В каком предложении содержится информация не соответствующая
Тест части 2 ОГЭ по русскому языку
(из собрания тестов под редакцией Сениной Н.А.)
ЧАСТЬ 2
_____________________________________________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 2-14
_____________________________________________________________________________________________
(1)Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил:
(2)— Вы позволите здесь присесть?
(3)— Ночка-то какая славная, — заговорил вдруг незнакомец.
(4)— Морозно… тихо. (5)Что за прелесть — русская зима!
(6)Голос у него был мягкий, ласковый, старческий.
(7)— А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, — продолжал незнакомец. (8)Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. (9)Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь:
(10)— Подарочки!.. (11) Подарочки!.. (12)Знакомым ребятишкам подарочки!.. (13)А я… а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают… (14)А у жены молоко пропало, и грудной ребёнок целый день не ел… (15)Подарочки!..
(16)Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдёт, но он ошибся. (17)Старик приблизил к нему своё умное, серьёзное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьёзным тоном:
(18)— Подождите… не волнуйтесь! (19)Расскажите мне всё по порядку и как можно короче. (20)Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас. (21)В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. (22)Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребёнка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня.
(23)— Едемте! — сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова. (24)Счастье ваше, что вы встретились с врачом. (25)Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но… поедемте!
(26)Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. (27)Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки. (28)Мальчишки хлебали борщ, сидя на тех же местах. (29)Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слёзы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчённый чугунок.
(30)Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом… (31)Немного погодя явился и Мерцалов. (32)На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи.
(33)Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки. (34)Окончив это занятие и изобразив внизу какой-то своеобразный крючок вместо подписи, он встал, прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал:
(35)— Вот с этой бумажкой вы пойдёте в аптеку… давайте через два часа по чайной ложке. (Зб)Это вызовет у малютки отхаркивание… (37)Продолжайте согревающий компресс… (38)Кроме того, хотя бы вашей дочери и сделалось лучше, пригласите завтра доктора Афросимова. (39)Это дельный врач и хороший человек. (40)Я его сейчас же предупрежу. (41)3атем, прощайте, господа! (42)Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнёсся к вам, чем этот, а главное — не падайте никогда духом.
(43)Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, всё ещё не оправившимся от изумления, и потрепав мимоходом по щеке разинувшего рот Володю, доктор быстро всунул свои ноги в глубокие калоши и надел пальто. (44)Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в коридоре, и кинулся вслед за ним.
(45)Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:
(46)— Доктор! (47)Доктор, постойте!.. (48)Скажите мне ваше имя, доктор! (49)Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!
(50)И он водил в воздухе руками, чтобы поймать невидимого доктора. (51)Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос произнёс:
(52)—Вот ещё пустяки выдумали!.. (53) Возвращайтесь-ка домой скорей!
(54)Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов…
(55)В тот же вечер Мерцалов узнал и фамилию своего нежданного благодетеля. (56)На аптечном ярлыке, прикреплённом к пузырьку с лекарством, чёткою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова».
(57)Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова — того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слёзы в закоптелый чугунок с пустым борщом. (58)Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков и слывёт образцом честности и отзывчивости на нужды бедности. (59)И каждый раз, заканчивая своё повествование о чудесном докторе, он прибавляет голосом, дрожащим от скрываемых слёз:
(60)— С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью. (61)Всё переменилось. (62)В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казённый счет. (63)Просто чудо совершил этот святой человек.
(По А.И. Куприну)
_____________________________________________________________________________________________
Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
_____________________________________________________________________________________________
2. В каком предложении содержится информация, не соответствующая содержанию текста?
1. Семейство Мерцаловых жило в подвале.
2. Мерцалов был кротким и застенчивым человеком.
3. Доктор Пирогов назвал Мерцалову свою фамилию.
4. Гриша Мерцалов стал банковским служащим.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1. Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребёнка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня.
2. Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов…
3. Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки.
4. В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казённый счет.
4. Из предложений 33—34 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
5. Из предложений 54—58 выпишите слово, в котором написание НН в суффиксе не определяется общим правилом (является исключением).
6. Замените разговорное слово «слывёт» в предложении 58 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «старческий голос», построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
9. Среди предложений 26—30 найдите предложение с распространённым обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Счастье ваше,(1) что вы встретились с врачом. Я,(2) конечно, (3) ни за что не могу ручаться,(4) но… поедемте!
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Мерцалов ожидал,(1) что после этих беспорядочных,(2) озлобленных криков старик поднимется и уйдёт,(3) но он ошибся.
Мерцалов опомнился только тогда,(4) когда доктор уже был в коридоре,(5) и кинулся вслед за ним.
