В каком варианте ответа содержится информация почему герой рассказчик не только
Example
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик „не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой”?»
1) Герой-рассказчик предпочитал подклеивать книги, уединившись «в библиотечных кулисах».
2) Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на героя-рассказчика «магическое действие».
3) Герой-рассказчик мысленно превращался в героев книг, фантазируя, менял сюжеты по своему усмотрению и в это время забывал, где он находится.
4) Уединённость и тишина библиотеки способствовали вдумчивому чтению книг.
(1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.
(2)«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, и я, уединившись в библиотечных кулисах, множил, вдохновлённый похвалой, свои образцы.
(3)Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на меня магическое действие. (4)На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5)Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, ярко и зримо представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.
(6)Кем я только не был!
(7)И Филипком из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом замечательно и с выражением умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, я шпарил все слова подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, и, наверное, самого графа, потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся. (8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.
(9)Я представлял себя и царевичем, сыном Гвидона, и менял действие сказки Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или щёку сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой и объяснял неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории.
(10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.
(13)Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой.
(По А.А. Лиханову)*
∗ Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
Ответ: 2
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.
2) А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.
3) Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады.
4) Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.
Ответ: 4
4. Из предложений 2–5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».
(2)«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, и я, уединившись в библиотечных кулисах, множил, вдохновлённый похвалой, свои образцы.
(3)Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на меня магическое действие. (4)На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5)Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, ярко и зримо представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.
(По А.А. Лиханову)*
∗ Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
Ответ: приходит
5. Из предложений 6–9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
(6)Кем я только не был!
(7)И Филипком из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом замечательно и с выражением умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, я шпарил все слова подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, и, наверное, самого графа, потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся. (8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.
(9)Я представлял себя и царевичем, сыном Гвидона, и менял действие сказки Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или щёку сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой и объяснял неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории.
(По А.А. Лиханову)*
∗ Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
Ответ: нарисованной
6. Замените книжное слово «надлежало» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.
Ответ: нужно было
7. Замените словосочетание «парижских сражений» (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
(12)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.
Ответ: сражений Парижа
8. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
(8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.
Ответ: улыбался утирал
9. Среди предложений 10–13 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.
(13)Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой.
(По А.А. Лиханову)*
∗ Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
Ответ: 10
10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
И Филипком из рассказа графа Льва Толстого,(1) правда,(2) я при этом замечательно и с выражением умел читать,(3) и,(4) когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь,(5) я шпарил все слова подряд,(6) без ошибок,(7) приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя,(8) и,(9) наверное,(10) самого графа,(11) потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся.
Ответ: 12910
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.
(11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах.
Ответ: 5
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связаннымисочинительной связью.
«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой,(1) и я,(2)уединившись в библиотечных кулисах,(3) множил,(4) вдохновлённый похвалой,(5) свои образцы.
Благоговейная тишина,(6) запахи книг оказывали на меня магическое действие. На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного,(7) зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении!
Ответ: 17
13. Среди предложений 3–6 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(3)Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на меня магическое действие. (4)На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5)Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, ярко и зримо представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.
(6)Кем я только не был!
(По А.А. Лиханову)*
∗ Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
Ответ: 7
14. Среди предложений 8–12 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.
(9)Я представлял себя и царевичем, сыном Гвидона, и менял действие сказки Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или щёку сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой и объяснял неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории.
(10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.
(По А.А. Лиханову)*
∗ Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
Ответ: 9
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14
(1) У нас был урок – труд. (2) Раиса Ивановна сказала, чтобы мы сделали
каждый по отрывному календарю, кто как сообразит. (3) Я взял картонку, оклеил
ее зелёной бумагой, посредине прорезал щёлку, к ней прикрепил спичечную коробку,
а на коробку положил стопочку белых листиков, подогнал, подклеил, подровнял.
(4) Получился очень красивый календарь для
маленьких детей. (5) Например, если у кого куклы, то для этих кукол. (6) И
Раиса Ивановна поставила мне пять. (7) И я пошёл к себе и сел на место.
(8) В это время Лёвка Бурин тоже стал сдавать
свой календарь, а Раиса Ивановна посмотрела на его работу и говорит:
«Наляпано». (9) И поставила Лёвке
тройку.
(10)
Наступила перемена – Лёвка остался сидеть за партой. (11)У него был довольно-таки невеселый
вид. (12) А я в это время как раз
промокал кляксу, и, когда увидел, что Лёвка такой грустный, я прямо с
промокашкой в руке подошёл к Лёвке. (13)
Я хотел его развеселить, потому что мы с ним дружим и он один раз подарил мне
монетку с дыркой. (14) И ещё обещал принести мне стреляную охотничью гильзу,
чтобы я из нее сделал атомный телескоп. (15) Я подошёл к Лёвке, состроив ему
косые глаза, сказал: «Эх ты, Ляпа!» (16) И тут Лёвка ни с того ни с сего как даст мне пеналом по затылку. (17) Вот тогда я понял, как искры из глаз
летят. (18) Я страшно разозлился на Лёвку и треснул его изо всех сил
промокашкой по шее. (19) Но он, конечно, даже не почувствовал, а схватил свой
портфель и пошёл домой. (20) А у меня даже слезы капали из глаз – так здорово
поддал мне Лёвка – капали прямо на промокашку и расплывались по ней, как
бесцветные кляксы… (21) И тогда я решил отомстить.
