В какой стране происходят действия романа человек без свойств

В какой стране происходят действия романа человек без свойств thumbnail
Человек без свойств
нем.  Der Mann ohne Eigenschaften
Обложка издания Эксмо
Жанр роман
Автор Роберт Музиль
Язык оригинала немецкий
Дата написания 1921—1942
Дата первой публикации 1930
Издательство Эксмо

«Челове́к без свойств» (нем.  Der Mann ohne Eigenschaften) — незавершённый роман Роберта Музиля. Автор писал свой главный роман около 20 лет до самой смерти. При жизни издан только частично.

На русский язык был впервые переведён С. Аптом и издан в СССР в 1984 году издательством «Художественная литература».

Сюжет[править | править код]

Действие происходит в Австро-Венгрии в 1913 году. Правительство одряхлевшей империи решает найти достойный ответ на будущее празднование в Германии в 1918 году 30-летнего юбилея правления Вильгельма II. Создаётся специальный комитет, который должен разработать специальную австрийскую идею для празднования 70-летия правления Франца Иосифа I не хуже, чем в соседней Германии. Ирония заключается в том, что читателю прекрасно известно, что в 1918 году никому не будет дела до празднования, а император Франц Иосиф не доживёт до этого года. Автор пишет о пропавшей некогда великой, а задним числом смешной империи. Это подчёркивается ироническим тоном, в романе везде упоминаются буквы К. и К., что иногда означает Королевская и Кайзерская, а иногда — Королевско-Кайзерская, и только большие специалисты по бюрократии могли сказать, как писать в каждом случае. Следует иронический пассаж: «Будем называть её просто Каканией. Добрая старая Какания была по своей конституции либеральна, но управлялась клерикально. Она управлялась клерикально, но жила в свободомыслии. Перед законом все граждане были равны, но гражданами-то были не все».

Комитет по подготовке празднования теряется в догадках, что придумать, в него попадают более или менее случайные люди, которые не прочь что-то выиграть. Попавший по недоразумению генерал, например, пытается получить новый флот. Руководит комитетом жена консула Эрмелинда Туцци, называемая в романе Диотима. Это прозвище ей дал протагонист Ульрих, тоже член комитета. Тридцатидвухлетний Ульрих, «человек без свойств», уже успел побывать офицером, инженером и математиком, а теперь пробует свои силы на общественной ниве.

Постепенно в действие романа включается всё больше персонажей. Германский промышленник Арнгейм (под этим именем выведен Вальтер Ратенау[1][2][3][4]), в которого влюбляется Диотима, приехал непонятно зачем и поражает всех широчайшими познаниями, культурой и богатством. Арнгейм имеет виллу в Берлине в новейшем стиле, фигурирующую во всех публикациях по современной архитектуре, и замок, похожий на настоящий родовой замок.[5] Впрочем, еврейский банкир Фишель раскрывает тайну Арнгейма — того прозаическим образом интересуют галицийские нефтепромыслы. Дочь банкира Герда сообщает тайну Ульриху, а он её попутно соблазняет. Впрочем, по-настоящему его интересует лишь Диотима. Другие любовные линии — Бонадея (тоже кличка), подобравшая избитого Ульриха на улице, и «через две недели уже четырнадцать дней как его любовница». Подруга юности Ульриха Кларисса тоже хочет соблазнить его, хотя и замужем за его другом Вальтером.