13. Среди предложений 30—40 найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с придаточным определительным. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
14. Среди предложений 45—56 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответы:
Задания | Ответы |
2 | 3 |
3 | 2 |
4 | прикрыл |
5 | нежданного |
6 | считается, известен <или> известен, считается |
7 | голос старика |
8 | вы позволите |
9 | 29 |
10 | 2, 3 <или> 3, 2 |
11 | 4 |
12 | 3 |
13 | 30, 33 <или> 33, 30 |
14 | 54 |
Цитируется по: Русский язык. 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2015. Тренировочные задания по новой демоверсии на 2015 год: учебно-методическое пособие / под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2014.
ПРАЗДНИК КНИГИ
(1)Обычные люди устраивают званые вечера в день своего рождения или, скажем, на первое мая, а товарищ Ситников устроил вечеринку пятого мая, в день печати.
(2)5 мая тов. Ситников пригласил своих приятелей на пирог.
(3)Пирог был с капустой. (4)Хороший пирог. (5)Сочный. (6)Гости, приятно удивлённые, со вкусом жевали, слушая хозяйские разговоры.
(7)— Я всё-таки передовой человек, — говорил тов. Ситников, польщённый общим вниманием. (8)— Вот, иные люди гостей приглашают на пасху или в день своего рождения, а мне, знаете ли, эти дни вроде как и не праздники. (9)Мне подавай-ка что-нибудь этакое замечательное, культурное, например, День всероссийской печати. (10)Так сказать, торжественный день книги. (11)Праздник книги и науки…
(12)Гости с огорчением поглядывали на хозяина. (13)Он явно мешал им кушать и плохо действовал на пищеварение.
(14)— Ей-богу, — говорил хозяин. (15)— Тысячи людей проходят мимо этого праздника шутя, не замечая даже, а мне этот праздник выше всего. (16)Мне, товарищи, даже не сам праздник дорог, мне, товарищи, книга дорога… (17)Ещё, знаете ли, покойная моя мамаша спрашивала, бывало: (18)«Отчего это ты, Вася, так книгу любишь?» (19)А я, знаете ли, мальчишка, щенок, от горшка два вершка — отвечаю: (20)«Книгу я, мамаша, оттого люблю, что это печать и, так сказать, шестая держава…»
(21)— Да, уж чего говорить, — сказал кто-то из гостей, — большой праздник — День печати.
(22)— Ещё бы не большой! — воскликнул хозяин. (23)— Книга! (24)Что может быть драгоценнее книги, товарищи? (25)Конечно, малокультурный человек книгу спокойно бросит куда попало, стакан на неё поставит, тарелку…
(26)Один из гостей, прожёвывая пирог, сказал:
(27)— Это верно… (28)Я вот, одного знал, родственник… комод у него, значит, тово… без ножки… (29)Он книгу, тово… подложил заместо ножки…
(30)— Видали?! — с болью воскликнул хозяин. (31)— Видали, какое чучело! (32)Книгу под комод! (33)И ведь, наверное, сукин сын, хорошую книгу подложил. (34)Ну, подложи словарь французского или немецкого, так ведь нет… (35)Таких людей, прямо, расстреливать нужно… (36)Эх, долго нам ещё, товарищи, ждать культурного обращения с книгой… (37)Не понимает ещё масса… (38)Я вот вспоминаю одну историю насчёт книги. (39)Спас я замечательную книжку. (40)На фронте дело было. (41)Пришли мы, знаете ли, в один фольварк, библиотека там была. (42)Ну, гляжу, солдаты рассматривают одну книгу. (43)Этакую огромную книжищу с картинками — «Вселенная и человечество». (44)Увидел я, что книжка эта в опасности, стал просить и умолять солдат.
(45)— Братцы, — говорю я солдатам, — уступите мне эту книжку. (46)Куда вам её? (47)На завёртку — толста, а я вам за неё осьмушку махорки дам. (48)Ну, уступили солдаты. (49)Взял я эту книжку, спрятал её в мешок и, понимаете, всю войну берёг её пуще глаза…
(50)— Ну, и что же? — спросили гости.
(51)— Ну, и ничего, — сказал хозяин, — привёз эту книгу домой.
(52)Книжке цены нет. (53)Замечательная книжка. (54)Какие картины в красках, какая бумага. (55)Да вот, я вам покажу сейчас…
(56)Хозяин встал из-за стола и пошёл в соседнюю комнату.
(57)Гости нехотя пошли за хозяином, дожёвывая по пути.
(58)— Вот, — сказал хозяин, — некоторые картинки я даже вырезал и вставил в рамки.
(59)Хозяин показал рукой на стены.
(60)Действительно: вся комната была увешана иллюстрациями из книги «Вселенная и человечество», а некоторые иллюстрации были вставлены в чёрные скромные рамки и придавали всей комнате уютный и интеллигентный вид.
(61)Восхищённые гости, осмотрев картину, пошли в столовую докушивать пирог с капустой.
(По М. Зощенко. 1924 г.)
