В каких отраслях права содержатся нормы банковского права

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Банковское право — межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью банковской системы.

В состав банковского права входят как нормы гражданского права и предпринимательского права (регулирующие создание и деятельность банков как коммерческих организаций, отношения между кредитными организациями и их клиентурой), так и финансового права (устанавливающие основные принципы кредитной системы, определяющие статус центрального банка, регулирующие отношения между последним и коммерческими банками, создание и деятельность банков и других кредитных организаций как особых финансовых институтов).

Функции банковского права[править | править код]

Регулятивная функция банковского права[править | править код]

В основу регулирования государством общественных отношений, и в частности банковских, закладывается система организованного властного воздействия на объект управления и его поведение (банковская деятельность), а именно правовое регулятивное воздействие.

Механизм правового регулирования банковской деятельности складывается из двух основных элементов:

  • система государственных органов власти, осуществляющих регулирование, а точнее, управление в рамках своей компетенции, установленной законодательством;
  • совокупность форм, методов и способов, используемых этими органами в процессе регулирования банковской деятельности.

Банковское право в России[править | править код]

Процесс организации обеспечения регулирования, равно как и собственно регулирования банковской деятельности, представляет собой регулирование общественных отношений нормативным способом, а именно: ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» гласит, что правовое регулирование таких общественных отношений, как банковская деятельность, осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (включая Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), а также нормативными актами Банка России. То есть законодатель предоставляет определенную группу регулятивных нормативных актов для банковских отношений[1].

Система банковского права[править | править код]

В настоящее время банковское законодательство в Российской Федерации не образует целостной системы. Основные законодательные акты — Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)»[2], а также Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий положения об основных банковских сделках, и прочие нормативно-правовые акты, затрагивающие деятельность ЦБ РФ или банковскую деятельность. Но, конечно, подавляющим большинством источников банковского права являются акты Банка России.

Банковская система Российской Федерации является двухуровневой, где первый уровень занимает Центральный банк Российской Федерации, ко второму относятся кредитные организации: коммерческие банки и иные небанковские финансово-кредитные институты. Управление, осуществляемое государством, различается по способам и процедурам относительно применения их к первому и второму уровням банковской системы, что обусловлено неравным положением и значением субъектов. Такое разделение существенно для регулирования банковской деятельности в целом и влияет на него.

Государство силой закона в процессе правового регулирования возводит управляющую систему из соответствующих по компетенции объекту управления государственных органов, определяет порядок их функционирования, устанавливает правила осуществления банковской деятельности. Следовательно, в понятии организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности при установлении правовых основ государство реализует своё право регулирования банковских правоотношений, а также организует систему своего управляющего воздействия на банковскую деятельность.

Особенности банковского права[править | править код]

Регулирование банковской деятельности особо специфично, поскольку оно представляется как процесс по установлению правил осуществления банковской деятельности в России в порядке законодательной и иной нормотворческой деятельности. Президент Российской Федерации и Государственная Дума Российской Федерации контролируют Банк России, последний осуществляет контроль и надзор за соблюдением банковского законодательства коммерческими банками и иными небанковскими финансово-кредитными институтами, применяет принуждение в случае допущения нарушений установленных правил поведения наряду с судебной властью (но суд может применить принуждение к любым из субъектов банковской системы).

Управление банковской системой[править | править код]

Президент России как важнейший субъект в управлении банковской системой, будучи главой государства, руководит всеми вопросами экономического, в том числе кредитно-финансового, характера, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции Российской Федерации). Президент представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Банка России и ставит вопрос об освобождении его от должности (ст. 83 Конституции Российской Федерации); он направляет трех человек в Национальный банковский совет; с ним согласовываются и кандидатуры членов Совета директоров Банка России. В связи с этим Центральный банк обязан обеспечить Президента Российской Федерации всей необходимой информацией о состоянии и функционировании банковской системы.

Читайте также:  Какой витамин содержится в свежих огурцах

Согласно ст. 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России подотчетен Государственной Думе. Государственная Дума в сфере управления банковской деятельностью реализует следующие полномочия:

  • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
  • назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее — Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;
  • направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
  • рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
  • рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
  • принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
  • проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
  • заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Совет Федерации тоже является участником системы государственного управления в банковской сфере. Он направляет двух человек в Национальный банковский совет (ст. 12 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Роль Правительства Российской Федерации складывается во взаимодействии с Банком России. В России Центральный банк определен Конституцией Российской Федерации как независимый от других органов государственной власти субъект, подотчетный только Государственной Думе, он независим от Правительства и проводит более самостоятельную финансовую политику, в отличие от достаточно распространенного в мировой практике подчинения центрального банка министерству финансов и проводящего финансовую политику правительства.

