В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление
A3. Как характеризуют бабу Настасью воспоминания о событиях, связанных с войной (предложения 38-60)?
Она радовалась тому, что в деревне ей завидовали все.
Она смирилась с мыслью, что муж давно уже погиб.
Она всегда расстраивалась, когда читала письмо мужа.
Она сама трудилась не покладая рук и поддерживала других.
А4. В прямом значении слово «реликвия» означает объект религиозного поклонения, связанный с атрибутами повседневной «мирской» жизни святых, пророков или даже божеств, который в представлении верующих обладает необыкновенной, таинственной силой.
Укажите правильное переносное значение этого слова, вынесенного в заглавие текста.
воспоминания бабы Настасьи
суровые будни тыла во время Великой Отечественной войны
обычная житейская вещь
письмо мужа, свято хранимое как память о прошлом
А5.Какое из приведенных ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложениям 27-29: «— Нет, это не реликвия. Все про табак, про портянки. А клятвы нет»?
(60)А ребятишкам невдомек, что стояли твердо и погибали вбою и те, кто не писал: «Умрем, но не отступим!»
(56)А мужа Петра Васильевича уже не было в живых…
(49)И это их мужьям не нравился табак, их мужьям не повезло с портянками: снимались по тревоге, забыли сунуть ввещмешок.
(46)И бабам чудилось, что в письме написано: «Здравствуй, жена моя Нюша!» или: «Здравствуй, жена моя Ольга!»
А6. Укажите предложение, в котором содержится фразеологизм.
Баба Настасья изумленно посмотрела на ребят.
И от этого родного запаха щемит сердце.
У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом.
Письмо какбы стало общим, принадлежало всей деревне…
Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответом к заданиям этой части являются слова и наборы символов (букв или цифр).
В1. Замените фразеологизм КАК ПО-ПИСАНОМУ СКАЗАЛ (предложение 31) словами-синонимами. Напишите эти синонимы.
В2. Из предложений 4-7 выпишите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 50-55 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении приближения кчему-либо».
В4. Из предложений 36-40 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ую(-юю), то пишется суффикс -ова-(-ева-)»
В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.
И, (1) снова впрягаясь в плуг, (2) они говорили:
— У них окоп пахнет пашней, (3) а у нас пашня пахнет окопом. Письмо как бы стало общим,(4) принадлежало всей деревне…
В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочиненного
предложения.
Ребята, ушли, (1) и в доме стало подчеркнуто тихо. А баба Настасья вернулась к столу, (2) села на лавку. Перед ней лежало письмо, (3) которое она знала наизусть. Когда много лет назад письмо пришло с фронта, (4) все бабы завидовали ей.
В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
На фронте была своя война, (1) а в деревне — своя: надрывались бабы, (2) когда вместо лошади впрягались в плуг. Такая это была пахота, (3) что в конце полосы в глазах становилось темно, (4) и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, (5) и падали бабы на землю,(6) как солдаты под огнем.
В8. Из предложения 18 подберите зависимое слово к слову ПОТЕРЯЛ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 48.
В10. Среди предложений 57-60 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Напишите номер этого предложения.
В11. Среди предложений 6-13 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 21. ;
В13. Среди предложений 46-50 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
В14. Среди предложений 35-40 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными предложениями. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Напишите сначала номер задания С2.1 или С2.2, а затем текст сочинения.
С2.1.А.С. Пушкин отмечал особую роль наречий, утверждая, что они «живописуют глагол», т.е. помогают выразительно, точно описать действие. Докажите эту мысль.
Напишите сочинение-рассуждение «Как наречия помогают понять душевноесостояние бабы Настасьи?»
Обдумывая ответ на вопрос, внимательно перечитайте текст Ю. Яковлева.
Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, доказывающие вашу точку зрения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей А.С. Пушкину, так и собственным высказыванием.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.2. Вообразите диалог, который состоялся между школьниками, когда они ушли из дома бабы Настасьи.
Напишите сочинение-рассуждение «Почему ребята вернулись за письмомсолдата?» Обдумывая ответ на вопрос, внимательно перечитайте текст Ю. Яковлева.
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ 4
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание С1. Напишите сначала номер задания С1, а затем текст сжатого изложения
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 90 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым
почерком.
Не только дети, но и взрослые с восхищением наблюдают интересные приключения веселых спасателей Чипа и Дейла, дядюшки Скруджа и его утят-племянников. Эти и другие симпатичные герои мультфильмов Уолтера Диснея уже немало десятилетий развлекают детей всего мира. А знаете ли вы, как целеустремленно он шел к своей мечте?
В многодетной семье подрастало пятеро сыновей. Семья Диснеев жила очень бедно, у них не было денег даже на карандаши и бумагу. Поэтому Уолтер, который очень любил рисовать, делал свои первые рисунки смолой на стене дома. Через три года талантливый и сообразительный парнишка уже продавал свои рисунки соседям.
