В каком термине содержится понятие боль

I. Изучить следующий материал по теме «Важнейшие латинские и греческие приставки»:

1. a (аn) – отрицание, отсутствие.

2. anti – против;

3. dl -, des-, без, не, удаление, избавление;

4. dys – нарушение, расстройство;

5. endo – в, внутри;

6. ex- вне, снаружи;

7. extra – вне, вверх, снаружи;

8. hyper – сверх, выше;

9. hypo – под, ниже;

10. peri – вокруг, со всех сторон;

11. re – повторное действие;

12. syn – в связи с;

13. trans – через, пере;

14. para – около.

II. Выполнить самостоятельную работу

Задание 1

Допишите приставки.

1. … dotum – противоядие.

2. … trophia – расстройство питания.

3. … systolia – внеочередное сокращение сердца.

4. … renalis – околопочечный.

5. … scapularis – подлопаточный.

6. … thermia – пониженная температура.

7. … glycaemia – увеличение содержания сахара в крови.

8. … сholia – прекращение выделения желчи.

9. … cardium – околосердечная сумка.

10. … metrium – внутренняя оболочка матки.

Задание 2

Употребите нужные приставки.

1. Пониженное содержание сахара в крови — … glycaemia.

2. Нарушение нормальной флоры кишечника — … bacteriosis.

3. Повышенная функция щитовидной железы — … thyreosis.

4. Внутренняя оболочка сердца — … cardium.

5. Принятие экстренных мер, оживление — … animatio

Задание 3

Термин «tonia» означает — тонус, напряжение. Обозначьте:

· Отсутствие тонуса;

· Расстройство тонуса;

· Повышение тонуса;

· Снижение тонуса

Задание 4

Стенка сердца состоит из 3 слоев: эндокарда, миокарда, эпикарда. Какой из них относится к внутреннему слою? Напишите название слоев сердца в латинской транскрипции.

Задание 5

Напишите латинский эквивалент, укажите приставки, укажите

значение приставок и остальных ТЭ:

1.атония

2. дистония

3. гипертония

4. гипотония

5. апноэ

6. дизентерия

7. перинефрит

8. полиартрит

9. пиелонефрит

10. гипергликемия

11. гипогликемия

12. атрофия

13. диспноэ

14. анурия

15. дизурия

16. дистрофия

17. анестезия

18. паротит

Тема 7. ГРЕЧЕСКИЕ КОРНИ. КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Студент должен знать:

— определение клинической терминологии;

— основные греческие корни.

Студент должен уметь:

— использовать греческие корни и терминоэлементы в образовании клинических терминов;

— умело переводить термины.

Подготовка к теоретическому занятию

I. Изучить греческие корни:

1. aesthes – aesthesia – чувство

2. alg – algia – боль

3. graph – graphia — рентген

4. haem – haemat – aemia — кровь

5. logia – наука о

6. metria – измерение

7. path – pathia – 1) чувство; 2) заболевание

8. therm – thermia – тепло

9. ton – tonia – тонус

10. ur – uria – моча

11. rrhagia – кровотечение

12. scop – scopia – инструментальный осмотр

13. therapia – лечение

14. trophia – питание

15. ectasia – расширение

16. ectomia – оперативное удаление

17. philia – предрасположенность

18. phobia – боязнь

19. plasia – развитие

20. plegia – удар, паралич

21. rrhaphia – наложение шва

22. sthenia – сила

23. stomia – наложение свища

24. tomia –вскрытие, разрез

25. ergia –деятельность,

26. malacia – размягчение

27. penia – недостаток

28. phag – phagia – глотание, поедание

II. Выполнить самостоятельную работу

Задание I

Задание 1.Найдите слова со значением «исследование»:

1. .rhinoscopia

2. encephalopathia

3. otorrhagia

4. angiographia

5. angiogramma

Задание 2.Найдите слова со значением «рентгенологическое исследование вен».

1. phlebogramma

2. phlebotomia

3. phlebectasia

4. phlebographia

5. phlebectomia

Задание 3.Найдите термин со значением «болезнь, заболевание»

l.cystalgia

2. chondroma

3. cardiopathia

4. arthrotomia

5. nephrosis.

Задание 4.В каком термине содержится понятие «боль».

