В программе какой из политических партий содержалось положение о диктатуре пролетариата

В программе какой из политических партий содержалось положение о диктатуре пролетариата thumbnail

В программе какой из политических партий содержалось положение о диктатуре пролетариата

Одним из положений марксизма-ленинизма, которые актуален и сегодня является теория диктатуры пролетариата. Классики марксизма отводили диктатуре пролетариата основное место в борьбе против диктатуры буржуазии. Если мы проследим историю революционного движения в РИ и последующие после победы Великой Октябрьской Социалистической Революции действия трудящихся мы увидим, что, как и говорили классики марксизма-ленинизма диктатура пролетариата – это наиболее действенное оружие против диктатуры буржуазии.

Положению о диктатуре пролетариата на разных этапах, как теоретических, так и практических выступали тогдашние охранители режимов, существующих в самых разных странах. Рассмотрим как развивалась система пролетарской солидарности в Российской империи и как она перерастала в диктатуру пролетариата. Как уже говорилось ранее различные отряды охранителей выступали против самой идеи диктатуры пролетариата. Призывали наёмных работников сосредоточиться на экономической борьбе. Знаменитое «Кредо» Кускова и Прокоповича утверждало, что трудящиеся должны сосредоточиться на экономической борьбе, что политическая борьба – это дело неких высокообразованных высоколобых интеллигентов, которые де лучше знают, что нужно трудящимся. После поражений экономистов в теоретической борьбе попытки выхолостить борьбу наёмных работников против эксплуатации продолжались. Ярким и очень характерным примером этих попыток явилась так называемое собрание «Санкт-Петербургское общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве», переросшая затем в «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» под руководством православного священника Георгия Гапона, покровительствоваемого начальником Санкт-Петербургского Охранного отделения Зубатовым (так называемая Зубатовщина). Казалось бы, эта структура достигла определённых успехов в экономической борьбе (больничные кассы, кассы взаимопомощи, усиление роли фабричных инспекторов). Практика показала, что эти, казалось бы, вполне успешные действия не только не привели к ослаблению эксплуатации трудящихся и существенному облегчению их положения, а наоборот, усилением этой эксплуатации. Именно поэтому под давлением трудящихся Гапон вынужден был организовать некое торжественное шествие к Зимнему дворцу с просьбой к царю о ослаблении гнёта со стороны капиталистов над трудящимися. 9го января 1905 года известное в истории под названием Кровавое воскресенье похоронило иллюзии о возможности добиться улучшения своей участи в результате экономической борьбы. Попытки трудящихся после этого провести локальные вооружённые сопротивления провалились (декабрьское вооружённое восстание в Москве, Советы в Иваново-Вознесенске и Шуе). Ленин в своей работе «Две тактики социал-демократии в демократической революции» указал на главную причину поражения вооружённых выступлений трудящихся: отсутствие системы пролетарской солидарности из-за недостаточной связи между отдельными выступлениями, о растерянности в среде социал-демократов, не ставших на тот момент авангардом борьбы трудящихся. По Ленину диктатура пролетариата невозможна без системы пролетарской солидарности, без выдвижения общих политических требований, которые понятны любому наёмному работнику без различия профессий, места работы и условий работы. Формулировка Ленина «Диктатура пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества» является актуальной и сегодня. Базируясь на понимании диктатуры пролетариата, как системы пролетарской солидарности, выдвигающей определённые политические требования, борющихся за достижения этих требований через поезда смерти Меллера-Закомельского и Ренненкампфа, через Ленский расстрел, через создание партии пролетариата (РСДРП(Б) 1912 год), через систему стачечной борьбы с выдвижением в первую очередь политических требований, через кровавую бойню империалистической войны пришла победа пролетариата в Великой Октябрьской Социалистической Революции.

