В каких исторических источниках содержится упоминание о воронеже

В каких исторических источниках содержится упоминание о воронеже thumbnail

Опрос

Сколько вы живете в Воронеже?

Я тут родился и живу

Живу более 10 лет

Живу от 1 до 10 лет

Живу менее года

Я живу в другом городе

Воронеж — это населённый пункт в европейской части России, что является центром Воронежской области. Город раскинулся на берегах Воронежского водохранилища. Воронеж образует агломерацию, общая численность которой достигает более миллиона человек.

Первые упоминания о поселении датируются 1177 годом. Соответственная запись обнаружена в Никоновской, Лаврентьевской и Ипатьевской летописях. В древних сказаниях рассказывается о битве рязанских и владимирских князей, а также о побеге рязанского правителя Ярополка в Воронеж. По сказаньям Лаврентьевской летописи владимирцы победили и потребовали выдачи рязанского воеводы. Жители Рязани на пути в «Вороножь» выдали врагам беглеца. В Ипатьевском летописном своде также упоминается данное событие, но населённый пункт называют здесь «Воронажем» и «Вороняжем».

Основываясь на этих отрывках, историки полагают, что Воронеж как поселение существовал уже в XII столетии. Город также вспоминается в мемуарах Юлиана, венгерского монаха, что был выдающим средневековым путешественником Европы и дважды посещал Русь: в 1235 и 1238 годах. При описании расправы татар над жителями Курского княжества снова появляются записи о лесах вблизи Воронежа. В виду имеется место у одноименной реки.

Русские языковеды-слависты считают, что слово «Воронеж» происходит от слова «ворон» — названия птицы. Немецкие учёные делают предположения, что этимология города имеет связь с прилагательным «чёрный», синонимом которого является термин «вороной». Некоторые историки, обратив внимание на часть слова «неж» или «еж», проводят параллель с другими древними названиями. По версти краеведа из Воронежа название поселения происходит от возможно существовавшего славянского мужского имени «Воронег», по их мнению, топоним «Воронеж» в дальнейшем перестал быть связан с именем, и ударение соответственно переместилось на второй слог.

 

Важное

Петр I и Воронеж

История Воронежа тесно связана с деятельностью великого преобразователя российского. Все думы молодого царя были связаны с процветанием России, сближением ее с просвещенной Европой, он мечтал о выходах к южным морям…

Популярное

Дореволюционный Воронеж

Начало 19 века было отмечено знаменательнейшим событием в культурной жизни не только Воронежа, но и России, — открытием Городского Зимнего театра. Ныне это знаменитый драматический театр им. Кольцова, — старейший в России…

Новое

Последний трамвай Воронежа

Первым общественным транспортом, появившимся в Воронеже в 1926 году, был трамвай. До 1960 года, когда состоялся запуск троллейбусов, трамвай оставался главным общественным транспортным средством…

Источник

Историк Светлана Полякова готовит к изданию книгу под рабочим названием «Воронежец: по следам «Велесовой книги». Светлана заявляет, что нашумевшая книга Велеса (или Изенбека) — своеобразная летопись древних славянских народов, нацарапанная на деревянных дощечках, — не мистификация, как полагают многие ученые, а реальный исторический документ.

— Из учебников истории все привыкли считать, что государственность в России начинается с династии Рюриковичей, — говорит автор книги. — По общепринятой теории, до киевской Руси существовали только разрозненные племена кочевников. Но в «дощечеках Изенбека» утверждается обратное. Есть все основания полагать, что в VI веке до нашей эры уже существовало славянское государство с развитой системой городов, соединенных между собой дорогами и торговыми путями. По некоторым источникам можно даже предполагать, что на территории ходила одна монета и был единый алфавит и письменность — так называемая «влесовица». Более того, это было государство с воинской повинностью, и мощной армией, «силой оружия ужасавшей мир». Это подтверждают, в частности, римские, византийские и немецкие хроники. В них упоминается о многочисленных сражениях между их народами и славянами.

По словам Поляковой, книга Велеса называет это государство Русколанью. Оно пролегало на равнине от Дона до Днепра, а его «столицей» был город Голунь.

— Даже Геродот в своих трудах описывает государство руссов с центральным городом под названием Гелон, — продолжает Светлана Полякова. — А ведь это и есть Голунь! Он предположительно находился на территории Липецкой области.

Главный город между Русью и степью

Кроме Голуни в Велесовой книге Полякова нашла упоминания еще о шести-семи крупных населенных центрах. В том числе и о Воронеже.

