В каких сценах содержится завязка драмы

В каких сценах содержится завязка драмы thumbnail

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Анализ «Гроза» Островский

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – Пьеса, драма.

Направление – Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

Тема

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Композиция

В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы».

Жанр

По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 4321.

Источник

Экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка. ) А теперь вспоминайте сюжет))) Композиция. Первое действие — развернутая экспозиция. Она понадобилась Островскому для тoгo, чтобы дать начальное представление о действующих лицах, о тех взаимоотношениях, которые господствуют в городе Калинове.

Обитатели города постоянно ощущают на себе жестокую и безграничную власть хозяев. Отсюда так часто повторяемое героями пьесы слово неволя. О ней говорят Катерина, Борис, Тихон, Варвара.

Для драматурга было очень важно выбрать такoгo гeроя, устами котopoгo он мог дать общую картину быта и нравов города Калинова. Таким человеком в пьесе является механик-самоучка Кулигин: именно ему принадлежат слова о красоте окружающей природы, именно он способен оценить то, что свершается вокpyг. Он paсскaзывает Борису о «жестоких нравах» города. Почти рядом с монологом Кулигина в пьесе дан монолог странницы Феклуши («И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!») . Иную оценку дает Кулигин Кабановой: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем. .
Пятое явление раскрывает семейные отношения, которые царят в доме Кабановой. .

Резкое столкновение характеров начинает ощущаться в этом явлении. Чувствуется внутренний протест и Тихона, и Варвары, и главное — Катерины. Но Тихон свое недовольство скрывает за лживыми фразами, полными унижения, Варвара говорит «про себя» , а Катерина, «что при людях, что без людей.. . все одна» , говорит с Кабанихой как равная и, в отличие от Тихона, даже обращается к ней на «ты» . Именно в Катерине видит Кабанова свою противницу.

В седьмом явлении Катерина рассказывает о себе, о своей жизни в родительском доме, и чувствуется глубина и поэтичность ее внутреннeгo мира. Впечатления прошлых лет составляют резкий контраст с обстановкой кабановского дома («Я у вас завяла совсем») .

Катерина страдает и от тяжелой атмосферы в доме Кабанихи, и от сознания своей тайной любви к Борису, отсюда предчувствие беды. Трагедийный мотив («Быть гpexy какому-нибудь!. . Быть беде!» ) пронизывает первое и второе действия, звучит на протяжении всей пьесы.

В первом действии Островский ведет зрителя от общей картины нравов и характеров к семье Кабановой и далее к душевной драме Катерины

^ Главным событием втopoгo действия являются проводы Тихона в Москву, что позволяет драматургу более полно раскрыть домостроевские порядки, царящие в Kaбановском доме, психологию и характеры гepoeв. В cцeне проводов происходит новое столкновение Кабанихи и Катерины. Мы видим неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину, у которой рушатся последние надежды найти опору в муже, отсюда и ее возглас, полный душевной боли: «Ах, беда моя, беда! Куда мне, бедной, деться? За Koгo мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» .

^ Второе действие и, в частности, сцены проводов Тихона и последующий за ними монолог Катерины с ключом (явление десятое) — завязка драмы, поворотный момент, за которым следует развитие действия.

«Ах, кабы ночь поскорее!.. » — этими словами Kaтeрины заканчивается второе действие драмы, но третье начинается не со сцены ночного свидания, котopoгo так ждет героиня, а с беседы Кабанихи и Феклуши у ворот кабановского дома. Это действие поделено драматургом на две картины (сцены) , резко противопоставленные друг другу.

Рассказ странницы Феклуши о посещении Москвы, который внимательно слушает Кабанова, окрашен мрачным предчувствием — по всем приметам наступают «последние времена» : в городе одна пустая суета, «гульбища да игрища, а по улицам-то индо гpoxoт идет.. . oгненнoгo змия стали запрягать» .

^ Вторая картина — ночь свиданий

Обратимся к диалогу Катерины и Бориса. Кажется, что они говорят на разных языках, по-разному чувствуют. Сознание своей греховности не покидает Катерину, она стоит, «не поднимая глаз» , почти не видит, не слушает Бориса. Ее страстное «Tы- противопоставлено в диалоге осторожному «вы» . С которым обращается Борис к ней. В

Источник

Сюжет – это то, что делает книгу интересной для читателя. Даже яркие герои не вытянут повествование при вялом, скучном сюжете. Именно в нем интрига и движуха, красота созданного мира и действия персонажей.

Писатель, в первую очередь, заботится об уникальности повествования, но каким бы оригинальными ни были сюжеты, у них общие законы и правила. Представьте, что сюжет – это путь со своими опасностями, поворотами, подъемами и спусками. И у этого пути есть обязательные этапы, которые должен пройти автор, а вместе с ним и читатели.

1. Экспозиция

Информация о событиях, предшествующих самому сюжету. Как правило, они связаны с главными героями. Экспозиция обычно размещается в прологе. Но он необязателен для книги, и предыстория событий может рассказываться и в основной части, но все равно ближе к началу.

2. Завязка

Это ситуация, событие, которое создает интригу, порождает причину конфликта. Оно должно зацепить читателя, заинтересовать, пробудить желание узнать, в чем же дело, почему, а что там дальше. Завязка – тот толчок, который запускает развитие сюжета.

3. Развитие событий.

В этой части пути формируются отношения героев, осознается миссия, развиваются качества, появляются друзья и враги. Но главное, этот этап связан с нарастанием напряжения, когда читатель буквально кожей ощущает приближение ключевых событий, чего-то важного, неизбежного, возможно, страшного или волнительного.

Причем важно, чтобы события именно развивались. Без движухи читатель заскучает и забросит книгу. О том, где и как будут «приключаться» герои, нужно продумать заранее еще на этапе составления плана. Об этом я писала здесь.

4. Кульминация

Это высшая точка напряжения, когда конфликт обостряется до предела: выяснение отношений, выявление главного злодея, осознание предательства или любви. Необязательно открытая схватка добра и зла, но это пик развития событий. Кульминация и пишется, и читается на одном дыхании.

Нередко у читателя на этом этапе возникает мысль: «Как же все так плохо-то?» Но это не конец книги, а значит, пробуждается надежда и с ней желание скорее прочитать, что там дальше.

Сюжет нужно очень серьезно продумать. Часто без помощницы здесь не обойтись.

5. Поворот сюжета

Не обязательный, но интересный этап сюжета. И лучше всего он работает после кульминации, когда меняется расстановка сил – бывший враг становится союзником, а боевая подруга (коллега) – возлюбленной, выясняются какие-то новые обстоятельства. Поворот сюжета, особенно неожиданный, может выручить, если основная задумка автора иссякла, а вместе с ней теряется и интерес читателя.

6. Развязка

После кульминации путь сюжета как бы идет под уклон, события ускоряются, герои становятся решительнее, враги перестают быть тайными, цели становятся ясны. И, наконец, конфликт приходит к логическому завершению: раскрыты все тайны и загадки, повержены или перевоспитаны враги, в отношениях поставлена точка. Часто, планируя продолжение книги, автор ставит многоточие. Это нормально, но промежуточный финал должен быть обязательно. Нельзя оставлять читателя в недоумении и растерянности

Да, увлекательный сюжет напоминает американские горки.

7. Эпилог

Не обязательная часть романа, но нередко нужная, чтобы показать, что жизнь продолжается, например, и после свадьбы героев. А еще именно эпилог лучше использовать как «затравку» для новой истории.

Выделение этих этапов основано не на каких-то заплесневелых канонах классики, а на человеческой психологии. Поэтому я советую в построении сюжета обращать внимание на его структуру. И читатель вам будет признателен.

Радости творчества, вам уважаемые читатели. И не забудьте поставить лайк, если статья понравилась. И подписывайтесь на мой канал, чтобы нам с вами не потеряться.

А о героях и злодеях вы можете прочитать в других моих статьях.

Источник

Пьеса
«Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859
г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 г. Это период общественного подъёма,
когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» — это не просто величественное явление
природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъём общественного
движения, те на­строения,
которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.

Пьеса
«Гроза» смогла пройти через цензурные рогатки не случайно. По просьбе друзей Островского
цензор И. Нордстрем, благоволивший к дра­матургу, представил «Грозу» как пьесу не
социально-обличительную, сатири­ческую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своём
рапорте ни о Диком,
ни о Кулигине, ни о Феклуше. «Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г, а напечатана в
январе I860 г.

В
самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно опре­делить как столкновение между
новыми веяниями и старыми традициями. между утесняемыми и
утеснителями, между стремлением угнетаемых людей к свободному проявлению своих
Человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в пореформенной
России общественными и семейными порядками, бытовыми
порядками.

Тема «Грозы» органически связана
с её конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, — это конфликт
между старыми уже, изжившими_себя, авторитарными социально-бытовыми принципами опирав­шимися на всю систему феодаоьно-крепостнического
деспотизма и  новыми прогрессивными стремлениями к
равноправию, к свободе человеческой личности. Конфликт «Грозы», отображающий сюжетность изображаемой
жизни, представляет
собой узел конфликтов, объединённых основным конфликтом -Катерины и Бориса с окружающей их
средой, к нему присоединяются кон­фликты Кулигина м Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким,
Бориса с Диким, Варвары
с Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отра­жением общественных отношений,
интересов и борьбы своего времени.

Общая тема «Грозы» влечёт за
собой и ряд частных тем:

а) рассказа­ми Кулигина, репликами Кудряша и
Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский даёт подробную характеристику
материально-правового положе­ния как привилегированных общественных слоев, так и трудящихся той эпо­хи;

б) излагая взгляды и мечты
Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, тогда господствовавшими в жизни людей, с уровнем
культурных запросов и состоянием
общественных нравов. От начала до конца проходит тема борьбы между реакционными и
демократическими силами. Эта борьба выражена в образах Дикого, Кабанихи и
Феклуши, с одной стороны, и Кулигина и Кате­рины — с другой;

в) рисуя жизнь, интересы,
влечения и переживания дейст­вующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит тогдашний обще­ственный и семейно-бытовой уклады
купечества и мещанства. Тем самым в пьесе освещается проблема социальных и семейно-бытовых
отношений. Островский,
детализируя эту проблему, ярко обрисовывал положение женщины в мешанско-купеческой
среде;

г) отвечая на актуальные вопросы
своего време­ни,
Островский нарисовал в пьесе широкий жизненный фон. Герои говорят о важных для
своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о
холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и
т.д.;

д) наряду с
социально-экономическими и быто­выми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую
природу, разное отношение
к ней действующих лиц.

Итак, говоря словами Гончарова, в
«Гро­зе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней
и своим социально-экономическим, и куль­турно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

Какова
же идея? Автор выступил смелым обличителем социальных порядков; беспощадная
правда, с которой в «Грозе» изображаются нравы пра­вящих классов и положение
трудового люда, превратила пьесу в зеркало сво­ей эпохи. Природа, в которой
живут люди, чудесна, её богатства беспредель­ны, её красота изумительна. Но
общественные порядки, властвующие в жиз­ни, безобразны. При этих порядках, говорит своей пьесой
Островский, боль­шинство
населения находится в материальной кабале у богатого меньшинст­ва. «А у кого деньги, —
рассказывает Кулигин Борису о нравах своего города, -тот старается бедного закабалить,
чтобы на его труды даровые ещё больше денег- наживать» (Д 1, явл. 3). Богатое
меньшинство не довольствуется грабе­жом закабалённых ими людей, ведут яростную борьбу за рубль
и между со­бой. «А между собой-то, — рассказывает Кулигин, — как живут!
Торговлю друг у
друга подрывают, враждуют друг на друга» (Д. I, явл. 3). В условиях предреформенного слоя большинство
населения угнеталось не только экономиче­ски, но и духовно. Купечество, уверенное, как и
дворянство, в своей полной безнаказанности, творило суд и расправу над закабалёнными,
руководствуясь лишь собственными интересами и желаниями. «Захочу, — чванится
Дикой пе­ред Кулигиным, — помилую, захочу — раздавлю» (Д. IV, явл. 2). В грозном ок­рике и
постоянном устрашении ей подвластных, основной закон жизнеуст­ройства видит и Кабаниха.

Одна
из замечательных особенностей этой пьесы — в органическом сочетании беспощадной критики
старого и утверждения нового. Раскрывая тему и идею «Грозы», Островский делит всех действующих
лиц на две основ­ные
группы: утеснителей и утесняемых, деспотов и протестантов. Утесните-ли, «тёмное царство», по словам
Добролюбова, — это прежде всего Дикой и Кабаниха, представители буржуазии, которая быстро
набиралась силы в предреформенной России. (Кабаниха — Марфа Игнатьевна
Кабанова). К утес­няемым относятся все
остальные герои.

Композиция пьесы

а)            Экспозиция
— картин Волжского простора и духоты калиновских нравов
(Д. I, явл. 1-4).

б)           Завязка
— на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво
отвечает: «Ты про меня, маменька,
это напрасно говоришь. Что при людях,
что без людей, я всё одна, ничего из
себя не доказываю». Первое столкнове­ние (Д. I, явл. 5).

в) Далее идёт развитие конфликта между героями, в природе дважды собира­ется гроза (Д. I, явл. 9). Катерина признаётся
Варваре, что полюбила Бориса и пророчество старой барыни, отдалённый удар
грома; конец Д. IV. Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит
Катерине смертью в омуте
и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация), падает без чувств.
Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряже­ние.

д)           Вторая
кульминация — Катерина произносит последний монолог, когда
прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой!
Радость моя! Прощай!» (Д. V, явл. 4).

е)            Развязка
— самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона,
который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе. Катя! А я-то
зачем остался жить да мучиться!..» (Д. , явл.7).

Жанровое своеобразие пьесы
«Гроза».

По
всем признакам жанра, пьеса «Гроза» — трагедия, так как кон­фликт между героями приводит
трагическим последствиям. Есть в пьесе и элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми,
унижающими человече­ское
достоинство требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев), которые помогают увидеть
бездну, готовую поглотить Катерину и кото­рую безуспешно пытается осветить
светом разума, добра и милосердия Кулигин.

Сам
Островский назвал пьесу драмой, этим подчёркивая широкую распространенность
конфликта пьесы, повседневность изображённых в ней событий.

Источник