В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление thumbnail

Сравнение и анализ прозы

В ходе выполнения шестнадцатого задания ЕГЭ по литературе ученику предстоит ответить на один вопрос, связанный с русской классической прозой. В отличие от прошлого задания, вопрос основан не только на приведенном стихотворении, а на сравнительном анализе его с другими произведениями отечественных поэтов.  В вопросе чаще всего требуется указать, какие авторы также обращались к теме указанного произведения, обосновать свой выбор и провести небольшое сравнение. Ответ должен состоять из 4-8 предложений; если у вас получается больше, и вы при этом не «льете воду» — можно писать больше. Приветствуется цитирование отрывков стихотворений по памяти, но если его нет – баллы не снимаются.

Система оценок

За данное задание можно получить 4 балла. Критерии его проверки аналогичны с критериями оценивания к заданию 14:

4 балла ставят, если в ответе ученик опирается на позицию автора, упоминает не менее двух литературных произведений, приводя грамотные аргументы в объяснение их выбора и не допуская ни одной фактической ошибки. В случае, если выпускник приводит объяснения выбора не каждого произведения, либо допускает 1 фактическую ошибку, он получает 3 балла. 2 балла можно получить, если указать лишь одно произведение с обоснованием его выбора либо допустить 2 фактические ошибки. Если в ответе нет опоры на авторскую позицию, либо приведены 2 произведения, но без объяснения выбора, либо допущено 3 фактических ошибки – ставят 1 балл. В 0 баллов оценивается ответ, не относящийся к теме вопроса, а также ответ, в котором допущено 4 и больше фактических ошибки.

Произведение, по которому задается вопрос, в экзаменационной работе соответствует произведению из задания №15, поэтому в разборе мы не дублируем тексты стихотворений.

Разбор типовых вариантов заданий №16 ЕГЭ по литературе

Первый вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской по­э­зии со­дер­жит­ся фи­ло­соф­ское осмыс­ле­ние по­этом соб­ствен­но­го бытия и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ской «Элегией»?

В философской лирике многих поэтов часто затрагиваются вечные проблемы бытия: проблема добра и зла, правды и лжи, смерти, вечности, человеческой жизни и ее смысла. Тема осмысления собственного бытия также является центральной в произведении А. С. Пушкина «Элегия» — в нем говорится, что, несмотря на все тяжелые страдания и постоянные заботы, в жизни есть наслаждения и прекрасные мгновения. Лирический герой стихотворения принимает жизнь, невзирая на все ее сложности. Мотив переосмысления бытия звучит и в лирике С. А. Есенина, например, в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу». Лирический герой, подобно пушкинскому в первой строфе «Элегии», думает о прожитых годах, чувствуя некоторую печаль, однако он все равно счастлив, что прожил эту жизнь: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил».

Второй вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит лю­бов­ная тема и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию А. А. Фета?

Тема любви нередко встречается в стихотворениях русских классических поэтов. Особенно часто к ней обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Блок, С. А. Есенин. Любовь в их произведениях предстает как нечто, данное свыше и преобразующее человека. Такую любовь можно встретить, например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» или в произведении А. А. Блока «Незнакомка». Лирический герой стихотворения А. Фета благодаря любви может чувствовать во всем прекрасное; так же возвышающе и очищающе любовь действует на героев А. С. Пушкина и А. А. Блока.

Третий вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема твор­че­ства и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию Д. С. Самойлова?

Тема поэта и поэтического творчества часто затрагивалась русскими поэтами разных времен: А. С. Пушкиным, А. А. Ахматовой, Б. Пастернаком, М. В. Цветаевой. Д. С. Самойлов считает, что стихи рождаются после потрясений и страданий. Также считает и А. А. Ахматова, в одном из своих произведений говоря:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

И А. А. Ахматова, и Д. С. Самойлов радуются своему дару и наслаждаются нелегким поэтическим трудом.

Источник

В
задании типа С4 требуется практически всё то же самое, что и в задании С2.
Только здесь для сравнительно-сопоставительной характеристики необходимо
использовать только лирические произведения.

Сразу
рассмотрим несколько примеров (из комментариев на сайте 5litra.ru; орфография
сохранена):

С4.
В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом
собственного бытия и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинской
«Элегией»?