— Воронежец, а именно так во времена Русколани назывался наш город, говорится в дощечках девять раз, — рассказывает Светлана. — Суффикс «ец» прибавлялся неспроста. Его присваивали только сильным, укрепленным местам, городам-крепостям. Воронежец служил мощной преградой для врагов и перекрывал все подходы на государство с южной стороны. Как большинство поселений древних руссов, он был опоясан «змеевыми валами» — пограничной линией укреплений. Это многокилометровые земляные насыпи высотой до 20 метров. Их строили на обрывах рек и в лесистых местностях, где кочевникам было наиболее сложно пройти. Сама крепость располагалась на правобережном холме реки Воронеж (где сейчас главный корпус ВГУ). Вокруг нее были небольшие поселения, которые снабжали Воронежец всем необходимым. Неподалеку от крепости был другой холм, на котором находилась Чужовка. Называлась она так потому, что там селились чужаки — иностранные мастера, инженеры, наемники. Сегодня это название видоизменилось и превратилось в Чижовку.

Кстати, холмы на правом берегу реки Воронеж в IX веке выполняли роль таможни на восточной границе Руси, на водно-сухопутных путях из городов Поволжья к Киеву, а оттуда в Западную Европу.

1585 или 375?

По мнению автора книги, версия о том, что наш город был основан только в XVI веке, не выдерживает никакой критики.

— Воронеж неоднократно упоминается в летописях в связи с трагическими для Руси событиями 1237 года, когда началось татаро-монгольское нашествие. Воронеж был первым русским городом, который принял на себя удар орды, — аргументирует Светлана Полякова. — Самое раннее свидетельство о Воронеже мы находим в Никоновской и Лаврентьевской летописях 1177 года. В них говорится, что разбитый рязанцами владимирский князь Ярополк Ростиславич бежал на Воронеж, «переходя из града в град». Возникает вопрос: почему из всех населенных центров князь выбрал именно этот? Да потому, что здесь под защитой крепких стен он мог спастись и собрать новые силы. Кроме того, на карте «Народы и княжества славян между Эльбой и Доном до 1125 года» Карла фон Шпруннера (немецкого путешественника XI века) также есть Воронеж. Встречаются упоминания о нашем городе и в арабских источниках XIII века. Там он называется «Оргенхузином», что переводится как «город серебряных струй».

В Велесовой книге, по словам Светланы Поляковой, упоминание Воронежа, или Воронежца, связано с еще более ранними историческими событиями — борьбой с готами (немецкими племенами) в IV веке. «И вот был Воронежец местом, где готы усилились, — читает Полякова старинное писание. — А Русь там билась, и в том граде нас было мало. И так после битвы сожегши его в прах, и пепел ветрами развеяши во все стороны по полям. Не благословляйте ту землю русскую! Не озирайтесь на нее, но и не забывайте ее! Там же кровь отцов наших лилась, и потому мы по праву приходили туда. И от этого Воронежца слава течет по Руси, и ее Сварог имеет. Берите ее всеми силами, возвратите ее со своими князьями, освободите блаженную русскую землю! Ибо это прекрасные пашни, которые могут дать пропитание…»

— Готы разорили и сожгли Воронежец приблизительно в 375 — 376 году, — утверждает Светлана. — Но обессиленные после борьбы со славянами, враги потерпели поражение от новой силы — гуннов. Воронеж возродился из пепла, снова стал значимым городом, но уже не как «столица» региона, а как пограничный форпост Руси. И это доказано исторически и топографически. Значит, «удревнить» дату основания города можно, по крайней мере, до этого времени, хотя «Велесова книга» говорит о большей древности существования этого города-крепости. Что же касается 1585 года, который предложил воронежский историк профессор Владимир Загоровский в качестве даты основания, то она мне кажется нелогичной.

Справка «КП»

Велесова книга (Дощечки Изенбека) — письменный текст, который впервые опубликовали в 1950-е годы русские эмигранты Юрий Миролюбов и Александр Куренков в газете «Жар-птица» в Сан-Франциско. По рассказам Миролюбова, он списал текст с утерянных во время войны старинных деревянных дощечек IX века, которые обнаружил у красноармейского генерала Изенбека. В них содержатся предания, молитвы, легенды и рассказы о славянской истории примерно с VII века до н. э. до IX века н. э. Многие историки и лингвисты полагают, что это фальсификация, которая написана в XIX или XX веках и примитивно имитирует древний славянский язык. Наиболее вероятным фальсификатором текста, по мнению ученых, является сам Миролюбов.

Важнейшие моменты в истории нашего города (по книге Поляковой):

375 год нашей эры — битва руссов с готами у стен Воронежца. Наш город разграбили и сожгли.