1. arthropathia

2. enteroptosis

3. cardialgia

4. cystoscopia

5. ophthalmitis

Задание 5. В каких терминах содержится понятие « понижение содержания»:

1. hyperaesthesia-

2. hypoglycaemia

3. leucaemia

4. leucopenia

5. haemolysis

Задание 6. Найдите перевод термина « nephropathia — нефропатия»:

1. воспаление селезенки;

2. заболевание почки;

3. опущение почки;

4. исследование почки

5. боль в почке.

Задание 7.Вставьте пропущенную часть термина hypox… пониженное содержание кислорода в крови:

1. uria

2. algia

3. aemia

4. rrhagia

5. ergia

Задание 8. Какие значения имеет словообразовательный элемент ergia:

1. лечение

2. исследование

3. реактивность

4. действие, деятельность

5. расширение

Задание 9. Найдите термин со значением «расширение /органа/:

1. enterostomia

2. nephrectomia

3. angiographia

4.gastrectasia

5. cystoscopia

Задание 10.Найдите перевод термина «nephrostomia».

1. удаление почки

2. расширение почки

3. наложение почечного свища

4. вскрытие почки

5. опущение почки

Задание 11. Допишите недостающую часть термина hyper… -разрастание органа за счет его чрезмерного питания:

1. thermia

2. trophia

3. sthenia

4. rrhagia

5. rrhaphia

Задание 12. Допишите пропущенную часть термина cholecyst.. -удаление желчного пузыря:

1. ptosis

2. tomia

3. stomia

4. ectomia

5. pathia

Задание 13. Вставьте пропущенную часть термина oxygeno… — лечение кислородом:

1. аlgia

2. scopia

3. pathia

4. philia

5. therapia

Задание 14. Какое значение имеет словообразовательный элемент philia:

1. боязнь

2. склонность

3. исследование

4. расширение

Задание 15. Какое значение имеет словообразовательный элемент stomia

1. удаление

2. расширение

3. наложение свища

4. рассечение

5. болезнь

Задание 16. Какое значение имеет словообразовательный элемент therapia —

1. боль в области органа

2. учение о заболеваниях

3. лечение заболеваний

4. метод лечения

5. исследование

Задание II

Объясните, что изучают данные науки, предварительно написав латинский эквивалент и разберите по ТЭ:

1. остеология

2. миология

3. артрология

4. гистология

5. цитология

6. биология

7. антропология

8. краниология

9. микробиология

10. гинекология

11. гематология

Задание III

Вспомнив, заданный терминоэлемент образуйте клинический термин, запишите в латинской словарной форме.

Рассечение:

· кости;

· позвоночника;

· грудной клетки;

· брюшной полости;

· почки;

· мочевого пузыря.

Удаление:

· желчного пузыря;

· миндалин;

· червеобразного отростка;

· слепой кишки;

· поджелудочной железы;

· селезёнки;

· лёгкого.

Боль:

· в печени;

· мышечная;

· в суставах;

· по ходу нерва;

· сердечная.

Заболевание:

· желчного пузыря;

· суставов;

· мышц;

Читайте также:  Какие положения содержались в первых декретах советской власти

· почек;

· сердца;

· нервов;

· головного мозга.

Расширение:

· Бронхов;

· Желчного пузыря;

· Век;

· Почечной лоханки;

· Желудка.

Кровотечение:

· Носовое

· Почечное

· Желудочное

· Из гортани

· Из уха

· Из тонкого кишечника

Источник

У многозначного слова одно значение связано с другим по смыслу. Так, например, слово спутник в современном русском языке имеет несколько значений, связанных друг с другом по смыслу: 1) человек, который вместе с кем-нибудь совершает путь (Мои спутники оказались приятными собеседниками); 2) то, что сопутствует чему-нибудь (Каменная соль – спутник нефти); 3) небесное тело, которое обращается вокруг планеты (Луна —  спутник Земли); 4) космический аппарат, запускаемый на орбиту с помощью ракетных устройств. Многозначность может быть использована как прием обогащения содержания речи. Многозначные слова имеют прямые и переносные значения.

Прямое значение словаэто его основное лексическое значение. Например, слово воет обозначает звуки, производимые волком (волк воет).

Переносное значение слова – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу. Например, ветер воет.Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной. Переносные значения слов служат для создания выразительных средств языка: метафор, эпитетов, олицетворений.

Однозначные словаэто слова с одним лексическим значением. Например, слово герб.

