В каком варианте ответа содержится необходимая для обоснования ответа на вопрос

В каком варианте ответа содержится необходимая для обоснования ответа на вопрос thumbnail

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1)Лётчик вышел, тяжело качаясь, из кабины, упал на нагретую солнцем щебёнчатую землю и так пролежал без движения несколько часов. (2)Только к концу дня, когда солнце начало клониться к закату, он пошевелился, открыл глаза и прислушался. (З)Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно. (4)Загадочный этот звук заставил его сесть и осмотреться.

(5)Он лежал в кустах низкорослого цветущего боярышника на склоне горы, падавшей отвесной стеной в море, а оно спокойно несло к подножию этой горы прозрачные волны. (6)Переливы этих волн колебали на листве боярышника слабые отблески.

(7)Лазурь простиралась вокруг от земли до зенита — густая и чуть туманная, рождённая великим безветрием южной благословенной страны. (8)Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока. (9)А над боярышником и дроком просвечивало небо. (10)На нём застыли на той страшной высоте, где он только что был, облака, похожие на розовые перья. (11)Хотелось пить. (12)Флягу он оставил в кабине. (13) Где-то далеко, почти на самом краю земли, прокричал петух, а в кустах затрещала, вертясь, какая-то крошечная птица с красным горлом.

(14)— Земля! — сказал лётчик и погладил листья боярышника. (15)- Скоро вечер. (16)Пожалуй, запоют соловьи. (17)Земля! — повторил он громче, и тяжёлый железный комок подкатил к горлу. (18)Он плакал, не скрываясь. (19)Он плакал и думал, что имеет на это право. (20)Никогда до этих пор он не знал, не видел, не думал, что Земля так трогательна и так нежна.

(21)— За одну минуту… — сказал он медленно и остановился. (22)— За одну минуту жизни на этой Земле я отдам всё. (23)3а одну минуту! (24)Голова у него кружилась. (25)В кустарнике что-то мелькнуло — белое и лёгкое, и он закричал:

(26)— Ко мне! (27)Он кричал, он звал кого-то, но даже не слышал собственного голоса. (28)Он не видел, как девочка лет двенадцати, обыкновенная мечтательная девочка, любившая бродить по склонам этой горы и представлять себя Золушкой, изгнанной из дому, бежала к нему. (29)Она задыхалась. (З0)Она сразу поняла, что произошло, что это лежит разбившийся лётчик. (31)Она плакала и не вытирала слёз, они слетали с её побледневших щёк и брызгали на её руки и светлое платье, но после каждой тяжёлой слезы глаза девочки сияли всё больше и больше.

(32)Лётчик, очнувшись, увидел в этих глазах всё, чего только можно ждать хорошего от жизни: лазурь, и блеск, и нежность, и страх за его жизнь, и любовь, такую же робкую, как венчик совершенно крошечного горного цветка, щекотавшего его щеку.

(33)— Вы оттуда? — спросила шёпотом девочка.

(34)— Да. (35)Я оттуда.

(36)— Я помогу вам. (37)Пойдёмте! — сказала она, всё ещё плача. (38)Лётчик протянул ей руку. (39)Она взяла её и вдруг прижалась к его руке заплаканными глазами.

(40)— Земля! — сказал лётчик, пытаясь подняться. (41)— Ты — Земля! (42)Ты — радость! (43)У него всё время кружилась голова.

(44)— Да, да, — торопливо повторяла девочка, не понимая, о чём говорит лётчик. (45)— Вы обопритесь на меня. (46)Я сильная. (47)Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки все в веснушках и ласково потрепал их.

(По К. Паустовскому)

Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — русский писатель, автор множества повестей и рассказов о родной природе: «Мещёрская сторона», «Повесть о лесах», «Северная повесть» и другие. Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Золотая роза».

Источник

(1) Не дружит Витька со своей старшей сестрой Кирой. (2)Дружбы не получается. (3)Неужели у всех такие сёстры?

(4) Витька пробовал иногда слушаться её, но дружба всё равно не наладилась.

(5) Сейчас Витька сидит на широкой, изрезанной ножом скамье, как раз против избы, и думает: «Кто виноват в этом?»

(6) Если Витька сделает что-нибудь хорошее, Кира хвалит его с оглядкой. (7)Но коль уж он провинился, громко, чтобы вся улица услышала, кричит:

— (8)Это мог сделать только ты!.. (9)Это нечеловечно!

