В каком предложении содержится информация необходимая для

В каком предложении содержится информация необходимая для thumbnail

В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему в первые недели, проведённые в Костроме, у Саврасова не шла работа?»

1. Комнатка в мезонине, которую снял художник, была на окраине Костромы, и это мешало работать.

2. В Костроме, похожей на большую деревню, вдохновение не приходило к художнику.

3. Художник ждал весны — поры обновления в природе, чтобы показать природу в движении.

4. Саврасов мог писать картины природы только в Московском училище живописи и ваяния, где он преподавал.

(1)Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины природы и преподавал в Московском училище живописи и ваяния. (2)Добрый и уступчивый в жизни, в вопросах искусства он становился требовательным и строгим.

(3)— Ну какая же это верба, юноши? — говорил он, просматривая работы учеников. (4)— Не знаете — посмотрите. (5)Десять раз посмотрите, потом рисуйте. (6)Надо знать природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. (7)Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу.

(8)«Природу надо писать с волнением, с чувством надо писать.

(9)Тогда и картина ваша взволнует зрителя», — учил Алексей Кондратьевич Саврасов своих учеников в Московском училище живописи и ваяния.

(10)…В 1871 году, ещё до прихода весны расстался Саврасов с Москвой. (11)И вот он на Волге, в Костроме. (12)Всегда был ему по душе этот старинный русский город. (13)В центре — высокая каланча да каменные ряды — мясные, молочные, табачные — для всякой торговли. (14)А за ними — по пригоркам, по оврагам — лепится серая от времени, деревянная Кострома — настоящая большая деревня. (15)Идёшь от Волги, поднимаешься в гору, плывёт в воздухе далекий звон колоколов Ипатьевского монастыря.

(16)Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится.

(17)Глубокий снег ещё лежал на всех улицах, толстым слоем ровнял овраги, когда художник приехал в город. (18)Разыскав на базаре знакомого мужика, он поудобнее примостился на санках-розвальнях, подложил под голову ящик с красками и холстами, запахнулся в тяжёлую овчинную шубу и отправился в деревню — навстречу весне, навстречу природе. (19)Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. (20)Но первые дни, даже недели, работа не клеилась.

(21)Стоял у окошка, смотрел на убогие, занесённые снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да на голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами, старыми шапками торчащими на ветках. (22)Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. (23)Надев сапоги, шёл по побуревшей дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила.

(24)И пришла весна, как приходит всегда, — неожиданно, сразу. (25)Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. (26)Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. (27)Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. (28)Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. (29)Вот оно! (З0)Началось! (31)Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. (32)Но главное — птицы! (33)С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном воздухе, и унылые чёрные гнезда ожили: вокруг них хлопочут, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

(34) Шаги заскрипели по лестнице.

(35) — Кондратьич, а Кондратьич! (З6)Чай будешь пить? (37)Я самовар вскипятила.

(38)— Потом, потом, хозяюшка. (39)Не до того мне сейчас! (40)Грачи прилетели! — весело отозвался художник.

(41) Схватив палитру, так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой.

(42) — Грачи прилетели! (43)Грачи прилетели! — напевал художник, набрасывая на холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку. (44)Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь… (45)Да что теперь?

(46)Пришла весна. (47)Был сон — пробуждается жизнь!

(48)Почему же так долго не мог художник взяться за кисти и краски? (49)Чего он ждал, чего ему не хватало? (50)Он ждал и нашёл наконец долгожданный момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. (51)Теперь он мог показать природу в движении. (52)«Грачи прилетели!» — так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (53)В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны.

(По О. Туберовской*)

* Ольга Михайловна Туберовская (род. в 1940г.) — русский советский публицист, автор книг о художниках, музыкантах и других деятелях искусств. Книга «В гостях у картин» приглашает читателя в картинную галерею и открывает читателю мир изобразительного искусства. Автор рассказывает о создании великих полотен, о жизни знаменитых русских художников, и читатель учится не просто смотреть на картины, а видеть их и понимать.

Источник

КАК Я ПОКУПАЛ СОБАКУ

(1)Я люблю собак потому, что они самые верные друзья человека. (2)Мне даже трудно жить и работать, если у меня дома нет хорошей собаки. (3)Я всегда сам их выращивал и воспитывал.

