В сказке три бабочки какой скрытый смысл содержится в сказке три бабочки

Читательский дневник по немецкой народной сказке «Три бабочки»
Автор: устное народное творчество.
Название произведения: «Три бабочки».
Число страниц: 4.
Жанр произведения: немецкая народная сказка.
Главные герои: три бабочки, Лилия, Тюльпан, Роза.
___
Характеристика главных героев:
Три бабочки — добрые, верные и дружелюбные.
Лилия, Тюльпан и Роза — хитрые, не гостеприимные и жадные.
Хотели пустить только ту бабочку, что на них была похожа
___
___
Краткое содержание немецкой народной сказки «Три бабочки» для читательского дневника
Любили три бабочки веселиться.
Дни напролет они летали и кружили над цветками, радовались солнцу и играли.
Но однажды начался проливной дождь и трем бабочкам негде было укрыться от него.
Подлетели бабочки к Лилии и стали просится к ней в укрытие.
Но цветок хотел лишь пустить белую бабочку, потому что она была похожа на него.
Бабочка отказалась, и сказала, что готова прятаться от дождя только вместе с другими бабочками.
Тогда полетели бабочки к красному Тюльпану и стали к нему проситься в укрытие.
Тюльпан тоже готов был спрятать от дождя только красную бабочку.
Вновь бабочки отказались и полетели дальше.
То же самое повторилось и с желтой Розой.
В этот момент Солнце услышало, как сильно дружны бабочки и разогнало тучи с дождем.
Три бабочки стали снова кружить по лужайке, но к розе, лилии и тюльпану больше они не подлетали.
Так три цветка и засохли.
А бабочки продолжали кружиться и веселиться на лужайке.
План пересказа произведения «Три бабочки»
1. Три бабочки.
2. Начался проливной дождь.
3. Бабочки ищут укрытие.
4. Белая Лилия хочет пустить только белую бабочку.
5. Красный Тюльпан готов спрятать от дождя только красную бабочку.
6. Желтая Роза предлагает только желтой бабочке переждать дождь.
7. Солнце услышало слова трех бабочек.
8. Дождь закончился.
9. Бабочки снова играют и веселятся.
10. Роза, Лилия и Тюльпан засыхают.
Главная мысль немецкой народной сказки «Три бабочки»
Главная мысль сказки отображена в ее последних строчках: «…дружба — в любой беде опора».
Главная мысль сказки заключается в том, что верные друзья никогда не бросят друг друга в беде.
Чему учит немецкая сказка «Три бабочки»
Прежде всего, сказка про трех бабочек учит нас ценить дружбу и никогда не бросать своего товарища в беде.
Также сказка учит нас, что нужно быть добрыми и не судить людей по их внешнему виду.
Если бы цветки пустили всех бабочек, то в итоге они бы не засохли.
Также, произведение учит нас тому, что нужно уметь радоваться простым мелочам.
Краткий отзыв о немецкой народной сказке «Три бабочки» для читательского дневника
Сказка «Три бабочки» мне очень понравилась.
Это простое, забавное произведение, но которое учит нас самой важной ценности — дружбы.
Из сказки я понял, что нельзя выделять кого-то одного, а стараться со всеми найти общий язык.
Роза, Тюльпан и Лилия — глупые цветки, по моему мнению.
Ведь они выделяли только одну из всех бабочек, хотя могли спокойно спрятать от дождя всех.
Для себя я понял, что дружба — это самое ценное, что у нас есть.
Три бабочки оказались верными товарищами и не бросили друг друга мокнуть под дождем.
Я желаю, чтоб у каждого из нас были такие товарищи.
Сказка «Три бабочки» — это поучительное произведение, которое покажет вам, что такое дружба и научит быть преданным своим близким.
Какие пословицы подходят к немецкой народной сказке «Три бабочки»
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Верный друг лучше сотни слуг».
«Верному другу цены нет».
«Друг верен, во всем измерен».
«Верность познается во время больших смут».
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают.
Только к Лилии, к Тюльпану и к Розе больше не подлетали.
Так те и засохли одни-одинешеньки.
Неизвестные слова и их значения:
Пуще — еще больше.
Готовый читательский дневник 4 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.
Цель: — продолжить знакомство с народными сказками разных народов;
— раскрытие творческих способностей детей;
— способствовать умению детей работать в группах.
Задачи:
• познакомить с немецкой народной сказкой «Три бабочки»;
• развивать внимание, умение работать с текстом, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности;
• воспитывать дружеские отношения.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Литературное чтение» 4 класс, реквизит для инсценировки.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Создание проблемной ситуации
— Чтобы определить тему урока я вам сейчас загадаю загадки.
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят)
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(По-щучьему велению)
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)
— К какому устному народному творчеству можно отнести все эти произведения? (Сказки).