(10) Витьке надоели поучения. (11)Он забирается до первых сумерек в Каменистик. (12)Это глубокий овраг с крутыми глинистыми боками. (13)По каменистому дну его течёт чистый ниточка-ручеёк…

(14)Витька смело пробирается через живую стену зарослей ольхи и лозняка. (15)На дне оврага он садится на обросший мохом камень. (16) Из-под камня выскакивает ручеёк. (17)Витька задумчиво слушает задиристое его бормотание. (18)Оно переплетается с еле уловимым шелестом травы.

(19) Витька знает все места тут наперечёт. (20)Сколько гнёзд упрятали в зарослях птицы… (21) И какие они…

(22) Витька осторожно раздвигает отяжелевшие под росой ветви орешника. (23)Он ищет хитро скрытые там гнёзда.

(24) Сорвавшись однажды со стены Каменистика в кустарник, он расцарапал себе нос и разорвал штаны. (25)А когда пришёл домой, Кира снова закричала на всю улицу, что это нечеловечно и что она пожалуется наконец отцу.

(26) И она пожаловалась.

(27) Тот, попыхивая трубкой в подпалённые усы, пообещал Витьку выдрать, а хворостинку выломать из тополька на огороде.

(28) …Витька с жалостью глядит на тополёк, который растёт в конце огорода. (29)Он тоненький ещё и слабый. (30) Сломать его нельзя, скажут — нарочно всё это сделал.

(31) Тогда он отыскал под верандой старую ржавую лопату, выкопал тополёк и перенёс его в соседний огород. (32)Тополёк принялся. (33) Даже листья не завяли. (34)Но Кира всё-таки заметила, что тополька нет. (35)И подняла шум…

(36) Вечер уже брался в полную силу.

(37)Витька крика не слышал: он был в Каменистике. (38)А когда выбрался оттуда, то ещё издали увидел суетящуюся возле свежевырытой ямы Киру. (39)Она размахивала длинными руками и что-то показывала отцу.

(40)Домой идти Витька не решался — выдерут. (41)Но в Каменистике всю ночь сидеть тоже страшно. (42)И Витька пошёл домой: будь что будет.

(43)Но, странное дело, отец почему-то не ругался. (44)Глаза у отца с хмуринкой, а лицо по-прежнему доброе. (45)И Витька понял, что порки не будет.

(46)Кира стояла возле ямы и ругала его:

(47)— Это мог сделать только ты… (48)Это нечеловечно…

(49)А Витьку захлёстывала обида: какая разница, где будет расти тополёк! (50)Важно, чтобы он остался живой.

(Г. Я. Шмань)

Геннадий Яковлевич Шмань (1931-1999) – писатель, автор сборников стихов и рассказов.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему отец не наказал Витьку?»

1) Отец очень устал после работы.

2) Кира защитила брата.

3) Отец понял, что Кира, а не Витька пересадила тополёк на соседний огород.

4) Отец понял, что для Витьки главное, чтобы не погиб тополёк.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Это глубокий овраг с крутыми глинистыми боками.

2) Из-под камня выскакивает ручеёк.

3) Витька задумчиво слушает задиристое его бормотание.

4) Тогда он отыскал под верандой старую ржавую лопату, выкопал тополёк и перенёс его в соседний огород.

4Из предложений 22-24 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

5Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий пишется НН».

6Замените разговорное слово «выдерут» из предложения 40 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7Замените словосочетание «зарослей ольхи» (предложение 14), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 8.

9Среди предложений 24-28 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

10В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но,(1) странное дело, (2) отец почему-то не ругался. Глаза у отца с хмуринкой, (3) а лицо по-прежнему доброе. И Витька понял, (4) что порки не будет.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой.

12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Витька пробовал иногда слушаться её, (1) но дружба всё равно не наладилась. Сейчас Витька сидит на широкой, (2) изрезанной ножом скамье, (3) как раз против избы, (4) и думает: «Кто виноват в этом?»

13Среди предложений 19-25 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 28-34 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Источник

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему посещение Городского дома ребёнка произвело на Колю ужасное впечатление?»
1)    Потому что это был старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой.
2)     Потому что в Городском доме ребёнка были игрушки иностранного
производства, финский холодильник, разноцветные календари и красивые шторы.                                                        
3)   Потому что для получения документов, нужных Николаю, надо было ждать три-четыре недели.
4)    Потому что он увидел, как много брошенных детей находится в Городском доме ребёнка.
 
