В каком варианте ответа содержится информация для обоснования ответа на вопрос

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Шарик, завидев своего давнего друга, из последних сил убегал от него?»

1) Шарик был седым и старым и не узнавал своего бывшего друга.

2) Шарик не хотел узнавать человека, который когда-то предал его, бросил на произвол судьбы.

3) Эта встреча была неприятна Шарику, потому что он знал о скором отъезде своего друга.

4) Шарик боялся подходить к незнакомым людям.

(1)Прошло много лет после того, как я уехал из деревни своего детства. (2)Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности. (3)Где бы я ни был, но никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить

и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними.

(4)И вот случилось так, что судьба забросила меня в страну моего детства. (5)Здесь ничего не изменилось. (6)Я обошёл знакомые мне места, с радостью узнавая их. (7)Вдруг остановился: навстречу мне шёл Шарик –– мой Шарик! (8)Я давно забыл о нём, а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня. (9)Я вспомнил, как мы делили с ним наши горькие дни, ведь он был единственным моим другом, как он провожал меня до бетонной дороги, не подозревая, что я уезжаю навсегда. (10)Он стал совсем седым и старым.

— (11)Шарик! — окликнул я его дрогнувшим голосом.

(12)Он вздрогнул, испуганно остановился, но тут же отвернулся и свернул с тропы.

— (13)Шарик!

(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему…

(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться. (19)Но он ведь был твоим лучшим другом! (20)И разве есть ему дело до таких тонкостей?!

(21)А потом я встретил одноклассника. (22)Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…

(23)Я ходил по деревне в надежде встретить Шарика, но он, завидев меня, из последних своих старческих сил убегал от меня. (24)Но потом заскулил, лёг и закрыл глаза.

(25) — Шарик! — я припал лицом к его холодной морде. — (26)Ну, прости меня, прости! — я гладил его седую, всю в репьях голову.

(27)…На следующий день я уезжал. (28)За остановкой я увидел Шарика: он тайком пришёл проститься. (29)Я бросился рядом с ним на землю и вдруг неожиданно для себя заплакал. (30)Шарик стал лизать мои руки, щёки, в нём неожиданно появилось что-то из давних лет — из детства.

— (31)Ну ладно, старина, прощай. (32)Прости меня за всё, если сможешь.

(33)Глаза его сразу потускнели, словно в них бросили горсть золы, но он пересилил себя, понимающе вильнул поникшим хвостом, словно хотел улыбнуться, но улыбки не получилось.

(34)Автобус тронулся. (35)Старый и седой, Шарик сидел в клубах дорожной пыли и угрюмо смотрел в землю…

— (36)Стой! (37)Тормози!

(38)Водитель, недовольный, остановил автобус, и я, видя только счастливые глаза Шарика и уже не поникший хвост, выскочил на пыльную просёлочную дорогу. (39)Выскочил, чтобы уже больше никогда не расставаться с самым преданным в моей жизни другом…

Источник

(1)Галстук-бабочку Славке подарил друг Валька. (2)То была прекрасная бабочка! (3)Плотная, с двумя парами мощных крыльев из какого-то лоснящегося материала. (4)Валька помог надеть её поверх белой сатиновой рубашки, отошёл в сторону, причмокнул: вещь!

(5)После праздника последнего звонка Славка, в тёмных брюках, сером в клетку пиджаке, новой белой рубашке под бабочку, гулял с одноклассниками. (6)Болтал с девчонками, смеялся, смотрел на фонарные столбы, у ярких макушек которых суетилась настырная мошка.(7)Как вдруг из частных домов, которые теснились в гуще опавших садов по соседству с посёлком, через дорогу, раздался крик:

— Пожар!

(8)И жирная лапа дыма вырвалась из крыши дома неподалёку, заворочалась, подкрашенная розовым тонким рисунком из искр и огненных хрупких нитей. (9)Славка почувствовал жёсткий комок в горле, будто бабочка на его шее с испуга дёрнулась от огня. (10)А тут ещё девчонки заволновались:

— Ой, пойдёмте отсюда!