IV — XII века — Воронеж возрождается и становится пограничным форпостом Руси и крупным таможенным пунктом.

1237 год — Воронеж стал первым городом, который принял на себя удар татаро-монголов. Победив наших князей, Золотая Орда пошла через Воронеж к Рязани.

1570 год — Воронеж разрушают и сжигают крымцы в результате долгой войны этого народа с Московским государством.

Что было дальше (согласно общепринятой истории):

1586 год — Федор Иванович издал царский указ о восстановлении Воронежа.

1695 — 1711 годы — Петр I возводит Воронежскую верфь, идет строительство кораблей.

Июнь 1942 — январь 1943 года — ожесточенные бои за Воронеж с немецкими захватчиками, продлившиеся 212 дней. Город разрушен практически до основания. Уцелел лишь каждый десятый дом.

Об авторе

Светлана Полякова окончила исторический факультет ВГУ в 1995 году, долго занималась военной археологией. За книгу взялась после смерти свекра (краеведа Владимира Душутина), который много лет изучал Велесову книгу. Она пообещала родственникам, что доведет его дело до конца.

Мнение ЗА

Олег БОБРОВ, кандидат исторических наук:

— Лично я не сомневаюсь в подлинности Велесовой книги. Она не может быть фальсификацией по многим причинам. Чтобы создать такой труд, Миролюбову нужно было быть гением во всех отношениях. Во-первых, чтобы описать некоторые события, он должен был знать об археологических находках и летописях, которые опубликовали лишь в 60 — 70 годы. Во-вторых, он должен был быть гениальным лингвистом, чтобы воспроизвести или тем более придумать язык, существовавший на заре цивилизации. Должен был быть гениальным историком, чтобы сделать точный отсчет материалов, датировку, воспроизвести хронологию и т. д. Одному человеку сделать все это, чтобы обмануть всех, просто не под силу! К тому же Миролюбов по профессии химик. Да и какой смысл ему было говорить о Воронеже?

Мнение ПРОТИВ

Анатолий ВИННИКОВ, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории средних веков и зарубежных славянских народов ВГУ:

— Ни один факт, изложенный в Велесовой книге, к реальной истории древней Руси и тем более к Воронежу никакого отношения не имеет. Это, мягко выражаясь, вымысел. Все профессиональные историки единодушны в этом вопросе. Дощечки Изенбека датированы IX веком нашей эры. Но в нашей местности археологи еще не нашли ни одного деревянного изделия тысячелетней давности. В своей книге Полякова ссылается на Геродота. Но она как историк должна знать, что его труды относятся к V веку до нашей эры. В них даже нет слова «славяне», Геродот понятия не имел об этих племенах. Что касается истории нашего края, то на уровне современных знаний и исследований можно говорить, что славяне появились на реках Воронеж и Дон не раньше, чем в конце VIII века нашей эры. А все эти события 375 года, которые якобы связаны с Воронежем, никакого отношения к нам не имеют. На мой взгляд, работа Светланы Поляковой — ярчайший пример фальсификации истории края, который наносит колоссальный вред интеллектуальному развитию общества. Наши краеведы — «ура-патриоты», пытающиеся во что бы то ни стало удревнить историю Воронежа, почему-то закрывают глаза на истинные факты и пользуются сомнительными источниками. И это очень грустно!

Светлана Полякова рассказывает о своей книге.Александр ТКАЧЕВ

Источник

Alexxiss все записи автора

20 февраля 1177 г. дружина владимирского князя Всеволода, поддержанная городским ополчением, разгромила на речке Колокше, недалеко от стольного города Владимира, рязанскую рать. Победа владимирцев была полной. В плен попали великий рязанский князь Глеб, старший сын Роман, знатные рязанские бояре, названные в летописи по именам, множество рядовых воинов. Немало рязанцев полегло на поле боя. Князь Глеб привел на Владимирскую землю вместе с рязанским войском и своих временных союзников — половцев. Владимирская дружина разбила и их. «А поганые половцы избиша оружьем тем же», — сообщает Лаврентьевская летопись1.
Ко времени описываемых событий Киев перестал быть центром прежде единого огромного государства средневековья — Киевской Руси. Русь раздробилась на самостоятельные, независимые от Киева феодальные княжества-государства. Раздробление Руси было следствием экономического развития отдельных земель, усиления могущества новых феодальных центров. Но разделение политической власти на Руси привело к феодальным войнам, распрям, междоусобицам.