Маркс писал в «Критике готской программы»: между капитализмом и коммунизмом (научным социализмом) лежит известный период революционной диктатуры пролетариата. Это на практике осуществлялось советской властью с периода Великой Октябрьской Социалистической Революции до марта 1953 года. Блудливое сословие, так называемая «творческая» интеллигенция до сих пор издаёт хихиканье и смешки над формулировкой Владимира Ильича коммунизм – это есть советская власть плюс электрификация всей страны. Они не понимают, что означает эта формулировка. Советская власть — это форма диктатуры пролетариата. Электрификация всей страны – это неограниченные энергетические возможности в руках у диктатуры пролетариата. Именно это понимание и применение на практике дало возможность за очень краткий исторический период создать социалистическую экономику, направленную прежде всего на обеспечение внутреннего спроса, причём во всех отраслях жизнедеятельности страны (производство, образование, медицина, военное дело) и результат успеха диктатуры пролетариата — это победа в Великой Отечественной войне. До сих пор ломаются копья на тему кто собственно победил в Великой Отечественной войне. Выдвигаются самые разные версии. Блудливое сословие утверждает, что победил русский народ вопреки политическому руководству страны. Другие, что это победа лично ИВ Сталина, благодаря его гению. Да, и русский народ, и руководство этим народом Сталина играли важнейшую роль в этой победе. Но они все были слагаемые структуры под названием Советская власть. Именно Советская власть – диктатура пролетариата – победила крайнюю форму буржуазной диктатуры – нацизм. И главная причина гибели советской власти – это отказ от диктатуры пролетариата, обусловленный так называемыми реформами Хрущёва и Косыгина.

Читайте также:  Какие витамины нужны для волос и в чем они содержаться

1991й год – год убийства первого в мире социалистического государства ознаменовал возвращение в нашу страну капитализма во всей его красе и зверином оскале. Опять встаёт вопрос: каким образом наёмные работники нашей страны смогут ликвидировать эксплуатацию со стороны капитала, каким образом они смогут восстановить социалистическое государство? Ответ простой: только через диктатуру пролетариата! Для этого в первую очередь необходимо понять, что такое пролетариат в данных условиях. Формулировка Маркса о том, что пролетарий – это наёмный работник, не имеющий в собственности средства производства и который может предложить на рынке труда только своё умение правильна, но сегодня уже не достаточна. Практика социализма показала, что необходимо так же понимание наёмным работником своего места в этом мире, осознание своих классовых целей и задач и вступление в политическую борьбу за их достижение. Только тогда наёмный работник станет пролетарием. А класс наёмных работников из класса в себе (озабочена только своим личным экономическим положением) превратится в класс для себя – пролетариат, ведущий политическую борьбу против класса буржуазии. Победить диктатуру буржуазии пролетариат может только противопоставив ей свою диктатуру – диктатуру пролетариата.

Диктатура пролетариата, как и 150 лет назад, и 1 день назад может вырасти только из системы пролетарской солидарности. Пролетарская солидарность рождается только из политических требований понятных всем наёмным работникам и осознаваемых ими как необходимое условие их достойной жизни, безопасности. Возможности обеспечивать семью, растить детей, быть уверенным в завтрашнем дне. Масса псевдоучёных, кандидатов и докторов околовсяческих наук опять, как и 12 лет тому назад пытается помешать возникновению пролетарской солидарности, убедить трудящихся наёмных работников, что главное – это конкретные условия работы на одном отдельно взятом предприятии, называя всё это «школой политической борьбы». Коммунисты говорят им: «Нет, господа-хорошие! Мы эту школу уже прошли, у нас есть опыт пролетариата, у нас есть опыт Великой Октябрьской Социалистической Революции. Мы должны строить систему пролетарской солидарности через массовую поддержку политических требований, выдвинутых любым сколь угодно малым коллективом наёмных работников независимо от их профессии или формы деятельности. Через массовую поддержку политических требований путём пикетов, митингов, демонстраций, через освещение и поддержку этих требований в наших средствах массовой информации мы дадим понять трудящимся, что эти политические требования выражают коренные интересы пролетариата. В конечном итоге путём разъяснительной работы коммунистов общие политические требования должны перерасти во всеобщую политическую стачку, главным требованием которой будет ликвидация власти капитала на территории нашей страны.»