Восьмилетний Уолтер на протяжении шести лет вынужден был вставать в три часа утра, чтобы разнести газеты, а после этого идти в школу. В свободное время упрямый мальчишка продолжал рисовать.
В четырнадцать лет Уолтер Дисней сам решил свою судьбу, поступив в художественную школу. В 1914 году началась Первая мировая война. Семнадцатилетний Дисней следом за старшим братом добровольцем пошел на фронт, где за рулем санитарной машины более года перевозил раненых к госпиталю. Автомобиль вместо камуфляжной раскраски он раз рисовал своими картинками. Через некоторое время вместе со своим братом Роем на одолженные деньги Уолтер открывает «киностудию» в гараже своего дяди. История «Дисней Компании» началась в этом маленьком голливудском гараже. Закупив краски, кисти, братья занялись производством мультфильмов. Именно здесь был создан первый мультфильм Диснея — «Алиса в стране чудес». Братья, создавая анимационные фильмы, выполняли функции и актеров, и музыкальных редакторов, и звукооператоров, и сценаристов, и директоров.
Уолтер с головой уходит в работу. Из-под его рук как будто из рога изобилия выходят друг за другом персонажи многочисленных мультфильмов, которые нравятся людям во всем мире: Алиса, Плуто и Гуффи, Белоснежка и семеро гномов, олень Бемби, слоненок Думбо… Цель, к которой он шел с самого детства, начала сбываться.
Мультипликатор с мировой славой стал миллионером и построил для детей сказочную страну Диснейленд, населенную героями его собственных мультфильмов. Уолтер Дисней считается чемпионом за количество полученных «Оскаров», их у него 26.
Если у человека есть мечта, к которой он стремится, целеустремленность — лучшее средство её достижения.
(По Е. Новосад)
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.
(1)Новенький сидел на последней парте. (2)Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы.
(3)— Твоя фамилия?
(4)— Княжин.
(5)- А как ты занимался по физике?
(6)— Это мой любимый предмет.
(7)Я начал объяснять новые формулы. (8)Каждый раз, когда я поворачивался к доске, чтобы написать формулу или нарисовать чертёж, двоечник Лёвушкин шептал и хихикал за моей спиной. (
(9) Не мешай слушать, — донёсся до меня голос Княжина.
(10)Я оглянулся: у Лёвушкина был такой удручённый вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжёгся и не знал, то ли выплюнуть этот чай, то ли проглотить.
(11)— Княжин, — сказал я, — подойди к доске и реши задачу по новой формуле.
(12)0н быстро решил задачу и чётко, без запинки, всё объяснил. (13)После звонка, когда я выходил из класса, то услыхал разгоряченный голос Лёвушкина:
(14)— Видали, какой? (15)Я ему мешаю. (16)Тоже мне, голова! (17)Пошевельнуться нельзя. (18)Рыжий, да ещё подлиза.
(19)— Я и сам знаю, что рыжий, — спокойно ответил Княжин. (20)— А ты дурак, раз дразнишься, и не надувай губы.
(21) Через неделю я увидал списки ребят, записавшихся в разные кружки. (22)В физический кружок первым записался Княжин. (23)Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам: в каждом наталкивался на фамилию Княжина. (24)«Прелестно», — иронически подумал я и на перемене окликнул его.
(25)— Зачем ты записался во все кружки? — спросил я.
(26)— Мне надо, — ответил он.
(27)— Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего?
(28)— Нет, я знаю, — упрямо ответил он. (29)-Но мне надо. (ЗО)Это моя тайна.
(31)— Тайна это или не тайна, — сказал я, — но на занятия физического кружка можешь не приходить. (32)Ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь работать в зоологическом, математическом и спортивном кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез.
(ЗЗ)Княжин очень расстроился и даже побледнел, но преодолел себя.
(34)— Я должен всё знать, я должен быть незаменимым, — сказал он. (35)— Я буду пилотом космического корабля. (36)Я никому этого не говорил, нo вы меня заставили.
(37)— А-а! — протянул я. (38)И впервые посмотрел ему прямо в лицо. (39)Под рыжим чубом у него было крутой лоб, а глаза были голубые и отчаянные.
(40)«Этот долетит, — подумал я, — этот долетит!»
(41)3а три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка, всё впитывая как губка. (42)А потом вдруг перестал ходить. (43)И на уроках он был рассеянным и даже похудел.
(44)— Княжин, — спросил я, — почему ты бросил кружок? (45)Не успеваешь?
(4б)Он растерянно поднял на меня глаза. (47)Это были глаза другого человека. (48)Они были не отчаянные, а печальные и потеряли голубой цвет.
(49)Лёвушкин мне сказал (он подружился с Княжиным):
(50)— У него большая неприятность. (51)Рассказать не могу, но большая неприятность.
(52)Случай свёл нас с Княжиным в этот же вечер. (53)Я стоял в книжном магазине у прилавка и вдруг услыхал позади себя знакомый голос:
(54)— Есть что-нибудь новенькое?
