В каких сценах грозы содержится завязка драмы
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Год написания – 1859 год.
История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.
Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.
Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.
Жанр – Пьеса, драма.
Направление – Реализм.
История создания
К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.
Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.
Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.
Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.
Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.
Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.
Тема
В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.
Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.
Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.
Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.
Композиция
В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.
В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.
Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.
Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.
Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.
Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы».
Жанр
По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.
Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.
Тест по произведению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 4325.
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 19 веке. Столкновение старых и новых взглядов стало основным конфликтом произведения. В драме присутствует несколько массовых сцен, которые играют огромную роль в повествовании — они показывают читателям, какими были жители города Калинова, раскрывают конфликт пьесы и образы ее героев.
Одной из самых ярких массовых сцен является фрагмент, когда Катерина признается Тихону и Кабанихе в измене.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Момент итак выглядит напряженным, поскольку главная героиня чувствует волнение и тревогу, но драматичности этой сцене прибавляет гроза, заставившая всех гуляющих жителей собраться вместе под сводом. «Смерть моя!» — Катерина никак не могла совладать с собой, она страшно боялась этого природного явления, поэтому, стоя под этим сводом, она чувствовала себя словно взаперти, а тяжелые мысли не покидали её. «Все сердце изорвалось» у Катерины, и она призналась в измене. Не смущало её даже то, что в этот момент было много свидетелей, не пугал её этот позор — настолько Катерина была честна перед собой, что не смогла скрыть правду, хотя знала, какое тяжелое наказание может последовать за признанием. Это раскрывает ее не только как искреннюю и честную девушку, но и как сильную и решительную. Она не может жить по принципам Варвары, сестры Тихона, для которой не составляет труда лгать своей собственной матери, а значит критик Добролюбов прав, называя Катерину «лучом света в тёмном царстве».
Этот фрагмент является кульминационным в конфликте Катерины и других героев — она не чувствует поддержку, никто её не может понять. Героиня одинока в своих убеждениях, а значит наказание свекрови уже не пугает её.
Также в данной сцене раскрываются образы некоторых жителей. Так, в действии появляется полусумасшедшая барыня, которая говорит бессвязные вещи, обращаясь к Катерине, и бранит её за «красоту». Именно ее фразы звучат для главной героини, как удары грома, давят на нее и напоминают о содеянном грехе. Хотя с такими речами дама обращается не только к Катерине, она все равно уверена, что они относятся главным образом к ней.
Кроме этого эпизода в пьесе не менее важную роль играет последняя массовая сцена, когда тело Катерины обнаруживают в воде. Тихон в этом фрагменте предстает не таким бесчувственным и равнодушным, каким кажется на протяжении всего произведения — он бежит вытаскивать Катерину в надежде на то, что девушка жива. А вот желчность и подлость Кабанихи не изменяют ей — она останавливает сына, потому что не считает нужным «себя губить» из-за ненавистной невестки. Даже после смерти Катерины она отзывается о ней грубо, не проявляет ни капли сочувствия и даже будто торжествует.
Этот фрагмент раскрывает конфликт старых и новых взглядов в произведении, поскольку именно здесь «жертва» самодурства Кабанихи, Тихон, осмеливается бросить вызов матери и впервые повышает на нее голос: «Вы ее погубили! Вы! Вы!». Это говорит о том, что порядкам представителей темного царства когда-нибудь настанет конец.
Образы жителей Калинова также раскрываются в данной сцене — они сочувствуют бедной девушке, а это значит, что в них осталась хоть капля светлых, добрых чувств, поэтому город не кажется уже таким «темным царством» — возможно есть в нём шанс на светлое будущее.
Говоря об обитателях Калинова, нельзя не упомянуть массовую сцену перед грозой, когда народ только начал собираться на бульваре. Из их диалога можно было понять, что часть свода «развалилась, заросла» после пожара, это значит, что жителям безразлично было внешнее убранство города, вероятнее всего, их волновала только собственная жизнь. А вот толки о Литве, которая «упала с неба» не только смешат, но и показывают людей Калинова как необразованных, глупых. Когда же Дикой с Кулигиным подошли к своду, все жители приняли «почтительное положение» и начали кланяться. Такой жест показывает, что они всеми способами пытаются угодить Дикому, хотя за глаза обсуждают его и бранят.
Таким образом, массовые сцены играют огромную роль в пьесе — они раскрывают образы Катерины, Кабанихи и Тихона, также являются важной частью в развитии основного конфликта пьесы, и, наконец, раскрывают образы жителей города.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id86471
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Ольга Грошикова · 11 октября 2018
1,6 K
Человек широкого круга интересов. Сосиске в тарелке предпочитаю алмазы в небе.
