Что такое модель и какими свойствами она обладает

Что такое модель и какими свойствами она обладает thumbnail

Человек в своей деятельности (научной, художественной, образовательной) постоянно создает и использует модели окружающего мира. В повседневной жизни с представленными в виде моделей или схем примерами мы сталкиваемся постоянно: это может быть схема метрополитена, манекен в витрине магазина, глобус в кабинете географии, портреты в музеях, и т. д. Все художественное творчество можно считать процессом создания моделей. Более того, практически любое литературное произведение можно рассматривать как модель реальной человеческой жизни. В ходе этого урока можно будет более подробно ознакомиться с историей происхождения этого термина и узнать, каким образом и в каких целях человечество использует моделирование.

Введение

Каждый из нас знаком со словом «модель». Это слово присутствует во многих языках: в английском model, в итальянском modello. Происходит это слово от итальянского modellus (мера, образец).

Модель

Модель – это представление объектов реального или вымышленного мира и их свойств. Безусловно, она не обладает всеми свойствами того объекта, прототипом которого является.

Модели играют очень важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, зданий, машин и механизмов. Без предварительного создания чертежа невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме. К примеру, модель автомобиля, корабля (см. рис. 1) и т. д. гораздо меньше по размеру и может различаться детализацией. Модель позволяет научиться правильно управлять объектом, ведь можно тестировать всевозможные варианты управления и действия этого объекта на его модели.

Рис. 1. Миниатюрные модели пожарной машины и парусного судна

Моделирование

Моделирование – процесс построения моделей. Модель в данном случае является как объектом изучения, так и средством изучения. Модель создается для того, чтобы:

  • представить объект, воспроизвести его внешний вид и характерные особенности;
  • понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром;
  • научиться управлять объектом;
  • прогнозировать последствия воздействия на объект и т. д.

Исходя из этих целей, моделью является упрощенное представление объекта, т. е. его макет. Макеты используются в самых различных областях. К примеру, в архитектуре макет – это объемно-пространственное представление проектируемого или уже существующего здания. Театральный макет – это также объемно-пространственное декоративное решение сцены для какого-либо спектакля. Один из видов макета – муляж.

Модели в виде муляжей часто используются в целях обучения (в каждом кабинете биологии присутствует модель опорно-двигательной системы человека, животного; в кабинете географии, как правило, присутствует макет нашей планеты – глобус, в кабинете математики – объемные изображения геометрических фигур и т. д.).

Всевозможные модели, муляжи часто используют и при создании художественных фильмов, особенно в комбинированных съемках. Также с муляжами и моделями мы можем столкнуться и в музеях (например, в зоологических музеях присутствуют муляжи различных представителей растительного и животного мира). Часто в музеях можно встретить модели, которые называют «биогруппа» (рис. 2). Биогруппа – это животные, представленные в окружении естественной обстановки, к примеру на фоне присущего представляемому виду животного ландшафта, местности. Также в музеях встречаются такие модели, как диорама. Диорама – это лентообразная, живописная картина с передним планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Например, диорама Бородинского сражения, обороны Севастополя. Обычно диорамы наглядно представляют важнейшие исторические события.

Рис. 2. Биогруппа – муляжи животных, представленных в естественной среде обитания (Источник)

Модели часто используются при постройке судов, летательных аппаратов. Вначале при помощи модели проводится исследование их свойств, а затем уже происходит сама постройка. Выделяют следующие свойства моделей:

  • адекватность;
  • подробность;
  • ценность.

Адекватность – это степень соответствия модели реальному объекту или процессу.

Из приведенных выше примеров понятно, что именно адекватность является одним из важнейших свойств, определяющих ценность модели.

Основный виды моделей

Модели делятся на следующие виды (см. рис. 3):

  • материальные (натурные, имитационные);
  • нематериальные (информационные);
  • компьютерные (информационные и имитационные, реализованные на компьютере).компьютере).

Рис. 3. Основные виды моделей

Информационные (материальные) модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.

Имитационные модели

Имитационные модели – это такие модели, которые воспроизводят реальные процессы и объекты, например внешний вид объектов, их свойства. Примером подобного моделирования можно считать изобретение крыльев и попытку с их помощью подняться в воздух.

Но все же одно лишь внешнее сходство модели и объекта не гарантирует работоспособность. Часто это обыгрывается в различных литературных произведениях. Например, в фильме, снятом по мотивам повести-сказки «Старик Хоттабыч», есть эпизод, в котором Старик Хоттабыч пытается «по волшебству» создать телефонный аппарат, но создает его из цельного куска мрамора. Естественно, такой аппарат не будет работать.