(4)А потом я и сам состарился и подумал, что мне уже поздно заводить себе щенка и самому его воспитывать и обучать тонкой охотничьей науке. (5)Я попросил своих друзей-охотников присмотреть где-нибудь для меня взрослого, солидного пса, который бы всё понимал и умел себя вести дома и на охоте. (6)Скоро мне сказали, что есть такая собака в городе Орехово-Зуеве, недалеко от Москвы. (7)Хозяин продавал пса не от нужды, а от обиды: поблизости от Орехова пропали тетерева и куропатки — их пожрали еноты, и охотиться стало не на кого. (8)Он будто бы обиделся на енотов и продавал сразу и ружьё и собаку.

Читайте также:  Какие основные элементы содержатся в вариационном ряду выберите один ответ

(9)Долго не раздумывая, я поехал в Орехово-Зуево покупать собаку.

(10)Огромный, похожий на водолаза-ньюфаундленда сеттер понравился мне с первого взгляда. (11)3вали его так же, как моего последнего собачьего друга, Томкой.

(12)Всю дорогу до Москвы пёс неожиданно тихо сидел на заднем сиденье машины. (13)Он и в мою квартиру поднялся как будто спокойно. (14)Кот Агапыч зашипел и заворчал на собаку, как тигр, делая вид, что вот сейчас он не выдержит, бросится и вцепится в собачью морду. (15)Томка даже не посмотрел на шипящего кота, а Агапыч довольно быстро перестал изображать тигра. (16)Томка мог в любую секунду проглотить Агапыча, как воробья, вместе с когтями и хвостом — такой он был громадный. (17)И Агапыч понимал это очень хорошо.

(18)Весь день Томка лежал неподвижно возле стола, рядом с окном, положив морду на низкий подоконник. (19)В сумерки, когда стало трудно различать лица прохожих на улице, он встал, подошёл ко мне — я в это время сидел на диване, у другого стола, — и вдруг опустил мне на колени свою тяжёлую голову.

(20)Я боялся пошевельнуться. (21)По лёгкому, чуть заметному покачиванию собачьего тела я понял, что Томка дремлет. (22)Прошло двадцать минут, полчаса… (23)Ноги мои затекли, сидеть становилось всё труднее и труднее, наконец я не выдержал.

(24)— Томка, — сказал я жалобно, — проснись. (25)Пёс только вздохнул во сне.

(26)Я взял его за ошейник и легонько тряхнул. (27)Томка всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и только потом открыл глаза. (28)И вдруг… в собачьих тёмных зрачках мелькнул ужас. (29)Томка оскалил зубы и зарычал злобно и непримиримо. (З0)Только что ему снился родной дом и старый, любимый хозяин. (31 )А теперь он увидел, что дома нет и хозяина-друга, которого он преданно столько лет любил, тоже нет и, может быть, никогда и не будет…

(32)На третий день нашей совместной жизни я понял, что мне не удастся приручить Томку: он слишком сильно любил своего старого хозяина. (ЗЗ)Три дня Томка лежал в углу, у окна, без сна, не притрагиваясь к пище. (34)Он тосковал и мучился, как человек. (35)Я тоже мучился. (36)Я уже успел полюбить Томку за верность.

(37)К концу третьего дня я дал телеграмму в Орехово-Зуево:

(38)«Приезжайте и возьмите собаку обратно. (39)Она не может привыкнуть ко мне». (40)Честно говоря, я не думал, что хозяин собаки приедет за ней: так обычно не делают при купле и продаже. (41)И всё-таки я дал телеграмму. (42)Хозяин приехал за своей собакой тотчас же, с ночным поездом.

(43)Томка первым услышал его шаги на лестнице. (44)Он ещё не верил, что это возвращается самый любимый его человек.

(45)Когда я открыл дверь и хозяин вошёл в комнату, Томка не бросился к нему, не стал лаять и прыгать. (46)Он только завилял хвостом, лёг на бок и закрыл глаза. (47)Может быть, он опять боялся проснуться. (48)Потом он повернулся и, как маленький щенок, опрокинулся на спину. (49)По-собачьему это значило, наверно:

(50)«Видишь, я не могу жить без тебя. (51)Это хорошо, что ты вернулся».

