В каком предложении содержится информация необходимая для обоснования
В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему в первые недели, проведённые в Костроме, у Саврасова не шла работа?»
1. Комнатка в мезонине, которую снял художник, была на окраине Костромы, и это мешало работать.
2. В Костроме, похожей на большую деревню, вдохновение не приходило к художнику.
3. Художник ждал весны — поры обновления в природе, чтобы показать природу в движении.
4. Саврасов мог писать картины природы только в Московском училище живописи и ваяния, где он преподавал.
(1)Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины природы и преподавал в Московском училище живописи и ваяния. (2)Добрый и уступчивый в жизни, в вопросах искусства он становился требовательным и строгим.
(3)— Ну какая же это верба, юноши? — говорил он, просматривая работы учеников. (4)— Не знаете — посмотрите. (5)Десять раз посмотрите, потом рисуйте. (6)Надо знать природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. (7)Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу.
(8)«Природу надо писать с волнением, с чувством надо писать.
(9)Тогда и картина ваша взволнует зрителя», — учил Алексей Кондратьевич Саврасов своих учеников в Московском училище живописи и ваяния.
(10)…В 1871 году, ещё до прихода весны расстался Саврасов с Москвой. (11)И вот он на Волге, в Костроме. (12)Всегда был ему по душе этот старинный русский город. (13)В центре — высокая каланча да каменные ряды — мясные, молочные, табачные — для всякой торговли. (14)А за ними — по пригоркам, по оврагам — лепится серая от времени, деревянная Кострома — настоящая большая деревня. (15)Идёшь от Волги, поднимаешься в гору, плывёт в воздухе далекий звон колоколов Ипатьевского монастыря.
(16)Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится.
(17)Глубокий снег ещё лежал на всех улицах, толстым слоем ровнял овраги, когда художник приехал в город. (18)Разыскав на базаре знакомого мужика, он поудобнее примостился на санках-розвальнях, подложил под голову ящик с красками и холстами, запахнулся в тяжёлую овчинную шубу и отправился в деревню — навстречу весне, навстречу природе. (19)Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. (20)Но первые дни, даже недели, работа не клеилась.
(21)Стоял у окошка, смотрел на убогие, занесённые снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да на голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами, старыми шапками торчащими на ветках. (22)Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. (23)Надев сапоги, шёл по побуревшей дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила.
(24)И пришла весна, как приходит всегда, — неожиданно, сразу. (25)Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. (26)Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. (27)Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. (28)Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. (29)Вот оно! (З0)Началось! (31)Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. (32)Но главное — птицы! (33)С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном воздухе, и унылые чёрные гнезда ожили: вокруг них хлопочут, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.
(34) Шаги заскрипели по лестнице.
(35) — Кондратьич, а Кондратьич! (З6)Чай будешь пить? (37)Я самовар вскипятила.
(38)— Потом, потом, хозяюшка. (39)Не до того мне сейчас! (40)Грачи прилетели! — весело отозвался художник.
(41) Схватив палитру, так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой.
(42) — Грачи прилетели! (43)Грачи прилетели! — напевал художник, набрасывая на холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку. (44)Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь… (45)Да что теперь?
(46)Пришла весна. (47)Был сон — пробуждается жизнь!
(48)Почему же так долго не мог художник взяться за кисти и краски? (49)Чего он ждал, чего ему не хватало? (50)Он ждал и нашёл наконец долгожданный момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. (51)Теперь он мог показать природу в движении. (52)«Грачи прилетели!» — так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (53)В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны.
(По О. Туберовской*)
* Ольга Михайловна Туберовская (род. в 1940г.) — русский советский публицист, автор книг о художниках, музыкантах и других деятелях искусств. Книга «В гостях у картин» приглашает читателя в картинную галерею и открывает читателю мир изобразительного искусства. Автор рассказывает о создании великих полотен, о жизни знаменитых русских художников, и читатель учится не просто смотреть на картины, а видеть их и понимать.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ (ГИА)
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
учени(ка/цы) _______
__________________________
ЗАДАНИЕ 2
ТЕМАТИКА ПО СПЕЦИФИКАЦИИ: «ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. СМЫСЛОВАЯ И КОМПОЗИЦИОННАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ ТЕКСТА. АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Задание: Выбрать предложение, которое содержит информацию, необходимую при ответе на указанный в задании вопрос.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»
1) Это были копии, а не настоящие документы.
2) Поведение детей обидело Анну Федотовну.
3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне.
4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят.
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Текст имеет следующие признаки:
1. Текст состоит из нескольких предложений. Одно предложение текстом не является.
2. Смысловая цельность текста. Во-первых, текст — это высказывание на определенную тему; во-вторых, автор реализует свой замысел, передающий его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого (основная мысль текста). В-третьих, текст имеет относительную законченность, в нем есть начало и конец.