 
 
(1)Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города. (2)Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка». (3)Валентин, а за ним и Коля вошли в одну из комнат, где сидела женщина-начальница.
(4)Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся. (5)Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была просторной и светлой. (6)3а спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.
—     (7)Вы знаете, — заговорила начальница, — мы у себя документы не храним, всё передаётся дальше, в детский дом, в интернат. (8)У тебя что сохранилось, — спросила, обращаясь к Коле, — метрика*, это ясно, а ещё что?
—     (9)Ничего, — сказал он в смятении.
—     (10)А ты очень хочешь найти маму?
(11)Он вздрогнул и оторопел от глупого вопроса, смутился, мотнул головой, потом проговорил:
—     (12)Не очень…
—     (13)Ну и умница! — воскликнула начальница и внушительно произнесла, разделяя слова: — (14)Как! (15)Педагог! (16)Я утверждаю! (17)Что! (18)Лучше!
(19)Не искать! —           (20)И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим
тоном: — (21)А то разочаруешься. (22)Станешь ещё более… одинок.     (23)Но вы, конечно, заезжайте недельки через три-четыре, я запрошу наш департамент, потом заявка уйдёт в архив, знаете, всё теперь не так просто…
—     (24)Николай,     ступай в машину,        — улыбаясь,   мягко    попросил  Валентин, и парень, вежливо попрощавшись, вышел в коридор.
(25)Он постоял в коридоре и уже хотел уходить, но вдруг пошёл не к выходу, а вдоль по коридору, застланному красной дорожкой. (26)Детский писк становился внятнее, отчётливее, и Коля открыл белую дверь: в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали  младенцы.
(27)Взрослых нигде не было видно. (28)Николай   двинулся между рядами, осматривая лица совсем маленьких людей, глядевших на него кто с удивлением, кто с безразличием, как вдруг за спиной услышал чей-то голос:
—     (29)Вы как тут оказались?!
(30)   Он обернулся. Перед ним стояла женщина — медсестра, наверное.
(31)           А Николая била в висок ужасная мысль. (32)Он знал, был уверен, но ему требовалось подтверждение:
—     (33)Их бросили?
(34)Тётка усмехнулась:
—     (35)Ничего страшного. (36)Вырастим. (37)Выходим. (38)Выкормим.
—     (39)А вы чего-то хорошо живёте! — вдруг сказал Николай. — (40)Холодильники-морозильники, игрушки.
(41)Как же, — ответила она, — к нам всякие американцы пачками едут, детишек усыновляют. (42)Наши-то беленькие, крепенькие, правда, больных много, да разве это для американок-то беда? (43)У них вон всё есть, всякие лекарства. (44)Вот наших и берут. (45)И подарочки везут, а как же, чего тут плохого?
(46)И деткам хорошо, и дому, где выросли.
* Метрика — свидетельство о рождении.
(По А. Лиханову)

Источник

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

(1)На большой перемене Васек вместе с ребятами вышел
на школьный двор. (2)Ребята сейчас же затеяли перестрелку снежками, но Васек
потихоньку удалился в самый угол двора и, засунув руки в карманы пальто, стал
ходить по дорожке вдоль забора. (3) Его беспокоила заметка, которую он обещал
сегодня же дать в стенгазету. (4) Он завидовал Одинцову, который легко
справлялся с такими вещами. (5) «Он, может, вообще будущий писатель, а я,
наверно, архитектор какой-нибудь – о чем мне писать? – Васек сердился на всех и
на себя. – (6) Если б я еще дома сел и подумал, а так сразу –какая это заметка
будет!»

(7) Он слышал веселые голоса и хохот ребят, видел, как
ожесточенно нападали они друг на друга, как шлепались о забор и разлетались
белые комочки снега. (8) «Бой с пятым классом. (9)Наши дерутся. (10) А я
здесь…»

– (11) Трубачев, Трубачев, сюда! – несся издали призыв
Саши.

(12) Закрываясь руками, он боком шел на врага, сзади
него стеной двигались ребята из четвертого «Б», и даже девочки поддерживали
наступление, обстреливая неприятеля со стороны. – (13)Трубачев!..(14) Васек
рванулся на призыв, но вдруг остановился, круто повернулся спиной к играющим,
присел на сложенные у забора бревна и вытащил из кармана бумагу и карандаш.

(15) Несколько любопытных малышей вприпрыжку подбежали
к нему.

– (16)Куда? (17) Кыш отсюда! – грозно крикнул на них
Васек и, устроившись поудобнее, решительно написал:

«(18)Ребята! (19) Ничего нельзя делать в последнюю
минуту, потому что торопишься  и ничего
толком не думаешь. (20) Эту заметку я мог бы написать дома, а сейчас пишу на
большой перемене. (21) Последняя минута – самая короткая из всех минут, а
сейчас я вспомнил, что мог бы о многом написать – о дисциплине, например. (22)
Но в школе уже звонок, а заметку я обещал дать во что бы то ни стало, и
получилось у меня плохо. (23) Давайте, ребята, ничего не будем оставлять на
последнюю минуту! В. Трубачёв».

