Благодаря какому свойству восприятия мы не замечаем опечатки
46. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, не зависит от…
A. нет правильного ответа
47. Образы восприятия
A. субъективны
48. Отнесение сведений, получаемых из внешнего мира через восприятие к объектам этого мира представляет собой…
A. предметность
49. Известно, что при изменении освещения цвет бумаги кажется нам неизменным. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?
A.константность
50. Известно, что с какой бы точки ни смотреть на тарелку, легко замечается ее круглая форма. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?
A.константность
51.Процесс восприятия также называется
A. перцепцией
52. С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению другими:
A. избирательность
53. Как называется процесс при котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек не понимает этого:
A. галлюцинации
54. Зависимость восприятия от опыта, знаний, чувств, интересов называется:
A. апперцепцией
55. Систематическое целенаправленное восприятие объектов – это:
A. наблюдение
56. Как называет ошибки восприятия объектов:
A. иллюзиями
57. Благодаря какому свойству восприятия мы не замечаем опечатки при чтении текста:
A. целостность
58. Кто предложил написать на фасаде здания слова «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность»:
A. И.П. Павлов
59. Опыты сенсорной изоляции, провидимые в Университете Мак-Гиппа, привели к заключению, что без сенсорных стимулов:
A. нарушение умственных функций становится необратимым
60. Опознание объекта при повторном восприятии:
A. узнавание
61. Способность выделения при восприятии наиболее значимых объектов окружающего мира, определяемых потребностями, интересами и направленностью личности:
A. избирательность
62. Свойство восприятия, состоящее в том, что пространственная предметная ситуация воспринимается как единое целое, даже, если отдельные из его частей в данный момент не видны:
A. целостность
63. Зависимость восприятии от прошлого опыта:
A. апперцепция
64. Психика-это:
A. отражение окружающей действительности посредством деятельности мозга
65. Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью последующего анализа и объяснения:
A. наблюдение
66. Систематическое целенаправленное восприятие объектов –это:
А. наблюдение
67. Иллюзии восприятия не обусловлены:
A. темпераментом воспринимающего.
68. То, что из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее, называется иллюзией:
A. Шарпантье
69. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон:
A. фигуры и фона
70. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:
A. галлюцинациями
71. Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что они:
A. не проецируются вовне
72. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:
A. апперцепцией
73. Термин «апперцепция» предложил:
A. Г. Лейбниц
74. По отношению к восприятию феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как:
Е. целостность
75. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:
A. осмысленностью
76. Константность восприятия – это свойство:
A. приобретенное
77. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:
A. целостность
78. Концентрация внимания предопределяется:
В) все люди рождаются одинаковыми и у каждого можно развить талант.
С) способности формируются и развиваются в специальной деятельности, удовлетворяющей интересы, склонности, потребности человека.
D) духовное развитие человека имеет особые внутренние источники, которые являются первоначально стихийными.
Е) способности наследуется.
$$$ 428 B
М. Теплое и его сотрудники выдвинули концепцию о том, что врожденными могут быть задатки как:
А) определенные предпосылки для развития способностей.
В) задатки многозначны, они предопределяют разные способности.
С) сами по себе задатки ни на что не направлены.
D) условие деятельности.
Е) задатки влияют на способности.
$$$ 429 B
Кем были впервые предприняты попытки измерить интеллектуальные способности:
А) Бине.
B) Кеттелом.
С) Климовым.
D) Айзенком.
Е) Спирменом.
$$$ 430 B
На измерение каких способностей направлены тесты Векслера:
А) специальных.
В) шкалы интеллекта.
С) коммуникативных.
D) педагогических.
Е) личностных.
$$$ 431 A
Кто впервые пытался обосновать наследственность таланта:
А) Гальтон.
В) Кеттел.
С) Лазурский.
D) Вальтер.
Е) Роуз.
$$$ 432 E
Указать условия, нужные, для возникновения и поддержания произвольного внимания:
А) постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени.
В) особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная относительная сила, контраст между ними изменения в раздражителях.
С) осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.
D) наилучший распорядок — деятельности, создание привычных условий деятельности.
Е) постановка существенных значимых целей и задач деятельности.
$$$ 433 C
Внимание – это:
А) самостоятельный познавательный процесс
В) свойства личности
С) направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах
D) акцентирование
Е) наблюдательноеь
$$$ 434 B
Каковы физиологические механизмы непроизвольного внимания
А) по А. А.Ухтомскому: «Доминанта — временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения»
В) по И. П.Павлову рефлекс «Что такое?»
