Видя какой либо предмет человек замечает не все присущие ему свойства
Общая характеристика восприятия
Предметы и явления окружающего мира, действуя на анализаторы человека, вызывают в его мозгу ощущения. Ощущение — это отражение отдельных свойств, или качеств, предметов. Но в мире «не существует просто качеств, существуют только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами» . Предметы и явления внешнего мира, действуя на человека этими качествами в их взаимной связи, отражаются в его мозгу в виде целостных образов, называемых восприятиями. Образы дерева, книги, шума городской улицы и морского прибоя, образы грозы, пахнущего луга, праздничной демонстрации и т. д. являются восприятиями. Восприятие — есть процесс отражения предметов и явлений объективного мира, действующих, в данный момент на анализаторы человека.
- Процесс восприятия человека.
Восприятие возникает на основе ощущений. Без ощущений не может быть восприятия. Но по сравнению с ощущением восприятие — более сложный процесс отражения действительности. Прежде всего оно включает в себя несколько ощущений разных видов. Взяв предмет в руки, мы получаем от него одновременно несколько ощущений: зрительное, тактильное, температурное, ощущение тяжести и пр. Но даже когда мы только слушаем, только смотрим или только осязаем, как это бывает при восприятии речи диктора по радио, при рассматривании картины и узнавании предмета на ощупь, также имеется не одно ощущение, а несколько. Экспериментально доказано, что рече-слуховые, зрительные, осязательные и другие восприятия обязательно сопровождаются движением соответствующего рецептора — речевого органа, глаз, руки. Эти Движения порождают кинестезические ощущения, входящие в состав восприятия любого вида. Взаимосвязь между ощущениями, образующими восприятие, может быть разной. Изменение взаимосвязи дает новое восприятие. Так, меняя порядок расположения звуков в слове, мы получим или новое слово или бессмысленное звукосочетание. Сложность восприятия заключается далее в том, что его полнота, точность и другие особенности зависят от богатства практического опыта человека и от его знаний, приобретенных в процессе обучения. Чем богаче практический опыт человека и чем больше он знает о воспринимаемом объекте, тем точнее, полнее и сознательнее будет его восприятие.
На восприятие человека оказывают влияние также его интересы, убеждения, склонности, чувства, привычки и потребности. Поэтому лица разных убеждений и профессиональных интересов по-разному воспринимают одни и те же объекты действительности.
На восприятии сказывается и психическое состояние человека в данный момент: будучи бодрым и радостным, он воспринимает жизненное явление несколько иначе, чем в состоянии усталости, печали или раздражения.
Свойства восприятия человека.
Индивидуальные особенности человека, своеобразие его жизненного опыта и знаний делают восприятие человека избирательным. Видя какой-либо предмет, он замечает не все присущие ему свойства, а лишь те, которые так или иначе отвечают его потребностям, интересам, чувствам. Избирательность восприятия зависит и от характера деятельности человека.
Восприятие — это не зеркальный, мертвый образ предмета. Оно всегда включено в какую-либо деятельность человека — трудовую, учебную, игровую; поэтому оно активно по своей природе. Восприятие формируется, развивается и осуществляется в активной деятельности человека. Чем активнее и разнообразнее действия человека с объектом, тем более точным и полным будет его восприятие.
При многократном восприятии предмета, и особенно при активном действии с ним, человек воспринимает все новые и новые его свойства и связи. Свои впечатления от предмета он сохраняет в сознании в виде представлений и мыслей, что позволяет ему впоследствии легко узнать и осознать этот предмет.
Осознание объекта происходит благодаря языку. Пользуясь языком, мы можем назвать предмет, описать его, сравнить с другими предметами, отнести его к определенному классу предметов и т. п. Все это делает наше восприятие осмысленным, более точным и позволяет увереннее ориентироваться в окружающем мире.
Из сказанного следует, что восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений и нельзя считать его пассивным отражением того, что нас окружает. Восприятие человека — это сложный, активный и осмысленный процесс отражения предметов и явлений действительности, и этот процесс зависит не только от особенностей воспринимаемого объекта, но и от особенностей воспринимающего субъекта и его деятельности. По сравнению с ощущением, восприятие относится к более высокому уровню чувственного познания мира.