Михаил Михайлович Зощенко (1894—1958) — русский писатель советского периода, признанный классик русской литературы. В рассказах 20-х годов преимущественно в форме сказа создал комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее. Значительное место в творчестве Зощенко занимают фельетоны, представляющие собой прямые отклики на «сообщения с мест» и письма читателей. Работал писатель в ленинградских газетах, на радио и в журнале «Крокодил».
Прочитайте текст и выполните задания 2—14.
(1)В Журкиной комнатке между стенкой и высоким окном стоял узкий стеллаж. (2)Полок семь или восемь. (З)Мама сказала:
(4) — Эти книги дедушка оставил тебе.
(5) — Как это мне? — удивился Журка. (6)— Почему же не всем?.. (7)А те, другие?
(8)— Те как раз нам всем. (9)А эти именно тебе. (10)Специально… (П)Дедушка их очень любил.
(12) Журка растерянно оглядел полки…
(13) В соседней комнате стояли Пушкин и Джек Лондон, Купер и Катаев, «Легенда об Уленшпигеле» и «Алиса в стране чудес».
(14)А здесь? (15)Он видел облезшие кожаные корешки без надписей, края разлохмаченных обложек.
(16) Некоторые книжки были совсем без корочек.
(17) Мама вышла, а Журка потянул с полки книгу. (18)Наугад. (19)Откинул тонкий самодельный переплёт… (20)Тихо вздохнул и сел на рыхлый надувной матрац, на котором спал прошлой ночью.
(21)На грубой серой бумаге был отпечатан текст.
(22)… Сначала Журка медленно листал, потом встряхнулся, обвёл глазами полки. (23)Вскочил, выдернул сразу несколько книг. (24)Оказалось, что это два тома «Путешествий» капитана Головнина, изданные в 1819 году, и сразу три «Робинзона». (25)Один был совсем старинный — 1789 года и назывался почему-то «Новый Робинзон». (26)Второй носил название «Робинзон-младший».
(27)На титульном листе стоял 1853 год, и Журка вспомнил, что, кажется, в этом году произошло Синопское сражение. (28)Третий Робинзон оказался Самым молодым — тридцатых годов нашего века.
(29)Зато он был самый толстый, и Журка с восторженной дрожью увидел, что там не только всем известные приключения на необитаемом острове. (З0)Там ещё и вторая часть — дальнейшие путешествия Робинзона. (31) Журка даже и не знал, что есть на свете такая книга…
(32)3а открытым окном захлопал листьями, резко зашумел тополь. (ЗЗ)Влетели в комнату холодные брызги. (34)Упали на жёлтые страницы «Прелюбопытнейших Повъствованiй о Кораблекрушенiяхъ, Зимованiяхъ и Пожарахъ, случившихся на моръ…»
(35)Журка машинально отодвинулся и даже не понял, что начался дождь. (Зб)Это брызгали волны, хлопали паруса, и шумели ветры…
(37)Вошла мама.
(38)— Давай-ка закроем окно. (39)Кажется, будет гроза.
(40)Журка никогда не боялся грозы. (41)Даже если грохало и сверкало над самой головой. (42)Он и сейчас ответил:
(43)— Ну и что? (44)Я не боюсь.
(45)— Грозе всё равно, боишься ты или нет. (46)Сквозняк втянет молнию, и от такой нелепой случайности может быть большая беда.
(47) Мама плотно прикрыла створки, посмотрела на обложенного книгами Журку, улыбнулась и спросила:
(48) — Нравится? (49)Интересно?
(50) Журка сперва рассеянно кивнул, потом поднял глаза.
(51) — Ма… (52)Тут не только интересно. (53)Тут дело даже не в этом…
(54) Она ласково наклонилась над ним:
(55) — А в чём, Журавушка?
(56)Но он не знал, как сказать. (57)Как объяснить радостное замирание души, когда думаешь, что, может быть, эту книгу читал в палатке под Измаилом Суворов или в селе Михайловском Пушкин. (58)Вот эти самые страницы. (59)Эти самые буквы. (60)И книги рассказывали им то же самое, что ему, Журке. (61)Они были как люди, которые за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад. (62)Тех, кто ходил в атаку под Бородином, писал гусиными перьями знаменитые поэмы, дрался стальными блестящими шпагами на дуэлях и мотался на скрипучих фрегатах среди штормовых волн Южного океана. (63)У неоткрытых островов. (64)Эта жизнь приблизилась к Журке, стала настоящей. (65)И у Журки холодела спина.
(66)— Мама, я не знаю… (67)— Он помолчал и чуть не сказал про книги: (68)«Они живые». (69)Но отчего-то застеснялся.
(70)Мама его поняла. (71)Или по крайней мере поняла, что лучше его пока не расспрашивать.