С) вторая сигнальная система
D) первая сигнальная система
Е) окружающая среда
$$$ 435 A
Какова зависимость внимания детей от деятельности педагога:
А) от характера подачи изучаемого материала.
В) от вопросов педагога.
С) от связи теоретического материала с практикой.
D) от меры использования технических средств обучения.
Е) от активности детей.
$$$ 436 A
Чем определяются источники произвольного внимания:
А) субъективными факторами.
В) объективными факторами.
С) новизной раздражителя.
D) внешними стимулами.
Е) движением объектам.
$$$ 437 B
Кто обосновал учение о доминанте:
А) Рибо.
В) Ухтомский.
С) Павлов.
D) Ланге.
Е) Аристотель.
$$$ 438 C
В каком виде внимания при сохранении цели не требуется волевые усилия:
А) непроизвольном.
В) произвольном.
С) послепроизвольном.
D) внутреннем.
E) внешнем.
$$$ 439 A
Какой критерий внимания характерен для деятельностного подхода в изучении внимания:
А) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности.
В) избирательность информации.
С) ясность и отчетливость содержания сознания.
D) внешние реакции.
Е) предметность.
$$$ 440 B
Кто отмечал, что «в начале произвольного внимания стоит указательный палец»:
А) Гальперин.
В) Выготский.
С) Платон.
D) Леонтьев.
Е) Бернштейн.
$$$ 441 A
Функции рецепторов:
А) характерны для каждого вида живых существ.
В) зависят от уровня развития мозга.
С) одинаковы для всех видов.
D) наиболее развиты у человека.
Е) наиболее развиты у животных.
$$$ 442 A
Органы чувств у ребенка начинают функционировать:
А) у большинства до рождения.
В) с момента рождения.
С) в первые недели после рождения.
D) на втором месяце после рождения.
Е) в конце первого года жизни.
$$$ 443 A
Наше восприятие мира связано:
А) с культурой, к которой мы принадлежим.
В) с практикой.
С) с опытом.
D) с природой.
E) с органами чувств.
$$$ 444 D
Чтобы представление о мире оставалось стабильном мозг должен:
А) постоянно осуществлять коррекции.
В) учитывать расстояние, на которым находятся предметы.
С) изменять восприятие в зависимости от угла зрения.
D) функционировать.
Е) не утомляться.
$$$ 445 E
Наш мозг:
А) способен декодировать одновременно несколько сигналов.
В) постоянно фильтрует сигналы.
С) легче интегрирует зрительно сигналы.
D) может быть внимательным одновременно к зрительным и слуховым сигналам.
Е) материальная основа психики.
$$$ 446 A
Физиологический порог:
А) представляет собой предел чувствительного порога
В) определен генетически.
С) может меняться с возрастом.
D) не меняется.
Е) развивает восприятие.
$$$ 447 E
Экстрасенсорное восприятие:
А) в настоящее время является предметом изучения в психологии.
В) многими рассматривается как» обычная способность.
С) интересует в равной мере физиков и психологов.
D) ярко представлено в житейской психологии.
Е) индивидуальные различия человека.
$$$ 448 D
Опыты сенсорной изоляции, провидимые в Университете Мак-Гиппа, привели к заключению, что без сенсорных стимулов:
А) умственные (способности) функции быстро деградируют.
В) сенсорный опыт растет.
С) мир внутренних образов все более обедняется.
D) нарушение умственных функций становится необратимым.
Е) возможно полноценное развитие человека.
$$$ 449 B
Зависимость восприятия от опыта, знаний, чувств, интересов называется:
А) константностью.
В) апперцепцией.
С) избирательностью.
D) иллюзиями.
Е) наблюдательностью.
$$$ 450 B
Систематическое целенаправленное восприятие объектов –это:
А) внимание.
В) наблюдение.
С) ощущение.
D) Опознание.
Е) беседа.
$$$ 451 C
Как называет ошибки восприятия объектов:
А) галлюцинации.
В) миражи.
С) иллюзии.
D) фантазии.
Е) грезы.
$$$ 452 B
Благодаря какому свойству восприятия мы не замечаем опечатки при чтении текста:
А) предметность.
В) целостность.
С) константность.
D) апперцепция.
Е) избирательность.
$$$ 453 B
Кто предложил написать на фасаде здания слова «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность»:
А) И. М.Сеченов.
В) И. П.Павлов.
С) А. Флазурский.
D) З. Фрейд.
Е) Д. Карнеги.
$$$ 454 C
Какая ступень познания является первой в системе познания 1) мышление, 2) память, 3) ощущение, 4) воображение, 5) восприятие:
А) 2,5.