(11)Лучше бы их здесь сейчас не было.

— (12)Человек в доме! (13)Сгори-ит! — заголосили в дымной тьме, и все ринулись к дому, тяжко, с нарастающей тревогой покряхтывающему, задыхающемуся от дыма и жара.

(14)Славка подбежал к веранде, схватился за ручку двери, но дёрнуть не успел — какой-то мужик осадил его:

— Голову ниже, балбес! (15)Глаза спалишь!

(16)И вдвоём, пригибаясь, они рванули дверь на себя. (17)Огонь — только не вниз, а вверх, в небо, — полыхнул из глубины веранды. (18)Кто-то плеснул ведро воды вперёд по ходу, кто-то добавил ещё одно, а мужик толкнул Славку в плечо:

— Вон лежит! (19)Потащили. (20)Ниже голову!

(21)Славка схватил лежащего на диване человека, потащил по полу к двери, мешая водоносам, которые плескали воду на стены, на стол с ворохом бесившейся в огне бумаги. (22)Вода шипела, набрасываясь на огонь, а тот, изворачиваясь бешеными змеями, рвался в сенцы — не пускали.

— (23)На крышу, на крышу надо! — загудели вокруг, когда сладили с огнём на веранде.

— (24)На крышу, — буркнул Славка, хотя, зачем надо лезть на крышу, кого там спасать, он даже не догадывался.

(25)Мгновенно скинул на руку однокласснице пиджак, подбежал к стремянке, подпиравшей старую яблоню, переставил лестницу к веранде, полез. (26)За ним — всё тот же мужик. (27)Но вдруг отчаянно взвыли сирены пожарных машин, и верхолазы оказались под холодными струями ржавой, тухлой воды.

(28)Внизу их встретили как героев. (29)Славка надел пиджак, девчонки заохали: «Ты весь мокрый, тебе надо домой!» (30)Он, конечно, никого не послушал и, пока гулял, высох и согрелся. (31)Но когда дома, довольный собой и своим подвигом, он посмотрелся в зеркало, то ахнул: рубашка вся рыжая, в пятнах!

(32)Мать кипятила рубаху и парила, но отстирать не получилось: рыжие пятна и разводы остались.

— (ЗЗ)Если б сразу пришёл, — вздохнула мать после пятой попытки вывести пятна, — может, и отстиралась бы. (34)Ничего, не расстраивайся. (35)Я её в чёрный цвет покрашу. (36)Тебе чёрное идёт.

— (37)Да ну! — только и сказал он ей в ответ. (38)Мать покрасила рубашку, и, примеряя, Славка решил купить к ней белую бабочку. (39)Но Валька вовремя образумил его:

— Да куда ты в ней пойдёшь! (40)Не носят бабочку каждый день!

— (41)А зачем же их тогда сейчас везде продают? — удивился Славка.

— (42)Чтобы ты купил! — рассмеялся Валька. — (43)Для коллекции!

(По А. Торопцеву)

Александр Петрович Торопцев (род. в 1949 г.) — писатель, философ, публицист; автор книг исторического содержания для детей и взрослых.

Источник

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

(1)На большой перемене Васек вместе с ребятами вышел
на школьный двор. (2)Ребята сейчас же затеяли перестрелку снежками, но Васек
потихоньку удалился в самый угол двора и, засунув руки в карманы пальто, стал
ходить по дорожке вдоль забора. (3) Его беспокоила заметка, которую он обещал
сегодня же дать в стенгазету. (4) Он завидовал Одинцову, который легко
справлялся с такими вещами. (5) «Он, может, вообще будущий писатель, а я,
наверно, архитектор какой-нибудь – о чем мне писать? – Васек сердился на всех и
на себя. – (6) Если б я еще дома сел и подумал, а так сразу –какая это заметка
будет!»

(7) Он слышал веселые голоса и хохот ребят, видел, как
ожесточенно нападали они друг на друга, как шлепались о забор и разлетались
белые комочки снега. (8) «Бой с пятым классом. (9)Наши дерутся. (10) А я
здесь…»

– (11) Трубачев, Трубачев, сюда! – несся издали призыв
Саши.