Помимо людей из высшего общества, в романе действуют служанка Диотимы, вступающая в связь с чёрным слугой Арнгейма, пока сам Арнгейм ухаживает за Диотимой, а также серийный маньяк-убийца Моосбругер. Машина австрийского правосудия никак не может решить, считать ли его вменяемым, невменяемым или частично вменяемым. На этой почве ссорятся два старых друга-юриста, один из них — отец Ульриха. Вторая часть романа заканчивается на телеграмме от отца: «Ставлю тебя в известность о последовавшей моей кончине». Ульрих отправляется для организации похорон и там встречается с сестрой Агатой, готовящейся к разводу со вторым мужем. Неожиданно оказывается, что брат и сестра необычайно близки духовно — «сиамские близнецы». Агата переезжает к Ульриху, он проводит с ней много времени в духовной близости, имеющей явственные кровосмесительные обертоны. Комитет по-прежнему колеблется, и Диотима тоже не знает, уйти к Арнгейму или остаться с мужем. Поползновения Арнгейма на нефть известны уже многим, Арнгейм приглашает Ульриха на должность секретаря, но последний отказывает.

Были предприняты многочисленные попытки восстановить конец романа, прерванного скоропостижной смертью автора, но эта тайна ушла с ним в могилу.

История написания[править | править код]

Музиль работал над романом более двадцати лет, начиная с 1921 года и до своей внезапной смерти, последовавшей в швейцарской эмиграции в 1942 году. Суммарная длина романа — около 1700 страниц. Он посвятил всего себя работе над ним, из-за чего вёл образ жизни на грани нищеты. Свой вклад внесла инфляция 1920-х годов и эмиграция. Первые две книги были изданы в 1930 году и были восприняты как длинный роман без особого сюжета на устаревшую тему и не вызвали большого интереса. Остальное было издано вдовой писателя. Только в 1950-е годы, после нового издания, книга начала привлекать внимание. Роман о томлениях духа, о распаде империи с его необычным стилем и длинными диалогами, «роман идей» теперь считается критиками одним из классических произведений XX века, одной из великих книг немецкой литературы.

Читайте также:  Какие целебные свойства каштана

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Затонский Д. Роберт Музиль и его роман «Человек без свойств»

Источник

Человек без свойств
нем.  Der Mann ohne Eigenschaften
Обложка издания Эксмо
Жанр роман
Автор Роберт Музиль
Язык оригинала немецкий
Дата написания 1921—1942
Дата первой публикации 1930
Издательство Эксмо

«Челове́к без свойств» — незавершённый роман Роберта Музиля. Автор писал свой главный роман около 20 лет до самой смерти. При жизни издан только частично.

Сюжет

Действие происходит в Австро-Венгрии в 1913 году. Правительство одряхлевшей империи решает найти достойный ответ на будущее празднование в Германии в 1918 году 30-летнего юбилея правления Вильгельма II. Создаётся специальный комитет, который должен разработать специальную австрийскую идею для празднования 70-летия правления Франца Иосифа I не хуже, чем в соседней Германии. Ирония заключается в том, что читателю прекрасно известно, что в 1918 году никому не будет дела до празднования, а император Франц Иосиф не доживёт до этого года. Автор пишет о пропавшей некогда великой, а задним числом смешной империи. Это подчёркивается ироническим тоном, в романе везде упоминаются буквы К. и К., что иногда означает Королевская и Кайзерская, а иногда — Королевско-Кайзерская, и только большие специалисты по бюрократии могли сказать, как писать в каждом случае. Следует иронический пассаж: «Будем называть её просто Каканией. Добрая старая Какания была по своей конституции либеральна, но управлялась клерикально. Она управлялась клерикально, но жила в свободомыслии. Перед законом все граждане были равны, но гражданами-то были не все».

Комитет по подготовке празднования теряется в догадках, что придумать, в него попадают более или менее случайные люди, которые не прочь что-то выиграть. Попавший по недоразумению генерал, например, пытается получить новый флот. Руководит комитетом жена консула Эрмелинда Туцци, называемая в романе Диотима. Это прозвище ей дал протагонист Ульрих, тоже член комитета. Тридцатидвухлетний Ульрих, «человек без свойств», уже успел побывать офицером, инженером и математиком, а теперь пробует свои силы на общественной ниве.

Постепенно в действие романа включается всё больше персонажей. Германский промышленник Арнгейм (под этим именем выведен Вальтер Ратенау[1][2][3][4]), в которого влюбляется Диотима, приехал непонятно зачем и поражает всех широчайшими познаниями, культурой и богатством. Арнгейм имеет виллу в Берлине в новейшем стиле, фигурирующую во всех публикациях по современной архитектуре, и замок, похожий на настоящий родовой замок.[5] Впрочем, еврейский банкир Фишель раскрывает тайну Арнгейма — того прозаическим образом интересуют галицийские нефтепромыслы. Дочь банкира Герда сообщает тайну Ульриху, а он её попутно соблазняет. Впрочем, по-настоящему его интересует лишь Диотима. Другие любовные линии — Бонадея (тоже кличка), подобравшая избитого Ульриха на улице, и «через две недели уже четырнадцать дней как его любовница». Подруга юности Ульриха Кларисса тоже хочет соблазнить его, хотя и замужем за его другом Вальтером.

Помимо людей из высшего общества, в романе действуют служанка Диотимы, вступающая в связь с чёрным слугой Арнгейма, пока сам Арнгейм ухаживает за Диотимой, а также серийный маньяк-убийца Моосбругер. Машина австрийского правосудия никак не может решить, считать ли его вменяемым, невменяемым или частично вменяемым. На этой почве ссорятся два старых друга-юриста, один из них — отец Ульриха. Вторая часть романа заканчивается на телеграмме от отца: «Ставлю тебя в известность о последовавшей моей кончине». Ульрих отправляется для организации похорон и там встречается с сестрой Агатой, готовящейся к разводу со вторым мужем. Неожиданно оказывается, что брат и сестра необычайно близки духовно — «сиамские близнецы». Агата переезжает к Ульриху, он проводит с ней много времени в духовной близости, имеющей явственные кровосмесительные обертоны. Комитет по-прежнему колеблется, и Диотима тоже не знает, уйти к Арнгейму или остаться с мужем. Поползновения Арнгейма на нефть известны уже многим, Арнгейм приглашает Ульриха на должность секретаря, но последний отказывает.

Были предприняты многочисленные попытки восстановить конец романа, прерванного скоропостижной смертью автора, но эта тайна ушла с ним в могилу.

История написания

Музиль работал над романом более двадцати лет, начиная с 1921 года и до своей внезапной смерти, последовавшей в швейцарской эмиграции в 1942 году. Суммарная длина романа — около 1700 страниц. Он посвятил всего себя работе над ним, из-за чего вёл образ жизни на грани нищеты. Свой вклад внесла инфляция 1920-х годов и эмиграция. Первые две книги были изданы в 1930 году и были восприняты как длинный роман без особого сюжета на устаревшую тему и не вызвали большого интереса. Остальное было издано вдовой писателя. Только в 1950-е годы, после нового издания, книга начала привлекать внимание. Роман о томлениях духа, о распаде империи с его необычным стилем и длинными диалогами, «роман идей» теперь считается критиками одним из классических произведений XX века, одной из великих книг немецкой литературы.

Читайте также:  Какие лечебные свойства у перекиси водорода

Примечания

Ссылки

  • Затонский Д. Роберт Музиль и его роман «Человек без свойств»

Источник

Действие происходит в Австро-Венгрии в 1913 году. Правительство одряхлевшей империи решает найти достойный ответ на будущее празднование в Германии в 1918 году 30-летнего юбилея правления Вильгельма II. Создаётся специальный комитет, который должен разработать специальную австрийскую идею для празднования 70-летия правления Франца Иосифа I не хуже, чем в соседней Германии. Ирония заключается в том, что читателю прекрасно известно, что в 1918 году никому не будет дела до празднования, а император Франц Иосиф не доживёт до этого года. Автор пишет о пропавшей некогда великой, а задним числом смешной империи. Это подчёркивается ироническим тоном, в романе везде упоминаются буквы К. и К., что иногда означает Королевская и Кайзерская, а иногда Королевско-Кайзерская, и только большие специалисты по бюрократии могли сказать, как писать в каждом случае. Следует иронический пассаж: «Будем называть её просто Каканией. Добрая старая Какания была по своей конституции либеральна, но управлялась клерикально. Она управлялась клерикально, но жила в свободомыслии. Перед законом все граждане были равны, но гражданами-то были не все».