- Восприятие мира человеком.
Восприятие можно рассматривать не только как один из процессов непосредственного отражения объектов внешнего мира, но и как особый вид умственной деятельности (перцептивная деятельность). В тех случаях, когда нам надо рассмотреть какой-либо объект, прислушаться к чему-либо, исследовать предмет на ощупь, определить его запах, цвет, температуру, наше восприятие становится целенаправленным актом и включает в себя несколько отдельных действий, называемых перцептивными.
Физиологические основы восприятия. Восприятие, как и ощущение, имеет рефлекторную природу и осуществляется посредством деятельности анализаторов, но физиологическая основа его значительно сложнее. Сложными являются как раздражители, на которые образуются условные рефлексы при восприятии, так и самый процесс образования этих рефлексов.
Раздражители, на которые образуются условные рефлексы при восприятии,— не простые, как при ощущениях, а комплексные. Любой предмет, воспринимаемый человеком, является комплексным раздражителем. Он состоит из нескольких элементарных — светового, звукового, температурного, механического и др. Особенностью комплексных раздражителей является взаимосвязь между членами комплекса. Различные комбинации одних и тех же простых раздражителей (компонентов комплекса) имеют разное сигнальное значение. Так, четыре равные прямые линии ограничивают разные по форме площади в зависимости от взаимного положения: при одном положении получится квадрат, при другом — ромб.
Образование условных рефлексов на комплексные раздражители возможно лишь при взаимодействии нескольких анализаторов. При восприятии в коре полушарий головного мозга возникают устойчивые внутри анализаторные и меж анализаторные связи. Например, физиологической основой восприятия величины и формы предметов является устойчивая условная связь, сформированная при взаимодействии зрительного, двигательного и кожного анализаторов.
Процесс восприятия физиологически означает анализ и синтез внешних раздражителей на основе ранее приобретенных нервных связей. Наиболее сложная аналитико-синтетическая деятельность протекает в корковых ядрах анализаторов. Разрушение ядер влечет за собой распад восприятия как целостного акта, хотя отдельные ощущения при этом
остаются. Больной с нарушениями коркового ядра слухового анализатора слышит речевые звуки, но не понимает смысла составленного из них (и ранее известного ему) слова, не воспринимает ритма звуковых раздражителей и т. п. В восприятии анализ и синтез взаимно связаны, но на отдельных этапах один из этих процессов может преобладать
- Зрительное восприятие человека.
Процесс восприятия всегда начинается с общей ориентировочной реакции, в момент которой происходит мгновенная рефлекторная настройка анализаторов, т. е. повышение их чувствительности к действующему раздражителю. Например, сбоку от испытуемого зажглась электрическая лампочка. Он невольно поворачивает голову, глаза, а иногда и туловище в ее сторону. В это мгновение зрачки глаз расширяются, чувствительность сетчатки к свету повышается, появляются и другие безусловно-условные компоненты ориентировочной реакции организма. Но как только свет от лампочки подействовал на глаза, ориентировка уточняется: зрачки суживаются, зрительные оси глаз сводятся на источнике света (конвергенция), меняется кривизна хрусталика (аккомодация) , понижается светочувствительность сетчатки. Происходит адаптация к раздражителю. Адаптационные условные и безусловные рефлексы, сменившие ориентировочные рефлексы, помогают яснее выделить объект восприятия из массы других объектов. С этого момента восприятие протекает как более организованный акт в соответствии с закономерностями образования условных рефлексов на комплексные раздражители.
Различают условные рефлексы на одновременные и последовательные комплексные раздражители. Любой воспринимаемый нами предмет — дом, дерево, книга, яблоко — это комплекс одновременно действующих на наши органы чувств раздражителей. А слово, речевой поток, мелодия — это комплекс последовательно действующих звуковых раздражителей.
