В каком предложении контроль за распространением радиоактивных продуктов

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку.

Алгоритм выполнения задания 1 ЕГЭ (план работы)

Для того чтобы найти главную информацию текста необходимо:

1) Внимательно прочитать текст;

2) Выделить опорные (повторяющиеся) слова и словосочетания;

!!!Опорные слова обязательно будут фигурировать в главной мысли;

3) Исключить несущественные описания, повторы, уход от основной темы, сократить текст «в уме» (грамматические основы предложений будут передавать основное содержание каждого предложения текста);

4) Исключить несущественные грамматические основы;

5) Определить логику текста (как развивается мысль, когда мы получаем новую информацию в тексте);

6) Составить самостоятельно предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная мысль;

7) Сопоставить получившееся предложение и варианты ответов;

8) Найти совпадающие с вашей главной мыслью варианты;

9) Записать ответ (учтите, что ответов должно быть не меньше двух, но может быть и больше) Чаще всего в качестве ответа, конечно, выступают 2 варианта.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. (2)<…> для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. (3)Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений.

Укажите номера предложений, в которых верно передана

ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.

2) Контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику, осуществляемый при помощи специальных карт, позволяет избежать опасных радиоактивных загрязнений.

3) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.

4) Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.

5) Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.
Ответ: 23|32

Теория к заданию 1 ЕГЭ.

1 задание посвящено поиску главной информации в тексте.

Любой текст, который вы когда-либо увидите, будет содержать разные виды информации.

Согласно точке зрения лингвиста И.Р. Гальперина, понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;

Фактуальная информация – описание места, героев, событий;

Подтекстовая информация вообще не выражена чем-то конкретным;

Концептуальная информация – система взглядов, мыслей, чувств автора.

В 1 задании ЕГЭ по русскому языку нам предстоит работать с научным текстом. В таких текстах нет концептуальной и подтекстовой информации, необходимо работать с фактуальной информацией.

Одна и та же фактическая информация может быть как главной, так и второстепенной (дополнительной).

Дополнительная информация выступает в различных формах в виде определений, пояснений, объяснений, уточнений, присоединений.

В информативном тексте, представленном в 1 задании на первый план выходит функция сообщения новой информации, будь то научные, официально-деловые, общественно-политические или бытовые сведения.

Способы изложения материала в тексте

Существуют разные способы изложения материала в тексте:

1) Факт-вывод (от частного к общему: приводятся факты, связанные между собой выводом, который находится в конце текста).

Например. Памятники культуры бывают самые неожиданные. Например – дырка от выпавшего кирпича. В Софийском соборе в Вологде такая дырка была, и очень береглась. И дело было так. Иван Грозный любил Вологду и хотел сделать ее новой столицей своего государства, говорит предание. В один из приездов в Вологду из ноги архангела на своде выпал камень и раздробил палец ноги Ивана Грозного. Грозный принял это за дурную примету и больше в Вологду не приезжал. Как же было не радоваться вологжанам и столетиями не беречь то место, откуда выпавший камень спас Вологду? Традиция сохранять памятники – такая же, как сохранять обычаи. А дырка в фресках могла бы сохранить самые фрески от последующих записей. (Д. Лихачев);

2) Вывод – факт (от общего к частному: сначала дается какое-либо положение, потом оно поясняется, раскрывается примерами и т.д.)

Дедуктивное изложение

Например. По характеру передаваемого содержания различают общение информативное и фатическое. В информативном тексте автор сообщает факты, имея основной целью дать адресату новые знания о внешнем и внутреннем мире, во всем многообразии его существования. Здесь господствует именно функция сообщения новой информации, будь то научные или официально-деловые, или общественно-политические, или даже бытовые сведения. Фатическое общение имеет основную установку на речевой контакт, на контактоустановление и поддержание с собеседником речевых и социальных отношений, на их регулирование. Фатический текст рассчитан на поиск сочувствий, сопереживаний, солидаризации, вообще на утоление сенсорного голода. В область фатики входит речевой этикет, «пустая» бытовая речь, «болтовня», жанры «праздноречевые», заполнение пауз и т. п. (Н. Формановская);

Концентрическое изложение – расположение материала вокруг одного предмета изложения.