Цель имитационного моделирования состоит в воспроизведении поведения исследуемой системы на основе результатов анализа наиболее существенных взаимосвязей между ее элементами или другими словами – разработке симулятора исследуемой предметной области для проведения различных экспериментов, тестов. Чтобы составить имитационную модель, необходимо:

  • представить реальную систему (процесс) как совокупность взаимодействующих элементов;
  • алгоритмически описать функционирование отдельных элементов;
  • описать процесс взаимодействия различных элементов между собой и внешней средой.

К удачным примерам имитационного моделирования можно отнести моделирование зрительного аппарата человека на нейронном уровне. Использование знаний о природе, о функционировании различных биологических систем для решения технических задач привели к рождению в 60-х годах ХХ века новой науки – бионики. Бионика – прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, т. е. формы живого в природе и их промышленные аналоги.

Список литературы

1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

3. Астафьева Н.Е., Ракитина Е.А., Информатика в схемах. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Информационные системы и модели – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005, 303 стр.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-портал Клякс@.net (Источник)

2. Интернет-сайт vplaksina.narod.ru (Источник)

3. Интернет-сайт «Гипермаркет знаний» (Источник)                 

4. Интернет-сайт «Информатика и программирование: Шаг за шагом» (Источник)

Читайте также:  Какими полезными свойствами обладают яблоки

Домашнее задание

1. Глава 2, §2.1.1, 2.1.2, 2.1.3.  Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Дайте определение понятию «модель» и приведите примеры моделей, используемых человеком в своей деятельности.

3. Что такое моделирование?

4. Назовите основные свойства моделей.

5. Назовите основные виды моделей и дайте краткую характеристику каждому из них.

Источник

Главная Моделирование

»

Файлы

» Методички »

Моделирование

[ Добавить материал ]

Модель (лат. modulus — мера) — это объект-заместитель объекта-оригинала, обеспечивающий изучение некоторых свойств оригинала.

Модель — создаваемый с целью получения и (или) хранения информации специфический объект (в форме мысленного образа, описания знаковыми средствами либо материальной системы), отражающий свойства, характеристики и связи объекта – оригинала произвольной природы, существенные для задачи, решаемой субъектом.

Моделирование – процесс создания и использования модели.

Цели моделирования

  • Познание действительности
  • Проведение экспериментов
  • Проектирование и управление
  • Прогнозирование поведения объектов
  • Тренировка и обучения специалистов
  • Обработка информации

Классификация по форме представления

  1. Материальные — воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение (детские игрушки, наглядные учебные пособия, макеты, модели автомобилей и самолетов и прочее).

    • a) геометрически подобные масштабные, воспроизводящие пространственно- геометрические характеристики оригинала безотносительно его субстрату (макеты зданий и сооружений, учебные муляжи и др.);
    • b) основанные на теории подобия субстратно подобные, воспроизводящие с масштабированием в пространстве и времени свойства и характеристики оригинала той же природы, что и модель, (гидродинамические модели судов, продувочные модели летательных аппаратов);
    • c) аналоговые приборные, воспроизводящие исследуемые свойства и характеристики объекта оригинала в моделирующем объекте другой природы на основе некоторой системы прямых аналогий (разновидности электронного аналогового моделирования).
  2. Информационные — совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также их взаимосвязь с внешним миром).

    • 2.1. Вербальные — словесное описание на естественном языке).
    • 2.2. Знаковые — информационная модель, выраженная специальными знаками (средствами любого формального языка).
      • 2.2.1. Математические — математическое описание соотношений между количественными характеристиками объекта моделирования.
      • 2.2.2. Графические — карты, чертежи, схемы, графики, диаграммы, графы систем.
      • 2.2.3. Табличные — таблицы: объект-свойство, объект-объект, двоичные матрицы и так далее.
  3. Идеальные – материальная точка, абсолютно твердое тело, математический маятник, идеальный газ, бесконечность, геометрическая точка и прочее…
    • 3.1. Неформализованные модели — системы представлений об объекте оригинале, сложившиеся в человеческом мозгу.
    • 3.2. Частично формализованные.
      • 3.2.1. Вербальные — описание свойств и характеристик оригинала на некотором естественном языке (текстовые материалы проектной документации, словесное описание результатов технического эксперимента).
      • 3.2.2. Графические иконические — черты, свойства и характеристики оригинала, реально или хотя бы теоретически доступные непосредственно зрительному восприятию (художественная графика, технологические карты).
      • 3.2.3. Графические условные — данные наблюдений и экспериментальных исследований в виде графиков, диаграмм, схем.
    • 3.3. Вполне формализованные (математические) модели.

