В каком предложении содержится противопоставление

В каком предложении содержится противопоставление thumbnail

Максим Ю. Волков

Высший разум

(203824)

10 лет назад

Грамматика представляет собой систему. Системой называется такое единство, каждый элемент которого связан с другими и от них зависит. Именно так устроена н грамматика.
Каждая грамматическая форма существует в языке не сама по себе, а обязательно вместе с другими формами, которым она противопоставлена по значению. Например, не может быть формы единственного числа без формы множественного. Как это доказать? Представим себе язык, в котором нет формы множественного числа. В этом языке любое множество предметов должно обозначаться так же, как и один предмет (ведь формы множественного числа нет) . А раз так, то нет в этом языке и формы единственного числа, потому что нет различий в обозначении одного и многих предметов. Без противопоставления форм единственного и множественного числа нет грамматического числа вообще.
Итак, чтобы выразить в языке какое-то грамматическое значение, необходимы как минимум две противопоставленные друг другу формы. Но их может быть и больше; например, в русском языке шесть основных падежных форм (см. Падеж) .
Значение грамматической формы зависит от значения других форм, которым она противопоставлена. Например, в русском языке форма множественного числа противопоставлена только форме единственного и обозначает более одного предмета. А в словенском (одном из южнославянских языков) , где есть еще и форма двойственного числа, специально для обозначения двух предметов, форма множественного числа обозначает уже более двух предметов, а не более одного.
Противопоставлены друг другу как грамматические формы одного слова (например, формы падежей существительного, формы времени глагола) , так и грамматические классы слов: одушевленные существительные противопоставлены неодушевленным, глаголы совершенного вида — глаголам несовершенного вида и т. д.
Каждое грамматическое противопоставление обязательно должно быть выражено.
Противопоставление грамматических форм слова выражается специальными аффиксами (суффиксами, окончаниями и т. п. ) либо другими грамматическими средствами (см. Способы грамматические) .
Противопоставление грамматических классов слов может выражаться не какими-то отдельными морфемами (или другими показателями) , а системой форм. Например, у одушевленных существительных винительный падеж совпадает с родительным, а у неодушевленных — с именительным. Следовательно, значение одушевленности выражается не какими-то конкретными окончаниями, а определенным соотношением падежных окончаний. Грамматическое противопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида выражается в системе форм времени: так, в изъявительном наклонении у глаголов несовершенного вида три формы времени (пишу — писал — буду писать) , а у глаголов совершенного вида — только две (напишу — написал) .
Таким образом, и отношения грамматических классов сводятся в конечном счете к противопоставлению форм. Это относится и к основным грамматическим классам (частям речи) , которые противопоставлены друг другу по самым общим, отвлеченным грамматическим значениям.
Следовательно ответ 3.