(22) Я взял
у папы с письменного стола его синий разрезальный нож из пластмассы и целый
день точил его о плиту. (23) Он медленно затачивался, но я все точил и все
думал, как приду завтра в класс и мой верный синий кинжал блеснет перед
Лёвкой…
(24) И когда я лег спать, то все ворочался с боку
на бок и вздыхал, потому что мне было жалко Лёвку – хороший он человек, но
вспыльчивый, теперь пусть несет заслуженную кару, раз он стукнул меня пеналом
по голове.
(25) Утром я
ничего не мог есть. (26) Потом пошел в
школу. (27) И перед тем как пойти в класс, я долго стоял у дверей и не мог
войти, так сильно билось сердце. (28) Но все-таки я себя переборол, толкнул
дверь и вошел. (29) В классе все было как всегда, и Левка стоял у окна с
Валериком. (30) Я, как его увидел, сразу стал расстегивать портфель, чтобы
достать кинжал. (31) Но Левка в это время подбежал ко мне. (32) Я подумал, что он
опять стукнет меня пеналом или чем-нибудь еще, и стал еще быстрее расстегивать
портфель, но Левка вдруг остановился около меня и как-то затоптался на месте, а
потом вдруг наклонился ко мне, протянул золотую гильзу и сказал: «На». (33) И
глаза у него стали такие, как будто он еще что-то хотел сказать, но стеснялся.
(34) А мне вовсе и не нужно было, чтобы он говорил, просто я вдруг совершенно
забыл, что хотел мстить…
(По Д. Драгунскому)
Ответами
к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово
(словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
В каком варианте
ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик решил
отомстить Лёвке?»
1) Он решил унизить мальчишку, сделать ему больно.
2) Он был
уверен, что отмщение – заслуженное наказание, которое
должен
понести Лёвка.
3) Он хотел
привлечь к себе внимание одноклассников, завоевать авторитет.
4) Он рассчитывал прославиться, совершая данный
поступок.
Ответ: ___________________________
Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнительный оборот?
1) А у меня даже слёзы капали из глаз – так здорово
поддал мне Лёвка – капали прямо на промокашку и расплывались по ней, как
бесцветные кляксы.
2) Я взял у папы с письменного стола его синий
разрезальный нож из пластмассы и целый день точил его о плиту.
3) Я, как его увидел, сразу стал расстегивать портфель,
чтобы достать кинжал.
4) В классе всё было как всегда, и Лёвка стоял у окна
с Валериком.
Ответ:
___________________________
Из
предложений 12-14 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется
рядом стоящим согласным.
Ответ:
___________________________
Из предложений 22-24 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В
суффиксеполной формы страдательного
причастия прошедшего времени пишется НН»?
Ответ:
___________________________
Замените разговорное слово наляпано (предложение
8) нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:
___________________________
Замените словосочетание нож из
пластмассы(предложение 22),
построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
Выпишите грамматическую основу предложения
21.
Ответ:
___________________________
Среди предложений 13-16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.
Ответ:
___________________________
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Например,1 если у кого куклы,2
то для этих кукол. И ещё он обещал принести мне стреляную гильзу,3
чтобы я из нее сделал атомный телескоп.
Ответ: ___________________________
Укажите количество грамматических
основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частямисложного предложения, связанными подчинительной связью.
И ещё обещал принести мне стреляную охотничью гильзу,1
чтобы я из нее сделал атомный телескоп. Но все-таки я себя переборол,2
толкнул дверь и вошел. И глаза у него стали такие, 3 как будто он
ещё что-то хотел сказать,4 но
стеснялся.
Ответ:
___________________________
Среди
предложений 11-14 найдитесложноподчиненное
предложение с однородными придаточными. Напишите
номер этого предложения.
Ответ:
___________________________
Среди предложений 7-10 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.
Ответ: ___________________________
Ключ
За верное выполнение заданий части 2 диагностической
работы ученик получает по одному баллу
за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется
ноль баллов.
Номер задания | Правильный ответ |
2 | 2 |
3 | 1 |
4 | развеселить |
5 | заслуженную |
6 | намазано |
7 | пластмассовый |
8 | я |
9 | 15 |
10 | 1 |
11 | 3 |
12 | 1,3 |
13 | 13 |
14 | 10 |