В каком судебнике содержался юрьев день
Крестьянский выход — право крестьян на переход от одного феодала к другому в XI—XVII веках. В XI—XV веках выход ограничивался для отдельных категорий сельского населения. Судебник 1497 года установил единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия — 26 ноября (Юрьев день) и неделю после него. Крестьянский выход временно запрещён (формально приостановлен) в 1580-х годах введением «заповедных лет», отменён Соборным уложением 1649 года.
История[править | править код]
26 ноября — дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу владельцев земли и по государственным налогам[1].
Судебник 1497 года был первым законом, регламентирующим начавшееся закрепощение крестьян. Так как годовой цикл сельскохозяйственных работ обычно завершался к концу ноября, то с 1497 года крестьянин мог расплатиться по налоговым и оброчным обязательствам и покинуть имение помещика лишь за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него. С XVI века в связи с оформлением крепостного права в России, было введено ограничение прав перехода крестьян от одного помещика к другому. При этом надо отметить, что до сих пор историками не найден конкретный закон об отмене Юрьева дня[2]. В связи с этим, в исторической науке существует 2 концепции закрепощения крестьян — указное и безуказное. По мнению русского историка В. Н. Татищева крестьяне были закрепощены Борисом Годуновым в 1592 году, но после его смерти текст документа был утерян и так до сих пор не найден. В преамбуле Уложения царя Василия Шуйского о крестьянах 1607 года было записано.
К сожалению документ не сохранился, остался лишь только его пересказ Татищева. Тезис о закрепощении крестьян царем Фёдором, подтверждается письмом царю, написанным в 1595 году старцами Пантелеймоновского монастыря.
Историк В. О. Ключевский отметил, что опираться надо на строго проверенные факты, а не догадки, и высказал мнение, что конец крестьянским переходам положили не правительственные указы, а сложившиеся к тому времени условия жизни. Исходя из этого он считал версию Татищева об установлении крепостной неволи Годуновым исторической сказкой[2].
Б. Д. Греков высказал мнение, что в России в XVI веке появилась барщинная система, которая стала материальной базой крепостного права, в результате чего в 1581 году Иван Грозный издал указ о «заповедных летах». Это означало запрет (заповедь) на выход крестьян в Юрьев день[2].
Р. Г. Скрынников раскритиковал эту концепцию, так как, по его мнению, представление о широком развитии барщины в это время является ошибочным, а детальный анализ источников показывает, что Иван Грозный не издавал указа об отмене Юрьева дня. В частности, не существует документов, составленных при жизни царя, где бы термин «Заповедные лета» применялся к крестьянам. В царской жалованной грамоте городу Торопцу 1590 года этот термин применяется к городскому населению, которое «с посаду разошлись в заповедные леты». На основании этого документа, Скрынников делает вывод, что термин «заповедные лета» нельзя соотносить с формальной отменой Юрьева дня, так как он означает временное прикрепление податного населения — посадских людей и крестьян к тяглым дворам и наделам, и это, по его мнению, отвергает тезис, что крестьяне были закрепощены Иваном Грозным[2].
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А. Я. Сухарева. 2003.
Картина «Юрьев день». 1908 г. Художник С.В. Иванов
После избавления от монгольского ига в XV веке и формирования централизованного Московского государства ограничение свободы крестьян постепенно усиливалось. Крестьяне превращались в крепостных, т. е. прикрепленных к земле и личности своего феодала.
Закрепощение крестьян можно разбить на четыре основных этапа — от первого закона, регулирующего крепостничество, до его отмены.
Первый этап (конец XV — конец XVI вв.) — Юрьев день
Во времена феодальной раздробленности крестьяне могли покидать землю, на которой жили, и переходить к другому землевладельцу.
Судебник 1497 г. (Судебник Ивана III) упорядочил это право. Было подтверждено наличие возможности у владельческих крестьян после выплаты пожилого уйти в Юрьев день (день Святого Георгия) осенний (неделя до 26 ноября и неделя после) к другому помещику.
Пожилое — это компенсация помещику за опустевший двор и трудовые потери при уходе крестьянина.