Если личное, индивидуальное имя есть у всех, то отчество, то есть именование по отцу, а может быть, и шире – именование по родителю, есть далеко не у всех народов мира. Если отвлечься от некоторых подробностей, в общем виде можно сказать так: у восточных народов, прежде всего у арабов и тюрков, отчество есть, хотя может и не быть фамилии, а у западных нет, или оно совсем не обязательно. Форма от имени отца или матери может использоваться в качестве обращения, как у арабов, может стоять пред индивидуальным именем, например, как у карелов, а может, как у нас, после. Даже у славян нет единства в этом вопросе, например, отчеств нет у чехов, болгар, поляков, сербов. (М. Рут «Имена и судьбы»)

3) Причина — следствие, следствие – причина.

Дается какое-либо положение и его причина. Такая логика свойственна для текстов, построенных по принципам хронологической и иерархической последовательности.

В главной информации должно быть следующее:

Текст — хронология

Термы не могли функционировать без водопровода, не меньшего чуда античного инженерного искусства. Первый из римских водопроводов – ровесник «царицы дорог» («Аппиевой дороги») – был построен в том же 312 г. до н. э. Аппием Клавдием. Он тянулся на 16,5 километров от городских ворот Рима до родника в каменоломнях, почти на всем протяжении под землей. Следующий по времени водопровод относился к 272 г. до н. э. Он снабжал Рим водой речки Анио и имел длину 70 километров. Всего в Риме к 226 г. н. э. было 11 водопроводов. Некоторые из них служат до сих пор. («Мифы и легенды Древней Греции»);

Читайте также:  В каком супермаркете дешевле продукты киев

Текст – иерархия (поэтапная последовательность)

С древнейших времен человек стремился прикрыть свое обнаженное тело, что можно было бы объяснить целомудрием и чувством стыда. Однако такое толкование представляется слишком узким и ограниченным. Одежда была не только прикрытием, но и символом… Яркие примеры символического значения определенных форм одежды представляют собой жесткие правила средневековых сословий или испанских монахов. Французская революция гильотинировала не только головы аристократов, но и парики в буквальном и переносном смысле. С этого времени отсутствие парика было таким же обязательным в обществе, каким сейчас в определенных кругах молодежи является ношение джинсов. Такие, дошедшие до нас от прежних времен правила стилизации внешности человека, хотя и в иной форме, обнаруживаются до настоящего времени. («Иллюстрированная энциклопедия моды»);

4. Сравнение, сопоставление. (главная информация – это выявление результатов сопоставления)

Например. Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно, защищая грудь? Является ли это врожденным жестом женщины, или она научилась этому неосознанно, наблюдая за другими женщинами? (А. Пиз «Язык телодвижений»);

Научные деятели редко испытывают нервные потрясения. У них нет времени на такую роскошь. Почему волнения отступают, когда человек занят? Психологи объясняют это действием следующего закона: для любого человеческого ума, даже самого гениального, невозможно в один и тот же промежуток времени обдумывать более чем одну проблему.

Если вы рисуете крупный план в перспективе, определите место для трех возможных проявлений стекла, которые вам нужно изобразить. Глядя прямо сквозь стекло, вы увидите там искаженную реальность либо цветы, сладости, стеклянные фигурки и прочие безделушки, если это стекло буфета. В зависимости от его окраски предметы будут казаться цветными или темными. Цвет стекла сгущается, если глядеть на него сбоку, под углом, и тогда уже ничего сквозь него не видно.