Пожалуй, многие поэты в
какой-то определенный период своей жизни приходили к философскому осмыслению
своего бытия. К таким поэтам можно отнести Пушкина (стихотворения «Элегия» и «19
октября 1827») и Лермонтова (стихотворение «Три пальмы»). Лермонтов писал: «И пали
без жизни питомцы столетий» («Три пальмы»). У Пушкина в стихотворении «19
октября 1825» ситуация схожа: «Пылай, камин, в моей пустынной келье… Печален
я: со мною друга нет.. Я пью один». В «Элегии» он же пишет: «Мой путь
уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море». Эти три произведения
объединяет мотив печали и беспросветности будущего. Находясь наедине с собой, лирические
герои, размышляют о смысле жизни, о судьбе, о предназначении человека и
благодаря этим размышлениям приходят к осмыслению своего собственного бытия.

Первое предложение
содержит оценочное суждение, «пожалуй», подобные вводные конструкции крайне
нежелательно употреблять в своих ответах. Это вполне очевидный факт: «Многие
поэты обращались к философской тематике в своих стихотворениях».

Второй момент, от
данного ответа так и веет косноязычием, «к таким поэтам», необоснованные
повторы «писал», «пишет». В целом, если говорить о работе, то мы видим только
перечисление произведений, сплошное цитирование, анализом это будет. Кроме
того, для сопоставления взято стихотворение «19 октября 1827», которое
почему-то отнесли к философской лирике, тогда как перед нами программное
пушкинское стихотворение, написанное к годовщине открытия Лицея, в котором
учился Пушкин. Находясь в ссылке, он не смог встретиться со своими
друзьями-лицеистами, поэтому написал это любовное, дружеское послание. Конечно,
пример этот зачтён на экзамене не будет.

Читайте также:  В какой еде содержится допинг

Разберём следующий
ответ.

С4.Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть
сопоставлены с «Морем» В.А. Жуковского?

В произведениях русских
поэтов неоднократно фигурировал образ моря. Так, в стихотворении Ф.И.
Тютчева «Море и утёс», в отличие от «Моря» В.А. Жуковского, представляет
собой неконтролируемую стихию, предназначение которой заключается в разрушении
и создании хаоса. Кроме того, природному образу посвящено произведение М.И.
Цветаевой «Молитва морю». М.И. Цветаева, как и В.А. Жуковский,
пытается осмыслить водную стихию с точки зрения философии. Она обращается к ней,
как к живому существу; отдаёт ей «свой беспомощный дух».

Видно, что автор
данного ответа много работал над тем, чтобы писать лаконично, коротко и по
сути, однако несколько перестарался в этом стремлении. Первый приведённый
пример можно не засчитывать, потому что экзаменуемый не подтвердил свой тезис
цитатой. Напомню, что в заданиях С4 хотя бы несколько слов из стихотворения
должны быть обязательно процитированы.

Второй пример –
стихотворение М.И. Цветаевой – можно засчитать, но с большой натяжкой,
потому что фраза «осмыслить водную стихию с точки зрения философии» вызывает
некоторые недоумения, что хотел сказать этим автор? Вероятно, стоило сказать
несколько по-другому, «Образ моря вызывает у Цветаевой философское размышление
о смысле жизни. Для неё море – всепоглощающая стихия, забирающая «детское горе”,
«беспомощный дух”. Жуковский и Цветаева говорят в своём стихотворении о
сокровенных мыслях, они делятся с ним своими воспоминаниями, переживаниями».

Поэтому стремление
настолько кратко характеризовать произведения, анализировать их – дурной тон. С
одной стороны, вероятность допустить ошибку меньше, но с другой стороны нам
необходимо дать полноценный ответ на поставленный вопрос. Поэтому нужно стремиться держать золотую
середину!

1. Выберите вопрос С4 и
напишите ответ, используя таблицу, – «Сопоставление лирических тем».

2. Не забываем читать
каждый день и учить стихи.

Теория уже начала откладываться в
памяти?

Источник

Ñëîâî «ëèðèêà» ïðèøëî ê íàì èç ãðå÷åñêîãî ÿçûêà.  êëàññè÷åñêîì ïîíèìàíèè ËÈÐÈÊÀ – ýòî  îäèí èç ðîäîâ ëèòåðàòóðû, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò èçîáðàæåíèå äóõîâíîé æèçíè ÷åëîâåêà, ìèðà åãî ÷óâñòâ è ýìîöèé, ìûñëåé è ðàçìûøëåíèé. Ëèðè÷åñêîå ïðîèçâåäåíèå ïîäðàçóìåâàåò ïîýòè÷åñêîå ïîâåñòâîâàíèå, â êîòîðîì îòîáðàæåíû ðàçìûøëåíèÿ àâòîðà î ðàçëè÷íûõ ïðèðîäíûõ ÿâëåíèÿõ è æèçíè â öåëîì.

