В каком ответе содержится информация необходимая для обоснования

В каком ответе содержится информация необходимая для обоснования thumbnail

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1)Лётчик вышел, тяжело качаясь, из кабины, упал на нагретую солнцем щебёнчатую землю и так пролежал без движения несколько часов. (2)Только к концу дня, когда солнце начало клониться к закату, он пошевелился, открыл глаза и прислушался. (З)Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно. (4)Загадочный этот звук заставил его сесть и осмотреться.

(5)Он лежал в кустах низкорослого цветущего боярышника на склоне горы, падавшей отвесной стеной в море, а оно спокойно несло к подножию этой горы прозрачные волны. (6)Переливы этих волн колебали на листве боярышника слабые отблески.

(7)Лазурь простиралась вокруг от земли до зенита — густая и чуть туманная, рождённая великим безветрием южной благословенной страны. (8)Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока. (9)А над боярышником и дроком просвечивало небо. (10)На нём застыли на той страшной высоте, где он только что был, облака, похожие на розовые перья. (11)Хотелось пить. (12)Флягу он оставил в кабине. (13) Где-то далеко, почти на самом краю земли, прокричал петух, а в кустах затрещала, вертясь, какая-то крошечная птица с красным горлом.

(14)— Земля! — сказал лётчик и погладил листья боярышника. (15)- Скоро вечер. (16)Пожалуй, запоют соловьи. (17)Земля! — повторил он громче, и тяжёлый железный комок подкатил к горлу. (18)Он плакал, не скрываясь. (19)Он плакал и думал, что имеет на это право. (20)Никогда до этих пор он не знал, не видел, не думал, что Земля так трогательна и так нежна.

(21)— За одну минуту… — сказал он медленно и остановился. (22)— За одну минуту жизни на этой Земле я отдам всё. (23)3а одну минуту! (24)Голова у него кружилась. (25)В кустарнике что-то мелькнуло — белое и лёгкое, и он закричал:

(26)— Ко мне! (27)Он кричал, он звал кого-то, но даже не слышал собственного голоса. (28)Он не видел, как девочка лет двенадцати, обыкновенная мечтательная девочка, любившая бродить по склонам этой горы и представлять себя Золушкой, изгнанной из дому, бежала к нему. (29)Она задыхалась. (З0)Она сразу поняла, что произошло, что это лежит разбившийся лётчик. (31)Она плакала и не вытирала слёз, они слетали с её побледневших щёк и брызгали на её руки и светлое платье, но после каждой тяжёлой слезы глаза девочки сияли всё больше и больше.

(32)Лётчик, очнувшись, увидел в этих глазах всё, чего только можно ждать хорошего от жизни: лазурь, и блеск, и нежность, и страх за его жизнь, и любовь, такую же робкую, как венчик совершенно крошечного горного цветка, щекотавшего его щеку.

(33)— Вы оттуда? — спросила шёпотом девочка.

(34)— Да. (35)Я оттуда.

(36)— Я помогу вам. (37)Пойдёмте! — сказала она, всё ещё плача. (38)Лётчик протянул ей руку. (39)Она взяла её и вдруг прижалась к его руке заплаканными глазами.

(40)— Земля! — сказал лётчик, пытаясь подняться. (41)— Ты — Земля! (42)Ты — радость! (43)У него всё время кружилась голова.

(44)— Да, да, — торопливо повторяла девочка, не понимая, о чём говорит лётчик. (45)— Вы обопритесь на меня. (46)Я сильная. (47)Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки все в веснушках и ласково потрепал их.

(По К. Паустовскому)

Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — русский писатель, автор множества повестей и рассказов о родной природе: «Мещёрская сторона», «Повесть о лесах», «Северная повесть» и другие. Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Золотая роза».

Источник

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев».

(6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.

(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон.

–(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21)Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.

Читайте также:  Какие витамины содержатся в облепихе и чем она полезна

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы. (29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала. (33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься. (39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула
с облегчением:

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну… (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву*)

* Борис Львович Васильев (1924–2013 гг.) – русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала основной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», «Завтра была война» и др.

Источник

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Толик ругал Тёмку?»
1)    Толик был невоспитанным мальчиком.
2)    Толик переживал за раненого друга и понимал, что бессилен помочь ему.
3)    Толик считал, что Тёмка напрасно подвергал свою жизнь опасности.
4)    Толик завидовал смелости Тёмки.
 
