В каком варианте ответа содержится информация почему директор
Example
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему директору школы захотелось подарить Таборке собаку?»
1) Директор считал, что немецкая овчарка будет хорошо дрессированной и не будет бросаться на людей.
2) Директора просили об этом родители Таборки, которые хотели, чтобы у мальчика был четвероногий друг.
3) Директор очень устал и хотел поскорее освободиться от «очередного посетителя ».
4) Директор хотел, чтобы новая собака скрасила Таборке горечь утраты.
(1)Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за
какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель. (2)Разбил лампочку или
заехал кому-нибудь в нос? (3)Разве всё запомнишь!
– (4)Подойди сюда и сядь. (5)Что у тебя за история? – устало произнёс он.
– (6)Это вы про собаку? (7)Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привёл её в класс. (8)Она долго сидела под партой тихо, но потом заскулила, и Нина Петровна стала кричать, а потом велела нам убираться вон.
– (9)Всё? – спросил директор.
– (10)Нет, мы ещё были в милиции.
(11)Час от часу не легче! (12)Директор с шумом придвинул кресло к столу.
– (13)Как ты очутился в милиции?
(14)Лицо Таборки вспыхнуло. (15)Он заговорил сразу, без заминки:
– (16)Женщину она не кусала, она просто играла и ухватила её за пальто. (17)Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. (18)Она, наверное, думала, что моя собака кусается, и закричала. (19)Меня повели в милицию, а собака бежала рядом.
(20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки.
– (22)Давай дальше.
(23)Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим.
– (24)В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару…
(26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.
– (27)Где ты нашёл её?
– (28)В посёлке. (29)Хозяева переехали в город, а собаку бросили. (30)Мальчик неожиданно умолкал и так же неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух.
– (31)Когда я в первый раз привёл собаку домой, он был в отъезде. (32)Мама сказала: (33)«От собаки одна только грязь!» (34)Какая грязь может быть от собаки? (35)От собаки одна радость. (36)А потом приехал он и выгнал собаку.
(37)Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками: они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.
– (38)Чем ему помешала собака?.. (39)Я не мог выгнать собаку. (40)Её один раз уже выгоняли. (41)Я всё время думал о ней. (42)Даже ночью просыпался. (43)В школе я тоже думал о ней. (44)Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле… (45)Потом он заплатил штраф за порванное пальто и, когда меня не было дома… (46)Теперь у меня нет собаки.
(47)В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.
(48)Неожиданно директор сказал:
– (49)Слушай, Таборка! (50)Хочешь, я подарю тебе собаку? (51)Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте.
(52)Мальчик покачал головой.
(53)Директор встал со стула, подошёл к мальчику и наклонился к нему:
– (54)Тебе надо помириться с отцом. (55)Обещай мне.
– (56)Я буду отвечать на его вопросы… (57)Пока не вырасту.
– (58)А что ты будешь делать, когда вырастешь?
– (59)Я буду защищать собак.
(По Ю. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923 -1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Ответ: 4
3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) – Подойди сюда и сядь. Что у тебя за история? – устало произнёс он.
2) Час от часу не легче! Директор с шумом придвинул кресло к столу.
3) – В милиции нас продержали два часа. Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару…
4) Мама сказала: «От собаки одна только грязь!»
Ответ: 2
4. Из предложений 7 – 20 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».
(7)Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привёл её в класс. (8)Она долго сидела под партой тихо, но потом заскулила, и Нина Петровна стала кричать, а потом велела нам убираться вон.
– (9)Всё? – спросил директор.
– (10)Нет, мы ещё были в милиции.
(11)Час от часу не легче! (12)Директор с шумом придвинул кресло к столу.
– (13)Как ты очутился в милиции?
(14)Лицо Таборки вспыхнуло. (15)Он заговорил сразу, без заминки:
– (16)Женщину она не кусала, она просто играла и ухватила её за пальто. (17)Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. (18)Она, наверное, думала, что моя собака кусается, и закричала. (19)Меня повели в милицию, а собака бежала рядом.
(20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился.
(По Ю. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923 -1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Ответ: прищурилась
5. Из предложений 1 – 4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одно Н».
(1)Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за
какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель. (2)Разбил лампочку или
заехал кому-нибудь в нос? (3)Разве всё запомнишь!
– (4)Подойди сюда и сядь. (5)Что у тебя за история? – устало произнёс он.
(По Ю. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923 -1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Ответ: вызван
6. Замените просторечное слово «заехать» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(2)Разбил лампочку или заехал кому-нибудь в нос?
Ответ: ударить
7. Замените словосочетание «директор школы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: школьный директор
8. Выпишите грамматическую основу предложения 46.
(46)Теперь у меня нет собаки.
Ответ: нет
9. Среди предложений 47 – 52 найдите предложение с несогласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(47)В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.
(48)Неожиданно директор сказал:
– (49)Слушай, Таборка! (50)Хочешь, я подарю тебе собаку? (51)Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте.