 ñïèñêå  íàèáîëåå  ðàñïðîñòðàíåííûõ æàíðîâ, êîòîðûìè ïèøóò àâòîðû íàøåãî ñàéòà,  ôèëîñîôñêàÿ ëèðèêà çàíèìàåò âòîðîå ìåñòî — ñðàçó ïîñëå ïåéçàæíîé (ãîðîäñêîé) ëèðèêè. Ïîòîìó ÷òî âñ¸, ÷òî íå î òîì, ÷òî âèäèò ãëàç, àâòîðû óâåðåííî ñ÷èòàþò ôèëîñîôèåé. Òàê ëè ýòî? Êàêèå ñòèõè ôèëîñîôñêîé ëèðèêîé ÿâëÿþòñÿ, à êàêèå – íå áîëåå, ÷åì ðàññêàç â ñòèõàõ èëè ïåðå÷åíü çàðèôìîâàííûõ íàçèäàíèé?

ÔÈËÎÑÎÔÑÊÀß ËÈÐÈÊÀ – ýòî ñòèõîòâîðåíèÿ, â îñíîâó êîòîðûõ ëåãëè ðàçäóìüÿ î ñìûñëå æèçíè èëè î âå÷íûõ ÷åëîâå÷åñêèõ öåííîñòÿõ. Îíè, êàê è âñÿêàÿ èíàÿ ëèðèêà, ñîäåðæàò â ñåáå òðåáîâàíèå  ñîáëþäåíèÿ âñåõ ëèòåðàòóðíûõ ïðàâèë ïî íàïèñàíèþ ñòèõîâ (ðèôìà, îáðàçíîñòü, îëèöåòâîðåíèå è ò.ä.) è ïðèñóòñòâèå ñêðûòîãî ñìûñëà, ïîìèìî ïîíÿòíîãî îñíîâíîãî. Ñêðûòûé ñìûñë ïîðîé ðàñêðûâàåòñÿ íå ñðàçó, à ïîñëå ïðî÷òåíèÿ ïðîèçâåäåíèÿ íåñêîëüêî ðàç, èíîãäà äàæå  ïîñëå ïðîèçîøåäøåãî ïîçæå ðåàëüíîãî  ñîáûòèÿ (ñòèõîòâîðåíèå  — ïðîðî÷åñòâî). Ñêðûòûé ñìûñë ìîæåò ïðèñóòñòâîâàòü â ñòèõàõ, íàïèñàííûõ íà òåìó êîñìîñà, ïðèðîäû, ðåëèãèè èëè êàêèõ-òî íåîáúÿñíèìûõ âåùåé (ÍËÎ, ôàíòàñòè÷åñêèå ôèëüìû è ò.ä.).

Ïðåæäå, ÷åì ïåðåõîäèòü ê êîíêðåòíûì ïðèìåðàì, îáðàòèìñÿ ê èñòîðèè ëèòåðàòóðû.

 Â ðóññêîé ïîýçèè îñíîâîïîëîæíèêîì ôèëîñîôñêîé ëèðèêè ñ÷èòàåòñÿ Ôåäîð Òþò÷åâ. Ìèð, ïðèðîäà, ÷åëîâåê â åãî ñòèõàõ íàõîäÿòñÿ â ïîñòîÿííîì ñòîëêíîâåíèè ïðîòèâîáîðñòâóþùèõ ñèë, ãäå ÷åëîâåê îáðå÷åí íà «áåçíàäåæíûé», «íåðàâíûé» áîé, íà «îò÷àÿííóþ» áîðüáó ñ æèçíüþ, ðîêîì, ñ ñàìèì ñîáîé. Îñîáîå òÿãîòåíèå ïðîÿâëÿåò ïîýò ê èçîáðàæåíèþ áóðü è ãðîç â ïðèðîäå è â ÷åëîâå÷åñêîé äóøå. Èäåéíîå ñîäåðæàíèå ôèëîñîôñêîé ëèðèêè Òþò÷åâà çíà÷èòåëüíî íå ñòîëüêî ñâîèì ðàçíîîáðàçèåì, ñêîëüêî ãëóáèíîé. Íàèìåíüøåå ìåñòî çàíèìàåò çäåñü ëèðèêà ñîñòðàäàíèÿ, ïðåäñòàâëåííàÿ, îäíàêî, òàêèìè çàõâàòûâàþùèìè ïðîèçâåäåíèÿìè, êàê «Ñëåçû ëþäñêèå» è «Ïîøëè, Ãîñïîäü, ñâîþ îòðàäó». Ïðåäåëû, ïîñòàâëåííûå ÷åëîâå÷åñêîìó ïîçíàíèþ, îãðàíè÷åííîñòü çíàíèÿ «÷åëîâå÷åñêîãî ß», ñëèÿíèÿ ÷åëîâåêà ñ æèçíüþ ïðèðîäû, îïèñàíèÿ ïðèðîäû, íåæíîå è áåçîòðàäíîå ïðèçíàíèå îãðàíè÷åííîñòè ÷åëîâå÷åñêîé ëþáâè – òàêîâû ãîñïîäñòâóþùèå ìîòèâû ôèëîñîôñêîé ïîýçèè Òþò÷åâà. Åùå îäèí ìîòèâ ïîýòà – ýòî ìîòèâ õàîòè÷åñêîé, ìèñòè÷åñêîé ïåðâîîñíîâû æèçíè.