Источник

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений

(1) Индоиранское общество подразделялось на три класса: вожди и жрецы, воины и простые земледельцы и пастухи. (2) … классовое деление получило свое отражение и в религии: каждому из перечисленных классов принадлежали свои особые боги. (3) Асуры были связаны с первым, высшим классом вождей и жрецов. (4) В жертву богам приносили кровь животных, огонь и перебродивший сок некоего растения (саумы). (5) Эти жертвоприношения, призванные обеспечить благополучие человека и продление его рода (что всегда играло важную роль в погребальных обрядах), и позволяли ему как бы заранее вкусить бессмертие через опьянение саумой.

1.Классовое деление индоиранского общества получило отражение в религии, к примеру, с высшим классом вождей и жрецов были связаны асуры.

2.Чтобы обеспечить благополучие человека и продление его рода, богам приносили в жертву кровь животных, огонь и перебродивший сок саумы.

3.Асуры, одни из богов индоиранской традиционной религии, были связаны с высшим из трех классов индоиранского общества – с классом вождей и жрецов.

4.Каждому из трёх классов индоиранского общества соответствовали свои боги, при этом богам для обеспечения благополучия человека принято было приносить в жертву кровь животных, огонь и перебродивший сок саумы.

5.Перебродивший сок саумы, кровь животных и огонь приносили в жертву индоиранским богам, соответствующим социальному классу, к которому относился человек, чтобы обеспечить продление его рода и его благополучие.

2. Самостоятельно подберите местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖЕРТВА. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвертом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖЕРТВА, -ы; ж1Предмет или живое существо (обычно убиваемое), приносимые в дар божеству по обрядам некоторых религий. Ж. богам. Предназначить кого-л. в жертву. Принести в жертву ягнёнка.

2.Устар. =Жертвоприношение. Совершать жертвы. Приносить жертвы богам.

3.Устар. Дар, добровольное приношение, пожертвование. Отдал всё состояние в жертву беднякам и убогим. Жертвы прихожан на строительство храма.

4.Добровольный отказ от кого-, чего-л. в чью-л. пользу. Готов жизнь отдать в жертву отчизне. Принёс себя в жертву семье, отказавшись от любимого дела. В пятой партии гроссмейстер принёс в жертву коня.

5.Тот, кто пострадал или погиб в результате какого-л. несчастья, стихийного бедствия, злого умысла, рокового стечения обстоятельств и т.п. Жертвы голода. Жертвы блокады. Жертвы войны. Землетрясение повлекло за собой множество человеческих жертв. Невинная ж.

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

  1. (1)Я зачарованно слоняюсь по сонным, травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам града-острова Свияжска. (2)3десь каждый домишко гордится своим отличием от других, каждый — себе на уме. (З)Много кирпичных, очень старых купеческих и мещанских домов, которые кое-как приспособили под современное жильё. (4)Гнилые двери, кривые от старости рамы и скособоченные крылечки говорят о времени.

  2.  (5)Выхожу на откос под стенами Успенского монастыря, с которого хорошо видно бескрайний волжский простор с рядами голубых островов и клонящимся к горизонту солнцем. (6)Я знаю, что где-то там, в теряющейся дали, находится устье впадающей в Волгу Свияги, давшей имя этому чудо-городку.

  3.  (7)Дорожка под стенами монастыря вымощена плитами, усажена окультуренными деревцами. (8)Падаю в ковыли вблизи двух дерев, причудливо сплетённых, словно в танце, стволами, под голову кладу рюкзачок.

