В каком нормативном акте содержится перечень
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение[1].
Определение, данное в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», характеризует нормативный правовой акт следующими признаками: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права. Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.
Нормативный правовой акт в Российской Федерации (а также во многих других странах с романо-германской правовой системой) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. Высшим нормативным правовым актом в России считается Конституция Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации.
Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта.
По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания нормативного правового акта как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативные правовые акты. Таким образом, нормативный правовой акт — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путём текстуального закрепления правовой информации в письменной форме[2].
Законы и подзаконные акты[править | править код]
Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения[3]. Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные или текущие (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяют простые и кодифицированные[4][5]. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.
Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.
Нормативные договоры[править | править код]
Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.
Нормативные правовые акты в Российской Федерации[править | править код]
Поскольку Российская Федерация является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.
В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):
- Конституция Российской Федерации.
- Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты Российской Федерации[6].
- Федеральные законы:
- Федеральные конституционные законы.
- Федеральные законы (в том числе Кодексы).
- Федеральные подзаконные правовые акты:
- Указы Президента Российской Федерации.
- Постановления Правительства России.
- Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств), а также акты иных федеральных органов власти Российской Федерации (Банк России, ЦИК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и т. д.).
- Конституции (уставы) субъектов федерации.
- Законы субъектов федерации.
- Подзаконные правовые акты субъектов федерации.
На уровне муниципального образования — решения муниципального образования.
Однако нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут иметь высшую юридическую силу по отношению к законам Российской Федерации, если они были изданы вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации[7].
Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.
- в зависимости от содержания, то есть отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами):
- гражданско-правовые
- уголовно-правовые
- административно-правовые
- комплексные (муниципальные, экологические)
При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путём принятия нового нормативного правового акта с указанием в нём, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.[8]
Примечания[править | править код]
Начало
Конец |
Какие из перечисленных документов не вправе требовать лицензирующий орган у соискателя лицензии?
Начало
Конец |
Кому вменена обязанность страховать свою ответственность за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте?
Начало
Конец |
Кто имеет право проводить сертификацию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах?
Начало
Конец |
К обязанностям работника, ответственного за осуществление производственного контроля, не относится:
Начало
Конец |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
А.1. Аттестация руководителей и специалистов организаций по основам промышленной безопасности
Какое из перечисленных направлений деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации?
А) Федеральное устройство и территория Российской Федерации;
Б) Безопасность и оборона;
В) Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
Г) Метрологическая служба, стандарты, эталоны;
Д) Ядерная энергетика.
Какие нормативные документы не могут приниматься по вопросам промышленной безопасности?
А) Федеральные законы;
Б) Нормативные правовые акты Российской Федерации;
В) Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В каком нормативном правовом акте содержится перечень критериев, по которым производственный объект относится к категории опасных?
А) В Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
Б) В Постановлении Правительства РФ «О регистрации объектов в государственном реестре»;
В) В Указе Президента РФ «Об утверждении перечня опасных производственных объектов»;
Г) В Положении о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
4. Целью ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является:
А) Ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникших в результате техногенной аварии;
Б) Снижение загрязнения окружающей среды при эксплуатации опасных производственных объектов;
В) Предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий;
Г) Установление порядка расследования и учета несчастных случаев на опасном производственном объекте.
5. Промышленная безопасность опасных производственных объектов в соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» — это:
А) Состояние защищенности конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
Б) Система установленных законом мер, обеспечивающих состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;
В) Состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;
Г) Система установленных законом запретов, ограничений и предписаний по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.
6. В соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» авария — это…
А) Отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте;
Б) Разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;
В) Контролируемое и (или) неконтролируемое горение, а также взрыв опасного производственного объекта;
Г) Нарушение целостности или полное разрушение сооружений и технических устройств опасного производственного объекта при отсутствии взрыва либо выброса опасных веществ.
7. Нормы ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» распространяются на:
А) Все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации;
Б) Государственные организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации;
В) Государственные и негосударственные некоммерческие организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Г) Все коммерческие организации независимо от форм осуществления деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
8. Что такое «требования промышленной безопасности» (в соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»)?
А) Условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность;
Б) Требования, содержащиеся в нормативных технических документах, принимаемых федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности в рамках его компетенции и по установленным формам;
В) Условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в 116-ФЗ от 21.07.1997, других федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности;
Г) Условия, запреты, ограничения, установленные в нормативных актах, соблюдение которых обеспечивает состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на ОПО и последствий указанных аварий.
9. К функциям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору относятся:
А) Осуществление специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности;
Б) Материальное и финансовое обеспечение функционирования систем управления промышленной безопасностью на территории Российской Федерации;
В) Координация деятельности органов государственного управления по вопросам промышленной безопасности и контроль за соблюдением соответствующего законодательства;
Г) Нормативное регулирование области промышленной безопасности и смежных с ней областей права.
Уполномочены ли иные федеральные органы исполнительной власти, помимо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществлять специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности?
А) Да, если Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации им предоставлено такое право;
Б) Нет;
В) Да, только в случае, если указанные органы функционируют в условиях чрезвычайной ситуации.