 
 
(1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над городом плавали чёрные тучи.
(3)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.
—    (5)Что это? — спросил Толик, и сердце его дрогнуло.
—    (6)Горит, — рассеянно ответил отец, думая о своём.
—    (7)Что горит?
—    (8)Как будто выселенная деревня за городом.
—    (9)Что? — вскинулся Толик. — (10)Тёмка! (11)Там Тёмка!
(12)Толик ринулся вперёд, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил.
(13)Он нёсся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. (16)Он узнал отца.
(17)Горело с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.
(20)Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.
—    (21)Там мальчик! — кричал отец. — (22)Там мальчик!
(23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
(25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (26)Он уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.
—    (28)Назад! — крикнул отец. — (29)Немедленно назад!
(30)Но Толик мотнул головой. (31)Собрав силы, он кинулся вперёд и, обогнав отца, вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым.
(33)Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. (34)Тёмки не было.
(35)    Кашляя, мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.
(36)           Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху: он ловил цыплят, спасая их от огня.
(37)           В это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк — сгоревшая тополиная ветка — упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.
(39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся, схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.
(41)Толику стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.
—     (45)Ложись! (46)Ложись! — говорил ему отец, но Тёмка непослушно тряс головой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ругался:
—     (49)Что же ты наделал, юный натуралист!
(50)            Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?
(51)            Толик завидовал Тёме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто на взрослого.
(52)            В самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.
(По А. Лиханову)
 

Читайте также:  Какое положение содержится в указе о вольных хлебопашцах

Источник

Тесты в формате ОГЭ для 8 класса

1 вариант

Прочитайте текст и выполните задания

(1)Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. (2)Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить. (3)Я приехал на перекладной тележке поздно ночью. (4)Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что при въезде. (5)Часовой, черноморский казак, услышав звон колокольчика, закричал спросонья диким голосом: «Кто идет?» (6)Вышел урядник и десятник. (7)Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности, и стал требовать казенную квартиру. (8)Десятник нас повел по городу. (9)К которой избе ни подъедем – занята. (10)Было холодно, я три ночи не спал, измучился и начинал сердиться. (11)«Веди меня куда-нибудь, разбойник! хоть к черту, только к месту!» – закричал я. (12)«Есть еще одна фатера, – отвечал десятник, почесывая затылок, – только вашему благородию не понравится; там нечисто!» (13)Не поняв точного значения последнего слова, я велел ему идти вперед и после долгого странствования по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате на самом берегу моря.

(14)Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. (15)Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. (16)Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона. (17)«Суда в пристани есть, – подумал я, – завтра отправлюсь в Геленджик».

(18)При мне исправлял должность денщика линейский казак. (19)Велев ему выложить чемодан и отпустить извозчика, я стал звать хозяина – молчат; стучу – молчат… что это? (20)Наконец из сеней выполз мальчик лет четырнадцати.

(21)«Где хозяин?» – (22)«Нема». – (23)«Как? совсем нету?» – (24)«Совсим». – (25)«А хозяйка?» – (26)«Побигла в слободку». – (27)«Кто же мне отопрет дверь?» – сказал я, ударив в нее ногою. (28)Дверь сама отворилась; из хаты повеяло сыростью.(29)Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика: она озарила два белые глаза. (30)Он был слепой, совершенно слепой от природы. (31)Он стоял передо мною неподвижно, и я начал рассматривать черты его лица.

 ( По М.Ю. Лермонтову)

1. В каком варианте содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему герой-рассказчик начинал сердиться на десятника?»

1) Он чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок его хотели утопить.

2) Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома.

3) Часовой, черноморский казак, услышав звон колокольчика, закричал спросонья диким голосом: «Кто идет?»

4) Он три ночи не спал и измучился.

Ответ_______________________

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Наконец из сеней выполз мальчик лет четырнадцати.

2) Дверь сама отворилась; из хаты повеяло сыростью.

3) Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона.

4) Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика: она озарила два белые глаза.

Ответ_______________________

3. Из предложений 1–4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – приближение.

Ответ_______________________

4. Из предложений 2–5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В именах прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н, пишется две буквы Н».

Ответ_______________________

5. Среди предложений 17–23 найдите предложение с составным глагольным сказуемым. Напишите номер этого предложения.

Ответ_______________________

6. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

Ответ______________________

7. Из предложения 31 выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание.

Ответ_______________________

8. Среди предложений 4–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Читайте также:  Какие витамины содержаться банане

Ответ_______________________

9. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Было холодно,(1) я три ночи не спал,(2) измучился и начинал сердиться. «Веди меня куда-нибудь, (3)разбойник! хоть к черту, (4)только к месту!» – закричал я. «Есть еще одна фатера,(5) – отвечал десятник, (6)почесывая затылок,(7) – только вашему благородию не понравится; там нечисто!»

Ответ_______________________

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 29. Ответ запишите цифрой.