Ô.Òþò÷åâ «Êîãäà äðÿõëåþùèå ñèëû…» 1866

Êîãäà äðÿõëåþùèå ñèëû
Íàì íà÷èíàþò èçìåíÿòü
È ìû äîëæíû, êàê ñòàðîæèëû,
Ïðèøåëüöàì íîâûì ìåñòî äàòü,-

Ñïàñè òîãäà íàñ, äîáðûé ãåíèé,
Îò ìàëîäóøíûõ óêîðèçí,
Îò êëåâåòû, îò îçëîáëåíèé
Íà èçìåíÿþùóþ æèçíü;

Îò ÷óâñòâà çàòàåííîé çëîñòè
Íà îáíîâëÿþùèéñÿ ìèð,
Ãäå íîâûå ñàäÿòñÿ ãîñòè
Çà óãîòîâàííûé èì ïèð;

Îò æåë÷è ãîðüêîãî ñîçíàíüÿ,
×òî íàñ ïîòîê óæ íå íåñåò
È ÷òî äðóãèå åñòü ïðèçâàíüÿ,
Äðóãèå âûçâàíû âïåðåä;

Îòî âñåãî, ÷òî òåì çàäîðíåé,
×åì ãëóáæå êðûëîñü ñ äàâíèõ ïîð,-
È ñòàð÷åñêîé ëþáâè ïîçîðíåé
Ñâàðëèâûé ñòàð÷åñêèé çàäîð.

Ô.Òþò÷åâ. «Íàä ýòîé òåìíîþ òîëïîé» 1857ã

Íàä ýòîé òåìíîþ òîëïîé
Íåïðîáóæäåííîãî íàðîäà
Âçîéäåøü ëè òû êîãäà, ñâîáîäà,
Áëåñíåò ëè ëó÷ òâîé çîëîòîé?..

Áëåñíåò òâîé ëó÷ è îæèâèò,
È ñîí ðàçãîíèò è òóìàíû…
Íî ñòàðûå, ãíèëûå ðàíû,
Ðóáöû íàñèëèé è îáèä,

Ðàñòëåíüå äóø è ïóñòîòà,
×òî ãëîæåò óì è â ñåðäöå íîåò,-
Êòî èõ èçëå÷èò, êòî ïðèêðîåò?..
Òû, ðèçà ÷èñòàÿ Õðèñòà…

Òåìû  ñòèõîâ ñîâðåìåííîé ôèëîñîôñêîé ëèðèêè ìîãóò áûòü ñàìûìè ðàçíûìè. Åå ïðîäîëæåíèå è ðàçíîâèäíîñòè – ýòî «ãðàæäàíñêàÿ ëèðèêà» è «ðåëèãèîçíàÿ ëèðèêà», «ìèñòèêà è ýçîòåðèêà». Åñëè ôèëîñîôñêàÿ ëèðèêà ðàññìàòðèâàåò âå÷íûå òåìû ñìûñëà æèçíè, äîáðà è çëà, ìèðîóñòðîéñòâà è öåëè íàøåãî ïðåáûâàíèÿ íà çåìëå, òî «ãðàæäàíñêàÿ» ïðèáëèæåíà ê îáùåñòâåííûì ïðîáëåìàì – ê èñòîðèè è ïîëèòèêå, îíà îïèñûâàåò (íåïðåìåííî ïîýòè÷åñêèì ÿçûêîì!) íàøè êîëëåêòèâíûå ÷àÿíèÿ, ëþáîâü ê ðîäèíå, áîðüáó ñî çëîì â îáùåñòâå.  Òåìà «ðåëèãèîçíîé ëèðèêè» — ýòî îñìûñëåíèå ñâîåé âåðû, öåðêîâíîé æèçíè, âçàèìîîòíîøåíèé ñ Áîãîì, ðåëèãèîçíûå äîáðîäåòåëè è ãðåõè, ïîêàÿíèå. «Ìèñòèêà è ýçîòåðèêà» – îòðàæåíèå â ñòèõàõ îñîáîé ôèëîñîôñêîé êàðòèíû ìèðà,  îòëè÷íîé îò ðåëèãèîçíîé. Î êàæäîé èç ýòèõ ðàçíîâèäíîñòåé ÿ ïîñòàðàþñü ïîäãîòîâèòü îòäåëüíûå ñòàòüè, à ïîêà  ïîãîâîðèì î òîì, êàê ÍÅ ÑÒÎÈÒ ïèñàòü ôèëîñîôñêóþ ëèðèêó.

Читайте также:  Бета каротина в каких продуктах содержится

Êàê è âîîáùå âñå ëèðè÷åñêèå ïðîèçâåäåíèÿ, ýòè ñòèõè äîëæíû èäòè èëè îò ïåðâîãî ëèöà, èëè îò ëèöà ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ (Îí, Îíà): ëèðèêà ïðåäïîëàãàåò äîâåðèòåëüíîå, îòêðîâåííîå ðàçìûøëåíèå, èñõîäÿ èç êîíêðåòíîãî ïåðåæèòîãî îïûòà: íå «êàê áûâàåò âîîáùå» è íå «êàê äîëæíî áûòü», è, óæ òåì áîëåå, íå êàê «ÎÍÈ» äåëàþò… ËÈÐÈÊÀ – ÝÒÎ ÌÈÐ ÎÄÍÎÉ ËÈ×ÍÎÑÒÈ, ðåàëüíîé èëè ñîòâîðåííîé ôàíòàçèåé àâòîðà, íî ñîâåðøåííî êîíêðåòíîé, èçëàãàþùåé ÏÅÐÅÆÈÒÛÉ ÎÏÛÒ. Âñÿêèå ëîçóíãè è âîççâàíèÿ àâòîðà ê äðóãèì, êàê ïðàâèëî, íå ïðîèçâîäÿò òàêîãî ãëóáîêîãî  âïå÷àòëåíèÿ íà ÷èòàòåëÿ, êàê åãî ëè÷íûå ðàçäóìüÿ. È äàæå åñëè â ñòèõàõ åñòü îáðàùåíèå «òû» èëè áåçëèêîå «ìû», (÷òî, â îáùåì-òî íåæåëàòåëüíî!), òî ýòî âñå ðàâíî äîëæíî áûòü íå îòñòðàíåííûì  âîççâàíèåì ê òîëïå, à íå áîëåå, ÷åì ôîðìîé ëè÷íîãî ðàçìûøëåíèÿ î ÑÂÎÅÉ æèçíè. Ëèðèêà, ãäå íåò àâòîðà, ãäå îäíè òîëüêî çàðèôìîâàííûå ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ äëÿ äðóãèõ, ïåðåñòàåò áûòü ëèðèêîé. Ïðèâåäó ïðèìåð:

Ñêîëü çèì è ëåò ïëàíåòó ñëàâÿò,
À âñ¸-òàêè â êîòîðûé ðàç
×åãî-òî â æèçíè íå õâàòàåò
Ïîðîþ êàæäîìó èç íàñ.

Âçäîõíóâ, î ÷¸ì-òî ñîæàëååì,
Ïðåäàâøèñü äóìàì â òèøèíå…
È âíîâü äóøîþ ìû áîëååì,
È èùåì êîðåíü çëà èç âíå.

È ìó÷èò óì êàê æàæäà çíîÿ,
×òî ó äðóãèõ âñåãî ñ ëèõâîé:
Êàðüåðà, äîì è âñ¸ òàêîå,
À òû, êàê ïðîêëÿòûé êàêîé!
……. È ò.ä.
                (àâòîð ÑÒÈÕÈ.ÐÓ)

Ýòî ÿ íàóãàä ñêîïèðîâàëà îäíó èç ïîñëåäíèõ ïóáëèêàöèé  ðàçäåëà «ôèëîñîôñêàÿ ëèðèêà»: òèïè÷íûé ïðèìåð ñòèõîâ, êàêèõ âåëèêîå  ìíîæåñòâî íà íàøåì ñàéòå! Çäåñü  àâòîð ïîó÷àåò íàñ â ðèôìó, êàêèå ÌÛ íèê÷åìíûå, íåñîâåðøåííûå,- îí ãîâîðèò âïîëíå ïðàâèëüíûå, î÷åâèäíûå âåùè î òîì, ÷òî «÷åãî-òî â æèçíè íå õâàòàåò ïîðîþ êàæäîìó èç íàñ…» Ïîñëå ýòèõ ñòðîê íåâîëüíî âñïîìèíàåøü ñëîâà èçâåñòíîé ïåñíè èç ñîâåòñêîãî ñåðèàëà: «åñëè êòî-òî êîå-ãäå ó íàñ ïîðîé ÷åñòíî æèòü íå õî÷åò…». Àâòîð ïîëíîñòüþ îòñòðàíåí, îí ïðåäëàãàåò íàì ñâîä èñòèí, êîòîðûå è òàê âñå çíàþò, è ýòî…. ñêó÷íî.

Âòîðàÿ îøèáêà ñòèõîâ òàê íàçûâàåìîé ôèëîñîôñêîé ëèðèêè – ýòî ìåëêîòà òåì  èëè ïîëíîå îòñóòñòâèå ôèëîñîôñêîãî ðàçäóìüÿ, êàê òàêîâîãî. Ïîòîìó ÷òî ïðîñòîå ïåðå÷èñëåíèå èçâåñòíûõ ôàêòî⠖ ýòî íå ôèëîñîôèÿ. Äàæå åñëè èì òóò æå äàíà îöåíêà («÷òî òàêîå õîðîøî, à ÷òî òàêîå ïëîõî»), òî ýòî òîæå íå ôèëîñîôèÿ.

Ôèëîñîôèÿ – ýòî ôîðìà è ïîçíàíèÿ ìèðà, âûðàáàòûâàþùàÿ ñèñòåìó çíàíèé î ôóíäàìåíòàëüíûõ ïðèíöèïàõ è îñíîâàõ ÷åëîâå÷åñêîãî áûòèÿ, î íàèáîëåå îáùèõ ñóùíîñòíûõ ÷åðòàõ îòíîøåíèÿ ÷åëîâåêà ê ïðèðîäå, îáùåñòâó è äóõîâíîé æèçíè.

Êîíå÷íî, ñòèõè – ýòî íå íàó÷íûé òðàêòàò, îíè íå ïðåäïîëàãàþò ãëóáèíû ïðîðàáîòêè  òåìû, ÿ ãîâîðþ çäåñü ñêîðåå î ãëóáèíå ïðåäìåòà ðàçìûøëåíèÿ â ñòèõàõ, êîòîðûå âû ðåøèëè îòíåñòè ê «ôèëîñîôñêîé ëèðèêå», à âîâñå íå î ïîäðîáíîñòè, äåòàëèçàöèþ èäåé, êîòîðûå âû ïîìåñòèëè â ñâîå ñòèõîòâîðåíèå. Áîëåå òîãî, åñëè âû ïîïûòàåòåñü çàðèôìîâàòü è ïåðåñêàçàòü ñòèõàìè êàêóþ-òî íàó÷íóþ ñòàòüþ, èëè ôèëîñîôñêóþ ïðèò÷ó, èëè âûâåäåííîå âàìè íîâîå  ïðàâèëî æèçíè, íå âíåñÿ òóäà íè ñâîåãî ëè÷íîãî îïûòà, íè îáðàçíîãî, ïîýòè÷åñêîãî ÿçûêà ñ òðîïàìè (ïîäòåêñòàìè è ñêðûòûì ñìûñëîì), òî ýòî òîæå íå áóäåò ôèëîñîôñêîé ëèðèêîé!

Ðèôìîâêà âñåãî, ÷òî âû íåäàâíî ïðî÷ëè â êàêîé-òî êíèãå – ýòî âîîáùå íå ïðåäìåò ïîýçèè. Çíàþ àâòîðîâ ñàéòà, êîòîðûå äàæå ôðàãìåíò êíèãè ïî ñàäîâîäñòâó óìåþò ïðåâðàùàòü â ñòèõè:

 ìî¸ì ñàäó ðàñò¸ò âîò ýòà øòóêà.
Ÿ â íàðîäå Êëåùåâèíîé íàçûâàþò.
Ãäå ðîäèíà å¸? Óâû, íå âåäàåò íàóêà.
Íî, äðåâíèì ðîä ðàñòåíèÿ ñ÷èòàþò.

Ïðåäïîëàãàþò áóäòî â Àôðèêå äàë¸êîé
Íà ñâåò äî íîâîé, íàøåé ýðû ïîÿâèëàñü.
Áîã ñîòâîðèë å¸, è ëàäíîé, è âûñîêîé,
È øèáêî ñòîéêîé, êîëü ó íàñ ïðèæèëàñü.

Ïî ìèðó ñ íåçàïàìÿòíûõ âðåì¸í øàãàåò
È ïîêîðèëà â ìèðå ðàçíûõ ñòðàí íåìàëî.
Ñóáòðîïèêè è òðîïèêè å¸ ñâîåé ñ÷èòàþò
Äà è ó íàñ äàâíî óæå àáîðèãåíêîé ñòàëà.

