В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы

Сюжет – это то, что делает книгу интересной для читателя. Даже яркие герои не вытянут повествование при вялом, скучном сюжете. Именно в нем интрига и движуха, красота созданного мира и действия персонажей.

Писатель, в первую очередь, заботится об уникальности повествования, но каким бы оригинальными ни были сюжеты, у них общие законы и правила. Представьте, что сюжет – это путь со своими опасностями, поворотами, подъемами и спусками. И у этого пути есть обязательные этапы, которые должен пройти автор, а вместе с ним и читатели.

1. Экспозиция

Информация о событиях, предшествующих самому сюжету. Как правило, они связаны с главными героями. Экспозиция обычно размещается в прологе. Но он необязателен для книги, и предыстория событий может рассказываться и в основной части, но все равно ближе к началу.

2. Завязка

Это ситуация, событие, которое создает интригу, порождает причину конфликта. Оно должно зацепить читателя, заинтересовать, пробудить желание узнать, в чем же дело, почему, а что там дальше. Завязка – тот толчок, который запускает развитие сюжета.

3. Развитие событий.

В этой части пути формируются отношения героев, осознается миссия, развиваются качества, появляются друзья и враги. Но главное, этот этап связан с нарастанием напряжения, когда читатель буквально кожей ощущает приближение ключевых событий, чего-то важного, неизбежного, возможно, страшного или волнительного.

Причем важно, чтобы события именно развивались. Без движухи читатель заскучает и забросит книгу. О том, где и как будут «приключаться» герои, нужно продумать заранее еще на этапе составления плана. Об этом я писала здесь.

4. Кульминация

Это высшая точка напряжения, когда конфликт обостряется до предела: выяснение отношений, выявление главного злодея, осознание предательства или любви. Необязательно открытая схватка добра и зла, но это пик развития событий. Кульминация и пишется, и читается на одном дыхании.

Нередко у читателя на этом этапе возникает мысль: «Как же все так плохо-то?» Но это не конец книги, а значит, пробуждается надежда и с ней желание скорее прочитать, что там дальше.

Сюжет нужно очень серьезно продумать. Часто без помощницы здесь не обойтись.

5. Поворот сюжета

Не обязательный, но интересный этап сюжета. И лучше всего он работает после кульминации, когда меняется расстановка сил – бывший враг становится союзником, а боевая подруга (коллега) – возлюбленной, выясняются какие-то новые обстоятельства. Поворот сюжета, особенно неожиданный, может выручить, если основная задумка автора иссякла, а вместе с ней теряется и интерес читателя.

6. Развязка

После кульминации путь сюжета как бы идет под уклон, события ускоряются, герои становятся решительнее, враги перестают быть тайными, цели становятся ясны. И, наконец, конфликт приходит к логическому завершению: раскрыты все тайны и загадки, повержены или перевоспитаны враги, в отношениях поставлена точка. Часто, планируя продолжение книги, автор ставит многоточие. Это нормально, но промежуточный финал должен быть обязательно. Нельзя оставлять читателя в недоумении и растерянности

Да, увлекательный сюжет напоминает американские горки.

7. Эпилог

Не обязательная часть романа, но нередко нужная, чтобы показать, что жизнь продолжается, например, и после свадьбы героев. А еще именно эпилог лучше использовать как «затравку» для новой истории.

Выделение этих этапов основано не на каких-то заплесневелых канонах классики, а на человеческой психологии. Поэтому я советую в построении сюжета обращать внимание на его структуру. И читатель вам будет признателен.

Радости творчества, вам уважаемые читатели. И не забудьте поставить лайк, если статья понравилась. И подписывайтесь на мой канал, чтобы нам с вами не потеряться.

А о героях и злодеях вы можете прочитать в других моих статьях.

Источник

Лютый

Просветленный

(42853)

8 лет назад

Экспозиция — часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после. В фольклористике также — часть кумулятивного произведения, предшествующая началу развёртывания элементов кумуляции.
Сюжет — в литературе, драматургии, театре, кино и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов) , происходящих в художественном произведении (на сцене театра) , и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.
Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает» ) конфликты.
Кульминация — в литературе (как и в театре, и в кино) момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении (роман, пьеса, фильм и т. п.) .
Развязка сюжета — исход событий, решение противоречий сюжета.

