Вариант 3 в каком предложений содержится информацию

Вариант 3 в каком предложений содержится информацию thumbnail

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

— (1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок.

— (2)Как же, — спрашивают, — при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались достаточно известным мастером слова?

— (3)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении. (4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи… (5)Я получил своё мастерство, как понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все. (6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык.

(7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выражение. (8)Есть яблоко умное, выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое — наверху круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже пальцем погрожу и скажу…

(10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки!

(11)Искусство — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли.

(14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать.

(16)Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому.

(17)Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писаний, убегающих в Лету, найти одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль, заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину, давно уже в море исчезла, а льдина все лежит, лежит и тратится только по капельке.

(20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я всегда изумляюсь, как это я, ленивый, легкомысленный и вообще недостойный, мог написать такую страницу? (21)После раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои друзья, и оттого у нас вместе получилась такая страница.

(22)У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу.

(23)Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с человеком по тропе и говорю ему. (24)Человек ушёл — я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю.

(25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол.

(28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь.

(По М. Пришвину*)

*Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954 гг.) — русский писатель, автор произведений о природе.

Источник

Èíôîðìàöèîííàÿ îáðàáîòêà òåêñòà — ýòî âàæíîå è äàëåêî íå ñàìîå ïðîñòîå çàäàíèå èç ÅÃÝ ïî ðóññêîìó ÿçûêó. Äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîíÿòü ñàìûå âàæíûå ïðèíöèïû, êîòîðûå ïîìîãóò âûïîëíèòü åãî áåç îøèáîê, ìû íèæå ðàññìîòðèì ïðèìåð çàäàíèÿ íà èíôîðìàöèîííóþ îáðàáîòêó òåêñòà è âûïîëíèì åãî, ðàçîáðàâ ïî ïóíêòàì.

Êàê ïðàâèëüíî âûïîëíèòü çàäàíèå 1 «Èíôîðìàöèîííàÿ îáðàáîòêà òåêñòà»?

Èíôîðìàöèîííàÿ îáðàáîòêà òåêñòà íå òðåáóåò êàêèõ-ëèáî òî÷íûõ ñïåöèàëüíûõ çíàíèé. Äëÿ òîãî, ÷òîáû âûïîëíèòü çàäàíèå 1 ïî ÅÃÝ, íóæíî óìåòü âíèêíóòü â ñóòü òåêñòà è ðàáîòàòü ñ èíôîðìàöèåé — èìåííî íà ïðîâåðêó ýòîãî óìåíèÿ íàïðàâëåíî äàííîå çàäàíèå.

Òåêñòû, êîòîðûå äàþòñÿ â çàäàíèè, ìîãóò áûòü ñàìûìè ðàçëè÷íûìè. Îäíè èç íèõ ìîãóò ñîäåðæàòü òî÷íûå äàííûå, â äðóãèõ íóæíî áóäåò óëîâèòü çàâóàëèðîâàííûé ñìûñë. ×òîáû âûïîëíèòü ýòî çàäàíèå ïðàâèëüíî, íåîáõîäèìî ïîíÿòü òåêñò. ×òîáû ïîíÿòü òåêñò, íóæíî ïðîàíàëèçèðîâàòü ëîãèêó ïîñòðîåíèÿ äàííîãî îòðûâêà, âûÿâèòü ëîãè÷åñêèå ñâÿçè ìåæäó ïðåäëîæåíèÿìè. Ïîñëå ýòîãî áóäåò ãîðàçäî ëåã÷å ñôîðìóëèðîâàòü ãëàâíóþ ìûñëü âñåãî îòðûâêà è, ñîïîñòàâèâ åå ñ âàðèàíòàìè îòâåòà, âûáðàòü âåðíûé.

Êàêèå ïðåäëîæåíèÿ íå ìîãóò ÿâëÿòüñÿ âåðíûì îòâåòîì ê çàäàíèþ 1?
 