3. Связность текста. Она проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
1. Сожмите содержание текста в одно-два предложения.
2. Ответьте на указанный вопрос.
3. Найдите, в каком из вариантов говорится приблизительно о том же
ЗАДАНИЯ
1. Прочитать текст, выполнить задание.
(1)Кострома встретила разливанным морем огней, помигала строгими глазами светофоров, подергала залетевший, нарушающий полуночную тишину города автобус, покомандовала указателями: марш туда, марш сюда — и вытолкнула к Волге.
(2)Бетонная лента моста не вздрогнула, могучие пролеты ничуть не ощутили игрушечно притряхивающийся на стыках автобус. (3)Гирлянды лампочек высвечивали по сторонам пешеходные дорожки, низенькие перильца, дальше темнела холодная жуткая пропасть, на дне которой взблескивала тяжелая маслянистая вода.
(4)В Заволжье дорога пошла шире, прямее, да и поля не сравнить, просторные, на сколько пробивался луч,— все стерня и стерня, лесочки попадались изредка, но какие-то покореженные, мелкие, пробитые крест-накрест глубокими колеями.
(5)В одном таком продуваемом, тоскливо подвывающем леске остановились. (6)Все повалили на выход, поджимаясь и зябко ойкая. (7)Вышла и тетка Вера. (8)Ветер вздул платок, с тепла сразу передернуло, зазнобило.
(9)Кусты были мокрые, скользкие, со всех сторон сквозило, и тетку Веру тотчас охватил страх: сейчас поедут, останется тут, все, погибель!
(11)Распахнула, но еще много мест свободных, значит, не подошли, прохлаждаются, шофер, уронив голову на баранку, подремывал, слышен приглушенный говорок, шуршанье газет — самое время подкрепиться.
(По В. В Травкину «Экскурсия»)
2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему испугалась тетка Вера?»
1) (6)Все повалили на выход, поджимаясь и зябко ойкая.
2) (8)Ветер вздул платок, с тепла сразу передернуло, зазнобило.
3) (9)Кусты были мокрые, скользкие, со всех сторон сквозило, и тетку Веру тотчас охватил страх: сейчас поедут, останется тут, все, погибель!
4) (10)И она, хватаясь за ветки, рванулась к автобусу, сердце суматошно колотилось, хотела закричать, но голос перехватило, какое-то сипенье вышло, однако ноги не отказали, вынесли ее из кювета, вот и дверки, успела, слава богу.
2. Прочитать текст, выполнить задание
(1)Гина отпросилась у начальника в Кострому. (2)Поехали строители в облуправление, она и попросилась, дескать, пока они там выбивают свои кирпичи да цементы, она в магазин «Оптика» заскочит, выкупит прописанные очки.
(3)Шофер Вася не мастак рассказывать, но все управление хохотало, представив эту разыгранную в магазине «Оптика» сцену.
(4)Рыжеватенькая девица в туго запахнутом белом халате положила на прилавок очки:
— (5)Померяйте!
(6)Гина, не торопясь, расправила дужки, зажмурилась, надела, придавила седлышко пальцем к переносью и повела по сторонам высматривающим взглядом.
— (7)А что? (8)Хорошо. (9)Как раз. (10)Вижу…
(11)Взяла другие, и опять с достоинством обозрела прилавок, цветочки на подоконнике, перевела взгляд на рыжеватенькую, в упор смотрела в ее недоуменное лицо.
— (12)И эти хорошо. (13)Все вижу…
(14)Девица стояла-стояла так выжидательно, да вдруг нахмурилась, сказала грубо:
— (15)Чего видишь-то? (16)Видит она… (17)Это же оправа. (18)Стекол-то нет. (19)Она видит…
(20)Гинины брови поползли вверх, нижняя губа дернулась и отвисла. (21)Сняв очки задрожавшей рукой, подержала их на расстоянии и, воровато оглянувшись, осторожно потянулась пальцем к роговому кольцу, словно в игольное ушко целилась.
(По В. В Травкину «Экскурсия»)
2. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему девица вдруг нахмурилась и ответила Гине грубо»?
1) (6)Гина, не торопясь, расправила дужки, зажмурилась, надела, придавила седлышко пальцем к переносью и повела по сторонам высматривающим взглядом.
— (7)А что? (8)Хорошо.
2) (11)Взяла другие, и опять с достоинством обозрела прилавок, цветочки на подоконнике, перевела взгляд на рыжеватенькую, в упор смотрела в ее недоуменное лицо.
3) (22)Сунув палец в оправу, Гина провела им по скользкому кольцу и выпучила глаза…
4) (16)Видит она… (17)Это же оправа. (18)Стекол-то нет. (19)Она видит…
КАК Я ПОКУПАЛ СОБАКУ
(1)Я люблю собак потому, что они самые верные друзья человека. (2)Мне даже трудно жить и работать, если у меня дома нет хорошей собаки. (3)Я всегда сам их выращивал и воспитывал.