Читайте также: «5 интересных фактов о законе, положившем начало всеобщему закрепощению крестьян»
Фиксация законом определенного краткого срока перехода свидетельствовала, с одной стороны о стремлении феодалов и государства ограничить право крестьян на выход, а с другой — об их слабости и неспособности полностью закрепить крестьян за личностью определенного феодала.
Эта же норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г. (Судебник Ивана Грозного). Только выплата пожилого была увеличена вдвое.
В 1581 г., в условиях крайнего разорения страны и бегства населения, Иван Грозный ввел «заповедные лета», запрещавшие крестьянский выход на территориях, наиболее пострадавших от бедствий.
Эта мера была чрезвычайной и временной, вплоть до царева указа.
Второй этап (конец ХVI в. — 1649 г.) — Соборное уложение
В 1592 (или в 1593 г.) при правлении Бориса Годунова, вышел указ, запрещавший выход крестьян уже по всей стране и без каких-либо временных ограничений. Именно это событие и породило в народе поговорку: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»
Ранее введение режима заповедных лет позволило начать составление писцовых книг. Была проведена перепись населения. Благодаря этому были созданы условия для прикрепления крестьян к месту жительства и их возвращения в случае бегства и дальнейшей поимки старым хозяевам.
В 1597 г. специальным указом были установлены «урочные годы» — период сыска беглых крестьян. Сперва был установлен 5-летний срок. Если по его истечении бежавшие крестьяне не были пойманы, то они подлежали закрепощению на новых местах.
Срок сыска время от времени менялся: Борис Годунов его то отменял, то снова вводил, при Василии Шуйском он составлял 15 лет, при первых Романовых — 9 лет.
Окончательное закрепощение было установлено Соборным уложением 1649 г.
Были отменены урочные годы, введен бессрочный сыск, объявлена вечная и потомственная крепость крестьян.
Этим было завершено юридическое оформление крепостного права.
Третий этап (середина XVII — конец XVIII вв.) — полное укрепление крепостничества
Крепостное право развивалось и усиливалось. По закону 1675 г. владельческих крестьян можно было уже продавать без земли. От рабов крепостные отличались лишь наличием собственного хозяйства на земле помещика.
В ХVIII в. помещики получили полное право распоряжаться личностью и имуществом крестьян, в том числе подвергать их телесным наказаниям, ссылать без суда в Сибирь и на каторгу.
Четвертый этап (конец XVIII вв. — 1861 г.) — разложение и отмена крепостного права
К концу XVIII в. началось постепенное разложение крепостнических отношений. Государство начало проводить меры, несколько ограничившие произвол помещиков. Распространение либеральных идей среди русского дворянства привело к осуждению крепостничества наиболее передовой их частью.
Понимание неэффективности и позорности самого явления крепостной зависимости постепенно укрепляется и на самом верху. Попытки изменить существующее положение вещей предпринимали Павел I и Александр I.
Но только спустя полвека Александр II в 1861 г. издает Манифест об отмене крепостного права. Крестьяне получили право распоряжаться своей свободой, менять виды деятельности и переходить в другие сословия.
Правда в содержание этого Манифеста не все крестьяне поверили сразу. Возникло множество слухов о том, что истинный текст Манифеста скрыли, что свободу получат только сами крестьяне, а земли останутся в собственности помещика и их нужно будет выкупать.
Кроме того, за столетия существования крепостного права у крестьян сформировалась определенная крепостническая психология, которая приводила к тому, что они отказывались от воли. Они просто не знали, что делать со свалившейся на них свободой.
Понравилась статья?
- Ставьте лайк и подпишитесь на канал «Российская юридическая история», чтобы не пропустить новые материалы.
- Тех, кто интересуется современным правом, я приглашаю в мою группу «ВКонтакте». Там мы ищем правовые смыслы современности.
Издан «Судебник», свод законов для всей страны. Введение «Юрьева дня» — ограничение крестьянских переходов.
После завершения создания единого Московского государства возникла необходимость создания единого юридического документа. В Судебнике 1497 года были закреплены преступления против государства, защищены права вотчинников, устанавливались четкие сроки перехода крестьян от одного собственника к другому. Датой был выбран Юрьев день, удобное время перехода сельских работников для наименьшего ущерба сельскому хозяйству.
О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ (ЮРЬЕВ ДЕНЬ)
57. О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ. А христианам отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит.