Свойства моделей

  • Конечность: модель отображает оригинал лишь в конечном числе его отношений и, кроме того, ресурсы моделирования конечны;
  • Упрощенность: модель отображает только существенные стороны объекта;
  • Приблизительность: действительность отображается моделью грубо или приблизительно;
  • Адекватность: насколько успешно модель описывает моделируемую систему;
  • Информативность: модель должна содержать достаточную информацию о системе — в рамках гипотез, принятых при построении модел;
  • Потенциальность: предсказуемость модели и её свойств;
  • Сложность: удобство её использования;
  • Полнота: учтены все необходимые свойства;
  • Адаптивность.

Так же необходимо отметить:

  1. Модель представляет собой «четырехместную конструкцию», компонентами которой являются субъект; задача, решаемая субъектом; объект-оригинал и язык описания или способ воспроизведения модели. Особую роль в структуре обобщенной модели играет решаемая субъектом задача. Вне контекста задачи или класса задач понятие модели не имеет смысла.
  2. Каждому материальному объекту, вообще говоря, соответствует бесчисленное множество в равной мере адекватных, но различных по существу моделей, связанных с разными задачами.
  3. Паре задача-объект тоже соответствует множество моделей, содержащих в принципе одну и ту же информацию, но различающихся формами ее представления или воспроизведения.
  4. Модель по определению всегда является лишь относительным, приближенным подобием объекта-оригинала и в информационном отношении принципиально беднее последнего. Это ее фундаментальное свойство.
  5. Произвольная природа объекта-оригинала, фигурирующая в принятом определении, означает, что этот объект может быть материально-вещественным, может носить чисто информационный характер и, наконец, может представлять собой комплекс разнородных материальных и информационных компонентов. Однако независимо от природы объекта, характера решаемой задачи и способа реализации модель представляет собой информационное образование.
  6. Частным, но весьма важным для развитых в теоретическом отношении научных и технических дисциплин является случай, когда роль объекта-моделирования в исследовательской или прикладной задаче играет не фрагмент реального мира, рассматриваемый непосредственно, а некий идеальный конструкт, т.е. по сути дела другая модель, созданная ранее и практически достоверная. Подобное вторичное, а в общем случае n-кратное моделирование может осуществляться теоретическими методами с последующей проверкой получаемых результатов по экспериментальным данным, что характерно для фундаментальных естественных наук. В менее развитых в теоретическом отношении областях знания (биология, некоторые технические дисциплины) вторичная модель обычно включает в себя эмпирическую информацию, которую не охватывают существующие теории.

Добавил: COBA (12.06.2010) | Категория: Моделирование

Просмотров: 76420 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 3.9/17 |
Теги: модели, моделирование, свойства, классификация

Источник

Человек стремится познать объекты окружающего мира, он взаимодействует с существующими объектами и создает новые объекты.

Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании «заместителей» реальных объектов.

«Объект-заместитель» принято называть моделью, а исходный объект — прототипом или оригиналом.

Например, в разговоре мы замещаем реальные объекты их именами, оформители витрин используют манекен — модель человеческой фигуры, конструкторы строят модели самолётов и автомобилей, а архитекторы — макеты здании, мостов и парков.

Моделью является любое наглядное пособие, используемое на уроках в школе: глобус, муляж, карта, схема, таблица и т. п.

Модель важна не сама по себе, а как инструмент, облегчающий познание или наглядное представление объекта.

К созданию моделей прибегают, когда исследуемый объект слишком велик (модель Солнечной системы) или слишком мал (модель атома), когда процесс протекает очень быстро (модель двигателя внутреннего сгорания) или очень медленно (геологическая модель), когда исследование объекта может оказаться опасным для окружающих (модель атомного взрыва), привести к разрушению его самого (модель самолета) или создание реального объекта очень дорого (архитектурный макет города) и т. д.

Читайте также:  Какие из перечисленных свойств характерны для метана жидкость

Что общего у всех моделей? Какими свойствами они обладают?

Обрати внимание!

Модель не является точной копией объекта — оригинала: она отражает только часть его свойств, отношений и особенностей поведения.

Например, на манекен можно надеть костюм, но с ним нельзя поговорить. Модель автомобиля может быть без мотора, а макет дома — без электропроводки и водопровода.

