В каком варианте ответа содержится информация необходимая для почему федя

В каком варианте ответа содержится информация необходимая для почему федя thumbnail

Example

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Фёдор постоянно ездил в старый район?»

1) Фёдор готовился поджечь старую голубятню.
2) Фёдор следил за сносом старых домов, ожидая, когда начнут рыть котлован для нового дома.
3) Фёдор был полон решимости отстоять старую голубятню и не дать её снести.
4) Фёдор тосковал по своим голубям и не мог привыкнуть к мысли, что ему придётся с ними расстаться.

(1)Федя учился в новой школе. (2)Его старый дом пошёл на слом, а там, во дворе, осталась его голубятня.
(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа – чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.
(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:
– (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню! (11)Завтра будем рыть котлован.
(12)Фёдор онемело смотрел на развалины деревянного дома. (13)Вот и всё. (14)Даже голубей не будет. (15)Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху.   (16)Птицы хлопали крыльями, рвались вылететь стаей, как им было привычно, но он пускал их поодиночке, прощаясь с каждым.
(17)Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку. (18)Она просохла за ясные и сухие дни, кололась, шуршала в руках, издавая мягкий запах дерева.
(19)Стало темнеть, а в темноте голуби сами возвращаются к голубятне, но в этот раз не должны вернуться.
(20)Фёдор поднялся наверх, оглядел старый посёлок. (21)Его уже не было. (22)Несколько бараков кособочились по краям огромной чёрной площади. (23)Там, где жили люди. (24)Где была пыльная дорога. (25)Только голубятня осталась.
(26)Мальчик захлопнул крышку голубятни, медленно чиркнул спичкой, поднёс её к куче стружки и спустился с голубятни.
(27)Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.
(28)Фёдор поднял голову: голуби носились как ни в чём не бывало.
(29)Он повернулся и побежал.
(30)Народу на остановке было немного, но он полез без очереди, не видя никого. (31)Стоя на задней площадке и прижавшись лбом к стеклу, он старался смотреть на серый и спокойный асфальт. (32)Но не удержался. (33)Помимо его воли, глаза посмотрели в небо. (34)Голуби кружились, не подозревая беды. (35)И Фёдор не выдержал – бросился к двери, стал колотить как сумасшедший.
– (36)Водитель, – закричал кто-то, – остановись, мальчик остановку пропустил!
(37)Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом. (38)Острая боль пронзила его, и он словно очнулся.
(39)Голуби! (40)Разве их можно бросать? (41)Разве он имел такое право? (42)Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. (43)Он отвечает за голубей.
(44)Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем. (45)Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
(46)Фёдор молча поднял руки. (47)Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него – он показался себе большим и сильным. (48)Голуби узнали его, затрепетали над головой, садились ему на плечи, он брал их, воркующих, встревоженных, и прятал под куртку, за пазуху.
(По А. Лиханову)*
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – современный детский и юношеский писатель, журналист и общественный деятель.

Ответ: 4

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху.
2) Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
3) Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.
4) Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем.

Ответ: 2

4. Из предложений 31–37 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – неполнота действия.

(31)Стоя на задней площадке и прижавшись лбом к стеклу, он старался смотреть на серый и спокойный асфальт. (32)Но не удержался. (33)Помимо его воли, глаза посмотрели в небо. (34)Голуби кружились, не подозревая беды. (35)И Фёдор не выдержал – бросился к двери, стал колотить как сумасшедший.
– (36)Водитель, – закричал кто-то, – остановись, мальчик остановку пропустил!
(37)Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом.
(По А. Лиханову)*
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – современный детский и юношеский писатель, журналист и общественный деятель.

Ответ: притормозил

5. Из предложений 12–18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН».

(12)Фёдор онемело смотрел на развалины деревянного дома. (13)Вот и всё. (14)Даже голубей не будет. (15)Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху.   (16)Птицы хлопали крыльями, рвались вылететь стаей, как им было привычно, но он пускал их поодиночке, прощаясь с каждым.
(17)Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку. (18)Она просохла за ясные и сухие дни, кололась, шуршала в руках, издавая мягкий запах дерева.
(По А. Лиханову)*
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – современный детский и юношеский писатель, журналист и общественный деятель.

