Благодаря каким свойствам воздуха мы видим вокруг себя

Благодаря каким свойствам воздуха мы видим вокруг себя thumbnail

Asene­fa
[56.5K]

3 года назад

Воздух обладает многими свойствами. Он не имеет запаха, безвкусен. Воздух легче воды. Он не имеет цвета — бесцветен. А вот благодаря тому, что он прозрачен, мы можем видеть все, что нас окружает. Только представьте, что было бы, если бы воздух не имел прозрачности? Человек был бы во многом ограничен и не видел бы ничего вокруг себя — ни своих близких, ни всей красоты природы! Но несмотря на то, что он бесцветен и прозрачен, воздух занимает место, при нагревании он расширяется, а при охлаждении — сжимается. Даже, если нам кажется, что какой-нибудь предмет совершенно пуст, его наполняет бесцветный, прозрачный воздух.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Мария­СС
[45.4K]

3 года назад

Свойство воздуха, которое позволяет нам видеть окружающий называется прозрачность.

Воздух прозрачен, благодаря этому мы видим отраженные лучи света от предметов, которые беспрепятственно проходят через воздух. Однако, если в воздухе содержится много пыли или воды (туман, например), то прозрачность воздуха снижается и видимость становится гораздо хуже. Чем чище воздух, тем более дальние предметы можно разглядеть.

lady v
[627K]

3 года назад

У воздуха есть немало интересных свойств и благодаря тому, что воздух имеется всюду, с этими свойствами можно проводить интересные опыты. Но вот такое свойство воздуха как прозрачность в доказательстве не нуждается — благодаря ему мы можем видеть даже очень далекие предметы.

Если же в воздухе попадаются посторонние примеси — дым от костра, смог в больших городах, водяной пар как в тумане, то прозрачность воздуха сильно уменьшается и например в густом тумане мы не видим дальше вытянутой руки. Но прозрачность воздуха обусловлена тем, что воздух не имеет цвета — он бесцветный и потому не задерживает лучи света, проходящие сквозь него.

MarkT­olkie­n
[84.1K]

3 года назад

Как уже было сказано, это свойство — прозрачность. Прозрачный воздух дает людям и животным видеть сквозь него предметы окружающего мира. Прозрачность, или, другим словом, невидимость присуща смеси газов (в основном это азот и кислород), необходимой всем нам для жизни. Ведь сам воздух для нас остается невидимым.

Dilya­ra K
[4.8K]

2 года назад

Прозрачность воздуха позволяет нам видеть окружающий мир.

К тому же воздух не имеет запаха и не токсичен для глаз. Это тоже способствует зрению.

Ещё одно замечательное свойство воздуха — то что воздух в атмосфере Земли делает небо голубым и рассеивает солнечный свет. Благодаря этому днем мы видим даже, если нет солнечных лучей. Например, если мы сидим в колодце, то свет от неба позволит нам видеть довольно отчетливо

Знаете ответ?

Источник

Урок по окружающему миру в 3-м классе «Воздух. Его охрана»

  • Ерохина Маргарита Львовна, учитель начальных классов

Цели:

  • познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием «атмосфера»;

  • закреплять представления о газообразных веществах;

  • формировать умение постановки проблемных вопросов;

  • воспитывать культуру общения, умение работать в группах;

Предметные УУД :уметь использовать в речи названия свойств воздуха; воздуха чистымзнать о способах сохранения чистым

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: добывать новые знания; находить ответы на вопросы в учебнике; отличать новое от уже известного

Метапредметные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Тип урока: изучение нового материала.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

  • оборудование для проведения опытов;

  • презентация;

  • учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», 3 класс, 1 часть;

  • рабочая тетрадь А.А. Плешакова по окружающему миру 1 часть;

  • полиэтиленовые пакеты, шприцы

Ход урока

 I. Оргмомент. Повторение пройденного материала

– Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Тему урока, мы определим, отгадав кроссворд. (слайд 1)

Вопросы:

  • Наука о веществах (химия)

  • С его помощью можно обнаружить крахмал (йод)

  • Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная… (кислота)

  • Кислота, используемая для приготовления консервов (уксус)

  • Овощ, из которой получают сахар (свёкла)

  • Разновидность сахара (глюкоза)

II. Сообщение темы урока

(слайд 2) Тема урока «Воздух и его охрана»

(слайд 3) – Что вы знаете о воздухе?