(12) Закрываясь руками, он боком шел на врага, сзади
него стеной двигались ребята из четвертого «Б», и даже девочки поддерживали
наступление, обстреливая неприятеля со стороны. – (13)Трубачев!..(14) Васек
рванулся на призыв, но вдруг остановился, круто повернулся спиной к играющим,
присел на сложенные у забора бревна и вытащил из кармана бумагу и карандаш.

Читайте также:  В каких овощах и фруктах содержится больше всего цинка

(15) Несколько любопытных малышей вприпрыжку подбежали
к нему.

– (16)Куда? (17) Кыш отсюда! – грозно крикнул на них
Васек и, устроившись поудобнее, решительно написал:

«(18)Ребята! (19) Ничего нельзя делать в последнюю
минуту, потому что торопишься  и ничего
толком не думаешь. (20) Эту заметку я мог бы написать дома, а сейчас пишу на
большой перемене. (21) Последняя минута – самая короткая из всех минут, а
сейчас я вспомнил, что мог бы о многом написать – о дисциплине, например. (22)
Но в школе уже звонок, а заметку я обещал дать во что бы то ни стало, и
получилось у меня плохо. (23) Давайте, ребята, ничего не будем оставлять на
последнюю минуту! В. Трубачёв».

(24) Васек решительно свернул листок и зашагал по
тропинке.

– (25)  Одинцов,
прими заметку, – не глядя на товарища, сказал он.

– (26)  Уже? –
удивился Одинцов, вытирая шарфом мокрое, разгоряченное лицо. – (27) Я так и
знал, что ты пишешь! (28) А мы тут пятых в угол загнали. (29) Как окружили их
со всех сторон – и давай, и давай! (30) Сашка орет: (31) «Трубачев!
Трубачев!» Слышал?

– (32) Слышал… я на бревнах сидел, – с сожалением
сказал Васек. – (33)Сам себя наказал… да еще написал плохо…

– (34) Плохо? Посмотрим, – важно сказал Одинцов, пряча
заметку. (35)Он почувствовал себя ответственным редактором. – (36) Плохо, так
исправишь.

– (37) Отстань, пожалуйста! (38) Я и эту-то наспех
писал, когда мне исправлять  ее? (39) Не
на уроке же! – рассердился на товарища Васек. – (40) Плохо – не бери. (41)
Вот  и все!

(42) «И зачем это я такую дурацкую заметку дал?
(43) Может, лучше назад взять, а то все надо мной смеяться будут. (44) Пойти к
Одинцову?»

         (45)
Но к Одинцову он не пошел, сомневаясь, что лучше: не выполнить обещание или
осрамиться с плохой заметкой.

    (По В.Осеевой)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или
слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте
работы.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Васёк
«сердился на всех и на себя»?».

1) Он
завидовал Одинцову, который отказался писать заметку в стенгазету.

2) Он
рассчитывал в последнюю минуту написать интересную заметку.

3) Его
беспокоила заметка, которую он обещал дать в стенгазету.

4) Он хотел
играть с мальчишками, но не мог, так как надо 
было писать          статью.

Ответ:
___________________________

Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнение?

1)   
Закрываясь руками, он боком шёл на врага, сзади него
стеной двигались ребята из четвёртого «Б», и даже девочки поддерживали
наступление, обстреливая неприятеля.

2)   
И зачем это я такую дурацкую заметку дал?

3)   
А мы тут пятых в угол загнали.

4)   
Последняя минута – самая короткая из всех минут, а
сейчас пишу на большой перемене.

Ответ:
___________________________

Из предложений 3-6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит
от рядом стоящего согласного.                  

Ответ:
___________________________

Из предложений 12-15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что глагол,
от которого оно образовано, относится к первому спряжению.  

         Ответ:
___________________________

Замените слово осрамиться из
предложения 45 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

         Ответ:
___________________________

 Замените словосочетание ожесточенно нападали (предложение 7),
построенное на основе примыкания,
синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.