(По В. Крапивину*)
*Владислав Петрович Крапивин (род. в 1938 г.) — советский и российский детский писатель, автор книг о детях и для детей. Наиболее известные произведения: «Журавлёнок и молнии», «Колыбельная для брата», «Великий кристалл».
(1)В Журкиной комнатке между стенкой и высоким окном стоял узкий стеллаж. (2)Полок семь или восемь. (З)Мама сказала:
(4) — Эти книги дедушка оставил тебе.
(5) — Как это мне? — удивился Журка. (6)— Почему же не всем?.. (7)А те, другие?
(8)— Те как раз нам всем. (9)А эти именно тебе. (10)Специально… (П)Дедушка их очень любил.
(12) Журка растерянно оглядел полки…
(13) В соседней комнате стояли Пушкин и Джек Лондон, Купер и Катаев, «Легенда об Уленшпигеле» и «Алиса в стране чудес».
(14)А здесь? (15)Он видел облезшие кожаные корешки без надписей, края разлохмаченных обложек.
(16) Некоторые книжки были совсем без корочек.
(17) Мама вышла, а Журка потянул с полки книгу. (18)Наугад. (19)Откинул тонкий самодельный переплёт… (20)Тихо вздохнул и сел на рыхлый надувной матрац, на котором спал прошлой ночью.
(21)На грубой серой бумаге был отпечатан текст.
(22)… Сначала Журка медленно листал, потом встряхнулся, обвёл глазами полки. (23)Вскочил, выдернул сразу несколько книг. (24)Оказалось, что это два тома «Путешествий» капитана Головнина, изданные в 1819 году, и сразу три «Робинзона». (25)Один был совсем старинный — 1789 года и назывался почему-то «Новый Робинзон». (26)Второй носил название «Робинзон-младший».
(27)На титульном листе стоял 1853 год, и Журка вспомнил, что, кажется, в этом году произошло Синопское сражение. (28)Третий Робинзон оказался Самым молодым — тридцатых годов нашего века.
(29)Зато он был самый толстый, и Журка с восторженной дрожью увидел, что там не только всем известные приключения на необитаемом острове. (З0)Там ещё и вторая часть — дальнейшие путешествия Робинзона. (31) Журка даже и не знал, что есть на свете такая книга…
(32)3а открытым окном захлопал листьями, резко зашумел тополь. (ЗЗ)Влетели в комнату холодные брызги. (34)Упали на жёлтые страницы «Прелюбопытнейших Повъствованiй о Кораблекрушенiяхъ, Зимованiяхъ и Пожарахъ, случившихся на моръ…»
(35)Журка машинально отодвинулся и даже не понял, что начался дождь. (Зб)Это брызгали волны, хлопали паруса, и шумели ветры…
(37)Вошла мама.
(38)— Давай-ка закроем окно. (39)Кажется, будет гроза.
(40)Журка никогда не боялся грозы. (41)Даже если грохало и сверкало над самой головой. (42)Он и сейчас ответил:
(43)— Ну и что? (44)Я не боюсь.
(45)— Грозе всё равно, боишься ты или нет. (46)Сквозняк втянет молнию, и от такой нелепой случайности может быть большая беда.
(47) Мама плотно прикрыла створки, посмотрела на обложенного книгами Журку, улыбнулась и спросила:
(48) — Нравится? (49)Интересно?
(50) Журка сперва рассеянно кивнул, потом поднял глаза.
(51) — Ма… (52)Тут не только интересно. (53)Тут дело даже не в этом…
(54) Она ласково наклонилась над ним:
(55) — А в чём, Журавушка?
(56)Но он не знал, как сказать. (57)Как объяснить радостное замирание души, когда думаешь, что, может быть, эту книгу читал в палатке под Измаилом Суворов или в селе Михайловском Пушкин. (58)Вот эти самые страницы. (59)Эти самые буквы. (60)И книги рассказывали им то же самое, что ему, Журке. (61)Они были как люди, которые за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад. (62)Тех, кто ходил в атаку под Бородином, писал гусиными перьями знаменитые поэмы, дрался стальными блестящими шпагами на дуэлях и мотался на скрипучих фрегатах среди штормовых волн Южного океана. (63)У неоткрытых островов. (64)Эта жизнь приблизилась к Журке, стала настоящей. (65)И у Журки холодела спина.
(66)— Мама, я не знаю… (67)— Он помолчал и чуть не сказал про книги: (68)«Они живые». (69)Но отчего-то застеснялся.
(70)Мама его поняла. (71)Или по крайней мере поняла, что лучше его пока не расспрашивать.
(По В. Крапивину*)
*Владислав Петрович Крапивин (род. в 1938 г.) — советский и российский детский писатель, автор книг о детях и для детей. Наиболее известные произведения: «Журавлёнок и молнии», «Колыбельная для брата», «Великий кристалл».