– Что вы хотите узнать?

III. Работа по теме урока

1. Что такое воздух.

Воздух является «невидимкой». Мы его не видим, но знаем, что он повсюду вокруг нас. Мы можем увидеть движение воздуха, когда пускаем мыльные пузыри, или обмахиваемся веером. В реальности существования воздуха мы легко убедимся, проделав простые опыты:

  1. Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите его и попробуйте его осторожно сжать.
    – Легко ли он сжимается?

  1. Наполните небольшой шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень.
    – Можно ли сжать воздух?
    – Что произойдёт, если отпустить палец?

(слайд 4) Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде — на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств, что мы сейчас и делали.

Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. (слайд 5). Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова.

Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном. Так ли нужен Пятый океан Земле?

– Люди, растения и животные живут на дне воздушного океана. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была лишь безжизненным небесным телом.

(чтение учеником стихотворения «Воздух»)

 Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

– В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.

2. Состав и свойства воздуха

– Так что же такое воздух? Это газ, а вернее, смесь газов (слайд 6). Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.

– Откройте рабочую тетрадь стр.18 и восстановите диаграмму (слайд 7), записав, какие газообразные вещества входят в состав воздуха? Подчеркни название газа, который живые существа поглощают при дыхании.

– Какими же свойствами обладает воздух? (слайд 8)

  1. Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
    – Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
    – Нет.
    – Через стену мы видим соседний класс?
    – Нет.
    – А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
    – Да.
    – О каком свойстве воздуха это говорит?
    Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

  2. – Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?
    – Зелёные.
    – Какого цвета школьная парта?
    – Коричневая.
    – А какого цвета воздух?
    – Он бесцветен.
     Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

  3. Ты замечал, что в разных помещениях пахнет по-разному?
    – В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
    – Чистый воздух не пахнет.
    Воздух не имеет запаха.

  4. Сейчас мы проделаем опыт, чтобы узнать ещё одно свойство воздуха. Чтобы убедиться в этом, можно проделать опыты:Опыт 1
     Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку — ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу.
    Что происходит?
    – Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
    Почему это стало возможным?
    – Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.

Читайте также:  Какие свойства может проявлять сероводород

Опыт 2
–Положим на колбу холодную влажную салфетку. Для чего я это делаю? Что же мы видим?
– Мы видим, как вода поднимается по трубке. Воздух, как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

  1. Воздух плохо проводит тепло.

У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.

– А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.

Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (воздух плохо проводит тепло)

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

Вопросы Почемучки? (слайд 9)

  1. Почему в сильные холода птицы сидят нахохлившись?

  2. Почему в домах устанавливают двойные рамы на зиму?

  3. Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!»

– В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы мне можете объяснить с чем или с кем это связано?

Источники загрязнения: (слайд 10)

  • фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль,

  • автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ,

  • пожары, извержения вулканов,

  • загрязнение земли непереработанным мусором.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? Используя текст учебника на стр.47, найдите пути решения этой проблемы. (слайд 11)

IV. Закрепление изученного материала

Тест «Воздух. Его охрана» (слайд 13,14)

  1. Какие вещества входят в состав воздуха?

А. водород, медь, цинк
Б. кислород, азот, углекислый газ
В. хлор, фтор, йод

  1. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

А. азот
Б. кислород
В. углекислый газ

  1. Какими свойствами обладает воздух?

А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохопроводит тепло
В. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

  1. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?

А. При нагревании воздух расширяется
Б. При охлаждении воздух сжимается
В. Воздух плохо проводит тепло

  1. Как нужно охранять воздух от загрязнения?