В) 4,1.
С) 3.5 .
D) 1,2.
Е) 2,4.
$$$ 455 A
Каким приборам изменяют порог абсолютной чувствительности:
А) экстезиометром.
В) компьютером.
С) часами.
D) весами.
Е) детектором лжи.
$$$ 456 B
Сенсорное организация личности – это:
A) возможности личности.
В) характерный уровень отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы.
С) ощущение и восприятие.
D) ограниченная сенсорная основа.
Е) опора на взаимодействие сенсорики.
$$$ 457 D
Сенсорная память:
А) действует на уровне рецепторов.
В) действует меньше одной секунды.
С) лежит в основе последовательных образов.
D) содержание в течение короткого времени информации, поступающей в органы чувств.
Е) сенсорная переработка информации.
$$$ 458 D
Кратковременная память:
А) длится до двух минут.
В) обладает емкостью, не превышающей двух элементов.
С) позволяет долго помнить телефонный номер.
D) подсистема, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных.
Е) обращение внимание на объекты.
$$$ 459 B
Долговременная память:
А) обладает ограниченной емкостью.
В) обладает практически неограниченной емкостью сохраняемой информации ощущения.
С) более развита у пожилых людей.
D) высокая степень организации.
Е) осмысление информации.
$$$ 460 C
Когда мы забываем прийти на важное свидание, то это обусловлено:
А) торможением.
В) активным забыванием.
С) мотивированным забыванием.
D) агнозией.
Е) реминисценцией.
$$$ 461 B
Как показала Б. Зейгарник, мы лучше помним какую либо работу, если она:
А) было доведена до конца.
В) осталась незаконченной.
С) была сознательно прекращена.
D) привела к вознаграждению.
E) интересна.
$$$ 462 D
Память:
А) всегда играет положительную роль в процессе мышления.
В) может вызвать некоторую функциональную ригидность.
С) всегда облегчает решение задачи.
D) это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения ранее
пережитых мыслей, чувств, событий.
Е) важна в жизнедеятельности личности.
$$$ 463 A
Кто стоял у истоков ассоциативной теории памяти:
А) Гегель.
В) Спиноза.
С) Аристотель.
D) Локк.
Е) Платон.
$$$ 464 B
Как называется процесс исчезновения из памяти ранее полученной информации:
А) сохранение.
В) забывание.
С) воспоминание.
D) реминисценция.
Е) амнезия.
$$$ 465 C
Как называется система приемов эффективного запоминания:
А) повторение.
В) припоминание.
С) мнемотехника.
D) узнавание.
Е) игра.
$$$ 466 A
Кому принадлежат слова о том, что « без памяти человек был бы вечно в положении новорожденного»:
А) Сеченов.
В) Павлов.
С) Аристотель.
D) Леонтьев.
Е) Штерн.
$$$ 467 B
Точность памяти:
А) хорошо передать информации.
В) способность без искажения в тех же словах воспроизвести информацию.
С) цитирование мыслей.
D) последовательное воспроизведение информации.
Е) передача сути информации.
$$$ 468 A
Мобилизационная готовность памяти:
А) умение быстро припомнить необходимую информацию в нужный
Момент.
В) умение привлечь резервы памяти.
С) быть активным.
D) надежность хранения информации.
Е) осмысление информации.
$$$ 469 D
При решения проблемы этап подготовки решения мыслительной задачи:
А) это первый этап в процессе решения.
В) может занимать несколько дней.
С) позволяет собрать всю информацию, относящуюся к проблеме.
D) вычленение, формулирование вопроса и анализ условия задачи.