         Ответ:
___________________________

Выпишите грамматическую основу предложения
23.

         Ответ:
___________________________

Среди предложений 16-20 найдите предложениес обособленным
обстоятельством.
Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.

Может,1
лучше назад взять,2 а то все надо мной смеяться будут. Давайте,3
ребята,4 ничего не будем оставлять на последнюю минуту! Эту заметку
я мог бы написать дома,5 а сейчас пишу на большой перемене.

         Ответ:
___________________________

Укажите количество
грамматических основ
в предложении 14.

         Ответ:
___________________________

         В приведенных ниже
предложениях из прочитанного текста пронумерованы все          запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые)
между частями          сложного
предложения, связанными подчинительной связью.

        – Уже? – удивился Одинцов,1
вытирая шарфом мокрое,2 разгорячённое лицо. Я и эту-то наспех писал,3
когда мне исправлять её? Ничего нельзя делать в последнюю минуту,4
потому что торопишься и ничего толком не думаешь.

         Ответ:
___________________________

Среди предложений 39-42 найдите
сложное бессоюзное
предложение.Напишите
номер этого предложения.

         Ответ:
___________________________

 Среди предложений 42-45 найдитесложное предложение с бессоюзной и союзной          (подчинительной) связью. Напишите
номер этого  предложения.

Ответ: __________________________

Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической
работы ученик  получает по одному баллу
за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется
ноль баллов.

Номер задания

Правильный ответ

2

3

3

1

4

беспокоила

5

играющим

6

опозориться

7

нападали
с ожесточением

8

давайте
не будем оставлять

9

17

10

1

11

1

12

3,4

13

40

14

45

Источник

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос

Задания — решение

№ 1
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Для чего автор превращает взрослого человека в ребёнка?»

1) Автор стремится убедить читателей в том, что взрослые всегда правы.

2) Автор стремится показать, что родители должны воспитывать детей на собственном примере.

3) Автору важно передать мысль о том, что родители и их дети должны понимать друг друга и помогать во всём, не обманывать.

4) Автор показывает таким образом, что папа был в детстве гораздо серьёзнее своего сына.

Текст:
(1)Целый час папа воспитывал меня. (2)В который раз он уже повторял:

(3)– В твоём возрасте я был серьёзнее!..

(4)И тут что-то тренькнуло, грохнуло, зашипело и вспыхнуло. (5)Когда дым рассеялся, рядом со мной стоял мальчик в коротких штанишках. (6)Его коленки были исцарапаны, воротник рубашки наполовину оторван, а под левым глазом светился здоровенный синяк.

(7)– Ты кто такой?! – удивился я.

(8)Он зашмыгал носом, а потом сказал:

(9)– Я твой папа. (10)Только… в твоём возрасте.

(11)– Ну и ну! – сказал я. (12)И ещё раз осмотрел его с ног до головы. (13)– А ты в моём возрасте был меньше меня.

(14)– Конечно, – согласился мальчик-папа. (15)– Мы с мамой тебя в спортивную школу устроили. (16)Ты работаешь над своим развитием. (17)А я просто во дворе болтался…

(18)– Зато у тебя синяк отличный! – сказал я с завистью.

(19)– А-а-а… – махнул он рукой. (20)– Дал тут одному по шеям.

(21)– Пойдём погуляем? – предложил я.

(22)– Ура! – закричал мальчик-папа и рванул на улицу.

(23)Когда я вышел из подъезда, он уже сидел на дереве и махал мне оттуда рукой.

(24)– Ты же запрещаешь мне лазать по деревьям, – сказал я.

(25)– Да ла-а-адно, – протянул он. (26) – Главное, чтоб мама нас не застукала.

(27)Я забрался к нему, и мы стали качаться на сучке. (28)Потом сучок обломился, и мы упали вниз. (29)Папа первый, а я второй. (30)Прямо на него.

(31)– А ты тяжёлый, – сказал он, вылезая из-под меня. (32)– Давай поборемся?