А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

Ответ: (слайд 15,16) 1. В, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б 

Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

(слайд 18) Для здоровья людей, всего живого на Земле нам нужен чистый воздух. Ведь только чистый воздух дает ЖИЗНЬ!

Итак, закончите фразы :

Я узнал …

Я удивился …

Я хочу еще узнать …

Было трудно …

(слайд 19) Домашнее задание: стр. 44-47, читать, отвечать на вопросы, рабочая тетрадь стр. 20 № 5.

Источник

Воздушная прослойка между нашей планетой и космическим пространством называется атмосферой. Это невидимое глазу, прозрачное покрывало толщиной 300 км., благодаря которому на Земле зародилась жизнь. Чтобы понять его ценность, рассмотрим самые главные свойства воздуха.

Благодаря каким свойствам воздуха мы видим вокруг себя

Для чего нам нужен воздух?

Воздух – абсолютно невидимый, но это не значит, что его нет. Он заполняет собой все пространство, все самые крохотные уголки.

Если посмотреть на прозрачный стакан, то на первый взгляд может показаться, что он абсолютно пустой, но это не так – он наполнен воздухом. Чтобы это проверить, достаточно погрузить его в воду – по мере погружения из него будет выходить воздух в виде больших и маленьких пузырьков.

Благодаря каким свойствам воздуха мы видим вокруг себя

Рис. 1. Пузырьки в воде – это воздух

Воздух имеет огромное значение, и на земном шаре он выполняет следующие функции:

  • Обеспечивает жизнь. К примеру, без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – не больше нескольких дней, а без воздуха может продержаться всего лишь несколько минут. Задержав дыхание, уже через пару секунд хочется сделать вдох поглубже – без воздуха человеческий организм не способен функционировать.
  • Помогает общаться. Все звуки, которые мы слышим, приводят в колебание окружающий воздух. Звуковые волны проникают в барабанную перепонку и таким образом передают сигнал в головной мозг. Именно так мы воспринимаем все звуки – за счет колебательных движений воздуха. Например, на Луне нет атмосферы, и общаться там можно только при помощи жестов.
  • Защищает от негативного космического влияния. Атмосфера, словно упругая подушка, защищает Землю от теплового и ультрафиолетового излучения, метеоритов, радиации, космического холода.

Благодаря каким свойствам воздуха мы видим вокруг себя

Рис. 2. Вид Земли из космоса

Воздушный океан нашей планеты удерживается за счет сил земного притяжения. Если бы на земном шаре не было бы атмосферы, то он выглядел совсем иначе – уныло и пустынно, без какой-либо растительности или живности.

Из чего состоит воздух?

Два столетия назад ученые пришли к выводу, что воздух – это смесь нескольких газов. В состав воздуха входят:

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • кислород;
  • азот;
  • углекислый газ.

Самым важным для дыхания является кислород. Без него живые существа не могли бы получать энергию. Например, при занятиях спортом или физической нагрузке люди начинают часто и глубоко дышать – это необходимо, чтобы организм восполнил затраченную энергию.

Читайте также:  Сосновые иголки полезные свойства и противопоказания какие органы чистят

Атмосфера есть не только на Земле, но и на других планетах, например, на Венере, Марсе. Вот только на их поверхности не были обнаружены признаки жизни, потому что атмосфера состоит из других газов.

Теплофизические свойства воздуха

Узнаем, какими свойствами обладает воздух.

  • Воздух не имеет цвета, он прозрачный. Однако таким свойством обладает только чистый воздух. Например, дым от костра, машин или заводских труб загрязняет и одновременно окрашивает его.