Ïîëåçíà Êëåùåâèíà. Ýòî áåç ñîìíåíèÿ.
Êàñòîðîâîå ìàñëî, ùåäðûé äàð å¸ ïëîäîâ.
À ìíå ìèëåå â àâãóñòå, ïîðà öâåòåíèÿ.
Âîò å¸ ôîòî. È íå íóæíî ëåñòíûõ ñëîâ.
                (Àâòîð ÑÒÈÕÈ.ÐÓ)

Äðóãîå äåëî, åñëè òà æå ñàìàÿ êëåùåâèíà, î êîòîðîé âû ïðî÷ëè, ïðîáóäèò â âàñ îïðåäåëåííûé ïîòîê ìûñëåé, è âû, ïîñâÿòèâ åé íåñêîëüêî ïîýòè÷åñêèõ ñòðîê â íà÷àëå ñòèõîòâîðåíèÿ, îòòîëêíåòåñü îò åå ñâîéñòâ, êàê îò îáðàçöà ñòîéêîãî è âûíîñëèâîãî ñóùåñòâà, ïîòîì ïåðåéäåòå ê ðàçìûøëåíèÿì î çíà÷èìîñòè òåðïåíèÿ, íåïðèõîòëèâîñòè â óñëîâèÿõ âûæèâàíèÿ â òðóäíîñòÿõ, ñ êîòîðûìè àâòîð ëè÷íî ñòàëêèâàëñÿ (è âàæíî, ÷òîá â ñòèõàõ ïðîçâó÷àëî èìåííî åãî ëè÷íàÿ èñòîðèÿ – õîòÿ áû îäíîé ôðàçîé), à â êîíöîâêå õîðîøî áû ñäåëàòü àôîðèñòè÷íûé âûâîä, êîòîðûé îêàæåòñÿ ïîíÿòíûì è èíòåðåñíûì íå òîëüêî ê âàì, íî è ÷èòàòåëÿì… Íå õîòèòå ïîïðîáîâàòü?

 Â ñëåäóþùèé ðàç ÿ ïîäåëþñü ñ âàìè ìûñëÿìè î ãðàæäàíñêîé è ðåëèãèîçíîé ëèðèêå. Äî âñòðå÷è!

Источник

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление

7

в каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом собственного бытия и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинской элегией?

1 ответ:

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление

0

0

Есенин «не жалею,  не зову, не плачу…» — осмысление собственногопрошлого, как у Пушкина. присутствует некая обречённость.  «я не буду больше молодым» перекликается с «Безумных лет угасшее веселье» Пушкина. и М.Ю.Лермонтов «выхожу один я на дорогу» так же осмысление жизни и как в «Элегии» начало пессимистическое, в конце чувствуется пробуждение

Читайте также

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление

Книга о девочке Вале Зайцевой, которая живет на Васильевском острове и ее подруге Тане. У них с Таней все общее: улица, школа, даже почерк. Только Валя никогда не видела Таню, они никуда никогда вместе не ходили, хотя обе василеостровские девчонки. Валя живет уже после войны, а подруга Таня — Таня Савичева. Но Валя все о ней знает. Ей рассказывали. А потом Валя узнает, что на Дороге Жизни собираются ставить памятник детям, погибшим в блокаду. Конечно, она захочет тоже помогать строить памятник своей подруге… Редко пишу «читать обязательно», но думаю, что это надо прочитать каждому. Только сначала пусть читают родители, а потом решают, когда знакомить с этим произведением детей. Наверное, в начальной школе. Кстати, рассказ короткий. Из 16 страниц прекрасные иллюстрации занимают чуть ли не больше места, чем текст. И все же это очень сильный рассказ о войне. Спасибо.

Читайте также:  Мононенасыщенные кислоты в каких продуктах содержится

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление

Она была довольно смелая и в какой-то мере жестокая. Несмотря на то, что Дуня любила отца, она уехала с молодым человеком тайно от отца. А потом больше не встречалась со своим отцом. Возможно ей не разрешали это сделать. Но для станционного смотрителя Самсона Вырина Дуня очень много значила. Он занимал очень низкую должность и терпел унижения от других людей, а дочь была его радостью. Самсон не смог так жить и довольно скоро умер.

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление

Анатолий Алексин 
1. Не моё дело 
2. Дальний родственник 
3. Самый счастливый день 
4. Двадцать девятое февраля 
5. Как Ваше здоровье? 
6. Егоров 
7. «Взрослый» вечер 

Самая обычная московская семья. Мама, папа и сын Сережа. Да, еще бабушка, которая всегда всех сравнивает с другими. 
Сережин папа работает врачом и сыну кажется, что важнее папиной профессии нет. И он всячески старается это подчеркнуть.

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление

Это «Четвёртая высота » автор Елена Ильина
Книга рассказывает о детстве , юности и о жизни в военное время Марионеллы Королёвой -героини Великой Отечественной  Войны.