Данил Осипов

Знаток

(363)

Читайте также:  Какие данные могут содержаться в ячейках электронной таблицы

4 года назад

Сюжет-ход повествования о событиях .Способ раскрытия темы или изложения фабулы. Экспозиция — изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей начало развёртывания фабульного действия. Обычно в начале, реже- в середине и конце. Завязка — событие в развитии фабулы, определяющее начало конфликта между действующими лицами. Кульминация — момент наивысшого напряжения в развитии фабульного действия макс. обостряющее конфликт. Развязка — разрешение конфликта между героями произведения. Фабула- цепь событий в их логической и временной последовательности.

степан новоселов

Знаток

(415)

3 года назад

Экспозиция — часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после. В фольклористике также — часть кумулятивного произведения, предшествующая началу развёртывания элементов кумуляции.
Сюжет — в литературе, драматургии, театре, кино и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов) , происходящих в художественном произведении (на сцене театра) , и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.
Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает» ) конфликты.
Кульминация — в литературе (как и в театре, и в кино) момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении (роман, пьеса, фильм и т. п.) .
Развязка сюжета — исход событий, решение противоречий сюжета.

Евгений Бикмаев

Знаток

(302)

3 года назад

Экспозиция — часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после. В фольклористике также — часть кумулятивного произведения, предшествующая началу развёртывания элементов кумуляции.
Сюжет — в литературе, драматургии, театре, кино и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов) , происходящих в художественном произведении (на сцене театра) , и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.
Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает» ) конфликты.
Кульминация — в литературе (как и в театре, и в кино) момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении (роман, пьеса, фильм и т. п.) .
Развязка сюжета — исход событий, решение противоречий сюжета

Данила Солдатов

Ученик

(229)

2 года назад

Экспозиция — часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после. В фольклористике также — часть кумулятивного произведения, предшествующая началу развёртывания элементов кумуляции.
Сюжет — в литературе, драматургии, театре, кино и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов) , происходящих в художественном произведении (на сцене театра) , и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.
Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает» ) конфликты.
Кульминация — в литературе (как и в театре, и в кино) момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении (роман, пьеса, фильм и т. п.) .
Развязка сюжета — исход событий, решение противоречий сюжета.

maxim turbo

Ученик

(154)

2 года назад

Любое художественное произведение имеет в себе запутанную нить, которую писатель и развязывает от главы к главе. Именно поэтому один из основных и обязательных элементов сюжета – это завязка (вспомним, что, например, экспозиция вовсе не является обязательной). Завязка в литературе – это то основное событие, которое и влечёт за собой все последующие действия. Она определяет собой всё то, что будет происходить в книге, являя собой замысел автора. Может присутствовать в виде одного эпизода, а может растянуться на несколько сцен.

Если же вспомнить, что любое произведение основано на конфликте (т. е. на столкновении двух точек зрения, взглядов, людей, вещей и прочее), то можно смело говорить, что завязка – это зарождение конфликта или его внезапное обнаружение. Например, вначале одной из величайших трагедий Шекспира принц Гамлет встречает призрак, который поведал ему страшную тайну. Именно в этот момент сердце принца было отравлено жаждой мести, которая и вела его от действия к действию в течение всей пьесы.

В принципе, довольно-таки чёткое определение даёт нам Свободная энциклопедия. Ссылка на это определение завязки в литературе.

Читайте также:  В каких препаратах содержится озельтамивир

Безусловно, завязка – это ключевой момент любого художественного произведения, ведь именно она является точкой отсчёта всего, о чём далее пойдёт речь. Конечно, чаще всего завязка совпадает с началом повествования, но может открываться и в самом конце. Например, только в окончании «Мёртвых душ» мы понимаем, зачем Чичиков постоянно ездил по поместьям и делал столь странные покупки.