Примечания[править | править код]

Источник

Страница 1 из 2

Проблема источников банковского права имеет в условиях со­временной России не только теоретическое, но и практическое значение. Реализация его принципов, а также принципов правово­го государства вообще, верховенства Конституции РФ, строгой ие­рархии нормативных правовых актов, содержащих нормы банков­ского права, наконец существование банковского права как отрасли права предполагают наличие научно обоснованной концепции его источников.

Одной из причин недостаточной теоретической разработаннос­ти этой проблемы является многозначность и нечеткость понятия «источник права». С.Ф. Кечекьян писал, что данное понятие «при­надлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором употребляются слова «источник права». Ведь «источник права» — это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением»1.

В дореволюционном российском праве под источниками права понимались формы выражения положительного права, которые имеют значение обязательных средств ознакомления с действую­щим правом2.

В современной российской юридической науке под источни­ком права обычно понимают форму выражения правила, сообщаю­щую ему качество правовой нормы3; тот единственный «резерву­ар», в котором пребывают юридические нормы4; форму установле­ния и выражения правовых норм5 и т.д.

По нашему мнению, наиболее приемлемой с теоретической точки зрения является формула Г.Н. Муромцева, согласно которой под источником права следует понимать обусловленный характе­ром правопонимания данного общества способ признания соци­альных норм в качестве обязательных6. Внешней формой права на­зываются способы установления правовых норм. В юридической литературе за ними утвердилось традиционное наименование «ис­точники права»7.

Итак, источники банковского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся нормы, регулирующие от­ношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы Российской Федерации, в частности, в процессе регулирования банковской системы со стороны Банка России и других органов государственной власти, а также союзов и ассоциа­ций кредитных организаций.

Рассмотрим источники банковского права.

1. Конституция Российской Федерации

Источниками банковского права являются положения Консти­туции РФ, которые в той или иной степени регламентируют банг ковскую деятельность кредитных организаций, а также деятель­ность Банка России либо устанавливают ограничения этой дея­тельности и образуют конституционные основы банковской дея­тельности. Сюда прежде всего относятся: п. «ж»,«з» ст. 71; ст. 74, 75; п. «г» ст. 83; п. «в» ч. 1 ст. 103; ч. 3 ст. 104; п. «в» ст. 106; п. «б» ч. 1 ст. 114 и др.

Читайте также:  Какой руде содержится наибольшее количество железа

Указанные положения Конституции являются неотъемлемой частью подсистемы конституционных норм, которые некоторые ав­торы называют «экономической конституцией», причем под этой совокупностью конституционных норм понимаются не только кон­кретные нормы, но и принципы, составляющие основы конститу­ционного строя, а также нормы, определяющие права человека1.

2. Федеральное банковское законодательство

Банковское законодательство Российской Федерации подраз­деляется на специальное и общее.

Под специальным банковским законодательством как основной группой источников банковского права понимается система зако­нодательных актов, состоящая из Федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и Закона РФ «О налогообложении дохо­дов банков»2. Предмет специального банковского законодательст­ва совпадает с предметом отрасли банковского права, подчиняется тем же принципам и выполняет те же функции, что и отрасль бан­ковского права.

Специальное банковское законодательство в настоящее время еще окончательно не оформилось. На рассмотрении Госдумы находятся проекты таких Федеральных законов, как «О федеральном государственном архиве кредитных историй», «О гарантировании вкладов граждан в банках», «Об использовании платежных карт в Российской Федерации» и др.

Главным направлением совершенствования специального бан­ковского законодательства помимо принятия законов должна стать его кодификация, которая даст возможность проанализировать весь основной нормативный материал банковского законодатель­ства и корреспондирующей ему отрасли банковского права, обес­печить большую взаимоувязанность нормативных актов.

Общее банковское законодательство включают в себя нормы, со­держащиеся в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Таможенном кодексе РФ, Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и в других законах, которые в той или иной мере регулируют порядок осуществления банковской деятельности кредитными организациями и Банком России.

