Благодаря какому свойству перцепции окружающие предметы

Благодаря какому свойству перцепции окружающие предметы thumbnail

Загрузка…

Это означает, что восприятие всегда схватывает целостный образ предмета. Однако такая зрительная способность не является врожденной. На это указывают данные о восприятии людей, ослепших в младенчестве, которым вернули зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видят не предметы, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины. В данном случае отмечаются одиночные ощущения, но нет восприятия: люди не видят целостных предметов. Через несколько недель зрительное восприятие у них сформировалось, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее благодаря осязанию. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики; это система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Константность.

Благодаря этому свойству мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов в разных условиях позволяет выделить их постоянную, инвариантную структуру. Константность — приобретенное, а не врожденное свойство.

Свойства восприятия. Целостность. Константность.

Она нарушается, когда человек попадает в незнакомую ситуацию. Например, людям, смотрящим с верхних этажей высотного здания вниз, автомобили и пешеходы кажутся маленькими; в то же время строители-высотники сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

3. Структурность. Восприятие не является простой суммой ощущений. Фактически нами воспринимается обобщенная структура. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, когда она исполняется и оркестром, и на рояле, и вокально, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4. Осмысленность. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность. Она проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Свойство восприятия - структурность

Свойство восприятия — структурность

Швейцарский психолог Роршах установил, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как нечто осмысленное (собака, облако, озеро), и только некоторые психически больные люди склонны воспринимать их как не имеющие смысла, т. е. восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?»

Виды восприятия

Виды восприятия

Рис. 3.14. Сложные виды восприятия

Рис. 3.14. Сложные виды восприятия

Выделяют несколько видов восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.

Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. Наиболее известны зрительные иллюзии. Они вызваны самыми разными причинами, к которым относятся: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия и т. д.

Центральной в психологии познавательных процессов является категория образа. Он выступает исходным пунктом и одновременно результатом любого познавательного акта. В широком смысле под образом понимается всякая (в том числе и абстрактно-логическая) субъективная форма отражения реальности. В более узком смысле этот термин используется, чтобы обозначить чувственные формы отражения, которые имеют сенсорную (образы ощущения, восприятия, последовательные образы и др.) или квазисенсорную природу (образы памяти, воображение, галлюцинации, сновидения и др.).

Свойства восприятия. Целостность. Константность.

Свойства восприятия. Целостность. Константность.

Рис. 3.17

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

К основным свойствам восприятия относятся: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

1. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожден­ным свойством восприятия, развивается начиная с первого года жизни. Возможность предметного вос­приятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента.

2. Целостность – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкрет­ного предмета.

3. Структурность – восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото­рым мы столкнулись в реальном мире. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом.

4. Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме­нении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо­биль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо­бражение, когда мы стоим возле него.

Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы восприни­маем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизмен­ности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумер­ки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

5. Апперцепция – особенности восприятия определяются всем предше­ствующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс вос­приятия неотделим от деятельности. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то этало­ны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспри­нимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизи­руется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному воспри­ниматься различными людьми.

Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность вос­приятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознако­мые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, ко­гда слова произносятся невнятно.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком зада­чей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.

Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производ­стве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него вырабо­талась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски вос­принимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

Читайте также:  Какие у пояса освещенности границы и свойства

6. Иллюзии восприятия – явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется ил­люзией восприятия.

7. Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воз­действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч­шего толкования имеющихся данных.

Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой:

— На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

— На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощуще­ний комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.

— На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

— На четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

8. Активность (или избирательность) – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Это явление получило название закона фигуры и фонаНапример, вы слушаете лекцию или читаете книгу (фигура) и совсем не обращаете вни­мания на то, что происходит у вас за спиной (фон). Фигура и фон могут меняться местами.

Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, но это выделение происходит не всегда. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружают, людей, животных и др. гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как осо­бый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисун­ка, который рассматриваем.

Выделение предмета из фона прежде всего зависит от степени различия между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче предмет выделяется из фона. Например, существенную роль играет различие по цвету между фоном и предме­том. Контрастные цвета особо благоприятны для выделения предмета из фона. Так, слово, написан­ное мелом на классной доске, хорошо заметно и со­всем незамеченным может быть исправление в тет­ради ученика, сделанное учителем теми же черни­лами, которыми пишет ученик.

Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схо­жих предметов. Например, достаточно трудно про­следить по карте течение реки, если она окружена другими реками. Следовательно, для того чтобы об­легчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие.

Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Воспринимая его как целое, мы вместе с тем воспринимаем и отдельные его части. Обе эти стороны восприятия теснейшим образом связаны между собой: восприя­тие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие.

Хорошо известно, как сильно меняется иногда восприятие предмета, если мы пропустим только одну его часть, или подметим ее неправильно, или воспримем как его часть то, что в действительности к нему не имеет никакого отношения. Во всех этих случаях мы легко можем принять предмет за то, чем он фактически не является. Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части.

Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но тем не менее мы узнаем предмет. Например, когда мы рассматриваем рисунок, схематически изображающий пред­мет, мы узнаем этот предмет. Это происходит потому, что каждый пред­мет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсут­ствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприя­тии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.

Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделе­ния отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в пер­вую очередь различаются отдельные части предмета.

В соответствии с индивидуальными различиями по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более отчетливо. И наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его пе­реход к целому. В конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается восприятие в целом при доста­точно ясном различении его отдель­ных частей.

Однако необходимо отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от целого ряда других факторов. К их числу в первую очередь необходимо отнести предшест­вующий опыт и установку. Например, мы бегло читаем текст, часто пропус­кая ошибки и опечатки, потому что имеем достаточный опыт чтения, т. е. знаем смысл воспринимаемых слов и выде­ляем из целого слова буквы, выполняющие роль опознавательных признаков. Но если предложить вам найти в тексте ошибки, то вы будете внимательно всматри­ваться в написание слов, при этом в определенных случаях даже не будете вни­кать в смысл написанного. Следовательно, установка играет весьма важную роль в организации вашего восприятия.

Источник

Восприятие — непосредственное чувственно-предметное отражение внешнего мира. На основе восприятия осуществляется деятельность других психических процессов.

Восприятие (перцепция) — отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессах восприятия формируется целостный образ предмета, ситуации, человека, называемый перцептивным образом. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Читайте также:  Какими жизненными свойствами обладает клетка

Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.

Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Предметность как качество восприятия играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы используем их на практике.

Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же, мелодия выделяется им как целостная структура.

Еще одно свойство восприятия — константность — обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменений условий восприятия. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако, хотя при изменении дистанции наблюдения величина объекта на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемая величина остается неизменной.

Люди, постоянно живущие в густом лесу, отличаются тем, что они никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдались у жителей равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного здания: им все казалось маленьким или игрушечным. В то же время строители, работающие на лесах, утверждают, что они видят объекты, находящиеся внизу, без искажения размеров.

Эти примеры убедительно доказывают, что константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Опыт многократного восприятия одних и тех же объектов при разных условиях лежит в основе устойчивости перцептивного образа относительно этих изменчивых условий. Константность восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, обусловленном особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д. Из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений он выделяет в данный момент лишь некоторые из них.

Осмысленность восприятия указывает на связь восприятия с мышлением, с пониманием сущности предметов. И хотя восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека всегда тесно связано с мышлением, пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие — активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит.

Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Это удается сделать, только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т.е. готовность воспринять что-то определенным образом. На процесс восприятия также влияют эмоции, которые могут существенным образом изменить содержание восприятия.

Все сказанное о влиянии на восприятие личностных факторов (прошлого опыта, мотивов, целей и задач деятельности, установки, эмоциональных состояний) показывает, что восприятие — это активный процесс, который зависит не только от свойств и характера раздражителя, но в большей степени от особенностей субъекта восприятия, т.е. человека, который воспринимает.

В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте восприятия, различают восприятие зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности органов чувств. Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, выделяя восприятие времени, движения и пространства. Их восприятие зависит не только от наших сенсорных способностей, но и от точек отсчета, которые мы устанавливаем при их оценке.

Восприятие пространства является важным фактором взаимодействия человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает: восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Сам ощущающий человек — материальное тело, занимающее определенное место в пространстве и обладающее определенными пространственными признаками: величиной, формой, тремя измерениями, направлением движения в пространстве.

Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов в пространстве относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной активности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов.

К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между полушариями головного мозга в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух и т.д. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенной степени ведущей, доминирующей. Отношения между сторонами анализатора в смысле доминирования динамичны и неоднозначны.

Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что он, перемещаясь на каком-то фоне, вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета: человеческий глаз фактически не может наблюдать за передвижением светового луча при скорости меньше 1/3° в секунду (что соответствует перемещению на ширину большого пальца при вытянутой руке за 6 с). Поэтому невозможно непосредственно воспринимать движение минутной стрелки на часах, так как она передвигается со скоростью 1/10° в секунду.