Кульминация — это переломный момент в сюжете. В «Грозе» таких моментов два — это ее свидание с Борисом и сцена народного покаяния. Ряд исследователей считает кульминацией именно момент, когда Катерина убегает к Борису, покаяние — развязкой, а саму гибель Катерины — финалом пьесы.
Какова вероятность возникновения вооруженного конфликта мирового масштаба в обозримом будущем?
Историк и политолог-любитель
Низкая. Для того, чтобы началась война такого масштаба нужно иметь некое гарантированное превосходство. Например, в ПВО или ПРО, возможности хотя бы «ослепить» средства космического целеуказания.
Не стоит думать, что в нынешние время ядерное оружие является гарантом безопасности, мира или средством давления. Ближайшие 30-40 лет наличие ЯО в нынешнем виде станет просто бессмысленным. В эпоху развития гиперзвуковых двигателей уже нет смысла иметь большой ядерный арсенал. Давно изменились задачи по его применению, а возможности будущих систем ПРО отправляют концепцию взаимного гарантированного уничтожения в прошлое.
Прочитать ещё 1 ответ
Как часто религиозная пропаганда о попадании грешников в адские муки приводит к психологическим травмам?
Травма, и серьёзная. Три года в монастыре и десять лет воцерковлённости сделали меня законченным неврастеником. Я следила за каждой мыслью, за каждым желанием. Укорять и осуждать себя можно было непрестанно. А какой это ужас — рассказывать на исповеди о вещах связанных с сексом.. Наберите в Гугле «полный список грехов» и впечатлитесь; адские муки Вам гарантированы. Также можно ознакомиться с книгами замечательного автора о. Серафима Роуза, и вы захотите умереть поскорее, чтобы избежать будущих грехов, и поболезненнее, чтобы искупить уже совершённые. А каково это — сдерживать собственное критическое мышление и принуждать себя к вере ! А когда едва знакомый дядечка с бородой указывает тебе, как тебе жить, и ты боишься нарушить его распоряжение, потому что это «благословение»? Возможно, люди выросшие в православной традиции имеют к ней некоторый «иммунитет» и не воспринимают церковные правила всерьёз и потому могут жить и даже, иногда, радоваться.
Лишь десять лет светской жизни , изучения других религиозных доктрин и толковых научно-популярных статей, целенаправленной заботы о собственной внешности и здоровье восстановили-таки моё самоуважение и душевное равновесие.
Прочитать ещё 3 ответа
Меняются ли персонажи на протяжении пьесы гроза?
Любитель книг, кошек, увлекаюсь написанием рецензий
В целом, нет. Меняется только Тихон, которого гибель жены заставила «подать голос», поднять бунт против матери, которой он всегда подчинялся.
Почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабанихой в пьесе «Гроза»?
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
Потому что они являются полными противоположностями, Кабаниха живет по своим правилам и от других воспринимает только одну линию поведения — полное подчинение ей и этим правилам, которые для нее непреложны. Даже ее сын, который уже взрослый и самостоятельный, не может ничего возразить ей. Катерина же воспитывалась в совсем другой среде, в любви и заботе, в семье, где уважалось ее право высказывать свое мнение, свободолюбивой девушкой со своими желаниями и мнениями.
Пьеса «Гроза», которая по жанру задумывалась как комедия, была написана А. Н. Островским в 1859 году. Произведение вначале не предполагало трагической развязки, но в процессе написания помимо конфликта отдельной личности явно проявилась социально обличительная направленность. Как писал пьесу Гроза Островский, краткое содержание по действиям предлагаем вашему вниманию….
Характеристика произведения
- К какому литературному жанру (повесть или рассказ) принадлежит произведение «Гроза»?
- Сколько действий в пьесе «Гроза»?
- Кратко: что легло в основу сюжета драмы «Гроза»?
«Гроза» пьеса в пяти действиях, по определению автора драма, но, обладающая жанровым своеобразием:
- это трагедия, так как конфликтность ситуации приводит к трагическим последствиям,
- присутствуют элементы комизма (невежественные рассуждения персонажей пьесы),
- драматизм событий усиливается повседневной обыденностью происходящего.
Место, где разворачиваются основные действия пьесы, было выбрано Островским не случайно. Город Калинов – это собирательный образ волжских городов и сел, красотой которых был очарован драматург.