(55)— Мальчик, — ответила девушка-продавщица, — не может быть каждый день что-нибудь новенькое. (56)Ты заходил бы раза два в неделю.
(57)Я оглянулся. (58)Передо мной стоял Княжин, но что-то незнакомое было в выражении его лица. (59)Я сразу не догадался, а потом понял: у него на носу красовались очки. (6О)Маленькие ребячьи очки в белой металлической оправе. (61)Я сказал:
(62)— Вот почему Лёвушкин говорил: «У Княжина большие неприятности». (6З)Чепуха!
(64)Тогда он поднял голову и тихо сказал:
(65)— А ведь меня теперь в летчики не возьмут, я узнавал — близоруких не берут, и космические корабли мне не водить. (66)Я эти очки ненавижу.
(67)Ах, вот в чём дело! (68)Вот почему он такой несчастный и похудевший. (69)Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал. (70)Один, втихомолку.
(71)— Зря ты так мучаешься, — сказал я. (72)— Полетишь на космическом корабле астрономом, инженером или врачом.
(73)— Значит, вы думаете, я всё же могу надеяться? (74)Могу? — он ухватился за мои слова с радостью. (75)— Как же я сам не сообразил?
(76)Он был такой счастливый! (77)А я подумал: «Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни и всё впереди».
(По В. Железникову)
Задания А1-А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.
А1. На какой вопрос в тексте нет ответа?
Какой предмет был любимым у Княжина?
Кем хотел стать Княжин?
Почему Княжин перестал посещать занятия физического кружка?
Как Княжин рассказал Лёвушкину о своей тайне?
А2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему у рассказчика возникла мысль: «Этот долетит!»?
(39)Под рыжим чубом у «;него было крутой лоб, а глаза были голубые и отчаянные.
(41)3а три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка, всё впитывая как губка.
(35)— Я буду пилотом космического корабля.
(77)А я подумал: «Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни и всё впереди».
A3. Как характеризует Княжина информация, заключенная в предложениях 7-20?
Он бестактный, невоспитанный человек.
Он может оскорбить и унизить одноклассника.
Он спокойный, замкнутый человек.
Его отличает серьёзное отношение к учебе, принципиальность и чувство собственного достоинства.
А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте словосочетание «голова» (предложение 16):
часть тела
начальник
умник
хвастун
А5. В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление?
(41)За три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка, всё впитывая как губка. (42)А потом вдруг перестал ходить.
(65)— А ведь меня теперь в лётчики не возьмут, я узнавал — близоруких не берут, и космические корабли мне не водить.
(62) — Вот почему Лёвушкин говорил: «У Княжина большие неприятности».
(34)— Я должен всё знать, я должен быть незаменимым, — сказал он.
А6. Укажите предложение, в котором содержится фразеологизм.
Маленькие ребячьи очки в белой металлической оправе.
— Значит, вы думаете, я всё же могу надеяться?
Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам: в каждом наталкивался на фамилию Княжина.
И на уроках он был рассеянным и даже похудел.
Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответом к заданиям этой части являются слова и наборы символов (букв или цифр).
В1. Замените слово ПОДЛИЗА из предложения 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 10-14 выпишите слово с орфограммой в корне: «После шипящих под ударением пишется -Е-(-Ё-), если в родственных словах или в другой форме того же слова в ударном положении пишется –Е- ».
В3. Из предложений 24-33 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРЕ-, если имеет значение высокой степени действия или качества».
В4. Из предложений 43-48 выпишите слово, в котором правописание суффикса НН нельзя проверить правилом ( слово-исключение).
В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.
— Княжин, — сказал я,(1) — подойди к доске и реши задачу по новой формуле.
Он быстро решил задачу и чётко,(2) без запинки,(3) всё объяснил. После звонка,(4) когда я выходил из класса, (5) то услыхал разгоряченный голос Лёвушкина:
—Видали,(6) какой?
В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Княжин очень расстроился и даже побледнел,(1) но преодолел себя.
— Я должен всё знать,(2) я должен быть незаменимым,(3) — сказал он. — Я буду пилотом космического корабля. Я никому этого не говорил,(4) но вы меня заставили.
Под рыжим чубом у него было крутой лоб, (5) а глаза были голубые и отчаянные.
В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
— Может быть, (1) ты не знаешь, (2) что увлекает тебя больше всего?
— Нет,(3) я знаю,(4) упрямо ответил он. Но мне надо. Это моя тайна.
— Тайна это или не тайна, (5)сказал я,(6) — но на занятия физического кружка можешь не приходить. Ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь работать в зоологическом,(7) математическом и спортивном кружках,(8) то на физику у тебя времени будет в обрез.
В8. Замените словосочетание УХВАТИЛСЯ С РАДОСТЬЮ (предложение 74), построенное на основе связи УПРАВЛЕНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 72.
В10. Среди предложений 32-36 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
В11. Среди предложений 14-21 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 65.
В13. Среди предложений 20-23 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
В14. Среди предложений 7-10 найдите сложное(-ые) предложение(-я) с разными видами связи. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).