Если связь между значениями слов утрачивается, образуются новые слова, обозначающие разные понятия, т.е. о м о н и м ы.

Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению.Например, слово брак: 1) супружеские отношения (вступить в брак); 2) изъян в изделии (стекло с браком).

Важным источником обогащения речи служит синонимия.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. Например, беспокоить, тревожить, волновать, затруднять, смущать.

В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой прием последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего-нибудь, при переходе от одного к другому называется градацией. (Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего.).

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением(сытый – голодный, здоровый – больной, радостный — печальный). Антонимы употребляются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство создания контраста. Чаще всего антонимы встречаются в составе антитез в стихотворных произведениях: «Сам толст, его артисты тощи» (Гр.). Многие пословицы и поговорки заключают в себе антонимы: Мягко стелет, да жестко спать. Выразительны заголовки произведений, построенные на сопоставлении антонимов: «Отцы и дети» (Т.); «Война и мир» (Л. Т.).

Паронимы – это слова, которые обладают определенным сходством в звучании, в морфемном строении (у них один и тот же корень), сходством грамматических признаков (это слова одной и той же части речи).

Например:

Эффектный(платье, девушка) – эффективный (метод, прием).

Смешение паронимов приводит к искажению смысла высказывания.

Практика

Тест 1

1.В каком термине содержится понятие «боль»:

1)кардиалгия

2)цистоскопия

3)флеботомия

4)дистрофия

5)гидрофобия

2.Найдите слово со значением «исследование»:

1)энцефалопатия

2)гастроскопия

3)кардиография

4)кардиограмма

5)флеботомия

3.Какое значение имеет словообразовательный элемент «филия»:

1)недостаток

2)боязнь

3)склонность

4)исследование

5)расширение

4.Укажите слово, составные части которого имеют значение «земля» и «учение»:

1)география

2)биология

3)экология

4)геология

Как называется преимущественно военное лечебное заведение?

1) госпиталь

2) клиника

3) амбулатория

Подберите синоним к словосочетанию «совокупность признаков заболевания».

1) диагноз

2) симптом

3) синдром

Подберите синоним к слову «выслушивать».

1) аускультировать

2) перкутировать

3) пальпировать

Подберите антоним к слову «систола».

1) экрасистола

2) диастола

3) тахикардия

Отметьте слово, которое сочетается со словом «болевой».

1) шок

2) вид

3) нос 

10. Отметьте предложение, в которое можно вставить слово «раздражимость».

1) больной человек отличается…

2) …является свойством всех живых существ.

3) У пациента наблюдается … на ноге.

Тест 2

В каком ряду верно определено значение слова:

1.Некрол`ог

1)памятник, находящийся над захоронением

2)врач, исследующий трупы

3)статья в газете об ушедшем из жизни человеке.

2.Семин`ария

1)занятие, на котором выступают с докладами.

2)магазин, в котором продают семена.

3)духовное учебное заведение, в котором обучают будущих священнослужителей.

Апелляция

1)просьба о пересмотре чего-либо

2)музыкальное произведение

3)косметическая процедура

4.Фен`омен

1)необычное явление

2)страстный болельщик, поклонник

3)профессия

5.Кол`осс

1)памятник архитектуры

2)памятник огромных размеров

3)название цветка

6.Парт`ер

1)вино

2)первые ряды в театре

3)товарищ по бизнесу

Демобилизация

1)отсутствие инициативы

2)увольнение из армии

3)отсутствие мобильной связи.

Апатия

1)направление в медицине

2)равнодушие

3)болезнь

Раритет

1)равенство

2)старинная ценная вещь

3)предмет интерьера

Трапеза

1)посуда

2)природное явление

3)прием пищи

Статус

1)закон

2)социальное положение

3)монумент

12.Панег`ирик

1)тип темперамента

2)болезнь

3)хвалебная речь

13.Антагонизм

1)репутация

2)противоречие

3)равнодушие

*Запомните значение и правописание данных слов.