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
56. Решающим условием возникновения сознания человека явился:
A. труд
57. Способность сознания человека сосредоточиваться на самом себе:
A. рефлексия
58. К функциям сознания относятся… Исключи лишнее:
A. вычислительная
59. К психическим процессам относится:
А. ощущение
60. К психическим состояниям относится:
А. настроение
61. Нерациональное, непроизвольное действие или элемент поведения, выполнение которого стало потребностью:
А. привычка
62. Деятельность – это:
А. социально значимая активность человека, направленная на достижение цели по удовлетворению его потребностей
63. Форма сознания человека как общественного индивида:
A. Язык
64. Процесс возникновения и исторического развития (эволюции. психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества:
А. филогенез
65. Что лежит в основе любой деятельности:
А. действия
66. Деятельность – это:
А. социально значимая активность человека, направленная на достижение цели по удовлетворению его потребностей
67. 0тносительно законченные элементы деятельности, направленные на выполнение одной текущей задачи называются:
А. действия
68. Формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных:
А. научение
69. Отрасль психологии, изучающая и объясняющая психологические и поведенческие различия людей:
А. дифференциальная психология
70. Отрасль психологии, изучающая психологические особенности поведения участников уголовного процесса:
А. юридическая психология
Тема 3. Восприятие
1.Процесс восприятия также называется
A. перцепцией
2. С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению другими:
A. избирательность
3. Как называется процесс при котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек не понимает этого:
A. галлюцинации
4. Зависимость восприятия от опыта, знаний, чувств, интересов называется:
A. апперцепцией
5. Систематическое целенаправленное восприятие объектов – это:
A. наблюдение
6. Как называет ошибки восприятия объектов:
A. иллюзиями
7. Благодаря какому свойству восприятия мы не замечаем опечатки при чтении текста:
A. целостность
8. Кто предложил написать на фасаде здания слова «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность»:
A. И.П. Павлов
9. Опыты сенсорной изоляции, провидимые в Университете Мак-Гиппа, привели к заключению, что без сенсорных стимулов:
A. нарушение умственных функций становится необратимым
10. Опознание объекта при повторном восприятии:
A. узнавание
11. Способность выделения при восприятии наиболее значимых объектов окружающего мира, определяемых потребностями, интересами и направленностью личности:
A. избирательность
12. Свойство восприятия, состоящее в том, что пространственная предметная ситуация воспринимается как единое целое, даже, если отдельные из его частей в данный момент не видны:
A. целостность
13. Зависимость восприятии от прошлого опыта:
A. апперцепция
14. Психика-это:
Восприятие обладает следующими свойствами: предметность, целостность, константность и категориальность. Рассмотрим их подробнее.
Предметность — способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов. Пока мы не зафиксировали взгляд на каком-то объекте, все окружающее пространство воспринимается нами как относительно недифференцированное, нерасчлененное целое. Стоит нам сосредоточить взгляд на объекте, как все воспринимаемое пространство мгновенно расчленяется на образ самого объекта и образ пространства. При этом наблюдается специфический феномен, получивший название феномена «фигуры и фона».
Все воспринимается как предмет на фоне. Фон всегда неопределенный и неограниченный, он для нас мало интересен, поэтому мы его не замечаем. Предмет имеет контур, притягивает наше внимание, лучше запоминается. Разделение сигналов на фигуру и фон хорошо демонстрирует ситуация на многолюдном шумном собрании. Выделяя из массы происходящих вокруг нас разговоров лишь один, мы делаем его главным сигналом (фигурой), а все остальные звуки лишь фоном.
Разделение нашего восприятия на фигуру и фон особенно ясно проявляется в музыке. Композиторы нередко дают две различные темы одновременно, зная, что слушатель выделит одну из них как главную. Слушая оркестр, мы выделяем одну тему и следим за ней.
В зависимости от задач, стоящих перед нами, предмет и фон могут меняться местами. Эту особенность нашего восприятия прекрасно иллюстрируют примеры обратимых фигур (рис. 1), когда предмет и фон меняются местами. Например, всем известно изображение вазы и двух профилей. Автором этой картины является датский психолог начала XX в. Эдгар Рубин. В своих исследованиях Рубин в основном изучал феномен выделения фигуры из фона. В изображении «ваза — профили» фоном и фигурой может служить попеременно то одна, то другая часть. Интересно отметить, что в данном случае решение о классе фигуры зависит от способа разбиения всей сцены на части, но, главное, от того, какую часть мы примем для себя за фигуру, какую — за фон.
Выбор фигуры определяет мотивация личности, установка на восприятие. Для иллюстрации можно привести известные эксперименты Шафера и Мэрфи.
Группе людей тахистоскопически предъявлялась известная фигура Рубина, образованная двумя «полумесяцами», каждый из которых
Рис. 1. Примеры обратимых фигур
мог видеться как профиль, образующий фигуру на фоне. Опыт строился по типу игры: испытуемый получал вознаграждение, если видел одно из лиц, и штрафовался, если видел другое лицо (при этом в тахистоскопе многократно предъявлялось каждое лицо в отдельности). Когда впоследствии внезапно предъявляли двусмысленную фигуру, испытуемый воспринимал в качестве фигуры то лицо, которое обычно вознаграждалось. Иначе говоря, «ожидания» субъекта определяли выбор элементов фигуры-фона. Аналогичные результаты получали Сэнфорд, Левин, Чейн и Мэрфи в условиях пищевой депривации. При тахистоскопическом предъявлении неопределенных изображений испытуемые часто видели пищевые объекты там, где их не было, при этом пищевые рисунки быстрее и правильнее узнавались с увеличением времени голодания. Источником «ожиданий» испытуемых в данном случае было состояние острой органической потребности, которое определенным образом на правляло восприятие.