Комитет по подготовке празднования теряется в догадках, что придумать, в него попадают более или менее случайные люди, которые не прочь что-то выиграть. Попавший по недоразумению генерал, например, пытается получить новый флот. Руководит комитетом жена консула Эрмелинда Туцци, называемая в романе Диотима. Это прозвище ей дал протагонист Ульрих, тоже член комитета. Тридцатидвухлетний Ульрих, «человек без свойств», уже успел побывать офицером, инженером и математиком, а теперь пробует свои силы на общественной ниве.

Постепенно в действие романа включаются всё больше персонажей. Германский промышленник Арнгейм (под этим именем выведен Вальтер Ратенау), в которого влюбляется Диотима, приехал непонятно зачем и поражает всех широчайшими познаниями, культурой и богатством. Арнгейм имеет виллу в Берлине в новейшем стиле, фигурирующую во всех публикациях по современной архитектуре и замок, похожий на настоящий родовой замок. Впрочем, еврейский банкир Фишель раскрывает тайну Арнгейма — того прозаическим образом интересуют галицийские нефтепромыслы. Дочь банкира Герда сообщает тайну Ульриху, а он её попутно соблазняет. Впрочем, по-настоящему его интересует лишь Диотима. Другие любовные линии — Бонадея (тоже кличка), подобравшая избитого Ульриха на улице и «через две недели уже четырнадцать дней как его любовница». Подруга юности Ульриха Кларисса тоже хочет соблазнить его, хоть и замужем за его другом Вальтером.

Помимо людей из высшего общества в романе действуют служанка Диотимы, вступающая в связь с чёрным слугой Арнгейма, пока сам Арнгейм ухаживает за Диотимой, а также серийный маньяк-убийца Моосбругер. Машина австрийского правосудия никак не может решить, считать ли его вменяемым, невменяемым или частично вменяемым. На этой почве ссорятся два старых друга-юриста, один из них — отец Ульриха. Вторая часть романа заканчивается на телеграмме от отца: «Ставлю тебя в известность о последовавшей моей кончине». Ульрих отправляется для организации похорон и там встречается с сестрой Агатой, готовящейся к разводу со вторым мужем. Неожиданно оказывается, что брат и сестра необычайно близки духовно — «сиамские близнецы». Агата переезжает к Ульриху, он проводит с ней много времени в духовной близости, имеющие явственные кровосмесительные обертоны. Комитет по-прежнему колеблется, и Диотима тоже не знает, уйти к Арнгейму или остаться с мужем. Поползновения Арнгейма на нефть известны уже многим, Арнгейм приглашает Ульриха на должность секретаря, но последний отказывает.

Были предприняты многочисленные попытки восстановить конец романа, прерванного скоропостижной смертью автора, но эта тайна ушла с ним в могилу.

Источник

Роман «Человек без свойств» является главным произведением австрийского писателя Роберта Музиля и одним из ведущих представителей т.н. «интеллектуального романа», да и, пожалуй, одним из шедевров мировой литературы 20-го века. Этот роман часто ставят в один ряд с такими произведениями как «Улисс» Джеймса Джойса и «Волшебная гора» Томаса Манна — последний факт правда не очень радовал самого писателя, ибо к Манну он испытывал сильную неприязнь и даже сделал его прототипом Арнгейма, достаточного карикатурного персонажа, символизирующего болезнь описываемой в романе эпохи. Но, по не совсем понятной для меня причине, «Человек без свойств» не пользуется особой популярностью у нас в стране даже по сравнению с двумя приведенными произведениями, которые тоже отнюдь не являются бестселлерами — социологических опросов я, правда, не проводил, сужу по отзывам в интернете и тому, с какой регулярностью появляются эти книги на полках магазинов. И такая немилость к Музилю со стороны читающей публики — если, конечно, она не является плодом моего воображения — совершенно напрасна, ибо мало того, что книга прекрасна сама по себе, но она еще и очень актуальна, в т.ч. для современной России в особенности.