Не следует думать, что завязка – это всегда исключительное событие, которое всё переворачивает вверх дном. Напротив, это может быть банальная сцена приезда одного героя (который потом разрушит семью и станет причиной личной трагедии). Какой-то случайный разговор в поезде, невольная встреча в магазине или нечто подобное. Одним словом, любое действие, которое мы совершаем изо дня в день, не придавая ему никакого значения. Впрочем, в этом есть особая прелесть: начать с того, что, казалось бы, не является чем-то важным и ценным. А потом – раз, — и удивить читателя тем, что он совершенно не ждал и к чему был явно не готов! Всё-таки в жизни всё взаимосвязано и играет определённую роль. Кстати, такую завязку можно смело назвать неявной. Тут ещё не присутствует никакого конфликта, однако жизнь героев несколько меняется, происходит толчок мыслей или чувств. Или того и другого вместе. Явная же завязка – это некий громкий спор, какая-нибудь потасовка, смерть и всё то, что сразу лишает привычного равновесия, открывая новые сферы размышлений. Такая завязка будет внезапной, бурной, эмоциональной. Чаще всего она не предполагает наличие экспозиции и сразу вводит читателя в курс дела. Кстати, завязка может предшествовать экспозиции (о чём уже упоминалось в предыдущей статье). Тогда она будет немотивированной.

завязка в литературе это

Как написать завязку правильно? Практические советы.

Теория относительно завязки в литературе крайне малочисленна и скромна. Гораздо сложнее даётся практика, особенно тем начинающим авторам, которые только начинают постигать премудрости текста. Давайте попробуем разобраться, какие основные моменты по поводу столь важного композиционного элемента существуют. Итак,

Завязка должна привлекать и увлекать. Если скучную и нудную экспозицию ещё можно пережить (обычно читатель терпит первые 10-15 страниц, ожидая чего-то масштабного), то пережить скучную и нудную завязку очень трудно. Можно даже сказать, что практически невозможно. Кто рискнёт читать о том, что ему совершенно неинтересно? Это значит, что ваша завязка должна быть тем ураганом, который сметает все сомнения и не оставляет читателю другого выбора, нежели как читать.

Умид Саъдуллаев

Ученик

(155)

1 месяц назад

Экспозиция — часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после. В фольклористике также — часть кумулятивного произведения, предшествующая началу развёртывания элементов кумуляции.
Сюжет — в литературе, драматургии, театре, кино и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов) , происходящих в художественном произведении (на сцене театра) , и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.
Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает» ) конфликты.
Кульминация — в литературе (как и в театре, и в кино) момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении (роман, пьеса, фильм и т. п.) .
Развязка сюжета — исход событий, решение противоречий сюжета.

Источник

Экспозиция – описание событий, предшествующих завязке.

Основные функции: Знакомство читателя с действием; Представление действующих лиц; Изображение ситуации до конфликта.

Завязка – событие или группа событий, непосредственно ведущих к конфликтной ситуации. Она может вырастать из экспозиции.

Развитие действия – вся система последовательного развертывания той части событийного плана от завязки до развязки, которая руководит конфликтом. Может быть спокойным или неожиданными поворотами (перипетиями).

Кульминация — момент наивысшего напряжения конфликта имеет решающее значение для его разрешения. После чего развитие действия поворачивается к развязке.

Число кульминационных моментов может быть большим. Это зависит от сюжетных линий.

Развязка – событие, разрешающее конфликт. Чаще всего финал и развязка совпадают. В случае открытого финала развязка может и отступить. Развязка, как правило, сополагается с завязкой, вторит ей неким параллелизмом, завершая некий композиционный круг.

Классификация конфликта:

-разрешимые (ограниченные рамками произведения)

-неразрешимые (вечные, универсальные противоречия)

Типы конфликтов:

а) человек и природа;

б) человек и социум;

в) человек и культура

Способы реализации конфликта в разного рода литературных произведениях:

Часто конфликт полностью воплощается и исчерпывает себя в ходе изображаемых событий. Он возникает на фоне бескон­фликтной ситуации, обостряется и разрешается как бы на глазах читателей. Так обстоит дело во многих приключенческих и детективных романах. Так обстоит дело в большей части лит произведений эпохи Возрождения: в новел­лах Боккаччо, комедиях и некоторых трагедиях Шекспира. Например, душевная драма Отелло всецело сосредоточена на том промежутке времени, когда Яго плел свою дьяволь­скую интригу. Злой умысел завистника — главная и един­ственная причина страданий главного героя. Конфликт трагедии «Отелло», при всей его глубине и напряженнос­ти, преходящ и локален.