Блок информации

Источник

Задание 1

Что могут значить данные термины, напишите латинский эквивалент и разберите по ТЭ:

1. эритроцит

2. лейкоцит

3. липоцит

4. эритроцит

5. лейкоцитоз

6. гепатоптоз

7. перитонит

8. тонзиллит

9. лапаротомия

10. ректоскопия

11. аппендектомия

12. неврастения

13. гематурия

14. гемофилия

15. десмургия

16. гемостаз

17. гемолиз

Задание 2

Образование клинических терминов. Напишите латинский эквивалент и объясните значение терминоэлементов (разберите по ТЭ)

1. отит

2. спондилез

3. остеохондроз

4. кольпит

5. фиброма

6. паранефрит

7. лейкемия

8. уремия

9. физиотерапия

Задание 3

Перевести на греческий язык

а) Грибковое заболевание следующих органов:

— полости рта;

— полости носа;

— бронхов;

— кости;

— тонкого кишечника;

— кожных покровов.

б) Запись работы:

— сердца;

— сосудов;

— головного мозга;

— мышцы;

— бронхов;

— век.

Тест на закрепление и знание медицинской и клинической терминологии

1. Найдите слова со значением «инструментальный осмотр»:

а) otorrhagia

б) angiogramma

в) rhinoscopia

г) encephalopathia

2. В каком термине содержится понятие «понижение содержания»:

а) hyperplasia

б) haematoma

в) bronchitis

г) hypoglycaemia

3. Определите термин, обозначающий название заболевания воспалительного характера:

а) bronchitis

б) haematuria

в) hyperaemia

г) myoma

4. Найдите термин со значением «боль» —

а) cystoscopia

б) enteroptosis

в) cardialgia

г) nephrostomia

5. Допишите недостающую часть термина systolia — нарушение ритма сердечных сокращений.

а) extra

б) dys

в) an

Читайте также:  В каком варианте ответа содержится информация почему мать не пожалела сына

г) anti

6. Найдите термин со значением «обильное выделение мочи»

а) anuria

б) polyuria

в) haematuria

г) oligouria

7. Подберите недостающую часть термина logia — наука о крови.

а) ophthalm —

б) haemat —

в) histo —

г) dermat —

8. В каком термине содержится понятие «расстройство»:

а) antidotum

б) hypotonia

в) dysenteria

г) gastrotomia

9. Подберите недостающую часть термина cardium — внутренняя оболочка сердца.

а) peri

б) epi

в) para

г) endo

10. Найдите термин обозначающий «охлаждение»:

а) hypothermia

б) transplantatio

в) hyperthermia

г) anaemia

11. Дайте перевод термина «tachycardia»:

а) замедление сердцебиения

б) нарушение ритма

в) учащенное сердцебиение

г) неритмичность

12. Найдите термин, обозначающий «повышение тонуса»:

а) atonia

б) dystonia

в) hypertonia

г) hypotonia

Тема 13. III СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. МУЖСКОЙ РОД

Студент должен знать:

— характерный признак существительных III склонения, их особенности.

Студент должен уметь:

— отличать равносложные и неравносложные существительные с использованием их в рецептуре, выделять основу.

Подготовка к практическому занятию

I. Изучить материал мини-лекции
по теме«III склонение существительных. Мужской род»

II. Повторить правила
по учебнику Ю.И. Городковой §§ 59,62, с.132-138

III. Вопросы для самоконтроля:

1. Что является характерным признаком сущ. 3 склонения?

2. Сущ. каких родов относятся к 3 склонению?

3. Какая особенность проявляется у большинства сущ. 3 склонения при сравнении слов в «Nom. sing» и «Gen. sing»?

4. Для чего необходимо знать основу сущ. 3 склонения и как ее выделить?

5. Какие сущ. называют равносложными и какие неравносложными?

6. Какова Особенность словарной записи существительных 3 склонения?

7. Дайте определение сущ. 3 склонения мужского рода?

8. Какие исключения из правил о роде вам известны?

Тема 14. III СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ЖЕНСКИЙ РОД

Студент должен знать:

— падежные окончания существительных женского рода;

— названия лекарственных форм, лекарственных растений.

Студент должен уметь:

— выделять основу;

— использовать лексический минимум в рецептуре.

Источник

Многие названия клинических терминов – это существительные, которые образованы искусственно из корней, основ, приставок, суффиксов классических языков.

N.B.! Морфема – минимальная значимая часть слова, например: приставка, корень, суффикс.

Аффикс (лат. affixus – прикрепленный) — часть слова, имеющая словообразовательное или словоизменительное значение.

По положению относительно корня аффиксы делятся на приставки (префиксы), суффиксы, окончания.

Префикс (лат. praefixum – впереди прикрепленный) – аффикс, стоящий перед корнем.