Источник

Помогите пожалуйста!
1.Укажите, какое средство выразительности используется в предложении: «Вчера мы с Тимошкой пошли гулять и всё время разглядывали наш юный город, который носит гордое имя Крылатый…»: *
1)гипербола
2)градация
3)эпитет
4)ряд однородных членов
2.В каком варианте ответа содержится противопоставление: *
1)А когда я говорю об этом кому-нибудь, то в ответ часто смеются: «Подумаешь! Самая обыкновенная работа… Вот корабли запускать в космос — это другое дело!» Но я не согласен. И новые города тоже, мне кажется, строят волшебники.
2)Мы разглядывали улицы, которых ещё недавно не было, и новые высокие дома, которых не было и подавно, и корпуса нашего алюминиевого завода. А один корпус ещё только начинает строиться.
3)И новые города тоже, мне кажется, строят волшебники. Только они очень скромные, простые и сами не знают, что они волшебники.
4)Когда я смотрю, как растут дома или корпуса заводов, я всегда думаю о людях, которые умеют эти здания строить. Я не знаю, как это у них так здорово получается, и они поэтому кажутся мне волшебниками.
3.Укажите, в каком предложении содержится сравнение:
1)Мы разглядывали улицы, которых еще недавно не было, и новые высокие дома, которых не было и подавно, и корпуса нашего алюминиевого завода.
2)Он стоит как какой-нибудь металлический скелет и понемножку обрастает кирпичами.
Когда я смотрю, как растут дома или корпуса заводов, я всегда думаю о людях, которые эти здания умеют строить.
4)Вот корабли запускать в космос — это другое дело!
Как характеризует героя информация, заключенная в предложении: «Но я не согласен. И новые города тоже, мне кажется, строят волшебники. Только они очень скромные, простые и сами не знают, что они волшебники»:
Рассказчик — человек-бунтарь, постоянно вступающий в конфликт с окружающими людьми.
Рассказчик — человек, имеющий собственное мнение и умеющий его отстаивать даже тогда, когда он не прав.
Рассказчик — человек, уважающий труд других людей, искренне восхищающийся настоящим мастерством.
Рассказчик ради развлечения любит поспорить с окружающими, но всегда в итоге соглашается с мнением большинства.
В каком предложении оба слова пишутся раздельно:
(В)течение всей жизни мы много читаем, но всё(же) у каждого из нас есть любимые книги.
Отец то(же) целый день налаживал косу, что(бы) утром на заре выйти в поле.
(Что)бы ни случилось, нам надо было попасть домой (за)светло.
В полной темноте, с потушенными огнями флотилия продвигалась (в)доль самого берега, (по)тому что вокруг были мины.
В каком ряду во всех словах пишется НН:
пусты..ик, муче..ик, конопля..ик, кустар..ик
поле..ица, песча..ик, имени..ик, со..ик
ряби..ик, соплеме..ик, моше..ик, совреме..ик
нефтя..ик, свяще..ик, труже..ик, смета..ик
Укажите предложения с составными глагольными сказуемыми:
Рано утром он выходил в поле полюбоваться зарей.
В моей душе всегда теплилась надежда найти друзей детства.
Чичиков уже начинал сильно беспокоиться, не видя так долго деревни Собакевича.
Капитан обладал даром предугадывать события.
Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм.
Человек, наверное, должен узнать все прелести цивилизации.
Поздней осенью будут достраивать второй этаж на сарае.
В каком ряду все словосочетания построены на основе подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ:
непрекращающийся дождь, непривычно тихо, новые друзья
вернулся ночью, переписать набело, немного легкомысленный
согласовать с начальством, задуматься о чем-то, слишком быстро
писать карандашом, не смывается ничем, говорить волнуясь
Определите тип связи в словосочетании ДОЛГ КАЖДОГО. *
Повелительное наклонение
Обеспечить, присесть, забыть, спрятать, тревожиться, прилечь, назначить, приготовить, озаглавить, проверить, исправить, плакать.
Образуйте от глаголов, данных выше, форму повелительного наклонения, 2 лица, множественного числа. *

Источник

Rammvano / 15 мая 2013 г., 3:08:58

Прошу помочь с ответами: А1. В каком предложении содержится обоснование следующего

утверждения:

“Прилетитхорошаямысль, тыпослушаешьсяеё, станешьделатьдобрыеделаисамвырастешьхорошимчеловеком.”

1)8 , 2)9, 3)10, 4)15

А2. Найдите ошибку в характеристике текста

1) стиль речи- разговорный

2) форма речи-диалогическая

3) тип речи- повествование с рассуждение

4) задача речи- нарисовать словом картину

А3.Что является языковым средством связи предложений 8 и 9:

1) определительное местоимение

2) личное местоимение

3) наречие и союз

4) синонимы

А4. В КАКОМ ПРЕЛОЖЕНИИ употреблена метафора:

1) 1 , 2)2 , 3)8 , 4)10

текст:

(1) ДмитрийМихайловичнеожиданноспросил:

Всепомнят, каквыглядятодуванчики?

(2)– Сжёлтымицветочками, сбелымишариками! – ответилидети.

(3)Ачтобываетспушистымишариками, когдананихподуют?

(4)– Семенаодуванчикаразлетаются, какнапарашютах, – объяснилСерёжа.

(5)– Адлячего?

(6)– Чтобысновавырасти.

(7) Этогоответаидобивалсярассказчик:

(8)– Да, летятсеменапарашютики, кудапопадут, тамивырастут.

(9)Таклетаютимыслисемена.(10) Акаждаямысль, попавшаявнашуголову, можетпроизрастивпоступок. (11)Прилетитхорошаямысль, тыпослушаешьсяеё, станешьделатьдобрыеделаисамвырастешьхорошимчеловеком. (12)Аесликхорошимребятамприлетитплохаямысль?(13) Чтобудет?

(14) – Онистанутплохими, – сделалавыводТаня.

(15)– Плохиемыслинадопрогонять, – заключилСерёжа.