(52)В эту же ночь Томка уехал со своим другом-хозяином.

(53)Томкин хозяин понял, что друзей не продают, а я — что друзей и не покупают за деньги: дружбу и уважение надо заработать.

(По Б. Емельянову*)

* Борис Александрович Емельянов (1903—1965) — русский советский писатель, автор рассказов для детей, цикла рассказов и повестей об Аркадии Гайдаре и рассказов о войне. В 1942 году вышел его первый сборник рассказов «Возмездие» — о героической борьбе советских и югославских партизан против немецких оккупантов. Произведения: «Китобой и его друзья», «Военная тайна», «Клятва Гайдара», «Талант», «Полный пенсион», «Раздумье», «Буян», «Добро и зло», «Сапоги-собаки».

Источник

(1) Как уже упоминалось, стипендия курсантов составляла рубль в месяц. (2) На эти деньги каждый должен был обеспечить себе мундир, квартиру и стол, а так как большинству учеников из дома присылали очень мало или ничего, то, чтоб не умереть с голоду, морские питомцы прирабатывали на стороне кто как мог.

(3) Белов репетиторствовал сына богатой вдовы. (4) Впрочем, жизнь его протекала в сфере, не доступной пониманию курсантов. (5) Он имел связи, ходил франтом, при этом был скрытен, а в разговоре умел напустить такого туману, так значительно намекнуть на свою принадлежность к высшим кругам, что никто не удивился бы, узнав, что вдова выдумана им для отвода глаз, для объяснения внезапных исчезновений и водившихся в карманах денег.

(6) Княжеский отпрыск Никита Оленев попал в навигацкую школу из-за каких-то семейных неурядиц, но подмогу из дома получал регулярно, и немалую, чем и выручал друзей в трудных ситуациях.

(7) Алексею судьба уготовила приработок самый ненадежный и экзотический. (8) Он играл в театре, труппа которого состояла из курсантов артиллерийской школы и семинаристов Славяно-греко-латинской академии.

(9) В театр Алексей попал случайно. (10) Один из самодеятельных актеров квартировал по соседству и уговорил Алешу пойти на представление. (11) В антракте шутки ради Алексей примерил женское платье, и надо же тому случиться, чтобы в этом наряде его увидела попечительница театра, женщина чрезвычайно влиятельная и активная. (12) «Где вы нашли такую красотку? — восторженно спросила попечительница. (13) «Это, ваше сиятельство, не красотка, а красавец», — проворчал суфлер. (14) Последнее замечание ничуть не смутило попечительницу. (15) В театре все женские роли играли мужчины. (16) «Ты будешь играть у нас Калерию»,- сказала важная дама. (17) Алексей отказывался изо всех сил. (18) Он-де бесталантен, застенчив, но ничего не помогло.

Читайте также:  В чем содержится е в каких продуктах

(19) Через неделю после роковой примерки его вызвали в дирекцию навигацкой школы и намекнули, что если он откажется играть в театре, то, невелика птица, может и вылететь из родных Сухаревых стен в ближайшие же сутки. (20) И Алексей смирился.

(21) Благодетельница не оставила его своим вниманием. (22) После каждого спектакля он получал от нее деньги и богатые подарки. (23) На каждое представление он должен был непременно надевать все презенты, чем вызывал завистливые и злые насмешки актеров.

(по отрывку из книги Н.Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)

2В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Алексей стал играть в театре»?

  1. Ему нравилось играть на сцене женские роли.
  2. Ему нравились нарядные костюмы.
  3. Ему много платили.
  4. Ему пригрозили отчислением из навигацкой школы.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Алексею судьба уготовила приработок самый ненадежный и экзотический.
  2. Он имел связи, ходил франтом, при этом был скрытен, а в разговоре умел напустить такого туману, так значительно намекнуть на свою принадлежность к высшим кругам, что никто не удивился бы, узнав, что вдова выдумана им для отвода глаз, для объяснения внезапных исчезновений и водившихся в карманах денег.
  3. После каждого спектакля он получал от нее деньги и богатые подарки.
  4. «Где вы нашли такую красотку? — восторженно спросила попечительница.