— Сегодня мы продолжаем знакомиться со сказками разных народов.
3. Самоопределение деятельности. Постановка учебной задачи.
— Чтение учителем стихотворения «Бабочка»
Я у желтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
-Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?
Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, желтой краской
Тот соседский мальчик?
Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!
Прошептала бабочка,
В золото одета:
-Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето! (Алена Павлова)
— Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? Какая картина возникла в вашем воображении? Какой цвет на ней преобладает? Что вы знаете о бабочках?
Речевая разминка. (Изображение выведено на экран).
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Начните читать стихотворение медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
4. Открытие нового знания.
— Познакомимся с немецкой сказкой «Три бабочки»
Чтение сказки.
— Какой смысл содержится в этой сказке?
— В словах какого персонажа сказки содержится главная мысль?
— На каких особенностях природы основан диалог бабочек и цветов? Почему лилия выбрала белую бабочку, а тюльпан – красную?
Словарная работа.
— Как понимаете выражения:
Все дни напролет, дождь еще пуще льёт.
Самостоятельное чтение
— Какие чувства возникли у вас при чтении этого произведения?
— Какие признаки сказки вы увидели в этом произведении?
5. Физкультминутка..
6. Закрепление
Работа над выразительным чтением
Кто является героями сказки?
— Прочитайте слова бабочек. Как они могли говорить, с какой интонцией, мокнув под дождём? В начале дождя, в конце.
— Прочитайте слова лилии, тюльпана, розы.
— Прочитайте, что говорится о действиях солнца. Как передать главную мысль?
Чтение по ролям.
— Сейчас распределитесь по группам по 7 человек. Распределите роли. Разберите реквизит.
Подготовка к инсценированию, работа в группах. Инсценирование сказки.
7. Рефлексия.
— Как вы оцениваете свою работу на уроке?
— Какая сценка, по-вашему мнению, была самой сказочной? Какая самой весёлой, самой грустной, самой интересной?
8. Домашнее задание.
Стр.50-51, выразительное чтение, вопрос №4.
1. Ф.И.О. учителя Гаврилкина Марина Владимировна
2. Класс: 4А Предмет: литературное чтение
3. Тема урока: Три бабочки (немецкая народная сказка)
4. Тип урока: ОНЗ
5. Цель: формирование читательской компетентности при ознакомлении учащихся с произведением.
6. Задачи: познакомить с немецкой народной сказкой «Три бабочки»;
прогнозировать содержание произведения; находить ответы на вопросы, анализировать, делать выводы; оформлять свои мысли в устной форме; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
7. Используемые технологии: технология деятельностного метода
Этап урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задание для учащихся, которое приведет к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты (предметные)
УУД
Мотивация к учебной деятельности.
Внимательно слушают учителя, психологически настраиваются на урок, отвечают на вопрос.
Отвечают на вопросы
Читает четверостишие, задаёт вопрос ученикам, настраивает на успешную деятельность.
Задают вопросы.
Добрый день, начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать!
Вы со мной согласны, ребята. Тогда начнем наш урок.
Прием
«Идеальный опрос»
-Кто сегодня готов получить наивысшую отметку?
-Кто хорошо готов к уроку?
— Кто готов?
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание,
настроиться на успешную деятельность.
Оценивать уровень своей подготовки к уроку.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Отгадывают загадки.
Предлагает отгадать несколько загадок.
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём. (Жар- птица),
Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг. (Чиполлино)
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда (Мальвина)
К какому виду устного народного творчества можно отнести героев этих произведений? (Сказкам)
Формировать умение отгадывать загадки на основе ассоциаций; соотносить произведения к жанрам по определённым признакам;
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Постановка темы и цели урока.
Слушают вопрос, дает ответ на него.
Отгадывают ребус.
Называют тему урока, цель урока.
Слушают вопросы, дают ответы.
Выдвигают гипотезы
Задает вопрос.
На доске демонстрирует ребус
Выслушивает ответы детей.
Задает вопросы.
Записывает гипотезы на доске
Предположите, с какой целью я предложила вам эти загадки? (Будем изучать новую сказку)
Чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам
отгадать ребус.
3 БА
Прием «Дешифратор»
(Три бабочки)
Назовите цель урока?
Как вы думаете, кто будет главными героями? (бабочки) Какого цвета они будут? (красного, желтого, белого).
О чем может быть сказка?
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, жанру и осознавать цель чтения
Планировать свои действия в связи с поставленной целью и условиями ее реализации, высказывать свои затруднения, формулировать тему и цель урока.
Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.
Выдвигают гипотезы
Чтение с комментированием
Выбирают подходящую гипотезу.
Записывает гипотезы на доске
Прием «Предположение»
Откройте учебники на с. 50.
Прикройте текст руками и предположите по иллюстрации, о чем эта сказка?