Поскольку любая модель всегда отражает только часть признаков оригинала, то можно создавать и использовать разные модели одного и того же объекта.

Пример:

Мяч может воспроизвести только одно свойство Земли — её форму; обычный глобус отражает, кроме того, расположение материков; а глобус, входящий в состав действующей модели Солнечной системы, — еще и траекторию движения Земли вокруг Солнца.

Чем больше признаков объекта отражает модель, тем она полнее. Однако отразить в модели все свойства объекта-оригинала невозможно, а чаще всего и не нужно.

Ведь при создании модели человек, как правило, преследует вполне определенную цель и стремится наиболее полно отразить только те признаки объектов, которые кажутся ему важными, существенными для реализации этой цели. Если, например, модель самолета создается для коллекции, то в ней воспроизводится внешний вид самолета, а не его летные характеристики.

От цели моделирования зависят требования к модели: какие именно признаки объекта-оригинала она должна отражать.

Отразить в модели признаки оригинала можно одним из двух способов.

Признаки можно скопировать, воспроизвести. Такую модель называют натурной (материальной).

Примерами натурных моделей являются муляжи и макеты — уменьшенные или увеличенные копии, воспроизводящие внешний вид объекта моделирования (глобус), его структуру (модель Солнечной системы) или поведение (радиоуправляемая модель автомобиля).

Признаки оригинала можно описать на одном из языков кодирования информации — дать словесное описание, привести формулу, схему или чертеж. Такую модель называют информационной.

Модели используются человеком для:

  • представления материальных предметов (макет застройки жилого района в мастерской архитектора);
  • объяснения известных фактов (макет скелета человека в кабинете биологии);
  • проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах (модель полёта самолета новой конструкции в аэродинамической трубе);
  • прогнозирования (сделанные из космоса фотоснимки движения воздушных масс);
  • управления (расписание движения поездов) и т. д.

Источники:

Босова Л. Л., Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 41 с.

Источник

  • Конечность: модель отображает
    оригинал лишь в конечном числе его
    отношений и, кроме того, ресурсы
    моделирования конечны;

  • Упрощенность: модель отображает
    только существенные стороны объекта;

  • Приблизительность: действительность
    отображается моделью грубо или
    приблизительно;

  • Адекватность: насколько успешно
    модель описывает моделируемую систему;

  • Информативность: модель должна
    содержать достаточную информацию о
    системе — в рамках гипотез, принятых
    при построении модел;

  • Потенциальность: предсказуемость
    модели и её свойств;

  • Сложность: удобство её использования;

  • Полнота: учтены все необходимые
    свойства;

  • Адаптивность.

Одни и те же устройства, процессы, явления
и т. д. (далее — «системы») могут
иметь много разных видов моделей. Как
следствие, существует много названий
моделей, большинство из которых отражает
решение некоторой конкретной задачи.

Требования к моделям. Моделирование всегда предполагает принятие допущений той или иной степени важности. При этом должны удовлетворяться следующие требования к моделям:

  • адекватность,
    то есть соответствие модели исходной
    реальной системе и учет, прежде всего,
    наиболее важных качеств, связей и
    характеристик. Оценить адекватность
    выбранной модели, особенно, например,
    на начальной стадиипроектирования,
    когда вид создаваемой системы ещё
    неизвестен, очень сложно. В такой
    ситуации часто полагаются на опыт
    предшествующих разработок или применяют
    определенные методы, например,метод
    последовательных приближений;

  • точность,
    то есть степень совпадения полученных
    в процессе моделирования результатов
    с заранее установленными, желаемыми.
    Здесь важной задачей является оценка
    потребной точности результатов и
    имеющейся точности исходных данных,
    согласование их как между собой, так и
    с точностью используемой модели;

  • универсальность, то есть применимость
    модели к анализу ряда однотипных систем
    в одном или нескольких режимах
    функционирования. Это позволяет
    расширить область применимости модели
    для решения бо́льшего круга задач;

  • целесообразная экономичность, то
    есть точность получаемых результатов
    и общность решения задачи должны
    увязываться с затратами на моделирование.
    И удачный выбор модели, как показывает
    практика, — результат компромисса
    между отпущенными ресурсами и
    особенностями используемой модели;

  • и др.

Выбормодели и обеспечение точности моделирования
считается одной из самых важных задач
моделирования.