(52)Мальчик покачал головой.
(По Ю. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923 -1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Ответ: 51
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
– Женщину она не кусала,1 она просто играла и ухватила её за пальто. Но женщина рванулась в сторону,2 и пальто порвалось. Она,3 наверное,4 думала,5 что моя собака кусается,6 и закричала.
Ответ: 3, 4
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 47. Ответ запишите цифрой.
(47)В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.
Ответ: 2
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Я боялся,1 что с ней что-нибудь случится,2 и привёл её в класс. Она долго сидела под партой тихо,3 но потом заскулила,4 и Нина Петровна стала кричать,5 а потом велела нам убираться вон.
Ответ: 4
13. Среди предложений 20 — 26 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки.
– (22)Давай дальше.
(23)Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим.
– (24)В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару…
(26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.
(По Ю. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923 -1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Ответ: 20
14. Среди предложений 37 — 44 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.
(37)Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками: они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.
– (38)Чем ему помешала собака?.. (39)Я не мог выгнать собаку. (40)Её один раз уже выгоняли. (41)Я всё время думал о ней. (42)Даже ночью просыпался. (43)В школе я тоже думал о ней. (44)Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле…
(По Ю. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923 -1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Ответ: 44
ВАРИАНТ 12ГИА — 2013
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.
(1)Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за
какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель. (2)Разбил лампочку или
заехал кому-нибудь в нос? (3)Разве всё запомнишь!
– (4)Подойди сюда и сядь. (5)Что у тебя за история? – устало произнёс он.
– (6)Это вы про собаку? (7)Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привёл её в класс. (8)Она долго сидела под партой тихо, но потом заскулила, и Нина Петровна стала кричать, а потом велела нам убираться вон.
– (9)Всё? – спросил директор.
– (10)Нет, мы ещё были в милиции.
(11)Час от часу не легче! (12)Директор с шумом придвинул кресло к столу.
– (13)Как ты очутился в милиции?
(14)Лицо Таборки вспыхнуло. (15)Он заговорил сразу, без заминки:
– (16)Женщину она не кусала, она просто играла и ухватила её за пальто. (17)Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. (18)Она, наверное, думала, что моя собака кусается, и закричала. (19)Меня повели в милицию, а собака бежала рядом.
(20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки.
– (22)Давай дальше.
(23)Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим.
– (24)В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару…
(26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.
– (27)Где ты нашёл её?
– (28)В посёлке. (29)Хозяева переехали в город, а собаку бросили. (30)Мальчик неожиданно умолкал и так же неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух.
– (31)Когда я в первый раз привёл собаку домой, он был в отъезде. (32)Мама сказала: (33)«От собаки одна только грязь!» (34)Какая грязь может быть от собаки? (35)От собаки одна радость. (36)А потом приехал он и выгнал собаку.
(37)Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками: они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.
– (38)Чем ему помешала собака?.. (39)Я не мог выгнать собаку. (40)Её один раз уже выгоняли. (41)Я всё время думал о ней. (42)Даже ночью просыпался. (43)В школе я тоже думал о ней. (44)Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле… (45)Потом он заплатил штраф за порванное пальто и, когда меня не было дома… (46)Теперь у меня нет собаки.
(47)В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.
(48)Неожиданно директор сказал:
– (49)Слушай, Таборка! (50)Хочешь, я подарю тебе собаку? (51)Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте.
(52)Мальчик покачал головой.
(53)Директор встал со стула, подошёл к мальчику и наклонился к нему:
– (54)Тебе надо помириться с отцом. (55)Обещай мне.
– (56)Я буду отвечать на его вопросы… (57)Пока не вырасту.
– (58)А что ты будешь делать, когда вырастешь?
– (59)Я буду защищать собак.
(По Ю. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923 -1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Задания А1 – А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 – А7 обведите кружком.
А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему директору школы захотелось подарить Таборке собаку?»
Директор считал, что немецкая овчарка будет хорошо дрессированной и не будет бросаться на людей.
Директора просили об этом родители Таборки, которые хотели, чтобы у мальчика был четвероногий друг.
Директор очень устал и хотел поскорее освободиться от «очередного посетителя ».
Директор хотел, чтобы новая собака скрасила Таборке горечь утраты.
А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «вспыхнуть» (предложение 14).
1) воспламениться 2) ярко засветиться 3) покраснеть 4) рассердиться
А3 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) – (4)Подойди сюда и сядь. (5)Что у тебя за история? – устало произнёс он.
2) (11)Час от часу не легче! (12)Директор с шумом придвинул кресло к столу.
3) – (24)В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару…
4) (32)Мама сказала: (33) «От собаки одна только грязь!»
А4 Укажите ошибочное суждение.
В слове ХРЕБТЕ происходит оглушение согласного перед [т’].
В слове МИЛИЦИЮ все согласные звуки мягкие.
В слове ПАЛЬТО мягкость согласного [л’] на письме обозначается буквой Ь (мягкий знак).