Но великолепие бесконечных водных просторов, неброская прелесть природы не в силах затмить жестокость, равнодушие, ханжество, невежество и самодурство, царящие за фасадами нарядных домов.
Произведение, как это сейчас принято говорить, «основано на реальных событиях». В зажиточной московской купеческой семье Клыковых невестка совершила самоубийство, бросившись в Волгу, не выдержав попреков и притеснений со стороны свекрови, не найдя защиты у мужа и страдая от тайной любви к другому мужчине.
Это интересно! Комедия Островского Бедность не порок – краткое содержание
Именно эта трагедийность действий является основной сюжетной линией произведения. Однако, если бы Островский только ограничился перипетиями в жизни молодой женщины, сочинение не имело бы столь оглушительного успеха и не вызвало такой резонанс в обществе. Здесь обрисован и обличен конфликт между старыми традициями и новыми веяниями, невежеством и прогрессом, вольнолюбием и дикостью мещанского мира.
Знакомство с персонажами произведения
Рассказ о драматических событиях в форме пьесы автор написал для сценического исполнения. А любой сценарий начинается с описания действующих лиц.
Главные герои
- Катерина – молодая женщина приятной наружности, богобоязненного и кроткого нрава, с трепетной душой и чистыми помыслами. Невестка в семье купцов Кабановых.
- Борис – образованный молодой человек, воспитывавшийся в другой среде, приехал на содержание и в работу к дяде. Страдает от окружающей действительности. Тайно влюблен в Катерину.
- Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) – состоятельная вдовствующая купчиха. Властная и деспотичная женщина, ханжески прикрывающая своё тиранство почитанием старших.
- Тихон Кабанов – муж Катерины и сын Кабанихи – мягкотелый, безвольный человек, полностью подчиненный воле матери.
Действующие лица
- Варвара – сестра Тихона, дочь Кабанихи. Девушка «себе на уме», живущая по принципу «лишь бы было всё шито-крыто». Впрочем, добра к Катерине.
- Кудряш – Варварин ухажёр.
- Дикой Савел Прокофьевич – влиятельный купец в городе. Основные черты характера – грубость, хамство и невоспитанность, особенно к подчиненным.
- Кулигин – местный умелец, мечтающий привнести в город прогрессивные идеи.
- Феклуша – странница, темная и необразованная.
- Барыня – сумасшедшая старуха, посылающая женщинам проклятия.
- Глаша – служанка у Кабановых.
Немаловажное значение в пьесе играет такое образное понятие, как гроза – предвестник очистительной бури для одних и божье предостережение для других.
Важно! Следует помнить, что пьеса была написана Островским в предреформенные годы (1861 год отмены крепостного права). В обществе царил дух подъема, ожидания кардинальных перемен, и именно в эту пору драматург пишет о пробуждении личности, в чем впоследствии Добролюбов увидит «что-то освежающее и ободряющее».
Для более детального ознакомления с тонкостями сюжетных линий каждого действия пьесы Островского «Гроза», ниже представлено их краткое содержание.
Действие 1
Волжский берег, общественный сад на переднем плане. Кулигин приходит в восторг от открывающихся видов. Рядом неспешно прогуливается Кудряш с приятелем. Приглушенно слышна ругань Дикого, которая никого не удивляет – это привычное явление. В этот раз он распекает своего племянника Бориса. Кудряш соболезнует незавидной участи родственника Дикого, который вынужден терпеть притеснения дядьки – тирана. Сам он один из немногих, кто может дать отпор грубияну: «Он слово, а я десять, плюнет, да пойдет».
Бранная речь слышна всё отчетливее – Савел Прокофьевич с племянником приближаются к присутствующим. Отведя душу, накричавшись, Дикой уходит. Борис объясняет причину своего вынужденного смирения: они с сестрой после смерти родителей остались сиротами. Бабушка в Калинове отписала внукам по достижению совершеннолетия наследство, и достанется оно им при условии почтительного и уважительного отношения к дяде. Кулигин уверяет, мол, это утопия: Дикого никто не ублажит. Борис уныло соглашается: и так он трудится на дядю задарма, а проку нет. Ему дико и душно в Калинове – совсем не такое воспитание и образование дали сестре и Борису их родители, проживая ранее в первопрестольной столице.