Основные этапы моделирования.
Моделирование– процесс создания
и использования модели. Моделирование
является обязательной частью исследований
и разработок, неотъемлемой частью нашей
жизни, поскольку сложность любого
материального объекта и окружающего
его мира бесконечна вследствие
неисчерпаемости материи и форм её
взаимодействия внутри себя и с внешней
средой.

Цели моделирования

  • Познание действительности

  • Проведение экспериментов

  • Проектирование и управление

  • Прогнозирование поведения объектов

  • Тренировка и обучения специалистов

  • Обработка информации

Все этапы моделирования определяются
поставленной задачей и целями
моделирования. В общем случае процесс
построения и исследования модели можно
представить следующей схемой:

Что такое модель и какими свойствами она обладает

Первый этап— постановка
задачи включает в себя стадии:описание
задачи, определение цели моделирования,
анализ объекта.

  • Описание задачи.Задача формулируется на обычном языке.
    По характеру постановки все задачи
    можно разделить на две основные группы.
    К первой группе можно отнести задачи,
    в которых требуется исследовать, как
    изменятся характеристики объекта при
    некотором воздействии на него, «что
    будет, если?
    …». В задачах, относящихся
    ко второй группе, требуется определить,
    какое надо произвести воздействие на
    объект, чтобы его параметры удовлетворяли
    некоторому заданному условию, «как
    сделать, чтобы?
    ..».

  •  Определение цели моделирования.
    На этой
    стадии необходимо среди многих
    характеристик (параметров) объекта
    выделить существенные. Для одного
    и того же объекта при разных целях
    моделирования существенными будут
    считаться разные свойства. Определение
    цели моделирования позволяет четко
    установить, какие данные являются
    исходными, что требуется получить на
    выходе и какими свойствами объекта
    можно пренебречь. Строитсясловесная
    модель
    задачи.

  • Анализ объектаподразумевает четкое
    выделение моделируемого объекта и его
    основных свойств.

Второй этап— формализация
задачи связан с созданиемформализованной
модели
, то есть модели, записанной
на каком-либо формальном языке. Например,
данные переписи населения, представленные
в виде таблицы или диаграммы — это
формализованная модель.

Читайте также:  Какие объекты обладают свойством передавать информацию

В общем смысле формализация
это приведение существенных свойств и
признаков объекта моделирования к
выбранной форме. Формальная модель —
это модель, полученная  в результате
формализации.

Третий этап— разработка
модели начинается с выбора инструмента
моделирования, другими словами,
программной среды, в которой будет
создаваться и исследоваться модель. От
этого выбора зависиталгоритмпостроения
модели, а также форма его представления.
В среде программирования этопрограмма,
написанная на соответствующем языке.
В прикладных средах (электронные таблицы,
СУБД, графических редакторах и т. д.) этопоследовательность технологических
приемов
, приводящих к решению задачи.
Одну и ту же задачу можно решить, используя
различные среды. Выбор инструмента
моделирования зависит, в первую очередь,
от реальных возможностей, как технических,
так и материальных.

Четвертый этап— эксперимент
включает две стадии: тестирование модели
и проведение исследования.

  • Тестирование модели
    процесс проверки правильности
    построения модели. На этой стадии
    проверяется разработанный алгоритм
    построения модели иадекватностьполученной модели объекту и цели
    моделирования. Для проверки правильности
    алгоритма построения модели используется
    тестовые данные, для которых конечный
    результат заранее  известен (обычно
    его определяют ручным способом). Если
    результаты совпадают, то алгоритм
    разработан верно, если нет — надо искать
    и устранять причину несоответствия.
    Тестирование должно быть
    целенаправленным и систематизированным,
    а усложнение тестовых данных должно
    происходить постепенно. Чтобы убедиться,
    что построенная модель правильно
    отражает существенные для цели
    моделирования свойства оригинала, то
    есть является адекватной, необходимо
    подбирать тестовые данные, которые
    отражают  реальную ситуацию.

  • Исследование модели.К этой
    стадии можно переходить только после
    того, как тестирование модели прошло
    успешно, и вы уверены, что создана именно
    та модель, которую необходимо исследовать.

Пятый этап— анализ результатов
является ключевым для процесса
моделирования. Именно по итогам этого
этапа принимается решение: продолжать
исследование или закончить. Если
результаты не соответствуют целям
поставленной задачи, значит, на предыдущих
этапах были допущены ошибки. В этом
случае необходимокорректировать
модель
, то есть возвращаться к одному
из предыдущих этапов. Процесс повторяется
до тех пор, пока результаты эксперимента
не будут отвечать целям моделирования.