  4. (9)Небо над головой у меня свежо голубело, как в ветреном марте. (10)Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивалась трудноуловимая жемчужная муть. (11)Я долго лежал под этим небом. (12)Ощутив голод, пожевал сухарей. (13) Наевшись сухарей и почувствовав жажду, сделал пару глотков из фляги.(14) Пригревшись на солнышке, даже вздремнул.(15)3а это время меня никто не потревожил, ни один человек не прошёл по дороге, на обочине которой я расположился. (16)Эта пауза, в которую я погрузился, на какое-то время выпав из действительности, несла в себе некий смысл. (17)Одолев полторы тысячи километров, я летел сюда сломя голову, с великими усилиями переваливал через дамбы, попадал в шторма, страдал от палящего солнца и дождя, боролся с комарьём… (18)И всё для того, чтоб очутиться в этом месте в этот достопамятный день и час, чтобы рухнуть под грузом своей усталости в эту траву под белыми стенами старого монастыря…(19)Прожив двое суток в Свияжске, я, конечно, не мог не почувствовать очарование этого места. (20)Разгадка, видимо, коренилась в психологии здешних жителей — островитян. (21)Островной человек проживает свою жизнь медленно и подробно, спешить ему некуда, потому что кругом вода. (22)На острове течение времени замедляется, как это бывает на космическом корабле, летящем с околосветовой скоростью.(23)Островной человек прежде всего экономен во всём, ведь каждую мелочь надо завозить с материка. (24)На острове любой гвоздь и деревяшка не выбрасываются, а предусмотрительно откладываются в сторону, чтоб потом снова быть пущенными в ход.(25)Именно здесь, на острове, я понял, что если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, бережно, то есть не спеша, вдумчиво и серьёзно, то вещи начинают играть своими гранями, открывая хозяину новые сущности. (26)Всякая минута тогда полнится, как подступающее тесто в кадке, набухая смыслами и символами. (27)Открывая нам глубину повседневного.

  5. 1.Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

  6. (1) В начале XVII века английский путешественник и писатель Томас Кориат привёз на родину неизвестное до этого англичанам приспособление – вилку. (2)Однако столовый прибор был не сразу признан английским обществом: аристократы недоумевали, зачем добавлять искусственные пальцы к уже данным природой десяти, и не хотели пользоваться неудобным и бесполезным, по их мнению, приспособлением. (3)Прошло не менее пятидесяти лет, прежде чем такой прибор, как вилка, вошёл в моду в Англии. (4)По одной из версий, произошло это только в середине XVII века, когда англичане стали носить кружева на манжетах и пышные кружевные воротники. (5)Воротники сильно затрудняли процесс приёма пищи, так как они подпирали подбородок и не давали наклонять голову, а кружева на манжетах при употреблении еды руками быстро пачкались. (6) , в воротнике и с манжетами было удобнее есть не руками, а вилкой, и описанный ещё полвека назад в сочинениях путешественника и писателя Кориата столовый прибор завоевал популярность в английском обществе

  7. 1.Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  8. 1) Воротники сильно затрудняли процесс приёма пищи, так как они подпирали подбородок и не давали наклонять голову, а кружева на манжетах при употреблении еды руками быстро пачкались.

  9. 2) Привезённый в начале XVII века английским путешественником и писателем Томасом Кориатом столовый прибор вошёл в моду только через 50 лет, что объясняется модой на пышные кружевные воротники и манжеты.

  10. 3) Воротники сильно затрудняли процесс приёма пищи, так как они подпирали подбородок и не давали наклонять голову, а кружева на манжетах при употреблении еды руками быстро пачкались.

  11. 4) В начале XVII века английский путешественник и писатель Томас Кориат привёз на Родину неизвестное до этого англичанам приспособление – вилку, и этот прибор вошёл в моду.

  12. 5) Мода на пышные воротники и манжеты, которые затрудняли приём пищи руками, обусловила использование вилки — столового прибора, привезённого в начале XVII века английским путешественником и писателем Томасом Кориатом.

  13. 2. Самостоятельно подберите вводную конструкцию, которая должна стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста. Запишите эту вводную конструкцию.

  14. 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИБОР. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

  15. ПРИБОР, -а ( у); м. 1) обобщающее название большой группы устройств, предназначенных для измерений, регистрации, вычислений, учёта и т. п., применяемых в системах регулирования, управления, защиты и др., а также используемых для выполнения отдельных операций. Приборы учёта загазованности

  16. 2) Специальные приспособления к станкам, машинам, установкам, устройствам, в которых они выполняют определённые функции (операции), Прицельный прибор орудия.

