признаки этой фигуры, а также формулу для нахождения ее площади. Данный материал представлен в разделе «Теоретическая справка» на сайте «Школково». Информация, которую подготовили наши специалисты, изложена в максимально доступной форме.

            Повторив основные свойства диагоналей ромба, а также его углов и биссектрис, учащиеся могут попрактиковаться в выполнении упражнений. Большая подборка заданий по данной теме, а также по решению нестандартных задач по математике представлена в разделе «Каталог». Найти правильный ответ выпускники смогут, предварительно освежив в памяти свойства биссектрис ромба, в также углов и диагоналей этой фигуры. Подробный алгоритм решения каждой задачи прописан нашими специалистами.

            Выполнять простые и более сложные задания по теме «Ромб и его свойства», а также на нахождение площади квадрата на этапе подготовки к ЕГЭ по математике школьники из Москвы и других городов могут в режиме онлайн. При необходимости любое упражнение можно сохранить в разделе «Избранное». Это позволит в дальнейшем быстро найти это задание и, к примеру, обсудить алгоритм его решения со школьным преподавателем.

            Источник