Наша цель – цель коммунистов – как задача минимум – восстановление на территории нашей страны социалистического государства. Так победим.

Марк Соркин

comments powered by HyperComments

Источник

Во время гражданской войны «самым демократическим декларациям — грош цена, самые благие намерения остаются праздными, когда встречают сильное сопротивление среды; самые демократические формы правления не гарантируют от попрания свободы и права в те дни, когда эти ценности временно погасли в сознании народном, в те дни, когда право восстанавливается насилием, насилие претворяется в право».

А. Деникин[1]

В XVII веке либеральное государство Дж. Локка стало революционным прорывом в общественных отношениях, это была победа демократии и свободы над аристократичной, феодальной монархией. Но уже к середине ХIХ в. либеральный демократизм XVII в., по мнению классиков марксизма, выродился если не в подобие нового рабовладельческого строя, то во вполне очевидную диктатуру избранной элиты, ведь либерально-демократическое государство согласно Дж. Локку, Дж. Мэдисону, А. Смиту… было призвано защищать и отражать права меньшинства, за счет подавления большинства. По терминологии К. Маркса и Ф. Энгельса государство Дж. Локка к этому времени превратилось в «особую силу подавления», у В. Ленина в «диктатуру буржуазии», у С. Шарапова в «диктатуру капитала». Философ К. Леонтьев, отмечая эти тенденции в 1880 г., прогнозировал, что «тот слишком подвижный строй», к которому привел «эгалитарный и эмансипационный прогресс XIX века… должен привести или к всеобщей катастрофе», или же к обществу, основанному «на совершенно новых и вовсе уже не либеральных, а напротив того, крайне стеснительных и принудительных началах. Быть может, явится рабство своего рода, рабство в новой форме»[2].

Несмотря на то, что внешней формой выражения этой диктатуры была демократия, ее сущность от этого не только не менялась, но и приобретала более устойчивый характер. Указывая на эту данность, французский посол М. Палеолог отмечал: демократия «не нарушая своих принципов… может сочетать в себе все виды гнета политического, религиозного, социаль­ного. Но при демократическом строе деспотизм стано­вится неуловимым, так как он распыляется по различ­ным учреждениям, он не воплощается ни в каком одном лице, он вездесущ и в то же время его нет нигде; оттого он, как воздух, невидим, но удушлив, он как бы сливается с национальным клима­том. Он нас раздражает, от него страдают, на него жалу­ются, но не на кого обрушиться. Люди обыкновенно при­выкают к этому злу и подчиняются. Нельзя же сильно не­навидеть то, чего не видишь. При самодержавии же наоборот, деспотизм проявляется в самом, так сказать, сгущенном, массивном, самом конкр етном виде. Деспотизм тут воплощается в одном человеке и вызывает величайшую ненависть»[3].

Читайте также:  В каких сложных углеводах содержится сахар

Основой «нового деспотизма» К. Маркс считал буржуазное государство, в работе «Гражданская война во Франции» он утверждал: «Государственная власть после революции 1848 — 1849 гг. становится «национальным орудием войны капитала против труда». Рано или поздно, по словам Ф. Энгельса, эта «особая сила для подавления» пролетариата буржуазией, миллионов трудящихся горстками богачей должна смениться «особой силой для подавления» буржуазии пролетариатом (диктатурой пролетариата)»[4]. Умеренный Р. Гильфердинг, теоретический вождь каутскианства, вообще полагал, что человечество движется по эволюционному пути развития, на котором: «в гигантском столкновении враждебных элементов диктатура магнатов капитала превращается в диктатуру пролетариата»[5].

Маркс впервые употребил термин «диктатура пролетариата» в работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» Впоследствии, опираясь на опыт международного рабочего движения, Маркс сформулировал в «Критике Готской программы» (1875) следующий вывод: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата». Сущность диктатуры пролетариата классики марксизма изложили в «Коммунистическом Манифесте»: «пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии… Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы постепенно вырвать у буржуазии весь капитал… и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил»[6].