  1. Ïðåäëîæåíèÿ, ñóòü êîòîðûõ ïðîòèâîðå÷èò ñîäåðæàíèþ òåêñòà;

  2. Ïðåäëîæåíèÿ, â êîòîðûõ ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííàÿ ñâÿçü îòëè÷àåòñÿ îò òîé, êîòîðàÿ äàåòñÿ â òåêñòå;

  3. Ïðåäëîæåíèÿ, ñîäåðæàùèå îòñóòñòâóþùóþ â òåêñòå èíôîðìàöèþ;

  4. Ïðåäëîæåíèÿ, êîòîðûå ïîäàþò òîëüêî ÷àñòü âñåé èíôîðìàöèè èç òåêñòà;

  5. Ïðåäëîæåíèÿ, â êîòîðûõ âñå âíèìàíèå âïëîòü äî ìåëü÷àéøèõ äåòàëåé óäåëÿåòñÿ âòîðîñòåïåííîé èíôîðìàöèè;

  6. Ïðåäëîæåíèÿ, êîòîðûå äîñëîâíî öèòèðóþò ïîäðîáíîñòè è ìåëêèå äåòàëè èç òåêñòà.
     

Ñòîèò îáðàòèòü âíèìàíèå íà ïðåäëîæåíèÿ, êîòîðûå:
 

  • ÷åòêî è ÿñíî ôîðìóëèðóþò îñíîâíóþ ìûñëü òåêñòà;

  • êðàòêî, íî ïîëíî ñîîáùàþò âñå îñíîâíûå èíôîðìàöèîííûå ïóíêòû ñîäåðæàíèÿ òåêñòà.
     

Èòàê, ïîäâåäåì èòîã. ×òîáû ïðàâèëüíî ñäåëàòü çàäàíèå ïî èíôîðìàöèîííîé îáðàáîòêå òåêñòà, íåîáõîäèìî:
 

  • Âíèìàòåëüíî ïðî÷èòàòü ïðåäîñòàâëåííûé òåêñò.

  • Îòâåòèòü äëÿ ñåáÿ íà âîïðîñû: «Î ÷åì ïîâåñòâóåò äàííûé òåêñò?», «×òî èìåííî ñîîáùàåòñÿ â òåêñòå?», «Êàêîâà ãëàâíàÿ èíôîðìàöèÿ, à ÷òî ÿâëÿåòñÿ âòîðîñòåïåííûì?»

  • Âûÿâèòü ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûå ñâÿçè â òåêñòå, åñëè òàêèå èìåþòñÿ.

Читайте также:  Киви какие витамины содержится

Èòàê, äàâàéòå ðàññìîòðèì ïðèìåð çàäàíèÿ ÅÃÝ ïî ðóññêîìó ÿçûêó «Èíôîðìàöèîííàÿ îáðàáîòêà òåêñòà».

 êàêîì èç ïðèâåä¸ííûõ íèæå ïðåäëîæåíèé âåðíî ïåðåäàíà ãëàâíàÿ èíôîðìàöèÿ, ñîäåðæàùàÿñÿ â òåêñòå?
 

Óæå â íàñòîÿùåå âðåìÿ ÷åëîâå÷åñòâî îñòðî îùóùàåò íåäîñòàòîê ïðåñíîé âîäû, è ñ êàæäûì ãîäîì ïðîáëåìà îáåñïå÷åíèÿ âîäîé ïðèîáðåòàåò âñ¸ áîëüøóþ îñòðîòó: âåäü îáùåå ïîòðåáëåíèå âîäû â ìèðå â òûñÿ÷ó ðàç ïðåâûøàåò èñïîëüçîâàíèå âñåõ îñòàëüíûõ ðåñóðñîâ âìåñòå âçÿòûõ. Äëÿ óòîëåíèÿ «âîäíîãî ãîëîäà» æèòåëåé íàøåé ïëàíåòû ñóùåñòâóþò ðàçëè÷íûå ïóòè. Îäèí èç íàèáîëåå ýôôåêòèâíûõ — îïðåñíåíèå ñîë¸íûõ âîä Ìèðîâîãî îêåàíà, òåì áîëåå ÷òî áîëüøèå ïëîùàäè çàñóøëèâûõ è ìàëîîáâîäí¸ííûõ òåððèòîðèé ïðèìûêàþò ê åãî áåðåãàì.