Информационная модель объекта —модельобъекта,
представленная в видеинформации,
описывающей существенные для данного
рассмотренияпараметрыипеременные
величиныобъекта, связи
между ними, входы и выходы объекта и
позволяющая путём подачи на модель
информации об изменениях входных величин
моделировать возможные состояния
объекта.Информационныемоделинельзя потрогать или увидеть, они не
имеют материального воплощения, потому
что строятся только на информации.
Информационная модель — совокупность
информации, характеризующая существенные
свойства и состояния объекта, процесса,
явления, а также взаимосвязь с внешниммиром.

Виды информационных моделей:

1. Описательные информационные модели— это модели, созданные на естественном
языке (т.е. на любом языке общения между
людьми: английском, русском, китайском,
мальтийском и т.п.) в устной или письменной
форме.

2. Формальные информационные модели— это модели, созданные на формальном
языке (т.е. научном, профессиональном
или специализированном). Примеры
формальных моделей: все виды формул,
таблицы, графы, карты, схемы и т.д.

3. Хроматические (информационные)
модели
— это модели, созданные на
естественном языке семантики цветовых
концептов и их онтологических предикатов
(т.е. на языке смыслов и значений цветовых
канонов, репрезентативно воспроизводившихся
в мировой культуре). Примеры хроматических
моделей: «атомарная» модель
интеллекта (АМИ), межконфессиональная
имманентность религий (МИР), модель
аксиолого-социальной семантики (МАСС)
и др., созданные не базе теории и
методологии хроматизма.

Рассмотрим подробнее класс информационных
моделей с позиции способов представления
информации
. Форма представления
информационной модели зависит от способа
кодирования (алфавита) и материального
носителя.

Воображаемое(мысленное или
интуитивное) моделирование — это мысленное
представление об объекте. Такие модели
формируются в воображении человека и
сопутствуют его сознательной деятельности.
Они всегда предшествуют созданию
материального объекта, материальной и
информационной модели, являясь одним
из этапов творческого процесса. Например,
музыкальная тема в мозгу композитора
— интуитивная модель музыкального
произведения.

Вербальноемоделирование (относится
к знаковым) — это представление
информационной модели средствами
естественного разговорного языка
(фонемами). Мысленная модель, выраженная
в разговорной форме, называется вербальной
(от латинского слова verbalize — устный).
Форма представления такой модели —
устное или письменное сообщение.
Примерами являются литературные
произведения, информация в учебных
пособиях и словарях, инструкции
пользования устройством, правила
дорожного движения.Наглядное
(выражено на языке представления)
моделирование
— это выражение свойств
оригинала с помощью образов. Например,
рисунки, художественные полотна,
фотографии, кинофильмы. При научном
моделировании понятия часто кодируются
рисунками —иконическоемоделирование.
Сюда же относятсягеометрическиемодели — информационные модели,
представленные средствами графики.

Образно-знаковое моделирование использует
знаковые образы какого-либо вида: схемы,
графы, чертежи, графики, планы, карты. К
этой группе относятся структурные
информационные модели, создаваемые для
наглядного изображения составных частей
и связей объектов. Наиболее простые и
распространенные информационные
структуры — это таблицы, схемы, графы,
блок-схемы, деревья.

Знаковое (символическое выражено на
языке описания)
моделирование
использует алфавиты формальных языков:
условные знаки, специальные символы,
буквы, цифры и предусматривает совокупность
правил оперирования с этими знаками.
Примеры: специальные языковые системы,
физические или химические формулы,
математические выражения и формулы,
нотная запись и т. д. Программа, записанная
по правилам языка программирования,
является знаковой моделью.

Одним из наиболее распространенных
формальных языков является алгебраический
язык формул в математике
, который
позволяет описывать функциональные
зависимости между величинами. Составление
математической модели во многих задачах
моделирования хоть и промежуточная, но
очень существенная стадия.
          В
тех случаях, когда моделирование
ориентировано на исследование моделей
с помощью компьютера, одним из его этапов
является разработкакомпьютерной
модели
.Компьютерная
модель
— это созданный за счет ресурсов
компьютера виртуальный образ, качественно
и количественно отражающий внутренние
свойства и связи моделируемого объекта,
иногда передающий и его внешние
характеристики.
     Компьютерная
модель представляет собой материальную
модель, воспроизводящую внешний вид,
строение или действие моделируемого
объекта посредством электромагнитных
сигналов. Разработке компьютерной
модели предшествуют мысленные, вербальные,
структурные, математические и
алгоритмические модели.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник