В каких методах обучения содержатся элементы проблемного обучения

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 января 2019;
проверки требуют 6 правок.

Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учиться мыслить, творчески усваивать знания.

Проблемное обучение — способ организации деятельности учащихся, который основан на получении информации путем решения теоретических и практических проблем в создающихся в силу этого проблемных ситуациях.

Альтернативным проблемному обучению выступает эвристическое обучение.

Особенности методики[править | править код]

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Проблемная ситуация — это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Проблемная задача — это задача творческого характера, требующая от обучающихся большой инициативности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения. Она является средством создания проблемной ситуации. В отличие от обычной задачи она представляет собой не просто описание какой-либо ситуации, состоящее из характеристики данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий. Примером проблемной задачи могут быть задачи на установление причинно-следственных связей, на определение преемственности между фактами, на выявление степени прогрессивности явления и т. д.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения[править | править код]

  1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
  2. Быть доступными для учащихся.
  3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
  4. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения:

  1. Высокая самостоятельность учащихся;
  2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;
  3. Появление диалектического мышления учащихся.

Недостатки проблемного обучения:

  1. Малоприменимо для формирования практических умений и навыков;
  2. Затратно по времени для усвоения объема знаний.

Сущность проблемного обучения[править | править код]

Проблемное обучение — обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения.

Функции проблемного обучения[править | править код]

1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;

2) развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся;

3) воспитание навыков творческого усвоения знаний;

4) воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы;

5) формирование и накопление опыта творческой деятельности.

Деятельность учителя при проблемном обучении состоит в объяснении содержания наиболее сложных понятий, систематическом созданием проблемных ситуаций, сообщение учащимся фактов и организация их учебно-познавательной деятельности таким образом, чтобы на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно сделали выводы и обобщения.

В результате у учащихся вырабатываются:

1) навыки умственных операций и действий;

2) навыки переноса знаний и т. д.

Существует определённая последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Читайте также:  В каких содержится селен

1) возникновение проблемной ситуации;

2) проблемная ситуация;

3) осознание сущности затруднения и постановка проблемы;

4) поиск способов её решения путем догадки, выдвижения гипотезы и её обоснования;

5) доказательство гипотезы;

6) проверка правильности решения проблем.

Выделяют несколько типов проблемных ситуаций:

1) первый тип — проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи;

2) второй тип — проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях;

3) третий тип — проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа;

4) четвёртый тип — проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Выделяют следующие методы, используемые при проблемном обучении (система методов М. Н. Скаткина и И . Я. Лернера):

1) объяснительный метод — состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение;

2) репродуктивный метод — применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала и т. д.;

3) практический метод — является сочетанием приемов обработки навыков практических действий по изготовлению предметов, их обработки с целью совершенствования, предполагает деятельность, связанную с техническим моделированием и конструированием;

4) частично-поисковый метод — является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса;

5) исследовательский метод — представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения путей её решения.

Публикации[править | править код]

  • Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: «Знание», 1983. — 96 с.
  • Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 1991. — 80 с.
  • Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.
  • Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — Сс. 186—203.
  • Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977. — 240 с.
  • Махмутов М.И. Проблемное обучение.— М: «Просвещение»., 1975.
  • Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — 208 с.
  • Поспелов Д. А., Пушкин В. Н., Садовский В. Н. К определению предмета эвристики // Проблемы эвристики. — М., 1969.
  • Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.

См. также[править | править код]

  • Эвристическое обучение
  • Педагогика
  • Образование
  • Репетиторство
  • Обучение путём открытия

Источник

Понятие и направленность методов проблемного обучения

Определение 1

Методы проблемного обучения – это методы, предусматривающие подачу нового учебного материала через создание проблемной ситуации, решение которой потребует от учащегося вложения интеллектуальных сил.

Сущность проблемной ситуации заключается в том, что ее решение вызывает у учащихся затруднения, так как они не могут найти объяснение какому-либо факту или явлению, все известные им способы решение не помогают. В этом случае учащиеся начинают искать новые пути и способы.

Определение 2

Проблемная ситуация (задача) – это созданная педагогом учебная проблема, имеющая четкие условия, в результате чего поле поиска решения ограничено и доступно для учащихся.

При разработке проблемной ситуации педагогом должны быть созданы все необходимые условия, не только для усвоения учащимися знаний, но и для понимания процесса их приобретения. То есть, учащиеся должны не просто прослушать лекцию, содержащую уже готовую инструкцию о том, как действовать, а самостоятельно проработать план поиска необходимой информации для решения или ответа.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Метод проблемного обучения направлен на формирование у учащихся мыслительной деятельности, умения последовательного нахождения ответа. Это связано с тем, что решение проблемной ситуации осуществляется поэтапно:

  1. Постановка проблемы
  2. Четкое определение сущности поставленной проблемы
  3. Определение всех возможных путей по выходу из ситуации, вынесение предложений возможного решения, обоснование каждого предложения
  4. Аргументированные доказательства эффективности вынесенных предложений и решения с их помощью проблемы
  5. Осуществление проверки правильности предложенного решения проблемы
Читайте также:  Какие содержаться витамины в овощах и фруктах

Замечание 1

Важным условием постановки проблемной ситуации является верная установка уровня сложности. Проблема должна вызывать у учащегося затруднения, но вместе с тем быть посильной для самостоятельного поиска ответа (решения).

Виды методов проблемного обучения

В настоящее время выделяют шесть основных видов методов проблемного обучения. Каждый вид отличается изложением учебного материала, организацией деятельности учащихся.

Виды методов проблемного обучения:

  • Метод монологического изложения – предусматривает последовательное пояснение и демонстрацию педагогом опытов, с целью их подтверждения. Речь педагога сопровождается наглядностями (макеты, иллюстрации, схемы и т.д.) и техническими средствами обучения.
  • Рассуждающий метод обучения – направлен на показания образца исследования, путем постановки и рассуждений о решении. Проблемный материал делится педагогом на части, к каждой части готовится комплекс риторических вопросов проблемного характера. Метод предполагает форму лекции, риторические вопросы призваны привлечь и удержать внимание учащихся к занятию.
  • Диалогический метод изложения – направлен на привлечение учащихся к совместному с педагогом решению проблемы. Данный метод способствует развитию таких качеств как познавательная активность и интерес. Особенность метода заключается в том, что он привлекает к уже известному, но поданному в новом виде материалу.
  • Эвристический метод изложения – основан на том, что педагог ставит перед учащимися проблему, но она поделена на части, решение каждой из которых предполагает обучение отдельным способам поиска знаний. Каждая выделенная часть может быть дополнена постановкой отдельных познавательных заданий и задач. Основная форма реализации данного метода заключается в сочетании эвристической беседы с решениями проблемных заданий.
  • Исследовательский метод – представляет собой сконструированную педагогом методическую системы проблемных заданий, адаптирует ее под конкретную учебную ситуацию и представляет учащимся. Процесс, решения поставленной проблемной ситуации, осуществляется непосредственно учащимися под руководством педагога. В процессе решения проблемы происходит овладение процедурой творчества, усваиваются методы познавания.
  • Метод программированных заданий – представлен постановкой педагогом системы программированных заданий. Программированные задания – это отдельные элементы, каждый из которых содержит какую-то часть изучаемого учебного материала, представленного в виде вопросов и ответов, либо в виде новых упражнений и заданий.

Замечание 2

Методы проблемного обучения направлены на разносторонне развитие учащихся и формирование у них определённых знаний, умений и навыков.

Условия организации методов проблемного обучения

Эффективность методов проблемного обучения во многом зависит от соблюдения ряда условий организации данных методов:

  1. Объяснение нового учебного материала должно следовать только после того как учащиеся задут вопрос, касающейся данного материала, в процессе решения проблемной ситуации. Это необходимо для того, чтобы дать учащимся время самостоятельно прийти к тому, что им необходима данная информация для последующей успешной работы.
  2. Обязательный учет уровня знаний и умений учащихся, при изложении нового учебного материала. В том случае, если учащиеся в решении проблемы самостоятельно пришли к решению, посредством собственного мышления, то нет необходимости дублировать то, что ими было найдено и усвоено. Педагогу стоит лишь подтвердить правильность их решения и попросить повторно сформулировать ответ, с целью его закрепления.
  3. В случае, если путь решения выбран не верно, либо не верен полученный ответ, то проблемная ситуация все равно сыграла положительную роль, так как дала учащимся понять о необходимости расширения своих знаний и умений.
  4. Если обучение проходит в форме практического или лабораторного занятия, то перед его организацией педагог должен дать учащимся необходимые сведения или обучить способам действий по выполнению задания.
  5. Если проблемное задание окажется чересчур трудным, то оно может быть расчленено на ряд частных проблемных заданий, чтобы решение каждого из них стало доступным.

Замечание 3

Все эти условия должны лечь в основу проблемных заданий и выбора методики изложения учебного материала в созданной педагогом проблемной ситуации.

Источник

1) Репродуктивные упражнения.

2) Эвристические беседы.

3) Демонстрация картин.

4) Обучающий контроль.

56. Укажите правильное определение сути проблемного обучения (по М.И. Махмутову).

1) Проблема развития инициативы, творчества детей.

2) Дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включающая специфическое сочетание приемов и методов преподавания и учения, которым присущи черты поиска.

3) Разновидность учебной деятельности детей по усвоению сообщаемых знаний.

Читайте также:  Какие газы содержатся в нефти

4) Проблема приобретения учащимися новых знаний, их закрепления и выработки умений и навыков.

57. К какой группе методов относятся индуктивные и дедуктивные методы?

1) Методы по логике передачи и восприятия информации.

2) Методы по степени управления учебной работой.

3) Методы по степени самостоятельности мышления детей.

4) Методы контроля и самоконтроля.

58. При каких условиях учитель может использовать только словесные методы?

1) Учитель хорошо владеет словесными методами.

2) Учитель не располагает временем для проблемного изучения данной темы.

3) Учитель не располагает необходимыми наглядными пособиями.

4) Правильного ответа нет.

59. При каких особенностях учащихся рационально применять репродуктивные методы?

1) Ученики еще не готовы к проблемному изучению этой темы.

2) Ученики готовы к усвоению информации только словесными методами.

3) Ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы.

4) Ученики еще не готовы к самостоятельному изучению данной темы.

60. Программированное обучение – это:

1) обучение по оптимальным программам;

2) обучение, которое проводится в соответствии с учебной программой;

3) обучение с помощью алгоритмов;

4) особая управляемая и контролируемая самостоятельная работа учащегося, осуществляемая с помощью программированных учебных пособий, или обучаемых машин, или и тех и других вместе.

61. Почему классно-урочная система является основной?

1) Потому, что она возникла раньше других.

2) Потому, что именно на уроке, а не на кружке или в процессе домашней работы идет реализация поставленных целей.

3) Потому, что на уроках изучается большой объем учебного материала.

4) Потому, что урок проводится учителем.

62. Урок – это:

1) форма организации обучения, при которой учитель ведет занятия с постоянным составом учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень развития, по твердому расписанию и установленному регламенту;

2) урок характеризуется признаками: постоянный состав учащихся, наличие классной комнаты, учебных пособий и оборудования;

3) для урока характерно постоянное время работы – 45 мин.;

4) урок определяется наличием триединой цели: научить, воспитать, развить.

63. По какому признаку определяются тип и структура урока?

1) По дидактическим целям.

2) По количеству структурных частей.

3) По количеству времени, отводимого на достижение главной цели.

4) По деятельности учителя.

64. Назовите основные типы уроков.

1) Под контролем учителя и без контроля учителя.

2) Заучивание наизусть, комбинированный урок, экскурсия, индивидуальная работа, киноурок.

3) Комбинированные, изучения новых знаний, формирования новых умений, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний и умений, практического применения знаний и умений.

4) Вводные, уроки первичного ознакомления с материалом, комбинированные, заключительные, формирования навыков.

65. Какими причинами обусловлено использование вспомогательных форм обучения?

1) Уроки утомляют учащихся, а внеклассные занятия делают обучение приятным.

2) Уроки толкают учителя на штампы и догматизм в работе. А внеурочные формы дают свободу действий.

3) Уроки порождают формализм в знаниях школьников, а вспомогательные формы помогают в формировании действенных знаний.

4) Правильного ответа нет.

66. Диагностирование обученности – это:

1) контроль и оценка знаний и умений обучаемых;

2) контроль, проверка, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование результатов;

3) правильное оценивание умений, знаний.

4) установление личного рейтинга каждого обучаемого.

67. Контроль успеваемости – это:

1) выявление, измерение и оценивание знаний, умений;

2) выявление и измерение знаний, умений;

3) способ побуждения к учению с помощью оценок;

4) составной компонент проверки.

68. Проверка успеваемости – это:

1) подведение итогов контроля;

2) составной компонент контроля, выявление и измерение знаний, умений;

3) результаты диагностики, выраженные в баллах;

4) определение качества усвоенных знаний, умений.

69. Оценивание успеваемости – это:

1) процесс проверки, учитывающий качественные и количественные показатели работы учащихся;

2) выставление отметок;

3) определение количества усвоенных знаний, умений;

4) подведение итогов контроля.

70. Оценка – это:

1) число, получаемое в результате измерений уровня обученности;

2) отражение объема усвоенных знаний, умений;

3) результат проверки, отражающий значение, приписанное оценочному суждению;

4) баллы, с помощью которых можно устанавливать личный рейтинг обучаемого.

Источник