Однако, как отмечал В. Ленин в своем анализе работ классиков: «открывать политические формы… будущего Маркс не брался. Он ограничился точным наблюдением французской истории, анализом ее и заключением, к которому приводил 1851 год: дело подходит к разрушению буржуазной государственной машины»[7]. Причины того, что Маркс не оставил никаких конкретных рекомендаций для политической организации в переходный период Ленин находил в том, что: «Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются, так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии. Переход от капитализма к коммунизму, конечно, не может не дать громадного обилия и разнообразия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата»[8].

В программе большевиков «Положение о необходимости установления диктатуры пролетариата было впервые закреплено в Программе РСДРП, принятой на 2-м съезде партии (1903). «Успех революции – высший закон, — подчеркивал на нем лидер меньшевиков Г. Плеханов, – И если бы ради успеха революции потребовалось временно ограничить действие того или иного демократического принципа, то перед таким ограничением преступно было бы останавливаться»[9]. Однако подтверждая верность теоретическим постулатам марксизма, большевики применительно к реальным условиям России, совершенно иначе трактовали его практическое содержание.

Практическое понимание того, что большевики, на том этапе, понимали под диктатурой пролетариата, В. Ленин дал в июле 1905 г., в работе «Две тактики социал-демократии в демократической революции»: «Решительная победа революции над царизмом, есть революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства… И такая победа будет именно диктатурой, то есть неизбежно должна будет опираться на военную силу, на вооруженные массы, на восстание, а не на те или иные, «легальным», «мирным путем», созданные учреждения. Это может быть только диктатура, потому, что осуществление преобразований, немедленно и непременно нужных для пролетариата и крестьянства, вызовет отчаянное сопротивление и помещиков и крупных буржуа и царизма. Без диктатуры сломить это сопротивление, отразить контрреволюционные попытки невозможно. Но это будет, разумеется, не социалистическая, а демократическая диктатура. Она не сможет затронуть (без целого ряда промежуточных ступеней революционного развития) основ капитализма. Она сможет, в лучшем случае, внести коренное перераспре­деление земельной собственности в пользу крестьянства, провести последовательный и полный демократизм вплоть до республики, вырвать с корнем все азиатские, кабальные черты не только из деревенского, но и фа­бричного быта, положить начало серьезному улучшению положения рабочих и повышению их жизненного уровня…»[10].

«Кроме, как в росте капитализма нет залога победы над ним», пояснял Ленин, классовая борьба «не задерживает развитие капитализма, а ускоряет его, заставляя прибегать к более культурным, более технически высоким приемам капитализма». «Есть капитализм и капи­тализм. Есть черносотенно-октябристский капитализм инароднический («реалистический, демократический, активности полный») ка­питализм. Чем больше мы будемобличать перед рабочими капи­тализм за «жадность», тем труднее держаться капитализму первого сорта, тем обязательнее переход его в капитализм второго сорта»[11]. «Каково будет социальное содержание этой диктатуры? Первым делом она должна будет довести до конца аграрный переворот и демократическую перестройку государства, — дополнял Л. Троцкий, — Другими словами, диктатура пролетариата станет орудием разрешения задач исторически запоздалой буржуазной революции»[12].

Читайте также:  Ответ на вопрос в какой форме содержится информация

Даже после февральской революции 1917 г. большевики вовсе не стремились к немедленному свершению социалистической революции. Троцкий объяснял настроения большевиков, в тот период, тем, что: «человеческое мышление консервативно, а мышление революционеров подчас — особенно. Большевистские кадры в России продолжали держаться за старую схему и восприняли Февральскую революцию, несмотря на то, что она явно заключала в себе два несовместимых режима, лишь как первый этап буржуазной революции… Все руководящие большевики без изъятия — мы не знаем ни одного — считали, что демократическая диктатура еще впереди. После того как Временное правительство буржуазии «исчерпает себя», установится демократическая диктатура рабочих и крестьян, как преддверие буржуазно-парламентарного строя»[13].