  17. 3) Набор принадлежностей, используемых в какой-либо установке, конструкции. Печной прибор, осветительный прибор и др.

  18. 4) Учебно-наглядное пособие, служащее для демонстрации каких-либо закономерностей. Физический прибор, химический прибор

  19. 5. Аппарат, приспособление для производства какой-н. работы. Измерительный прибор. Счетный прибор.

  20. 6. Комплект, набор предметов, инструментов для какой-н. работы, для какихн. действий (спец.). Письменный прибор, туалетный прибор, столовый прибор.

  21. 7. Набор материалов, частей, принадлежностей для изготовления, устройства чего-н. (спец.). Печной прибор. Оконный и дверной прибор (петли, скобы, задвижки, накладки и т. п.).

  22. 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  23. ПрИгоршня Иконопись закУпорка блАговестить предвосхитИть

  24. 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  25. Спортсмены готовились к чемпионату, работая в предельно ЖЁСТКОМ графике.

  26. Трудовые отношения регулируются не только законодательными актами, ИСХОДЯЩИМИ от органов законодательной и исполнительной власти, но и иными нормативными актами

  27. Власов в сложных жизненных ситуациях замыкается в себе, становится СКРЫТЫМ и нерешительным.

  28. Ледяные пластины покачивались на волнах, и РИТМИЧНЫЙ шум разбивающихся льдин сливался с грохотом прибоя.

  29. Смола вспыхнула, и пламя ОХВАТИЛО не только полуразрушенный сарай, но и прилегающую к нему ограду.

  30. 6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  31. 1) ур_внять в правах; объед_ниться в союз; зам_рать от восторга; 2) м_хнуть рукой; рассв_репевший зверь; пор_вняться с ним;

  32. 3) возр_ждение из пепла; обл_гчить участь; пок_рить вершину; 4) р_скошный цветок; какое-то нав_ждение; исп_щренный знаками; 5) обл_чение пороков; оч_ровать друзей; погл_щает запахи

  33. 7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква

  34. 1) пр_даваться (мечтам), пр_бывать ( на отдыхе), непр_ложный (закон);

  35. 2) непр_ступная (крепость), непр_менимый ( в быту), пр_терпеться (к боли);

  36. 3)и_мучиться, не_давшийся, не_дешний; 4)экстр_ординарный, пр_язык, пр_образ;

  37. 5)сорок_ножка, девяност_дневный, ст_процентный;

  38. 8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква

  39. 1)туш_нка; собач_нка; башмач_к; мелоч_вка; 2) пугов_чка; гусен_чка; сит_чко; кресл_це;

  40. 3)парч_вый; кумач_вый; перц_вый; холщ_вый; 4) баш_нка; краеш_к; стил_вой; фасол_вый;

  41. 5) кавказ_кий; киргиз_кий; матрос_кий; француз_кий

  42. 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  43. 1)подстрел_нный (тигр); размеш_нный (сахар); расстрел_нный (враг);

  44. 2)услыш_нная (новость); увенч_нная (славой); выкач_нный (газ);

  45. 3)стел_щийся; се_щий; кол_щий; бор_щийся;

  46. 4)обид_вший; обиж_нный; колебл_шься; се_мый; 5)врач_вать; проветр_вать; разве_вать; заноч_вать

  47. 10. Прочитайте фрагмент рецензии. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_______ (предложения 1, 11), а такой приём, как (Б)_______ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как (В)_______ («сверхделовой» в предложении 12) и (Г)_______ («великий, могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».

  48. Список терминов:

  49. 1) эпитет 2) диалектизм 3) лексический повтор 4) индивидуально-авторские слова

  50. 5) литота 6) парцелляция 7) просторечное слово 8) фразеологизм 9) риторическое восклицание

  51. (1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того — он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.(5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.(8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?(17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.