Во время чтения.
1 абзац- все ли слова вам понятны? (напролет- каждый день)
2 абзац- назовите синоним слова «позволь» (разреши)
3 абзац- объясните значение выражения «еще пуще льет» ( еще сильнее льет)
как вы понимаете выражение «насквозь промокли» (совсем промокли)
После чтения.
О чем эта сказка? ( о настоящей дружбе)
Найдите в тексте главную мысль? (Есть же на свете такая верная дружба). Объясните, какой иносказательный смысл (скрытый) смысл содержится в сказке? (Друзья не должны оставлять друзей в беде).
Что произошло с цветами? (они засохли от одиночества). Что вы можете посоветовать цветам? (найти себе друзей)
Вернемся к гипотезам.
Осознанно воспринимать и оценивать содержание произведения, участвовать в обсуждении, отвечать на вопросы, объяснять значение слов,давать нравственную оценку героям.
Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Физминутка
Дети выполняют движения
Выполняет вместе с детьми.
Наши бабочки встряхнулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И нектара всласть поели.
Пробное действие.
Выбирают пословицу в качестве главной мысли произведения и объясняют свой ответ.
Выслушивает ответы.
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
Дружным людям никто не страшен.
Счастлив тот, кто имеет верных друзей.
А в чем еще счастье человека?
Строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации в устной форме; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Понимать учебную задачу и стремиться к ее выполнению, планировать свои действия в связи с поставленной целью и условиями ее реализации; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Слушают текст.
Отвечают на вопрос.
Зачитывает текст.
Задает вопрос.
Бог слепил человека из глины, но у него остался неиспользованный кусок.
— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье,- попросил человек.
Ничего не ответил Бог, а только положил человеку в ладонь оставшийся кусок глины.
Как вы думаете, для чего?
Представьте, что вам достался этот кусочек глины. Чтобы вы из него слепили?
Воспринимать на слух художественное произведение, анализировать художественный текст,строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации в устной форме; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Понимать учебную задачу и стремиться к ее выполнению, планировать свои действия в связи с поставленной целью и условиями ее реализации; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Включение в систему знаний и повторение.
Работают в группах.
Наблюдает за происходящим.
Работа в группах. Придумать по одному вопросу для теста с тремя вариантами ответов.
Проверка через документ-камеру.
Уметь работать в группе, формировать умение коллективной деятельности для достижения общей цели.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Выполняют тест
Проверяют свой тест.
Зачитывает вопросы с вариантами ответов
Вывешивает шкалу оценивания.
Пользуясь шкалой, поставьте себе отметку.
(нет ошибок- «5»
1-2 ошибки — «4»,
3-4 ошибки — «3»
5 и более — «2»)
Выполнять работу самостоятельно; по шкале оценивания осуществлять самоконтроль,
формулировать и аргументировать свою позицию, обосновывать сделанные выводы, понимать свои ошибки, осознавать шаги на перспективу.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование потребности в систематическом чтении;
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Подводят итог урока, делают выводы.
Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке одним из предложений.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я похвалил бы себя за…
Урок заставил меня задуматься…
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Оценивать собственную и коллективную деятельность,
выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.
Домашнее задание.
Записывают в дневник.
Записывает на доске.
с. 50-51. (на выбор)
1. Пересказ сказки.
2. Пересказ от лица одной из бабочек.
3. Придумать другую концовку сказки.
Формировать наличие мотивации к творческой деятельности.
Конспект открытого просмотра непосредственно образовательной деятельности воспитателя старшей группы детей с ОНР ГБОУ д/с №865 Щетининой С. С.
Тема: Настольный театр «Три бабочки» (сказка)
Москва 2013 год
Цель: познакомить ребят со сказкой «Три бабочки», показать настольный театр. Через любимый детьми вид деятельности, подвести к мысли, что самое дорогое в жизни – это дружба, добрые, человеческие взаимоотношения между людьми. Активизировать в речи знание пословиц о дружбе, познакомить с новой пословицей: «Нет лучше дружка, чем родная матушка». Объяснить, что лучшими друзьями могут стать наши близкие, потому что они любят нас.
Методы и приёмы: художественное слово, показ, дидактические игры, вопросы к детям, пальчиковая игра, самостоятельное изготовление детьми бабочки из бумаги способом «оригами».
Предварительная работа
Беседа о дружбе, заучивание пословиц о дружбе, разучивание песни М. Пляцковского «Настоящий друг»:
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождя и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, —
Вот что значит настоящий верный друг…!
Подвижная игра «Светит, светит солнышко»; пальчиковая игра «Насекомые»; дидактическая игра «Найди такую же бабочку».