(24) Васек решительно свернул листок и зашагал по
тропинке.

– (25)  Одинцов,
прими заметку, – не глядя на товарища, сказал он.

– (26)  Уже? –
удивился Одинцов, вытирая шарфом мокрое, разгоряченное лицо. – (27) Я так и
знал, что ты пишешь! (28) А мы тут пятых в угол загнали. (29) Как окружили их
со всех сторон – и давай, и давай! (30) Сашка орет: (31) «Трубачев!
Трубачев!» Слышал?

– (32) Слышал… я на бревнах сидел, – с сожалением
сказал Васек. – (33)Сам себя наказал… да еще написал плохо…

– (34) Плохо? Посмотрим, – важно сказал Одинцов, пряча
заметку. (35)Он почувствовал себя ответственным редактором. – (36) Плохо, так
исправишь.

– (37) Отстань, пожалуйста! (38) Я и эту-то наспех
писал, когда мне исправлять  ее? (39) Не
на уроке же! – рассердился на товарища Васек. – (40) Плохо – не бери. (41)
Вот  и все!

(42) «И зачем это я такую дурацкую заметку дал?
(43) Может, лучше назад взять, а то все надо мной смеяться будут. (44) Пойти к
Одинцову?»

         (45)
Но к Одинцову он не пошел, сомневаясь, что лучше: не выполнить обещание или
осрамиться с плохой заметкой.

    (По В.Осеевой)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или
слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте
работы.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Васёк
«сердился на всех и на себя»?».

1) Он
завидовал Одинцову, который отказался писать заметку в стенгазету.

2) Он
рассчитывал в последнюю минуту написать интересную заметку.

3) Его
беспокоила заметка, которую он обещал дать в стенгазету.

4) Он хотел
играть с мальчишками, но не мог, так как надо 
было писать          статью.

Ответ:
___________________________

Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнение?

1)   
Закрываясь руками, он боком шёл на врага, сзади него
стеной двигались ребята из четвёртого «Б», и даже девочки поддерживали
наступление, обстреливая неприятеля.

2)   
И зачем это я такую дурацкую заметку дал?

3)   
А мы тут пятых в угол загнали.

4)   
Последняя минута – самая короткая из всех минут, а
сейчас пишу на большой перемене.

Ответ:
___________________________

Из предложений 3-6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит
от рядом стоящего согласного.                  

Ответ:
___________________________

Из предложений 12-15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что глагол,
от которого оно образовано, относится к первому спряжению.  

         Ответ:
___________________________

Замените слово осрамиться из
предложения 45 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

         Ответ:
___________________________

 Замените словосочетание ожесточенно нападали (предложение 7),
построенное на основе примыкания,
синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.

         Ответ:
___________________________

Выпишите грамматическую основу предложения
23.

         Ответ:
___________________________

Среди предложений 16-20 найдите предложениес обособленным
обстоятельством.
Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.

Может,1
лучше назад взять,2 а то все надо мной смеяться будут. Давайте,3
ребята,4 ничего не будем оставлять на последнюю минуту! Эту заметку
я мог бы написать дома,5 а сейчас пишу на большой перемене.

         Ответ:
___________________________

Укажите количество
грамматических основ
в предложении 14.

         Ответ:
___________________________

         В приведенных ниже
предложениях из прочитанного текста пронумерованы все          запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые)
между частями          сложного
предложения, связанными подчинительной связью.

        – Уже? – удивился Одинцов,1
вытирая шарфом мокрое,2 разгорячённое лицо. Я и эту-то наспех писал,3
когда мне исправлять её? Ничего нельзя делать в последнюю минуту,4
потому что торопишься и ничего толком не думаешь.

         Ответ:
___________________________

Среди предложений 39-42 найдите
сложное бессоюзное
предложение.Напишите
номер этого предложения.

         Ответ:
___________________________

 Среди предложений 42-45 найдитесложное предложение с бессоюзной и союзной          (подчинительной) связью. Напишите
номер этого  предложения.

Ответ: __________________________

Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической
работы ученик  получает по одному баллу
за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется
ноль баллов.

Номер задания

Правильный ответ

2

3

3

1

4

беспокоила

5

играющим

6

опозориться

7

нападали
с ожесточением

8

давайте
не будем оставлять

9

17

10

1

11

1

12

3,4

13

40

14

45

Источник