Читайте также:  Какие свойства присущи только географической оболочке

Даже при отсутствии фона, например в темной комнате, можно следить за движением световой точки. Очевидно, мозг истолковывает движения глаз как показатель движения предмета. Однако чаще всего фон есть, и однородным он бывает редко. Поэтому при восприятии движения мы можем дополнительно использовать показатели, связанные с самим фоном, — элементы, перед которыми или позади которых передвигается наблюдаемый предмет.

Время — это человеческая конструкция, позволяющая размечать и распределять свою деятельность. Восприятие времени — отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Чувство времени не является врожденным, оно развивается в процессе накопления опыта. Восприятие времени зависит от внешних и внутренних факторов. Но так же, как и у других форм восприятия, у восприятия времени существуют свои ограничения. В реальной деятельности человек может надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени.

Различные факторы могут изменять оценку протекающего времени. Некоторые физиологические изменения, например высокая температура, могут вызвать переоценку времени, в то время как понижение температуры тела, наоборот, — недооценку. То же происходит под влиянием мотивации или интереса, под воздействием наркотиков. Успокаивающие лекарства и галлюциногены, ускоряющие психические процессы, способствуют недооценке отрезков времени, а возбуждающие ускоряют психические процессы, влекущие за собой переоценку времени.

Восприятия часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте. В этом случае можно выделить преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Преднамеренное восприятие по сути является наблюдением. Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения — непременное условие профессиональной подготовки многих специалистов, оно же формирует важное качество личности — наблюдательность.

Один из важных принципов организации восприятия заключается в том, что человек воспринимает окружающий мир как фигуру на фоне. Фигура — это то, что ясно и отчетливо осознается, имеет четкие границы и хорошо структурировано. В то же время фон — это нечто неотчетливое, аморфное и неструктурированное. Например, свое имя мы услышим даже в шумной компании — оно обычно сразу выделяется как фигура на звуковом фоне. Однако вся картина восприятия перестраивается, как только становится значимым другой элемент фона. Тогда то, что до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.

Макс Вертгеймер, основатель гештальтпсихологии, определил факторы, обеспечивающие визуальную группировку элементов и выделение фигуры из фона.

Фактор сходства. В фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине, текстуре и т.д.

Фактор близости. В фигуру объединяются близко расположенные элементы.

Фактор «общей судьбы». Элементы могут объединяться общим характером изменений, наблюдаемых в них. Например, если группа воспринимаемых элементов смещается или движется относительно других элементов в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру.

Фактор «вхождения без остатка». Несколько элементов легко объединяются в фигуру тогда, когда не остается ни одного отдельно стоящего элемента.

Фактор «хорошей линии». Из двух пересекающихся или касающихся линий фигурой становится линия с наименьшей кривизной.

Фактор замкнутости. Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.

Фактор простоты (пергнантности). В восприятии происходит организация стимулов таким образом, чтобы получившаяся фигура была максимально симметричной, простой и устойчивой.

Еще одним важным феноменом человеческого восприятия можно считать его иллюзии. Иллюзии восприятия (от лат. illudere — обманывать) определяются как искаженные восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения. Можно назвать следующие их виды:

  • 1) иллюзии, связанные со строением глаза. Примером служат иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными (так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового по размеру черного квадрата на светлом фоне);
  • 2) переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве;
  • 3) иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков (иллюзия Эббингауза);
  • 4) перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера-Лайера прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине. Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большего различия двух соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом;
  • 5) иллюзия железнодорожных путей. Если смотреть вдаль, то складывается впечатление, что параллельные рельсы у горизонта пересекаются.

Причины, вызывающие иллюзии, многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие — влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения, например одним глазом или при неподвижных осях глаз. Ряд иллюзий обусловлен оптикой глаза. Большое значение в возникновении зрительных иллюзий имеют сложившиеся в прошлом опыте временные связи. Зрительные иллюзии восприятия широко используются в живописи и архитектуре.

Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А. Шарпантье: если поднимать два одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру воспринимается как более тяжелый и наоборот. В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если скрестить указательный и средний пальцы и одновременно прикоснуться ими к шарику или горошине, покатать их, то будет восприниматься не один шарик, а два.

Зрительные иллюзии обнаружены и у животных. В частности, именно на их основе формируются различные способы маскировки и мимикрии. Все эти явления убеждают, что существуют какие-то общие факторы, вызывающие возникновение иллюзий, и для многих из них до сих пор нет убедительного толкования.

Источник