Материал к занятию
Настольный театр, три бабочки из бумаги, цветы (тюльпан, лилия), тучка, солнышко, полянка с цветами, дидактическая игра «Найди такую же бабочку», парные картинки с изображением бабочек (отличающихся по цвету), материал к занятию по конструированию из бумаги по теме «Бабочка».
Ход просмотра.
— Наступила весна. Скоро растает снег. А что появится из-под снега?
— Посмотрите, на нашей полянке нет ни одного цветочка. Давайте их посадим. (На магнитную доску закрепляю сделанное из бумаги солнышко)
Игра «Светит, светит солнышко».
Светит, светит солнышко.
Мы сажаем зёрнышки.
Посыпаем их землёй,
Поливаем их водой.
Светит, светит солнышко.
Проросли все зёрнышки.
Распустились лепестки,
Стали алыми цветы.
(Дети вместе с воспитателем выполняют движения, соответствующие словам в игре).
Снимаю со стола зелёную ткань.
— Посмотрите, какие цветы расцвели на нашей полянке.
Если б в поле расцветали только белые цветы,
Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцветали только желтые цветы,
Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки, ноготки.
— А я знаю загадку про ещё один интересный цветок. Отгадайте её:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел…
(это бабочка)
— Сегодня я расскажу вам сказку о трёх бабочках.
Сказка «О трёх бабочках»
Жили-были три бабочки: белая, жёлтая и красная.
Жили они дружно в своём домике.
Целый день они весело летали, купались в солнечных лучах, перелетали с цветка на цветок.
Вдруг солнышко спряталось за тучей, и пошёл дождь.
Бабочки вымокли и не смогли долететь к своему домику.
Видят, растёт красный тюльпан с жёлтыми точками.
— Милый тюльпан, спрячь нас от дождя!
Тюльпан посмотрел на них и говорит: — Жёлтую и красную спрячу, а белая пусть остаётся на улице.
— Мы не оставим свою подругу. Она погибнет.
Грустные бабочки побрели к белой лилии.
— Милая лилия, спрячь нас от дождя!
— Белую бабочку приму, а жёлтая и красная пусть остаётся на улице.
— А как же мои подружки? Одна не хочу прятаться, — сказала белая бабочка.
Услышало это солнышко. Очень ему захотелось помочь подружкам, которые друг о друге заботились. Пробралось оно сквозь облака и обогрело бабочек своими лучами. Крылышки у них высохли, и они полетели к своему домику.
Вопросы
— Почему тюльпан отказался впустит к себе белую бабочку?
— Почему лилия согласилась впустить к себе только белую?
— Кто помог бабочкам?
— А о чём эта сказка? (- О дружбе.)
— Ребята, весело и радостно, когда мир вокруг нас разноцветный и яркий, когда все мы разные – белоголовые, черноголовые, голубоглазые, кареглазые, высокие и низкие, весёлые и задумчивые; когда все дружат!
— А что значит дружить?
Играем в игру «Что значит дружить». Ребята встают около стульев, а воспитатель бросает каждому по очереди мяч. (- Дружить – это помогать друг другу, вместе играть, радовать друг друга, дарить подарки, делиться сладким, помочь в трудную минуту, не драться и так далее).
— А как вы думаете, что дороже деньги или дружба? (- Дружба.) Один из детей говорит пословицу: «Доброе братство дороже богатства».
— А какие ещё пословицы о дружбе вы знаете? (- Нет друга – ищи, а нашёл – береги; в тесноте – не в обиде» и т. п.)
— А какая пословица подходит к нашей сказке? (- Один за всех и все за одного.)
— Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать ваши близкие: родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки. Потому что они любят вас, а вы их. Есть такая пословица: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».
— Посмотрите, сколько бабочек прилетело на наши цветы. И все они разные. Возьмите бабочку и найдите сестричку, которая как две капли воды похожа на неё.
Играем в игру «Найди такую же бабочку». Раздаю бабочек. Дети на полянке находят такую же. Закрепляем пары бабочек на магнитной доске при помощи магнита.
— Ребята, какие ещё насекомые прилетают на цветы? Давайте поиграем в игру «Насекомые».
Прилетала к нам вчера полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк и мохнатый мотылёк,
Два жука и стрекоза – как фонарики глаза.
Полетали, пожужжали, от усталости устали.
Дети имитируют полёт насекомых, отгибают пальчики — считают насекомых, делают «бинокль» из пальчиков. В конце игры кладут ладошки на стол.
— Теперь давайте сделаем бабочек из бумаги вместе с родителями. (Показ и совместное изготовление бабочек).
Предлагаю посадить бабочек на цветы, вместе с родителями спеть песню А. Пляцковского «Настоящий друг» и сделать фотографию на память.
Литература:
- Л. Б. Фесюкова «Три бабочки» (сказка);
- Г. В. Морозова. Ознакомление с окружающим миром.