Ответ: осеннем

6. Замените разговорное слово «грохнулся» в предложении 37 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(37)Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом.

Ответ: упал

7. Замените словосочетание «деревянного дома», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: дома из дерева

8. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

(4)Пусто было в голове.

Ответ: пусто было

9. Среди предложений 44–48 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространёнными определениями. Напишите номер этого предложения.

Читайте также:  В каких продуктах содержится магний и цинк больше

(44)Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем. (45)Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
(46)Фёдор молча поднял руки. (47)Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него – он показался себе большим и сильным. (48)Голуби узнали его, затрепетали над головой, садились ему на плечи, он брал их, воркующих, встревоженных, и прятал под куртку, за пазуху.
(По А. Лиханову)*
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – современный детский и юношеский писатель, журналист и общественный деятель.

Ответ: 48

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).

На уроках,(1) когда его поднимали,(2) он вставал,(3) растерянный,(4) не знающий,(5) что сказать,(6) и ребята уже начали похихикивать над ним,(7) тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. Но Фёдор,(8)казалось,(9) и этого не слышал.

Ответ: 8, 9

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.

(16)Птицы хлопали крыльями, рвались вылететь стаей, как им было привычно, но он пускал их поодиночке, прощаясь с каждым.

Ответ: 3

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

– Водитель,(1) – закричал кто-то,(2) – остановись,(3) мальчик остановку пропустил!
Троллейбус послушно притормозил,(4) дверь с шипением распахнулась,(5) Фёдор выпрыгнул,(6)зацепившись ногой за порожек,(7) грохнулся на дорогу и ударился коленом. Острая боль пронзила его,(8) и он словно очнулся.

Ответ: 8

13. Среди предложений 3–10 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа – чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.
(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:
– (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню!
(По А. Лиханову)*
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – современный детский и юношеский писатель, журналист и общественный деятель.

Ответ: 5

14. Среди предложений 42–48 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(42)Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. (43)Он отвечает за голубей.
(44)Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем. (45)Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
(46)Фёдор молча поднял руки. (47)Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него – он показался себе большим и сильным. (48)Голуби узнали его, затрепетали над головой, садились ему на плечи, он брал их, воркующих, встревоженных, и прятал под куртку, за пазуху.
(По А. Лиханову)*
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – современный детский и юношеский писатель, журналист и общественный деятель.

Ответ: 42

Источник

(1)Федя Кроев и Борис узнали друг друга в незапамятные времена. (2)Когда им было по пять лет. (3)Кроевы переехали тогда в кооперативную квартиру, а Федю перевели в другой детсад, поближе к новому дому. (4)Садик оказался совсем не такой, как прежний. (5)Тот был в деревянном доме, уютный, с закутками, где можно было в случае чего побыть одному. (6)А здесь – громадные стёкла вместо стен, блестящие жёлтые полы и множество всяких «нельзя».

(7)Ох, как не хотелось Феде идти сюда на следующий день. (8)До горьких слёз. (9)И быть бы этому Фединому дню, пожалуй, горше первого, если бы не новый вопль толпы:

– (10)Ребята, Борька вернулся! – и заплясали вокруг щуплого, с колючей стрижкой, мальчика в рубашке с якорями. (11)Кто-то просто орал и радовался, кто-то, осмелев, дал Борису щелчка. (12)Борькины коричневые глаза беспомощно метались и наконец встретились со взглядом Феди. (13)И что-то сдвинулось тогда в Фединой душе. (14)Он поднял с пола за хвост надувного увесистого крокодила и, как палицей, прошёлся по вопящей толпе. (15)Пробился к Борису, рядом с ним прижался лопатками к стене. (16)И они с Борькой молча, без слёз, отбивались от дружного коллектива средней группы. (17)После этого случая Федя и Борис всегда держались рядышком, вместе. (18)Но настоящими друзьями они в ту пору не сделались. (19)Не успели: в Борькину семью приехала с Украины насовсем бабушка, и родители забрали Бориса из детсада.

