В каком предложении содержится пунктуационная ошибка
1)Сергейчеву необходимо было встретиться с Валей — ему надоела неопределённость в их отношениях.
2)«Обыкновенная история» — первое произведение Гончарова — громадный росток, только что пробившийся из земли, ещё не окрепший и зелёный, но переполненный свежими соками.
3)Сказка в фольклоре — это устный рассказ о выдуманном событии, носящий фантастический, приключенческий или анекдотический характер.
4)Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков.
Ответ: 1
Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
Как две капли воды походили близнецы друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела — и ненавидели друг друга непримиримо.
1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание первой части.
2)Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.
3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение следствия.
4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Ответ: 2
Как объяснить постановку тире в предложении:
Среди прочих неприятностей, угрожающих людям, физики открыли энтропию — ржавчину, разъедающую энергию.
1)Это тире между подлежащим и сказуемым.
2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит сравнение с тем, о чём говорится в первой части.
3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
4)С помощью тире выделяется обособленное приложение.
Ответ: 4
В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
1)Я убеждён в одном: вдохновение приходит лишь во время труда.
2)На печи лежать — богатства не видать.
3)В избе у неё всегда было опрятно: стены чисто побелены, висели на окнах натянутые гармошкой белые шторки.
4)С приближением к воде менялась растительность — показал из воды свою малиновую башенку чистец лесной, выбросила пурпурные стрелы плакун-трава.
Ответ: 1
Как объяснить постановку тире в приведённом ниже предложении?
Врач осмотрел потерпевших — никаких травм, к великому удивлению зевак, он не нашёл.
1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает, поясняет содержание того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится в первой части.
4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает причину того, о чём говорится в первой части.
Ответ: 2
Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.
1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части.
2)Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.
3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит вывод, следствие из того, о чём говорится в первой части.
Ответ: 3
Как объяснить постановку тире в приведённом ниже предложении?
Василий Волков, гоня на коне вдоль реки, наехал на рыбачий костёр — рыбаки повскакали с испугом, чугунок с ершами опрокинулся в огонь.
1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
3)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
4)Во второй части бессоюзного сложного предложения содержится следствие того, о чём говорится в первой части.
Ответ: 4
Контрольная работа № 8
Задание. Прочитайте и проанализируйте предложения с точки зрения пунктуации.
В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели.4
Я стал читать, учиться – науки также надоели: я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и, чтоб добиться ее, нужно только быть ловким.4 Тогда мне стало скучно. Вскоре перевели меня на Кавказ – это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию, что, право, обращал больше внимания на комаров, и мне стало скучнее прежнего: я потерял почти последнюю надежду.
Когда я увидел Белу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбой. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я за нее жизнь отдам – только мне с нею скучно. Глупец я или злодей – не знаю, но то верно, что я также достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом.
Дополнительное задание. Дайте общую синтаксическую характеристику первых двух предложений и графически разберите их по членам.
Ответ:
1.В первой моеймолодости, с той минуты, когда явышелиз опекиродных, ястал наслаждатьсябешеновсемиудовольствиями, которыеможно достатьза деньги, и,│разумеется│, удовольствия эти мне опротивели.4
Хар-ка предложения: повествовательное, невосклицательное, сложное, с различными видами связи (сочинительная и подчинительная), состоит из 4 частей, 1 часть – двусоставная, распространенная, усложнена обособленным обстоятельством; 2 часть – придаточное предложение по отношению к 1 части, двусоставное, распространенное, ничем не усложнено, 3 часть – определительное предложение по отнощению к 1 части, односоставное, безличное, распространенное, ничем не усложнено, последняя часть присоединена при помощи сочинительного союза и к предшествующим частям, имеет двусоставную основу, распространена и усложнена вводным словом.
Ответ:
2.Ястал читать, учиться – науки также надоели: явидел, что ни слава, ни счастьеот нихне зависятнисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и, чтоб добитьсяее,нужно только быть ловким.4
Хар-ка предложения: повествовательное, невосклицательное, сложное, с различными видами связи (бессоюзная, сочинительная и подчинительная), состоит из 7 частей, 1 часть (Ястал читать, учиться ) – двусоставная, нераспространенная, при этом усложнена однородными сказуемыми; 2 часть – (науки также надоели) соединена с 1 частью бессоюзной связью, имеет двусоставную основу, не распространена второстепенными членами, ничем не усложнена, 3 часть (явидел) – соединена со 2 частью бессоюзной связью, имеет двусоставную основу, не распространена второстепенными членами, ничем не усложнена, 4 (что ни слава, ни счастьеот нихне зависятнисколько) часть представляет собой придаточное предложение по отношению к 3 части, двусоставное, распространенное, усложнено однородными подлежащими; 5 часть (потому что самые счастливые люди – невежды) — придаточное предложение по отношению к 4 части, двусоставное, распространенное, ничем не усложнено; 6 (а слава – удача) часть связана спредшествующей части при помощи сочинительного союза а, двусоставная, не распространена второстепенными членами, ничем не усложнена, 7 часть(чтоб добитьсяее) — придаточное предложение по отношению к 1 части, односоставное, безличное, распространенное, ничем не усложнено, последняя часть присоединена при помощи сочинительного союза и к предшествующим частям, имеет односоставную безличную основу, не распространена и ничем не усложнена.
