В каких продуктах есть хор
Питание играет большую роль в жизни и работе вокалиста. Порой хриплое звучание голоса появляется не из-за заболеваний горла, а при неправильном питании. Проблема касается не только основной еды певца, но и употребления некоторых продуктов перед пением.
Есть мнение, что вокалистам запрещено только употреблять семечки, так как это вредно для голоса, и перед пением нужно пить сырые яйца. На самом деле список продуктов, которые нельзя есть вокалистам, значительно шире, чем об этом говорят преподаватели вокала. Давайте подробнее разберемся в данном вопросе, а также приведем топ-5 самых полезных и вредных для голоса продуктов.
Как влияет еда на голос
Любые продукты питания по-разному влияют на эластичность слизистых горла и гортани. Одни способствуют лучшей растяжке тканей, благодаря которой может исчезнуть хриплая окраска голоса, другие усиливают неприятное ощущение во время пения. Поэтому в одном случае еда может оказаться полезной для вокалиста, в другом – вредной.
От неё будет зависеть не только окраска голоса, его приятное звучание и лёгкость в распевании, но и снятие некоторых зажимов. Ведь, когда есть дискомфорт в горле, петь становится трудно и очень неудобно. Поэтому все продукты можно разделить на полезные для вокалиста, которые способствуют эластичности мягких тканей, и вредные.
Большое значение имеет и количество пищи. Если питание несбалансированное и нерациональное, то голос может терять силу. Поэтому диеты, особенно голодные, редкое употребление пищи, а также отказ от жиров могут ослабить силу голоса и сделать его тусклым и невыразительным.
Малое количество пищи может лишить ваш голос красоты, силы и сократить его диапазон, поэтому не стоит сидеть на диете перед ответственным выступлением. Вы споёте значительно хуже, чем раньше, так как голос будет звучать слабо и невыразительно. Но не стоит и много есть, особенно перед пением.
Тяжёлая еда может давить на диафрагму и приводить к слабости, трудностям в пении, а также к сокращению диапазона голоса. На полный желудок вы будете петь тяжело и с большими усилиями, так как не будет эластичности в мягких тканях гортани. Поэтому есть нужно за час до пения, чтобы была опора для звука, но в то же время желудок не должен быть перегружен.
Как еда влияет на голос вообще? Это зависит от того, что именно вы съели в день пения. Специалисты советуют за час до выступления съесть немного плотной пищи, например пюре, кашу или сладкий печёный пирожок. Тогда вы не будете чувствовать голода и ваш голос приобретёт необходимую плотную дыхательную опору.
На голос влияет и длительное употребление некоторых продуктов питания. Они могут стать причиной раздражения слизистой оболочки горла, вызвать хрипы, кашель и неприятное ощущение, словно в гортань попала соринка, инородное тело. Вот как еда влияет на голос, точнее вредные продукты, которые многие, сами того не зная, систематически употребляют.
5 самых вредных продуктов для голоса
В первую очередь к ним относятся:
- Семечки, арахис, сухарики с приправами и солёные орешки. Они содержат много жира и соли, а также раздражающих добавок, поэтому при их регулярном употреблении слизистые оболочки могут потерять свою эластичность. Голос становится хриплым, снижается его обертональная окраска, и петь становится неудобно. Может возникнуть ощущение першения, поэтому, даже если вы употребляете эти продукты не в день пения, они могут навредить вам. Вокалисту стоит вообще от них отказаться.
- Острые кетчупы, горчица, хрен и приправы. Их можно добавлять в пищу только в небольшом количестве и ни в коем случае не употреблять за 6 часов перед пением. Все они не только раздражают горло, но и способствуют избыточной выработке слизи, которая затрудняет пение и даже может провоцировать кашель.
- Жирное жареное мясо, картофель и чипсы, а также острый фастфуд. Жир лишает эластичности голосовые связки, что может привести к кашлю, трудностям в пении, особенно на скачках и в местах, где есть длинные ноты. Любые жирные продукты нужно есть в утреннее время за несколько часов до пения, если речь идёт о мясе и котлетах, а чипсы и вовсе нужно исключить из рациона вокалиста. Также в салаты не стоит добавлять много мяса.
- Ледяные напитки, такие как «Кола», «Фанта» или «Спрайт». Они могут вызвать шокирующую реакцию слизистой оболочки и привести к хрипоте голоса. Иногда на время он может пропасть совсем.
Алкогольные напитки, в первую очередь крепкие. Для голоса самыми вредными из них можно назвать пиво, коньяк, водку и крепкие тоники, тем более со льдом. Так же, как и любые напитки со льдом, они могут обжечь слизистую холодом и привести даже к временной потере голоса, да и к ангине тоже.
5 полезных продуктов для голоса
Они не только помогают хорошо петь, но и помогут в определённых случаях быстрее восстанавливать голос.
К ним относятся следующие продукты и напитки:
- Тёплый сладкий чёрный чай. Прекрасное средство для восстановления эластичности слизистых оболочек и лечения связок. Для лучшего эффекта он должен быть не горячим, а тёплым.