(20)Потом Федя и Борис встретились, когда уже стали первоклассниками. (21)Оказались они в разных классах, но всё равно быстренько прилепились друг к другу и старались быть вместе на переменах. (22)И даже домой ходили вдвоем, хотя Борису приходилось делать большой крюк, чтобы проводить Федю.

(23)В общем, стали они не разлей вода: они с Борисом жили рядом, хотя каждый в своём мире. (24)Не знали тогда, что мир этот – один на двоих, Федин и Бориса. (25)Именно такой, как есть, – с книжкой, жужжанием моторчиков, настольной лампой и ранними сумерками в окне… (26)А потом появился слон…

(27)Слон, стоящий на полке в универмаге, был размером с котёнка. (28)Он был крошечный, но выглядел совершенно настоящим. (29)Живой казалась каждая складочка серой шероховато-замшевой кожи. (30)Осмысленно блестели чёрные глазки.

(31)Федя придумал слону имя – Буби. (32)Иметь Буби у себя казалось ему необыкновенным счастьем. (33)А стоило-то счастье не такие уж великие деньги. (34)Но родители единодушно объявили Федино желание странной блажью.

(35)И однажды Федя не выдержал – безутешно разрыдался при родителях и при Борисе. (36)Ну что же это такое?! (37)Неужели совершенно никто не может понять, как ему нужен этот маленький живой слон! (38)Заберите назад, продайте железную дорогу, подаренную когда-то, возьмите всё, что у него есть, и купите Буби! (39)Ну, не кормите целый месяц, чтобы сэкономить деньги…

(40)Ну, ремнём так ремнём, пожалуйста… (41)А потом купите Буби?

(42)Борис во время этого крика и плача, горького, безутешного, потихоньку исчез. (43)И появился под вечер, когда уже остывший от слёз, но тоскующий Федя сжался в печальном уголке между тахтой и кадкой с фикусом. (44)Борис нахмуренно и деловито сказал:

Читайте также:  В каких продуктах содержится витамин а витамин с витамин д рыбий жир

– (45)Вот, принёс тебе слона… – и стал разворачивать газетный сверток.

(46)Федя, не веря своему счастью, недоверчиво подался вперёд. (47)И… чуть опять не заревел от обмана. (48)Борькин слон, странное создание, походил на Буби лишь размером. (49)Это было существо из пластилина, с ногами из берёзовых кругляшков, с хоботом из резиновой трубки, со стеклянными пуговицами вместо глаз… (50)Федя глянул на это нелепое творение, потом на Бориса – даже без обиды, только с новой горечью. (51)Борис всё понял. (52)Виновато пожал плечами:

– (53)Я думал, ну хоть такой… (54)Зато у него глаза горят… (55)Вот… – (56)Пуговицы засветились огоньками. – (57)Там лампочки и батарейка.

– (58)Дай, – вдруг со всхлипом попросил Федя. (59)От Борькиного голоса, от взгляда что-то сдвинулось у него в душе. (60)Это было как при первом знакомстве, когда Федя схватил крокодила и они с Борисом вдвоём отмахивались от толпы… (61)Он посадил пластилинового зверя себе на колени и стал гладить ладонью. (62)И Борька сел рядом. (63)И они долго молчали в углу за тахтой, глядя, как мигают жёлтые глаза маленького слона. (64)И Федя – без отчётливых мыслей, но глубоким безошибочным пониманием – осознал, что прежнее их приятельство с Борисом было до этого вечера лишь вступлением к неразрывной дружбе, которая по-настоящему началась только сейчас, сегодня.

(По В. П. Крапивину)*

* Владислав Петрович Крапивин (род. в 1938 году) – советский и российский детский писатель, автор книг о детях и для детей. Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Федя принял пластилинового слона, хотя поначалу подарок ему не понравился?»

1) Федя проявил дипломатичность и взял подарок, чтобы не испортить отношений с Борисом, который мог обидеться.