Читайте также:  Какое количество слов содержится в словаре в и даля

Но бывает и иначе. В ряде эпических и драматичес­ких произведений события разворачиваются на постоян­ном конфликтном фоне. Противоречия, к которым привле­кает внимание писатель, существуют здесь и до начала изображаемых событий, и в процессе их течения, и после их завершения. Происшедшее в жизни героев выступает как своего рода дополнение к и без того имевшимся противоречиям. Это могут быть как разрешимые, так и неразрешимые конфликты (Достоевский «Идиот», Чехов «Вишневый сад») Устойчиво конфликтные положения при­сущи едва ли не большей части сюжетов реалистической литературы XIX—XX вв.

16. Роль вне сюжетных элементов в раскрытии идейного содержания произведения, их виды

Помимо сюжета, в композиции произведения существуют еще и так называемые вне сюжетные элементы, которые зачастую бывают не менее, а то и более важны, чем сам сюжет. Если сюжет произведения — это динамическая сторона его композиции, то вне сюжетные элементы — статическая. Вне сюжетными называются такие элементы, которые не продвигают действия вперед, во время которых ничего не случается, а герои остаются в прежних положениях.

Различают три основные разновидности вне сюжетных элементов: описание, авторские отступления и вставные эпизоды (иначе их называют еще вставными новеллами или вставными сюжетами).

Описаниеэто литературное изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей и т. п.) или устойчивого жизненного уклада, то есть тех событий и действий, которые совершаются регулярно, изо дня в день и, следовательно, также не имеют отношения к движению сюжета. Описания — наиболее распространенный вид вне сюжетных элементов, они присутствуют практически в каждом эпическом произведении.

Авторские отступленияэто более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического, автобиографического и т. п. характера; при этом данные высказывания не характеризуют отдельных персонажей или взаимоотношений между ними. Авторские отступления — необязательный элемент в композиции произведения, но когда они там все же появляются («Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, «Мастер и Маргарита» Булгакова и др.), они играют, как правило, важнейшую роль и подлежат обязательному анализу.

Вставные эпизодыэто относительно законченные фрагменты действия, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в иное время и место и т. п. Иногда вставные эпизоды начинают играть и произведении даже большую роль, чем основной сюжет: например, в «Мертвых душах» Гоголя или и «Похождениях бравого солдата Швейка» Гашека.

В некоторых случаях к вне сюжетным элементам можно отнести также психологическое изображение, если душевное состояние или размышления героя не являются следствием или причиной сюжетных событий, выключаются из сюжетной цени. Как правило, внутренние монологи и другие формы психологического изображения так или иначе включаются в сюжет, поскольку определяют дальнейшие поступки героя и, следовательно, дальнейшее течение сюжета.

При анализе общей композиции произведения следует в первую очередь определить соотношение сюжета и внесюжетных элементов:  что важнее — и, исходя из этого, продолжать анализ в соответствующем направлении. Так, при анализе, например, «Преступления и наказания» Достоевского сюжет важен, еще важнее его увязки с психологическим состоянием героя и его размышлениями, а, скажем, в «Мертвых душах» Гоголя сюжетом можно спокойно не заниматься, зато первостепенное внимание следует уделить внесюжетным элементам, которые у Гоголя даже по объему занимают большую часть текста. Бывают, впрочем, и такие случаи, когда в произведении равно важны и сюжет, и внесюжетные элементы — например, в «Евгении Онегине» Пушкина. В этом случае особое значение приобретает взаимодействие сюжетных и внесюжетных фрагментов текста: как правило, внесюжетные элементы размещены между событиями сюжета не в произвольном, а строго логичном порядке.

Наблюдается такая тенденция: при сюжете динамическом количество и значение внесюжетных элементов надает, при адинамическом — наоборот, возрастает; соответственно в первом случае внимание исследователя при прочих равных направлено на сюжет, во втором — на внесюжетные элементы.

17. Литературное произведение: композиция и ее виды

«Композиция — построение, расположение всех элементов художественной формы.

Композиция бывает внешней и внутренней.

К сфере внешней композиции относят деление эпического произведения на книги, части и главы, лирического — на части и строфы, лиро-эпического — на песни, драматического — на акты и картины.

Источник