4Из предложений 4-5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -З-, если после неё следует звонкий согласный.»

5Из предложений 5-6 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н.»

6Замените многозначное слово СТОЛ в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7Замените словосочетание ВОСТОРЖЕННО СПРОСИЛА (предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 7.

9Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

«Это, (1) ваше сиятельство, (2) не красотка, (3) а красавец»,(4) — проворчал суфлер. «Ты будешь играть у нас Калерию»,(5) — сказала важная дама.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

12В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными сочинительной связью.

В антракте шутки ради Алексей примерил женское платье,(1) и надо же тому случиться,(2) чтобы в этом наряде его увидела попечительница театра,(3) женщина чрезвычайно влиятельная и активная.

13Среди предложений 5-8 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Источник

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1)Лётчик вышел, тяжело качаясь, из кабины, упал на нагретую солнцем щебёнчатую землю и так пролежал без движения несколько часов. (2)Только к концу дня, когда солнце начало клониться к закату, он пошевелился, открыл глаза и прислушался. (З)Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно. (4)Загадочный этот звук заставил его сесть и осмотреться.

(5)Он лежал в кустах низкорослого цветущего боярышника на склоне горы, падавшей отвесной стеной в море, а оно спокойно несло к подножию этой горы прозрачные волны. (6)Переливы этих волн колебали на листве боярышника слабые отблески.

(7)Лазурь простиралась вокруг от земли до зенита — густая и чуть туманная, рождённая великим безветрием южной благословенной страны. (8)Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока. (9)А над боярышником и дроком просвечивало небо. (10)На нём застыли на той страшной высоте, где он только что был, облака, похожие на розовые перья. (11)Хотелось пить. (12)Флягу он оставил в кабине. (13) Где-то далеко, почти на самом краю земли, прокричал петух, а в кустах затрещала, вертясь, какая-то крошечная птица с красным горлом.

(14)— Земля! — сказал лётчик и погладил листья боярышника. (15)- Скоро вечер. (16)Пожалуй, запоют соловьи. (17)Земля! — повторил он громче, и тяжёлый железный комок подкатил к горлу. (18)Он плакал, не скрываясь. (19)Он плакал и думал, что имеет на это право. (20)Никогда до этих пор он не знал, не видел, не думал, что Земля так трогательна и так нежна.

(21)— За одну минуту… — сказал он медленно и остановился. (22)— За одну минуту жизни на этой Земле я отдам всё. (23)3а одну минуту! (24)Голова у него кружилась. (25)В кустарнике что-то мелькнуло — белое и лёгкое, и он закричал:

(26)— Ко мне! (27)Он кричал, он звал кого-то, но даже не слышал собственного голоса. (28)Он не видел, как девочка лет двенадцати, обыкновенная мечтательная девочка, любившая бродить по склонам этой горы и представлять себя Золушкой, изгнанной из дому, бежала к нему. (29)Она задыхалась. (З0)Она сразу поняла, что произошло, что это лежит разбившийся лётчик. (31)Она плакала и не вытирала слёз, они слетали с её побледневших щёк и брызгали на её руки и светлое платье, но после каждой тяжёлой слезы глаза девочки сияли всё больше и больше.

(32)Лётчик, очнувшись, увидел в этих глазах всё, чего только можно ждать хорошего от жизни: лазурь, и блеск, и нежность, и страх за его жизнь, и любовь, такую же робкую, как венчик совершенно крошечного горного цветка, щекотавшего его щеку.

Читайте также:  Каких продуктах содержится гормоны счастья

(33)— Вы оттуда? — спросила шёпотом девочка.

(34)— Да. (35)Я оттуда.

(36)— Я помогу вам. (37)Пойдёмте! — сказала она, всё ещё плача. (38)Лётчик протянул ей руку. (39)Она взяла её и вдруг прижалась к его руке заплаканными глазами.

(40)— Земля! — сказал лётчик, пытаясь подняться. (41)— Ты — Земля! (42)Ты — радость! (43)У него всё время кружилась голова.

(44)— Да, да, — торопливо повторяла девочка, не понимая, о чём говорит лётчик. (45)— Вы обопритесь на меня. (46)Я сильная. (47)Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки все в веснушках и ласково потрепал их.