Теперь закройте оригинал и расставьте в этом тексте знаки препинания самостоятельно.
В первой моей молодости с той минуты когда я вышел из опеки родных я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями которые можно достать за деньги и разумеется удовольствия эти мне опротивели.
Я стал читать учиться науки также надоели я видел что ни слава ни счастье от них не зависят нисколько потому что самые счастливые люди невежды а слава удача и чтоб добиться ее нужно только быть ловким. Тогда мне стало скучно. Вскоре перевели меня на Кавказ это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся что скука не живет под чеченскими пулями напрасно через месяц я так привык к их жужжанию что право обращал больше внимания на комаров и мне стало скучнее прежнего я потерял почти последнюю надежду.
Когда я увидел Белу в своем доме когда в первый раз держа ее на коленях целовал ее черные локоны я глупец подумал что она ангел посланный мне сострадательной судьбой. Я опять ошибся любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни невежество и простосердечие одной так же надоедает как и кокетство другой. Если вы хотите я ее еще люблю, я за нее жизнь отдам только мне с нею скучно. Глупец я или злодей не знаю но то верно что я также достоин сожаления может быть больше нежели она во мне душа испорчена светом.
обособленные члены предложения
Укажите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.
1) И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег, милый для меня. — 2) Стоят и те трое хмурые все.
3) Выручил его велосипед — единственное богатство накопленное за последние три года.
4) Оглушенный ударом кулака Буланин зашатался.
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Василий, мой брат, работает машинистом тепловоза.
2) Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении.
3) Как старый артиллерист я презираю этот вид холодного оружия.
4) Он, мошенник, лошадь пустил в мой огород.
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Студент этот, по имени Михалевич, искренне любил Лаврецкого.
2) Сегодня я и друг мой, Серёжа, уезжаем на юг.
3) Сергей Никанорыч буфетчик налил пять стаканов чаю.
4) Каждый из них решал этот вопрос — уехать или остаться — для себя и своих близких.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1. Поспешно умываясь (1) и (2)с смирением одеваясь в самое дурное
свое платье (З) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести (б)
Наташа выходила на пустынные улицы (б) прозрачно освещенные
утреннею зарей.
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 3) 4, 5, 6
2) 1, 2, 4, 5, 6 4) 1, 4, 5, 6
2. Рассыпавшись по кораблю (1) в своих белых рубашках (2) с широ¬кими воротами (З) открывающими загорелые шеи (4) матросы моют и скребут палубу.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 4
3. Пригреваемый весенним солнцем (1) он [князь Андрей] сидел в коляске (2) поглядывая на первую траву (З) первые листья березы (4) и первые клубы белых (5) весенних облаков (б) разбегавшихся по яркой синеве неба.
1) 2, 3, 5, 6 3) 1, 2, 3, 5, 6
2) 1, 2, 3, 6 4) 2, 3, 6
4. Из окон видны холм (1) кроны дубов (2) легко вычерченные на
светлом небе (3) и отцовская ель (4) стоящая свободно и просторно
(5) распахнувшая могучие малахитовые ветви.
1) 1, 4 2) 2, 3 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4, 5
Щ В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Мельчайшей административно-территориальной единицей царской России была волость, которая объединяла несколько сёл и деревень.
2) Уже в ранних произведениях Ф. М. Достоевского явственно обнаружились такие черты реализма, которые выделили его из среды писателей «натуральной» школы.
3) Самая «длинная» страна Западной Европы — Норвегия, которая протянулась с севера на юг на 1750 километров.
4) Справки — это документы, которые содержат описание и подтверждение тех или иных фактов и событий.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы согласования причастного оборота).
1) Пассажиры, пользующиеся пригородным транспортом и имеющие документы на право бесплатного проезда, стоимость провоза каждого места багажа оплачивают на общих основаниях.
2) Большинство старшеклассников, сдавших зачёты, были допущены к экзаменам.
3) В мэрии состоялось обсуждение планов, касавшихся реконструкции старых зданий в центре Москвы.
4) Образ поэта-пророка, созданный А. С. Пушкиным, определил и его собственную жизнь.
Q Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы употребления приложения).
1) Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».
2) В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне.
3) В «Ровеснике» печатают много интересных статей.
4) В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер