В каком чтении обсуждается объем валового внутреннего продукта

В каком чтении обсуждается объем валового внутреннего продукта thumbnail

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены настоящим Кодексом;

общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 25.12.2012 N 268-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, и верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2017 N 262-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

дефицит (профицит) федерального бюджета.

При утверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен) (декабрь к декабрю предыдущего года).

КонсультантПлюс: примечание.

П. 3 ст. 199 (в ред. ФЗ от 19.07.2018 N 222-ФЗ) в части, касающейся Фонда развития, действует до 31.12.2024 включительно.

3. Общий объем расходов федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде не может превышать сумму нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ природный, базовых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 и прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю, прогнозируемого объема расходов на обслуживание государственного долга и доходов федерального бюджета за вычетом нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из прогнозируемых значений цены на нефть, экспортной цены на газ природный, прогнозируемых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 и прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю, с учетом положений абзаца девятнадцатого пункта 3 статьи 179.4 настоящего Кодекса, а также расчетного объема, равного 585 миллиардам рублей ежегодно на период до 2023 года и 575 миллиардам рублей в 2024 году.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 222-ФЗ (ред. 28.11.2018))

(см. текст в предыдущей редакции)

4 — 7. Утратили силу. — Федеральный закон от 29.07.2017 N 262-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

Ст. 199 БК РФ. Предмет первого чтения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период

Источник

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Утратил силу. — Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете, а также приложения к нему, устанавливающие:

перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;

перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении, в соответствии с пунктом 2 статьи 192 настоящего Кодекса;

Читайте также:  Какие продукты нужно есть при сахарном

бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении, в соответствии с пунктом 2 статьи 192 настоящего Кодекса;

основные показатели государственного оборонного заказа на очередной финансовый год и плановый период;

бюджетные ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;

бюджетные ассигнования на предоставление субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)

перечень субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 178-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 11 п. 2 ст. 205 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год.

программу предоставления государственных кредитов на очередной финансовый год и плановый период;

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

программу государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период;

источники финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии со статьей 94 настоящего Кодекса;

иные показатели, предусмотренные проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, за исключением показателей, утвержденных в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 14.12.2015 N 381-ФЗ)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В течение 10 дней Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по предмету второго чтения и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В случае отсутствия документов, указанных в абзаце шестнадцатом пункта 4 статьи 192 настоящего Кодекса, в отношении объектов капитального строительства, на финансовое обеспечение которых бюджетные ассигнования федерального бюджета предусматриваются начиная с очередного финансового года, бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение указанных объектов могут быть перераспределены на иные цели.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 14.12.2015 N 381-ФЗ)

4. Рассмотрение поправок по предмету второго чтения проводится в Комитете по бюджету после рассмотрения их в соответствующем профильном комитете.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Профильный комитет рассматривает направленные ему Комитетом по бюджету таблицы поправок и представляет результаты рассмотрения поправок в Комитет по бюджету, который рассматривает указанные материалы, принимает решение, формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Государственной Думы.

Порядок взаимодействия комитетов Государственной Думы при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и порядок согласования разногласий между ними определяются Регламентом Государственной Думы.

Рассмотрение поправок по межбюджетным трансфертам бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется Комитетом по бюджету.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Поправки по межбюджетным трансфертам бюджетам субъектов Российской Федерации рассматриваются в Комитете по бюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом Совета Федерации по бюджету.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Ст. 205 БК РФ. Рассмотрение во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период

Источник

Запрос «ВВП» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Мировой ВВП по ППС на 2014 год

Валово́й вну́тренний проду́кт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления, использования или применения), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Впервые это понятие было предложено в 1934 году Саймоном Кузнецом.
ВВП страны может быть выражен как в национальной валюте, и при необходимости справочно пересчитан по биржевому курсу в иностранную валюту, так и может быть представлен по паритету покупательной способности (ППС) (для более точных международных сравнений).

Читайте также:  Какие продукты не употребляют при заболевании поджелудочной железы

История происхождения

Работы по измерению объёма национального производства начались в 30-е годы XX века экономистом Саймоном Кузнецом в Департаменте Коммерции США. Первые оценки национального дохода сделаны Кузнецом в 1934 году. В этой работе впервые появились счета национального дохода и продукта. Кузнец пересчитал счета национального дохода США до 1869 года. Впервые доклад о национальном доходе и производстве за период 1929—1935 был представлен Конгрессу США в 1937 году. До этого никто не имел детальных представлений об экономической деятельности страны. Термин макроэкономика до 1939 года в печати не употреблялся. В 1971 году Саймон Кузнец получил Нобелевскую премию.

До 1991 года базовым показателем в макроэкономических исследованиях был валовой национальный продукт. ВВП стал основным индикатором для совместимости с системой национальных счетов Организации Объединённых Наций.

Определение

Согласно учебнику «Экономикс» (К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю, первое издание 1960 год), валовой внутренний продукт — это общая рыночная стоимость всех готовых товаров и услуг, произведённых на территории страны в течение года[2]. ВВП может быть исчислен как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей (или институциональных секторов) плюс чистые налоги на продукты (налоги на продукты за вычетом субсидий на продукты)[3].

Номинальный и реальный ВВП

Выделяют номинальный и реальный ВВП (англ. nominal and real GDP).

Номинальный ВВП — стоимость всех конечных товаров и услуг рассматриваемого региона или государства, выраженная в текущих рыночных ценах. Вследствие этого номинальный ВВП зависит от изменений индекса цен и доходов рассматриваемой экономики. Номинальный ВВП растёт при инфляции в связи с ростом цен на продукцию и услуги. И, наоборот, падает при дефляции в связи с падением цен. Так, уровень инфляции в 5 %, при неизменном уровне производства товаров, ведёт к росту ВВП тоже на 5 %.

В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен[4]. За базу для реального ВВП могут браться как цены предыдущего, так и любого другого года. Отношение номинального ВВП к реальному ВВП называют дефлятором[5].

.

Где  — объём выпуска текущего года;

 — цена текущего года;
 — цена базисного года.

Валовый национальный продукт

Валовый национальный продукт (англ. Gross National Product, англ. Gross National Income). Сокращённое обозначение — ВНП (англ. GNP или GNI).

В отличие от ВВП, отражающего совокупную стоимость всех благ, созданных на территории страны, валовой национальный продукт (ВНП) отражает совокупную стоимость благ, созданных только её резидентами, вне зависимости от их географического положения.

ВВП на душу населения

ВВП на душу населения является важным экономическим показателем материального благосостояния в стране или регионе. Он рассчитывается следующим образом:

Для более объективного сравнения разных стран по данному показателю используют ВВП на душу населения, рассчитанный по ППС.

Другие определения

Чистый национальный продукт — валовый национальный продукт после вычета амортизации.

Фактический ВВП — это ВВП при неполной занятости, который отражает реализованные возможности экономики.

Потенциальный ВВП — это ВВП при полной занятости, он отражает потенциальные возможности экономики. Последние могут быть намного выше реальных. Разница между фактическим и потенциальным ВВП называется разрывом ВВП.

Исключение из расчёта ВВП

Из расчёта ВВП исключаются все непроизводственные сделки[2]:

  • финансовые сделки:
    • государственные трансфертные платежи, в том числе выплаты социального страхования, пособия по безработице, пенсии и выплаты, которые государство предоставляет отдельным домохозяйствам;
    • частные трансфертные платежи, в том числе материальная помощь, студенческие стипендии, разовые дары от богатых родственников, не связаны с производством, а просто представляют собой передачу средств от одного частного лица к другому;
    • сделки с ценными бумагами, в том числе все сделки купли-продажи акций и облигаций.
  • продажа подержанных товаров, стоимость которых были включены в расчёт в предыдущие периоды.

Методы расчёта

Существует 3 метода расчёта ВВП:

  • по доходам,
  • по расходам,
  • по добавленной стоимости.

ВВП по доходам

ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги — субсидии — чистый факторный доход из-за границы (ЧДиФ) (или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны (ЧДФ)), где:
Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций.

Читайте также:  От каких продуктов жирное грудное молоко

Данная формула характеризует ВВП по доходам в системе национальных счетов ООН (версия 2008 года). Операционная разница измеряет излишек или дефицит, полученный от производства до выплаты любых процентов, ренты или сходных платежей, выплачиваемых по финансовым или материальным непроизведённым активам, заимствованным или арендованным предприятием, а также до получения любых процентов или ренты, полученных по финансовым или материальным непроизведённым активам, принадлежащим предприятию (для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, данный показатель называется «смешанным доходом»).