  1. Îïðåñíåíèå ìîðñêèõ âîä — ýòî îäèí èç ñàìûõ ýôôåêòèâíûõ ïóòåé ðåøåíèÿ ïðîáëåìû îñòðîé íåõâàòêè ïðåñíîé âîäû, ïîýòîìó â íàñòîÿùåå âðåìÿ ÷åëîâå÷åñòâó èçâåñòíî íå ìåíåå òðèäöàòè ñïîñîáîâ ðåøåíèÿ ýòîé ñëîæíîé çàäà÷è.

  2. Óæå ñåãîäíÿ ÷åëîâå÷åñòâî îñòðî îùóùàåò íåäîñòàòîê ïðåñíîé âîäû, è ñ êàæäûì ãîäîì ïðîáëåìà îáåñïå÷åíèÿ âîäîé ïðèîáðåòàåò âñ¸ áîëüøóþ îñòðîòó, òàê êàê îáùåå ïîòðåáëåíèå âîäû â ìèðå âñ¸ âðåìÿ âîçðàñòàåò.

  3. Äëÿ ðåøåíèÿ îäíîé èç îñòðûõ ïðîáëåì ÷åëîâå÷åñòâà — íåõâàòêè ïðåñíîé âîäû — ñóùåñòâóþò ðàçëè÷íûå ïóòè, ñàìûì ýôôåêòèâíûì è öåëåñîîáðàçíûì èç êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ îïðåñíåíèå ñîë¸íûõ âîä Ìèðîâîãî îêåàíà.

  4. Áîëüøèå ïëîùàäè çàñóøëèâûõ è ìàëîîáâîäí¸ííûõ òåððèòîðèé ïðèìûêàþò ê áåðåãàì Ìèðîâîãî îêåàíà, ïîýòîìó æèòåëè, íàñåëÿþùèå ýòè òåððèòîðèè, îùóùàþò îñòðóþ íåõâàòêó ïðåñíîé âîäû.
     

Èòàê, äàííûé òåêñò ñîîáùàåò íàì, ÷òî ïðîáëåìà íåõâàòêè ïðåñíîé âîäû ÿâëÿåòñÿ î÷åíü îñòðîé, òàê êàê ïîòðåáëåíèå ýòîãî ðåñóðñà ÿâëÿåòñÿ æèçíåííî íåîáõîäèìûì äëÿ íàñ. Ïóòåé ðåøåíèÿ äàííîé ïðîáëåìû ñóùåñòâóåò ìíîãî, íî ñàìûé ýôôåêòèâíûé — îïðåñíåíèå âîä Ìèðîâîãî îêåàíà.

Âàðèàíò 1, êàçàëîñü áû, ïåðåäàåò èíôîðìàöèþ èç òåêñòà, íî â ýòîì ïðåäëîæåíèè âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ ñàìîìó ïðîöåññó îïðåñíåíèÿ âîä, à íå ïðîáëåìå íåõâàòêè ïðåñíîé âîäû. Òàêæå â ïðåäëîæåíèè ñäåëàí àêöåíò íà äîïîëíèòåëüíîé èíôîðìàöèè (íå ìåíåå òðèäöàòè ñïîñîáîâ îïðåñíåíèÿ), êîòîðîé íåò â èñõîäíîì òåêñòå. Äàííûé âàðèàíò íå ÿâëÿåòñÿ âåðíûì.

Âàðèàíò 2 äåëàåò ìàêñèìàëüíûé àêöåíò èñêëþ÷èòåëüíî íà ïðîáëåìå íåõâàòêè ïðåñíîé âîäû, íå ãîâîðÿ íè÷åãî î ñïîñîáàõ ðåøåíèÿ ýòîé ïðîáëåìû. Ýòîò âàðèàíò òàêæå íå ÿâëÿåòñÿ âåðíûì.

Âàðèàíò 4 ïåðåäàåò èíôîðìàöèþ íåêîððåêòíî, íàðóøàÿ ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûå ñâÿçè: æèòåëè çàñóøëèâûõ òåððèòîðèé èñïûòûâàþò íåõâàòêó ïðåñíîé âîäû èç-çà òîãî, ÷òî ýòè òåððèòîðèè íàõîäÿòñÿ ïîáëèçîñòè îò âîä Ìèðîâîãî îêåàíà. Ýòà èíôîðìàöèÿ, à çíà÷èò è âàðèàíò îòâåòà, íå ÿâëÿåòñÿ êîððåêòíîé.