Банковское законодательство занимает ведущее место в системе источников права, что предопределяется следующими специфи­ческими признаками законов как основного источника права:

1)   они принимаются исключительно законодательными органа­ми государственной власти либо путем референдума;

2)   они обладают вьющей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам, т.е. содержание всех иных
нормативных правовых актов не должно противоречить законам;

3)   они регулируют наиболее важные основополагающие отно­шения. В законах закрепляется тип банковской системы России,
компетенция Центробанка, права и обязанности кредитных орга­низаций и т.д.;

4)   они содержат нормы первичного характера; все иные акты
призваны преимущественно конкретизировать и детализировать
нормативные установления законов;

5)  они принимаются с соблюдением особых процессуальных норм.

3. Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права

Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права, в свою очередь, подразделяются на несколько групп:

1. Нормативные акты Банка России, действующие акты Госбанка СССР. В соответствии со ст. 6 Закона о Банке России Центробанк по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физичес­ких лиц. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

В зависимости от содержания нормативные акты Банка России могут издаваться в форме:

1)     указания (если его содержанием является установление от­дельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка
России);

2)     положения (если его основным содержанием является уста­новление системно связанных между собой правил по вопросам,
отнесенным к компетенции Банка России);

3)     инструкции (если ее основным содержанием является опре­деление порядка применения положений федеральных законов,
иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе в форме его указаний и положений).

Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Акты Госбанка СССР действуют в части, не противоречащей российскому законодательству и нормативным актам Банка Рос­сии.

2. Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. Они могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Пре­зидента (ст. 80 Конституции РФ), в том числе по вопросам, состав­ляющим предмет банковского права, кроме случаев, когда этот во­прос в соответствии с федеральным законодательством может быть урегулирован только законом.

Читайте также:  В каких продуктах содержатся лигнаны

Относя указы Президента РФ к подзаконным актам, не следует забывать, что согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ в установленном Конституцией порядке принимает меры по ох­ране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и го­сударственной целостности, обеспечивает согласованное функ­ционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти меры Президент РФ уполномочен принимать не только на основании законов, но и в их отсутствие. Это так называемое делегированное законодательство означает обязанность Прези­дента РФ в случаях отсутствия закона принимать нормативные правовые акты для обесценения норм Конституции до принятия федеральных законов.

Наряду с актами федеральных законодательных органов указы Президента РФ являются актами первоначального правотворче­ства, так как содержат нормы права и посвящены общим вопросам.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов испол­нительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Консти­туции РФ и федеральным законам или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответ­ствующим судом.

3. Постановления Правительства РФ. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. ,114 Конституции России Правительство РФ обеспечивает
проведение в Российской Федерации единой финансовой, кре­дитной и денежной политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юриди­ческую силу.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ под­лежат обязательному официальному опубликованию (кроме актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляю­щие государственную тайну, или сведения конфиденциального ха­рактера) в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение 10 дней со дня их подписания.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, и поста­новления Правительства, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных ор­ганов исполнительной власти, а также организаций, по общему правилу, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней со дня их официального опубликования.

Иные указы Президента и постановления Правительства, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

4. Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что «общепри­знанные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Следовательно, в российскую правовую сис­тему введено две категории международно-правовых норм1.

К первой категории относятся общепризнанные принципы и нормы международного права, т.е. принципы и нормы, установ­ленные и признанные международным сообществом государств. Сюда входят:

— нормы, содержащие основополагающие принципы между­народного права;

— нормы общего международного обычного права;

— общие принципы права, признанные цивилизованными на­циями.

Вторую категорию составляют нормы, содержащиеся в между­народных договорах России, причем согласно ч. 4 ст. 15 Конститу­ции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то при­меняются правила международного договора.

Российское законодательство не дает четких указаний по поводу того, что следует считать общепризнанными принципами и норма­ми международного права. В юридической литературе высказаны различные мнения по вопросу о характере и значении общих прин­ципов международного права. В связи с этим в российской судеб­ной практике пока нет ясности, какие конкретно нормы и принци­пы могут применяться судами.

Тем не менее представляется правомерным утверждение, что общепризнанные нормы и принципы международного права со­держатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, двух- или многосторонних конвенциях (напри­мер, Женевская конвенция 1930 г. «О единообразном законе о переводном и простом векселях», Женевская конвенция 1931 г. «О единообразном законе о чеках», Оттавская конвенция УНИД-РУА1988 г. «О международном факторинге», Оттавская конвенция УНИДРУА1988 г. «О международном финансовом лизинге» и др.).

По общему правилу, международные договоры Российской Федерации на территории России применяются непосредствен­но и имеют приоритет перед национальным законодательством в случае коллизии между ними. Международные договоры, заклю­ченные СССР, обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если не было объявлено о прекращении их дейст­вия.

<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

Источник