Суффикс – морфема, стоящая за корнем (греч. morphe – форма).

Введение новой лексики, отработка произношения, запись в словарь

Лексика к занятию № 6

1. a (an) — отрицание, отсутствие

2. anti — против

3. de, des — без, не, удаление, избавление

4. dys — нарушение, расстройство

5. endo — внутри

6. exo — вне, снаружи

7. extra — сне, сверх, снаружи

8. hyper — сверх, выше

9. hypo — под, ниже

10. peri — вокруг, со всех сторон

11. re — повторное действие

12. syn — с, в связи с

13. trans — через, пере-

14. para — около

15. antidotum — противоядие

16. desinfectio — обеззараживание

17. endogenus – возникающий внутри организма

18. exogenus — возникающий вне организма

19. ad — до, для, к, при (Acc)

20. per — через (Acc)

21. cum — с, со (Abl)

22. ex — из (Abl)

23. pro — для (Abl)

24. in — в (Abl)

25. sub — под (Abl)

Практические задания

Задание № 1

Допишите приставки:

1. …uria – нарушение мочеиспускания

2. …metrium – внутренняя оболочка

3. …arthritis – воспаление тканей вокруг сустава

4. …dromum – совокупность признаков заболевания

5. …corpora — противотела

6. …glycaemia – увеличение содержания сахара в крови

7. …vertebralis — околопозвоночный

Задание № 2

Стенка сердца состоит из 3-х слоёв: эндокарда, миокарда, эпикарда.

Какой из них относится к внутреннему слою?

Задание № 3

Термин “tonia” означает напряжение.

Обозначьте:

— отсутствие тонуса

— расстройство тонуса

— повышение тонуса

— снижение тонуса

Задание № 4

Переведите с латинского на русский язык:

desinsectio
antipyretica
transplantatio
reanimatio
dyspepsia
hypovitaminosus
paracentralis
dysenteria

Задание № 5

1. Верхняя часть живота называется epigastrium,

средняя — …gastrium,

нижняя — …gastrium.

2. Слои зародыша: эндодерма, мезодерма, эктодерма.

Какой из них наружный, внутренний, средний?

Задание № 6

Напишите латинский эквивалент, укажите приставки, укажите значение приставок и остальных ТЭ:

атония
дистония
гипертония
гипотония
апноэ
дизентерия
перинефрит
гипергликемия
гипогликемия
атрофия
диспноэ
анурия
дизурия
дистрофия
анестезия
паротит

Закрепление нового материала по вопросам

1. Назовите состав латинского слова.

2. Какие способы словообразования вы знаете?

3. Какой приставкой вы обозначаете «нарушение функции», какой – «слабость», какой – «усиление функций».

Домашнее задание

1. Конспект мини-лекции.

2. Глоссарий.

3. Выучить рецепты (Приложение 1).

4. Учебник Ю.И.Городковой «Латинский язык», стр. 81, упр. 1.

5. Выучить пословицу ”Aliis inservendo ipse consumor! “(Светя другим – сгораю сам).

Список рецептов к уроку № 6

Возьми: Таблетки мукалтина 0,05 числом 20

Выдай.

Обозначь:

Возьми: Настойки валерианы 10 мл

Выдай.

Обозначь:

Recipe: Mucaltini 0,05

Da tales doses № 20 in tabulettis.

Signa:

Recipe: Tincturae Valerianae 10 ml

Da.

Signa:

Тема № 7. ГРЕЧЕСКИЕ КОРНИ. КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Тип занятия: теоретическое занятие.

Место проведения:кабинет латинского языка.

Время:90 минут.

Дидактическая база занятия:

— методическая разработка занятия;

— рецептурники;

— раздаточный материал (карточки для контроля знаний и умений);

— учебники «Латинский язык» под редакцией Ю.И. Городковой;

— иллюстрированные пословицы, поговорки.

ТСО:

— электронная версия (мультимедиа);

— магнитофон, аудиокассета.

Межпредметные связи:

— ПМ. 02 МДК 02.01;

— МДК 02.02 ;

— МДК 02.04.

Внутрипредметные связи:

— тема «Словообразование. Греческие приставки».