Âàðèàíò 3 ÿâëÿåòñÿ âåðíûì, òàê êàê âåðíî âûäåëÿåò ãëàâíóþ ìûñëü òåêñòà — âîçðàñòàþùàÿ íåõâàòêà ïðåñíîé âîäû, âàæíîñòü ýòîé ïðîáëåìû äëÿ ÷åëîâå÷åñòâà, à òàêæå ïóòè ðåøåíèÿ ýòîé ïðîáëåìû — ïîìèìî ïðî÷èõ, îïðåñíåíèå âîä Ìèðîâîãî îêåàíà.

Источник

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Когда-то в России был такой возраст: отрочество. (2)Недаром Лев Толстой так и назвал три части своей трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность». (3)В самом главном нашем Академическом словаре написано, что отрочество «возраст между детством и юностью».

(4)По-моему, довольно непонятное пояснение. (5)Когда кончается детство? (6)У всех по-разному. (7)У одних — в шесть лет: они уже и младших нянчат, на огороде и во дворе родителям по-взрослому помогают. (8)А приходилось встречать и таких, у кого оно и в 40 лет ещё не кончилось.

(9)Но этот возраст — отрочество — всё равно существует. (10)И он, может быть, самый важный в жизни человека.

(11)В это время складываются привычки. (12)Хорошие или плохие, но на всю жизнь. (13)Совершаются благородные поступки — потому что тяга к добру ещё не задавлена, не скорректирована корыстными или ещё какими-нибудь расчётами. (14)Принимаются важные решения. (15)И некоторые люди следуют тому, что решили в отрочестве, всю свою жизнь.

(16)В это важное, но короткое время или прочитываются некоторые книги — или не прочитываются уже никогда. (17)Потому что есть три закона чтения, и два с половиной из них выведены мною лично.

(18)Первый: нет книг, которые читать — рано.

(19)Второй: есть книги, которые читать — поздно.

(20)И третий: именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. (21) Составить — и после этого отказаться от чтения всякой чепухи, которой сейчас везде — навалом.

(22)Поясню первый закон. (23)Никто не скажет вам заранее, что именно вам читать рано. (24)Потому что — у всех по-разному! (25)Одному — рано, а другому — в самый раз. (26)А его ровеснику до самой старости будет рано: читает — и не может понять, что к чему.

(27)Если вам рано читать эту книжку — вы сами же первый это и заметите. (28)И отложите её до лучших дней. (29)Так что если книга оказалась вам не по возрасту, не по уму — ничего страшного, вернитесь к ней позже. (30)Но установить это можно, мне кажется, только опытным путём — начав читать. (31)Знаю точно, что одни в 15 лет проглатывали «Преступление и наказание» Достоевского, для других чтение гениального романа было истинным наказанием.

(32)Со вторым законом дело обстоит серьёзнее.

(33)Да, есть такие книжки, которые надо прочесть именно лет в 12, в 14. (34)Во-первых, только в этом возрасте вы получите от неё стопроцентное удовольствие. (35)А во-вторых — создадите себе задел (то есть нужный запас) на будущее. (З6)Это же здорово — перечитать когда-нибудь на отдыхе «Приключения Тома Сойера»! (37)Я знаю людей, которые перечитывали эту книжку своего детства — со знакомыми иллюстрациями! — несколько раз: в 25 лет, потом около сорока лет и так далее. (38)Но я не встречала таких, кто уселся читать её первый раз в 40 лет. (39)Во-первых — некогда. (40)Во-вторых — и в голову не придёт. (41)А в-третьих, если и возьмётесь — вряд ли будете читать взахлёб. (42)Так, полистаете с лёгкой улыбкой. (43)«Жаль, — скажете, — что в детстве не попалась…»

Читайте также:  Содержание калия в каких продуктах содержится

(44)В общем, поленился в своё время — проиграл на всю жизнь.

(45)Что касается третьего закона — многие подумают: а что плохого в чтении пустых, попавшихся случайно под руку или просто модных в этот момент книг? (46)Некоторые так и считают — а что? (47)Ничего особенного. (48)Мура, но читать можно.

(49)А дело-то главным образом в том, что плохая книжка навсегда лишает вас возможности прочесть хорошую. (50)Время-то не безразмерное.