Б.Ганако

MaksONxxx / 29 сент. 2014 г., 8:52:34

#1 в каком предложении есть прямое дополнение? 1)Пугачев взглянул на меня быстр ,2)гости выпили еще по стакану,встали изза стола и простились с Пугачевам

. 3) он крепко пожал ему руку и вышел,ни на кого не взглянув. ,4) по форме старые исторические песни близки к лирич. крестьянским
#2 в каком предложении есть гл выступающий в роли определен ? 1) я не мог спорить с савельичем ,2) через некоторое время люди стали расходиться по домам ,3) я старался вооброзить себе капитана миронова ,4) желание наказать дерзкого злоязычника сделалось в мне еще сильнее
#3 какое из несогл определений нельз заменить синоним согласованным? 1) напиток из лимона ,2)яблоко без кожуры ,3)варенье из клюквы ,4) платье из шелка

Porus / 22 янв. 2015 г., 10:47:19

1. Какое предложение является односоставным?

а. Земля в цвету
б. Мне некуда больше спешить
в. Убрано поле пшеницы
г. Хороши вечера на Оби
2. Какое предложение является неопределённо-личным?
а. Мне на право
б. Ей жить бы хотелось иначе, носить драгоценный наряд
в. Вилку держи в левой руке, нож — в правой
г. Хлеб едят, отламывая от него небольшие кусочки
3. Укажите способ выражения сказуемого в данном предложении;
Легко чужими руками жар загребать.

Hafsikan / 19 мая 2014 г., 9:07:29

1. В каком предложении есть обстоятельство причины. а. Она приспосабливаетя из трусости, малодушия, честолюбивых

стремлений.

б. Чертя за кругом плавный круг, над сонный лугом коршун кружит.

в. С шумом встретил их народ.

г. По-видимому,здесь когда то был мост.

2. В каком предложении подлежащее выражено глаголом.

а. Зависитливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости.

б.Послушать умного человека-как при жажде холодной воды напиться.

в.Снежные вихри закружились в воздухе.

г. Над ними качался серебристо-зеленый шатер тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами.

3.Найдите распространенное предложение.

а. шёл снег и таял.

б. дон быо спокоен, тих, невозмутим.

в. можно было только мчаться вперед, не замедляя скорости.

г. утро было солнечное, безветренное, но не жаркое.

Источник

Rammvano / 15 мая 2013 г., 3:08:58

Прошу помочь с ответами: А1. В каком предложении содержится обоснование следующего

утверждения:

“Прилетитхорошаямысль, тыпослушаешьсяеё, станешьделатьдобрыеделаисамвырастешьхорошимчеловеком.”

1)8 , 2)9, 3)10, 4)15

А2. Найдите ошибку в характеристике текста

1) стиль речи- разговорный

2) форма речи-диалогическая

3) тип речи- повествование с рассуждение

4) задача речи- нарисовать словом картину

А3.Что является языковым средством связи предложений 8 и 9:

1) определительное местоимение

2) личное местоимение

3) наречие и союз

4) синонимы

А4. В КАКОМ ПРЕЛОЖЕНИИ употреблена метафора:

1) 1 , 2)2 , 3)8 , 4)10

текст:

(1) ДмитрийМихайловичнеожиданноспросил:

Всепомнят, каквыглядятодуванчики?

(2)– Сжёлтымицветочками, сбелымишариками! – ответилидети.

(3)Ачтобываетспушистымишариками, когдананихподуют?

(4)– Семенаодуванчикаразлетаются, какнапарашютах, – объяснилСерёжа.

(5)– Адлячего?

(6)– Чтобысновавырасти.

(7) Этогоответаидобивалсярассказчик:

(8)– Да, летятсеменапарашютики, кудапопадут, тамивырастут.

(9)Таклетаютимыслисемена.(10) Акаждаямысль, попавшаявнашуголову, можетпроизрастивпоступок. (11)Прилетитхорошаямысль, тыпослушаешьсяеё, станешьделатьдобрыеделаисамвырастешьхорошимчеловеком. (12)Аесликхорошимребятамприлетитплохаямысль?(13) Чтобудет?

(14) – Онистанутплохими, – сделалавыводТаня.

(15)– Плохиемыслинадопрогонять, – заключилСерёжа.