В слове ПЕРЕЕХАЛИ звуков больше, чем букв.
А5 Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) наклонился 2) директор 3) помириться 4) ухватила
А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?
1) привёл 2) прервать 3) прищурились 4) придвинул
А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одно Н»?
1) мучительно 2) вызван 3) очередной 4) внимательно
Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.
В1 Замените просторечное слово «заехать» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:________________________________________________
В2 Замените словосочетание «директор школы» (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:______________________________________________
В3 Выпишите грамматическую основу предложения 46.
Ответ: ________________________________________________________
В4 Среди предложений 47 – 52 найдите предложение с несогласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________________________________
В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
– Женщину она не кусала,1 она просто играла и ухватила её за пальто. Но женщина рванулась в сторону,2 и пальто порвалось. Она,3 наверное,4 думала,5 что моя собака кусается,6 и закричала.
Ответ:_______________________________________________
В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 47. Ответ запишите цифрой.
Ответ:________________________________________________
В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Я боялся,1 что с ней что-нибудь случится,2 и привёл её в класс. Она долго сидела под партой тихо,3 но потом заскулила,4 и Нина Петровна стала кричать,5а потом велела нам убираться вон.
Ответ:_____________________________________________________
В8 Среди предложений 20 – 26 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________________________________________________
В9 Среди предложений 37 – 44 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Маргариты Николаевны Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Аргументируя свой ответ, приведите 2примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.Н. Кожиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для изложения
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.
(По В.А.Сухомлинскому)
183 слова
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ 12ГИА — 2013
Проверка и оценивание задания С1
№ абзаца
Микротема
1
Без доброты невозможна душевная красота человека.
2
Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.
3
Воспитывать в ребёнке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.
Проверка и оценивание заданий А и В
№ задания
ответы
А1
4
А2
3
A3
2
А4
2
А5
1
А6
3
А7
2
В1
ударить
В2
школьный директор
ВЗ
нет
В4
51
В5
3, 4 <или> 4, 3
В6
2
В7
4
В8
20
В9
44
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему директору школы захотелось подарить Таборке собаку?»
1) Директор считал, что немецкая овчарка будет хорошо дрессированной и не будет бросаться на людей.
2) Директора просили об этом родители Таборки, которые хотели, чтобы у мальчика был четвероногий друг.
3) Директор очень устал и хотел поскорее освободиться от «очередного посетителя ».
4) Директор хотел, чтобы новая собака скрасила Таборке горечь утраты.
(1) Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель. (2)Разбил лампочку или заехал кому-нибудь в нос? (3)Разве всё запомнишь!
— (4)Подойди сюда и сядь. (5)Что у тебя за история? — устало произнёс он.
— (6)Это вы про собаку? (7)Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привёл её в класс. (8)Она долго сидела под партой тихо, но потом заскулила, и Нина Петровна стала кричать, а потом велела нам убираться вон.
— (9)Всё? — спросил директор.
— (10)Нет, мы ещё были в милиции.
(11)Час от часу не легче! (12)Директор с шумом придвинул кресло к столу.
— (13)Как ты очутился в милиции?
(14)Лицо Таборки вспыхнуло. (15)Он заговорил сразу, без заминки:
— (16)Женщину она не кусала, она просто играла и ухватила её за пальто. (17)Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. (18)Она, наверное, думала, что моя собака кусается, и закричала. (19)Меня повели в милицию, а собака бежала рядом.
(20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки.
— (22)Давай дальше.
(23)Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики, катились одно за другим.
— (24)В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару…
(26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.
— (27)Где ты нашёл её?
— (28)В посёлке. (29)Хозяева переехали в город, а собаку бросили.
(30)Мальчик неожиданно умолкал и так же неожиданно начинал говорить,
словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух.
— (31)Когда я в первый раз привёл собаку домой, он был в отъезде. (32)Мама сказала: (33)«От собаки одна только грязь!» (34)Какая грязь может быть от собаки?
(35)От собаки одна радость. (36)А потом приехал он и выгнал собаку.
(37)Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками: они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.
— (38)Чем ему помешала собака?.. (39)Я не мог выгнать собаку. (40)Её один раз уже выгоняли. (41)Я всё время думал о ней. (42)Даже ночью просыпался.
(43)В школе я тоже думал о ней. (44)Ждал, когда закончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле… (45)Потом он заплатил штраф за порванное пальто и, когда меня не было дома… (46)Теперь у меня нет собаки.
(47) В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.
(48) Неожиданно директор сказал:
— (49)Слушай, Таборка! (50)Хочешь, я подарю тебе собаку? (51)Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте.
(52)Мальчик покачал головой.
(53)Директор встал со стула, подошёл к мальчику и наклонился к нему:
— (54)Тебе надо помириться с отцом. (55)Обещай мне.
— (56)Я буду отвечать на его вопросы… (57)Пока не вырасту.
— (58)А что ты будешь делать, когда вырастешь?
— (59)Я буду защищать собак.
(По Ю. Яковлеву)