Это интересно! Пьеса Александра Островского Бесприданница: краткое содержание по главам
Входят Феклуша с горожанкой. Богомолка нахваливает красоты города, превознося благочинность и добродетели купеческого сословия, отметив семейство Кабановых. После ухода женщин Кулигин поминает недобрым словом прославляемую Кабаниху за её ханжество и домашнюю тиранию. Он делиться с Борисом своими мыслями об изобретении «перпетум-мобиля». За вечный двигатель дают большие деньги, которые можно употребить на пользу общества. Но нет средств на детали – вот такой замкнутый круг. Борис, оставшись в одиночестве, сочувствует Кулигину, но, вспомнив о своей злосчастной доле, тоже покидает сад.
Появляется Кабаниха с семейством: сын Тихон с женой Катериной и Варвара Кабанова. Купчиха изводит сына обвинениями в его излишней любви к жене и непочтительном отношении к матери. Слова предназначены Тихону, но явно направлены и против невестки. Тихон всячески оправдывается, жена пытается его поддержать, чем вызывает бурю негодования свекрови и новую волну обвинений в адрес Тихона, дескать, жену не может держать в строгости, так и до любовника недалеко.
После ухода матери Тихон набрасывается на Катерину, обвиняя её в упреках матушки. Не желая слушать возражений жены, уходит к Дикому залить неприятности водочкой.
Обиженная женщина жалуется свояченице на непростое житьё у свекрови, вспоминает как хорошо, чисто и привольно жилось ей у родной матушки: «летом схожу на ключок, умоюсь, принесу водицы и все, все цветы в доме полью».
Благолепие сплошное было – вышивание золотом, молитвы церковные, рассказы странниц.
В мужнином доме всё не то. Катя признается Варваре, что посещают её мысли дурные, греховные, которые никакими молитвами она прогнать не в силах. А на сердце у неё думы об одном человеке.
Тут появляется ненормальная барыня, которая осыпает девушек проклятиями, обещая им за греховную красоту адовы муки. Слышатся раскаты грома, приближается гроза, и девушки спешно убегают.
Действие 2
Начинается 2 действие в доме Кабановых. Феклуша с Глашей расположились в комнате. Странница, наблюдая за работой служанки, рассказывает той, что творится на белом свете. И хоть повесть её изобилует враньем и невежеством, Глаша внимательно и с интересом слушает россказни Феклуши, для неё это единственный источник информации.
Появляются Катерина и Варвара. Они помогают снаряжать Тихона в недельную деловую поездку в другой город. Феклуша уже ушла, Варвара отсылает служанку с вещами к лошадям. Катерина вспоминает давнюю детскую историю, когда она сбежала к реке от обиды на что-то, уплыла в лодке и потом нашли её за десять верст. Это свидетельствует о решительности её характера несмотря на кротость девушки, обиды она терпит до поры до времени. Варвара выпытывает у Катерины, кто же тот человек, по которому ноет её сердце. Это Борис Григорьевич – племянник Савела Прокофьевича. Варя уверяет Катерину, что и мужчина испытывает к молодой женщине чувства, а после отъезда мужа нужно устроить влюбленным встречу. Женщина пугается и решительно открещивается от этого предложения.
Заходят Кабаниха с сыном. Она продолжает делать наставления Тихону, как вести себя в городе, какие указания сделать жене в своё отсутствие: слушать свекровь, ни в чем ей не перечить, не сидеть барыней без работы, не переглядываться с молодыми парнями. Тихон, конфузясь, произносит вслед за матерью эти наказы. Затем их оставляют одних. Катерина, будто предчувствуя беду, просит Тихона не бросать её одну или взять с собой в город. Но Тихон, измученный придирками матери, рад хоть кратко, хоть ненадолго вырваться на волю.
Сцена прощания. Катерина обнимает мужа, чем вызывает недовольство свекрови, дескать, попрощаться-то, как следует, не умеет.
Затем Кабаниха долго разглагольствует о том, что после ухода стариков – последних ревнителей старины неизвестно, как будет свет белый стоять.
Оставшись одна, Катя вместо успокоения приходит в полное смятение чувств и мыслей. Сколько не нагружала она себя работой, сердце было не на месте.
Тут Варвара подталкивает её к встрече с Борисом. Сделав подмену ключа от садовой калитки, Варя вручает его Катерине. Та пытается противиться этим действиям, но потом сдается.
Действие 3
Кабанова и Феклуша на скамейке перед домом купчихи. Ропщут на суетность жизни в больших городах, радуются тишине и спокойствию в собственном городишке. Появляется Дикой, он во хмелю. По своей привычке, распалившись, начинает грубить Кабанихе, но та его быстро осаживает. Дикой оправдывается тем, что его расстроили с утра работники, требуя расчет, а ему это – что нож острый в сердце. Поостыв в беседе с Кабанихой, уходит.