  52. 1. (1)Джульбарс — собака-участник Великой Отечественной войны. (2)(…) овчарка за время военных действий обнаружила более 7 тысяч мин и 150 снарядов и тем самым спасла тысячи жизней. (3)В 1945 году Джульбарса наградили медалью «За боевые заслуги», это единственный случай за время войны, когда собака удостоилась боевой награды.

  53. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

  54. 1) Джульбарс — овчарка, отмеченная медалью «За боевые заслуги», так как она спасла не одну жизнь, обнаружив мины и снаряды.

  55. 2) Собака Джульбарс участвовала в боевых действиях во время Великой Отечественной войны.

  56. 3) Овчарка Джульбарс активно помогала искать боевые снаряды на поле битвы во время войны.

  57. 4) Джульбарс — овчарка, которую наградили медалью за то, что она обнаружила более 7 тысяч мин и 150 снарядов, тем самым удалось спасти жизнь тысячам людей.

  58. 5) Собаки активно помогали людям во время боевых действий, но лишь Джульбарса наградили медалью «За боевые заслуги».

  59. 2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот местоимение.

  60. 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕЙСТВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

  61. ДЕЙСТВИЕ,-и, мн.,жен. 1) проявление какой-нибудь энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-нибудь. Действие равно противодействию.

  62. 2) результат проявления деятельности чего-нибудь, влияние, воздействие. Лекарство оказало действие.

  63. 3) поступки, поведение. Самовольные действия.

  64. 4) события, о которых идет речь. Действие происходит в Париже.

  65. 5) часть драматического произведения. Комедия в трёх действиях.

  66. 6) основной вид математического вычисления. Четыре действия арифметики.

  67. 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  68. нарОст пОняла оптОвый молЯщий дОнизу

  69. 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  70. Дед Иван часто, помолчав, выдавал какую-нибудь ЖИТЕЙСКУЮ мудрость.

  71. В район землетрясения была отправлена ГУМАНИТАРНАЯ помощь со всего мира.

  72. ЗВУКОВОЕ кино появилось только в 1927 году, когда на экраны вышел фильм «Певец джаза».

  73. Оскорблённая ГОРДЫНЯ не позволила Владимиру вновь появиться в этом обществе.

  74. РИТМИЧЕСКИЙ рисунок ирландского танца довольно непросто повторить.

  75. 6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

  76. 1) с…нкционировать, к…снулся, орнам…нт 2) возр…ст, отб…рает, з…ря

  77. 3) прогр…ссивный, ш…птаться, к…мпаньон 4) прин…мать, непром…каемый, ск…чок

  78. 5) укр…титель, сув…ренитет, оп…раться

  79. 7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  80. 1) пр..школьный, пр…вилегия, пр…скорбный 2) бар…ерный, с…язвить, с…экономить

  81. 3) п…дсказывать, п…никнуть, пр…родина 4) ра…долье, ни…вергнуть, бе…жизненный

  82. 5) сверх…нвестиции, супер…гра, меж…здательский

  83. 8. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) сбивч…вый, алюмини..вый 2) налаж…вать, оскуд…вать 3) откле…ваться, юрод…вый 4) дириж…р, рубаш…нка 5) матрос..кий, казах…кий

  84. 9. Укажите вариант ответа, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Запишите номер ответа.

  85. 1) постав…шь, независ…мый

  86. 2) измер…нный, омыва…мый

  87. 3) дремл…шь, промасл…нный

  88. 4) подстрел…нный, расчист…вщий

  89. 5) ла…щий, завис…щий

  90. 10.Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

  91.  «Талантливый публицист, Д. Гранин умело соединяет точные факты с глубоко личным отношением к событиям и персонажам, с подлинной эмоциональностью. Этим обусловлено сочетание в тексте таких приёмов, как (А)_____ (предложение 13), (Б)_____ («слово, дано было слово» в предложении 23), такого тропа, как (В)_____ (предложения 21—22), и такого синтаксического средства, как (Г)_____ (например, предложение 6).

  92. Список терминов:

Читайте также:  Какие продукты при повышенной вязкости крови

Источник