Благодаря каким свойствам воздуха мы видим вокруг себя

Рис. 3. Загрязненный воздух

  • При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается. Это можно проверить на простом опыте: надуть два шарика, и один из них поместить в морозильную камеру, а другой – в теплую воду. Спустя время шарик в морозилке сморщится, а погруженный в теплую воду, напротив, увеличится.
  • Воздух – плохой проводник тепла. Именно поэтому зимой животные стараются распушить свою шерсть, а птицы – перья, чтобы хоть ненадолго задержать воздух и таким образом согреться. Люди для этих целей надевают теплую многослойную одежду.
  • Воздух обладает упругостью, и это его свойство активно используется в самых разных отраслях, достаточно вспомнить накаченные шины автомобилей или велосипедов.

Что мы узнали?

Рассматривая тему по программе 2 класса Окружающего мира, мы выяснили, какова роль воздуха на нашей планете. Также мы узнали, какое свойство воздуха позволяет нам видеть, слышать, поддерживать жизнедеятельность. Все свойства воздуха успешно используются в самых различных отраслях.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 254.

Источник

Галя Логинова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Удивительные свойства воздуха»

«Удивительные свойства воздуха»

Цель:

Создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

1) расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

2) познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

3) активизировать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

1)развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

2) развивать умение делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать интерес к окружающей жизни, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Раздаточный материал: стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка, баночки с «запахом» и без запаха, полиэтиленовые мешочки, бумага, баночки с водой, клюква, мел, камушки, стаканчики с салфетками.

Предварительная работа: беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Султане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского, наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Словарная работа: учёные, лаборатория, вентилятор, прозрачный, невидимый, бесцветный.

Ход занятия.

Воспитатель: (покрутив глобус).

Что вы видите у меня в руках? (глобус). Правильно глобус. Посмотрите, какой он разноцветный.

Какие цвета вы видите на нем? (синий, зеленый, желтый, коричневый).

А как вы думаете, что изображено зеленым цветом (желтым, коричневым и синим?

Воспитатель: Чего больше на Земле, суши или воды? (Воды)

Воспитатель: Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны. Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе — это океаны, в которые впадают все реки, озера, моря.

Воспитатель: Сколько океанов омывает сушу? (Четыре)

Воспитатель: Назовите их, пожалуйста? (Северный — ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический океан)

Воспитатель: Назовите обитателей океана? (Рыбы, киты, дельфины т. д.)

Воспитатель: Все кого мы назвали, живут в океане, скажите, а где живут люди? (Люди живут на земле, т. е. на суше)

Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана – пятого океана. Он без берегов и воды, по нему проплывают серебристые рыбы, а это самолёты. Это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нём. И если бы не было этого воздушного океана, то не было и жизни на земле.

Воспитатель: А что такое воздух? (Это то, чем дышат люди, растения, животные)

Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух)

Дыхательная гимнастика:

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Тихо-тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим.

(медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей

Подыши другой ноздрей.

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Воспитатель: Ребята, молодцы! Почувствовали воздух? Вы сами, того не замечая, провели опыт с воздухом, как это делают настоящие учёные. И сейчас я предлагаю вам пройти в лабораторию, где вас ждёт много интересного (идёте по кругу вдоль столов в лабораторию).

Воспитатель: Ребята, идём тихо, никого не отвлекаем, никому не мешаем. Посмотрите, здесь кто-то работает.

Здравствуйте, а мы к вам.

Г. Е.: Проходите, пожалуйста, а я вас жду. Мне сообщили, что сегодня придут дети из д/с ко мне в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (помещение, где много приборов для экспериментов)

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, быть внимательными, аккуратными, спокойными.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная коробочка.

Хотите узнать, что в ней находится? (открываю)

Что вы видите в коробочке?

Дети: ничего.

Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку, а вы догадаетесь, что находится в коробочке.

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Ребята,как вы думаете: что это за невидимка?

Дети: воздух.

Воспитатель: Я приглашаю вас в свой мир — мир необычного и таинственного. Я приглашаю вас в лабораторию, где мы сможем увидеть, услышать и почувствовать воздух. (Дети надевают халаты)

Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать (ставит песочные часы). Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? (Нет, без воздуха человек умрет). Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, мы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух (растениям,животным)

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

Вывод: воздух жизненно необходим.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет,

Дышат птицы и цветы,

Дышит он, и я, и ты.