- Восприятие звука человеком
При образовании условных рефлексов на одновременные комплексы раздражителей важна относительная сила простых раздражителей, составляющих комплекс. Сила понимается не только в физическом смысле (тихий или громкий звук, слабый или яркий свет), но и в физиологическом смысле, т. е. в смысле жизненного значения того или иного раздражителя для человека. Если человек, идя по лесу, испытывает мучительную жажду, то тихое журчание ручья в комплексе других звуков, запахов и цветов будет для него сильным раздражителем, потому что соответствует возникшей потребности. Доказано, что наиболее сильный член комплекса имеет действие, почти равное действию всего комплекса, а действие слабых членов в таком случае остается скрытым, оно маскируется, тормозится. Этой закономерностью объясняется, в частности, факт силы первого впечатления от нового объекта восприятия, которое иногда бывает ошибочным. Так, младшие школьники нередко видят в предмете наиболее яркие, «броские» детали, не замечая менее «сильных», но более существенных его частей или признаков. Поэтому учитель пользуется специальными методическими приемами, позволяющими выделить в предмете или явлении малозаметные существенные признаки.
При образовании условных рефлексов на последовательные комплексы раздражителей наиболее важен порядок следования членов комплекса, длительность действия каждого из них и величина пауз между ними. Этот вывод сделан на основании многочисленных лабораторных экспериментов. Например, образован условный рефлекс на последовательный комплекс индифферентных раздражителей:
- вспыхивание электрической лампочки,
- звонок,
- прикосновение к коже.
Если затем изменить порядок подачи раздражителей на обратный (тактильный, звуковой, световой) и эту комбинацию не подкреплять, то возникнет торможение. Вместо этого получилось два комплексных раздражителя: положительный и отрицательный, хотя оба комплекса состоят из одних и тех же простых раздражителей и действуют на те же нервные клетки коры. Изменилась взаимосвязь между клетками и группами клеток. Из опыта нам известно, что звукосочетание из музыкальных тонов, образующее гамму — до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до,—воспринимается иначе, чем звукосочетание тонов в обратной последовательности. Если пустить кинопленку в обратном порядке кадров, то идущего человека мы будем воспринимать на экране как человека, который пятится назад. Важны и паузы между кадрами: при замедленной экспозиции, например, лошадь, перепрыгивающая через барьер, воспринимается как переплывающая через него. Учитель, обучая детей грамоте, разъясняет им, что от перестановки звуков или букв слово теряет свой смысл или переходит в другое слово (Луша — ушла; рады — дыра; нос — сон).
Особый вид условных рефлексов на комплексные раздражители составляют условные рефлексы на отношение. Для образования условий связи этого вида главным является отношение между членами комплекса, а не особая характеристика каждого из них. Так, при восприятии мелодии важны не абсолютная высота и тембр отдельных музыкальных звуков, составляющих мелодию, а соотношение их по высоте, громкости и длительности. Поэтому одну и ту же мелодию мы узнаем независимо от того, на каком инструменте ее исполняют или какой высоты голос ее поет — тенор, баритон или бас. В основе восприятия геометрических фигур, цифр, букв, музыкальных и стихотворных ритмов, пропорций тела и т. п. также лежат условные рефлексы на отношение.
Система восприятия информации человеком
Система анализаторов, принимающих участие в образовании условных рефлексов на комплексные раздражители, всегда работает как система с обратной связью. В конце каждого рефлекторного акта в кору полушарий поступает информация о результатах этого акта, что ведет к перестройке рефлексов в точном соответствии с условиями восприятия. Обратные связи в анализаторах действуют непрерывно во все время восприятия.