ВВП по расходам

, где

ВВП = конечное потребление + валовое накопление капитала (инвестиции в фирму, то есть покупка станков, оборудования, запасов, места производства) + государственные расходы + чистый экспорт (экспорт − импорт; может быть как положительным, так и отрицательным).

Конечное потребление включает в себя расходы на удовлетворение конечных потребностей индивидов или общества, произведённые следующими институциональными секторами: сектор домашних хозяйств, сектор органов государственной власти (госсектор), сектор частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Валовое накопление капитала измеряется общей стоимостью валового накопления основного капитала, изменениями в запасах материальных оборотных средств и чистым приобретением ценностей единицей или сектором.

ВВП по добавленной стоимости (производственный метод)

ВВП = сумма добавленных стоимостей.
Добавленная стоимость фирмы = доход фирмы — промежуточная стоимость производства товара или услуги.
Общая добавленная стоимость = общий уровень выпуска — общая ценность промежуточной продукции[6].

Объём ВВП рассчитывается в настоящее время в соответствии с рекомендациями неоклассической теории — как сумма добавленной стоимости, созданной на территории страны при предположении, что она создаётся как в сфере производства, так и в сфере услуг. При этом добавленная стоимость оценивается как разность между доходом предприятия и материальными затратами и не включает косвенных налогов, уплачиваемых с продукции (услуг). В итоге общий объём ВВП отличается от суммарной добавленной стоимости, зафиксированной в сферах производства и услуг, на величину чистых косвенных налогов (косвенных налогов за вычетом субсидий, предоставляемых государством бизнесу).

Критика

С начала использования ВВП многие авторитетные экономисты предупреждали, что ВВП является «специализированным инструментом», и что применение его в качестве индикатора общего благосостояния может приводить к опасным заблуждениям. Саймон Кузнец, один из архитекторов системы национального учёта США, предостерегал против отождествления роста ВВП с увеличением экономического или социального благосостояния (Kuznets, 1934; Kuznets и др., 1941).

Поскольку ВВП учитывает только денежные операции, связанные с производством и продажей товаров и услуг, этот показатель основан на принципиально неполной картине социальной и природной систем, в рамках которых существуют человек и экономика. ВВП не учитывает характер производимой продукции и долговременные перспективы — рост добычи природных ресурсов и рост объёмов высокотехнологичной продукции оказывают на показатель одинаковое влияние. Методика подсчёта ВВП поощряет истощение природных ресурсов, засчитывая уменьшение природного капитала в качестве дохода, хотя этим подрывается основа аналогичных доходов в будущем и ведёт к деградации экосистем, с которыми связано поддержание жизни на планете.

При расчёте ВВП не учитывается теневая экономика, в результате чего показатели экономического роста могут существенно занижаться.

Несмотря на это, экономическая политика большинства стран мира в значительной степени определяется целью увеличения ВВП[7].
Ведущие экономисты, политики, предприниматели и средства массовой информации регулярно говорят о росте ВВП так, как будто он представляет собой прогресс в целом или рост благосостояния общества. По мнению критиков, рост ВВП в современном мире стал чем-то вроде «магической формулы» для решения всех проблем. Ван ден Берг (2009)[8] приходит к выводу, что «поддержка этого индикатора не имеет хорошего обоснования, скорее она основана на догме, или, в лучшем случае, на привычке».

Предложен ряд альтернативных индикаторов, призванных устранить недостатки, присущие ВВП. Некоторые из них, в частности Индикатор подлинного прогресса и Чистые накопления[9] также основаны на системе национальных счетов и выражаются в денежной форме.

Во Франции в 2008 году для выработки подобных критериев была создана международная Комиссия по основным показателям экономической деятельности и социального прогресса.

ВВП России и других стран

По объёму ВВП по ППС Россия занимала (в 2018 году) 6-е место, находясь после КНР (1-е место), США (2-е), Индии (3-е), Японии (4-е) и Германии (5-е)[10].

ВВП на душу населения России и других стран

См. также

Примечания

Ссылки

  • Бюро экономического анализа США
  • Статистический сборник «Международные сопоставления валового внутреннего продукта» на сайте Росстата
  • Статистика ВВП по разным странам
  • Окончательные результаты международных сопоставлений ВВП по странам мира по данным за 2005 г. (Публикация декабрь 2007)

Источник