(33)И мы стали бороться. (34)Боролись мы совсем недолго. (35)Потому что я папу сразу поборол.

(36)– У меня просто настроения нет бороться, – сказал он грустно.

(37)– Да ла-а-адно, – протянул я. (38)– Не огорчайся. (39)В другой раз ты меня поборешь.

(40)– Ты только маме не рассказывай, – попросил он, – что победил меня.

(41)– Ты тоже не жалуйся, – попросил я. (42) – Ведь я тебе воротник рубашки совсем оторвал.

(43)– Пустяки! – сказал папа и швырнул воротник в мусорную кучу. (44)– Если мы будем держаться друг друга, то в этой жизни не пропадём.

(45)И тут кто-то окликнул нас из подворотни.

(46)– Эй, пацаны! Ну-ка, быстро сюда!

(47)Там стояли двое взрослых, лет по тринадцать, парня. (48)Когда мы подошли к ним, они сказали:

(49)– По двадцать копеек, салаги! (50)Быстро!

(51)Я похлопал себя по карманам и сказал:

(52)– У меня нет денег…

(53)– А ты попрыгай! (54)Может, зазвенит, – приказал, ухмыляясь, один парень.

(55)Тут мой папа нахмурился, пригнул голову и с криком «А-а-а!» ударил этого парня головой в живот. (56)Это был здоровский удар. (57)Я такого от папы не ожидал. (58)Парень тот сразу кубарем покатился.

(59)А я в этот момент на другого набросился. (60)Двинул ему разок!

(61)В общем, они убежали от нас на другую сторону улицы и завопили:

(62)– Ну, салаги, держитесь! (63)Сейчас мы своих парней приведём!

(64)Они не соврали. (65)И привели ещё пятерых парней. (66) Нас стали окружать со всех сторон.

(67)– Держись, сынок! – сказал мне мальчик-папа. (68)– Сейчас нам придётся туго.

(69)Они уже начали нас бить, когда во дворе появилась наша мама. (70)Их тут же как ветром сдуло. (71)Мама едва успела им нашлёпать.

(72)Потом она отвела меня и мальчика-папу к нам домой, помазала царапины йодом и напоила киселём.

(73)Только мама вышла из кухни, а папа говорит:

(74)– Мы с тобой вдвоём, конечно, сила. (75)Ну, а втроём с мамой – вообще о-го-го! (76)Давай держаться втроём?

(77)– А ты не будешь больше говорить, что в моём возрасте был серьёзнее, и воспитывать меня по два часа?

(78)Мальчик-папа посмотрел на свои царапины, синяки, изорванную рубашку, вздохнул и пообещал:

(79)– Не буду!

(80)Мы пожали друг другу руки. (81)Тут опять что-то тренькнуло, грохнуло, зашипело и вспыхнуло. (82) Когда дым рассеялся, передо мной снова стоял взрослый папа.

(О. Кургузов*)

*Олег Флавьевич Кургузов (1959–2004 гг.) – российский детский писатель, журналист, редактор, лауреат международной литературной премии имени Януша Корчака «за удачное изображение взаимоотношений между детьми и взрослыми и за искрящийся юмор».

№ 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему картины Левитана требуют медленного рассматривания?»

1) В картинах Левитана много мелких деталей.

2) Картины Левитана огромны по размеру: их не охватишь одним взглядом.

3) Чем дольше вглядываешься в картины Левитана, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков.

4) Чтобы понять картины Левитана, нужно прочесть литературные произведения, по мотивам которых они написаны.

        

(1) Левитан увидел прелесть дождей и создал свои знаменитые «дождливые работы»: «После дождя» и «Над вечным покоем».

(2) Картину «После дождя» Левитан написал за четыре часа. (3) Тучи и оловянный цвет волжской воды создали мягкое освещение. (4) Оно могло исчезнуть каждую минуту. (5) Левитан торопился.

(6) Картины Левитана требуют медленного рассматривания. (7) Они не ошеломляют глаз. (8) Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам; но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков.