Быстрота образования условных рефлексов на комплексные раздражители и на отношение раздражителей зависит от ранее приобретенных условных рефлексов и их систем. Известно, что устойчивые системы корковых связей (динамические стереотипы) влияют на образование новых условных связей в одних случаях положительно, в других — отрицательно. Эта закономерность высшей нервной деятельности сказывается и на восприятии. Упроченные корковые стереотипы помогают человеку выделить в объекте восприятия прежде всего те свойства и отношения, которые он многократно выделял раньше. В слаженной работе станков ухо музыканта невольно уловит ритм и тембр общего их звучания («музыку машин»), а ухо механика — звуки, сигнализирующие степень исправности каждого механизма. Это означает, что к наличному возбуждению, вызванному объектом восприятия, присоединяется следовое возбуждение и, суммируясь с ним, сильнее тормозит раздражения, идущие от «фоновых» объектов (человек замечает привычные раздражители и не замечает всех прочих). Но упроченные стереотипы иногда мешают увидеть в предмете новые свойства и отношения. Так, ученик с трудом узнает очертания давно знакомых материков на географической карте, если она выполнена в другой проекции. Это означает, что актуализированные связи тормозят образование новых связей.
На образование условных рефлексов, лежащих в основе восприятия, влияет и функциональное состояние коры больших полушарий, степень уравновешенности процессов возбуждения и торможения.
В образовании и актуализации временных нервных связей у человека в момент восприятия обязательно принимает участие вторая сигнальная система.
Физиологическая основа восприятия очень сложна. Некоторые закономерности высшей нервной деятельности, лежащие в основе восприятия человека, еще недостаточно экспериментально изучены.
Понравилась статья? Подпишись на обновления! |
⇐ Индивидуальные различия и развитие ощущений у детей
Свойства восприятия взрослого человека и ребенка ⇒
метки: Ответ, Неверный, Верный, Верно, Человек, Раздражитель, Порог, Различие
Автономная Некоммерческая Организация
«Пермский гуманитарно-технологический институт»
Гуманитарный факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Общая психология»
Раздел 2. Психические процессы.
Темы «Ощущение», «Восприятие», «Память»
Выполнил: студент гр. П-12-3з
Морозова А.С.
Проверила:
Демидова Л.А.
Пермь 2013
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Раздел 2. Психические процессы
Тема 2.1. Ощущение и восприятие
Задания
2.1.1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
1. Основным источником наших знаний о внешнем мире являются ощущения и восприятие.
2. Ощущение, как и всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.
3. Особенность ощущений в том, что в них происходит чувствительное отражение предметов и явлений материального мира.
4. Генетически самое раннее чувственное психическое явление — ощущение.
5. Действие внешних раздражителей на анализаторы человека подчиняется физиологическим механизмам.
6. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сесибилизацие.
7. Психифизический закон Вебера-Фехнера формулируется так: сила ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя.
8. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различия ( или разностным поргом ).
2.1.2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. К экстероцептивным ощущениям относят… (а) зрительные ощущения; (б) ощущения вибрации; (в) органические ощущения; (г) ощущения боли; (д) все ответы верны; (е) все ответы неверны.
11 стр., 5233 слов
Решение практических психологических задач Ощущение
… из описанных фактов? Чем объясняется различие в отражении фигуры при различной длительности восприятия? А. При предъявлении фигуры в … понимание характера. а) характер – это такое совокупное психическое свойство человека, которое и наследуется, и формируется в … опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения. Г. При обтирании лица холодной водой острота …
2. Основные свойства ощущений – это… (а) константность; (б) интенсивность; (в) предметность; (г) обобщенность; (д) все ответы верны; (е) все ответы неверны.
3. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется… (а) верхним абсолютным порогом чувствительности; (б) разностным порогом; (в) нижним порогом; (г) интенсивностью ощущения; (д) все ответы верны; (е) все ответы неверны.
4. К изменению чувствительности приводит… (а) адаптация; (б) синестезия; (в) сенсибилизация; (г) избирательность; (д) все ответы верны; (е) все ответы неверны.
5. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую – это… (а) аккомодация; (б) конвергенция; (в) синестезия; (г) сенсибилизация; (д) все ответы верны; (е) все ответы неверны.
6. В структуру каждого ощущения входит… (а) обобщение; (б) движение; (в) анализ; (г) все ответы верны; (д) все ответы неверны.
2.1.3. Выберите правильные суждения из предложенных.
1. Внешний мир, свойства его предметов и явлений могут проникнуть в наше сознание, минуя ощущения, путем логических рассуждений.