Однако разгоравшийся «русский бунт», начавшаяся гражданская война и интервенция похоронили возможность мирного развития событий, наоборот радикализовали их. Уже в марте 1918 г. В. Ленин констатировал: «нетрудно убедиться, что при всяком переходе от капитализма к социализму диктатура необходима по двум главным причинам или в двух главных направлениях. Во-первых, нельзя победить и искоренить капитализма без беспощадного подавления сопротивления эксплуататоров, которые сразу не могут быть лишены их богатства, их преимуществ организованности и знания, а, следовательно, в течение довольно долгого периода неизбежно будут пытаться свергнуть ненавистную власть бедноты. Во-вторых, всякая великая революция, а социалистическая в особенности, даже если бы не было войны внешней, немыслима без войны внутренней, т.е. гражданской войны, означающей еще большую разруху, чем война внешняя, — означающей тысячи и миллионы случаев колебания и переметов с одной стороны на другую, — означающей состояние величайшей неопределенности, неуравновешенности, хаоса… Чтобы сладить с этим, нужно время и, нужна железная рука»… «Все средние решения — либо обман народа буржуазией, которая не может сказать правды, не может сказать, что ей нужен Корнилов, либо тупость мелкобуржуазных демократов, Черновых, Церетели и Мартовых, с их болтовней о единстве демократии, диктатуре демократии, общедемократическом фронте и т. п. чепухе. Кого даже ход русской революции 1917-1918 годов не научил тому, что невозможны средние решения, на того надо махнуть рукой»[14].

Гражданская война лишь укрепила Ленина в убеждении, что: «в этой отчаянной войне не может быть никакой середины, и для того, чтобы держаться, буржуазия должна расстреливать десятками и сотнями все, что есть творческого в рабочем классе. Это ясно видно на примере Финляндии, это показывает теперь пример Сибири. Чтобы доказать, что большевики несостоятельны, эсеры и меньшевики начали строить новую власть и торжественно провалились с ней прямо к власти Колчака… Это показывает, что между диктатурой буржуазии и диктатурой рабочего класса середины быть не может»[15].

 «Диктатура пролетариата — пояснял Ленин, — … есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества»[16]. При этом указывал Ленин: «Власть рабочего класса вырастает из конкретных условий освободительной борьбы каждого народа. Поэтому в разных странах она не может не приобретать различной формы. «Все нации придут к социализму это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни»[17].


[1] Деникин А. И. (III).

[2] Кожинов В.В…, с. 228-229.

[3] Палеолог М…, 25 июня 1916 г., с. 527-528.

[4] Ленин В.И…

[5] Гильфердинг «Финансовый Капитал». Н. Бухарин и Г. Пятаков. Кавалерийский рейд и тяжелая артиллерия.

[6] Маркс К., Энгельс Ф. «Коммунистическом Манифесте», ноябрь 1847 г. (Ленин В. И…)

[7] Ленин В. И…

[8] Ленин В. И…

[9] Второй съезд РСДРП. Протоколы. М., 1959, с. 182. (Литвин А…, с. 155)

[10] Ленин В. Две тактики социал-демократии в демократической революции. ПСС. т. VIII, [62-63.

[11] Земляной С. Н. Ленин и «третий путь» России (РИЖ, т. III, 2000, N 1-4, с. 685-686)

[12] Троцкий Л. Перманентная революция.

[13] Троцкий Л.Д. История русской революции т. 1. Февральская революция.

[14] Ленин В. Очередные задачи Советской власти. Март 1918 г.

[15] Ленин В. И. Речь о продовольственном и военном положении (ПСС, изд. 5-е, т. 39, М., 1977, с. 128)

[16] Ленин В.И. ПСС, 5 изд., т. 41, с. 27.

[17] Ленин В.И. ПСС, 5 изд., т. 30, с. 123.

Источник