Полный текст Судебника
Ст.57. О переходе крестьян. Крестьянам разрешается переходить их волости в волость, из села в село лишь в течение одного срока в году: за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после осеннего Юрьева дня. За пользование двором крестьяне платят в степной полосе рубль, а в лесной — полтину. Если крестьянин проживет у господина год, то при уходе он платит четверть стоимости двора, если два года — половину стоимости двора, три года — три четверти, а за четыре года он уплачивает стоимость всего двора.
Судебник 1497 г. о крестьянах и холопах
ТЕНДЕНЦИЯ УЖЕСТОЧЕНИЯ
В истории отечественного права неоднократно менялся подход законодателя к определению самого понятия наказания и тяжести уголовной ответственности: период ужесточения наказаний сменялся смягчением и наоборот. С XV в., с Псковской Судной грамоты и Судебника 1497 г. очевидна новая волна ужесточения уголовной ответственности. Эта тенденция продолжала действовать в период XVI-XVII вв., постепенно набирая силу, и достигла своего наивысшего пика в первой половине XVIII в. После этого, начиная с правления Елизаветы и Екатерины II, стала набирать силу обратная тенденция смягчения наказаний, также распространившаяся на длительный период. В Судебнике 1497 г. эта тенденция ужесточения выразилась в изменении системы наказаний, в появлении новых их видов, а также в расширении сферы действия смертной казни.
В нормативно-правовых актах, предшествовавших принятию Судебника, нет единства относительно трактовки смертной казни. Двинская уставная грамота 1397 года впервые в российском законодательстве вводит этот вид наказаний: «…а татя впервые продати противу поличного; а вдругие уличат, продадут его не жалуя; а уличат втретьие, ино повесити…». Однако ни Московская запись о душегубстве, ни Белозерская уставная грамота 1488 года не упоминают смертную казнь, указывая только штрафы.
Попрядухина И.В. Система наказаний по Судебнику 1497 года
РАНЬШЕ, ЧЕМ В АНГЛИИ И ФРАНЦИИ
Судебником не исчерпывалось все законодательство. Нормы церковного суда записаны были в Кормчей и княжеских уставах (Владимира и Ярослава). Да и Русская Правда все время находилась в поле зрения юристов, поскольку многие ее нормы сохраняли действенность и использовались в текущем судопроизводстве. О жизненности института «сочения следа» (по нормам ст. 77 Пространной Правды) даже в XVII в. писал В. Г. Гейман. Большой интерес к Русской Правде проявился и в том, что ее текст часто переписывался (вместе с другими законодательными актами) именно в изучаемое время. Так, около 25 списков Пространной Правды датируется XIII-XV вв., причем 15 из них падают на конец XV в., когда в Москве происходили кодификационные работы. Нормы важнейшего законодательного памятника Древней Руси интересовали юристов не только как источник для создания общерусского законодательного кодекса, но и как материал для практического судопроизводства.
Создание Судебника 1497 г. — заметная веха в истории русского законодательства. В ряде стран Европы (в том числе в Англии и Франции) общегосударственных кодексов еще не существовало. Именно поэтому имперский посол С. Герберштейн, побывавший в начале XVI в. в Москве, перевел на латинский язык значительную часть Судебника. Он представлял большой интерес для немецких юристов, составивших только в 1532 г. общегерманский свод законов.
А.А. Зимин. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М., 1982
В ЕДИНСТВЕННОМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ
Первое упоминание о Судебнике 1497 года имеется в Записках о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Опубликованные в 1556 году в Базеле на латинском языке, эти записки раскрывали содержание лишь первых статей Судебника (3—7, 9—16) о порядке решения споров при помощи судебного поединка и наказаниях за разного рода преступления.
Рукопись Судебника 1497 года была обнаружена в 1817 году П.М. Строевым и опубликована им совместно с К.Ф. Калайдовичем в 1819 году. Она остается до сих пор единственным известным списком Судебника и хранится в фонде Государственного древлехранилища Центрального государственного архива древних актов в Москве.
Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т.2 : Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства/ Под общ.ред. О.И.Чистякова. М., 1985
Данила Демидов · 27 февраля 2019
3,0 K
Судебник 1497 года впервые на общегосударственном уровне ограничил время, когда крестьяне имели право, расплатившись по всем повинностям со своим помещиком, покинуть его и отправится в угодное им место. Если до этого, как можно предположить, подобное право регулировалось в каждом регионе Руси по-своему, отныне на всей территории государства переход мог быть осуществлён… Читать далее
Напишите сочинение небольшое на тему «Становление крепостного права в России» Как и кто ограничил свободу крестьян? В каком году ?
Поэт, участник Санкт-Петербургского международного книжного салона и Всероссийск…
Данил, сначала для себя составьте план написания сочинения на эту тему. Например, начните с формирования системы крепостного права с 15 века, затроньте судебник Ивана Третьего, там уже было сказано об ограниченом праве крестьян и дальше развейте мысль.
То есть само зарождение крепостного права идет с конца 14 века, когда в Московском царстве стали принимать нормативные документы, ограничивающие свободу крестьян. Они уже сами не могли сменить барина (до этого у крестьян была возможность выбрать того барина, у которого меньше оброк на землю).
Так в 1581 году уже принимается Указ Ивана Грозного «О заповедных летах», тут и запрещалось переходить крестьянам в Юрьев день.
А это день окончания сельхозработ в ноябре (26 число), когда крестьнин мог перейти к другому барину.
Вот так и шло почти масштабное закрепощение крестьянства — в Судебнике 1497 года крестьянам отказывают переходить из волости в волость, и если крестьянин работал на барина один год и потом уходил, то он должен заплатить за это четверть своего двора.
Этим Судебником государство окончательно закрепило господство помещиков. А в 1597 году царь Федор издает Указ о розыске беглого крестьянина в течение пяти лет. И его возвращали помещику («урочные лета»).
То есть крестьянин уже был прикреплен не к своем земле, а к помещику. А своей земли у него по факту уже не было, была в аренде за большой оброк. Плюс еще нужно было отрабатывать барщину.
Выходит позже Соборное положение Алексея Михайловича в 1649 году, в котором уже полностью запрещен переход крестьян к другому барину, даже в Юрьев день, то есть в окончание сезонных полевых работ.
И только в 1861 году было отменено крепостное право.
Как конкретно Макиавелли повлиял на политиков и на общество в целом? Разве в «Государе» написаны не очевидные вещи, которыми пользовались средневековые князья?
историк, журналист, меломан, заядлый театрал, любитель спорта
Оу дело коснулось моей диссертации. Так что не могу молчать, что называется.
Спор о влиянии Макиавелли на современников идет уже много лет. И не имеет, разумеется, однозначного ответа. Но попытаемся все разобрать по порядку.
1) Самое банальное. Надо понимать, что книга «Государь» является не единственным сочинением философа. Также известны труды «История Флоренции» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». В этих книгах он излагает совершенно иные политические взгляды. «Государь» был книгой сиюминутной, необходимой Макиавелли для того чтобы вернуться во Флоренцию, где правили Медичи и откуда он вынужден был уехать.
2) Популярность «Государя» среди современников — вещь довольно спорная. С одной стороны книга почти 20 лет пролежала «на полке». То есть написанная в 1513 году, она впервые увидела свет в 1532. И многие ее тогда восприняли как нечто неприличное. С другой стороны, эту книгу можно найти на полках многих правителей того времени. Она была, к примеру, в ученической библиотеке юного Филиппа II Испанского.
3) Повлиять на общество в целом в свое время было вообще довольно сложно. Дело в том, что книги тогда оставались весьма дорогими. Читающих людей было крайне немного.
4) Насчет того, что и кто и как делал. Само то, что Макиавелли систематизирует опыт итальянской политической жизни конца XV века, все время ссылаясь на опыт то одного тирана, то другого говорит о том, что приемы, описанные им использовались. Арагонский король Фердинанд Католик в старости вспоминал, что ему удавалось обманывать своих противников чаще, чем противники обманывали его. Однако обобщения которые делает Макиавелли весьма спорны. И, главное, работают в основном на итальянском материале.
5) Насчет религии было сказано выше. С этим никак не получается согласиться. Если бы в 1532 году была доказана несопоставимость религии и политики, в 1555 году не случилось бы Шмалькальденских войн католиков и протестантов в Германии, с 1562 по 1598 Францию бы не раздирали Религиозные войны, в 1568 не началась бы кровавая резня в Нидерландах и, наконец, не было бы места последней войне за веру — Тридцатилетней (1618 — 1648).