Ответ: Не верно. Познание человеком внешнего мира осуществляется посредством ощущений. В соответствии с этим, ощущения являются источником знаний.
2. Ощущения многих других свойств объективного мира (например, формы, величины, отдаленности) возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.
Ответ:
3. В отличие от животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом общественно-исторического развития культуры.
Ответ: Верно. Ощущения человека имеют, в принципе, осмысленный, осознанный характер, хотя существуют и неосознанные ощущения
4. Восприятие следует рассматривать как комплекс ассоциативно связанных ощущений.
Ответ: Верно. Ощущения — это «кирпичики» из которых складывается восприятие.
5. Орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители, и этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения.
5 стр., 2273 слов
Мы гарантируем максимальную конфиденциальность при обработке данных Вами ответов
… для меня Ни верно, ни неверно для меня Скорее верно для меня Абсолютно верно для меня 2. Пожалуйста, убедитесь, что номер ответа соответствует номеру … у меня не получится. 116. Я всегда ищу новых, захватывающих ощущений. 117. Когда что-то не выходит так, как надо, у … последний момент. 154. Моё первое впечатление о людях всегда оказывалось верным. 155. Для меня не так важно, окружают ли меня другие …
Ответ: Не верно. т. е. ощущение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время эта теория признана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.
6. Ощущение есть не только отражение объективного мира, но еще и деятельность или ее компонент.
Ответ: Верно. Ощущение — активный процесс, осуществляемый как система сенсорных действий, направленных на селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия и обеспечивающих адекватное отражение окружающего мира.
2.1.4. Попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Пахнет ли роза, если ее никто не нюхает? Отражается ли что-нибудь в зеркале, если в него никто не смотрится?
Ответ. Запах — категория объективная; он существует вне зависимости от наличия «нюхателя». А вот зеркало — это предмет, отражающий все, что находится вокруг (живое и неживое).
Так что ничего не отражать он попросту не может! Если в него никто не смотрится специально, вокруг ведь что-то все равно находится!.. Если зеркало лежит на земле стеклом вверх — отражается небо. Если лежит стеклом вниз — земля, трава, пол.
2. Вещи и их свойства существуют объективно, а их ощущения и восприятия?
Ответ: Ощущение и восприятие вещей, предметов, животных, растений- субъективны. Вот, к примеру, утюг достаточно горячий, это его сиюминутное свойство. Однако, насколько он горяч — каждый ощущает по-своему, то есть субъективно!
3. Верно ли, что для стоматолога ваша зубная боль – объективная реальность?
5 стр., 2015 слов
Тестовые задания по теме с эталонами ответов. Тема: «Философия сознания»
1. Занятие № 28 Тема: «Философия сознания» 2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: традиционное занятие. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения. 3. Значение темы (актуальность изучаемой проблемы). тема «Философия сознания» одна из самых важных и сложных тем в курсе философии. В рамках этой темы …
Ответ: скорее да, чем нет (если рассматривать реальность как данность свободную от субъективных воздействий)
4. Верно ли, что люди с плохим зрением в очках лучше слышат?
Ответ: Объективно — НЕТ, но СУБЪЕКТИВНО — вполне возможно, что некоторые и вправду лучше слышат, так им кажется.
5. Почему зуб при ощупывании языком кажется больше, чем при разглядывании?
Ответ: Это тоже субъективное ощущение. Больной зуб с его болью стоит как бы в центре твоего Я. А то, что в центре — всегда кажется больше другого.
6. Почему мы можем испытывать вкусовые и обонятельные ощущения, не видя и не осязая соответствующих предметов?
Ответ: Потому, что у нас есть рецепторы, рецепторы зрения в роговицах глаза, рецепторы вкуса на языке, рецепторы обоняния в носу и они независимы друг от друга
7. Почему полным людям рекомендуется надевать одежду не с поперечными, а с продольными полосками?
Ответ: Потому что зрительно (а значит — субъективно!) поперечные полосы делают любую вещь (и полного человека в том числе) шире, а продольные – вытягивают.