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление

Мцыри — молодой монах. Однако он стал монахом не по своей воле: русский генерал взял маленького Мцыри в плен и оставил жить в монастыре. Мцыри с 6 лет насильно держат в монастыре: «…Я молод, молод…» «…Я мало жил…» «…Чтоб в цвете лет, / Едва взглянув на божий свет…»  Мцыри родился и вырос на Кавказе:  «…Седой, незыблемый Кавказ <… >Мне тайный голос говорил, / Что некогда и я там жил…»  «…Дитя неведомой страны…» Отец Мцыри был гордым воином: «…А мой отец? он как живой / В своей одежде боевой / Являлся мне, и помнил я / Кольчуги звон, и блеск ружья, / И гордый непреклонный взор…» У Мцыри с детства развился могучий дух, огромная внутренняя сила, которые он наследовал от своих предков: «…Но в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух / Его отцов…»  У Мцыри пламенная душа: «…дай руку мне; / Ты чувствуешь, моя в огне… / Знай, этот пламень с юных дней / Таяся, жил в груди моей; / Но ныне пищи нет ему, / И он прожег свою тюрьму…» Мцыри — гордый человек. Таким он является с самого детства: «…И, гордо выслушав, больной / Привстал, собрав остаток сил…» «…Он знаком пищу отвергал, / И тихо, гордо умирал…» (в детстве)  Мцыри — мужественный человек. Таким он является с самого детства: «…Без жалоб он / Томился – даже слабый стон / Из детских губ не вылетал…» «…Ты помнишь детские года: / Слезы не знал я никогда…» Жизнь Мцыри полна горьких мук: «…И повесть горьких мук моих / Не призовет меж стен глухих / Вниманье скорбное ничье…»           Читайте подробнее: История жизни Мцыри Живя в неволе в монастыре, Мцыри тоскует по своей родине, Кавказу: «…Бродил безмолвен, одинок, / Смотрел вздыхая на восток, / Томим неясною тоской / По стороне своей родной…»  «…Унесть в могилу за собой / Тоску по родине святой…»  «…Напрасно грудь / Полна желаньем и тоской: / То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума…»  «…про милую страну…»  Мцыри — хороший человек, который никому не сделал зла:  «…Но людям я не делал зла, / И потому мои дела / Не много пользы вам узнать…» У Мцыри детская, чистая душа: «…Я вырос в сумрачных стенах, / Душой дитя, судьбой монах…» Мцыри — угрюмый и одинокий человек. Живя взаперти в монастыре, Мцыри отвык от людей: «…угрюм и одинок, / Грозой оторванный листок…»  «…Таков цветок/ Темничный: вырос одинок / И бледен он меж плит сырых…» «…Я сам, как зверь, был чужд людей…» «…Я был чужой / Для них навек, как зверь степной…» Живя в монастыре, Мцыри мечтает о на воле с ее тревогами и битвами: «…Она мечты мои звала <…> В тот чудный мир тревог и битв <…> Где люди вольны, как орлы…» Находясь в заточении, Мцыри скучает по родине и по родным, которых не видел уже много лет: «…Я видел у других / Отчизну, дом, друзей, родных, / А у себя не находил / Не только милых душ – могил!..»  «…виденья снов живых / Про милых ближних и родных, / Про волю дикую степей…» Мцыри жаль расставаться с жизнью, так как он не познал ее, находясь много лет в неволе: «…Но с жизнью жаль расстаться мне…» «…Ты жил, – я также мог бы жить!..» (слова Мцыри ) Мцыри — смелый и храбрый человек. Он сражается с барсом один на один: «…Ко мне он кинулся на грудь; / Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье… Он завыл…» Мцыри — хороший боец. Его удар верен и скор: «…Удар мой верен был и скор. / Надежный сук мой, как топор, / Широкий лоб его рассек…» Мцыри мог бы быть удалым горцем, если бы не оказался в заточении в монастыре: «…Но нынче я уверен в том, / Что быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов…»  Живя в плену в монастыре, Мцыри мечтает вернуться в родные края. Наконец он сбегает из монастыря, но так и не добирается до родного селения. Мцыри снова помещают в монастырь. Здесь он, судя по всему, доживает свою жизнь: «…Я цель одну, / Пройти в родимую страну, / Имел в душе…»  Это был цитатный образ и характеристика Мцыри в поэме «Мцыри» Лермонтова: описание характера героя в цитатах. Смотрите: Все материалы по поэме «Мцыри

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/10/obraz-harakteristika-Mcyri-pojema-Lermontov.html

© Literaturus.ru : Мир русской литературы

Источник