Читайте также:  У какого элемента больше выражены металлические свойства у калия или натрия

Сюжет, как и в большинстве произведений данного жанра, не отличается особой замысловатостью: группа интеллектуалов в честь юбилея правления императора Австро-Венгерской империи задумывает провести т.н. Параллельную Акцию (параллельной автор называет ее не без иронии — потому что в соседней Германии также задумали нечто подобное), суть которой, однако, мало кто себе представляет, и даже более того, уже на стадии выработки Ведущей Идеи возникают сложности. И в эту-то акцию и оказывается ввязан Ульрих, «человек без свойств», бывший армейский лейтенант, а ныне молодой талантливый математик, и, как ни странно, боксер — во многом альтер-эго писателя, который, как известно, сначала учился в кадетском корпусе, а потом предпочел военной службе занятия наукой и философией. Может показаться, что для «человека без свойств» даже перечисленных — и то уже слишком много, но под отсутствием свойств автор не подразумевал полное отсутствие каких либо свойств. Человек без свойст — это человек отказавшийся занимать жесткую жизненную позицию, он предпочитает не предпринимать каких-либо активных действий, предпочитая этому осмысление различных возможностей, даже тех, которые когда-то могли быть осуществленными, но так и не осуществились, и они, эти возможности, значат для него не меньше чем существующая реальность. И в том и состоит комизм ситуации, что человек со столь специфичным взглядом на вещи был поставлен на одну из ведущих ролей акции.

Относительно этих событий и строится всё произведение, но ими оно, конечно же, не исчерпывается. Автор затронув какую-нибудь тему, начинает ее развивать на протяжении нескольких глав, в результате чего иногда роман отдаленно начинает напоминать сборник эссе по самым разным вопросам, начиная от общефилософских и заканчивая политическими и социальными. Очевидно, что сюжетная фабула является для Музиля лишь поводом поразмышлять над основными вопросами его эпохи. И несмотря на то что роману без малого сто лет, вопросы эти не исчезли, а только обострились. И, как я уже написал, многое в этой книге особенно актуально для нашей страны. Так, например, вопрос национального самоопределения в многонациональной стране, где большинство национальностей отнюдь не чувствуют себя внутренне связанными с государством, для нас сейчас не менее важен, чем для Австро-Венгерской империи начала 20-го века. А муки героев романа с ведущей идеей для Параллельной Акции до боли напоминают нам любимую тему русской интеллигенции с начала 90-х: поиски национальной идеи русского народа.
Приводить какие-либо цитаты из этой книги является делом бессмысленным, поскольку большая плотность мысли, яркий образный язык и тонкость наблюдений автора делают возможным для цитирования чуть ли не всё произведение целиком — а это более тысячи страниц. Поэтому от цитат я воздержусь.

Автор писал этот роман на протяжении большей части своей жизни, и умер, так его и не закончив. Конечно же это вызвало многочисленные споры относительно того — чем же он по замыслу Музиля должен был закончиться. На этот счет высказывались самые разнообразные мнения, из которых мне более всего импонирует то, что роман вообще не должен был иметь концовки. По большому счету сложно представить себе «Человека без свойств», с его неторопливым повествованием и многочисленными отступлениями, законченным произведением. Музиль писал чтобы иметь возможность высказаться, и делал это блестяще, а потому смерть оратора наверное и является наилучшим завершением для такого романа.

Источник