Ответ_______________________

11. Среди предложений 10–12 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ_______________________

12.Среди предложений 13–16 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ_______________________

2 вариант

Прочитайте текст и выполните задания

(1)Около двух часов пополуночи я отворил окно и, связав две шали, спустился с верхнего балкона на нижний, придерживаясь за колонну. (2)У княжны еще горел огонь. (3)Что-то меня толкнуло к этому окну. (4)Занавес был не совсем задернут, и я мог бросить любопытный взгляд во внутренность комнаты. (5)Мери сидела на своей постели, скрестив на коленях руки; ее густые волосы были собраны под ночным чепчиком, обшитым кружевами; большой пунцовый платок покрывал ее белые плечики, ее маленькие ножки прятались в пестрых персидских туфлях. (6)Она сидела неподвижно, опустив голову на грудь; пред нею на столике была раскрыта книга, но глаза ее, неподвижные и полные неизъяснимой грусти, казалось, в сотый раз пробегали одну и ту же страницу, тогда как мысли ее были далеко…

(7)В эту минуту кто-то шевельнулся за кустом. (8)Я спрыгнул с балкона на дерн. 9)Невидимая рука схватила меня за плечо.

– (10)Ага! – сказал грубый голос, – попался!.. будешь у меня к княжнам ходить ночью!..

– (11)Держи его крепче! – закричал другой, выскочивший из-за угла.

(12)Это были Грушницкий и драгунский капитан.

(13)Я ударил последнего по голове кулаком, сшиб его с ног и бросился в кусты. (14)Все тропинки сада, покрывавшего отлогость против наших домов, были мне известны.

– (15)Воры! караул!.. – кричали они; раздался ружейный выстрел; дымящийся пыж упал почти к моим ногам.

(16)Через минуту я был уже в своей комнате, разделся и лег. (17)Едва мой лакей запер дверь на замок, как ко мне начали стучаться Грушницкий и капитан.

– (18)Печорин! вы спите? здесь вы?..– закричал капитан.

– (19)Сплю,– отвечал я сердито.

– (20)Вставайте! – воры… черкесы…

– (21)У меня насморк, – отвечал я, – боюсь простудиться.

(22)Они ушли. (23)Напрасно я им откликнулся: они б еще с час проискали меня в саду. (24)Тревога между тем сделалась ужасная. (25)Из крепости прискакал казак. (26)Все зашевелилось; стали искать черкесов во всех кустах – и, разумеется, ничего не нашли. (27)Но многие, вероятно, остались в твердом убеждении, что если б гарнизон показал более храбрости и поспешности, то по крайней мере десятка два хищников остались бы на месте.

( По М.Ю. Лермонтову)

1. В каком варианте содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему рассказчик прыгнул с балкона?»

1) Раздался ружейный выстрел, и рассказчик испугался.

2) В эту минуту кто-то шевельнулся за кустом.

3) Мери, заметив у окна человека, громко закричала.

4) Невидимая рука схватила его за плечо.

Ответ_______________________

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Все тропинки сада, покрывавшего отлогость против наших домов, были мне известны.

2)Занавес был не совсем задернут, и я мог бросить любопытный взгляд во внутренность комнаты.

3) Едва мой лакей запер дверь на замок, как ко мне начали стучаться Грушницкий и капитан.

4) Тревога между тем сделалась ужасная.

Ответ_______________________

3. Из предложений 1–4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – неполнота действия.

Ответ_______________________

4. Из предложений 2–5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н.

Ответ_______________________

5. Замените разговорное слово «бросился» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ_______________________

6. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

Ответ_______________________

7. Замените словосочетание «ружейный выстрел», построенное на основе согласования синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ_______________________

8. Среди предложений 12–15 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ_______________________

9. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Она сидела неподвижно,(1) опустив голову на грудь; пред нею на столике была раскрыта книга,(2) но глаза ее, неподвижные и полные неизъяснимой грусти,(3) казалось,(4) в сотый раз пробегали одну и ту же страницу,(5) тогда как мысли ее были далеко…

Ответ_______________________

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

Ответ_______________________

11. Среди предложений 22–26 найдите сложное предложение, в составе которого имеется односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ_______________________

12. Среди предложений 13–16 найдите сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ_______________________

Ответы

1 вариант

1.4

2.3

3.приехал

4.каменного

5.19

6.Таманьгородишка

7.стоялнеподвижно

8.5

9.3

10.2

11.12

12.14

2 вариант

1.2

2.2

3.придерживаясь

4.собраны

5.побежал

6.что-тотолкнуло

7.выстрел из ружья

8.14

9.34

10.1

11.26

12.15

Источник