(51)Когда я училась в шестом классе и продолжала читать, как говорится, запоем, вдруг вычитала где-то, что человек за жизнь может прочесть, кажется, не более 7 тысяч книг. (52)Неважно, точная это цифра или нет. (53)Важно то, что я пришла в ужас от мысли, что читаемые мною второсортные книги, поглощая отмеренные человеку для чтения часы (их и так не очень много остаётся — от других дел), явно меня чего-то лишают. (54)В первую очередь — возможности прочесть какие-то другие книги — те самые, которые в жизни прочесть необходимо. (55)Я ещё не знала толком — какие. (56)Но уже точно знала, что они есть. (57)У полки (иногда её называют золотая полка), на которой стоят вот эти самые книги, которые надо успеть прочитать до 14—15 лет (ну, в крайнем случае до 17), есть одно свойство: не все видят те книжки, которые на ней стоят. (58)Кто-то и во всю жизнь многих из них так и не увидит и, конечно, не прочтёт.

(59)Не прочитать их так же обидно, как никогда не увидеть, например, другие страны. (60)Если же кто-то скажет — «Подумаешь, какие дела — ну не прочитаю какую-то книжку!..» — так это всё равно, что сказать: «Подумаешь — не увижу какой-то ваш Париж!»

(61)Не будете же вы кидаться объяснять такому человеку, зачем нужно увидеть в жизни Париж или, скажем, Рим. (62)Просто пожмёте плечами, да и всё. (63)Кто-то, может, ещё у виска пальцем покрутит — соображай, мол, что несёшь.

(64)И когда приятель тебе скажет: «Ты что — читать книжку собрался? Зачем тебе это надо?!», то имей в виду: вряд ли всё-таки миллионы людей были глупые, а он — умный. (65)Скорей уж наоборот, вот что я думаю.

(По М. Чудаковой *)

* Мариэтта Омаровна Чудакова (род. в 1937 г.) — российский литературовед, историк, доктор филологических наук, критик, писательница, мемуарист, общественный деятель. Автор более 200 научных работ и статей в области филологии, истории литературы и литературной критики.

Источник

Готовимся к экзамену по русскому языку:

Тема «Определение главной информации предложенного текста»

Примерное решение задания №1

Прочитайте текст и выполните заданий 1-3.

(1) Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2) Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3) Именно (…) в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

Ответ: 3, 5

РЕШЕНИЕ задания

    Итак, приступим к разбору данного задания. Оно  не требует от ученика специальных знаний, нужно очень внимательно прочитать предложенный текст. Это задание проверяет ваше умение понимать информацию. Внимательно прочитайте условие: нас интересует фраза «верно передана ГЛАВНАЯ информация». Что такое «ГЛАВНАЯ информация»? Каким слово можно заменить это словосочетание? Главная информация — это главная (основная) мысль текста.

     Главная мысль текста – это сжато сформулированное содержание, реализация авторского замысла, которая передает его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, это то, что хотел сказать автор. 

Читайте также:  Какие углеводы содержаться в груше

      Ваша задача — выбрать те ответы, где в сокращённом тексте сохранена в полном объёме информация. Необходимо соотнести содержание текста с предложенными предложениями и выбрать те, в которых нет фактических ошибок и в которых основная информация не содержит перечислений, дополнительной детализации. 

— Какая информация содержится в предложенном тексте? Ответ: это текст о Сибири, которой Россия в планах экономического развития уделяет большое значение, потому что Сибирь — это огромная территория и крупнейшая сокровищница запасов нефти, газа, угля и т.д. Конечно, последнее утверждение о природных богатствах Сибири более весомое, точнее передаёт основную мысль текста, поэтому правильные ответы будут в 3 и 5 предложениях.

СОВЕТЫ-ПОДСКАЗКИ:

         — переходите к анализу ответов только тогда, когда внимательно прочитаете текст;

         -помните, что предложения, из которых нужно выбрать правильный ответ, могут противоречить содержанию текста, включать информацию, которой в тексте нет, передавать лишь часть информации, подробно передавать дополнительную информацию, являющуюся для понимания основной идеи второстепенной, дословно цитировать какую-либо часть текста, содержащую передачу подробностей и мелких деталей;

         -чаще всего правильным ответом будут предложения, которые в кратком виде передают все основные компоненты содержания, чётко формулируют доминирующую мысль. 