Требования к умениям:

— определять значение терминоэлементов и конструировать термины по заданному образцу;

— использовать греческие терминоэлементы в образовании клинических терминов;

— анализировать клинические термины по терминоэлементам. (У1, У2, У3, У4, У5)

Требования к знаниям:

— знать греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани;

— важнейшие терминоэлементы, используемые в клинической терминологии;

— принципы образования клинических терминов. (З-2,З-3,З-4)

Литература

Городкова Ю.И. «Латинский язык» — Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011

Савина Г.П. «Основы латинского языка и медицинской терминологии» — М., ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006

Читайте также:  Какие полезные вещества содержаться в укропе

Хронокарта занятия

1. Организационный момент — 1 мин.

2. Контроль домашнего задания

а) фронтальный устный опрос – 10 мин.

б) выполнение заданий по карточкам – 10 мин.

3. Физкультминутка — 2 мин.

4. Изложение нового материала

а) актуализация темы — 2 мин.

б) ознакомление с новым материалом – 25 мин.

в) изучение новой лексики — 10 мин.

5. Выполнение практических заданий

на закрепление нового материала – 25 мин.

6. Физкультминутка — 2 мин.

7. Подведение итогов урока — 3 мин.

Изложение нового материала

С помощью корней создаются многочисленные медицинские и фармацевтические термины, которые могут быть латинского и греческого происхождения. Например, в анатомической номенклатуре «сердце» и «почка» обозначаются латинскими словами «cor» и «ren», а в клинической терминологии – греческими корневыми элементами cardi/o/ и nephr/o/.

Клиническая терминология базируется в первую очередь на терминологии патологической анатомии, которая охватывает названия болезней, патологических состояний, выраженных в морфологических изменениях тканей, органов.

Значительная часть этих названий – сложные образования. Их мотивирующими основами являются греческие, реже латинские терминоэлементы анатомического значения. Например:

Hepatomegalia — увеличение печени;

Spondylitis — воспаление позвонков;

Myosarcoma — опухоль мышцы;

Bronchostenosis — сужение бронхов;

Gastrostomia — операция наложения свища на желудок.

Другие компоненты, корневые, выполняют классифицирующую функцию, относят данное понятие к определенной группе патологических явлений, болезней: megalia — увеличение органа; суффикс itis — указывает на воспаление, суффикс oma – указывает на опухоль и т.д.

В терминологии клинических дисциплин, терапевтических, хирургических весьма часто первым компонентом сложений является греческий, реже латинский терминоэлемент анатомического содержания, вторым – терминоэлемент классифицирующего характера, относящий данное понятие к группе операций, способов обследования, лечения и т.д., например, nephrectomia- удаление почки, encephalographia — рентген головного мозга, gastrotomia — рассечение желудка.

Клиническая терминология – одна из наиболее сложных подсистем медицинской терминологии.

Введение новой лексики, отработка произношения, запись в словарь

Лексика к занятию № 7

1. Aesthes – aesthesia — чувство

2. Alg – algia – боль

3. Graph – graphia — рентген

4. Logia – наука о

5. Metria – измерение

6. Path – pathia — чувство; заболевание

7. Therm – thermia – тепло

8. Ton – tonia – тонус

9. Rrhagia – кровотечение

10. Scop – scopia – инструментальный осмотр

11. Therapia – лечение

12. Trophia – питание

13. Ectasia – расширение

14. Ectomia — оперативное удаление

15. Philia – предрасположенность

16. Phobia – боязнь

17. Plasia – развитие

18. Plegia – удар, паралич

19. Rrhaphia – наложение шва

20. Sthenia – сила

21. Stomia – наложение свища

22. Tomia — вскрытие, разрез

23. Ergia – деятельность, реакция

24. Malacia – размягчение

25. Penia – бедность, нужда, недостаток

Практические задания

Задание № 1

Найдите слова со значение «исследование»:

  1. rhinoscopia
  2. encephalopathia
  3. otorrhagia
  4. angiographia
  5. angiogramma

Задание № 2

Найдите слова со значением «рентгенологическое исследование вен»:

  1. phlebogramma
  2. phlebotomia
  3. phlebectasia
  4. phlebographia
  5. phlebectomia

Задание № 3

Найдите термин со значением «болезнь, заболевание»:

  1. cystalgia
  2. chondroma
  3. cardiopathia
  4. arthrotomia
  5. nephrosis

Задание № 4

В каком термине содержится понятие «боль»:

  1. arthropathia
  2. enteroptosis
  3. cardialgia
  4. cystoscopia
  5. ophthalmitis