(9) В картине «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. (10) Блестят лужи. (11) Облака уходят за Волгу, как низкий дым. (12) Пар из пароходных труб ложится на воду. (13) Баржи у берега почернели от сырости.

(14) В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени, в низкие комнаты с только что вымытыми полами, где уже горят лампы и за открытыми окнами шумит от капель и дико пахнет заброшенный сад. (15) Хорошо слушать игру на старом рояле. (16) Его ослабевшие струны звенят, как гитара. (17) Тёмный фикус стоит в кадке рядом с роялем. (18) Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева. (19) Старый кот бродит по комнатам, и ухо у него нервно вздрагивает, — он слушает, не застучат ли в кухне ножи.

(20) С улицы пахнет рогожами. (21) Завтра — ярмарка, и на Соборную площадь съезжаются телеги. (22) Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывавшую полнеба. (23) Гимназистка глядит вслед пароходу, и глаза ее делаются туманными, большими. (24) Пароход идет к низовым городам, где театры, книги, заманчивые встречи.

(25) Вокруг городка день и ночь мокнут растрёпанные ржаные поля.

(26) В картине «Над вечным покоем» поэзия ненастного дня выражена с ещё большей силой. (27) Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.

(28) С косогора, где тёмные берёзы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берёз сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. (29) Тяжёлые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. (30) Косые холстины дождя закрывают просторы.

(31) Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. (32) Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.

(По К.Г. Паустовскому)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях.

№ 3
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Чехов сказал Левитану: «На твоих картинах уже есть улыбка»?»

1) После второй поездки на Волгу на картинах Левитана появились свет и блеск.

2) Он решил писать портреты смеющихся людей.

3) Он решил изображать весёлые народные гулянья.

4) Он решил писать портреты клоунов.

        

(1)Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. (2)Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега — искал места для этюдов.

(3)Но хороших мест не было, Левитан всё чаще хмурился и жаловался на усталость. (4)Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами.

(5)Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь, рубленную из сосновых кряжей. (6)Она чернела на зелёном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая.

(7)В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плесе.

(8)Наверное, с этого времени начался светлый промежуток в его жизни.

(9)Маленький городок был беззвучен и безлюден. (10)Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам — колотушки сторожей. (11)По уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. (12)В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.

(13)Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. (14)Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. (15)Уже в августе розовеет листва яблоневых садов, сединой блестят поля, и вечерами над Волгой стоят облака, покрытые жарким румянцем.

(16)Хандра прошла. (17)Было стыдно даже вспоминать о ней.

(18)Каждый день приносил трогательные неожиданности — то подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стёртый пятак, то дети, подталкивая друг друга в спину, попросятся, чтобы их нарисовать, потом прыснут от смеха и разбегутся, то придет тайком молодая соседка-староверка и будет певуче жаловаться на свою тяжёлую долю. (19)Её Левитан прозвал Катериной из «Грозы» Островского.

(20)До поездки в Плес Левитан любил только русский пейзаж, но народ, населявший эту большую страну, был ему непонятен. (21)Кого он знал? (22)Грубого училищного сторожа «Нечистую силу», трактирных половых, наглых коридорных из меблированных комнат, диких чулковских мужиков. (23)Он часто видел злобу, грязь, тупую покорность, презрение к себе, к еврею.

(24)До жизни в Плесе он не верил в ласковость народа, в его разум, в способность много понимать. (25)После Плеса Левитан ощутил свою близость не только к пейзажу России, но и к ее народу — талантливому, обездоленному и как бы притихшему не то перед новой бедой, не то перед великим освобождением.

(26)В эту вторую поездку на Волгу Левитан написал много полотен. (27)Об этих вещах Чехов сказал ему: (28)«На твоих картинах уже есть улыбка».

(29)Свет и блеск впервые появились у Левитана в его «волжских» работах: в «Золотом Плесе», «Свежем ветре», «Вечернем звоне».

(По К. Г. Паустовскому)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях.

№ 4
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Левитан в Финляндии захандрил «без меры и границ»?»

1) В Финляндии ему негде было жить.

2) Он хотел поехать в Венецию.