Русские летописи при изложении событии второй половины XII в. заполнены рассказами о княжеских распрях, походах, сражениях. Нередко князья заключали союзы со степйыми кочевниками-половцами, приводили их с собой для грабежа на Русь, так что упомянутый поступок рязанского князя Глеба не являлся чем-то исключительным, из ряда вон выходящим. О междоусобной борьбе рязанских князей с владимирскими летописи говорят довольно подробно. Для нас особенно интересен рассказ о столкновении рязанцев с владимирцами в 1177 г. — ведь здесь впервые в летописях появляется слово «Воронеж».
Вместе с рязанским князем Глебом и половцами в поход на Владимирскую землю шли князья-братья Мстислав и Ярополк Ростиславичи, которые были молодыми, но уже испытанными в междоусобных княжеских распрях людьми. Мстислав и Ярополк находились в родстве с рязанским князем Глебом и с владимирским князем Всеволодом. Первому они приходились шурьями (братьями жены), второму — племянниками.
Ярополк успел уже побывать в роли владимирского князя, это было в 1174-1175 гг. Его брат Мстислав княжил тогда же в Ростове Великом — древнейшем городе северо-восточной Руси. Мстислав и Ярополк Ростиславичи заняли в 1174 г. княжеские столы во Владимиро-Суздальской земле по приглашению местных бояр после могущественного владимирского князя Андрея Боголюбского, павшего в результате боярского заговора2. Ростиславичей поддержал рязанский князь Глеб, стремившийся подчинить своему влиянию всю северо-восточную Русь.
Но долго продержаться у власти Мстиславу и Ярополку не удалось. 15 июня 1175 г. в город Владимир вступил с дружиной брат Андрея Боголюбского князь Михаил Юрьевич; его приветствовали горожане, надеявшиеся иметь у себя сильного князя, не желавшие подчиняться боярам Ростова и Суздаля. И Ярополк, по словам летописи, бежал «Рязаню», то есть в Рязанскую землю. Мстислав же бежал из Ростова в Новгород.
Через год, в июне 1176 г., Михаил Юрьевич умер, и княжеские распри вспыхнули с новой силой. Преемником Михаила стал его младший брат Всеволод Юрьевич. Свои права на Владимиро-Суздальскую землю попытался снова предъявить Мстислав Ростиславич. Он явился с дружиной из Новгорода, но был разбит в бою Всеволодом и бежал назад в Новгород, а затем — в Рязань. Как сообщают летописи, Мстислав и Ярополк уговорили рязанского князя Глеба совершить поход на Владимир. Глеб, несомненно, преследовал и свои собственные цели. Осенью 1176 г. он выступил в поход. По пути к Владимиру Глеб сжег Москву — в то время небольшой городок на западе Владимирского княжества. Рязанское войско и половцы опустошили окрестности Москвы.

Победа рязанского войска и князя Глеба могла бы снова открыть Мстиславу и Ярополку путь к княжеским столам во Владимиро-Суздальской земле. Но в решающей битве на речке Колокше победил Всеволод. Горожане-владимирцы поддержали Всеволода, справедливо считая, что он, как прежде его брат Андрей Боголюбский, сильной рукой прекратит феодальные войны на владимирской земле, заставит умолкнуть своевольных ростовских и суздальских бояр, презиравших жителей молодого города Владимира.

Мстислав попал в плен вместе с рязанскими князьями и боярами, а Ярополку удалось бежать с поля битвы в рязанские пределы. Вернувшись победителем во Владимир, Всеволод сначала обращался с пленными князьями подружески. Но владимирцам это не понравилось, в городе, как сообщает летопись, поднялся «мятеж» по настоянию владимирцев Всеволод велел пленных князей (Глеба, его сына Романа и Мстислава) посадить в темницу («в поруб»). Одновременно Всеволод предъявил рязанцам ультиматум, требуя выдать Ярополка и угрожая походом на Рязань. Вот что говорится об этом в Лаврентьевской летописи: «А по Ярополка посла (гонца послал Всеволод, речь идет о нем. — В. З.), глаголя рязанцем: вы имете нашего ворога, али иду к вам. Рязанци же, здумаша, рекуще, князь наш и братья наши погыбли в чюжем князи, ехавще в Вороножь, яша его сами и приведоша его в Володимерь»3.