6) Теперь насчет вообще идеализма в политике. Мы и здесь сталкиваемся с тем, что он вовсе не был преодолен. Можно даже сказать, наоборот. Политика испанских Габсбургов (тех самых из которых Филипп II, у которого в детстве была книжка «Государь» см. пункт 2) насквозь пропитана политическим идеализмом в духе католической миссии. Более того, Новое время — это время, прежде всего, революций. Нидерландская, Славная Революция в Англии, Американская, Великая Французская, последующие революции во Франции, немецких государствах, Итальянская освободительная война, наконец три русские революции. Все эти события связаны именно с политиками-идеалистами (сейчас это не положительная или отрицательная характеристика, а лишь констатация факта, что они действовали исходя не сиюминутного интереса, а исходя из какой-то масштабной идеи). В принципе, политика идеализма жива до сих пор и ничего с ней Макиавелли не сделал.
7) Наконец, надо понимать, что Макиавелли был лишь одним из МНОЖЕСТВА авторов своего времени, рассуждавших о политическом устройстве. В Испании, к примеру, работал философ Антонио де Гевара, отстаивавший радикально иные политические воззрения, подчеркивая роль стоического идеала политика. Итальянец Бальдассаре Кастильоне также написал весьма известную в то время книгу «Придворный». Знаменитый Эразм Роттердамский написал, адресуя Карлу V знаменитый труд «Воспитание христианского государя», где представил картину власти-служения, а не власти цели. Ну а также «Утопия» Томаса Мора, написанная в 1516 году. Возможно, она в реальности оказала даже большее влияние на последующее развитие Европы, чем «Государь».
Прочитать ещё 3 ответа
Что такое «Судебник Ивана Грозного»?
Все человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени. Оноре де…
Судебник, датированный 1550 годом, является сводом законов. Первый нормативно-правовой документ, имевший силу единственного источника права. В Судебник входила порядка 100 статей.
Прочитать ещё 3 ответа
Сколько бы стоили сегодня с учётом инфляции крепостные крестьяне?
Тут, безусловно, нужно различать, в каких годах и в каком городе жили данные крестьяне. Допустим, они жили в 19 веке. Как записал в своих мемуарах адмирал П. В. Чичагов, он «пустил на выкуп» в начале XIX века своих крестьян. — «За каждую душу мужского пола, кроме женщин, мне выдали по 150 руб. — пишет он. — Цена была назначена самим правительством. Желая в то же время избавиться от конского завода, устроенного в моем имении, я продал английских маток за 300-400 руб. каждую, то есть больше нежели вдвое против стоимости людей».
Теперь нужно разобраться с курсом тогдашнего рубля к нынешнему. Возьмем для примера жалование внетабельного канцеляриста, то есть чиновника, не достигшего даже чина коллежского регистратора. В рублях оно составляло 37 рублей и 24 с половиной копейки. В те годы существовал золотой стандарт, и каждый рубль содержал в себе 17,424 доли чистого золота, то есть 0,774235 г в пересчёте на метрические меры. Поэтому зарплата канцеляриста равна 28,836382575 грамма золота. Если мы разделим этот вес на нынешнее золотое содержание рубля по состоянию на 17 июня 2013 года, то получим 39 909 рублей и ещё 55 копеек.
Как видим, царский рубль равен сегодня 1071 современным рублям 54 копейкам. Путем нехитрых вычислений получаем: 1071*150 = 160 650 современных рублей. Это, конечно, далеко неточно, ибо цена варьировалась в зависимости от способностей, физических данных, пола и возраста крестьян.
Прочитать ещё 5 ответов
Как назывался устав, который приняли в 1649 году на Руси?
Скорее всего вы имеете в виду не устав, а свод законов 🙂
В 1649 году было принято Соборное Уложение. Его основные положения:
- Укрепление самодержавной власти царя
- введение бессрочного сыска беглых крестьян, окончательное закрепощение крестьян
- Регламентация прав и обязанностей всех сословий
- Сближение вотчины и поместья
- Ограничение церковного землевладения 🙂