(4)А потом я и сам состарился и подумал, что мне уже поздно заводить себе щенка и самому его воспитывать и обучать тонкой охотничьей науке. (5)Я попросил своих друзей-охотников присмотреть где-нибудь для меня взрослого, солидного пса, который бы всё понимал и умел себя вести дома и на охоте. (6)Скоро мне сказали, что есть такая собака в городе Орехово-Зуеве, недалеко от Москвы. (7)Хозяин продавал пса не от нужды, а от обиды: поблизости от Орехова пропали тетерева и куропатки — их пожрали еноты, и охотиться стало не на кого. (8)Он будто бы обиделся на енотов и продавал сразу и ружьё и собаку.
(9)Долго не раздумывая, я поехал в Орехово-Зуево покупать собаку.
(10)Огромный, похожий на водолаза-ньюфаундленда сеттер понравился мне с первого взгляда. (11)3вали его так же, как моего последнего собачьего друга, Томкой.
(12)Всю дорогу до Москвы пёс неожиданно тихо сидел на заднем сиденье машины. (13)Он и в мою квартиру поднялся как будто спокойно. (14)Кот Агапыч зашипел и заворчал на собаку, как тигр, делая вид, что вот сейчас он не выдержит, бросится и вцепится в собачью морду. (15)Томка даже не посмотрел на шипящего кота, а Агапыч довольно быстро перестал изображать тигра. (16)Томка мог в любую секунду проглотить Агапыча, как воробья, вместе с когтями и хвостом — такой он был громадный. (17)И Агапыч понимал это очень хорошо.
(18)Весь день Томка лежал неподвижно возле стола, рядом с окном, положив морду на низкий подоконник. (19)В сумерки, когда стало трудно различать лица прохожих на улице, он встал, подошёл ко мне — я в это время сидел на диване, у другого стола, — и вдруг опустил мне на колени свою тяжёлую голову.
(20)Я боялся пошевельнуться. (21)По лёгкому, чуть заметному покачиванию собачьего тела я понял, что Томка дремлет. (22)Прошло двадцать минут, полчаса… (23)Ноги мои затекли, сидеть становилось всё труднее и труднее, наконец я не выдержал.
(24)— Томка, — сказал я жалобно, — проснись. (25)Пёс только вздохнул во сне.
(26)Я взял его за ошейник и легонько тряхнул. (27)Томка всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и только потом открыл глаза. (28)И вдруг… в собачьих тёмных зрачках мелькнул ужас. (29)Томка оскалил зубы и зарычал злобно и непримиримо. (З0)Только что ему снился родной дом и старый, любимый хозяин. (31 )А теперь он увидел, что дома нет и хозяина-друга, которого он преданно столько лет любил, тоже нет и, может быть, никогда и не будет…
(32)На третий день нашей совместной жизни я понял, что мне не удастся приручить Томку: он слишком сильно любил своего старого хозяина. (ЗЗ)Три дня Томка лежал в углу, у окна, без сна, не притрагиваясь к пище. (34)Он тосковал и мучился, как человек. (35)Я тоже мучился. (36)Я уже успел полюбить Томку за верность.
(37)К концу третьего дня я дал телеграмму в Орехово-Зуево:
(38)«Приезжайте и возьмите собаку обратно. (39)Она не может привыкнуть ко мне». (40)Честно говоря, я не думал, что хозяин собаки приедет за ней: так обычно не делают при купле и продаже. (41)И всё-таки я дал телеграмму. (42)Хозяин приехал за своей собакой тотчас же, с ночным поездом.
(43)Томка первым услышал его шаги на лестнице. (44)Он ещё не верил, что это возвращается самый любимый его человек.
(45)Когда я открыл дверь и хозяин вошёл в комнату, Томка не бросился к нему, не стал лаять и прыгать. (46)Он только завилял хвостом, лёг на бок и закрыл глаза. (47)Может быть, он опять боялся проснуться. (48)Потом он повернулся и, как маленький щенок, опрокинулся на спину. (49)По-собачьему это значило, наверно:
(50)«Видишь, я не могу жить без тебя. (51)Это хорошо, что ты вернулся».
(52)В эту же ночь Томка уехал со своим другом-хозяином.
(53)Томкин хозяин понял, что друзей не продают, а я — что друзей и не покупают за деньги: дружбу и уважение надо заработать.