Итак, Лаврентьевская летопись сообщает, что рязанцы за Ярополком «ехавше на Вороножь». В Ипатьевской летописи это выражение дано с некоторыми изменениями. В одном из сохранившихся ее списков говорится, «ехавше Воронажь», в другом — «ехавше в Вороняж»4. По сравнению с текстом Лаврентьевской летописи здесь исчез предлог «в» (в одном списке.), изменилось окончание слова (вместо Вороножь — Воронажь, Вороняж). Сообщения о Воронеже в 1177 г. и в Лаврентьевской и в Ипатьевской летописях, как мы видим, весьма неопределенны. Сказатъ «с полной уверенностью, что понимали летописцы под слоевом «Вороножь» («Воронажь», «Вороняж») — город, реку или область, сразу нельзя5.

Ряд подробностей о бегстве князя Ярополка в 1177 г. в Воронеж содержится в Никоновской летописи6. Это неудивительно, ведь она является наиболее подробным из жсех русских летописных сводов. Вот соответствующее место Никоновской летописи:

«Князь велики же Всеволод… в Рязань посла, сице глаголя: «выдаите ми врага моего шурина Глебова, князя Ярополка Ростиславичя; аще ли не сотворите ми тако, иду убо на вас со многими воинствы». Резанци же реша в себе, глаголюще: «сих ради князей Ростиславичев и нашим князем беда бысть и изгибоша; идем убо в Воронож и имем его»; отбежа бо князь Ярополк Ростиславич в Воронож, и тамо прехожаше от града во град, от многие печали и скорби не ведый себя камо ся дети. И тако шедше в Воронож, изымаша его, и ведоша в Володимерь ко князю Всеволоду Юрьевичю; он же повеле взяти его у них, и всажен бысть к прочим»7.

Подробности, появившиеся в Никоновской летописи, довольно интересны. Летопись сообщает, что Ярополк не просто убежал с поля битвы «в Воронож», но и переходил там из города в город, расстроенный поражением, крушением своих планов. Значит, «Воронож», по мнению первоисточника Никоновской летописи, не только (или не стольки) город, это — область, в которой есть и другие «грады». Но, может быть, переходы Ярополка «от града во град» — плод фантазии одного из составителей Никоновской летописи? Вряд ли. Такую подробность взять «с потолка» нельзя, повода же для сознательного добавления к летописному тексту этой географической детали не видно. Никоновская летопись моложе Ипатьевской и Лаврентьевской. Она была составлена в XVI в. на основе многих источников, в том числе и не сохранившихся до нашего времени (например, местных летописей). Видимо, в одном из таких не дошедших до нас древних источников и содержались подробности о действиях Ярополка «в Воронеже», попавшие затем в Никоновскую летопись.

Все летописи связывают «Воронеж» в 1177 г. с Рязанской землей; ясно, что город или область с таким названием находились в пределах Рязанского княжества, южные рубежи которого захватывали и тогда и в дальнейшем значительную часть современной реки Воронежа. Разместить этот летописный «Воронож» в районе нынешнего поселка Воронежа Сумской области УССР не позволяют ни география, ни логика.

Почему же после неудачной битвы под Владимиром князь Ярополк бежал именно «в Воронеж»? Что привело его туда? Определенного ответа на эти вопросы дать нельзя, можно высказывать лишь предположения. Например, такое. Ярополк выступил в поход из Рязани; ускакал он с поля битвы, конечно, не один, — его боевые соратники и слуги были жителями Рязанской земли. Как близкий родственник великого князя Глеба, он мог во время своего вынужденного рязанского изгнания (в 1175-1176 гг.) поручить во владение или в управление земли в Рязанском княжестве, скорее всего — на окраине княжества. За полтора года он узнал Рязанскую землю (ведь он должен был участвовать в пирах и охотах, в переговорах с половцами). В стольном городе Рязани находилась великая княгиня — его сестра. Но рязанцы не принимают Ярополка, в их глазах он — винойник поражения рязанского войска, гибели их родных и близких. Ярополк из Рязани отправляется на далекую рязанскую окраину — «в Воронеж», он там бывал, он знает эти места. Но и здесь с гневом и негодованием встречают его местные жители, и Ярополк вынужден «переходить» из града в град. Нигде Ярополк не находит опоры, наконец, рязанцы хватают его и везут во Владимир. Заметьте, рязанцы хорошо знают, где надо искать Ярополка. Обсудив ультиматум Всеволода, они едут за ним именно «в Воронеж».
Изложением событий, связанных с первым упоминанием о Воронеже» по Лаврентьевской, Ипатьевской и Никоновской летописям, можно ограничиться. Другие летописные своды дополнительных подробностей о бегстве князя Ярополка в 1177 г. в Воронеж не сообщают.

Источник
Фото с сайта

Место на карте

Источник

Читайте также:  Какое количество вещества и сколько молекул содержится в кислороде