Б.Ганако

MaksONxxx / 29 сент. 2014 г., 8:52:34

#1 в каком предложении есть прямое дополнение? 1)Пугачев взглянул на меня быстр ,2)гости выпили еще по стакану,встали изза стола и простились с Пугачевам

. 3) он крепко пожал ему руку и вышел,ни на кого не взглянув. ,4) по форме старые исторические песни близки к лирич. крестьянским
#2 в каком предложении есть гл выступающий в роли определен ? 1) я не мог спорить с савельичем ,2) через некоторое время люди стали расходиться по домам ,3) я старался вооброзить себе капитана миронова ,4) желание наказать дерзкого злоязычника сделалось в мне еще сильнее
#3 какое из несогл определений нельз заменить синоним согласованным? 1) напиток из лимона ,2)яблоко без кожуры ,3)варенье из клюквы ,4) платье из шелка

Porus / 22 янв. 2015 г., 10:47:19

1. Какое предложение является односоставным?

а. Земля в цвету
б. Мне некуда больше спешить
в. Убрано поле пшеницы
г. Хороши вечера на Оби
2. Какое предложение является неопределённо-личным?
а. Мне на право
б. Ей жить бы хотелось иначе, носить драгоценный наряд
в. Вилку держи в левой руке, нож — в правой
г. Хлеб едят, отламывая от него небольшие кусочки
3. Укажите способ выражения сказуемого в данном предложении;
Легко чужими руками жар загребать.

Hafsikan / 19 мая 2014 г., 9:07:29

1. В каком предложении есть обстоятельство причины. а. Она приспосабливаетя из трусости, малодушия, честолюбивых

стремлений.

б. Чертя за кругом плавный круг, над сонный лугом коршун кружит.

в. С шумом встретил их народ.

г. По-видимому,здесь когда то был мост.

2. В каком предложении подлежащее выражено глаголом.

а. Зависитливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости.

б.Послушать умного человека-как при жажде холодной воды напиться.

в.Снежные вихри закружились в воздухе.

г. Над ними качался серебристо-зеленый шатер тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами.

3.Найдите распространенное предложение.

а. шёл снег и таял.

б. дон быо спокоен, тих, невозмутим.

в. можно было только мчаться вперед, не замедляя скорости.

г. утро было солнечное, безветренное, но не жаркое.

Источник

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Пляж был пуст. (2)Друзья прошли на самый край мола1 и постояли там, не в силах оторвать взгляда от заката. (3)Солнце, как купол сказочного дворца, возвышалось над сверкающим горизонтом. (4)Через всё море, словно след от удара бичом, тянулась красная дрожащая полоса.

– (5)Вредное зрелище – закат, – сказал Максимов.

– (6)А по-моему, прекрасное, – ответил Саша Зеленин.

– (7)А по-моему, вредное. (8)Утрачивается уверенность. (9)Кажется, что за горизонтом раскинулась прекрасная неведомая страна, где говорят на высоких тонах и все взволнованны и очень счастливы. (10)Но на самом-то деле её нет.

– (11)Поплыли, проверим?

(12)Они разом бросились в воду. (13)Максимов оглянулся и обвёл глазами хвойную дугу Карельского перешейка, окаймлённую снизу жёлтой полоской пляжей. (14)Это был Тёплый берег, где в этот час тысячи людей готовили ужин.

– (15)О, радость бытия! – заголосил Алексей.

(16)Рядом вынырнул Сашка с вытаращенными глазами и открытым ртом.

– (17)Рубины из сказочной страны! – крикнул он, ударяя ладонью по воде.

(18)Они вернулись к молу и уселись на железной лестнице.

– (19)Через два дня выходить на работу, а Владька ещё не вернулся, – сказал Алексей.

(20)Саша вздохнул:

– (21)А мне послезавтра выдвигаться в свою тьмутаракань. (22)Последние каникулы, прощайте…

– (23)Да не езди ты туда.

– (24)Как это так?

– (25)А так. (26)Папа Зеленин надевает чёрную тройку, идёт в горздравотдел – и дело в шляпе. (27)Неделя угрызений совести в высокоидейном семействе, а потом жизнь продолжается!

– (28)Не пори чепухи, Алёшка.

– (29)Тебе очень хочется ехать?

– (30)Нет! – сердито отрезал Зеленин.

– (31)Ещё бы! (32)Ведь ты горожанин до мозга костей, потомственный интеллигентик. (33)Ты же будешь в медвежьей дыре, в глухомани, хотя и недалеко от Ленинграда. (34)А всё из-за того, что, как ты говоришь, место судового врача перехватили.