2) Федя решил, что если уж нет Буби, то пусть будет хотя бы такой пластилиновый слон.

3) Когда Федя увидел, что у слона горят глаза, подарок сразу начал нравиться мальчику.

4) Старания Бориса тронули душу Феди: он понял, что Борис – настоящий друг.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Он поднял с пола за хвост надувного увесистого крокодила и, как палицей, прошёлся по вопящей толпе.

2) Оказались они в разных классах, но всё равно быстренько прилепились друг к другу, старались быть вместе на переменах.

3) Борис во время этого крика и плача, горького, безутешного, потихоньку исчез.

4) В общем, стали они не разлей вода: они с Борисом жили рядом, хотя каждый в своём мире.

4Из предложений 10–16 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости последующего согласного звука.

5Из предложений 31–41 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».

6Замените разговорное слово «щуплого» из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7Замените словосочетание «складочка кожи» из предложения 29, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание

8Выпишите грамматическую основу предложения 7.

9Среди предложений 42–48 найдите предложение с обособленными нераспространёнными определениями. Напишите номер этого предложения.

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).

И быть бы этому Фединому дню,(1) пожалуй,(2) горше первого,(3) если бы не новый вопль толпы:
– Ребята,(4) Борька вернулся! – и заплясали вокруг щуплого,(5) с колючей стрижкой,(6) мальчика в рубашке с якорями.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Заберите назад,(1) продайте железную дорогу,(2) подаренную когда-то,(3) возьмите всё,(4) что у него есть,(5) и купите Буби! Ну,(6) не кормите целый месяц,(7) чтобы сэкономить деньги…

13Среди предложений 59–64 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными (однородным соподчинением придаточных). Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 17–26 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Источник

Итоговая работа по русскому языку в 7 классе в форме ОГЭ.

Вариант 2

Часть 1

При выполнении заданий этой части (А1 – А15) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..пятствие, пр..увеличенный, пр..морский

  2. не..деланный, ра..менять, и..сушенный

  3. пр..градить (путь), пр..следование, пр..небрегать

  4. бе..водный, не..дешний, ра..судить

А2 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) пять тысяч.., отсроч..те решение

2) разлитая туш.., уйти проч..

3) похож.. на артиста, выйти замуж..

4) солдатский мятеж.., пуститься вскач..

А3 Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой Е.

1) взлеле..нный матерью

2) постро..нный дом

3) кле..вший марки

4) замеш..нный в историю

А4 В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) Сладко пахнет сушё..ыми яблоками.

2) Белошвейка открыла при ней окова..ый блестящей жестью сундук.

3) Давно не стриже..ые русые волосы покрывали его голову.

4) На стене висел гравирова..ый портрет Гарибальди с порыжелой надписью.

А5 В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) с быстротой сверкающ..й молни..

2) перед дальнейш..м использовани..м

3) на высочайш..м уровн..

4) колыхающ..мся пламен..м

А6 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?

1) Ему удалось проскользнуть (не)замеченным.

2) Я просил одолжить мне (не)много денег.

3) В печати появились (не)изданные до сих пор варианты глав романа.

4) (Не)ровные плывущие тени рассыпались по степи.

А7 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.

1) (водо)непроницаемый, (высоко)поставленный, где(либо)

2) (блёкло)лиловый, (северо)восточный, (крепко)накрепко

3) (кое)где, (высоко)интеллектуальный, (двух)летний

4) (вольно)любивая, (историко)филологический, (на)против

А8 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Читайте также:  В каких продуктах для кормления щенка содержится кальций

К сожалению, жизнь н(1)чему н(2) научила его: н(3) честности, н(4) порядочности.

1) 1, 3, 4

2) 2, 4

3) 2

4) 1, 3

А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вокруг стаканов (1) соблюдая строгую симметрию (2) стояли (3) наполненные до краёв сливками (4) молочники и сахар с щипчиками.

1) 1, 2, 3

2) 1, 2

3) 1, 2, 3, 4

4) 1, 3, 4

А10 В каком предложении причастный оборот выделяется с двух сторон запятыми (запятые в предложениях не расставлены)?