(По Б. Емельянову*)
* Борис Александрович Емельянов (1903—1965) — русский советский писатель, автор рассказов для детей, цикла рассказов и повестей об Аркадии Гайдаре и рассказов о войне. В 1942 году вышел его первый сборник рассказов «Возмездие» — о героической борьбе советских и югославских партизан против немецких оккупантов. Произведения: «Китобой и его друзья», «Военная тайна», «Клятва Гайдара», «Талант», «Полный пенсион», «Раздумье», «Буян», «Добро и зло», «Сапоги-собаки».
(1) Саша Белов был девятнадцатым ребенком в семье мелкопоместного шляхтича из Тульской губернии. (2)Беловы были живучи, и только четырех детей прибрал господь, а остальные женились, вышли замуж и расселились по соседству с родительской усадьбой. (3) Все земли окрест были беловскими, но помещики жили зачастую не богаче своих крепостных.
(4) Отец Саши, Федор Пахомыч Белов, служил когда-то в пехотных полках сержантом, а в отставку вышел по обычаю того времени в офицерском чине. (5) Человек он был простой, добрый и кроткий. (6) Любимая супруга его умерла родами, произведя на свет последнего, Сашеньку, и он один остался опорой многочисленного семейства.
(7) Беловы еле сводили концы с концами. (8) Дети, зятья, внуки, словно состязаясь в настырности, без конца делили отцовскую пенсию, усадьбу, тридцать душ крепостных и даже нехитрый скарб родительского дома. (9) Желание помочь многочисленной родне вынудили Федора Пахомыча заняться делом, казалось бы, вовсе ему не свойственным, — он начал писать письма, и этот эпистолярный труд скоро стал главным занятием в его жизни.
(10) «Всемилостивый граф, отец и благодетель! (11) Всенижайше прошу Вашего сиятельства простить мне, убогому, в моем дерзновении засвидетельствовать должное почтение и преданность мою…»- писал он важным адресатам, с коими состоял ранее в однополчанах. (12) Вспомнил он также всех родственников от Литвы до Урала, правильно полагая, что и от них может быть какая-то польза.
(13) Вряд ли нуждались сиятельные адресаты в изъявлении почтения убогого тульского помещика, но писем было написано так много, что обильный посев стал давать плоды и ретивый корреспондент начал потихоньку распихивать детей и внуков по полкам и учебным заведениям.
(14) Черновиками его, письмами, ответами были забиты до отказа два сундука, а Федор Пахомыч все писал и писал, уже не из рачения о потомстве, а находя невинную радость в таком общении с миром.
(15) По неведомой протекции был устроен в навигацкую школу и Саша. (16) Отец так и не понял толком, куда и зачем едет его младший отпрыск. (17) Вместе с тощим кошельком и родительским благословением он выдал сыну пухлую книжицу, исписанную фамилиями и адресами. (18)»В них помощь найдешь», — были последние напутственные слова родителя. (19) Кроме книжки, Саша получил пачку рекомендательных писем.
(20) Он с сомнением отнесся к родительскому дару, но по прибытии в Москву решил проверить некоторые из адресов, вооружился рекомендательными письмами и отправился с визитами.
(21) Саша имел приятную наружность, при этом был общителен и уверен в себе, и, хотя родительский дом не дал ему подобающего воспитания, сметливость, умение перенять и бойкий нрав, данные ему от природы, легко восполнили пробелы образования. (22) Скоро он был принят во многих домах, и принят радушно.
(по отрывку из книги Н. Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)
2В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Фёдор Пахомыч Белов начал писать так много писем важным адресатам?»
- Он любил писать письма.
- Он хотел устроить судьбы своих детей.
- Ему нечего было делать.
- Он писал письма только богатым родственникам, чтобы попросить денег в долг.
3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
- Беловы еле сводили концы с концами.
- Вспомнил он также всех родственников от Литвы до Урала, правильно полагая, что и от них может быть какая-то польза.
- Все земли окрест были беловскими, но помещики жили зачастую не богаче своих крепостных.
- Скоро он был принят во многих домах, и принят радушно.
4Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С-, если после неё следует глухой согласный.»
5Из предложений 16-17 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН.»
6Замените устаревшее слово СКАРБ в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
7Замените словосочетание С РОДИТЕЛЬСКОЙ УСАДЬБОЙ (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8Выпишите грамматическую основу предложения 15.
9Среди предложений 16-19 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Желание помочь многочисленной родне вынудили Федора Пахомыча заняться делом, (1) казалось бы, (2) вовсе ему не свойственным, (3) — он начал писать письма, (4) и этот эпистолярный труд скоро стал главным занятием в его жизни.
11Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.
12В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными подчинительной связью.
Всенижайше прошу Вашего сиятельства простить мне, (1) убогому, (2) в моем дерзновении засвидетельствовать должное почтение и преданность мою…»- писал он важным адресатам, (3) с коими состоял ранее в однополчанах.
13Среди предложений 12-14 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14Среди предложений 20-22 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.