2.1.5. Верны или нет следующие утверждения? Почему?
1. Стимул или объект имеют больше шансов попасть в поле восприятия, если они сложны.
2. Наше восприятие организовано таким образом, что любой объект мы видим как фигуру, выделяющуюся на каком-то фоне.
3. У каждого биологического вида свое восприятие действительности.
4. Интуиция основана на предпороговом восприятии информации.
5. Видя какой-либо предмет, человек замечает не все присущие ему свойства, а лишь те, которые так или иначе отвечают его требованиям, интересам и чувствам.
6. Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим.
2.1.6. Приведите пример для каждого из следующих законов восприятия:
1. Эффект сходства;
Пример: Люди симпатичны нам тем больше, чем сильнее они на нас похожи. Это означает не только то, что они должны выглядеть так же, как и мы, но и то, что у них должны быть сходные с нашими установки и ценности. К примеру, если окажется, что незнакомому человеку нравятся те же фильмы, что и вам, то вы скорее всего оцените это как плюс в пользу этого человека. Вне всякого сомнения, вы подумаете, что у этого человека утонченный вкус.
8 стр., 3642 слов
Виды памяти. Воспитание личным примером
СодержаниеВВЕДЕНИЕ1. Память: сущность, виды и функции. Развитие и совершенствование профессиональной памяти 2. Метод примера и его роль в формировании, воспитании личности Заключение Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ Психология и педагогика — науки о жизни. Человек живет и действует, решая возникающие перед ним проблемы и задачи, встречаясь с кризисами и преодолевая их, испытывая влияние …
2. Эффект близости: близко;
Пример: Люди, которые пространственно ближе друг к другу, быстрее завязывают дружбу и вступают в интимные связи, чем те, что дальше. В какой-то мере это очевидно. Люди, которые находятся рядом, чаще встречаются, и поэтому у них больше возможностей познакомиться и подружиться.
3. Фактор «общей судьбы»;
Пример: Фактор общей судьбы — объединение в гештальт элементов, имеющих общую динамику функционирования и развития. Это может быть, например, выделение трех точек, движущихся в одном направлении, среди множества других, движущихся в разных направлениях.
4. Фактор «хорошего продолжения»;
Пример:
5. Фактор замкнутости;
Пример:
6. Фактор группировки без остатка.
Пример:
Тема 2.2. Память
Задания
2.2.1. Проанализируйте следующие утверждения. Какие из них неверны и почему?
1. Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться меньше секунды;
Не верно: Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир и органами чувств человека на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1- 0,5 сек. Если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 сек (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует).
23 стр., 11435 слов
Возможности использования непроизвольной памяти младших школьников при формировании табличных случаев сложения и вычитания однозначных чисел
… направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении (Запоминание — психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее м … Как мы можем видеть, лишь один ученик смог выполнить верно, всё задание, а большая часть класса показала низкий … на 15 частей. Убери одну часть. Сколько осталось? Верно ли, что 15-1=14? Убери две части. …
Это второй уровень — кратковременная память. Кратковременная память все же поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психика возможности не имеет.
2. В случае если требуется на короткое время сохранить информацию, состоящую более чем из 4 элементов, мозг автоматически осуществляет их перегруппировку;
Верно: Кратковременная память ограничена по объему, при однократном предъявлении в кратковременной памяти помещается в среднем 7±2. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ».
3. Емкость долговременной памяти и длительность хранения в ней информации зависит от важности запоминаемого материала;
Верно: Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны. Они зависят от важности для субъекта запоминаемой информации, а также от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения.
4. Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание;
Верно: Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Один и тот же материал, будь то математика или психология легче усваивается при обучении у одного преподавателя, чем у другого.
Тульвинг и его сотрудники выдвинули принцип специфичности кодирования, согласно которому то, что сохраняется в памяти, всегда тесно связано с ситуацией, в которой оно запомнилось. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, в котором произошло запоминание. Это явление следует связывать с тем фактом, что, научение чаще всего зависит от состояния сознания или эмоционального состояния в тот момент, когда это научение происходило. Необходимо также помнить, что порой под влиянием сильных эмоций некоторые события запоминаются на всю жизнь, даже если в дальнейшем они уже никогда не повторяются.