1) На близко раскинувшемся небе медлил грозный в своём великолепии закат.

2) С чёрных веток чуть зеленевших деревьев вспархивали с воздушным шорохом воробьи и садились на узкий выступ высокой кирпичной стены.

3) Только родное слово познанное в детстве может напоить душу поэзией и пробудить в человеке первые истоки национальной гордости.

4) Позади большого дома был старый сад заглушённый бурьяном и кустарником.

А11 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Рассматривая рисунок,

  1. мне вспомнилось лето.

  2. возникает иллюзия, что картина оживает.

  3. обратите внимание на штриховку.

  4. неожиданно погас свет.

Прочитайте текст и выполните задания A12 – A15; B1 – В5; С1-С2.

(1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2)Черноволосый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.

(3)Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (4)Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (5)Коржи были пахучие, румяные. (6)Они светились, как два маленьких посоленных солнца.

(7)Мальчик сидел перед столом, ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя теплый дух испеченного хлеба. (8)Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

– (9)Отведай, внучок, моего коржа.

(10)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. (11)Корж таял с неудержимой силой, и вскоре его не стало…

(12)Коля тяжело вздохнул. (13)А второй корж, румяный, целехонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

– (14)Отнеси этот корж деду, – сказала бабушка.

(15)Дед был очень старым и жил на пасеке. (16)Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопченную, покосившуюся баньку.

(17)Дед сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком, по которому текла вода. (18)Пчелы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. (19)Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь. (20)Он пил эту сладковатую пчелиную воду.

(21)Дед не стал есть гостинец, а отнес его в шалаш. (22)До чего же жадный дед! (23)Совсем одичал со своими пчелами. (24)Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мед.

(25)Коля собрался уходить. (26)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельем, Коля чуть не попросил у деда кусочек коржа, но сумел побороть минутную слабость.

(27)Он шел не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером.

(28)Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

– (29)Дед велел простирнуть!

(30)Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко. (31)На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом, в которой лежал корж. (32)Она ничего не сказала и положила нежданный гостинец перед внуком.

(33)Радостный огонек вспыхнул в его глазах. (34)Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. (35)Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. (36)Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба.

(37)Коля сполз со скамейки и пошел прочь… (38)Но через некоторое время он взял со стола остывший корж, аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, мешок с самосадом и штык, привезенный с прошлой войны.

(По Ю. Яковлеву)

Юрий Яковлевич Яковлев (1923 – 1996 г.г.) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, автор сценариев игровых и анимационных фильмов. Основные идеи прозы Юрия Яковлева – благородство как следование внутренним нравственным идеалам, «триумф воли», верность избранному индивидуальному ориентиру как источник осмысленности существования.

А12 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Коля не стал есть второй корж хлеба?»

1) (24)Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мед.

2) (13)А второй корж, румяный, целехонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

3) (35)Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку.

4) (26)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельем, Коля чуть не попросил у деда кусочек коржа, но сумел побороть минутную слабость.

А13 Какой тип речи представлен в предложениях 15 – 20?

  1. описание

  2. рассуждение

  1. повествование

  2. описание и повествование

А14 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОХОЖ из 2 предложения текста.

  1. наречие

  2. краткое причастие

  1. полное прилагательное

  2. краткое прилагательное

А15 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «дух» (предложение 7).

  1. сознание

  2. моральная сила

  3. образ мысли

  4. запах

Часть 2

При выполнении заданий этой части (В1 – В4) запишите ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми.

Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами.

В1 Укажите способ образования слова ЗАВЯЗАННАЯ (предложение 31)

Ответ: _________________________________________________________________

В2 Из предложения 4 выпишите наречие.

Ответ: _________________________________________________________________

В3 В предложениях 1 – 6 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречиях на -О и -Е, образованных от прилагательных с НН в суффиксе, пишется НН». Выпишите найденное слово.

Ответ: _________________________________________________________________

Ответы к заданию B4 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 21 – 32 найдите предложения с деепричастными оборотами. Напишите номера этих предложений.

Ответ: _________________________________________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник