В каком разделе содержатся цели и задачи реализации программы ноо

Компоненты разделов, программы

Описание основного содержания

Целевой раздел

Пояснительная записка

1)цель ООП НОО;

2) принципы и подходы; состава участников образовательных отношений;

3) общая характеристика;

4) общие подходы к организации внеурочной деятельности.

+

задачи; особенности уровня  НОО; новообразования характерные для младшего школьного возраста.

Планируемы результаты освоения ООП

1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов ООП НОО;

2) являться основой для разработки ООП НОО

3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения.

+

структура планируемых результатов;  универсальные учебные действия: личностные и метапредметные; планируемые результаты по предметам.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО и формирование УУД;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов;

4) предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность;

5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

+

особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов; итоговая оценка выпускника.

Содержательный раздел

Программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО

1)описание ценностных ориентиров содержания образования;
2) связь УУД с содержанием учебных предметов;

3)характеристики различных видов УУД;

4) задачи формирования различных видов УУД;

5)описание преемственности программы формирования УУД при переходе от ДОУ К НОО

+

функции УУД; особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; условия, обеспечивающие развитие УУД у обучающихся; методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися УУД.

Программы отдельных учебных предметов, курсов, программы курсов ВД

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3) тематическое планирование.

+

общие положения

Программа духовно-нравственно развития, воспитания обучающихся на ступени НОО

1)создание системы воспитательных мероприятий;

2) формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

3)формирование у обучающегося активной деятельностной позиции;

4) перечень планируемых результатов воспитания.

+

Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; основные направления и ценностные основы; виды деятельности, формы занятий и методы организации деятельности; модель организации работы; принципы и особенности организации; основные технологии; критерии и показатели эффективности деятельности.

Программа формирования экологической культуры, здорового  безопасного образа жизни

1) цель, задачи и результаты деятельности, а также описание ценностных ориентиров;

2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся;

3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий;

4) критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность;

5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов;

Программа коррекционной работы

1)перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;

2) систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, мониторинг динамики развития детей;
3)описание специальных условий обучения и воспитания;
4) механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников организации;

5)планируемые результаты коррекционной работы.

+

цель и задачи программы; принципы формирования программы; направления работы; этапы реализации программы; условия реализации программы.

Организационный раздел

Учебный план НОО

определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся;

+

 фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

План ВД НОО

определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

+

цели организации внеурочной деятельности; примерный календарный учебный график, который определяет чередование учебной деятельности и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей (триместров); сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций.

Система условий реализации ООП

1)описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, а также учебно-методического и информационного обеспечения;

2)обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами;

3)механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

4)сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

5)контроль за состоянием системы условий.

Компонент, добавленный на основе соотношения примерной ООП НОО и ФГОС НОО:

Читайте также:  Какие жиры содержится в сливочном масле

Общие положение

1)основы разработки Примерной ООП НОО;

2) краткая характеристика разделов.

Источник

МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1»

Кяхтинский район

Полонова Т.В.

Цели и задачи ООП НОО, способы оценивания,

 планируемые образовательные результаты.

« Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся». (согласно пункту 14 ФГОС НОО)

Образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определённое направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершённую систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития образовательного учреждения.

Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО): обеспечение выполнения требований Стандарта по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи:

— Формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся начальной общеобразовательной школы;

— Создание для всех обучающихся равных возможностей получения качественного начального общего образования через учёт индивидуальных, возрастных и психофизических особенностей;

— Создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися ООП НОО, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения (одарённых детей и детей с ОВЗ);

— Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО, становления их гражданской идентичности, как основы развития гражданского общества через организацию внеурочной деятельности;

— Осуществление преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего через программы совместной деятельности с ДОУ;

—  Формирование критериальной оценки результатов освоения обучающимися программы НОО, деятельности педагогических работников;

—  Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды.

 Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО

Начальная школа –  этап в жизни ребенка, связанный с изменением ведущей деятельности, освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении на новом уровне.

В младшем школьном возрасте происходит становление основ гражданской идентичности и мировоззрения. Самооценка приобретает черты  адекватности и рефлексивности. Моральное развитие учащихся начальной школы связано с освоением моральных норм и с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями. В начальной школе формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности ― умение  принимать решения, ставить перед собой цель и добиваться ее выполнения в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе. Одна из важнейших функций начальной школы – приобщение школьников к культуре  чтения, при этом чтение понимается как базовая образовательная компетентность, основа успешности процесса обучения; средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром; способ  получения удовольствия в духовной сфере.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение        и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

К числу планируемых результатов отнесены:        
         Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;  

4) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1)         овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)         формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;          

3)          использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

4)        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Читайте также:  В каких витаминных комплексах содержится холин

5)         определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

6)        умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования включают в себя планируемее результаты конкретных учебных предметов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО

Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации Требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования.

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.

Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

— самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося; смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя»);

 — моральноэтическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

— сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;

— сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

— сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

— сформированности мотивации учебной деятельности;

— знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений;

В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.·е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. В силу своей природы, являясь функционально по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно, уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект  оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах.

Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.

Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Этот подход широко использован для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам.

Читайте также:  В каких продуктах больше всего содержится марганца

Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.

Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся универсального учебного действия, обнаруживающий себя в том, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребёнка.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

Действия с предметным содержанием (или предметные действия) — вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаково­символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно­следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д. Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом диапазона (круга) задач, а затем и осознанному и произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов. Это проявляется в способности обучающихся решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно­познавательных и учебно­практических задач.

Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО способность обучающихся решать учебно­познавательные и учебно­практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися, с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Показатель динамики образовательных достижений — один
из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебного процесса, работы учителя или образовательного учреждения, системы образования в целом. При этом
наиболее часто реализуется подход, основанный на сравнении количественных показателей, характеризующих результаты оценки, полученные в двух точках образовательной траектории обучающихся.

Оценка динамики образовательных достижений, как правило, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.

Итоговая оценка выпускника

На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно­познавательные и учебно­практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.

На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

— речевыми, среди которых следует выделить навыки осо­
знанного чтения и работы с информацией;

— коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх (четырёх) итоговых работ (по русскому языку, родному языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.-32с.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская И.А., Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение. 2010.-120с.
  3. Биболетова М.З., Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд.- М.: Просвещение. 2010.-120с.: ил.- (Стандарты второго поколения)
  4. Осипова Н.В., Головинская И.А., Брюханова С.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. – 2010. — № 10. – С. 26-33.

Источник