Источник

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Скажу «Таня» — и распахнётся что-то… (2)Словно откроешь утром плотные шторы — и свет ворвётся в дом.

(3)С Таней мы знакомы с детского садика: ещё совсем крохами ходили в одну группу. (4)Но там я её не помню, а первое воспоминание такое. (5)Мы с папой гуляли в парке, и вдруг я услышал пронзительный, яркий крик: кто-то звал меня. (6)Оказывается, это какая-то девчонка меня окликала.

(7)Впервые меня так радостно звали. (8)Она махала рукой и даже слегка подпрыгивала от радости, держась за руку своего папы.

(9)Мой отец сказал:

— Да это же Таня, ты с ней вместе в садик ходил!

(10)Подумаешь, важность! (11)Стоит из-за этого так орать? (12)Даже при всём снисхождении к девчонкам мне показалась такая радость неприличной. (13)Хотя, конечно, и приятно…

-(14)Это он стесняется, — громко сказал мой папа, оправдывая мою сдержанность.

(15)С тех пор живёт в душе острое и яркое воспоминание: знойное лето, в сверкающих солнечных лучах горит поставленная на просвет сочная изумрудная листва… (16)Посредине аллеи словно взлетает девчонка в зелёном сиянии и мне рукою машет.

(17)С Таней мы попали в один класс и проучились вместе десять лет.(18)Но так ни разу толком и не поговорили. (19)Я посматривал на неё с таким чувством… (20)Словно знал про неё какую-то тайну: вспоминал, как она меня тогда в парке звала.

(21)Таня расцветала. (22)Большие, ясные глаза её сияли драгоценным карим цветом. (23)На щеке, у губы, у неё была родинка — очень милая, какая-то родная. (24)Родинка — смешное слово: будто бы Родина, только маленькая…

(25)Таня стала прекрасной гимнасткой, занимала первые места на соревнованиях в нашем городе. (26)Правда, я так ни разу и не удосужился сходить на её выступления…

(27)Я почему-то сразу зачислил Таню в категорию лучших девчонок: душевных, прекрасных, наделил её лучшими качествами — и потерял к ней всякий интерес. (28)В старших классах у меня возникли важные задачи: олимпиады по математике, подготовка в институт… (29)Потом я поступил в институт и на каникулах встречался с одноклассниками, видел Таню и даже как-то написал ей письмо.

(30)В ту встречу мы с ней почему-то заговорили о листьях на деревьях, и тогда я нашёл стихотворение японского поэта о прожилках на листьях, о том, как он с детства любил эти прожилки рисовать и вот теперь с удивлением разглядывает их в старости. (31)Мне показалось, что Тане это будет интересно, и я ей это стихотворение переписал…

(32)Потом я долго не приезжал домой, не видел её, только слышал, что она не выходит замуж, а все предложения отклоняет. (33)А потом вышла и работает сейчас тренером по гимнастике, маленьких девочек воспитывает в каком-то тихом городке.

(34)Сейчас я почему-то часто о ней вспоминаю. (З5)Однажды учительница нам сказала на классном часе:

— А сейчас перед вами выступит чемпионка нашего города по гимнастике…

(36)И выскочила из-за двери Таня в трико и начала куролесить между рядами: ходить колесом, делать стойку на руках, а под конец уселась у доски на шпагат — с гордо отставленной головой. (37)Осанка у неё всегда была прекрасной…

(38)А когда закончила скакать, отдышалась и запела песню — громко, ясно, высоким голосом, обводя всех своими драгоценными глазами. (39)Я подумал: Таня — настоящая красавица! (40)И отвёл глаза.

(41) Почему-то мне казалось, что это всё Таня делает специально для меня.

(42) Наверное, я страдал тогда манией величия, ведь я занимал первые места на олимпиадах по математике. (43)Теперь я знаю, что хорошие песни относятся очень лично к каждому:

Хоть та земля теплей,

А родина милей,

Милей — запомни, журавлёнок, это слово!

(44)Таня. (45)Так и осталась в детстве моём эта светлая тайна. (46)Почему она кричала так радостно тогда, когда увидела меня в парке?

(По Ю. Нечипоренко *)

* Юрий Дмитриевич Нечипоренко (род.в 1956 г.) — русский прозаик, арт-критик, художник, культуролог.

Источник