- Нежирное молоко комнатной температуры. Его нужно пить небольшими глотками, медленно, чтобы восстановить голос. Оно мягко обволакивает горло и делает голос сильнее.
- Сырые яйца. Их не стоит пить перед пением, как советуют многие вокалисты, хотя их регулярное употребление способствует сочности и мягкости голоса. Это средство прекрасно восстанавливает силы вокалиста, а также смягчает горло, способствуя мягкому и красивому пению. Но только в пищу нужно употреблять проверенные яйца, купленные на рынке, чтобы не заразиться опасной инфекцией. Яйца достаточно пить раз в неделю для красивого и чистого голоса.
- Сливочное масло. Качественное сливочное масло можно добавлять в молоко или просто рассасывать для того, чтобы петь стало удобнее. Но это обычно делают за час перед пением и запивать негазированной водой.
- Обычная вода комнатной температуры. Иногда это лучшее средство для того, чтобы быстро восстановить голос. Только пить её следует медленно, небольшими глотками.
Рацион вокалиста – что полезно ежедневно?
Чтобы голос звучал сильно и красиво, вам необходимо соблюдать несколько простых правил питания:
- Утро начинать с плотного завтрака. Если вы поёте днём или вечером, следует утром есть плотнее, чем в обед, чтобы создавать дыхательную опору для голоса. Можно есть мясо, кашу или салаты.
- Днём рекомендуется есть плотное блюдо, но без добавок, особенно острых и раздражающих горло. Это позволит создать хорошую дыхательную опору для голоса.
- В рацион вокалиста обязательно должно входить нежирное мясо, но употребляют его за 3 часа до начала пения.
- Рыбу и икру вокалисты включают в меню не реже 2 раз в неделю. Они содержат жиры, которые полезны для общего состояния организма и голосовых связок.
- Морепродукты можно есть в неограниченном количестве. Конечно, не стоит употреблять огромными порциями перед пением, но зато они являются источником нежирного белка, который в некоторых случаях может заменить мясо. В отличие от котлет и сала, они не могут отрицательно повлиять на голос.
- Конфеты, шоколад, пирожные и мороженое можно есть не раньше чем через час после пения. Некоторые руководители детских хоров перед пением дают хористам кусочек сахара. Делать этого не стоит, так как сладкое может навредить красивому и свободному звучанию голоса.
Автор – Аристархова Мария
Эта статья — о хоре как о певческом коллективе. Другие значения термина «хор» см. на странице хор (значения).
Грегорианский Церковный хор
Хор Пермского музыкального колледжа
Хор (др.-греч. χορός «толпа»), также хорово́й / пе́вческий коллектив — музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.
Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек, исполняющих одну и ту же партию.
Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено, так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи[1]): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).
Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило, на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella.
История[править | править код]
Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий. Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем, а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под кифару, также игравшую в унисон с хором.
Раннее христианство переняло античную традицию, и до X–XII веков хоры пели только в унисон или октаву. Затем началось разделение голосов на низкие и высокие и появление для них различных партий. До XV (а в церковном песнопении — до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение — хоры монахинь)[2].
Типы хоровых коллективов[править | править код]
Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы — женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.
- смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
- хор мальчиков и юношей — состоит из тех же четырёх основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов — низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
- мужской хор — состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) ещё более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
- женский хор — состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
- детский хор — состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.
Минимальное количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека.
С точки зрения манеры пения различают:
- академические хоры — поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;
- народные хоры — поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.
Виды хорового пения[править | править код]
По количеству участников различают:
- вокально-хоровой ансамбль — от 12 до 20 участников;
- камерные хоры — от 20 до 30-50 участников;
- средние хоры — от 40 до 60-70 участников;
- большие хоры — от 70 до 120 участников;
- сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.
Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), некоммерческие, церковные и учебные хоры.
См. также[править | править код]
- Хор (инструментоведение)
- Сутартинес
- Хора
- А капелла
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Анисимов А. И. Дирижёр-хормейстер. Творческо-методические записки.— Л.: «Музыка», 1976.— 160 с.
- Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина.— Л.: Музыка, 1980.— 216 с.
- Виноградов К. Работа над дикцией в хоре.— М.: Музыка, 1967.
- Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1.— М.: Советский композитор, 1974.
- Дмитревский Г. Хороведение и управление хором.— Музгиз, 1957.
- Евграфов, Ю. А. Элементарная теория мануального управления хором. — 2-е издание. — СПб.: изд-во «Лань»; изд-во «Планета музыки»,2018.
- Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором / А. А. Егоров. — Л. ; М.: Госмузиздат, 1951.
- Живов, В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения. — М.: Музыка, 1987.
- Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика.— М.: Владос, 2003.
- Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры.— М.: Советский композитор, 1985.
- Казачков С. А. Дирижёр хора — артист и педагог / Казан. гос. консерватория.— Казань, 1998.— 308 с.
- Казачков С. А. От урока к концерту.— Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990.— 343 с.
- Краснощеков В. Вопросы хороведения.— М.: Музыка, 1969.
- Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры.— М.: Музгиз, 1963.
- Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.— М.: Владос, 2003. ISBN 5-691-01077-8
- Памяти А. В. Свешникова. Сборник статей под ред. С. Калинина.— М.: Музыка, 1998.
- Памяти Н. М. Данилина. Письма, воспоминания, документы.— М.: Советский композитор, 1987.
- Пигров К. Руководство хором.— М.: Музыка, 1964.— 220 с.
- Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории.— М.: Музыка, 1970.
- Работа с хором. Методика, опыт.— М.: Профиздат, 1972.— 208 с.
- Сивизьянов А. Проблема мышечной свободы дирижера хора.— М.: Музыка, 1983.— 55 с.
- Романовский Н. В. Хоровой словарь. — Л.: Музыка, 1980
- Самарин В. Хороведение. — М.: Музыка, 2011.
- Соколов В. Работа с хором.— М.: Музыка, 1967.
- Тенета-Бартенева Л. Б. Лебедев Константин Михайлович. (Очерк о жизненном и творческом пути выдающегося хорового дирижера и педагога). — М.: 4 филиал Воениздата,2002
- Чесноков П. Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. Изд. 3-е.— М., 1961.
- Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.— М.: Музыка, 1981.— 174 с.]
- Садовников В. И. Орфоэпия в пении. — М., 1958. — 80 с.
- Риман, Гуго. Музыкальный словарь : CD-ROM / пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием. — М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008.
Ссылки[править | править код]
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Хор
- Соловьёв Н. Ф. Хор, в музыке // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Белорусский хоровой портал HOR.by: новости, библиотека
Грубая клетчатка — это пищевые волокна целлюлозы. Они не всасываются и не дают питательных веществ организму. Но при этом, они очень важны для здоровья и функционирования кишечника, сердечно-сосудистой и эндокринной системы.
Польза и вред для организма
Грубая клетчатка — основа здоровой полноценной жизни. Она выполняет ряд важнейших функций для организма:
- помогает держать вес в норме и не набирать лишних килограммов;
- оптимизирует выделение желчи, чтобы не возникало камней в желчном пузыре;
- снижает количество вредных бактерий в кишечнике;
- нормализует перистальтику, что способствует здоровому стулу;
- ускоряет синтез липидов;
- очищает организм от токсинов, ядов, солей и тяжелых металлов.
Внимание! При регулярном употреблении грубой клетчатки значительно снижается риск заболеть онкологией, сахарным диабетом, ожирением, геморроем, атеросклерозом, желчекаменной болезнью.
Но есть у такого питания и противопоказания. Это наличие гастрита, дуоденита, язвы желудка и колита. При таких патологиях назначают специальную диету с пониженным количеством грубых пищевых волокон.
Продукты, богатые грубыми волокнами
Чтобы снабдить организм грубой клетчаткой, достаточно употреблять продукты из списка:
- Фрукты и ягоды. Большинство фруктов и ягод имеют пищевые волокна, необходимые кишечнику. Один из главных их источников — малина. Всего на одну чашку приходится 2,5 грамма клетчатки. Также подходят яблоки с кожурой и клубника. Можно сделать из всех компонентов фруктовый салат и добавить туда семена кунжута. Это идеальное сочетание для обогащения растительной клетчаткой.
- Цельные зерна. Лидеры по содержанию грубой клетчатки. Достаточно добавить пшеничные отруби в овсянку или другую крупу. Сюда же входят пророщенные зерна пшеницы. Для любителей заморских лакомств подойдет попкорн. Хлеб из цельного зерна гораздо полезнее простого белого, а волокон содержит в 4 раза больше.
- Овощи. Практически все овощи содержат необходимые волокна. Тушеная репа и простой зеленый горошек в рейтинге на первом месте. На полчашки этих продуктов приходится 3 грамма пищевых волокон.
- Рисовые отруби. Редкий продукт в употреблении, но удивительно полезный.
- Фасоль и бобовые. В данной группе лидер фасоль. Клетчатку содержат все бобовые культуры, но фасоль определенно на первом месте.
- Орехи и семена. Полезные вещества в орехах просто неисчислимы. Такие продукты, как миндаль, фисташки, грецкие орехи и семена льна, должны присутствовать в ежедневном рационе любого человека.
Список пищи, богатой клетчаткой, будет неполным без круп: гречки, овсянки и коричневого риса. Но на первом месте в рейтинге различные отруби.
Отруби — только польза
Отруби овса, пшеницы, ржи — обязательный компонент самых полезных диет при похудении. Они помогают сбросить лишний вес, налаживают работу кишечника, выводят из организма токсины.
Внимание! При похудении достаточно съедать по 2 столовых ложки отрубей за полчаса до приема пищи и запивать их водой. Желудок не позволит съесть лишнего, что сократит количество потребленных жиров и калорий.
Чтобы получить достаточно грубой клетчатки для здоровья, необходимо в ежедневном рационе заменить простой хлеб на отрубной. При применении в меню отрубей важно помнить, что они способны понизить действие лекарственных препаратов. Поэтому употреблять отруби нужно через полчаса после приема любого препарата.