6 стр., 2980 слов
ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ МАТЕРИАЛА
ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка ……………………………………………… 3 стр. Тематика, основное содержание семинарских занятий, литература для подготовки к занятиям …………………………… 4 стр. Требования к уровню освоения материала курса ………………… 10 стр. Примерные вопросы к экзамену …………………………………… 10 стр. Список основной литературы к курсу ……………………………… 11 стр. …
5. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить;
Верно: Согласно эффекту Зейграника человек лучше всего помнит, то что ему не удалось выполнить доконца. Ну и действительно нужно помнить лучше всего, то что ты не успел сделать, т.к. это может быть что-то жизненно важное для выживания организма. Ну а примером может служить, то что мы же например долго «прокручиваем» в голове решение задачи, которую не решили. Потом согласно когнитивной психологи мы мир воспринимаем как модель и задача этой модели позволить выжить организму, а любое несоответствие модели и мира запускает механизм когнитивного диссонанса. И мозг пытается устранить этот дисананс. Как раз решение прооблемы и есть один из них.
6. Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем длительное ее изучение;
Не верно: Что же касается обучения, то тут, по крайней мере, одно совершенно ясно: зазубривание перед самым экзаменом — вещь сравнительно бесполезная с точки зрения — приобретения знаний. Очень многие студенты садятся за учебники только в сессию и исключительно для того, чтобы получить хорошую оценку. Подобных подход, которому сильно способствует традиционная система обучения, чрезвычайно вреден для накопления и систематизации знаний. Только такая организация учебного процесса, при которой материал для запоминания преподносится в различных контекстах и на разных уровнях проработки, может обеспечить прочное закрепление знаний и быстрое извлечение их и долговременной памяти.
7. Всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем узнать его среди других предъявляемых предметов;
8. Кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет;
Верно: Исследования показали, что в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная память существенно улучшается. Затем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а позднее, от 30 до 70 лет, может либо улучшаться, либо медленно ухудшаться.
9. Процессы памяти не связаны с процессами мышления;
Не верно: Память начинается с запоминания. Запоминание — этопроцесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения.
10. В оперативной памяти информация сохраняется на более длительный срок, чем в кратковременной памяти.
Верно: Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.
2.2.2. Проанализируйте следующие тексты. Что в них правильно, что спорно, что неверно и почему? Какие теоретические концепции стоят за этими мнениями?
1. Мы не привыкли считать память социальным актом. Прежние психологи описывали память непосредственно после ощущения и восприятия. Память считалась индивидуальным актом. Бергсон допускает, что отдельный человек обладает памятью. Я так не считаю. Один человек не обладает памятью и в ней не нуждается. Для изолированного человека воспоминание бесполезно, и Робинзону совсем ни к чему вести дневник на своем острове. Если же он все-таки ведет его, то только потому, что он надеется вернуться к людям. Память – это в первую очередь социальная функция;
2. Процесс памяти сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов. Свидетельством этому является известный житейский прием завязывания узелка на память;
3. Запоминание – процесс, подчиненный принципу целостности, первичности целого по отношению к его частям. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме.
Верно: Первоначальная форма запоминания — так называемое не преднамеренное или непроизвольное запоминание, т. е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, считанные без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они напоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношение к окружающему. Одним из условий успешного запоминания является также систематизация материала. Приведенный в систему, он легче запоминается, дольше хранится в памяти. Исследования А.А. Смирнова, Л.В. Занкова выявили значительное преимущество в запоминании сгруппированного текста перед не сгруппированным. Систематизация может протекать в разных направлениях: путем объединения объектов запоминания по одному какому-либо признаку, например, распределение предметов по группам в зависимости от цвета, величины и формы и пр., путем объединения материала (например, по истории) в хронологическом следовании событий и путем систематизации его в соответствии с предложенной схемой, например, при обобщенной характеристике географических зон и т.п.