Задание № 5

В каких терминах содержится понятие «понижение содержания»:

  1. hyperaesthesia
  2. hypoglycaemia
  3. leucaemia
  4. leucopenia
  5. haemolysis

Задание № 6

Найдите перевод термина «nephropathia — нефропатия»:

  1. воспаление селезенки
  2. заболевание почки
  3. опущение почки
  4. исследование почки
  5. боль в почке

Задание № 7

Вставьте пропущенную часть термина hypox… — пониженное содержание кислорода в крови:

  1. uria
  2. algia
  3. aemia
  4. rrhagia
  5. ergia

Задание № 8

Какие значения имеет словообразовательный элемент — ergia:

  1. лечение
  2. исследование
  3. реактивность
  4. действие, деятельность
  5. расширение

Задание № 9

Найдите термин со значением «расширение (органа)»:

  1. enterostomia
  2. nephrectomia
  3. angiographia
  4. gastrectasia
  5. cystoscopia

Задание № 10

Найдите перевод термина «nephrostomia»:

  1. удаление почки
  2. расширение почки
  3. наложение почечного свища
  4. вскрытие почки
  5. опущение почки

Задание № 11

Допишите недостающую часть термина hyper… — разрастание органа за счет его чрезмерного

питания:

  1. thermia
  2. trophia
  3. sthenia
  4. rrhagia
  5. rrhaphia

Задание № 12

Допишите пропущенную часть термина cholecyst… — удаление желчного пузыря:

  1. ptosis
  2. tomia
  3. stomia
  4. ectomia
  5. pathia

Задание № 13

Вставьте пропущенную часть термина oxygeno… — лечение кислородом:

  1. algia
  2. scopia
  3. pathia
  4. philia
  5. therapia

Задание № 14

Какое значение имеет словообразовательный элемент philia:

  1. боязнь
  2. склонность
  3. исследование
  4. расширение

Задание № 15

Какое значение имеет словообразовательный элемент stomia-:

  1. удаление
  2. расширение
  3. наложение свища
  4. рассечение
  5. болезнь

Задание № 16

Какое значение имеет словообразовательный элемент therapia:

  1. боль в области органа
  2. учение о заболеваниях
  3. лечение заболеваний
  4. метод лечения
  5. исследование

Задание № 17

Объясните, что изучают данные науки, предварительно написав латинский эквивалент, и разберите по ТЭ:

остеология
миология
артрология
гистология
цитология
биология
антропология
краниология
микробиология
гинекология
гематология

Задание № 18

Вспомнив заданный терминоэлемент, образуйте клинический термин, запишите в латинской словарной форме.

Рассечение:
· кости;
· позвоночника;
· грудной клетки;
· брюшной полости;
· почки;
· мочевого пузыря.
 
Удаление:
· желчного пузыря;
· миндалин;
· червеобразного отростка;
· слепой кишки;
· поджелудочной железы;
· селезёнки;
· лёгкого.
Боль:
· в печени;
· мышечная;
· в суставах;
· по ходу нерва;
· сердечная.
Заболевание:
· желчного пузыря;
· суставов;
· мышц;
· почек;
· сердца;
· нервов;
· головного мозга.
Расширение:
· бронхов;
· желчного пузыря;
· век;
· почечной лоханки;
· желудка.
 
Кровотечение:
· носовое;
· почечное;
· желудочное;
· из гортани;
· из уха;
· из тонкого кишечника

Вопросы для закрепления

1. Что называется термином?

2. Каков порядок при переводе сложных клинических терминов на русский язык и наоборот?

3. Назовите наиболее запомнившиеся греческие корни.

Домашнее задание

1. Глоссарий (25 единиц).

2. Рецептура.

3. Учебник Ю.И.Городковой «Латинский язык», стр. 81, упр. 1.

4. Выучить пословицу ”Vultus est index animi “ (Лицо – зеркало души).

Список рецептов к уроку № 7

1. Возьми: Парацетамола 0,5

Выдай такие дозы числом 20 в таблетках.

Обозначь:

Rp: Paracetamoli 0,5

Da tales doses N 20 in tabulettis.

Signa:

2. Возьми: Раствора димедрола 1% — 1 мл

Выдай такие дозы числом 10 в ампулах.

Обозначь:

Rp: Solutionis Dimedroli 1% — 1 ml

Da tales doses N 10 in ampullis.

Signa:



Источник