Борис давно не видел Катерину и опечален этим обстоятельством. Рядом стоит Кулигин, размышляет о тяжкой доле бедных, которым не до красот природных – они в нужде, да в работе, а богатые огородились высокими заборами с собаками, да и думают, как обворовать сирот и бедных родственников. Подходят Кудряш с Варварой. Они обнимаются, целуются. Девушка извещает Бориса о предстоящей встрече с Катериной и определяет место в лощине.
Ночью, придя на место свидания, Борис встречает играющего на гитаре Кудряша и просит того уступить ему место, но Кудряш упирается, мотивируя тем, что это место давно «пригрел» для встреч с подругой.
Тогда Борис сознается, что у него здесь назначено свидание с замужней дамой. Кудряш догадывается, о ком идет речь и предостерегает Бориса, ведь замужние женщины подневольны.
Приходит Варвара и уводит Кудряша. Влюбленные остаются наедине.
Катерина говорит Борису о загубленной чести, о божьей каре, но потом они оба отдаются во власть чувств. Десять дней отсутствия мужа проходят в единении с любимым.
Действие 4
Частично разрушенная галерея, стены её разрисованы картинами Страшного суда. Здесь люди скрываются от начавшегося дождя. Кулигин упрашивает Савела Прокофевича сделать пожертвования для установки башенных часов в саду и громоотовода. Дикой ругается, обзывая Кулигина безбожником, ибо гроза – это кара господня и не спастись от неё никакими железяками.
После возвращения Тихона домой Катерина пребывает в полном смятении. Варвара пытается её образумить и учит не подавать никакого вида. Сама-то она давно поднаторела в хитростях и обманах. Не добившись желаемого, Варя докладывает Борису о состоянии Кати.
Слышны раскаты грома. Выходит семейство Кабановых в полном составе. Тихон, замечая странное состояние жены, шутливо просит её покаяться в грехах. Заметив, как побледнела Катерина, сестра обрывает шутку брата. К ним приближается Борис. Катя на грани обморока. Варя подает сигнал молодому человеку, чтобы тот удалился.
Тут появилась Барыня и начала стращать молодок за грехи тайные, и Катерина не выдерживает – в исступлении признается в тайной связи с другим мужчиной на протяжении всех десяти дней. Сцена покаяния главной героини – это кульминация в пьесе.
Действие 5
Снова набережная Волги, городской сад. Смеркается. К сидящему на скамейке Кулигину подходит Тихон. Он раздавлен признанием Катерины и посылает в её адрес то пожелания лютой смерти, то начинает жалеть её.
Кабаниха дома точит невестку, словно ржа, Катя же бессловесная и безответная бродит по дому, будто тень. Всё неладно в семье Кабановых, даже Варя с Кудряшом сбежала из дому.
Но Тихон надеется на благоприятный исход – ведь любовник по велению дядюшки ссылается на целых три года в Сибирь. Приходит Глаша и сообщает, что Катерина пропала.
Катерина одна, тихо бредёт, разговаривая сама с собой. Она уже решила расстаться с жизнью, хоть это и великий грех. Одно её удерживает – желание увидеть напоследок любимого и получить от него прощение за то, что навлекла на него несчастья. Борис приходит на зов возлюбленной. Он ласков с ней, говорит, что не держит на неё зла, но судьба разлучает их, а увезти чужую жену с собой он не в праве. Катерина плачет и просит, чтобы Борис в дороге раздавал нищим милостыню на помин её души. Сама идет к берегу.
Кулигин, Кабаниха и Тихон наблюдают за поисками пропавшей Катерины. Люди с фонарями обшаривают берег. Тихон в смятении от страшных предположений, Кабаниха же обвиняет невестку в желании привлечь к себе внимание. Слышны голоса с побережья: «Женщина в воду бросилась!» Тихон пытается бежать туда, но матушка не пускает, обещая проклянуть. Приносят утопленницу. Катерина прекрасна и после смерти. Кабанов обвиняет мать в гибели жены.
Островский А Н — Гроза краткое содержание
Гроза.А.Н.Островский (краткий анализ)
Под занавес
После первой постановки пьесы на сцене Малого театра зрители была в восторге, пресса пестрела хвалебными заметками, сюжет драмы поразил искушенную публику. Известные критики не преминули отразить произведение в своих рецензиях. Так критик Аполлон Григорьев, написав письмо И.С. Тургеневу, охарактеризовал фабулу драмы, как «обличение самодурства нашей жизни, и в этом значение автора, его заслуга, как художника, в этом сила его действия на массу».