3) Он не понимал картин финских художников.

4) Граниты Финляндии, ее чёрная речная вода, студенистое небо и мрачное море нагоняли тоску.

        

(1)Жизнь Левитана была бедна событиями. (2)Он мало путешествовал. (3)Он любил только среднюю Россию. (4)Поездки в другие места он считал напрасной тратой времени. (5)Такой показалась ему и поездка за границу.

(6)Он был в Финляндии, Франции, Швейцарии и Италии.

(7)Граниты Финляндии, её чёрная речная вода, студенистое небо и мрачное море нагоняли тоску. (8)«Вновь я захандрил без меры и границ, — писал Левитан Чехову из Финляндии. — (9)Здесь нет природы».

(10)В Швейцарии его поразили Альпы, но вид этих гор ничем не отличался для Левитана от видов картонных макетов, размалёванных крикливыми красками.

(11)В Италии ему понравилась только Венеция, где воздух полон серебристых оттенков, рождённых тусклыми лагунами.

(12)В Париже Левитан увидел картины Монэ, но не запомнил их. (13)Только перед смертью художник оценил живопись импрессионистов, понял, что отчасти был их русским предшественником, — и впервые с признанием он упомянул их имена.

(14)Последние годы жизни Левитан проводил много времени около Вышнего Волочка на берегах озера Удомли. (15)Там, в семье помещиков Панафидиных, он опять попал в путаницу человеческих отношений, стрелялся, но его спасли…

(16)Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.

(17)Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень.

(18) В «Большой воде» затопленная разливом роща обнажена, как поздней осенью, и даже не покрылась зеленоватым дымом первой листвы. (19)В «Ранней весне» чёрная глубокая река мёртво стоит среди оврагов, ещё покрытых рыхлым снегом, и только в картине «Март» передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого дома.

(20)Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.

(21)Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

(22)Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, она смывала дождями зелень. (23)Рощи делались сквозными. (24) Тёмные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. (25)Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. (26)Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. (27)Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

(28)Осень на картинах Левитана очень разнообразна. (29)Невозможно перечислить все осенние дни, нанесённые им на полотно. (30)Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

(По К. Г. Паустовскому)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях.

№ 5
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Левитану отказали в просьбе отвезти его на Ай-Петри?»

1) До Ай-Петри было очень далеко.

2) Разреженный горный воздух мог оказаться для него смертельным.

3) Чехов боялся подниматься в горы, а именно ему пришлось бы сопровождать Левитана.

4) Поездка в горы не состоялась из-за плохой погоды.

        

(1)Зимой 1899 года врачи послали Левитана в Ялту.

(2)В то время в Ялте жил Чехов. (3)Старые друзья встретились постаревшими, отчуждёнными. (4) Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, всем говорил о близкой смерти. (5)Он боялся её и не скрывал этого. (6)Сердце болело почти непрерывно.

(7) Чехов тосковал по Москве, по северу. (8)Несмотря на то, что море, по его собственным словам, было «большое», оно суживало мир. (9) Кроме моря и зимней тихой Ялты, казалось, ничего не оставалось в жизни. (10) Где-то очень далеко за Харьковом, за Курском и Орлом лежал снег, огни нищих деревень мигали сослепу в седую метель; она казалась милой и близкой сердцу, гораздо ближе беклиновских кипарисов и сладкого приморского воздуха. (11)От этого воздуха часто болела голова. (12) Милым казалось всё: и леса, и речушки — всякие Пехорки и Вертушинки, и стога сена в пустынных вечерних полях, одинокие, освещённые мутной луной, как будто навсегда позабытые человеком.

(13)Больной Левитан попросил у Чехова кусок картона и за полчаса набросал на нём масляными красками вечернее поле со стогами сена. (14)Этот этюд Чехов вставил в камин около письменного стола и часто смотрел на него во время работы.