(По К. Паустовскому)

Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — русский писатель, автор множества повестей и рассказов о родной природе: «Мещёрская сторона», «Повесть о лесах», «Северная повесть» и другие. Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Золотая роза».

Источник

(1) Никита Оленев снимал верхние апартаменты в богатом старинном доме на углу Сретенки и Колокольникова переулка. (2) Крутое, в два излома, крыльцо вело на второй этаж. (3) Три теплых помещения, два холодных, обширные сени и балкончик в затейливой резьбе — истинно княжеское помещение. (4) Под лестницей находились баня и хозяйский винный погреб со множеством дубовых и липовых бочонков. (5) Когда Никита был при деньгах, Гаврилу то и дело гоняли вниз с кувшином, а потом гурьбой шли в баню, ломая во дворе свежие березовые веники, чтобы как следует попариться.

(6) Воскресный день Никита проводил дома. (7) Он лежал в подушках на лавке, укутав ноги одеялом, и пытался читать. (8) Намедни он перепил морсу со льда, и у него болело горло, мучил то озноб, то жар, и злость за вынужденное свое безделье он срывал на камердинере Гавриле.

(9) — Ты зачем, чернокнижник, эти подозрительные рецепты в дом притащил? (10)Людей травить?

(11) — Грех вам, Никита Григорьевич, говорить такое. (12) Вы знаете, я эти книги читаю от природной склонности к перемешиванию различных компонентов с целью изобретения различных снадобьев.

(13) — Слова-то выучил -«компонентов»! (14) Фу, горечь какая! (15) И кисло, — сморщился Никита, выпив лекарство. — (16) Опять «незначительное количество незрелых померанцев»? (17) А почему воняет мерзко?

(18) — В этой настойке сложный букет трав для согретия груди, — торжественно произнес Гаврила. — (19) Незрелые померанцы идут для других целей.

(20) — Мне бы лучше незначительное количество спиртовой настойки да со зверобоем. (21) Это мне больше поможет.

(22) — Спирт при вашем телосложении зело вреден. — (23) Гаврила вздохнул. — (24) Яд он при вашем телосложении. (25) Будете принимать это питье, — он указал на бокал, — мане эт нокте, то есть утром и вечером.

(26) Никита рассмеялся.

(27) — Мне-то хоть латынь не переводи, эскулап. (28) Латынь для твоего телосложения — яд!

(29) Камердинер с отвлеченным видом уставился в окно.

(по отрывку из книги Н.Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)

2В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Гаврила подозрительные рецепты в дом притащил»?

  1. Для изобретения «различных снадобьев».
  2. Лечить Никиту.
  3. Делать настои для бани, когда туда пойдёт Никита.
  4. Он коллекционировал рецепты.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  1. Намедни он перепил морсу со льда, и у него болело горло, мучил то озноб, то жар, и злость за вынужденное свое безделье он срывал на камердинере Гавриле.
  2. Под лестницей находились баня и хозяйский винный погреб со множеством дубовых и липовых бочонков.
  3. В этой настойке сложный букет трав для согретия груди, — торжественно произнес Гаврила.
  4. Будете принимать это питье, — он указал на бокал, — мане эт нокте, то есть утром и вечером.

4Из предложений 8-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением «приближение».

5Из предложений 4-5 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «Если прилагательное образовано от существительного с основой на Н с помощью суффикса Н, то в нём пишется НН».

6Замените просторечное слово ВОНЯЕТ в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7Замените словосочетание ЛИПОВЫХ БОЧОНКОВ (предложение 4), построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 27.

9Среди предложений 2-5 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

— Грех вам,(1) Никита Григорьевич,(2) говорить такое. Вы знаете,(3) я эти книги читаю от природной склонности к перемешиванию различных компонентов с целью изобретения различных снадобьев. — Фу,(4) горечь какая! И кисло,(5) — сморщился Никита,(6) выпив лекарство.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

12В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между его частями, связанными сочинительной связью.

Намедни он перепил морсу со льда,(1) и у него болело горло,(2) мучил то озноб, (3)то жар, (4) и злость за вынужденное свое безделье он срывал на камердинере Гавриле.

13Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

Источник