Однако окончательно вопрос о выборе фигуры и фона, который кажется простым, пока не решен. Ясно одно, что выбор фигуры не однозначен. В случае с обратимыми фигурами оба варианта выбора одинаково приемлемы, что и делает, например, изображение «ваза — профили» парадоксальным.
Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраи
Рис. 2. Целостность восприятия
вается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.
Тенденция сознания к целостности объекта настолько велика, что мы даже «видим» грани прямоугольника. Неполнота целостного образа заполняется хранящимися в памяти шаблонами.
Константность — относительное постоянство величины, формы и цвета предметов при изменяющихся условиях их восприятия. Например, если предмет удалить на некоторое расстояние, то его изображение на сетчатке уменьшится, а образ сохранит прежнюю величину, и сидящие в аудитории на последних рядах не будут казаться меньше тех студентов, которые сидят на первых.
Рис. 3. Константность восприятия
Из двух одинаковых по величине объектов более удаленный дает меньшее изображение на сетчатке глаза. Однако это не влияет на адекватную оценку их действительной величины. При этом мозг учитывает информацию об аккомодации хрусталика (чем ближе объект, тем более искривлена поверхность хрусталика), о конвергенции зрительных осей (схождение зрительных осей двух глаз) и о напряженности глазных мышц.
Форма отображения предмета на сетчатке будет меняться при каждом изменении угла зрения, но восприниматься она будет как постоянная: тарелка соседа такая же круглая, как и ваша. Цвет предмета сохраняет свой тон при различном внешнем освещении: снег кажется нам белым и в солнечный день, и в безлунную ночь.
Роль константности восприятия очень велика, иначе при каждом нашем движении или изменении ощущений менялись бы и свойства предметов. Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и правильно ориентируемся среди них. Если бы не существовало константности восприятия, нам пришлось бы каждое мгновение пересматривать свое поведение по отношению к окружающим объектам. Константность восприятия помогает нам отвлекаться от несущественных, преходящих изменений и воспринимать объекты как нечто относительно неизменное.
Категориальность — это обобщенность восприятия. Любой воспринимаемый предмет, даже незнакомый, странный для восприятия, мы относим к определенному классу предметов. Таким образом, мы все время решаем вопрос: «Что это такое?» Благодаря этому свойству мы, например, редко путаем собаку с кошкой, независимо от того, какими размерами или формой обладает собака, и соответственно строим свое поведение.
Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как определенный предмет, нечто осмысленное (собака, облако, озеро), и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые.
Обобщенность восприятия особенно важна при восприятии человека человеком. Всякий раз при столкновении с новыми людьми мы строим свои отношения с ними в соответствии с тем, к каким категориям мы их относим на основе их внешности, движений, речи и других качеств, доступных для непосредственного чувственного восприятия. Встречая незнакомого человека, мы пытаемся отнести его к определенному классу людей, составить о нем свое мнение. Времени для подобной работы у нас не хватает, мы стремимся экономить наше время и энергию, поэтому используем при восприятии людей стереотипы.
Стереотип — относительно устойчивый и упрощенный образ человека, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта человека и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.
Выделяют стереотипы: профессиональные, антропологические, этнонациональные, социально-статусные, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие.
Стереотипизация может привести к двум различным последствиям. С одной стороны, это приводит к упрощению процесса познания другого человека, что помогает сокращать время процесса познания.
В другом случае стереотипизация может приводить к возникновению предубеждения.
Представьте себе ситуацию. Скоро выборы президента. Есть описание трех кандидатов.
Первый кандидат дважды отчислялся из колледжа, в студенческое время употреблял опиум, сейчас каждый вечер выпивает литр виски и спит до полудня.
Второй кандидат является героем войны, иногда по праздникам выпивает пиво, не курит, вегетарианец, любит свою жену, внебрачных связей не имеет.
Третий кандидат связан с нечестными политиками и консультируется у астрологов. Имеет двух любовниц, заядлый курильщик, каждый день выпивает от 8 до 10 бокалов мартини.
Кого вы выбираете? Не удивительно, если второго кандидата. Срабатывает стереотип восприятия. Второй кандидат вписывается в стандартные положительные характеристики.
А ведь здесь дано описание трех исторических персонажей: первый — Уинстон Черчилль, второй — Адольф Гитлер, третий — Франклин Рузвельт.
Свойства восприятия с рождения человеку не присущи, они постепенно складываются в жизненном опыте.