Воспитатель: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух. Они поднимаются вверх А почему? (Потому что они лёгкие) Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Воздух выходит из воды. А теперь подуйте сильнее. Что происходит? (Буря) Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

Вывод: внутри нас есть воздух.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг — направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? (Нет, не видим, он невидимка, волшебник)

Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не ви-дим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями! (Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!)

Читайте также:  Какие основные свойства ферментов

Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)

Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)

Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.

Что в пакете? (воздух)

Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)

Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)

Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей) Сейчас мы это проверим. Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи, апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что-то почувствовали, только Саша ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

Воспитатель: А сейчас мы попробуем с вами выйти сухими из воды. Возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Сейчас мы это проверим. Это — стакан, а это – салфетка. Потрогайте её, она сухая? Больше в стакане ничего нет.

Переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости, далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан. А теперь определим, намокла ли салфетка. (не намокла) Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду)

Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.

Воспитатель: А теперь бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (Из мела выходят пузырьки воздуха)

Воспитатель: Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ВОЗДУХ ЕСТЬ ВЕЗДЕ: в пакете, в меле и т. д.

Физкультурная минутка

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Мы вдохнули глубоко, дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли и кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали и локтями повращали.

Вправо, влево повернулись, на соседа оглянулись. (Повороты в разные стороны)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Вверх и вниз рывки руками, будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи. Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

А теперь мы приседаем.

Мы прекрасно понимаем — нужно ноги укреплять.

Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не «выдохнется». По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.

Вывод: Воздух легче, чем вода.

Воспитатель: У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто?Послушайте загадку:

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)

Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть. А что такое ветер? Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас.

Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться? Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете? (ветер)

Вывод: воздух может двигаться.

Еще раз помашите веером и скажите ветер какой? (холодный)

А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали (теплый ветер)

Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.

Игра «Воздушные вихри» Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю», шарики положите в стакан, опустите туда трубочку, закройте ладонями поверхность стакана и подуйте. Бумажные шарики закружатся в воздушном вихре.

Делаем вывод: Опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.

Воспитатель: И так, мы с вами выяснили, что ветер — это и есть воздух.

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть бутылочка. Что в ней находится? (Воздух). Наденем на неё шарик, не очень сильно ее натягивая. Можем ли мы изменить объем воздуха в пробирке? Как это сделать? Оказывается, можем! Опустим бутылку в стакан с горячей водой. Что происходит? Шарик надувается. Почему? Ведь мы не добавляли воздух в пробирку, количество воздуха не изменилось, но объем воздуха увеличился. Это значит, что при нагревании (увеличении температуры) объем воздуха увеличивается. Теперь поставим бутылку в ёмкость с холодной водой. Что мы видим? Шарик втянулся. Почему? Ведь мы не выпускали воздух, его количество опять не изменялось, но объем уменьшился. Это значит, что при охлаждении (уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении — сжимается.

Воспитатель: А что будет, если чистый и воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т. е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.

-Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т. к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.

Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно.

Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.

Воспитатель: Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

Чтобы жизнь торжествовала,

Охранять нам воздух надо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Стихи о воздухе.

Воспитатель:

А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я буду говорить утверждения. Если вы со мной согласны — поднимите руку, если нет, не поднимайте. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон. Да.

Воздухом дышат люди и животные. Да.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.

Человек может жить без воздуха. Нет

Воздух — это вещество, не имеющее цвета. Да.

Воздух тяжелее воды. Нет.

Воздух можно почувствовать. Да.

Воздух можно услышать. Да.

Воздух имеет свою форму. Нет.

Воспитатель:

Мы с вами очень хорошо сегодня потрудились.

Итог Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?

Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. А сейчас вам пора возвращаться.

Е. П.: Спасибо вам Г. Е. за интере?