(15)Зима в Ялте была сухая, солнечная, с моря дули тепловатые ветры. (16)Левитан вспомнил свою первую поездку в Крым, и ему захотелось в горы. (17)Его преследовало воспоминание об этой поездке, когда с вершины Ай-Петри он увидел у своих ног пустынное облачное небо. (18)Над головой висело солнце, здесь оно казалось гораздо ближе к земле, и желтоватый его свет бросал точные тени. (19)Облачное небо дымилось внизу в пропастях и медленно подползало к ногам Левитана, закрывая сосновые леса.

(20)Небо двигалось снизу, и это пугало Левитана так же, как пугала никогда не слыханная горная тишина. (21)Изредка её нарушал только шорох осыпи. (22)Шифер сползал с откоса и раскачивал сухую колючую траву.

(23) Левитану хотелось в горы, он просил отвезти его на Ай-Петри, но ему в этом отказали: разреженный горный воздух мог оказаться для него смертельным.

(По К. Г. Паустовскому)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях.

№ 6
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку?»

1) Он задолжал за квартиру.

2) Он должен был писать сельские пейзажи.

3) Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в «исконной русской столице».

4) Его одежда была немодной для столицы.

        

(1)В 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку. (2)Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в «исконной русской столице»; Левитану было в то время восемнадцать лет.

(3)Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни. (4)Стояла тяжёлая жара. (5)Почти каждый день небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя.

(6)Особенно томительны были сумерки. (7)На балконе соседней дачи зажигали свет. (8)Ночные бабочки тучами бились о ламповые стёкла. (9)На крокетной площадке стучали шары. (10)Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию, а потом, поздним вечером, женский голос пел в саду печальный романс:

(11)Мой голос для тебя и ласковый и томный…

(12)То было время, когда стихи Полонского, Майкова и Апухтина были известны лучше, чем простые пушкинские напевы, и Левитан даже не знал, что слова этого романса принадлежали Пушкину.

(13)Он слушал по вечерам из-за забора пение незнакомки, он запомнил ещё один романс о том, как «рыдала любовь».

(14)Ему хотелось увидеть женщину, певшую так звонко и печально, увидеть девушек, игравших в крокет, и гимназистов, загонявших с победными воплями деревянные шары к самому полотну железной дороги. (15)Ему хотелось пить на балконе чай из чистых стаканов, трогать ложечкой ломтик лимона, долго ждать, пока стечёт с той же ложечки прозрачная нить абрикосового варенья. (16)Ему хотелось хохотать и дурачиться, играть в горелки, петь до полночи, носиться на гигантских шагах и слушать взволнованный шёпот гимназистов о писателе Гаршине, написавшем рассказ «Четыре дня», запрещённый цензурой. (17) Ему хотелось смотреть в глаза поющей женщины, — глаза поющих всегда полузакрыты и полны печальной прелести.

(18)Но Левитан был беден, почти нищ. (19)Клетчатый пиджак протёрся вконец. (20)Юноша вырос из него. (21)Руки, измазанные масляной краской, торчали из рукавов, как птичьи лапы. (22)Всё лето Левитан ходил босиком. (23)Куда было в таком наряде появляться перед веселыми дачниками!

(24)И Левитан скрывался. (25)Он брал лодку, заплывал на ней в тростники на дачном пруду и писал этюды, — в лодке ему никто не мешал.

(26)Писать этюды в лесу или в полях было опаснее. (27)Здесь можно было натолкнуться на яркий зонтик щеголихи, читающей в тени берёз книжку Альбова, или на гувернантку, кудахчущую над выводком детей. (28)Конечно, никто не умел презирать бедность так обидно, как гувернантки.

(29)Левитан прятался от дачников, тосковал по ночной певунье и писал этюды. (30)Он совсем забыл о том, что у себя, в Училище живописи и ваяния, Саврасов прочил ему славу Коро, а товарищи — братья Коровины и Николай Чехов — всякий раз затевали над его картинами споры о прелести настоящего русского пейзажа. (31)Будущая слава Коро тонула без остатка в обиде на жизнь, на драные локти и протёртые подметки.

(По К. Г. Паустовскому)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях.

 
Перейти на другой форум:

Источник

Читайте также:  В каких сиропах содержится бутамират