– (35)Я тебе правду скажу. (36)Никто у меня места не перехватывал. (37)Просто на распределении я услышал, что в этом посёлке два года не было врача, и попросил туда назначение.

– (38)Браво! – добродушно съязвил Максимов. – (39)Твоё имя запишут золотом в анналах…

– (40)Сутки езды от Ленинграда, и нет врача – позор! (41)Поехать туда – это мой гражданский долг.

(42)Максимов не понимал, зачем он затеял такой разговор напоследок, но что-то его подмывало перечить Сашке, которого он на самом деле очень любил и уважал.

– (43)Иди к чёрту! – сказал он. – (44)Противно слушать! (45)Тоже мне ортодокс нашёлся!

– (46)Не глумись, Алёшка. (47)Помнишь, мы с тобой говорили о цене высоких слов? (48)Я много думал об этом и…

– (49)Я тоже думал и понял, что всё блеф. (50)Есть жизнь, сложенная из полированных словесных булыжников, и есть настоящая, где герои скандалят на улицах. (51)А сколько вокруг жуликов и пролаз! (52)Они будут хихикать за твоей спиной и делать свои дела. (53)Моё кредо – быть честным, но и не давать себя облапошить.

– (54)А ведь когда-то, Алёшка, ты мечтал о настоящей жизни, о борьбе!

– (55)Это и есть борьба, борьба за своё место под солнцем.

– (56)А о других ты не думаешь?

– (57)Опять ты за своё? (58)Опять о предках и потомках?

– (59)Да, о них.

– (60)А что я, Алексей Максимов, могу для них сделать?

– (61)Продолжать дело предков во имя потомков: мы все – звенья одной цепи.

– (62)А самому сейчас не жить? (63)Я не знаю вообще, что будет после моей смерти. (64)Может, этот мир – это только мой сон?

– (65)Дурак! (66)Позор! – отчаянно закричал Зеленин.

(67)В этот момент им показалось, что в море в метре от них врезался метеорит: обрушился столб воды. (68)Когда разошлись круги на воде, в глубине они увидели извивающееся тело. (69)Показалась красная шапочка. (70)Затем лицо, бронзовые плечи.

– (71)Владька! – ахнули оба.

(72)Владька подплыл и вылез на мол. (73)Он был красив, мулато-подобный южанин Карпов. (74)От ослепительной улыбки веяло плакатной свежестью.

– (75)Спорт и джем полезны всем! – задорно крикнул Максимов.

– (76)Ф-фу, коллеги, вы всё такие же, – шумно дыша, сказал Владька. – (77)Сашка что-то бледный.

– (78)Забыл? (79)Сашка у нас всегда бледный. (80)Тревожная душа, высокие порывы!..

(81)В сумерках они шагают по шоссе. (82)Как всегда, в ногу. (83)Трое верных друзей идут, как и раньше, оставляя за спиной картинки постороннего тихого быта. (84)Какая-то решимость сквозит в их движениях. (85)Откуда она? (86)Да нет, просто они идут на танцульки, просто приподнятое настроение, просто каждому всего двадцать четыре года.

(По В.П. Аксенову*)

* Василий Павлович Аксёнов (1932–2009) – русский писатель, драматург и сценарист, переводчик, педагог.

________

1Мол – сооружение в виде высокого длинного вала, предназначенное для защиты морских судов, находящихся в порту, от ударов морских волн.

Показать полностью

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, с которым вы ознакомились. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.

«В предложенном фрагменте повести Василия Аксёнова “Коллеги” автор знакомит нас с тремя друзьями. Стремясь передать непринуждённость дружеского общения, эмоциональное состояние героев перед их выходом на работу, В. Аксёнов использует такие тропы, как (А)________ (в предложениях 3, 4) и (Б)________ (“запишут золотом” в предложении 39), и такое лексическое средство, как (В)________ (“вытаращенными” в предложении 16, “танцульки” в предложении 86). На синтаксическом уровне особую роль играет такое средство, как (Г)________ (например, предложения 15, 17)».

Показать полностью

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

Список терминов

  1. риторические вопросы
  2. метонимия
  3. ряды однородных членов предложения
  4. литота
  5. синонимы
  6. разговорная лексика
  7. риторические восклицания
  8. сравнение
  9. олицетворение

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.

Источник